Самодержавие духа

 

Пора осознать и признать необходимость Самодержавия Духа как панацею от всех бед и преступлений. Но реален печальный парадокс: к этой необходимости взывает все и вся, но осознать это нечем!

 

 

Ужель загадку разрешили?

Ужели слово найдено? – вопрошал Пушкин (1 а)

 

Милостью Божей мне дано внести лепту в решение этой загадки и сообщить слово. Трудно поверить, но умения читать и писать на языке любого народа достаточно, чтобы проверить. Конечно, прежде всего, необходимо бескорыстное желание.

 

 

Сегодня, как и встарь –

Незлые торжествуют.

Я только «секретарь»,

Мне ангелы диктуют

 

Эти четыре строки – эпиграф к моей статье (2а).

А слово, которое поможет каждому – Триединство: Молитва, Метод, Синергия. Есть, слава Богу, и другие мои публикации, но только бескорыстное желание делает их доступными пониманию.

Самодержавие Духа – всеобщий идеал, А Триединство – путь к этому идеалу. Да, конечно, я выполняю только свой долг предложить, а принять или не принять – каждый сам решает. Уговаривать «нехотея» - только его злить….

Но и объяснять неподготовленному – это и бесполезно и даже вредно: можно парализовать «самодуманье»… Вот я и предлагаю «помогалку» - Триединство. Убедить невозможно, убедиться можно!

 

 

 

 

Триединство –

возможность во всем безвредной пользы

и ослабление реально созданного зла.

 

Невозможно и ненужно перечислить эти возможности, но каждый достоверно может убедиться в неисчерпаемости позитивных возможностей этого Триединства. Да, здесь благо нам и от нас!

Касты, сословия, классы ослабляют свою пагубную мощь. Но идеологическая замена явила себя: талант, гений, дарование – последняя цитадель для особо одаренных – вот реализация элитизма… Пора  бы осознать и этот злоносный предрассудок, несущий социальный вред. Каждый человек одарен своими свойствами: все мы разные, но равноценные. Предлагаемое Триединство реализует наши потенции на благо всех и каждого. И это доступно всем, кто использует это Триединство. Дерзайте!

«… Раз понятая связь вещей, рушится вся теоретическая вера в постоянную необходимость существующих порядков, рушится еще до того, как они развалятся на практике. Следовательно, тут уже безусловный интерес господствующих классов требует увековечения бессмысленной путаницы». (1)

Отсутствия в себе себя, , почнем иначе непочатое на благо Жизни и себе. Ведь только на пути к себе избегаем беспутия. Идя к себе приходим друг к другу своей реальной полнотой духовных возможностей.

При этом открываются, иначе не открываемые, сферы Природы и, конечно, безвредние Природе и людям. Выявляются и устраняются причины негативного предыдущих открытий. Становятся возможным устранения экологических, энергитических и всех других кризисов.

Все это не мечта, а реальность, которая проверяется и осуществляется этим Триединством.

Менделеев Д.И. утверждал необходимость «той атмосферы чистого знания, которая одна творит настоящих творцов» (2).

Все примеси пагубно являют себя в Жизни. Триединство очищает познание и творчество до их безвредной пользы.

Единство трех – Молитва, Метод, Синергия.

 

Молитва

 

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть

 

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

 

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко….

Лермонтов М.Ю.

Синергия – сотрудничество между велением Божьим и волей человека, свободное исполнение человеком Божьего замысла (3).

Метод несколько раз публиковался, желающие могут познакомиться. Здесь я только обрамляю это Триединство. Все сказанное и само это Триединство постижимо через… Триединство.

 

Пока гром не грянет, не перекрестимся

 

Очень давно – лет 40 назад – говорил, что электричество невозможно употреблять не злоупотребляя, ибо в нем негативное создателей.

Именно, в микроэнергиях творец не отслояем.

Так, во всем, чаще вовсе не уловимо -, но являющим себя в нашей жизни – бумеранг!

