О некоторых моментах конструктивной философии.

1.     Термин конструктивная философия выбран по аналогии с термином конструктивная математика. Метод построения взят от геометрии, когда на основе наглядных представлений и примеров определяются основные понятия, затем формулируются исходные постулаты, на основе которых доказываются необходимые на практике теоремы. Продолжая аналогию, можно говорить не только о неевклидовой геометрии, но и о неевклидовой философии.

2.     Основной элемент философии – познание, рассматривается, как алгоритм, который имеет начало, последовательные шаги, точки разветвления. В точках разветвления производится выбор дельнейшего пути познания по принципу «да – нет». Но право выбора имеет только разум.

Материя, конечно, следует определенным законам (например, законам Ньютона), и, хотя это можно рассматривать, как начала самосознания, права выбора у материи нет.

3.     Начало алгоритма познания – разделение единого мира на объект познания и субъект познания, например, материю и сознание. Такая операция вносит погрешность, но без нее познание невозможно. Объект и субъект познания независимы, мысль нематериальна, но, конечно, только в рамках онтологии.

Материя и сознание появляются одновременно, и поэтому вопрос о первичности некорректен.

 Материю и сознание можно рассматривать, как действительную и мнимую составляющие единого комплексного мира, такой подход объясняет необходимость существования двух видов чисел. Но выбор действительной и мнимой части может быть разным. В науке материя отображается действительными числами, а сознание – мнимыми, в религии наоборот, сознание отображается действительными числами, а материя мнимыми. Конечно, это только постулат конструктивной философии. Если измерить материю и сознание в одних и тех же единицах, то можно получить модуль комплексного числа и его фазу. При этом в науке и религии модули могут получиться одинаковыми, а фазы разными.

4.     Возможны другие виды разделения единого мира, например, конкретная личность (я) – все остальное. Когда ребенок произносит слово «мама», он отделяет себя от мамы и от всего остального и начинает существовать, как самостоятельная личность в онтологическом плане, хотя физическое начало существования происходит раньше.

         При дальнейшем развитии происходит накопление знаний, появляется необходимость использования других видов разделения единого мира, таких как материя – сознание и бог – человек. Все три вида разделения независимы и существуют, как бы в параллельных мирах, но в  физическом плане они объединяются в конкретной личности, которая, используя разделения материя – сознание и бог – человек, стремится сохранить, как можно дольше, разделение «я – все остальное».

5.     Рассмотрим точку разветвления алгоритма познания. В этой точке надо произвести сравнение некоторых величин и выбрать дальнейший путь познания по принципу «да – нет».

Конструктивная философия постулирует, что сравнивать можно только числа, поэтому для сравнения каких – либо величин необходимо вначале получить их числовые эквиваленты. Получение числового эквивалента по сути является измерением, но измерение не всегда возможно, поэтому не все можно сравнивать. Если познание попадает в такую точку, где надо сравнивать несравнимое, то можно говорить о зависании процесса познания.

 

6.     Измерение возможно, если только существует единица измерения, при этом сравниваемые величины должны быть измерены с помощью одной и той же единицы измерения. Результатом измерения будут числа, имеющие наименования единицы измерения, например, 10 метров, 5 секунд. Физические величины имеют физические единицы измерения, нефизические величины имеют нефизические единицы измерения, например, баллы, рейтинги, голоса избирателей. Эти единицы считаются нефизическими, так как к физике не относятся.

Для удобства предлагается в качестве результатов измерения использовать только целые числа натурального ряда. Для этого заранее выбирается дискрет – единица последнего знака, и все результаты округляются до дискрета, после чего запятые в дробных числах отбрасываются, а целые числа дополняются необходимым числом нулей.

Чтобы не возникало проблем деления на нуль, числовые эквиваленты предлагается сравнивать с помощью арифметической операции – вычитание, при этом надо следить, чтобы числовые эквиваленты имели одинаковую единицу измерения.

7.     Операция сравнения необходима не только в точке разветвления алгоритма познания, но и при оценке развития чего-либо. Развитие – это изменение, чтобы установить факт изменения, надо произвести сравнение. Например, развитие ребенка можно оценивать в сантиметрах роста, и оно будет проходить по натуральному ряду. Когда рост прекратится, развитие можно оценивать по годам жизни, и оно тоже будет проходить по натуральному ряду. Конструктивная философия постулирует, что существует собственная единица измерения личности, которая характеризует собственное развитие этой личности, и оно происходит тоже по натуральному ряду. Число, характеризующее собственное развитие чего-либо, можно называть, например, философским числом.

8.     Ноль не входит в натуральный ряд, но это число, которое обозначает не отсутствие всего, а присутствие того, что не имеет единицы измерения в данной системе. Но то, что не имеет единицы измерения в одной системе, может иметь единицу измерения в другой системе.

Конструктивная философия постулирует, что вначале случайные образом в нуле формируется некоторая единица измерения, если она устойчива, то начинается развитие чего-либо, соответствующего данной единице измерения, при этом развитие идет по натуральному ряду с дискретом, равным единице. При потере устойчивости единицы измерения, ряд распадается, но может сформироваться новая единица измерения, развитие опять начнется с единицы и продолжится по натуральному ряду.

Развитие с сохранением единицы измерения рассматривается, как количественное – эволюция, а изменение единицы измерения рассматривается, как качественное изменение – революция.

9.     Конструктивная философия рассматривает натуральный ряд чисел, как модель любого развития, и использует свойства этого ряда для философских построений. Рассмотрим некоторые из этих свойств.

9.1  Натуральный ряд не имеет наибольшего числа, поэтому возможно бесконечное развитие, бесконечность не является числом, а просто обозначением дроби «единица, деленная на нуль».

