Анна Царева

                                  Вопрос мужества Пауля Тиллиха

 

Где здесь пропасть для свободных людей?

- Из телеспектакля «Эзоп»

 

  Что есть мужество? Какова функция этого качества духа в бесконечной игре бытия? Вопрос, своевременный для общества, где  угроза жизни и безопасности стала почти повседневной нормой. В платоновском диалоге «Лахет» Сократ, обратившись к этой проблеме, начал с изучения мужества как особого независимого качества, сквозь призму которого можно познать мир. И в конце концов признал подчиненную функцию мужества, его роль «служанки» добродетели. Излюбленный «голографический» сократовский метод – любую часть бытия выводить на бытие в целом. Мужество нельзя познать до конца, не познав бытие, утверждает Сократ. А непрерывно становящееся бытие полностью познать невозможно. Но разве не в понимании заведомой бесплодности  подобной попытки, не в постоянном стремлении к истине и осознании невозможности ее окончательного достижения заключается суть философского познания?

  Пауль Тиллих, богослов, философ и сам очень мужественный человек,  рассматривал мужество почти по-сократовски, с той только разницей, что ответ о природе мужества был заложен в его поисках изначально. Для Тиллиха, исповедующего смесь экзистенциализма и религиозной веры,  мужество поднимает человека к богу, становится высшим актом веры, оптимальным способом «правильной жизни», правильного бытия.  Точнее, именно оптимальному способу бытия Тиллих дает наименование мужества.  Пользуясь этим определением, он движется сквозь эпохи и персоналии и исследует особое качество их бытия сквозь присущую данному времени парадигму мужества. Таким образом, в статье  «Мужество быть»[1] Тиллих представил некую «экспозицию мужества» - наглядную историю попыток человечества познать бытие через мужество и мужество через бытие.

«Божественное самоутверждение есть сила, которая делает возможным самоутверждение конечного бытия, мужество быть. Мужество возможно лишь потому, что бытие как таковое имеет характер самоутверждения вопреки небытию. Мужество участвует в самоутверждении бытия как такового, оно участвует в силе бытия, преобладающей над небытием. Тот, кто получает эту силу в акте мистической, персональной или абсолютной веры, тот знает об источнике своего мужества быть» [2]. Таким образом, понятие мужества становится для Тиллиха одной из высших абстракций, синонимом активной веры, и определение мужества через «то, что оно есть» становится невозможным. Единственный способ – определять через «то, что оно делает».

  Мужество Тиллиха – вдохновленная божественной силой бытия способность  противостоять небытию. При этом суть мужества заключена в  экзистенциальности – в своей статье Тиллих последовательно снимает всякую последовательность защит перед небытием, оставляя позади мистиков, персоналистов, теистов, коллективистов и многих других, оставляя лишь последний щит – абсолютную активную веру, принятие бога, «никак себя не проявляющего» - т.е. мужество. Такое принятие, по мысли Тиллиха, должно приобщить «мужественного»  к вечному и неиссякаемому источнику силы бытия, «которое есть бог», иного способа напрямую, без посредников (символических или реальных), и таким образом, мужество становится доказательством бога.   

 Такое доказательство возможно только внутри человеческого духа, оно несводимо к рациональности. Бог как некий «метаэкзистенциализм», тиллиховский «Бог-над-Богом» присутствует как в бытии, так и в небытии, и ему причастен любой поступок человека. Увы, в конце своих размышлений Тиллих прямо сводит возможность «правильного» способа веры и проявления «мужества быть» к одной религиозной конфессии, а все богатство проявлений мужества в истории человечества фактически играет роль ступеней к этому постулату.

Поэтому возвращаемся к началу. Религиозные размышления Тиллиха о мужестве духовно вполне убедительны, их цель практическая  – недаром свою философскую карьеру Тиллих начинал как капеллан. Но выводы, к которым сводится его труд, вновь возвращают нас к Сократу – частное, личное  мужество  - это не мужество, точнее, не только мужество. Источником мужества и высшей защитой, оправдывающей самое себя на практике, становится Бог.

  Можно зайти с другой стороны – может ли мужество быть путем к богу? Вернемся к тем богатствам проявления человеческого мужества, которые присутствовали в рассуждениях Тиллиха, но в основной его вывод не вошли.   

  Мужество – всегда есть обязательность двух условий. С одной стороны, это выходящая за рамки повседневности красота совершения поступка, утверждающего некие ценности,  с другой – это крупный жертвенный отказ от других ценностей или хотя бы серьезный риск их потери (обязательно – крупный, желательно касающийся основ жизни). Нет красоты поступка без жертвы, бессмысленна  жертва, не оправданная красотой поступка. При этих сходствах понимание мужества в разное время и разными традициями представляет и различия, в основе которых лежит сама ставка, список жертвенных ценностей – ради чего совершается акт мужества? Что приносится в жертву? 

