Конструктивная философия

                                                  (продолжение)

              Применим методы  конструктивной философии  к анализу конкретных вопросов. Начнем с диалектики. Тезис, антитезис, синтез – единство и борьба противоположностей. Сразу напрашивается аналогия с третьим законом Ньютона: действие равно противодействию. Но закон Ньютона относится к векторам, направленным по одной линии в разные стороны. Это только тезис и антитезис, синтез отсутствует.

              Попробуем пойти в обход. Если для наглядности представить сознание, как отображение материи, то можно провести некоторые аналогии, говорить о дуализме.

Начнем с материи, она описывается категориям пространства и времени, это первичные понятия. Пространство трехмерно, а время однонаправлено. Поскольку четырехмерное пространство не наглядно, будем рассматривать время, как свойство пространства, обеспечивающее его связность и равнозначность.

              С точки зрения  конструктивной философии  аналогом трехмерного пространства в области сознания может служить триада: тезис, антитезис, синтез. При этом синтез является как бы векторным произведением тезиса и антитезиса, которые направлены как бы перпендикулярно друг другу. Таким образом,  тезис и антитезис не действие, и противодействие, а скорее взаимодействие, образующее синтез. Методически такой подход означает, что каждое явление надо рассматривать всесторонне или, по крайней мере, трехмерно. Аналогом времени в области сознания может служить натуральный ряд чисел.  С точки зрения  конструктивной философии тезис, антитезис, синтез должны измеряться в философских числах.

              Применим методы конструктивной философии  к анализу пространства и времени. Все начинается с нуля. Нуль – это нечто, не имеющее единицы измерения. Будем называть это нечто континуумом. В библии это нечто называется хаосом, что подчеркивает его неизмеряемость. Континуум не имеет единицы измерения, и к нему неприменимы понятия пространства и времени. Предположим, что континуум формирует дискрет пространства в течение интервала равного дискрету времени, а интервал отсутствия  дискрета пространства  также равен дискрету времени. То есть дискрет пространства, то появляется, то исчезает, интервал присутствия равен интервалу отсутствия и равен дискрету времени. При этом естественно предположить, что отношение дискрета пространства к дискрету времени равно скорости света и постоянно.

              Если из континуума появляется дискрет пространства на интервал равный дискрету времени, то пространство представляет собой совокупность дискретов пространства и, так сказать, их отсутствия. Эта система напоминает совокупность электронов и дырок в полупроводнике. Следуя логике натурального ряда, дискреты пространства должны суммироваться, дискреты времени тоже, что в результате дает модель расширяющейся вселенной с однонаправленным временем. Аналогичные рассуждения для дырок приводят к модели сжимающейся вселенной с обратным вектором времени. То есть можно говорить о пульсирующем пространстве или о двух антимирах, но не надо говорить о большом взрыве. Впрочем, континуум такое же предположение, как и большой взрыв, но предположение методически более соответствующее конструктивной философии.  

                  Если рассматривать дискрет пространства как квант, имеющий период частоты колебаний равный удвоенному дискрету времени, то, умножив частоту на постоянную Планка можно получить энергию дискрета пространства. Далее по формуле Энштейна можно получить эквивалентную массу и, следовательно, плотность пространства. Это позволит определить геометрию вселенной, является она Евклидовой или нет. В физике есть теории, предполагающие существование наименьшей длины и наименьшего интервала времени, если соединить их с конструктивной философией, то может получиться интересный результат. Опираясь на представление о колебаниях дискретов пространства можно также построить единую теорию поля.

                  Понятие поля не применяется в конструктивной философии, но не противоречит ей. Для конструктивной философии поле – это то, что находится внутри дискрета и не может быть выражено числом. Если надо рассмотреть процессы внутри дискрета, то следует просто выбрать меньший дискрет. Выбор дискрета довольно произволен и определяется решаемой задачей. С практической точки зрения это выбор точности измерения и количества значащих цифр при расчетах. С философской точки зрения выбранный дискрет не может быть меньше дискретов времени и пространства.

