«Вторая квантовая революция в свете закона отрицания отрицания». Доклад

 

                  Болдырев С.Д., член актива философского клуба Спб, sdbold@mail.ru

 

     Принято думать, что вторая квантовая революция началась после самого великого в мировоззренческом смысле эксперимента ХХ века, который коррек-тно провела парижская группа Алана Аспека в 1981 г. После этого квантовые физики вышли из состояния полудрёмы, характеризуемого заложенным еще Нильсом Бором принципом «заткнись и считай», выполняя сугубо технологи-ческие расчеты (которые, между прочим, привели к фантастическим успехам в создании нынешней технотронной цивилизации) и всерьёз занялись фундамен-тальными исследованиями, позволившими говорить о появлении в философии онтологии квантовой теории.

      Прежде, чем говорить о второй квантовой революции, нужно ознакомиться с основными принципами и выводами современной квантовой теории, причем будем отличать её от квантовой механики, разработанной её творцами к середи-не 30-х годов ХХ века. Её самыми базовыми принципами являются доставший-ся от квантовой механики Принцип Суперпозиции и Принцип Нелокальности, доказанный и осознанный лишь в два последних десятилетия ХХ века, из кото-рого вытекает квантовая запутанность (связь всего со всем), т.е. то, что в фило-софии соответствует понятию «холизм».

     К концу ХХ века в квантовую теорию пришло понимание того, что материя, в её ограниченном восприятии в виде вещества и всех известных физических полей, как реальность, доступная наблюдению, не является основой Мирозда-ния, а есть лишь вторичное проявление информации о взаимодействиях интег-рального Сознания наблюдателей с Нелокальным Источником Объективной Реальности (НИОР), находящимся в тотальной суперпозиции всех своих воз-можных информационных состояний и прежде всего — духовного и материаль-ного, ибо ещё в 50-х гг. ХХ века В. Паули и К. Юнг в своей совместной книге «Интерпретация природы и психики» писали:

      «Для нас единственно приемлемой точкой зрения представляется та, что признаёт обе стороны реальности — количественную и качественную, физичес-кую и психическую — совместимыми друг с другом, и которая может сразу включать их обе. ...Было бы лучше всего, если бы физику и психику (т. е. мате-рию и ум) можно было бы понимать как взаимодополнительные аспекты реальности».

      Суть Принципа суперпозиции: если любая система в суперпозиционном, т.е. в когерентном, взаимосогласованном состоянии, может находиться в раз-личных альтернативных, т.е взаимоисключающих друг друга и даже «противо-естественных» с точки зрения классической физики (попросту нематериаль-ных) состояниях, то она может сразу находиться в любых этих состояниях, которые получаются в результате «наложения» друг на друга двух и более состояний из этого множества.

      Суперпозиция описывается в виде линейной суммы всех альтернативных состояний, в которых может находиться рассматриваемая система. В квантовой теории в любой системе, находящейся в суперпозиции, все её состояния не сов-местимы друг с другом. Система в чистом состоянии суперпозиции замкнута и нелокальна (то есть имеет внутри себя только нелокальные связи), и ненаблю-даема в нашем физическом пространстве и времени, существуя в «потусторон-ней» многоуровневой реальности. Принцип суперпозиции противоречит неко-торым законам классической аристотелевой логики, и прежде всего «закону исключения третьего». Другое дело, если мы рассматриваем объекты и процес-сы, проявившиеся после разрушения суперпозиции, т.е. после декогеренции, в нашем так называемом «объективном физическом мире» и не учитываем все их степени свободы. Тогда законы классической логики становятся справедливы.

      При классическом анализе любой системы суперпозиция её различных сос-тояний описывает усреднённое значение этих состояний, которые не исключа-ют взаимно друг друга, а существуют физически в данный момент времени и при суммировании дают среднее состояние, отличающееся от слагаемых ком-понент лишь количественно. Если состояния описываются векторами, то их суперпозиция характеризуется еще и направлением, когда в случае противопо-ложно направленных и равных по величине сил происходит взаимоисключение и устранение одной компоненты только проявляет действие другой. При клас-сическом анализе принцип суперпозиции играет вспомогательную роль.

       Анализ любого процесса с точки зрения квантовой механики приводит к совершенно другим выводам — и прежде всего к тому, что есть разница между статистической неопределённостью различных состояний системы по причине неполноты нашего знания о системе и квантовой суперпозиционной неопреде-ленностью её альтернативных состояний, приводящей к принципиально вероят-ностным результатам какого-либо измерения, не зависящим от глубины нашего знания. Стоит упомянуть об одной тонкости, на которую иногда не обращают внимание. Первые десятилетия развития КМ многие ученые, опираясь на полу-классические представления, придерживались её ансамблевой статистической интерпретации, заменяя одно суперпозиционное квантовое состояние набором полуклассических состояний. Этим страдали даже такие крупные ученые, как Э. Шредингер, Л. де Бройль, Д. И. Блохинцев и даже Р. Фейнман с его интегра-лами по траекториям. Развившаяся за последние десятилетия теория декогерен-ции снимает многие трудности для понимания квантовой теории.