 Что касается жертвенного отказа, в состоянии мужества, как антитеза, непременно должен присутствовать страх (или тревога, как безобъектная форма страха). Это условие, показатель того, что риск осознан и жертва велика. Мужество является осознанным преодолением страха в акте поступка, мужество встречает страх лицом к лицу, полностью его осознавая. Именно страх потери – жизни, счастья, чести, чистой совести – непременно присутствует  в акте мужества. Это страх небытия того, что дорого. И, совершая мужественный поступок, человек действует, зная, что риск небытия достаточно велик. Человек, не чувствующий, не осознающий страха, либо неполноценен, либо божественен – в любом случае,  это не мужество.

  Страх представляет собой серьезное испытание для человеческого сознания. История поражения сознания перед угрозой страха и тревоги – особая история. Человечество выработало три ключевые способа противостоять страху, «подстраховать» сознание, чтобы облегчить ему возможность проявления мужества.

  В борьбе со страхом человек может опираться на сопричастность чему-либо (нации, клану, традиции, религии, миру, богу и пр.) В этом случае его сила увеличивается пропорционально силе того, к чему он сознательно причастен. Это наиболее частый вариант «поступка во имя…», поступка, направленного на обретение или предотвращение потери. Мужество сопричастности – мужество стоиков, мистиков, дорациональных обществ и пр.

Второй вариант – мужество самоутверждения. Здесь человек опирается на «свое» понимание истины, блага, красоты, определяя через них собственное бытие. Это мужество Просвещения и Реформации, гуманистов, рационалистов Нового времени и романтиков, мужество Шопенгауэра и Ницше. Поступок совершается «вопреки…», чтобы доказать некие убеждения.

Третий вариант диалектически сочетает в себе первые два, сопричастность и самоутверждение. Можно сказать, что это сопричастность, утверждающая индивидуальность – оптимальный вариант по Тиллиху, соответствующий экзистенциальной философии (самоутверждение), с одной стороны, и религиозной вере (сопричастность), с другой.  Сопричаствуя самоутверждению бытия, человек самоутверждается сам. До этого уровня поднимались Сократ, Августин, Лютер и многие другие великие имена. «Мужество Сократа (каким его изображает Платон) опиралось не на учение о бессмертии души, но на утверждение себя в своем сущностном и неразрушимом бытии. Сократ знает, что он принадлежит двум порядкам реальности»[3].

  Размышление, рациональная оценка акта мужества для самих мужественных не обязательна, и даже нежелательна.  Пример тому – профессиональные носители мужества - воины. В случае «аристократического», сословного мужества воинов (и воинов платоновского государства, и воинов средневековья, и самураев, и индийской касты кшатриев) рациональность  исключена – она предполагает выбор, а как раз выбора у аристократического мужества нет. Рациональность, стремящаяся измерить риск, и соответственно изменить поведение, для воина (но не для стратега!) идеологически презренна, связана с расчетом и отождествляется с другими, более низкими сословиями, для воина это «духовное ростовщичество», удел трусов. Французское courage, прямо связанное с coer – “сердце”, - можно трактовать как “мощь сердца для совершения поступка” (или “мужество следовать зову сердца”).  То же – и с немецким mut (движение души). Воинам, аристократам разумность по статусу не положена.  Их достоинством должно быть единственно верное знание того, во имя чего стоит жертвовать, и сильное сердце, дающее силу к жертве и не позволяющее размениваться на мелочи.  Гордость аристократии – древность рода и крови, т.е. происхождения от обладающих сердцем, обладающих мужеством. 

  Сложнее, когда рациональный выбор прямо связан с мужеством, является его основанием. Появление рационального мужества совпадает с обесценением  воинского мужества. Рациональное, этическое мужество гражданина рождается на энергетике распада аристократических традиций, им на смену. Интересная закономерность – времена преобладания воинского или гражданского мужества как определяющих  социальных ориентиров сменяют друг друга, подобно биоритмам, в соответствии с окружающей ситуацией. Но трактовка воинского «мужества сердца» и в ХХ веке остается той же,  а гражданское мужество во временах и культурах претерпевает значительные изменения.

  «Когда аристократическая традиция распалась, и мужество стало пониматься как универсальное умение различать добро и зло – мужество совпало с мудростью и «Истинное мужество» стали отделять от мужества воинского» [4]. Именно с таким мужеством умирает Сократ, превратив собственную смерть в подлинный акт философского мужества. 

  Мужественная смерть Сократа представила некий эталон, и позже отказ от жизни как мерило мужества во многом определил традиции стоиков. Стоическое мужество жертвы жизнью – «самоубийство это совет не тем, кто побежден жизнью, а тем, кто победил жизнь» [5]. «Мужество быть – это мужество утверждать превосходство нашей собственной разумной природы вопреки всему случайному в нас»[6]. «Мужество стоиков предполагает подчинение личностного центра Логосу бытия: это участие в божественной силе разума, запредельной миру страстей и тревог. Мужество быть – это мужество утверждать собственную разумную природу вопреки тому, что в нас противодействует ее соединению с разумной природой бытия как такового»[7].  Стоики доказывают мужество жить «от противного», мужеством смерти. Над человеческим существом, в силу своей природы причастным к Логосу, страдание жизни не властно, он сам – божество в силу своей разумности. Единственную неувязку представляет доказательство самой разумности в конкретных случаях. Праведники, действительно победившие жизнь  «в стоическом смысле», подобно Сенеке и Марку Аврелию, редкость. Во многих иных случаях самоубийство стало бы, пожалуй, единственным доказательством разумности «стоика».

