Онтологические параллели между древними философско-религиозными системами и современной интерпретацией квантовой механики.

Болдырев Сергей Дмитриевич, филос.клуб СПб,  email: sdbold@mail.ru , т-ф  (812) 683 73 67 Аннотация:

Рассматриваются основные понятия современной квантовой механики (КМ) с использованием элементарной формулы для простейшего случая одноэлементной квантовой системы, могущей находиться в двух взаимоисключающих состояниях. Показано кардинальное отличие выводов КМ от выводов современной классической науки благодаря применению основополагающих неклассических принципов запутанности и суперпозиции квантовых состояний, приводящее к онтологии КМ, во многом совпадающей с онтологией древних религиозно-философских систем. Кратко освещаются оппозиции «материя-дух», «объект-субъект», «бытие-небытие» в философии даосизма, буддизма, др. греков, гностицизма, христианства, ислама – с одной стороны, и в онтологии КМ – с другой. Раскрывается более глубокая суть послания Христа. Рассматривается роль сознания наблюдателя и процесс «мирообразования» в представлениях КМ. Рассматривается процесс «творения Миров» в КМ на примере анализа динамики изменения состояний за счет манипуляции коэффициентами суперпозиционного разложения в формуле вектора состояния Универсума. Показана зависимость этих состояний от Сознания Метанаблюдателя, всвязи с чем раскрыт метафизический смысл первых фраз Евангелия от Иоанна. Показана возможность онтологического подхода к пониманию Реальности в рамках абсолютного Монизма, аналогичного абсолютному монизму Адвайта-Веданты.

Статья:    

                                                                                    «Величайшие события мира – это те,  которые  происходят в уме у человека».

Оскар Уайльд                

         Одна из основных задач философии – найти принципы, позволяющие из фрагментов реальности собрать целостную картину Единого. С одной стороны, достаточно глубоко к этим принципам  подходят философии веданты, даосизма, буддизма, Древней Греции и гностицизма, с другой  – одна из наиболее радикально неклассических современных интерпретаций квантовой механики (КМ), развившаяся в более глубокую  теорию, которая, отойдя от полуклассических копенгагенской, эвереттовской и фейнмановской, отказавшись от представлений о фундаментальности пространства, времени и энергии и от других классических «пережитков», пошла глубже и дальше, развивая теорию запутанных состояний и теорию декогеренции – рекогеренции как часть физики квантовой информации. 

         КМ, как описание любых систем в терминах состояний, независимо от их масштаба, в отличие от классической физики, описывающей только «проявленную» реальность, обосновывает существование более фундаментальной нелокальной «непроявленной» Реальности. Она вплотную подошла к количественному описанию «манифестации Духа», т.е. к законам «проявления» в виде локальных элементов реальности чистой квантовой информации. Она говорит на языке холистического дуализма о неразрывно-двойственной природе всех объектов и явлений – нелокальной (духовно- информационной, нетварной) и плотной (материально-физической, тварной) и о том, что в основе классического физического мира лежит нематериальный, нелокальный квантовый источник реальности, находящийся вне пространства и времени. Вернер Гейзенберг говорил:  «Идея реальности материи, вероятно, являлась самой сильной стороной жесткой системы понятий XIX века; эта идея в связи с новым опытом должна быть, по меньшей мере, модифицирована». 

 

          Для лучшего понимания материала рассмотрим некоторые понятия квантовой теории.                   Согласно её аксиоматике, состояние  – это полное описание любой замкнутой квантовой системы в выбранном базисе, равном количеству возможных состояний каждого элемента системы. Состояние изображается лучом-вектором (вектором состояния, ВС) в математическом гильбертовом пространстве. Размерность N этого пространства численно соответствует полному набору всех возможных состояний системы. Одно из простейших гильбертовых пространств – когда система из одного элемента может иметь лишь два состояния. Это на плоскости можно обозначить двумя векторами разной длины, выходящими из одной точки. Вектора ортогональны друг другу, хотя угол между ними на плоскости можно обозначать произвольно. Длина векторов пропорциональна коэффициентам при них и равна амплитуде вероятности каждого состояния в системе. В более сложных системах при  базисе m = 2 (т.е. каждый из n элементов системы может принимать только два значения и систему можно описывать квантовыми битами информации - кубитами) размерность пространства N = 2 n; если m больше 2, то  N = mn.  В случае открытой (незамкнутой) системы состояние описывается матрицей плотности, о которой будет сказано ниже.

         В качестве примера возьмем электрон как одноэлементную замкнутую систему, спин которого может иметь значения проекции на какую-либо координатную ось  как «спинвверх» (h/2) или «спин-вниз» (-h/2) (здесь нужно брать h-перечеркнутое). Это соответствует двум векторам состояния электрона в двухмерном гильбертовом пространстве. Обозначим их с помощью кэт-скобок соответственно как |0> и |1>. Тогда полный вектор  |Ф> (или волновая функция |Ф> ), которые описывают не объект, а суперпозиционную сумму векторов всех состояний того или иного объекта (взятого как замкнутая система) с их амплитудами вероятности,  можно представить в виде суммы этих двух векторов состояний:

 

                                                                       |Ф> = a |0> + b |1>                                       (1),                          

   

   где коэффициенты a и b (амплитуды вероятностей) могут принимать любые значения на комплексной плоскости, удовлетворяющие условию нормировки: |a|2 + |b|2 = 1; при этом |a|2 и |b|2 – вероятности нахождения вектора |Ф> в одном из двух его состояний, а сумма векторов этих состояний есть их суперпозиция.

          Формула (1), описывающая любую одноэлементную систему, могущую находиться в

двух взаимоисключающих состояниях, описывает и кубит.

 

          Принцип суперпозиции состояний – самый фундаментальный принцип квантовой теории: если система может находиться в различных состояниях, то она может сразу находиться в двух и более (даже взаимоисключающих) состояниях. Напр., если система (не важно, микро или макро) может находиться в разных точках бесконечного пространства, то она может сразу находиться во всех точках этого бесконечного пространства. Система в суперпозиции нелокальна, может не принадлежать физическому миру и из всего потенциально возможного набора её состояний  реализуется в виде локального физического проявления только какой-либо единственный вариант из этого бесконечного набора  и, скорее всего, с максимально возможным значением вероятности.

         На примере формулы (1) легко видеть, что пока система из одного электрона находится в состоянии суперпозиции с коэффициентами a и b, она находится сразу в двух взаимоисключающих состояниях, пространству физического мира не принадлежит, но имеет потенциальную возможность в результате взаимодействия со своим окружением с помощью декогеренции проявиться в нём либо со спином-вверх, либо со спином-вниз, но не с двумя одновременно.

         Запутанные состояния (entangled states) – это «магические» состояния, выходящие за все мыслимые рамки привычных научных представлений о Реальности, и они привели к концепции, отличающей квантовую теорию от всех остальных наук. Окружающий мир в свете этих эффектов, ставших уже научным фактом, оказывается бесконечно богаче того, что дает нам классическая физика со всеми своими теориями относительностей и суперструн. Этот факт уже используется в технических устройствах (квантовые компьютеры, криптография  и телепортация). Эффекты запутанности являются запредельными, потусторонними, трансцендентными по отношению к физическому миру.

        Квантовую запутанность, не веря в её реальность и считая её абсурдом, вытекающим из интерпретации Н. Бора, как контраргумент в полемике с ним предсказал Эйнштейн в своем мысленном эксперименте (ЭПР-парадокс) в 1935г., но её существование впервые строго корректно было подтверждено в эксперименте парижской группы Алана Аспека в 1981г.. Тогда было доказано, что она возникает в системе, состоящей из двух и более взаимодействующих или взаимодействовавших ранее, а затем разделенных подсистем и представляет собой суперпозицию макроскопически различимых состояний. В таких системах флуктуации отдельных частей взаимосвязаны не обычными классическими взаимодействиями, ограниченными скоростью света, а нелокальными квантовыми корреляциями, т.е. изменение одной части системы мгновенно сказывается на остальных её частях, даже если они разнесены в пространстве вплоть до бесконечности, поскольку система по каким-то своим степеням свободы по-прежнему остается неразделённой.  

         Квантовая запутанность – это состояние единства, неразрывной целостности составной системы, которую нельзя разделить на отдельные, полностью независимые друг от друга части, Такая квантовая запутанность тождественна несепарабельному состоянию. Количественную меру запутанности, изменяющуюся от 0 до 1, ввел Чарльз Беннет в 1996г. Если система представляет собой единое неразделимое целое и находится в когерентной суперпозиции, то мера запутанности равна 1 и система нелокальна, т.е. в ней нет никаких классических, «видимых», вещественных объектов или физических полей. А в сепарабельном состоянии, когда части системы никогда не взаимодействовали друг с другом, мера запутанности равна 0. Если части системы когда-то взаимодействовали между собой, а потом связь прекратилась или система состоит из слабо связанных друг с другом локальных частей, то мера запутанности близка к 0, но в какой-то мере квантовые корреляции сохраняются и система остается несепарабельной. Любой объект, даже макроскопический, взаимодействующий со своим окружением, находится с ним в запутанном состоянии. Мы можем по одним степеням свободы быть локальны (наши тела разделены в пространстве), а по другим (чувства, мысли) быть нелокальны (телепатия).