И нет мирного атома! Но это осознали после катастроф. Вот и об электричестве стали поговаривать…

Подробно разбор не стану пока делать – фактов достаточно. А выход?!

Выход рядом – Триединство.

«Животные – чистые эмпирики».

Лейбниц 300 лет до нас (4).

 

Мы – не чистые эмпирики, но…

В лесу на дереве человек пилит сук под собой

        упадешь! кричит ему прохожий

        не твое дело, иди своей дорогой! – огрызается и продолжает пилить.

Наконец-то сук сломался и мужик шмякнулся о землю.

        Колдун прошел – сделал умозаключение упавший с дерева.

Конечно этот человек – эмпирик. Не так ли и Человечество только после бед и катастроф делает выводы?!

«… культура, - если она развивается стихийно и не направляется сознательно…  оставляет после себя пустыню» (5). Это опустошение начинается с  познания и творчества: что там, то и тут – пустыня реализует негативное.

«закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности» (6).

«Россия остается сегодня, по признаниям американских ученых, последним пристанищем, резервуаром Духовности» (7).

Вроде бы все ясно! Даже США признает нашу Духовность. Это, конечно, нас обязывает. Но без Триединства все это голословно.

Сто лет и более до нас Трубецкой С.Н. – да и не он один – утверждал единство познания и Жизни.

«Никакие софизмы не дадут нам возможности «отмыслить прочь» от явлений и их форм познающий субъект« (8). И не надо «отмысливать», а пора бы осмыслить!

«Недостаточно, чтобы мысль стремилась к воплощению, сама действительность должна стремиться к мысли» (9).

История движется к «примирению Человечества с природой и самим собой « (9, 551). Все это не безбожно, но именно таково сквозное движение истории!

Но опять же, сказанное не постижимо без этого Триединства!

Вот под Новый Год мой подарок миру и себе….

Призываю, испытайте это Триединство! Ведь для этого не надо никакой подготовки, кроме умения читать и писать на языке любого народа. Да, подготовки никакой, но это Триединство готовит человека для любых благих дел и готовность эту дарует в любой профессии. Господи! Более я не могу, хотя не только мысль устремлена к Жизни, но и сама Жизнь стремиться к Триединству!

Молитва и Синергия – неизымаемый двуединый мистический элемент (10), без которого Триединство невозможно. Невозможно оно и без Метода.

« Есть нечто более необходимое, чем все самые лучшие открытия, – это исследование Метода, через который они достигаются». – верно подметил Лейбниц (11).

Вообще  «исследовать – это значит видеть то, что видят все, и думать так, как не думает никто» (12).

«Да дарует Бог философу понять то, что лежит у него перед глазами» - молитвенно взывал Л. Витгенштейн (13).

Исследование этого Метода стадийно. Исследуем исследование, развитие, творчество. Развиваем исследование, развитие, творчество. Творим исследование, развитие, творчество. Но как? Углубляемся сколь возможно (для начала!) в этимологию этих слов, силимся уловить в истории перемену значений и смыслов, пытаемся обзорно глянуть на современное их употребление.

Вот пока и все. При этом по ходу исследования открывается дальнейший ход наших действий, открываемся впервой себе  и сами встречаемся с самим собой невстречавшимся ранее.

Нас выносит в те сферы чистого знания, где мы становимся творцами, ведающими что творим и где реализуются слова Тютчева: Все во мне и я во всем.

Все, что я хотел пока сказать, я сказал всеми словами этого этюда. Дело за тобой, пытливый Читатель!

«Из влияющего на душу она берет и делает своим лишь то, в чем легче и «способнее» себя выражать. Так в читаемой мною книге я воспринимаю лишь то. что «родственно» моим мыслям и настроением; собственно говоря, я не читаю ее, а, побуждаемый ею, раскрываю в ней себя». (14).

«Триединство» ‑ условное слово для безусловного Единства Молитвы. Метода, Синергии, той «неслиянности и неразделенности», ради которой всё, и без которой всё ничто или только – кое-что…(15).