Обращаясь к духовному, религиозному аспекту мужества различать доброе и злое Тиллих ссылается на Фому Аквинского. «Мужество – есть сила духа, способная преодолеть все, что угрожает достижению высшего блага. Мужество объединяется с мудростью в единстве четырех основных добродетелей (еще две – справедливость и умеренность.). … Мужество, соединенное с мудростью  включает в себя и умеренность (в отношении к себе), и справедливость (в отношении к себе и другим). Остается выяснить, какая добродетель существеннее – мудрость или мужество?… Различие толкований определяет оценку «рискующего мужества» (риска веры, в религиозных терминах). Если доминирует мудрость, то мужество становится «силой души», которая обеспечивает повиновение предписаниям разума или откровения, тогда как «рискующее (доминирующее над мудростью) мужество»  соучаствует в самом создании мудрости» [8]. 

Иначе говоря, мудрый следует постулатам, рискующий и мужественный эти постулаты создает.

Мудрое религиозное мужество, если следовать букве, сводится к одному – правильному следованию «велениям духа». «Веления духа» прилагаются соответствующей культурой, пространством, временем. Сам Тиллих уточняет, что чрезмерность в этих аспектах бытия идет, с одной стороны, к нетворческому застою (имея в виду «мудрых» ортодоксов, католических и рационалистических мыслителей), с другой – к лишенному веры волюнтаризму (имея в виду «мужественных» искателей, протестантских мыслителей и экзистенциалистов).

А если такого легитимного «веления духа» нет? Если ценности размыты и относительны, а единого понятия бога нет даже в рамках одной культуры, одной религии? Мудрый человек найдет для себя догматы, безусловные ценности, следование которым станет для него актом мужества. В тиллиховских примерах мужества и способов противостоять страху небытия, наряду с абстрактным Человеком философских рассуждений приведены те конкретные личности, кто оставил след в философии,  религии, искусстве. Однако мужество не является их привилегией, оно свойственно и обывателям, и их нерефлексированное, непосредственное  мужество отражает корни мужества философов. Однако мужество обывателя во-первых, неявно, они не пишут философских трактатов и литературных эссе о его механизмах и во-вторых, поскольку для повседневности мужество – ситуация экстремальная, большинство «нормальных» людей стараются его тщательно избегать. Они слишком ценят то, чем пришлось бы пожертвовать.

 

И вновь напомним – у мужества две грани, стремление и жертва. Мужество никогда не являлось актом повседневности, это всегда было преодолением и уделом немногих. Чтобы, не отступая, следовать жребию воина, этическим ценностям, истине или «велениям духа», чтобы жить так, чтобы оставить незабываемый след в истории, требуется мужество, особый образ жизни, особый способ бытия.  У Тиллиха эта «особенность» постепенно стирается, и мужество проникает в повседневность, превращаясь в стремление и теряя ипостась жертвы. Поставив вопрос отказа в начале, Тиллих затем старательно его обходит (в противном случае, это было бы совсем иное мужество и иная книга). В некотором смысле мужество Тиллиха – мужество безысходности перед угрозой небытия, в этом он полностью разделяет позиции экзистенциалистов. У Тиллиха «правильный» мужественный человек не жертвует – он так живет, потому что иначе жить невозможно. Однако в случае мужества жертвенный отказ все же необходим.  Болезненный вопрос, который человек-нефилософсократовском смысле нежелания специально познавать самого себя) обычно загоняет в бездну души - от чего и во имя чего приходится отказаться? Вопрос тем более актуальный, что вопрос отказа – отказа от привычных форм бытия в нашем мире, где катастрофы, увы, становятся обыденностью, - все больше превращается в вопрос общечеловеческий.  

  Мужество быть – некий вопрос, который постоянно задается человечеству.  Акт мужества – форма ответа на вопрос бытия.  Формулировка вопроса зависит от момента культуры и прозрачно, призрачно просвечивает равно как в философских трактатах, так и в будничных событиях. Повседневное бытие намекает человеку на  желательность мужества достаточно часто. Мы отвечаем?

 

 

Примечания:

 

1. Цит. по изданию: П. Тиллих. Мужество быть. Пер. с англ. О.Седаковой // «Символ». № 28 – Париж, июль 1992.

2. Там же, с.114.

3. Там же, с.107

4. Там же, с.10

5. Там же, с.14

6. Там же, с.14

7. Там же, с.15

8. Там же, с.11.