         Когда замкнутая система, находясь в максимально запутанном состоянии и не имея внутри себя локальных классических частей (все её части находятся в когерентном суперпозиционном состоянии), переставая быть замкнутой, начинает  взаимодействовать с окружением, уменьшая меру запутанности между своими частями (разрушая суперпозицию), то эти части «проявляются» в виде видимых локальных объектов и происходит процесс декогеренции. При этом части системы приобретают всё большую самостоятельность и как бы получают всё больше «свободы воли».  Существует и обратный процесс – рекогеренция, - когда запутанность увеличивается и локальные объекты «растворяются», исчезают из физического пространства (напр., НЛО).

         Эта фундаментальная квантовая теория сформулирована в терминах систем и подсистем, т.е. не относится только к микромиру, а распространяется на любые макро и мегасистемы. Просто в микромире эффекты наиболее заметны и их невозможно игнорировать, но, если не контролировать все степени свободы, то предсказания квантовой теории для макромира огрубляются и уже не отличаются от предсказаний классической теории.

         Чистое состояние (ЧС), в котором система изолирована, замкнута, т.е. не взаимодействует со своим окружением как классически, так и нелокально и в ней нет классических корреляций, можно описать одним вектором состояния (ВС) или волновой функцией (ВФ). В замкнутой системе (ЧС) возможны два варианта.

         В первом - система состоит из подсистем, каждая из которых сама является замкнутой, и они описываются своими независимыми векторами состояний в своих гильбертовых пространствах с размерностью, меньшей, чем у всей системы. В этом случае вся система может быть разложена по независимым подсистемам и её состояние будет сепарабельным, т.е. разделенным. На этом представлении построена вся классическая физика.                   

         Во втором варианте ЧС система находится в когерентной суперпозиции состояний всех её подсистем, т.е. в ней существуют только нелокальные квантовые корреляции и это называется чистым запутанным состоянием (ЧЗС). В полной мере это справедливо только для Универсума, как полностью замкнутой системы. 

        (Вместо термина «Универсум»  - термин «Univers» в англоязычных странах обозначает всего лишь нашу физическую Вселенную - я предлагаю ввести в оборот даже не «Мультиверсум», поскольку он в эвереттовской интерпретации, как частный случай,  обозначает бесконечно большой набор только классических физических вселенных, а более целокупное понятие – «Квантумверсум» или «Quniversum» - как Множество Миров различных информационных уровней с разной мерой квантовой запутанности и декогеренции, которые могут продуцировать в том числе и разные физические Миры с их пространствами, временами и энергиями вакуумов и фундаментальных взаимодействий).        Приведенный выше второй вариант ЧС как бы противоречит нашему опыту, поскольку мы вместе со своим окружением являемся частью нашей Вселенной, классически взаимодействуем с окружением и вроде бы не находимся в нелокальном запутанном состоянии. Дело в том, что мы с окружением являемся частью открытой подсистемы, уже не замкнутой относительно других подсистем, в пространстве состояний меньшей размерности, где классические корреляции уже могут быть. Но они  целиком отсутствуют во всей системе с максимальной размерностью гильбертова пространства и если бы мы могли смотреть на всю систему снаружи, перед нами было бы абсолютное Ничто. В квантовой теории любая замкнутая система находится в нелокальном состоянии из-за отсутствия внешнего окружения, когда некому проводить декогеренцию (редукцию вектора состояния).

         Для открытых систем мера квантовой запутанности непосредственно связана с информацией, содержащейся в системе, которая может быть выражена количественно, напр., через энтропию фон Неймана для чистых состояний. В этом случае физические процессы изменения квантовой запутанности между составными частями системы рассматриваются как процессы обмена информацией между системой и её окружением. Любую систему можно полностью описать через кубиты. 

        Здесь уместно привести текст из книги С.И. Доронина: «Мера квантовой запутанности непосредственно связана с информацией, содержащейся в системе, которая м.б. выражена количественно, напр., через энтропию фон Неймана для чистых состояний. Связь между квантовой информацией и запутанностью позволяет описывать систему в терминах информации. В этом случае физические процессы изменения квантовой запутанности между составными частями системы рассматриваются как процессы обмена информацией между системой и её окружением. Если запутанность между подсистемами уменьшается, то можно сказать, что система теряет  часть своей информации в окружении при взаимодействии с ним. Информация как бы «перетекает» из самой системы в её внешнее окружение. Былое единство и неразрывная целостность подсистем нарушаются, они отделяются друг от друга, приобретают индивидуальные характеристики и видимую форму (локализуются в виде классических объектов). […] Мера информации (её количественная характеристика) вводится на основе фундаментальных принципов квантовой теории в терминах матрицы плотности». 

        Т.к. матрица плотности (МП) содержит вероятности состояний, то под "плотностью" понимается плотность распределения вероятности различных состояний какой-либо системы. В диагональной части МП - части, которая не зависит ни от времени, ни от пространства, ни от энергии системы (т.е. эта информация не описывает физический мир и существует "только лишь в вечности", в т.н. "потустороннем" мире) - содержится информация о полном наборе возможных локальных состояний (потенциальный набор), и её коэффициенты принимают только неотрицательные вещественные значения. Недиагональные элементы, принимающие комплексно-сопряженные значения симметрично от диагонали МП, задают корреляции между диагональными элементами и в них содержится информация о градиентах энергии, возникающих между частями системы и при взаимодействии системы с окружением, т.е. то, что определяет существование системы в физическом мире. Поскольку по диагонали МП стоят вероятности "проявления" дискретных состояний при декогеренции из исходного нелокального состояния системы, то сумма всех диагональных элементов МП (т.е. «след» МП) точно равна 1, т.е. вероятность существования абсолютно всех наборов состояний системы равна 100%. Матрица плотности - это фундаментальное понятие КМ, базовая структура, которая содержит в себе все возможные проявления любой системы (вплоть до Квантумверсума), заключает в себе весь потенциал системы, т.е. содержит в себе всю информацию о системе и о корреляциях системы с окружением. Понятие о МП было сформулировано фон Нейманом еще в 1927 г., а осознали ее роль лишь сравнительно недавно. С помощью МП стало возможным количественно описывать квантовую запутанность, т.е. количественно описывать состояния "потусторонней" реальности.  

      Основная суть квантовой информации в том, что эта структура  лучше всего подходит на роль первичной субстанции всего сущего. 

      Сейчас всё больше теоретиков считают, что ключевой идеей, ведущей к «Великому объединению» гравитации и квантовой теории, может стать переформулирование взглядов на природу не в терминах материи и энергии, а в терминах информации. Интересно об этом сказал Пол Дэвис: «Обычно мы думаем о мире, как о составленном из простых, подобных сгусткам, материальных частиц, и под информацией понимаем производную характеристику объекта восприятия, относящуюся к особого рода организованным состояниям вещества. Но возможно, что всё наоборот: похоже, что Вселенная на самом деле – шалость первичной информации, а материальные объекты являются её сложным вторичным проявлением. […] Если информация действительно должна заменить материю как самая первейшая субстанция Космоса, то нас может ожидать ещё большая награда. […] С современной т.зр. мозги (материя) рождают мысли (ментальную информацию). […] Но если материя является формой организованной информации, то тогда и сознание уже не так таинственно, как нам казалось».

      Возвращаюсь к тексту из книги С.И. Доронина: «… любые системы в окружающей реальности можно рассматривать в терминах кубитов как совокупность ячеек памяти квантового компьютера. Тогда и весь Универсум представляется в виде глобального и единого для всей реальности Квантового Компьютера с большой буквы, своеобразной всеобъемлющей Матрицей (поэтому Р. Фейнман и говорил об исключительно важной роли квантовых компьютеров в постижении законов природы) […] и наше представление о привычном материальном мире – всё равно, что знакомство только с одной программой, запущенной на Компьютере, и некоторая способность ориентироваться в её пределах. […] Мы выходим за рамки привычной локальной программы и замечаем множество других программ (уровней реальности), которые загружены в оперативную память вместе с нашей. Мы начинаем понимать взаимосвязь всех этих различных программ-уровней и можем более надёжно прогнозировать результат перехода с одного уровня на другой – напр., в какую реальность попадём после смерти физического тела».

        До сих пор доминирует точка зрения, что без материального носителя информация не может существовать. Поскольку квантовое описание на сегодня – это самое полное теоретическое описание из всех известных науке, можно твёрдо утверждать, что для замкнутой системы, находящейся в чистом состоянии, информация об этой системе содержится в самой системе – это её количественная  характеристика, хотя в ней нет вещества и нет никаких известных нам физических полей, описываемых классической физикой. Из этого следует, что квантовая информация – самая фундаментальная количественная характеристика системы и существует всегда, если есть система, независимо от того, в каком состоянии она находится. Для замкнутой системы в чистом состоянии мера информации равна 1    (это максимальное значение). Для открытых систем в смешанных состояниях мера < 1. Для максимально смешанных состояний мера равна 1/N, где N = 2n - есть размерность Гильбертова пр-ва, nчисло кубитов.     

