Конструктивная философия: экскурсия  в пространство и время.

 

      Конструктивная философия [1] предполагает, что пространство и время дискретны, дискрет пространства существует в течение дискрета времени, неразделенное состояние пространства и времени образует континуум. Рассмотрим более подробно это предположение.

      Для начала представим одномерный вариант. Пусть имеется некоторая ось координат, на которой появляются и исчезают дискреты пространства. Наличие дискрета пространства будем представлять единицей, а отсутствие – нулем. Если связывать ось координат с пространством, то отсутствие пространства приводит к отсутствию оси, и вместо линии получаются разрозненные точки. Наличие нуля пространства означает отсутствие, как пространства, так и времени, поэтому нельзя говорить об одновременном наличии на оси нуля и единицы. Получается, что никакой анализ невозможен.

      Поэтому, примем волевое философское решение, и будем считать ось координат сознанием, а континуум – материей. Воспользуемся тем, что мысль нематериальна и будем считать ось координат постоянной. Поскольку в сознании пространство и время неразделимы, то время тоже будем считать свойством сознания, это позволит нам считать дискреты времени синхронными на всей оси и фиксировать состояние всей оси в единый момент времени в виде некоторого двоичного слова. Ось будем считать конечной длины, на которой укладывается целое число дискрет пространства. Согласно конструктивной философии познание начинается с разделения, при этом пространство и время можно отнести к материи, как это принято в современной физике, но можно и к сознанию, как предлагает конструктивная  философия.

      При таком подходе мы как бы берем линейку, часы и начинаем наблюдать континуум, одновременно переводя его в цифровую форму, считаем, что имеется некий критерий, позволяющий отличать ноль от единицы. Предполагается, что в каждый дискрет времени состояние континуума изменяется, хотя в течении нескольких последовательных дискретов времени могут сохраняться ноль или единица. В континууме пространство и время не разделены, но он изменяется, и эти изменения мы фиксируем с помощью введенной нами координатной системы пространство – время.

      Что касается величины дискрет пространства и времени, то они определяются конкретной решаемой задачей, для атомов они могут быть малыми, а при анализе звездных систем большими, в некоторых случаях удобно, чтобы их отношение равнялось скорости света.

       Рассмотрим возможные комбинации, начиная с одного дискрета пространства. Если с каждым дискретом времени состояние дискрета пространства инвертируется из нуля в единицу или наоборот, то определим это, как синхронное состояние, если в последовательные дискреты времени сохраняется единица, то определим это, как единичное состояние, если в последовательные дискреты времени сохраняется ноль, то это – нулевое состояние. Два и более расположенных рядом дискрета тоже могут находиться в синхронном, единичном или нулевом состоянии. При этом предполагается, что в синхронном состоянии все нули и единицы слова в последовательные дискреты времени инвертируются. Попробуем сопоставить эти результаты с обычными физическими явлениями. Синхронное состояние можно рассматривать, как кванты различных полей в зависимости от длины слова. Единичное состояние можно рассматривать, как различные элементарные частицы в зависимости от числа расположенных рядом дискрет. Можно распространить этот подход на несколько координатных осей, при этом трехмерность пространства задается сознанием, поскольку ему так удобнее. Но анализ физических явлений – дело физики, и только она решает, будет ли ей полезна конструктивная философия.     

      Зададим вопрос, от чего же зависит появление нуля или единицы. Можно сказать, что это определяется континуумом, о котором нам в принципе ничего неизвестно, но с помощью наблюдений в системе пространство – время мы получаем данные о континууме и можем формулировать его свойства, физические законы и так далее. Этот процесс познания  без сетки пространство – время невозможен.

      Попробуем еще постулировать какой-нибудь закон сохранения. Интуитивно ясно, что число нулей должно быть равно числу единиц, а континуум должен оставаться в состоянии динамического равновесия. Следует отметить, что динамическое равновесие континуума эквивалентно однородности обычного пространства. Подсчет нулей и единиц будем вести в течении времени измерения, заданного некоторым целым числом дискретов, затем вычислим разность суммарного числа единиц и суммарного числа нулей за время измерения. Для примера возьмем один дискрет в синхронном состоянии. При любом времени измерения разность не превысит единицу, причем при четном числе дискретов разность будет равна нулю, а при нечетном числе дискретов разность может быть ноль или единица. Постулируем, что и в случае несинхронного состояния, можно выбрать конечное время измерения, за которое разность числа нулей и единиц будет равна нулю. Следует отметить, что при изменении времени измерения, хотя бы на один дискрет, разность тоже может измениться. По сути постулируется, что состояние континуума не может оставаться постоянным бесконечно долго и обязательно инвертируется через конечное время. Постулируем, что данное правило справедливо при любом конечном числе дискретов, но не будем рассматривать связь количества дискретов и времени измерения.

      Предлагаемый подход отличается от принятого в физике и определяется в основном философией. В физике идут от более крупных объектов – атомов к более мелким - элементарным частицам, кваркам и так далее, но пространство и время считают непрерывными. Предлагаемый путь – это движение от более мелких объектов к более крупным, причем пространство и время предполагаются дискретными. В конструктивной философии пространство и время относятся к элементам описания, а в физике это  форма существования материи, хотя при более внимательном рассмотрении представляется, что и в физике пространство и время нужны только в качестве координат для описания движения материи. Но подходы физики и конструктивной философии не противоречат друг другу. При описании движения частиц удобнее представлять пространство и время непрерывными, как в физике. Но при описании полей, возможно, окажется, что удобнее представлять пространство и время дискретными, как в конструктивной философии. Предлагаемый подход напоминает подход единой теории поля, хотя в конструктивной философии понятие поля не применяется.

      Предлагаемые представления могут оказаться полезными при анализе таких экзотических объектов, как черные дыры. Черную дыру можно рассматривать, как единичное состояние большого количества расположенных рядом дискретов пространства в течение достаточно длительного времени. Но, тем не менее, это состояние должно обязательно измениться согласно предложенному правилу динамического равновесия континуума, что может привести к большому взрыву. При этом черные дыры и большие взрывы могут быть разными по величине и мощности. Действительно, если предположить, что в черной дыре наряду с единичным состоянием сохраняются точки с нулевым состоянием, то в зависимости от сплошности взрыв может быть или не быть. Возможны разные конфигурации черных дыр, а порог может быть превышен в локальном участке, как в детонаторе, при этом общая мощность будет зависеть от общей конфигурации. Кстати, можно экспериментально проверить будут ли взрываться черные дыры, наблюдая за ними.

      Приведенные рассуждения показывают методические возможности конструктивной философии при анализе конкретной области знаний – физики.

 

 

 

 

 

                                                 ЛИТЕРАТУРА    

 

  1. Р.Г. Губанов,”Философия и числа(конструктивная философия)”.

Созн. и физ. реал., 10(1), 2 – 5 (2005).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              АННОТАЦИЯ

 

Статья показывает методические возможности конструктивной философии при анализе конкретной науки – физики. При этом предлагается отнести пространство и время к сознанию, а не к материи. Делается предположение о том, что черные дыры должны обязательно взрываться, это можно проверить экспериментально, наблюдая за ними.