«Победа человека – это его свободное утверждение и развитие в неограниченной исторической перспективе, это торжество того «бесконечно великого неопределимого» (Л.Н.Толстой), что живет в его душе и чему может соответствовать только бесконечность Вселенной, к которой он устремлен своими высшими помыслами и делами. Устремляясь всё дальше в неизведанные тайны мироздания, в загадочные глубины собственного Я, человек выполняет своё космическое предназначение и вообще утверждает себя как Человек» (16).

«В древности недаром самым трудным считалось познать самого себя» (17).

«Человеку легче добраться до отдаленнейшего созвездия, чем до самого себя» (18).

Указать на трудности – не значит их преодолеть. А решающее значение нашего Я для каждого из нас и для Жизни несомненно. Ведь только «открывая себя» ‑ открываем вообще что-либо! «Ведь только через себя мы можем для всех», ‑ верно утверждает наш современник Д.Гранин (19).

«Элемент абсолютно личного, сколь бы это ни было банальным, является одним из важнейших фактов в природе», ‑ убеждён химик Хиншелвуд (20).

«Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации учёных или сотни и тысячи исследователей… Несомненно, и в наше время наиболее истинное и глубокое научное мировоззрение кроется среди каких-нибудь одиноких учёных или небольших групп исследователей, мнения которых не обращают нашего внимания или возбуждают наше неудовольствие или отрицание». «Можно только утверждать, что… наука… является сложным проявлением человеческой личности» (21.

Преодоление трудности самопознания вознаграждается той радостью творчества, которая иным путём недоступна. Конечно, это Триединство не заменяет все другие способы познания и творчества, но позволяет обзорно видеть уже добытое, а главное – позволяет готовить всего себя ко всему, то есть свершать то, что доселе почти или вовсе не делалось. Это самозабвение себя упускалось и упускается из нашего внимания: готовим себя к профессии, но не себя как себя!

Итак, глянув обзорно, сфокусируем внимание на… Пушкине. Выявляется здесь и Триединство, и Самодержавие Духа.

«До сих пор все думали о Пушкине, что он был и даже не мог не быть, человеком сильных страстей, что страсти владели им до конца жизни и одна из них даже погубила его, но что, несмотря на роковое своё влияние, те же сильные страсти были необходимым условием творчества поэта, ‑ как бы грозовой атмосферой, окутывавшей и растившей всходы его души, ‑ и что так понимал или, вернее, ощущал их сам поэт. Та власть, которую он имел или хотел иметь над ними, отнюдь не есть только самообладание – подчинение стихийного элемента души верховному принципу самосознания и самоуважения, ‑ это разумное самодержавие личности» (17, с.144)

Пушкин – вовсе не пример для подражания. Подражание чаще всего вытесняет и даже уничтожает самобытие нашего Я. «Будь как он – это указует: не будь как ты!» Самоутрата себя как себя – «в одном экземпляре» ‑ это ведь духовная смерть при физическом бытие… Здесь уже не самодержавие Духа, а самодержавие другого, то есть духовное рабство.

Вообще, другие нас «делают» другими, самими мы становимся только сами! Этим я не призываю к отчуждению. Ведь только на пути к себе избегаем беспутья. Идя к себе – приходим к друг другу!

Самодержавие Духа – призыв нашей современности. Пало самодержавие царизма и советизма, ибо власть явила себя только властью безо всякой Духовности. Грянуло время необходимости одухотворить всякую власть – в себе над своими свойствами, в познании Мира и Жизни. Пушкин и все ему подобные – Менделеев, Аристотель, Вернадский – обладали самодержавием личности и постольку созидали безвредную пользу. Личности такие и создали то, чем пока мы живём. Примеры тому будут видны через предлагаемое Триединство, позволяющее каждому являть полноту себя! Сегодня вне этого Триединства нет обновления во мне и во вне. И, повторяю, убедить невозможно, но убедиться можно.