                    Можно построить систему единиц измерения, в которой единицей длины является дискрет пространства, а единицей времени дискрет времени. Скорость света в этой системе будет тоже равна единице (один дискрет пространства в дискрет времени). Возможны разные подобные системы. Например, можно построить систему, в которой дискрет пространства равен световому году, а дискрет времени просто году, но скорость света в этой системе тоже равна единице (один световой год в год). Правда в этой системе не может быть и речи о размерах меньших дискрета (то есть о метрах и секундах). Положения конструктивной философии можно проверить, рассматривая системы разного масштаба в естественных для них системах единиц измерения. При этом дискрет пространства для атомных, планетарных, галактических систем будет разный, но если получить основные формулы в естественных единицах для системы каждого масштаба, то эти формулы должны быть одинаковы. Можно наоборот, задавшись одной и той же формулой для разных систем, найти их естественный масштаб.

                    Перейдя от континуума к пространству, можно и далее рассуждать аналогично. Представив пространство тоже, как новый континуум, можно говорить, что оно формирует дискреты – кварки, представив которые также в виде следующего континуума говорить, что они формируют частицы и т. д. Но такой чисто философский подход не эффективен. Действительно, континуум непрерывен, в нем нет дискретов и согласно конструктивной философии нечего сравнивать. Континуум эквивалентен нулю, и это просто численно означает, что о нем ничего не известно. Поэтому, получив нечто дискретное надо переходить к вычислениям, к физике, к сравнению, в конечном счете к более углубленному познанию.

                    Попробуем применить методы конструктивной философии к другой области. Когда-то был континуум, в котором не было ни одного автомобиля. Потом появился первый автомобиль, и началось расширение автомобильной вселенной. С точки зрения конструктивной философии существенно, что число автомобилей может быть только целым, хотя из практики известно, что отдельный автомобиль может быть и не целым. Дискреты автомобильной вселенной все время обновляются. Эта шутка показывает, что философский подход возможен в любой области, но целесообразность его зависит, как от философии, так и от самой области.

                    Не менее, если не более, чем физика с философией связана религия. С точки зрения конструктивной философии признание бога эквивалентно ограничению натурального ряда некоторым наибольшим числом. Существует теорема, согласно которой в этом случае становиться единица. Действительно, бог древних варягов – Один, правда, в смысле единственности, но что-то в этом есть. В некоторых религиях имя бога секретно, но имя характеризует бога и в некотором смысле эквивалентно числу, поэтому засекречивание имени эквивалентно засекречиванию числа, которому соответствует бог. Возможно, что число бога во всех религиях одинаково, но единицы измерения разные.

                    Поскольку жизнь человека ограничена, ресурсы тоже, то ограничение, связанное с богом реально и действует в реальной жизни. Существует мнение, что у науки и у религии свои области применения, которые дополняют друг друга.

                    Хотя религия ограничивает верхнюю границу познания богом, большинство религий не ограничивает время жизни. Некоторые религии обеспечивают неограниченность жизни с помощью страшного суда, некоторые с помощью реинкарнации. В принципе конструктивная философия не ограничивает ни познание, ни жизнь.

                         В религии большую роль играют числа, поэтому анализ религии с позиций конструктивной философии может дать интересный материал. Возможно, что еще более интересный материал даст рассмотрение с точки зрения конструктивной философии оккультизма, магии и т.п.

                         Надо как-то оценить отношение конструктивной философии к морали, при этом предполагается, что моральные ценности, добро и зло можно выразить числами, что означает их конечность. Обычно моральные ценности считаются вечными и бесконечными. Конструктивная философия – инструмент, который может служить как богу, так и дьяволу, впрочем, так же, как и числа.

                        Тем не менее, конструктивная философия оптимистична в том смысле, что натуральный ряд не имеет наибольшего числа и даже наибольшего простого числа, хотя с другой стороны возможность изменения единицы измерения может иметь, как плюсы, так и минусы.

               Искусство с точки зрения конструктивной философии находит и отображает философские числа. С этой точки зрения, например, абстрактная картина, является отображением некоторого философского числа в единицах измерения, найденных художником. Если эта единица измерения и это число связаны со зрителем, то возникает ответная реакция. В принципе возможен резонанс, и тогда говорят о волшебной силе искусства. В искусстве важна индивидуальная манера художника, с точки зрения конструктивной философии это его индивидуальная система единиц измерения. Конечно, не все могут понять эту систему, поэтому вполне допустимо искусство для избранных. Разные виды искусства также имеют разные виды измерения. Но совершенно разные искусства или совершенно разные художники могут отображать одно и тоже философское число.  