      На фундаментальном уровне, в нелокальном (нетварном) источнике Реальности все энергетические процессы в подсистемах сводятся к информационным, т.к. материя проявляется как форма организованной информации. На нем нет ничего, кроме квантовой информации, которая в процессе декогеренции из-за факта наблюдения  проявляется в пространствах меньшей размерности в виде локальных объектов и тварных энергий. Факт наблюдения реализуется только через направление внимания наблюдателя на наблюдаемый объект. Утверждение, что система «проявляет» себя в каком-либо состоянии, регистрируемом наблюдателем в результате ее измерения, только под воздействием его сознания, подкреплено сотнями независимых экспериментов типа «экс. друга Вигнера», «эксп. с отложенным выбором» и т.п.. Энергия любой подсистемы – это условная величина, характеризующая отклонение подсистемы от своего равновесного состояния.  Квантовая теория информации непосредственно связывает информацию с энергией через энтропию фон Неймана, которую можно считать основной физической характеристикой энергоинформационного процесса. Изменение информации есть изменение энергии, а обмен ею связан с обменом энергией.

                                                                   - - - - - - - - - -

 

         Сравним выводы современной квантовой теории с основными понятиями древних философий.  Из-за неполноты наших знаний об источниках древнеиндийской, месопотамской и древнеегипетской философий, опирающихся, на мой взгляд, на исчезающие за горизонтом известных нам времён представления о Сущем, сформировавшиеся в предыдущих высокоразвитых, но давно исчезнувших, цивилизациях,  перешедших, вероятно, на другие уровни Бытия, ограничусь лишь кратким и неполным обзором некоторых древних систем мышления без привлечения философии Веданты, книги Тота-Гермеса и текстов шумерских табличек, не до конца понятые фрагменты которых, на мой взгляд, и  дали толчок  развитию этих систем.

 

      Даосизм.    Хотя и существует миф, что основал даосизм в Китае легендарный  Хуан-ди  (Желтый император) в 2637 г. до н.э., исторические первоистоки этого течения стоит, на мой взгляд, искать все же у Лао-цзы (6-5 вв. до н.э.). Антиномичная текучесть его лексикона  не позволила превратиться «философии Пути»  в метафизическую доктрину.  Движение по Великому Пути не имеет пространственных координат, оно есть погружение вне противостояния поверхности и глубины, внешнего и внутреннего – оно есть погружение в легкость бытия.  Великий Путь не имеет длительности, доступной измерению, и познается как бесконечно малый промежуток между последовательными моментами существования, как непостижимо тонкая трещина континуума бытия, мимолетное мгновение, подобное «прыжку скакуна через расщелину» (фраза Чжуан-цзы). И, тем не менее, он воплощает средоточие всего  и через него проходит ось мирового круговорота, им держится единство бытия. 

       В даосизме бытие Пути есть пространство всеобщей со-общительности, «совместного рождения вещей». Оно существует «внутри» и «прежде» всякого опыта и является совершенной гармонией, собирающее несопоставимое, в котором происходят взаимопроникновения вещей и их зеркальных образов. Лао-цзы много говорит о Начале: все начинающееся само только начинает быть и кладет начало самому себе. «Пространство» Пути, обращенного вовнутрь, т.е. постоянно возвращающего к вечно новому Началу, есть такое символическое пространство вездесущей «срединности», которое предваряет, предвосхищает предметное бытие. Являя собой вечный круговорот от себя к себе, лишенное длительности и протяженности, такое Начало обладает внутренней завершенностью.      Вечно начинающееся Начало может быть понято как бесконечная перспектива взаимных замещений противоположностей, как свое собственное неизбывное «иное». Лао-цзы называет его «вечным отсутствием» (У) или «пустотой» (Сюй), все в себя вмещающей, а Ван Цзунь юэ, живший во времена династии Цин, называл это предельное «Ничто», предшествующее возникновению Вселенной, У Цзи и писал о нем: «Тай Цзи (Дао - по терминологии Лао-цзы) родилось от У Цзи, или предельного Ничто. Это источник динамичных и статичных состояний, Мать Инь и Ян. Если они движутся – они разделяются. Если они неподвижны – они сочетаются».

       Такое же «Ничто» или «Пустота», как информационная емкость  без  квантовой информации о Реальности, присутствует в понятии обнуленного Чистого Запутанного Состояния Квантумверсума (ЧЗСК), используемого в современной физике квантовой информации. А сама квантовая информация, определяющая построение и свойства бесконечного множества Миров, в том числе и физических, в даосизме, похоже, имеет аналог, выражающийся понятием Дэ (Благодать, Совершенство). Как сказал ученый VII века Чэн Сюаньин , «Путь (Дао) – это утонченное пространство совершенной сообщительности, а Совершенство (Дэ) – это премудрость забытья. Премудрость и пространство смыкаются: они не составляют одно, но и не отличаются друг от друга.     Путь – это отсутствие, Совершенство – это наличие». 

      Инь/Ян в даосизме – это когерентная суперпозиция двух альтернативных состояний и соответствует простейшему случаю двухуровневой системы в квантовой теории. В Книге Перемен сказано: «То, чем является Инь и Ян, - это Дао, это основание, это родители перемен, начало и сущность жизни и смерти, сокровищница духа и света, это основа» (Лао-Цзы). По сути это нелокальный источник Реальности, где Дао – вектор состояния, а Инь и Ян – его суперпозиционное разложение в самом простейшем базисе из двух ортогональных состояний Квантумверсума. Используя формулу (1) и учитывая, что коэффициенты a и b имеют здесь тот же смысл, можно записать  эту фразу в виде:  |Дао> = a |Инь> + b |Ян>. Даосские мудрецы считали, что в Мироздании идет бесконечный процесс взаимодействия и трансформации этих главных Начал: «То Инь, то Ян – таков путь Вселенной», - говорится в «Книге Перемен».

      Цзунхуа Чжоу, автор книги «Дао Тайцзи-цюаня – путь к омоложению», пишет: «Безграничную пустоту, существовавшую до сотворения мира, из которой образовалась Вселенная, древнекитайские философы называли У Цзи, или предельное Ничто. Сказано, что до творения нет ничего, но в то же время что-то, безусловно, есть. Мы не знаем, ни что это такое, ни откуда это Что-то берется, но оно определенно есть. Это Чтото не может быть объяснено рационально; его существование только предполагается, как существование какого-то объекта, смутно вырисовывающегося в густом тумане. Древнекитайские философы описывали это как «наличие отсутствия» или «невещественную вещь». Можно сказать, что оно имеет форму, но бесформенно, имеет плотность и неосязаемо. Это беспорядочная неопределенность. Это явление не вещности – источник движения и неподвижности. Считается, что все во Вселенной, включая Инь и Ян, развивается постоянно из этого непостижимого источника».       Это же полное совпадение с идеями самых продвинутых квантовых физиков современности!

 

      Буддизм.   В отличие от даосизма в буддизме нет вечного круговорота «бытия-небытия» и все устремлено к «покою», к преодолению движения, к Нирване. Нирвана – абсолютное успокоение и для буддизма нехарактерны представления о том, что все выплывает из Небытия и, совершив круг развития, возвращается в Небытие, чтобы в новом качестве опять стать Бытием. В то же время восприятие Мира в буддизме весьма голографично, как и в интерпретации Дэвида Бома:  «Мир – огромная сеть из драгоценных камней. Словно паутина, блестит она на восходе солнца, и каждая драгоценность отражает все остальные»   (Аватаншака сутра). 

      Необходимо отметить, что философия позднего буддизма заметно отличается от представлений самого Будды, который делал упор прежде всего на этике, практически полностью игнорируя онтологические вопросы своего учения. Развивая свою теорию Дхаммы (т.е. Дхармы), в основе которой лежит идея кармы и взаимозависимого происхождения (обусловленного существования) вещей и явлений, он говорил: «Отбросим  вопросы о Начале и Конце. Я буду учить вас Дхамме. Если есть то – возникает это. Если то отсутствует, то не появится и это. Если прекращается то – прекратится и это. Кто видит причинную связь – тот видит и Дхамму». Дхамма утверждает, что существует спонтанный и всеобщий закон причинности, согласно которому возникновение одного частного явления (причина)  сопровождается другим частным явлением (следствие) и существование всего обусловлено, т.е. имеет свою причину – ничто не происходит случайно, без причины..

