НАУКА И РЕЛИГИЯ В СВЕТЕ КОНСТРУКТИВНОЙ

                                              ФИЛОСОФИИ.

 

 

       В настоящее время влияние религии возрастает. С одной стороны это проявляется в том, что глобальные противоречия выражаются в форме борьбы религий. Ислам становится революционной идеологией, аналогичной коммунистической идеологии, например, по идее мировой революции. А сам коммунистический атеизм тоже можно рассматривать, как разновидность религии, по степени влияния на массы людей. С другой стороны возрастание роли религии связано с усилением внимания к человеку. Технические трудности на пути прогресса преодолеваются, и человеческий фактор выступает в роли ограничителя. Познание человека может быть более эффективным при совместном применении науки и религии, поэтому актуальным становится анализ науки и религии с позиций конструктивной философии [1] .

       Конструктивная философия постулирует алгоритм познания: разделение, измерение, сравнение. На первом этапе (разделение) единый мир разделяется на то, что познается, и на то, что познает. Разделение может быть различным. Наука разделяет единый мир на материю и сознание, а религия – на бога и человека. На этапе измерения наука для измерения материи применяет действительные числа, а для измерения сознания – мнимые. Религия для измерения бога и человека применяет действительные числа (с точки зрения конструктивной философии). Поскольку весь мир создан богом, но душу имеет только человек, то все, что не имеет души, измеряется мнимыми числами.

       В науке понятие бога не отвергается, но считается, что бог равен нулю. В религии бог равен бесконечности, при этом следует отметить, что нуль- это число, а бесконечность нет. С позиций конструктивной философии каждый предмет или явление единого мира могут быть представлены комплексным числом, но в науке материя – действительное число, а в религии – мнимое. Что касается сознания, то сознание в науке это не сознание человека, а обобщенное сознание. Тем не менее, конкретные результаты измерений можно применять, как в науке, так и в религии с учетом их принципиальных различий. Но сравнение результатов измерений и выбор на основе этого направления дальнейшего движения могут существенно отличаться. При этом, как наука, так и религия дают разуму возможность выбора, что отличает его от материи. Цель познания – возможность выбора.

       Познание отдельного индивида также начинается с разделения единого мира на Я и все остальное. Такое разделение неизбежно, поскольку, чтобы существовать - надо отличаться. Этот подход ближе к религиозному, чем к научному. На различных этапах познания можно использовать, как научный, так и религиозный подход. Например, при решении конкретных технических вопросов научный, а при получении вознаграждения – религиозный, чтобы все было по божески. Во многих областях взаимодействие науки и религии весьма актуально. Например, в медицине некоторые исследования запрещены по моральным соображениям. В то же время некоторые болезни (например, наркомания) более успешно лечатся методами религии.

       Диалектика познания также проявляется по-разному в науке и в религии. В науке существует диалектическое противоречие между материей и сознанием. В религии человек – раб божий, и между ними не может быть борьбы, поэтому в религии вводятся понятия добра и зла. Важным звеном в религии является пророк, богочеловек, который передает человеку волю бога. Именно пророк определяет границы добра и зла.

       Таким образом, науке для познания достаточно двух понятий: материя и сознание. Религии, кроме бога и человека необходимы такие понятия, как добро и зло, а также богочеловек, посредник. Но в науке нет философского понятия человек в единстве материального и духовного. Человек в науке такой же объект, как любой другой, тогда как в религии человек – царь природы. Научный подход более эффективен, религиозный более привлекателен, поэтому целесообразно взаимодействие науки и религии.

       Поскольку наука и религия – конкуренты, для эффективного взаимодействия надо выработать правила. Отсутствие правил и обострение конкурентной борьбы приводит к войне между наукой и религией, что уже бывало в истории. В качестве возможного примера взаимодействия можно выбрать отношение к чуду. Например, наука должна признавать чудом то, чего она не может объяснить, а религия должна признавать право науки на объективное расследование. С точки зрения конструктивной философии важное значение имеет фактор времени. В момент появления чудо необъяснимо, но в дальнейшем оно может быть объяснено, хотя это объяснение из-за сдвига во времени будет неполно. Тут важно не само объяснение, а новые идеи в науке, которые появляются при анализе чудес  в религии.

       Попробуем для примера объяснить некоторые чудесные явления вроде видений, прозрений, биополя, экстрасенсов и так далее. Предположим, что в природе существует биоинтернет, основанный на мобильной связи между разумными существами. Возможно, что в мозгу имеется структура типа мобильного телефона, связанная с другими мозгами. Все вместе мозги образуют распределенный компьютер, работающий на принципах интернета. В пользу этого говорит тот факт, что человек использует мозг частично, назначение основной массы нервных клеток неясно. Возможно, что большая часть мозга работает на биоинтернет. При сбоях биоинтернета возникают болезни типа шизофрении. Сон и сновидения при таком подходе нужны для поддержания присутствия в биоинтернете и выполнения процедур, определяемых системой, отсутствие сна приводит к сбоям в работе системы биоинтернета. Развитие мобильной связи позволяет проверить предложенную версию.

       В заключение следует подчеркнуть, что взаимодействие науки и религии надо рассматривать диалектически, как единство и борьбу противоположностей. Они являются конкурентами, как различные школы в рамках науки или конфессии в рамках религии.

 

 

 

                                             ЛИТЕРАТУРА

1.     Р.Г. Губанов, “Философия и числа (конструктивная философия)”озн. и физ. Реал., 10(1),2-5 (2005).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       АННОТАЦИЯ

       В статье с позиций конструктивной философии сравниваются наука и религия, рассматривается их диалектическое взаимодействие. В качестве примера такого взаимодействия приводится предположение о возможности существования биоинтернета, основанного на биологической мобильной связи.