В. М. Заводчиков 

 

БИБЛЕЙСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ  КАК  АЛЬТЕРНАТИВНАЯ  ТЕОРИЯ  ПОЗНАНИЯ

 

  О, сколько нам открытий чудных

                                                                                                          Готовит посвященья дух,

                                                                                                                    И опыт, сын ошибок трудных,

                                                                                                             И гений, парадоксов друг.

 

А. С. Пушкин

 

 

Всякий здравомыслящий человек (пусть даже он не обладает никакими признаками гениальности и не причисляет себя к достославному клану философов) рано или поздно может придти к выводу, что существуют различные пути познания окружающего мира, изучением которых и занимается гносеология. Руководствуясь диалектическим принципом, нетрудно сделать вывод и о том, что среди всего многообразия таких путей можно выделить два основных.

Традиционная гносеология во всех её разновидностях исходит из постулата о том, что человеческий разум является высшей формой организации мыслящей материи, и только он один способен поставлять нам знания об окружающем мире. Практически все исследования и разработки в области традиционной гносеологии на протяжении всей известной нам истории философии, начиная от Пифагора и до наших дней, сводились, в основном, к схоластическим спорам о принципиальной познаваемости или непознаваемости окружающего мира.

Предлагаемая к рассмотрению в данной работе концепция библейской гносеологии исходит из предположения объективного существования иных форм разума, высших по отношению к человеческому, способных передавать нам адекватные знания об окружающем мире.

В принципе, концепция существования высших по отношению к человеческому форм разума не является чем-то абсолютно новым. Во все времена находились философы, заявлявшие о существовании неких «высших идей», но, к сожалению, они не смогли облечь свои взгляды в логически чёткую, завершённую и доступную для всеобщего понимания форму. Это печальное обстоятельство приводило к тому, что такие философы оставались, как правило, непонятыми обществом, на них навешивались ярлыки различного толка «идеалистов» и, в зависимости от исторических обстоятельств, они подвергались либо игнорированию и насмешкам, либо преследованиям и физическому уничтожению. Результаты их философских изысканий никогда не использовались в практической деятельности человечества.

И в наше время многие здравомыслящие представители различных философских школ и научных направлений выражают твёрдую уверенность в существовании высших форм разума и сознания. Приведём краткий перечень основных терминологических формулировок в этой области: Планетарное Сознание, Космический Интеллект, Галактический Сверхразум, Высшее Сознание(11), Высший Интеллект Вселенной, Галактический супкркомпъютер, Высший Разум Вселенной, Ноосфера, Центр управления волновой космической формой жизни(3). Пытаясь осмыслить сущность Высшего Разума как реально существующего объекта, одни учёные интерпретируют Его как совокупность торсионных (особым образом закрученных) информационных электромагнитных полей сверхвысоких частот (1, с.425; 2), другие считают, что Он представляет собой систему квантово-механических взаимодействий, которым не требуется биологическая оболочка(3, с. 262).

Однако до практического использования информации, полученной от высших форм разума, дело пока ещё не доходит. Между тем, анализируя историческую практику человечества, мы можем констатировать, что рассматриваемый нами объект, который мы условимся именовать Высшим Разумом Вселенной, неоднократно передавал нам различного рода информацию, своевременное использование которой могло бы существенно улучшить жизнь тех или иных человеческих сообществ и помочь избежать многих негативных событий. К сожалению эта ценная информация почти всегда игнорировалась, и, в лучшем случае, только фиксировалась в сборниках сакральных текстов различных религиозных конфессий, а в худшем — просто уничтожалась. В своей практической деятельности человечество почти исключительно руководствовалось знаниями, полученными традиционным научным путём  Между тем нетрудно заметить, что именно этому пути присущи серьёзные недостатки. Сбор и накопление эмпирической информации — очень трудоёмкий и длительный процесс, а её рационалистическое осмысление зачастую приводит к ошибочным выводам. Это прекрасно выразил Пушкин в тех стихотворных строках, что взяты в качестве эпиграфа к данной работе. Сообщая нам о том, что «опыт — сын ошибок трудных», поэт имел в виду тот факт, что использование эмпирической информации, не проверенной на практике, способно привести к ошибкам, последствия которых трудноустранимы. Традиционный путь познания — это почти всегда «метод проб и ошибок». В то же время гениальные откровения, полученные вненаучным путём, обыкновенно  воспринимаются как парадоксальные и не принимаются во внимание.    

Анализ исторического процесса развития человечества и современной ситуации на нашей планете показывает, что практически всем серьёзным осложнениям в развитии земной цивилизации мы обязаны именно использованию знаний, полученных традиционным путём и приоритетной ориентации на авторитеты человеческого разума.