Молитва. Метод, Синергия – Триединство, которое было, но не вполне осознанно. Я это не выдумал, а заметил и обобщил. Вот и всё, что я могу. Да, есть чувство некоторой «навязчивости», но кажущейся, а не реальной навязчивости, ибо требую не я, а Современность!

«Бывают хорошие книги, которые открывают нам новые, неизвестные миры, поражают нас. Существуют и другие книги (они, на мой взгляд, самые лучшие), раскрывающие нам наши собственные мысли. Каждая кажется чем-то знакомой, передуманной и пережитой нами самими. Может быть, в этом заключается неизменное свойство истины: звучать так, будто мы сами её открыли» (22).

«Нет ничего практичнее хорошей теории», ‑ в этих крылатых словах физика Людвига Больцмана содержится глубокий смысл (23).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Единый Бог.

Едина Человечность.

И Единение Земли

Небес –

Рождает Гармоническую

Вечность

Повсюду: и теперь, и здесь!

Freiburg 1992 г.

Самодержавие Духа – это условно о Безусловном, торжество того «бесконечно великого и неопределимого», что живет в каждой душе человеческой! Реализуется «примирение Человечества с Природой и самим собой», происходит Единение чаяний людей и Жизни, открывается Путь бессмертия…

Самодержавие возникло на Руси, создало Россию. Но общий ход Истории – все «специализируя» и детально этим развивая всё и вся – расчленил Единое, явилась просто власть бездуховная.., которая могла и должна была истребить Человечество, если не обретет Духовность. Но пока это всеобщее бедствие не явило себя… Еще можно надеяться на обретение Духовности. Для этого и необходимо Самодержавие Духа, которое невозможно вне Духовности людей. Люди, то есть мы ни к чему не приневолены – ни к добру, ни к злу, а сами решаем творить добродеяние или злодеяние. Пока творим и то, и другое: часто не ведая что творим!

Все это – прописные истины, но поистине становятся истинными, когда «прописаны» в душе нашей, что и наблюдается каждоденно… Все за все в ответе и все ко всему причастны: непричастность – опасная и вредная иллюзия. Это начинает чувствоваться и даже – осознаваться, что и вселяет надежды, что грядущему быть!

Пушкин А.С. верил, что грядут века,

Когда народы, распри позабыв,

В великую семью соединятся!

Эти века грянут, хотя не в полной мере. И, конечно, Мир в Мире – первое условие Жизни. Но Самодержавие Духа необходимо во всех проявлениях Жизни – в большом и малом: в семье, в душе человеческой, в науке и технике, в искусстве, литературе – всюду! Опять прописные истины, которые ждут «прописки» в нашей душе…

Розанов В.В. как бы для Бердяева, но не только для него писал: «текла река в море: над нею прошел дождичек; и дождевые капли, оттого что они падали «сверху», вдруг бы подумали: «Вот теперь вода стала настоящей, мокрою, и река дотечет до моря». Она решительно всегда текла в море и дотекла бы и дотечет до моря без всякого дождя, даже самого крупного. Просто это «не нужно», «лишнее» (24).

Жизнь и Духовность людская мчат в неведомое, унося и нас туда же. Всерьез никто не ведает это неведомое, а тем более не решается управлять этим Потоком. Хотя «основной вопрос всякого знания – Откуда, и, насколько можно судить по этому «откуда», куда мы идем» (25). Конечно, гадательно и откуда, и куда! Конечно, каждый капля в реке Жизни и в этом прав Розанов. Но не во всем. Ведь и капля – не лишнее, тем более, если капля с Неба!

Говоря вообще, сравнение Розанова интересное и наглядное, но мало проясняет суть и роль человека. Не стану спорить и «лучше» прояснять. Просто предлагаю желающему это себе прояснить. Предлагаю уже предлагаемое – Триединство.

Молитва, Метод, Синергия – это Триединство отражает Единую реальность, где три – одно и их неслиянной нераздельности. Метод освещен и освящен Молитвой и Синергией, но и сам отвечает определенности Молитвы и Синергии.