       Этим учением Будда пытался избежать крайностей этернализма (учения о том, что существует некая вечная реальность, не зависящая ни от каких условий) - с одной стороны, и нигилизма, утверждавшего несуществование всего, - с другой. Но его последователи, придерживаясь этого промежуточного учения (samyutta-nikaya), согласно которому всё воспринимаемое существует в зависимости от чего-то ещё, которое, в свою очередь, не может погибнуть бесследно, получили противоречие, приводящее всё равно к этернализму. Возможно, и поэтому в позднейшем буддизме это учение теряет то значение, какое ему придавал сам Будда, считая его весьма глубоким. Ведь это учение противоречит и выводам квантовой теории, утверждающим, что многие квантовые явления имеют абсолютно случайный беспричинный характер. Но современная КМ основана на представлениях о двухуровневой Реальности – Мире физическом и Мире информационном, нефизическом. В пределах этих уровней КМ считается наукой полной, не нуждающейся в идее «скрытых параметров». Но если научные представления включат в себя и другие возможные уровни, напр., Мир причины, то «случайность» в КМ, возможно, перестанет быть абсолютной.        Тем не менее со стандартной квантовой теорией достаточно хорошо коррелируют две из 4-х философских школ учения о «шунье» (пустоте) в буддизме - «Читтаматра» (Йогачара) и «Мадхьямака-Прасангика» (от мадхьяма – среднее, т.е. выбор среднего между крайними утверждениями, что всё существует и ничто не существует; а «прасангика» характеризует отрицательную, негативную диалектику, т.е. систему умозаключений, которые опровергают положения, признаваемые оппонентами верными).  Мадхьямики, называемые нигилистами, отрицают существование какой-либо воспринимаемой реальности,  духовной или недуховной, как самосущей, и утверждают, что   все существует в потенции только номинально в  виде обозначений или наименований (идей) – как и квантовая информация о системе, находящейся в состоянии суперпозиции, - и у вещей и явлений нет ни объективного существования   (самобытия), ни собственных свойств. Несмотря на то, что нет ничего истинного, мадхьямики отрицают не всю реальность, а только воспринимаемый видимый мир явлений.  По их мнению, за этим миром явлений находится реальность, которую нельзя описать, т.к. она не имеет воспринимаемые духовные и недуховные свойства. Но они все же признают существование несамосущих внешних объектов, как и квантовая теория, которая  объясняет появление физических объектов из информационной реальности через градиент энергии в результате процесса декогеренции. 

        В отличие от школы «Читтаматра», приверженцы которой, йогачары (виджнянавадины), называемые субъективными идеалистами, утверждают, что существует только духовное, а материальный мир не существует (он пуст), и что все является лишь проекцией ума (позиция субъективного идеализма, СИ, или даже идеалистического монизма, ИМ), мадхьямики-прасангики считают, что события не просто эмпиричны – они формируются внутренними отношениями. Ничто не существует само по себе и, хотя внешние объекты и явления существуют, субстанционального существования у них нет, а есть «взаимозависимое происхождение» (яркий пример в физическом  мире – радуга).

       Но, с другой стороны, философия мадхьямика-прасангиков, легшая после Чандракирти в основу тибетской школы «Гелуг», которой придерживается и нынешний Далай-лама, не свободна от двойственности (позиция идеалистического дуализма, ИД). От этого недостатка полностью свободна философия Читтаматры (то же, что Йогачара-виджнянавада, т.е. «только проявление сознания», «только познание»), которая практически полностью совпадает с древнеиндийской брахманистской философией адвайта-веданты Шанкары и коррелирует с разрабатываемой сейчас в КМ теорией Метанаблюдателя (см., напр., статью А.Михеева).

      Античная философия в течение многих веков до н. э. формировалась из прозрений великих мыслителей Восточного Средиземноморья. Считающийся родоначальником этой философии Фалес из Милета, стремясь определить сущность вещей,  не отличая ещё метафизического от физического, мыслил их субстанцию, как физическую сущность особого рода, одушевляя в природе всё. Как пишет С.Н.Трубецкой, «по Фалесу субстанция природы есть вечно текущая влага, вода живая, питающая и рождающая из себя всё, носящая на себе землю, из которой образуются и растут все твари». У Фалеса виден «дуализм материального и божественного, пассивной материи и образующей формы, движимого и движущего». Земляк Фалеса и его ученик Анаксимандр, абстрагируясь от натурализма учителя, но все же считая «вечную» первооснову субстанцией вещественной, «точнее обозначил понятие абсолютного как субстанциальное безразличие, неопределенное и беспредельное, как абсолютное начало и причина своего бытия. […] Из этого Беспредельного всё происходит и всё в него возвращается» (ср. с даосизмом), в нем заключаются в скрытом состоянии все различия вещей. «Они не различаются в абсолютном, не обособлены и существуют в нем лишь в возможности (суперпозиционное состояние?). Аристотель приводит это «Беспредельное» Анаксимандра как пример потенциального бытия, которое в действительности ещё не бытие, которое есть бытие лишь в возможности. Потенциальные противоположности переходят в действительность, выделяются и обособляются в Беспредельном в силу присущего ему «вечного движения» (процесс декогеренции?), а затем уже из них образуются все остальные вещи». Анаксимандр, в отличие от Фалеса, «отрицал в стихийной основе всякую определенность, и потому происхождение всех вещей представлялось ему выделением, обособлением (потеря квант. запутанности?) из безразличия, а не изменением данной стихии».  Удивляет то, что этот текст, приведенный почти без сокращения, написан, кроме ремарок в скобках, С.Н.Трубецким в конце XIX века и почти повторяет то, что сказано о квантовой запутанности, принципе суперпозиции и декогеренции – рекогеренции в начале этой статьи!  

      По Трубецкому, из трех понятий Милетской школы, введенных Анаксимандром, вышли три философские школы. «Во-первых, - в понятии абсолютного как беспредельного, в чем отрицалась всякая чувственная определенность; во-вторых, - в понятии абсолютного как безразличия,  объединяющего или заключающего в себе потенциально основные противоположности вещей; в-третьих, - в понятии развития, в указании его процесса, внутренне присущего абсолютному и совершающегося посредством обособления и соединения противоположностей». 

      Из первого вышла Элейская школа (философия монизма), основателем которой был Ксенофан, ученик Анаксимандра и учитель Парменида, которая утверждала, что «Начало есть беспредельное, всеобщее, всеобъемлющее, […] оно ничего вне себя не имеет и абсолютно едино; вечное – оно неизменно, бесконечное – оно не может убавляться или прибавляться, уничтожаться или становиться. […] Всё многое, всё движущееся, происходящее – ложно и только является, - ибо множество, движение, происхождение – необъяснимо из подобного определения сущего…». Величайший представитель этой школы Парменид первым, похоже, провёл различие между умопостигаемым, неизменным и вечным единым бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью всех вещей (сфера «мнения») и сформулировал тождество бытия и мышления как абсолютное единство, исключающее всякую множественность. Ему принадлежит фраза: «Мыслить и быть – одно и то же» (Декарт только повторил это). Идеи Парменида близки по духу философии абсолютного идеалистического монизма адвайта-веданты Шанкары, только высказаны на 13 столетий раньше.

      Из второго понятия вышел Пифагореизм, утверждавший, что «весь мир состоит из множества противоположностей; то, что всех их в себе вмешает и объединяет, что управляет всем и живет во всём, - то имеет в себе силу всего, то абсолютно. Но такое абсолютное уже не может быть абстрактным единством: как принцип гармонии, как образующее начало мирового порядка, оно есть единство, имеющее в себе множество, заключающее в себе силу всего положительного и отрицательного».  Пифагореизм определяет числовые соотношения как источник гармонии Космоса, что является почти совпадением с приведенными ниже выводами о значении соотношений коэффициентов вектора суперпозиционного состояния Квантумверсума.

      Пифагор, по скромности первым назвавший себя философом, а не мудрецом и проведший больше 20 лет в Египте и несколько лет в Индии, приближался к даосским представлениям, считая, что пространство Пустоты не пусто и вычленяет из себя пространство Вселенной, и, в отличие от своих последователей, провозглашавших чистое, абсолютное множество без скрепляющего его единства, был почти монистом. Его богом была Монада или Единое, которое есть Всё, - Верховный Ум, рассредоточенный по всем частям Вселенной, Причина, Разум и Сила всех вещей.

      Из третьего понятия вышло учение Ионийской школы (Гераклит из Эфесы), которое, напротив, учило, что абсолютное – это живое, утверждающее себя, заключающее в себе вечный процесс обособления противоположностей, над которыми оно вечно торжествует в своем генезисе; оно рождает миры, чтобы поглощать их в себя, и поглощает, чтобы вновь производить их, оно соблюдает внутренний мир и гармонию во внешней борьбе и противоречии. «То, что становится в этом процессе, не может даже достичь бытия, ибо генезис, процесс становления, никогда не прекращается и не останавливается: всё есть и не есть, всё течёт и ничто не пребывает».