 

Как же можно использовать «вненаучное знание», полученное путём мистических откровений? Как уже было отмечено, эта информация сохранилась главным образом благодаря тому, что попала в сакральные тексты основных религиозных конфессий. В христианстве это «Книга Книг» — Библия, документ, зафиксировавший направленные людям откровения Свыше. Значительная часть библейских текстов была записана людьми, имевшими контакт с Высшим Разумом, и получавших информацию непосредственно от него по особым «ментальным» каналам связи. Сейчас таких людей принято называть «контактёрами», а в библейские времена они обычно именовались пророками или святыми. Естественно, такой путь получения знаний всегда казался (да и сейчас кажется) большинству людей непонятным.  Однако современная наука уже заявляет, что в действительности ничего необъяснимого в этом нет, — конечно, если не пытаться осмысливать такие явления с позиции законов линейной оптики или электродинамики. Просто человек, которого в таких случаях называют контактёром, приобретает способность «непосредственного соединения с ноосферой»  и получает оттуда информацию.(4, с. 58).

Обращаясь к истории, мы можем констатировать, что и после завершения написания и формирования Библии, в более близкие к нам времена, было зафиксировано немало случаев получения людьми различных откровений, предсказаний и пророчеств. Таких людей обычно называли прорицателями, ясновидцами или магами. Широко известны, например, многочисленные сбывшиеся предсказания, которые сделал в средневековый период Мишель де Нотрдам (1503-1566), более знакомый нам под латинизированной формой своего имени — «Нострадамус».

Документально зафиксирован ряд текстов, полученных из внеземных источников английским философом и математиком эпохи позднего Ренессанса Джоном Ди, жившим в 1527-1609 гг. (5). Дневники учёного, а также оборудование, с помощью которого он осуществлял свои мистические контакты, и сейчас хранятся в Британском музее.

Оба вышеозначенных автора, несомненно, получали информацию по каналам Высшего Разума, но, к сожалению, использовать её для практических целей почти невозможно. Все откровения Нострадамуса сформулированы настолько расплывчато, что смысл их становился ясным преимущественно только после того, как предсказанные события уже становились достоянием истории, а основная часть научных материалов Джона Ди была утрачена. Кроме того, следует принять во внимания и то, что оба они жили в эпоху инквизиции, когда получение знаний вненаучным путём всячески подавлялось, и даже чтение Библии было официально запрещено.

В наше время положение коренным образом изменилось. По критерию распространённости и переводимости Библия прочно удерживает мировое лидерство (3,5 млрд. экземпляров, 2 500 языков), поэтому использовать её в качестве источника информации не составляет никакого труда.

Некоторые передовые учёные современности уже используют библейскую информацию в своих научных разработках, считая её в достаточной мере достоверной (6, 7). Текстологические исследования Библии показывают, что текстуализированный в ней материал представляет собой «универсум смыслов, ценностей и норм, облачённых в знаковые формы, и в итоге предстаёт как чрезвычайно обширный интертекст» (8, с. 5). Последнее понятие, по определению автора исследования, «представляет собой культурное пространство, которое образуется совокупностью тех или иных текстов и существующими между ними содержательными связями, скрытыми или явными, еще нё  обнаруженными и уже давно известными». Именно подобная универсальность библейского интертекста даёт нам возможность использовать его для поисков ответов на самые разнообразные «животрепещущие» вопросы современности. Подобные исследования, при условии правильной формулировки задачи и корректного задания начальных условий, всегда дают положительный результат.

Следует только учитывать некоторую специфику интерпретации библейских текстов, большинство из которых изложено иносказательным языком с применением аллегорических и символических выражений, а также имеет несколько смысловых уровней. Для их адекватного понимания целесообразно использовать методики современной экзегетики и научной герменевтики (9, 10).

Для повышения степени адекватности извлечённой информации желательно также иметь возможность обращаться к исследуемым текстам на языке оригинала, что позволяет выявлять и корректировать имеющиеся переводческие ошибки.

 Однако и сейчас сам факт получения знаний путём анализа откровений Высшего Разума вызывает у большинства людей скептически-пренебрежительное отношение, понять причины которого, в общем-то, нетрудно. С одной стороны, значительная часть общества, базируясь на обыденном уровне мышления, считает Библию сугубо религиозной книгой, не содержащей почти никакой полезной информации. С другой стороны,  современному общественному сознанию присущ феномен завышенной самооценки, — люди просто не хотят принять сам факт существования какого-то Высшего Сознания, более совершенного, нежели их собственное, не имея на то веских видимых и осязаемых «вещественных» доказательств. Требование таких доказательств никому не кажется парадоксальным, несмотря на то, что люди привыкли принимать на веру множество других утверждений, в справедливости которых им самим убедиться довольно трудно, а иногда просто невозможно.

