Конструктивная философия о нетрадиционном     человеке.

 

     В [1] показано, что историческое и технологическое развитие ведет к изменению биологической природы человека, что человек временное существо и может перестать быть самим собой. Основываясь на выводах статьи, можно говорить о появлении нетрадиционного человека. Этот термин позволяет не сравнивать его с традиционным человеком, а просто указывает на отличие. Методы анализа, примененные в статье, тоже нетрадиционны. Можно усмотреть их сходство с некоторыми положениями конструктивной философии [2].

Например, основное положение [1] о том, что сам человек есть объяснение самому себе можно трактовать, как косвенно соответствующее постулату конструктивной философии о том, что всякое развитие идет по натуральному ряду и определяется единицей измерения этого ряда. Посылка статьи о том, что человек это биологическое существо, которое определяется находящимся в нем сигнальным веществом, напоминает тезис конструктивной философии о возможности изменения единицы измерения, которая определяет натуральный ряд развития. Аналогично замечание в статье о том, что “ ускорение общественных перемен, которые мы наблюдаем в последние десятилетия (периоды или волны индустриальные, постиндустриальные и пр.) говорят не столько о грандиозности событий, сколько о неверно выбранном масштабе измерений”. Ведь выбор масштаба измерений по сути есть выбор единицы измерения.

В статье указано на важное значение насилия в процессе развития человека, но согласно конструктивной философии война – это тотальное сравнение, а сравнение – это один из этапов алгоритма познания: разделение – измерение – сравнение. Притча в конце статьи также иллюстрирует основные постулаты конструктивной философии: развитие предопределено по натуральному ряду, но возможно изменение единицы измерения этого ряда, причем старая и новая единица несоизмеримы.

Чтобы развить положения статьи согласно конструктивной философии, надо получить количественные, числовые оценки человека, но для этого надо иметь единицу измерения человека, как такового. Попробуем применить метод последовательных приближений. Будем рассматривать человека, как многомерный объект, и выделять его проекции на отдельные оси, например, биологическую, информационную, юридическую. Имея числовые величины проекций, можно сравнивать традиционного и нетрадиционного человека. Конечно, проекции должны быть одного порядка, иначе нет смысла говорить о нетрадиционном человеке.

Юридически человеком считается то, что родила женщина, при этом любую “зверушку” убивать нельзя, поэтому поздние аборты запрещены. Но можно считать человеком первую клетку, полученную после оплодотворения и содержащую генетический код. В этом случае любой аборт – убийство. Но существуют преступления, наказание за которые превышает наказание за убийство. Это преступления против государства. Поэтому можно рассматривать государство, как человека, с юридической точки зрения, конечно, как нетрадиционного человека. Но этих традиционного и нетрадиционного человека можно количественно сравнивать по мере наказания за преступления против них.

В биологическом плане животные – братья наши меньшие, их можно сравнивать с человеком по биологическим параметрам. В зависимости от критериев оценки можно считать нетрадиционным человеком собаку, обезьяну, дельфина. Кроме того, существуют законы о защите животных, поэтому возможно сравнение также и по юридической оси.

В информационном плане человека можно сравнивать с компьютером и рассматривать компьютер, как нетрадиционного человека. Конечно, тут многое зависит от критериев оценки. Следует отметить, что пока нет законов о защите компьютеров аналогичных законам о защите животных. С появлением таких законов, возможно, будет сравнение человека и компьютера по юридической оси. В информационном плане можно также сравнивать человека и государство. Таким образом, можно говорить о государстве, как о нетрадиционном человеке, по крайней мере, по двум осям информационной и юридической, а о животных, как о нетрадиционном человеке, по биологической и юридической осям.

Если проводить сравнение по всем осям, то можно говорить о боге, как о нетрадиционном человеке. Если проводить сравнение, так сказать, в бытовом плане, , то можно считать нетрадиционным человеком представителя другой национальности или религии. Относительно образа жизни общепринято, что каждый человек нетрадиционен и неповторим. Но не будем пока говорить о нетрадиционном человеке, если он не выходит из биологических рамок, не будем касаться гениев, уродов, преступников. Конечно, нетрадиционный человек отличается от  традиционного по разуму, самосознанию, общественной организации, чувствам и морали. Можно проводить сравнение по всем этим осям, но сначала надо определить, в чем практическая польза от понятия нетрадиционный человек.    

Очевидно, что наличие традиционного и нетрадиционного человека ставит вопрос об их взаимодействии. Возможна конфронтация или мирное существование, следует учесть также, что в историческом плане биологическое изменение человека неизбежно, о чем свидетельствует сравнение современного человека с неандертальцем или с инопланетянами. Для изучения традиционного человека широко применяются физические методы (УЗИ, томография, рентген), представляется, что для изучения нетрадиционного человека можно применить не физические, а психологические методы. Например, анализ государства психологическими методами может быть полезен в борьбе с коррупцией. Можно вообще вести речь о том, что системы аналогичные по сложности самому человеку можно анализировать психологическими методами независимо от природы системы.

С другой стороны традиционный человек на протяжении жизни биологически изменяется, в частности болеет, поэтому и к нему возможен такой же подход, как и к нетрадиционному человеку. Совместное применение физических и психологических методов способствует их взаимному обогащению и совершенствованию. Практическое значение может иметь моделирование человека в различных состояниях по отдельным осям на компьютере или на животных. Представление государства, как нетрадиционного человека, открывает новые аспекты в вопросах прав человека.

Возвращаясь к [1] следует отметить, что сверхчеловек тоже нетрадиционный человек, но для выяснения того, чем является современный человек, необходимы количественные оценки.

 

 

                          

                                      Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1.     Г.С. Шевяков, “Слово о человеке”

Созн. и физ. реал., 12 (5), 2 – 23 (2007)

2.     Р.Г. Губанов, “Философия и числа (конструктивная философия)”, Созн. и физ. реал., 10 (1), 2 – 5 (2005).

 

                                              А Н НО Т А Ц И Я.

 

В статье показана целесообразность применения методов конструктивной философии к оценке современного человека. Также предлагается анализировать достаточно сложные системы, например, государство, как нетрадиционного человека, применяя методы психологии.