       Декогеренция — это процесс перехода системы, находившейся до этого в когерентной суперпозиции чистых состояний, в смешанное состояние после взаимодействия её с окружающей средой, либо в результате взаимодействия её внутренних составляющих, имеющих до этого только нелокальные корреляции между собой в общей замкнутой системе. Декогеренция происходит под влия-нием сознания наблюдателя или системы наблюдателей и, возможно, характе-ризует больше когнитивные процессы, происходящие при взаимодействии соз-нания с реальностью, чем саму реальность, которая может оказаться даже вто-ричной по отношению к Сверхсознанию. Ведь недаром ещё в начале ХХ века Артур Эддингтон говорил:

     «Физика есть исследование структуры сознания, а «веществом» мира являет-ся психическое вещество».

      Система, переходя в смешанное состояние, «запутывается» с окружением, а суперпозиция, запутанность состояний внутри системы исчезает. Тогда выводы квантовой теории для макроскопических состояний уже не отличаются от выво-дов классической теории, если не контролировать все степени свободы (все связи с окружением).

      Декогеренция и обратный ей процесс — рекогеренция, когда запутанность увеличивается и локальные объекты «растворяются», исчезают из физического пространства (например, НЛО) — самые фундаментальные процессы в воспри-ятии окружающей квантовой реальности. Они «проявляют» из физического не-бытия (НИОР) и «растворяют» обратно весь окружающий нас т. н. «объектив-ный физический мир», малая часть которого воспринимается нашими сознания-ми как всё доступное наблюдению множество разных «объектов» и «процес-сов» Мироздания. По сути, весь наблюдаемый нами классический мир являет-ся результатом частного случая декогеренции, инициируемой интегральным Сознанием наблюдателей, взаимодействующих с НИОР и  имеющих «интер-субъективную» связь, формирующую «разделяемую» реальность.

       В свете этого, учитывая слова Лейбница: «Время есть следствие того, что события структурированы», автором дана концепция времени: ощущение потока времени - это субъективно воспринимаемый наблюдателем, имею-щим сознание любого уровня, функционирующего в каком-либо ритме, заданным НИОР, управляющим «на своих частотах» восприятием разных типов сознаний, непрерывный акт творения Мира из НИОР с помощью сознаний разного иерархического уровня, т.е. непрерывно наблюдаемый процесс актуализации (декогеренции) при переходе возможного в действи-тельное в окружающей среде.

       К этому стоит добавить слова Ф. М. Достоевского: «Что есть время? Время есть цифра. Время есть отношение бытия к небытию»!

       НИОР  включает в  себя метапрограмму, содержащую все правила и сцена-рии квантовых событий. Благодаря декогеренции возникают все известные науке фундаментальные взаимодействия. Если мы не учитываем все связи проявленного состояния с окружением, то все остальные возможные состояния системы ненаблюдаемы, то есть происходит так называемая «редукция вол-новой функции» и возникает необратимость.

       Необратимость характерна для копенгагенской трактовки КМ, в которой независимая от наблюдателя реальность существует лишь тогда, когда она является предметом наблюдения. Объект существует в неопределенной «веро-ятностной» форме в суперпозиции возможных состояний, не являясь строго определенным в пространстве и времени, и приобретает конкретное выражение только после разрушающего суперпозицию акта измерения, совершенного субъектом. Эта интерпретация не свободна от критики за ее некорректность, поскольку эволюция любой квантовой системы линейна, как и уравнение Шрё-дингера, а при взаимодействии измеряемой системы с прибором в копенгаген-ской трактовке при редукции ВФ нарушается линейность её квантовой эволю-ции. Чтобы опять вернуться к линейной суперпозиции, нужно расширить систе-му, включив в неё всё её окружение. Такой гносеологический подход позволяет отказаться от постулата редукции, поскольку при декогеренции состояние выб-ранного процесса переходит с одного уровня реальности на другой, с меньшей размерностью. Состояния на предыдущих уровнях - это не просто альтернатив-ные варианты обычной реальности, а состояния на уровнях с другой простран-ственно-временной метрикой.    

      Постулат редукции ВФ вообще лишен смысла, так как с помощью ВФ или ВС можно описывать только замкнутые системы, а открытые системы, возника-ющие в результате взаимодействия с окружением, описываются редуцирован-ной матрицей плотности. Редукция ВС при этом остается лишь удобным прие-мом при вычислениях, а другие потенциальные возможности не исчезают и мо-гут быть «проявлены» в любой момент. Теория декогеренции, сохраняя линей-ность эволюции ВС, утверждает реальность множества других потенциальных вариантов реальности без обращения к эвереттовской «многомировой» интер-претации КМ.