Вряд ли кому-то придёт в голову покупать электронный микроскоп, чтобы самому убедиться в существовании атомов и молекул. Никто не будет сомневаться в существовании далёких планет — таких, как Уран, Нептун или Плутон — на том лишь основании, что они не видны невооруженным глазом. Мало кто решится обзавестись большим телескопом, чтобы самому убедиться в этом.

В упомянутых случаях люди руководствуются авторитарным мышлением. Они принимают на веру информацию, полученную от других людей, чьи мнения кажутся им достаточно для этого авторитетными. В сущности, вся система современного образования построена на этом принципе, — человек получает знания уже в готовом виде из тех или иных источников, считающихся достаточно для этой цели авторитетными, — из учебников и от учителей. Только лишь незначительная доля получаемых знаний проверяется на практике в ходе лабораторно-практических занятий. Всё это кажется вполне закономерным и не вызывает удивления или сомнений, — если пытаться получить все необходимые знания только лишь из собственного опыта, не хватит и всей человеческой жизни, какой бы продолжительной она ни была.

Современный человек вполне нормально относится даже к тому, что необходимую информацию можно получать, не выходя из дома по каналам дальней связи, — телефону, радио, телевидению и Интернету. Значительную часть такой информации люди тоже принимают на веру. Однако когда речь заходит о получении информации из внеземного источника по неким непознанным каналам сверхдальней связи, это в большинстве случаев сразу же вызывает реакцию скептицизма и отторжения. Похоже, что это и есть тот самый парадокс, о котором писал Пушкин.

   Между тем неоднократные практические проверки информации, полученной при исследовании библейских текстов, с успехом подтверждали её адекватность действительному положению вещей.

 

Проведённый автором герменевтический анализ текста заключительной книги Библии — «Откровение Иоанна Богослова», позволил выявить семь основных признаков экологической катастрофы, угрожающей в настоящее время нашей планете, и направление действий, которые необходимо предпринять для её предотвращения (12).

Исследования текста Библии в геронтологическом аспекте показывает принципиальную возможность продления человеческой жизни в современных условиях и устанавливает теоретические пределы биологически заданной продолжительности жизни при различных начальных условиях задачи (13).

Анализ текста «Откровения Иоанна Богослова» с точки зрения проблем глобальной автомобилизации нашей планеты устанавливает критическое количество автомашин с двигателями внутреннего сгорания, превышение которого однозначно создаёт угрозу здоровью человечества и оптимальные сроки перехода к транспортным средствам с экологически безвредными источниками энергии (14).

 

Литература

 

1.        Мулдашев Э. Р. От кого мы произошли? ¾ М.: АРИА-АиФ, 1999. ¾ 443 с.

2.        Тихоплав Т. С., Тихоплав В. Ю. Физика веры. — СПб: ИД ВЕСЬ, 2004. — 256 с.

3.        Уилсон Р. А. Космический триггер. ¾ Киев: Янус, 2000. ¾ 304 с.

4.        Дёмин В. Н. Тайны биосферы и ноосферы. — М. Вече, 2001. — 464 с.

5.        Harkness, Deborah E.. John Dee's conversations with Angels. Cabala, alchemy, and the end of nature. — Cambridge: Cambridge University Press, 1999. — 310p.

6.        Моррис Г. Библейские основания современной науки. ¾ СПб.: Библия для всех, 1995. ¾ 477  с.

7.        Грекова Т. И., Мефодовский А. Ф. Библейская медицина. ¾ СПб.: Атон, 1998. ¾ 320 с.

8.        Бачинин В. А. Библейский и геосоциальный интертексты в свете христианской социологии / Христианство и мировая культура //  Материалы конференции «Санкт-Петербургские христианские чтения». — СПб.: С-Петербкргский  Христианский университет, 2004. С. 5-16.

9.        Фи Г. Д., Стюарт Д. Как читать Библию и видеть всю её ценность. — СПб.: Логос, 1994. — 216 с.

10.     Верклер Г. А. Герменевтика. — Гранд Рапидс, Мичиган: Бейкер Бук Хауз, 1995. — 177с

11.     Мелхиседек Д. Древняя тайна цветка жизни, в 2 тт. —  Киев: София, 2000.

 

12.     Заводчиков В. М. Библейская экология — история и современность / Христианство и мировая культура //  Материалы конференции «Санкт-Петербургские христианские чтения». — СПб.: С-Петербкргский  Христианский университет, 2004. С. 34-42.

13.    Заводчиков В. М. Загадка библейских долгожителей. — СПб.: Скифия, 2002. — 144 с.

14.     Заводчиков В.М.  Гуманитарные аспекты экологического воздействия автотранспорта на окружающую среду / Доклад на международной конференции: «Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах», СПб, 19 – 20 сентября 2002 года.