      Сам Гераклит понимал Мир как Огонь, как жар космического Духа, как невоспринимаемый субстрат, чистую сущность.  Воспринимая Мир как речь (Логос), он говорил: Мир, прочитанный правильно – это «Одно». Мир, прочитанный неправильно – это «многое». «Истина есть путь и жизнь.  Познавая весь феноменальный мир целиком, приходишь к самому себе» – т.е. у него Абсолют  тождествен субъекту познания. В этом Гераклит предвосхищает    Шанкару с его Адвайта-Ведантой за двенадцать столетий до того.  Т. о., у Гераклита мы тоже видим корреляцию с представлениями в КМ: пока все находится в суперпозиционном состоянии, оно полностью едино в своей квантовой запутанности и не проявлено в физическом мире; но стоит начаться процессу декогеренции, как тут же появляются отдельные друг от друга физические объекты.                                                                         

      Стоицизм, основанный в Афинах в V в. до н.э. Зеноном из Элеи, учеником Парменида и автором известных апорий, обосновывающих невозможность движения, и которого Аристотель считал основателем диалектики, возродил учение Гераклита о мировом Огне, как Первоначале всего сущего, который также является Мировой Душой и Разумом (Логосом). Этот Огонь «мерами вспыхивает и мерами угасает» и путем сгущения (процесс декогеренции в квантовой теории?) из него возникают все вещи, а путем разрежения в него возвращаются (процесс рекогеренции?). Несмотря на то, что по Гераклиту противоположности пребывают в вечной борьбе («раздор есть основа всего»), в Космосе существует «скрытая гармония»,  единство противоположностей вплоть до неразличимости, а Мир есть живой организм, пронизанный «Пневмой», создающей космическую «симпатию» всех вещей (аналог квантовой запутанности всего со всем?). Всё существующее телесно и различается степенью грубости или «тонкости» материи (разные уровни декогеренции?). Вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения Космоса, т.к. Мир в силу рокового закона должен вернуться в субстанцию, из которой он возник (не связь ли это с древнеиндийской Ведантой и её понятиями Манвантары и Пралайи?).

      Благодаря этим мыслителям античная философия к V веку до н.э. пришла к глубокому осмыслению единства бытия, совершив прорыв в миропонимании. После них вопрос о Едином Начале и основе Реальности стал основным признаком монистической философии. Они стоят у истоков мировой философской традиции воспринимать Мир через идеи высших смыслов, идеального бытия, для осуществления гармонии мира и человека. И величайшим среди них стоит Платон, вобравший в себя многое от своих предшественников, а основным систематическим трудом по его космологии является «Тимей». В нем говорится о первообразе всего сущего и его порождающей силе - демиурге. Порождающая модель создает мир идей (высших богов), а они создают космос с его видимыми богами (светилами) и все его части, в том числе и человека. Говорится о не создаваемой идеями (ими лишь придаются ей различные формы) чистой материи как вечно не-сущей, т.е. находящейся в чистом становлении, но лишенной всякого оформления, воспринимающей вечные идеи и превращающей их в реальные тела и души, уже подверженные становлению и изменению (возникновению и уничтожению). Но не надо понимать эту материю как пространство, которое уже есть некое оформление. «Тимей» содержит концепцию космоса как живого существа, одаренного умом, душой и телом, созданного благим демиургом в подражание вечному умопостигаемому образцу. Поскольку образец (первообраз) единственный, то и мир только один. Ум у Платона не является абсолютной личностью, хоть и является творцом всего существующего, поскольку основные категории Тимея» (первообраз, демиург, идея, бог, космос, материя) трактуются только понятийно или математически, но не персоналистски и чаще используются термины типа «генезис», чем «свободное творение». Поэтому христианизировать идею ума и считать Платона монотеистом не стоит, т.к. он скорее языческий философ объективно-идеалистического направления. Из-за некоторой размытости, а иногда и противоречивости понятий у Платона использовать корректно аналогию с квантовой теорией довольно сложно.

      Гениальное развитие идей Платона спустя шесть веков совершил великий метафизик Плотин, построив свою полностью монистическую систему, в которой из неистощимой полноты бесконечного Единого, отождествляемого с Благом Платона, в процессе эманации (декогеренции?) возникают три основные субстанции бытия:  - Ум, содержащий идеи (промежуточная ступень между Единым и Умом – «число»);   - Мировая Душа, содержащая в себе все индивидуальные души;  - и телесный Мир – Космос. Материя в системе Плотина – неопределенный бескачественный субстрат изменений, пассивная «восприемница» вечных идей-форм (эйдосов) и не мыслится отдельной от Единого. Для Плотина все является творением Единого, и «иное» для него настолько отдельное, насколько должны быть отдельными, трансцендентными творец и творения.

       В любимой им метафоре Плотин называет сущее (т.е. конечное сущее по Платону) следом Единого, и сам умный Мир, Ум и его силы тоже след Единого. Поэтому Единое не может быть Идеей, конечным сущим, как у Платона. Как говорил Плотин, пока ничего нет и осознавать нечего, то нет и Сознания. Следовательно, все сущее является таковым лишь в пределах Сознания, и поэтому Сознанию предшествовало то, что Плотин называет «Тайной вне бытия». Поскольку Тайна существовала прежде двойственности знающего и знаемого (Субъекта и объекта), древние называли Ее Первоединым. Например, еще ранние египтяне почитали своего главного Бога-прародителя Атума как «Неразличимое Единство». Как это совпадает с идеей ЧЗСК в квантовой теории! Напрашивается аналогия между Единым Плотина и У Цзи в даосизме.

       Закончить сравнительный обзор античной философии можно цитатой из статьи А.А. Коваленка: «Плотин…создал действительно целостную и последовательную систему, объясняющую идеальное единство мира на всех его уровнях, этажах. Впервые философ более или менее удовлетворительно показал, как всё многообразие универсума, включая и материю (!), непротиворечиво продуцируется из одного единого первоисточника (=Единое), вытекает из него и восходит к нему. Показан был и механизм, это порождение обеспечивающий = эманация или апоройа. […]  Итак, все рассмотренные здесь персонажи […] могут быть вмонтированы в такую схему […]:  -- Парменид как всепоглощающее единство без множества (Бытие)  --  Пифагорейцы как тотальное множество без единства (Числа)  --  Платон как не до конца удавшаяся попытка совместить единое и многое (Единое и единство мира как логический, но не онтологический принцип)  --  Плотин как окончательный синтез единого и многого (Сверхединое как действительный, субстанциональный, онтологический первопринцип, порождающий из себя абсолютно всё головокружительное многообразие и духовной, и материальной реальности;  всё, в том числе и материя, продуцируется из Сверхединого через особый механизм – эманацию…)». Квантовая декогеренция?

 

      Гностицизм.     Центральная идея Монистического герметического гностицизма (или «Универсального знания») – это присутствие Божественного в каждом человеке.  При этом приход к Божественному происходит только через гнозис, т.е. знание, но не через знание рационального ума, а через систему мышления, основанную на внутреннем психодуховном опыте, коррелирующим с мировоззрением, основанным на гностических мифах. Согласно гностику Феодоту, суть гнозиса – в ответе на вопросы: «Кто мы были? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение? Что такое возрождение?»

        Гнозис старается пробудить в сознании всех родственных ему сущностей воспоминание об их призвании и привести их назад, к Абсолюту божественной Жизни. Пробуждение происходит через «Призыв», который надо услышать, но это слишком трудно, поскольку, как квантовые корреляции заглушаются классическими взаимодействиями, так и «призыв Жизни» заглушается «Шумом Мира». 

        Платон почти за 4 века до н.э. писал:  «Основная цель мистерий – подготовить посвященных к «возвращению». Не имеет значения, как именно мы это воспринимаем: как приход в себя, вознесение на небеса или проникновение в глубины. Важно лишь то, что мы проделываем этот путь домой. Как? Нужно вернуться по своим следам, в обратном порядке проследовать процессу, с помощью которого сознание создает космос и теряется в отождествлении с внешними проявлениями вещей».   

        В Евангелии от Фомы Иисус называет первую сизигию (пару оппозиций)  «движением и покоем». Сознание либо движется, либо покоится. Психе (сознание-в-движении) можно трактовать либо как подвижную поверхность покоящегося моря, либо как бесконечное количество отдельных волн этого моря. Первое осуществляет вселенскую психе, второе – психе индивидуумов. Мы – единственные в своем роде движения на поверхности общей для нас неподвижной глубины Сознания. Сознание – это бытие. Его мы воспринимаем как ощущение «Я ЕСТЬ». Это неизменное присутствие, не имеющее качеств, это то, чем мы являемся. А  Психе - это то, что мы переживаем. 

         мы  -  вселенский  разум,  выглядывающий  через  игольное  ушко  отдельной   личности  в  совместно созданный  нами  космос.                     мы  -  бытие,  наблюдающее  за  возникновением.   

       Дуалистический христианский гностицизм, распространившийся по восточному побережью Средиземного моря, добавил еще один постулат – идею «отчужденности», которая сложилась как вполне проработанная философская система за много веков до возникновения философии экзистенциализма. Отчужденный – это тот, кто не принадлежит этому миру, являясь в нем только «странником на чужбине». «Я странствовал сквозь миры и века, прежде чем пришел к вратам Иерусалима» - говорит Христос.