       Принцип нелокальности следует из запутанных состояний (entangled sta-tes) – из «магических» состояний, выходящих за все мыслимые рамки привыч-ных механистических научных представлений о Реальности, и они привели к концепции, отличающей современную квантовую теорию от всех остальных наук. В системе с запутанными состояниями флуктуации отдельных её частей связаны не обычными классическими взаимодействиями, ограниченными ско-ростью света, а нелокальными корреляциями, то есть изменение одной части системы мгновенно сказывается на остальных её частях, даже если они разнесе-ны в пространстве сколь угодно далеко. Квантовая корреляция (запутанность) – это даже не квантовое взаимодействие – это состояние единства системы, кото-рую нельзя разделить на независимые друг от друга части. 

       Открытие нелокальности как базовой основы Мироздания эксперименталь-ной наукой и распространение этой идеи среди широкого круга ученых демонс-трирует тот факт, что мировоззрение интеллектуальной части человечества со-гласно «закону отрицания отрицания» вновь совершило круг эволюции и при-шло к магическим взглядам на Реальность. Когда-то Френсис Бэкон загадочно сказал: «Цель магии состоит в том, чтобы вернуть естественную философию из тщеты предположений к важности эксперимента», а Фритьоф Капра ещё в 70-х годах ХХ века писал: «Поведение любой части определяется её нелокальными связями с целым, а поскольку об этих связях мы ничего определенного не зна-ем, нам приходиться заменить узкие классические понятия причины и следст-вия более широкими представлениями о статистической причинности. … В то время, как в классической физике свойства и поведение некоего целого опреде-ляются свойствами и поведением его отдельных частей, в физике квантовой всё обстоит совершенно противоположным образом: поведение частей целого определяется самим целым».

       Поэтому в современной квантовой теории имеет смысл рассматривать лю-бое явление или объект как процесс, с помощью нелокальной связи коррелиру-ющий с любым другим процессом Мироздания. Аналог такого подхода к реаль-ности уже не одну тысячу лет глубоко прорабатывается в учении о пустоте буд-дийской философской школы мадхьямака-прасангика: «Мир – как огромная сеть из драгоценных камней. Словно паутина, блестит она на восходе солнца, и каждая драгоценность отражает все остальные» (Аватамсака сутра).                                                                                               

       Эйнштейн считал локальность само собой разумеющейся, которую снова ввели после древних атомистов  в физику Фарадей и Максвелл, переосмыслив-ших доминировавшую до них в ней нелокальность Ньютона, и подтвердил её, как тогда показалось, своими теориями относительности (СТО и ОТО). Но он был одним из первых, кто понял, что предложенная Планком корпускулярно-волновая теория света неполна и требует возврата к нелокальности. Его сомне-ния вытекали из анализа «парадокса пузыря» - квант света как волна распрост-раняется в виде сферы, достигающей сколь угодно большого диаметра, но при встрече с каким-нибудь атомом превращается в частицу, мгновенно схлопыва-ясь до субатомного размера. Его поражало, что Вселенная постижима во мно-гом, и удивляло, что она по причине индетерминизма непостижима в частицах. Он чувствовал - это приводит к какой-то непонятной призрачной связи и следу-ющей из неё нелокальности,  и, не веря в реальность этого и считая это абсур-дом, он первым, как контраргумент в полемике с Нильсом Бором,  выявил её присутствие в «копенгагенской» интерпретации КМ. Опубликовав в 1935г. с двумя коллегами 4-х страничную статью об ЭПР-парадоксе, он сделал акцент на нелокальности, увидев, что главным отличием позиции Бора от позиции де Бройля и Шрёдингера была именно она, назвав при этом запутанность «призра-чным» действием на расстоянии. Бор, переведя акцент в полемике с Эйнштей-ном на случайность и справедливость принципа неопределенности Гейзенберга, на нелокальность не обратил должного внимания, поскольку копенгагенская интерпретация о ней до этого ничего не говорила, и сделал упор на возможнос-ти и невозможности измерения, а не на онтологические проблемы. Из-за узости позиции Бора, которому (и многим его сторонникам) показалось, что он в той полемике победил Эйнштейна, утвердилась позиция «заткнись и считай» и принятие нелокальности отодвинулось на полвека.