Маги, экстрасенсы, ясновидящие возможно также определяют философские числа, но не в индивидуальных, а в объективных единицах измерения.

С точки зрения конструктивной философии  можно определить два типа личности: творец и лидер. Творец стремится достигнуть простого числа, а лидер – наибольшего. Поскольку в начале натурального ряда простые числа встречаются относительно чаще, творец стремится изменить единицу измерения, чтобы попасть в начало ряда, лидер не меняя единицы измерения, стремится достичь наибольшего числа. Поскольку развитие идет по натуральному ряду, лидеру приходится все время двигаться, чтобы оставаться на месте – лидера. Так как простое число может быть наибольшим и наоборот, то творец  и лидер могут стремиться к одному и тому же числу, нос разными целями.

  Следует отметить, что при формировании новой единицы измерения тот, кто достигает ее первым, становится лидером до тех пор, пока кто-нибудь не получит двойку. Революционером, объединяющим качества творца и лидера, может считаться тот, кто стремится изменить единицу измерения и первым достичь эту новую единицу.

               Наука – основа конструктивной философии. Менделеев говорил, что наука начинается там, где начинают измерять. В науке применяются физические единицы измерения, основанные на эталонах. Но бывают исключения, например, относительная влажность, измеряется в процентах, которые не имеют эталона.

                 В последнее время в связи с развитием общественных и других наук, связанных с человеком, стали шире применяться измерения, в основе которых нет эталонов.

                 Например, если рассматривать результаты социологического опроса, как научные, то единицей измерения является процент, не имеющий эталона. Если округлить результаты до целых процентов, то можно получить числа похожие на философские. Конечно, это не философские числа, так как философское число отображает этап развития с учетом того, что развитие идет по натуральному ряду. В данном случае число является результатом измерения в некоторых единицах, то есть просто числовым эквивалентом.

                 Числовой эквивалент нужен, чтобы можно было что-то сравнивать, так как согласно конструктивной философии сравнивать можно только числа. Философское число – это тоже числовой эквивалент но, так сказать, в естественных единицах измерения, позволяющих судить об этапе развития. Конечно, получить числовой эквивалент проще, чем философское число, но в принципе возможность получения числового эквивалента определяется объективным существованием философского числа.   

                 Следует обратить внимание на то, что знание философского числа позволяет предвидеть будущее. Действительно, если развитие идет по натуральному ряду, то зная число, а, следовательно, и единицу измерения, можно назвать следующее число. Очевидно, такая возможность не дается даром, поэтому определение философского числа может оказаться невозможным так же, как получение философского камня.

                 Кстати, почему такая важная вещь, необходимая для получения золота, была названа именно философским камнем, а не химическим или еще каким. Представляется, что это было обусловлено более важной ролью философии в средние века по сравнению с современностью. Возможно это было обусловлено тем, что философия не требует больших материальных затрат и развивалась быстрее точных наук, требующих материальных ресурсов.

                 Сейчас экономика позволяет тратить много ресурсов на точные науки и технику, и, надо сказать философия отстала. В современной жизни ее роль гораздо меньше, чем во времена философского камня. Но без философии не обойтись. Многие современные проблемы требуют философского подхода и вряд ли без философии их можно успешно решить. Философского осмысления требует современное развитие точных наук, физики, компьютеров, интернета. Среди вопросов развития общества нуждаются в философском осмыслении коммунизм, фашизм, фундаментализм. Что касается непосредственно человека, то, что можно сказать о массовом появлении шахидов, бомжей, наркоманов. Конечно, всегда было нечто подобное, но важна привязка к современности.

                 Очевидно, что необходимо преодолеть отставание философии. Для этого можно обратиться к опыту других наук. Например, ускоренному развитию физики способствовало появление теории относительности и квантовой механики. Философия тоже нуждается в чем-то подобном. Конструктивная философия как раз и пытается позаимствовать опыт у продвинутых наук. 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Аннотация

 

 

       В статье  продолжается  краткое рассмотрение с позиций конструктивной философии некоторых вопросов из различных областей знания. Сюда вошли диалектика, пространство и время, религия, наука и искусство, психология личности. Отмечается, что в настоящее время имеет место сравнительное отставание философии, ставится вопрос о путях его преодоления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Философия и числа

                    ( конструктивная философия)