       У гностиков миры – это цепочка систем, через которую должна пройти жизнь, оставаясь чуждой им, поскольку эти системы воспринимались гностиками как множественность демонических миров, в плену которых находится душа. 

       Жизнь в особом ее понимании находится с точки зрения гностиков по ту сторону этого Мира. Жизнь, так же, как и Бог, а, следовательно, и Человек – абсолютно отчуждены от этого Мира феноменов, от Космоса, поскольку не принадлежат ему. Отчужденный Бог – это «неизвестный», «абсолютно трансцендентный», «невыразимый», «скрытый», «несуществующий».

       Дуалистический гностицизм, возникший на основе учения Христа раньше, чем ортодоксальное христианство, занимал особое положение среди религиозных систем мира, таких, как позднее античное язычество (хотя Плотин резко критиковал гностический дуализм), христианство и ислам, являясь как бы их мировоззренческим фундаментом, позднее сознательно искаженным и даже отвергнутым. Это была даже скорее религиозно окрашенная философская система, чем религия в традиционном смысле.       

       Несмотря на то, что в основе Мира в любых разновидностях гностицизма, как монистического учения, находится Единое, причиной нашего мира в христианском гностицизме является дуализм, причем не  как одно из основных философских направлений, а как религиозно-философский миф о двух началах – Свете и Тьме. По их учению Абсолютный Бог, называемый Первоначало, Пучина, и соприсущая Ему Мысль (Благо, Молчание) породил в Молчании вечности Ум (Отец, Начало всего) и Истину. Эта Тетрада произвела Слово и Жизнь, а дальше – больше, и в результате многоступенчатых эманаций возникла Плерома (Полнота), состоящая из тридцати Эонов, последний из которых в этой цепи иерархий – Эон женского рода «София» (Премудрость). 

       Некоторые из этих групп иерархий, находясь на n-ном уровне эманации, создали свои n+1-вые Миры, оставаясь для них абсолютно трансцендентными, со своими, подчиненными вышестоящим, группами иерархий (Эонов). В зависимости от  гностической школы число уровней принимало различные значения. В иранском митраизме n доходило до 7, а в учении Василида – до 365.

       Согласно одному из вариантов гностического мифа, наш физический Мир со своим «небом» произошел в результате как бы «сбоя программы» из-за разыгравшейся в Плероме драмы от невозможности низшими Эонами, и особенно Эоном Софией,  познать своего Отца. Она погрузилась от этого в страсть, результатом объективизации которой явилось бесформенное бытие. Сама София усилиями вышних иерархий была очищена созданным по этому поводу Пределом и вернулась в Полноту, а из оставшихся от Софии вне Плеромы эманаций горя, страха, невежества, раскаяния и помышлений получила свое первое существование лишенная Света материальная субстанция.  

       Оставшееся от вышней Премудрости Помышление, называемое Ахамот (от еврейского «Хокма», премудрость) произвело Демиурга (Квазитворца, Второго Бога, Ремесленника), получившего от Нее не духовную, а только душевную (т.е. конечную) природу. Демиург, названный в гностических текстах Иалдабаоф (ребячливый бог, дитя хаоса), или Саклас (глупец), или Самаэль (слепец), в свою очередь, из бесформенного бытия, самомнения и незнания Света (Эйдосов) создал «небо» нашего Мира. Это «небо» нижней ступени эманации населено ангелами - архонтами (правителями), которые и создали наш Мир под руководством этого Демиурга, бога Ветхого Завета Яхве (YeHoVaH, «Неназываемый»). Он сам, как это следует из «Ветхого завета», объявил себя Отцом и Богом и заявил, что выше над ним никого нет. Этот Бог Моисея – конечный, познаваемый бог, а Иисус Христос проповедовал неведомого Отца и приходил на Землю, чтобы освободить людей от рабства бога Ветхого Завета - которого в позднем гностицизме некоторые (напр., Е.П.Блаватская) даже стали идентифицировать с Люцифером и Сатаной, который способен «сыграть в кости» (по меткому замечанию Эйнштейна, не поверившего в это) -  для свободного стремления к бесконечно более высокой трансцендентной Божественности.

      Целью тайных учений      первых христиан-гностиков было вести людей по пути возникновения, пока они не достигнут состояния осознанного бытия, а для этого - помочь им прекратить отождествлять себя с психе–телом и постичь нашу глубинную природу – таинственный источник всего сущего. 

      Послание Христа, с точки зрения гностиков, заключается в том, что выпадение из изначального единства, из божественного, происходит из-за фиксации внимания на иллюзии реальности предметов и событий; веры в реальность всего этого («по вере вашей воздастся вам»)  и возникающих от этого желаний и страданий. Именно об этом писал Платон, таково же и послание Будды. Поскольку события и страдания от них в сущностном смысле есть иллюзия, то послание Христа заключается в том, чтобы простить любую причину этих событий, возлюбив их источник -  Сознание, или Бога, проявляющийся в каждом из нас ощущением своего высшего «Я», т.е. свое «Я есьм».         Закончить раздел о гностицизме можно кратким изложением древних гностических представлений, приведенных Стефаном Хёллером в своем труде «Гностицизм»:

1.  Существует первоначальное и трансцендентное духовное Единство, из которого исходит бесконечная манифестация множественности.

2.  Проявленная вселенная материи и разума создана не первоначальным Единством, но духовными существами, владеющими низшими силами.

3.  Одной из целей этих создателей является вечное отделение человека от Единства (Бога).

4.  Человек состоит из смешанных элементов: внешний его аспект – творение низших создателей, тогда как высший аспект есть падшая искра Божественного Единства.

5.  Искры трансцендентной святости спят в своих материальных и ментальных тюрьмах, их самосознание притуплено силами материи и ума.

6.  Дремлющие искры не были оставлены Единством; наоборот, к их пробуждению и освобождению прилагаются постоянные усилия, исходящие из этого Единства.

7.  Пробуждение сокровенной Божественной сущности в человеке происходит через спасительное знание, называемое «гнозисом».

8.  Гнозис не обретается благодаря вере, или выполнению добродетельных поступков, или следованию заповедям. Все это, в лучшем случае, служит лишь подготовкой для получения освободительного знания.

9.  Среди тех, кто осуществляет пособничество дремлющим искрам, особо почетную и важную позицию занимает женская эманация Единства, София (Мудрость). Она принимала участие в сотворении мира и с тех пор остается проводником сирот человеческих.

10.       С древнейших времен истории посланники Света отправляются из Единства с целью продвижения гнозиса в людских душах.

11.       Величайшим из этих посланников в нашей исторической и географической матрице был нисходящий Логос Божий, проявленный в Иисусе Христе.

12.       Иисус осуществлял двойное служение: Он был учителем, сообщающим инструкции касательно пути гнозиса, а также иерофантом, передающим мистерии.

13.       Мистерии, дарованные Иисусом (которые также известны как таинства), являются могучими средствами постижения гнозиса и были возложены Им на Его апостолов и их преемников.

14.       Через духовную практику мистерий (таинств), а также неустанное и стойкое стремление к гнозису, люди постепенно могут продвигаться к освобождению от всех ограничений, материальных и других. Конечной целью этого процесса освобождения является достижение спасительного знания и вместе с этим свободы от воплощенного существования, а также возвращение в Единство.

 

     Первые христиане-гностики учили, что из 0 и 1 составлен реальный мир. В мире Птолемея процесс появления начинается тогда, когда ПУЧИНА (ЕДИНОЕ) с мужским началом «1» вкладывает семя в Лоно МОЛЧАНИЯ с женским началом «0», что порождает сизигию СОЗНАНИЕ-ИСТИНА и становится началом образования Архетипов.

      А в современных представлениях квантовой теории в обнуленную информационную  емкость Квантумверсума («Лоно МОЛЧАНИЯ») вкладывается информация («ПУЧИНА») и изменением коэффициентов суперпозиции с помощью  декогеренции  создаются иерархии информационно-духовных Миров со сколь угодно большим набором закономерностей, связывающих взаимодействия между подсистемами этих Миров. Параллельно на k-м уровне процесса декогеренции появляются такие локальные объекты, как наша физическая вселенная, которая сама, как классический домен, составляет ничтожно малую часть объективной Реальности.    Этот вневременной, но как бы «последовательный процесс» «проявления» все более и более «плотных» сепарабельных состояний очень напоминает процесс последовательных эманаций все более и более «плотных» Миров в гностицизме.

 

       Немного об исламе.  Аллах, чье имя означает «БЫТИЕ» и «НЕБЫТИЕ», называется «Тайной Тайн» и «недостижимой дерзостью мыслей». Подобно христианам-гностикам, представляющим Бога «Пресветлым Мраком», мусульмане-гностики говорят об Аллахе как о «Черном Свете» или «Светящейся Ночи». Слово «Аллах» не было изобретено мусульманами, а происходит от корня/слова, которым называли божественное могущество на Ближнем Востоке уже в течение не менее 6000 лет, начиная с  древнеиудейского «Элох» (мн. число – «Элохим»), затем - «Ал-Лат» в древнем Ханаане, а потом  и арамейская «Алаха». Все эти слова указывают на имя, которое означает реальность Вселенского Единства, первичная сила бытия и небытия. Это имя включает в себя самую фундаментальную пару оппозиций  – Бытие, или «Да» (АЛ), уравновешенное наиболее таинственным понятием - «Священной Пустотой», или «Нет» (ЛА). Это же полное совпадение с даосизмом и выводами квантовой теории – возникновение материальных Миров  (АЛ) в результате процесса декогеренции из ЧЗС Квантумверсума, как Абсолютного Ничто  (ЛА)!  