       Её   реальность впервые строго корректно была доказана парижской груп-пой Алана Аспека в 1982 г. после эксперимента по проверке неравенств, пред-ложенных в 1964 г. английским физиком Джоном Беллом, согласным с Эйнш-тейном в том, что интерпретация Бора и Гейзенберга приводит к нелокальнос-ти. Соответствие результатов эксперимента его неравенствам подтверждало бы локальность физического Мира. Группой Аспека, а затем и другими, было до-казано, что неравенства Белла нарушаются и нелокальность возникает в систе-ме, состоящей из двух и более взаимодействующих или ранее взаимодейство-вавших, а затем разделенных подсистем и представляет собой суперпозицию макроскопически различимых состояний. Такая квантовая запутанность тож-дественна несепарабельному состоянию и соответствует первому виду запутан-ности. Сейчас изучаются и другие её виды — например, в ОТО или в физике черных дыр, а также в рассмотрении проблемы реальности самого пространст-ва-времени и голографичности Мира.

    Напр.,  Ханс Халворсон из Принстонского университета говорит, что сам факт ограниченности импульса вещества…означает, что состояние вещества связано с положением в пространстве. Он и его коллеги называют эту связь «суперзапутанностью», поскольку если обычная запутанность обусловливает связанность определённых аспектов двух или более частиц, таких как поляри-зация и тому подобное, то суперзапутанность приводит к связанности всех аспектов всего и каждая точка пространства запутана с каждой другой точкой, даже находящейся за «горизонтом» наблюдаемой вселенной. Если связь между запутанными частицами можно разорвать, то разъединить поле невозможно и причина поведения каждого микро или макрообъекта зависит от его взаимодей-ствия со всеми остальными объектами мира. То есть каждый объект обладает практически бесконечным числом степеней свободы, которые невозможно кон-тролировать в принципе. Этим, кстати, можно попытаться объяснить постули-руемый в КМ индетерминизм, т. е. принципиальную невозможность точного предсказания поведения микрообъектов (отсутствие причинности в КМ). В опытах нам только кажется, что поведение микрообъектов принципиально не-предсказуемо, ибо, как говорил Будда, объясняя закон Дхаммы – ничто не воз-никает без причины: если происходит «то», то результатом будет «это» и никак иначе. И Нильс Бор в конце 50-х г.г. писал: «Когда я пишу о нарушении детер-минизма в квантовой механике, я имею в виду причинность классической меха-ники. Только такую причинность физики знали до квантовой механики, и пото-му я не мог писать иначе, меня бы не поняли». В своих последних публикациях он выступает только против однозначной детерминированности, а не против принципа причинности вообще.

 

       В свете сказанного можно даже утверждать, что Вторая Квантовая Револю-ция (ВКР), согласно «закону отрицания отрицания» Гегеля, отрицает представ-ления, появившиеся после Первой Квантовой Революции, которые отрицали су-ществовавшие до неё законы причинности из-за абсолютной случайности кван-товых процессов. ВКР также отрицает представления, согласно которым КМ, сформировавшаяся как наука к началу 30-х годов ХХ века, является полной те-орией и отрицает идею «скрытых» параметров , с чем были несогласны Эйнш-тейн и позднее Дэвид Бом. Главное достижение ВКР в том, что она позволяет смотреть на Мир как на живую сознательную Сущность через суперпозицию Духа и Материи и раскрывает причину индетерминизма в современной кванто-вой теории, введённого в науку старой КМ как абсолютное свойство реальнос-ти, возвращая понятия, от которых отказались творцы КМ. Постулируемый ими индетерминизм как абсолютная случайность не зависел от уровня нашего зна-ния об объекте. Теперь можно утверждать, что хотя из-за квантовой суперзапу-танности мы принципиально не можем знать все связи объекта с окружением и остается верным принцип неопределенности Гейзенберга, это тем не менее не означает, что Мир подчиняется абсолютной случайности и в нём отсутствует закон причинности. Как утверждал Эйнштейн, «Бог в кости не играет»! Будда тоже был прав! Можно также утверждать, что поскольку из-за суперзапутан-ности, дающей бесконечную коммуникационную сложность любому элементу Мира, все Его объекты  обладают сознанием, начиная на физическом плане от элементарного уровня и через «живую» и неорганическую природу до планет, звезд и так далее, а на информационно-духовном плане — через всё бесконеч-ное множество иерархий вплоть до Абсолюта, то сам Мир есть интегральное Сознание и вариантов «течения времени» для каждого сознания существует бесконечное множество. Мы приходим, таким образом, к тому, что теория пан-психизма, являющаяся подвидом теории пантеизма, и современная квантовая теория тождественны, поскольку последняя описывает прежде всего работу сознания. Ведь в своей книге «Физика ХХ века» ещё в1944 г. П. Иордан мудро заметил:

       «Если квантовая механика  лишает атом всякого наглядного качества и ос-тавляет для его характеристики лишь остов математических формул, то тем са-мым ведь снова подтверждается наша философская установка, согласно кото-рой задача физического исследования отнюдь не состоит в том, чтобы раскрыть лежащую «за» явлениями «истинную сущность» вещей, а скорее в том, чтобы развить мысленную систему для овладения миром явлений».