Молитва как зов к Богу с интимно-глубинной просьбой и Верой Всесоздателю. Да, в молитве животворны вера, Надежда и Любовь. Синергия – «высший смысл, таинственное сотрудничество между велением Божьим и волей человека, свободное исполнение человеком Божьего замысла» (3). Здесь все интимно-личностное, извне не постижимо и не изъяснимо.

Повторяю и повторяюсь в том, что общо всем и во всем, а неповторимое – это ведь личностно и о нем ведает только сам этот человек. Может быть ведает и Бог. За интим человека не отвечаю, а тем более – за Бога.

Дух, Духовность – то из чего все исходит и к чему все возвращается: все, что есть жизнь человеческая. Эти два слова – Дух, Духовность – часто звучат и слава Богу! Именно к этому Центру – Духовности – устремлено Триединство, а все составляющие (Молитва, Метод, Синергия) живут только в Жизни, в их применении. Ведь невозможно думать не думая, делать не делая, дышать не дыша…

«Отрицательное отношение к слову «дух» (Geist) <…> не только отталкивало от проблем, связанных с этим понятием, но отбивало охоту к изучению наследия Гумбольдта» (26).

«Мне удалось открыть – и этой мыслью я все больше проникаюсь, ‑ что посредством языка можно обозреть самые высшие и глубокие сферы и все многообразие мира», ‑ так думал Гумбольдт в 1804 году. (26,6)

«Язык – это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека» (26, 32). И если этот мир «выпал» из нашего внимания, то «выпали» и два других мира, «выпал» и я сам для себя! Вообще, «закрывая» великие открытия, закрываем высшие и глубокие сферы и все многообразие Мира. Но недостаточно только знать о наличии открытий: надо самому «открыть» уже открытое! Необходимо ведать «то, на что этот язык вдохновляет и к чему побуждает благодаря собственной внутренней силе» (26, 32 и 329).

«К сожалению, последующие поколения <…> не вняли завету В.Гумбольдта», ‑ подытожили наши соотечественники, относя это сожаление ко всем странам современности (26,360). Конечно, были и есть исключения, но исключения не создают общего прогресса…

Отрицая Духовность – это ведь обесчеловечиваться. Но и просто изучение языка и языков – еще не ведет к Духовности.

Гумбольдт строго различал «мертвый продукт и продукт деятельности» ‑ «постоянно возобновляющуюся работу духа» (26,23). Призывал выявлять «то, на что язык вдохновляет и к чему побуждает благодаря собственной внутренней силе» (26,329). Вот когда мы ведаем «откуда и… куда мы идем!» Тогда и мы сами живем и даем жить другим, являясь «пристанищем, резервуаром Духовности» (7,304).

Все эти «предписания» и «цу» (центральные указания) ничего не значат для того, кто не внял завету Гумбольдта и… Д.И.Менделеева, не устремлен к «той атмосфере чистого знания, которая одна творит настоящих творцов» (2,85).

«На «духе» с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков – словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» (27).

Можно подумать, что язык – проклятие на духе. Но реально язык – благодать, связующее… Небо и Землю, дух и плоть. Язык – это мир двух миров: мир от мира сего и мир не от мира сего… В языке встреча двух миров и возможность узреть оба мира и себя в Мире. К языку не все сводится, но ничто не обходится, если человек хочет быть Человеком.

Язык не отягощает, но обогащает Дух. «Вечный посредник между духом и природой, язык преображается в ответ на всякий духовный сдвиг…», ‑ такова непосредственная связь (26,169).

Предлагаемое Триединство выясняет и обогащает эту связь всего, что во мне и того, что во вне, позволяя познавать и творить, ведая что творю!

Все мной сказанное «голословно», если не применять это Триединство, которое не требует ничего, кроме бескорыстного желания. «Нет ничего практичнее хорошей теории!» Практичность Триединства ощутима сразу и, конечно, явит себя потом во всем!