       В Коране также сказано, что Бог создал человечество по образу своему, чтобы созерцать самого себя будто в зеркале. « Мы – Бог в поисках Себя».  Суфийская фраза из Корана: «Тот, кто знает себя – знает и Бога» - практически смысловая калька со знаменитой фразы над храмом в Дельфах: «Познай самого себя»!

 

       Высшее Я человека и есть Бог, ЕДИНОЕ, которое по основополагающему принципу квантовой суперпозиции конструирует из потенций ЧЗСК  все возможные варианты состояний, актуализующихся в том числе и в мириадах таких, которые обладают свойством воспринимать себя как отдельные сознания. Согласно квантовой теории степень классичности окружения зависит от количества информации, «записываемой» в нашем теле и отраженной в сознании.  Декогеренция нас окружением, потеря нами «магических» свойств запутанных состояний и в результате – отделенность от Духовной основы Реальности («отпадение от Бога») и «опредмечивание», «материализация» окружающего мира - есть плата за большую логичность, рациональность, конкретность и независимость мышления и сознания. Однако, получив такую независимость в «опредмеченном» мире, большинство предпочитает сосредоточивать свое внимание на классических корреляциях со своим окружением и не замечать проявлений «запредельных, потусторонних» реальностей в виде «чудес» и эффектов, которые необъяснимы классической наукой. 

       Прежде, чем привести научное доказательство истинности этих древних прозрений методами квантовой механики, процитирую мысли, как бы предваряющие это доказательство, крупного американского философа и психотерапевта, хорошо знающего  как теории относительности Эйнштейна, так и квантовую теорию, Арнольда Минделла из его книги «Квантовый Ум»:

       «Если мы вместе с Хоукингом допускаем, что существует волновая функция всей нашей Вселенной, тогда по аналогии с волновой функцией или тенденцией для частицы, Вселенная должна быть тенденцией для своего собственного существования, тенденцией, которая не всегда вполне здесь! Вселенная обретает реальность в смысле Общепринятой Реальности (ОР) только потому, что она способна к самоотражению, к заигрыванию с собой, с нами и со всем остальным. 

       Теперь возникает важный вопрос. Чтобы Вселенная существовала в ОР со всеми своими микроскопическими и космологическими существами, со всеми своими камнями, планетами и галактиками, что-то должно было сновидеть её в бытие из её первоначального состояния сновидения или тенденции. Кто это сделал? Кто был первым наблюдателем, способным наблюдать Вселенную, конъюгируя её волновую функцию, отражая её чувственную суть, преобразуя её тенденцию в реальность? Когда она создавалась, поблизости не было ни нас, ни даже остальной Вселенной теперешней общепринятой реальности.

        Один ответ на этот вопрос – это то, что Вселенная любознательна. Это чувствующая, Сновидящая Вселенная, способная размышлять о себе, расширяясь, сновидеть себя в ОР. Наша Вселенная должна быть способной к самоотражению. Без этого физика, психология и сама наша Вселенная сегодня не могли бы существовать. В то время, как физики будут вечно искать этот ответ, мы можем вспомнить, что самый древний ответ заключался в том, что наша Вселенная – это Богиня или Бог, наблюдающий сам себя.»    

                   

       Используя  известную формулу (с учетом нюансов при ф-ле (1)), ЕДИНОЕ (Quniversum или Квантумверсум), как любую замкнутую систему,  с помощью двоичного языка, описывающего через 0 и 1 все "элементы" Квантумверсума как кубиты, принимающие альтернативные значения, вполне корректно можно описать с точностью до общего коэффициента вектором состояния |Ф>, представляющим суперпозиционную сумму всех возможных вариантов проявления Квантумверсума: 

|Ф> = a1|0102…0i-1…0n> + a2|1102…0i-1…0n> +…+ ai|0102…1i-1…0n> +… …+ аN-1|1112…1n-10n> + aN|1112…1n> ;      

Это суперпозиция всех потенциальных состояний Квантумверсума для гильбертова пространства с размерностью N=2n при сколь угодно большом n и c условием нормировки:   |a1|2+|a2|2+…+|aN|2= 1, где каждый коэффициент ai  может принимать на комплексной плоскости любые значения, которые удовлетворяют условию нормировки; при этом  n – число всех элементов Квантумверсума, взятых как кубиты – элементарные «кирпичики» информации, элементарные потенциальные двухуровневые состояния, -  поскольку любую сложную систему можно рассматривать как совокупность кубитов;  N – число всевозможных комбинаций из этих элементов;   |аi|2 – вероятность i-го состояния  Квантумверсума;  прямоугловые «кэт»-скобки |... >  – знак оператора ВС.    Анализ этой формулы приводит к выводам:       Первый вывод квантовой теории, следующий из её законов: если все компоненты ai ≠ 0  и имеют равные веса, то «внутри» Квантумверсума нет классических (локальных) объектов (подсистем) и нет запутанности между подсистемами. Quniversum состоит из невзаимодействующих нелокальных частей и представляет собой информационную емкость с обнуленными кубитами, не содержащую информацию.   Quniversum пока только

«подготовлен к работе».

 

      Второй вывод: если равновесное значение ai нарушается, в Квантумверсуме возникают запутанные состояния между его подсистемами даже при самом ничтожном изменении ai .

 

      Третий вывод: квантовая запутанность между подсистемами не может возникнуть, если нет или не было ранее между ними классического взаимодействия, т.е. при неравных значениях коэффициентов  аi  сразу возникают информационно-духовные и классические физические миры со своими «законами природы», определяющими состав и «жизнь» этих миров, зависящими от численных значений отношений этих коэффициентов между собой.        Из этих выводов следует основополагающее заключение:   

   

      В Квантумверсуме актуализируется классическая реальность на различных уровнях, если происходит отклонение от равновесия компонент его суперпозиционного состояния возможностей.

       При хаотичном отклонении будет возникать хаотичная реальность. Если отношения между коэффициентами ai будут изменяться гармонично и осмысленно, то и реальность возникнет гармоничная за счет появления в ней стабильных законов природы и разумной жизни. Такой вариант изменения ai  можно назвать «Божьей Благодатью». 

       Поскольку изначально нет ничего и никого, кроме самого Квантумверсума, кто мог бы так изменять отношения коэффициентов, то это приводит к следующему фундаментальному выводу:

       Quniversum – это не просто информационная Реальность – это УМ, обладающий

СОЗНАНИЕМ и ВОЛЕЙ, способный генерировать осознанные понятия и цели, Логосы

(Слова).

      Об этом и было сказано человечеству:     «Соответственно, Словом, той Самостью, Он порождал всю эту Вселенную, все сущее.»  (Упанишады).

 

      Или - «В начале был Логос, и Логос был у Бога, и Логос был Бог. Он был вначале у

Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В

Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.»                                          (Ин,1,1-4).  

        

       Филон Александрийский, современник Иисуса, эллинский философ иудейского происхождения,  оказавший большое влияние на автора «Евангелия от Иоанна» и по некоторым источникам – автор ключевых понятий христианского богословия, развил представление о Великой Цепи Бытия, наполненной до «Совершенной Полноты». Управляющий принцип этой связи между трансцендентным Богом и нижними Мирами он назвал Логосом. Термин он позаимствовал у стоиков, и на русский язык он  переводится обычно как «Слово», поскольку в русском тезаурусе во времена перевода отсутствовали такие глубокие понятия. Логос может означать также мировой разум, или смысл, и принцип порядка. В сущности, Логос есть божественная сила, удерживающая вместе все, а в людях  – это принцип разумности.                                                                       

       Полученные выше выводы, казалось бы, приводят к Идеалистическому Дуализму (ИД). Правда, пока коэффициенты суперпозиции ВС Квантумверсума имеют равные веса, хоть и множество таких наборов коэффициентов бесконечно слабее множества неравновесных наборов, Реальности нет как на физических уровнях, так  и на всех информационных! Это – У-цзи даосизма или Единое (Тайна вне Бытия) Плотина, и мы имеем полное соответствие Идеалистическому Монизму (ИМ), поскольку для появления у коэффициентов разложения неоднородностей, приводящих к гармоничному «творению», необходимо воздействие Ума.        Впрочем, не обязательно наличие Абсолютного Ума, почитаемого во всех развитых культурах как трансцендентный Бог, достаточно ума Духовной Сущности такого уровня сознания, который обладает способностью представлять себе, создавать и воспринимать намысленный Мир либо в иллюзорно-субъективной, либо в иллюзорно-«объективной» (доступной восприятию других Сознаний подобного уровня) формах.   Правда, в таких вариантах не приходиться говорить об У-Цзи или Едином, а только лишь о Субъективном Идеализме уровня этих Сознаний (почти Читтаматра буддийской философии – даже не Мадхьямака!). И только после воздействия такого Ума сразу же реализуется вариант холистического дуализма, при котором и материальная, и информационно-духовная Реальности обретают неразделимое совместное бытие и равные онтологические статусы. Эта позиция ИД хорошо просматривается в работах философов – сторонников Объективного

Идеализма (ОИ), а также во всех экзотерических религиозных конфессиях.