9.2  Натуральный ряд не имеет наибольшего простого числа, поэтому развитие бесконечно разнообразно, и каждое простое число является началом нового натурального ряда, то есть количество переходит в качество.

9.3  Периодическое повторение одних и тех же множителей можно рассматривать, как развитие по спирали.

9.4  Свойства чисел, определяемые теорией чисел, можно использовать при анализе развития, следует также обратить внимание на нумерологию.

10.                       Если применить конструктивную философию в математике, то следует отказаться от понятия «предел». Покажем это на примере числа π.

За число π принимается предел бесконечной последовательности, определяемый особым образом. Но в самом определении заложено противоречие, так как бесконечное не может иметь конца (предела). Поэтому число π лучше определить, как отношение окружности к диаметру, полученное с любым заданным дискретом. Например, с дискретом 1 число π равно 3, с дискретом 0.1 π равно 31×10 -1 , с дискретом 0.01 π равно 314×10 -2. Для удобства число задается в виде целой части без запятых, умноженной на 10 в степени, равной порядку. Такая запись делает наглядным влияние натурального ряда. Отказ от понятия «предел» в математическом плане ничего не изменяет, но устраняет логическое противоречие.

11.                       Применим числовой подход к решению конкретной задачи. Возьмем апории Зенона. Они относятся к описанию движения, но без рассмотрения его физической причины, поэтому их можно отнести к логике. Движение можно рассматривать, как изменение, тогда, согласно конструктивной философии, для обнаружения изменения необходимо выполнить операцию сравнения.

Следует отметить, что, согласно закону Ньютона, состояние покоя не отличается от состояния равномерного прямолинейного движения, если отсутствует ускорение. Чтобы все-таки различить эти состояния, выбирается условно неподвижная пространственно-временная координатная сетка, определяются координаты движущихся тел, и происходит их сравнение путем вычитания. Нулевой результат сравнения свидетельствует об отсутствии движения.

12.                       В апориях Зенона операция сравнения не применяется, что приводит к противоречиям. С позиций конструктивной философии апории Зенона можно рассматривать, как доказательство от противного необходимости применения операции сравнения для описания движения, то есть как подтверждение постулата о том, что сравнивать можно только числа.

13.                        Чтобы получить логическое решение апорий Зенона, нужно в логику ввести самостоятельную операцию сравнения, которая будет включать арифметические операции деления и вычитания, а также натуральный ряд чисел. При этом остальная часть логики остается неизменной, если результат операция сравнения обозначить логической единицей, когда уменьшаемое больше вычитаемого и логическим нулем, когда уменьшаемое меньше вычитаемого. В случае нулевого результата вычитания операция сравнения аннулируется.

В настоящее время операция сравнения выполняется интуитивно, бывают случаи, когда прибегают к операции тотального сравнения – войне. Возможно, что сам Зенон дал логическое решение своих апорий, но оно не было востребовано, вероятная причина в том, что люди предпочитают проводить сравнение не посредством логики, а посредством войны. Война – это метод тотального сравнения, и он широко применялся и применятся.

14.                       В обычных невоенных спорах операция сравнение также, как правило, не востребована. Ведь с помощью сравнения можно сразу выявить правоту или первенство, но никто не хочет быть отстающим, поэтому люди предпочитают говорить ни о чем сколь угодно долго, и затем разойтись, причем каждый считает правым себя. Тем не менее, объективная операция сравнения может быть полезна при решении многих задач, и поэтому востребована. Об этом говорит практика проведения различных опросов, определение рейтингов, выборы, голосование. Операция сравнение позволяет также избегать ненужных действий, связанных с логическими заблуждениями. Но всегда возможна война, как метод тотального сравнения.

15.                        Конструктивная философия может иметь практический выход, например, можно ввести в логику операцию сравнения, можно отказаться от понятия предел в математике, можно снять вопрос о первичности материи или сознания в философии. Конечно, эти результаты можно оспорить, но стремление к конкретному результату подкрепляет название «конструктивная».

16.                        Предложенные методы можно применить в различных областях знания. Этому было посвящено несколько статей.  Часть статей была опубликована в журнале «Сознание и физическая реальность», статьи помещены также на сайте Санкт-Петербургского философского клуба www.philclub1.narod.ru и на сайте www.ryurik-yura.ru

Были также сделаны доклады при проведении дней философии в Санкт-Петербурге.

17.                       Следует сказать о недостатке конструктивной философии. В ней вместо понятия истина применяется понятие больше - меньше, что может привести к потере нравственных ориентиров. Движение по алгоритму познания может привести к зацикливанию или зависанию. Исторически такие моменты выражаются как войны, революции.

Нравственность обычно связывают с богом, поэтому остановимся на отношении конструктивной философии к понятию бог. Понятие бог рассматривается, как отражение в сознании первоначального единства мира, которое нарушается при разделении в начале познания. Поскольку натуральный ряд не имеет наибольшего числа, бог не может ассоциироваться с наибольшим числом, но это не означает, что бога нет. Конструктивная философия постулирует, что бог есть и равен нулю. Это соответствует атеизму, понимаемому, как религии с нулевым богом.

Такой подход подчеркивает всемогущество бога, так как любое число, умноженное на нуль, обнуляется, запрет деления на нуль означает, что нельзя быть выше бога, так как при делении на нуль он оказывается в знаменателе. Бога надо уважать, но без него можно обойтись, так как плюс, минус нуль ничего не меняет.

Понятие вера заменяется понятием постулат. Божественные заповеди можно постулировать или принять, как законы. Правильность постулатов проверяется фактом существования того, кто ими пользуется (личность или общество). Таким образом, начав познание с разделения «я – все остальное», человек в результате познания либо сохраняет, либо уничтожает это разделение.