Страх и соблазн, кнут и пряник часто бывают побуждающей силой, но и результат этих сил горек… Горек и бедственен, ибо насилие являет себя в результате рабством. Триединство – путь свободы, творчества, любви, от которых благо нам и то нас.

Если внимательно читать этот мой этюд и другие мои публикации, то в сказанном – не легко, но можно убедиться!

Повторю. Метод освещается и… Освящается Молитвой и Синергией, раскрывая и обогащая все благодатным содержанием. Все и того, кто применяет Триединство.

«Плоды гениев – Это объединяющая всех собственность», ‑ верно утверждал Рылеев К.Ф.(28)

В эпилоге «Войны и мира» Толстой открыто говорит о философской несостоятельности «новых людей»: «В наше время большинство так называемых передовых людей, то есть толпа невежд, приняло работы естествоиспытателей, занимающихся одной стороной вопроса, за разрешение всего вопроса» (29).

Триединство, не умаляя науку, дает видение Цельного цельно, как и полноту реализации наших потенций.

Завершу этот этюд анекдотом.

Где-то произошло наводнение. Все пытались спастись. Один человек стоит, вода уже подступила к поясу, ему с лодки предлагают спасаться.

-         Отстаньте, меня Бог спасет!

И так ему трижды, подплывая на лодках, предлагали, а он все свое: «Отстаньте!»

Так он и потонул. А на том свете Бога стал укорять, почему Тот его не спас?!

-         Дурень, я же тебе три лодки подавал! – ответил Бог.

-         Триединство и является спасительной лодкой…

16.03.2003

 

 

 

 

 

 

 

                  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1а. Пушкин А.С. «Евгений Онегин» 7 глава, XXV строфа.

2а. Виктор Корсаков Альманах «Клад», Старый Оскол, 2002 г., с. 86–97.

  1. Маркс, цит. По Маркс, Энгельс. Письма о «капитале». М., 1986, с. 168
  2. Менделеев Д.И. Соч. Л-М, 1952, т. 23, с. 85.
  3. Никита Струве. Осип Мандельштам. London, 1990
  4. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме. М–Л, 1936, с. 47 (1646 – 1716. Дал план Петру I создать академию и первых наш академик).
  5. Маркс и Энгельс. Соч. 2-е изд., т. 32, с. 45
  6. Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968, с. 321
  7. Светлана Коваленко. Крылатые строки русской поэзии. М., 1989, с. 304
  8. Энциклопедический словарь Брокгауз–Эфрон. Спб, 19. т. 66, с. 920
  9. Маркс. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с. 423.
  10. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988, с. 52-53
  11. см. – Гиргин Гиргинов. Наука и творчество. М., 1979, с. 158.
  12. Сент-Дьерд А. Биоэнергетика. М., 1952, с. 3.
  13. См. – Философия и е место в культуре. Новосибирск, 1990, с. 39
  14. Карсавин Л.П. Философия. СПб 1993, 295
  15. Александр Блок. Исследования и материалы. Л.1987, с.81.
  16. Фролов И.Т. Перспективы человека. М.,1983, 337.
  17. Перцов П. Первый сборник. СПб.,1902, с.118.
  18. Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М.,1968, с.365.
  19. Цит. по – Концепция человека в эстетике социалистического реализма. М.,1977, с.41.
  20. Философские проблемы современной химии. М.,1971, с.24.
  21. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.,1988, с 71-72,79.
  22. см. Сибиряков Н.Н. Мировое значение Станиславского. М.,1974, с.83.
  23. Прометей: Историко-биографический альманах. М.,1988, т.15,с.180.
  24. Розанов В.В. См. Бердяев Н.А. Pro et contra. СПб., 1994, с.263 (изд.1976 г.)
  25. Хрестоматия по истории русского языкознания. М.,1973, с.235 (слова Потебни)
  26. Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М.,1984, с.10.
  27. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т III, с.29.
  28. Рылеев К.Ф. Избранное. М.,1946, с.155.
  29. Стилистика художественной литературы. М.,1982, с.150.

 

 

(тел. СПб. 275-03-11)   В. Корсаков