 Но ОИ (равно как и ИД) не свободен от глубоких противоречий. Суть одного из них в том, что невозможно найти механизм взаимодействия духовной компоненты с материальной без нарушения закона сохранения энергии в физическом мире. Выходом из подобных противоречий может быть все же переход  на позиции ИМ как наивысшей формы философии при описании всех уровней Реальности. По своей логике принципы ИМ почти эквивалентны хорошо отработанным за последние три века принципам Материалистического Монизма (ММ), с той только разницей, что многие современные научные и жизненные факты противоречат ММ, но хорошо объясняются квантовой теорией.

      Описание Мира с позиции ИМ позволит  гораздо успешнее объяснить редукцию ВФ, точнее, коллапс ВС с переходом возможного в актуальное (или субъективного в объективное) и глубже подойти к пониманию проблемы Сознания и Человека. Ведь с позиции ИМ единство всего (Единое во многом и многое в Едином, но всегда Единое больше всех своих частей) находит свое выражение либо в Безличной концепции Единой Реальности (Будда, Спиноза, Шеллинг), либо в концепции Единой Души, Единого Сознания, в процессе самонаблюдения выделяющего иллюзорные аспекты Самого Себя как локальные сознания всех живых существ и объектов. В этом случае можно говорить, что Квантумверсум существует не на материальном (физическом и информационном) уровне, а на уровне чувств и восприятий. Наверное, стоит или вообще отказаться от термина «Материя», приводящего к гносеологическому дуалистическому тупику, к разделению Мира на Дух и Материю, на Потенциальное и Реальное, или заново переопределить понятие «Материя», назвав этим термином всё, что проявляется во вторичном Мире, в том числе и все  иерархические информационно-духовные уровни. Шанкара, создатель глубочайшего течения АдвайтаВеданта (Недвойственное Учение) в индийской философии, еще в VIII говорил, что “Мир – это лишь видимость, и ничего не существует, кроме Бога. До тех пор, пока ты веришь в явления внешнего мира, ты смотришь на Бога через мир – как на Творца его. Но как только ты познаешь, что этот мир лишь видимость, что в действительности ничего не сотворено, ты перестаешь думать о Боге как о Творце, потому что твое Я, мир и Бог абсолютно тождественны».    

       В этом представлении, совпадающем с великой мировой духовной традицией, идущей от древнего Герметизма, Веданты и Упанишад, много взявшем от неоплатонизма, от Мадхьямаки и Читтаматры буддизма, и в чем-то коррелирующим с идеями Уайтхеда, Мир есть ЕДИНОЕ (назовем это МЫСЛЬ, ДУХ, БОГ), в котором нет никаких других самостоятельных в онтологическом смысле атрибутов, таких, как Пространство, Время, Материя, Энергия, и тем более – поля и вещество. 

       Спускаясь с этих высот в миры форм ума, воспринимаемых нашими сознаниями как «реально существующие независимо от нас», можно добавить, что развитие теорий хаоса и сложности привело к пониманию того, что к категории «живого» стали относить не только биологические, но и любые системы с высокой степенью коммуникационной и структурной сложности. Учитывая, что квантовая теория утверждает принципиальную неразделенность и связь всего со всем («квантовая запутанность» от микро до мегауровня), можно утверждать, что любые системы на этих уровнях обладают сверхвысокой организационно-структурной сложностью независимо от их т.н. «элементарности». Отсюда можно сделать два заключения:

Абсолютно все, что существует в Реальности, является живым!        

      Жизнь – это основной способ реализации и познания Единым Самого Себя. 

 

                                                               П О С Л Е С Л О В И Е                                         

       Последние тридцать лет замечательны тем, что на наших глазах создается вытекающая из физики квантовой информации новая парадигма, объединяющая многие древнейшие философские и религиозные представления с современным научным подходом. Это происходит потому, что физика квантовой информации использует такие понятия как сепарабельные и несепарабельные (запутанные) состояния, которые невозможно понять, оставаясь в рамках классической физики, поскольку последняя, как и все остальные научные направления, основывается только на сепарабельных представлениях и несепарабельность, т.е. абсолютную невозможность независимости любых частей общей системы друг от друга, исключает принципиально.     Ведь полная отделенность (сепарабельность) означает, что для системы, состоящей из частей А и Б, действие, совершенное над частью Б, может не изменить свойств части А, несмотря на то, что действие равно противодействию в классической механике. Вследствие  того, что эффекты несепарабельности в окружающем нас мире чаще всего или малозаметны, или недостаточно глубоко осмысливаются, возникла стихийная абсолютизация сепарабельности, в плену которой сейчас находится подавляющая часть человечества,  и из которой  вытекает  все наше поведение. Человеку или обществу (часть А) кажется, что можно, если есть для этого средства, сколь угодно насиловать человека, общество или природу (часть Б) без всякого для себя ущерба. А ведь за тысячи лет до нашего времени, в традициях Веданты отделенность, разделенность (аваччхеда) воспринималась, как высшая ересь!  Да и Эрвин Шредингер, не принявший сначала копенгагенскую интерпретацию, позже признавал:  

«Субъект и объект едины. Нельзя сказать, что барьер между ними разрушен в результате достижений физики, поскольку этого барьера и не было». 

        Онтология КМ позволяет соединить воедино интуитивный и логический способы мышления. Поэтому включение в понятийный аппарат каждого исследователя (неважно, в каком научном направлении он работает) современных представлений о  квантовой основе реальности означает возможность выхода его исследований за пределы классической науки в так называемые «потусторонние» области реальности и гигантское  расширение его мировоззрения. Ведь недаром специалист по физике квантовой информации А. Сabello сказал:   

   «Мышление человека, знающего современную квантовую механику, отличается от мышления того, кто ее не знает, гораздо сильнее, чем мышление последнего отличается от мышления приматов». 

 

 

 

  

Литература:

Гейзенберг В. Физика и философия. М., «Наука», 1989.

С.И. Доронин. Квантовая магия. СПб, ИГ «Весь»,2007.

С.И. Доронин. Сайт http://quantmag.ppole.ru

П. Дэвис. Bit before it? New Scientist, 1999, 161 (2171). P.3.

Дао-Дэ цзин, Ле-цзы, Гуань-цзы: Даосские каноны. Пер.,вст.ст. и комм. В.В.Малявина, М.,»Астрель»: «АСТ»,2004.

И-цзин: Книга перемен. Пер. с кит. и комм. Ю.К.Шуцкого. М.Эксмо; СПб., Мидгард,2007.

Цзунхуа Чжоу. Дао Тайцзи-цюаня – путь к омоложению. К., София, 1995.

Т.П.Григорьева. Даосская и буддийская модели мира – из сб. Дао и даосизм в Китае. М.,1982.

С.Чаттерджи, Д.Датта. Индийская философия. М., «Академ. Проект», 2009.

А. Орлов. Читтаматра: миф и реальность. ЦБИ «Шечен», 2005.

А.Михеев, РАИТ, СПб - Квантово-информационная концепция сознания и реальности.

С.Н. Трубецкой. Метафизика в Древней Греции. М., «Мысль», 2003.

Платон. С.с. в 4 т., т.3. Пер С.С. Аверинцева, автор пред. и ст. прим.- А.Ф. Лосев. М., «Мысль»,1994.

Джон М. Рист. Плотин: путь к реальности. СПб, изд. Олега Абышко, 2005.

А.А. Ковалёнок. Принцип идеального единства мира и философские тропы античности к его обретению…, журн. Credo new, № 4,2014, стр. 21-35. В.В. Налимов. Прошлое в настоящем. Антропологическая теория религий. Рукопись,1977.

Т.Чертон. Гностическая философия. От древней Персии до наших дней. М., РИПОЛ классик,2008.

Т.Фрек, П.Ганди. Иисус и падшая богиня. М., «Гаятри», 2006. Евангелие от Фомы. Пер. с копт., Ростов н/Д., Феникс, 2007.

Ст.Хёллер. Гностицизм. М., проект Касталия, 2013.

А.Минделл. Квантовый Ум (Грань между физикой и психологией). М., «Беловодье»,2011.

Амит Госвами. Самосознающая Вселенная. М., «Ганга», 2008.

Амит Госвами. Физика души. М., «Постум», 2013.

Упанишады (в 3-х книгах). М., «Наука», Гл. ред. Восточ. лит-ры, 1991. Библия.