РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПА ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ

                                                                        М. Г. Годарев-Лозовский

Большой мыслитель и глубокий философ Д. И. Широканов писал: «Единство есть такая взаимосвязь, которая образует целостную систему взаимодействия, внутренне устойчивую в различных изменениях. Основанием для образования таких связей может стать наличие общих свойств, признаков, отношений» [1, с. 110]. Мы полагаем, что взаимопроникновение – это универсальная категория, которая распространяется на мир вещества и мир антивещества; на мировую культуру и ее составляющие; на человеческие души (сердца). Взаимопроникновение мира вещества и мира антивещества существует серьезная проблема в основаниях физики – это проблема барионной асимметрии, т. е. непонятное физикам преобладание вещества над антивеществом в той части Вселенной, которая доступна астрономическим наблюдениям. Известно множество теоретических 47 вариантов решения этой проблемы, однако, ни один из них не удовлетворяет самих физиков [2, с. 247–269]. В этой связи нами ранее была предложена следующая гипотеза. 1. В актуально бесконечной Вселенной счетное множество нуклонов взаимно однозначно соответствует множеству антинуклонов. 2. Пространственное распределение плотностей нуклонов и антинуклонов во Вселенной не случайно. 3. Величина плотности равномерного пространственного распределения нуклонов значительно превышает величину плотности равномерного пространственного распределения антинуклонов во Вселенной. 4. Закон сохранения барионного числа (заряда) во Вселенной выполняется абсолютно, но его реализация не ограничивается пределами Метагалактики. 5. Рождение (самораспад) нуклона в пределах Метагалактики сопровождается одновременным рождением (самораспадом) антинуклона за пределами Метагалактики. Экспериментально теория предсказывает следующее. 1. Будет экспериментально обнаружен самораспад протона и очень вероятно, что в долгоживущем тяжелом элементе: Теллуре-128 (128Те). 2. Не будут экспериментально обнаружены нейтрон – анти[1]нейтронные осцилляции. 3. Не будет обнаружено процессов, нарушающих сохранение общего лептонного числа, которое не зависит от поколения частиц [3, с. 46–51]. Таким образом, причина барионной асимметрии в Метагалактике – не есть физический процесс, но чисто математическая закономерность, что позволяет сделать интересный вывод: менее плотный анти-вещественный и более плотный вещественный мир очень естественно взаимопроникают друг в друга! Здесь возникает известная аналогия с представлениями восточной философии о плотном физическом и менее плотном эфирном телах (мирах). И. Кант полагал, что добро и зло находятся в мире в одинаковом количестве. Отсюда, по его убеждению, следует необходимое равновесие добра и зла в природе, равновесие, обуславливающее гармонию аналогично тому, как гармонично сосуществуют во Вселенной мир и антимир. Необходимо также заметить, что принцип взаимопроникновения миров и принцип дополнительности являясь очень близкими по смыслу, тем не менее имеют существенные различия. Ведь последний совершенно не предполагает взаимопроникновения, например, волны и частицы в микромире. Принцип взаимопроникновения культур известно высказывание Д. Лихачева о взаимопроникновении культур: «Настоящие ценности культуры развиваются только в 48 соприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Может! Но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает». Вывод для культурологии однозначен: культура, не способная к взаимопроникновению, исчезает (здесь подразумевается, конечно, то, что взаимопроникновение культур без ассимиляции и противостояния предполагает сохранение самосознания каждой из культур, как уникальной, самобытной). С точки зрения современного просвещенного религиозного человека существуют Творец – Бог, общечеловеческая культура и отдельная культура, но если не произойдет взаимопроникновения двух последних, то цивилизация погибнет, «аннигилирует» в ядерной катастрофе. Невозможно существование ни одной культуры в отрыве и изоляции от достижений других культур. Аналогично нельзя представить счастливое существование отдельного человека в изоляции от близких ему людей. Как и полагал Д. Лихачев, развитие истинных культурных ценностей возможно только в единстве с другими культурами, эти ценности появляются на богатой культурной почве с учетом опыта соседей. То есть речь идет о принципе единства в разнообразии. Для российской культуры в этом плане все сложилось благоприятно: ее развитие происходило под непосредственным влиянием культур Запада и Востока. Очевидно, что все народы мира потенциально открыты для восприятия чужого опыта и готовы делиться с ближними и дальними соседями ценностями собственной культуры. Как видно, культурное обогащение – это процесс, при котором одна культура, развиваясь, проникает в другую. В ходе такого проникновения культуры взаимодействуют, первая делает вторую более богатой и универсальной, и сама становится интереснее и глубже. В противоположность потребности культуры во взаимо[1]проникновении, ассимиляция – это совершенно иной процесс, нежели процесс взаимопроникновения, т. е. ассимиляция подразумевает поглощение одной культурой другой, проявлениями чего являются расизм и необузданный национализм. При ассимиляции, в лучшем случае, происходит не культурное взаимопроникновение одного народа в другой, а смешение с образованием «гибридной» культуры. Можно назвать много примеров процесса поглощения одной культурой другой культуры, например, медленный процесс поглощения англосаксами иных национальных культур и т. п. Необходимо добавить, что принцип взаимопроникновения культур известен и широко используется в культурологии. Таким образом, взаимопроникновение (но не смешение) культур – есть абсолютное требование к отдельным культурам (национальным, религиозным, политическим и проч.), если они, т. е. эти самые культуры, заинтересованы в выживании и процветании всего 49 человечества. Взаимопроникновение культур – это, используя терминологию И. Канта, есть не что иное, как «нравственный закон, который внутри нас», т. е. внутри наших культур и внутри каждого из нас. Взаимопроникновение человеческих душ Из дневника Дмитрия в сети: «Любовь – это взаимопроникновение душ. Причем буквально, не для красного словца. К сожалению, многие не знают и не понимают, что такое любовь, зачастую путая любовь с другими эмоциями, с химией и прочими суррогатами. Между тем, чтобы любовь случилась, достаточно быть открытым друг другу и хотеть быть вместе». Мария в сети: «Любовь дает возможность представить себе мир таким, каким он должен был быть». Но мир вещества и мир антивещества взаимопроникают друг в друга и не являются ли эти два мира некой аналогией с взаимопроникновением двух других платоновских, внутренних миров: мира мужчины и мира женщины? Эрих Фромм заметил: «Парадокс любви: двое становятся одним, оставаясь двумя». Но, ведь, частица и античастица могут жить, находясь бесконечно далеко друг от друга и умереть в один и тот же момент времени! Не напоминает ли это сказочное: «они жили долго и счастливо и умерли в один день»? И одной из таких аналогий является идея взаимопроникновения сущностей в бытии. Известно, что наиболее интересные и плодотворные научные идеи, и направления рождаются на стыке различных наук, так произошло и идеей П. Дирака о благополучном сосуществовании материального мира и антимира. Взаимопроникновение науки и философии, математики и физики; взаимопроникновение различных культур между собой и, наконец, взаимопроникновение человеческих душ – это единый духовный процесс неизбежного взросления человечества. В этом контексте, крупные белорусские философы Е. М. Бабосов и А. Н. Спасков констатируют: «идеи и мысли имеют субстанциальную природу» [4]. Литература и источники 1. Широканов, Д. И. Единство природного и социального как философская проблема / Д. И. Широканов, А. С. Червинский // Труды БГТУ. – 2022. – № 1, Сер. 6. – С. 108–112. 2. Сахаров, А. Д. Барионная асимметрия Вселенной / А. Д. Сахаров // Научные труды. – М.: «ЦЕНТРКОМ», 1995. – С. 247–268. 3. Годарев-Лозовский, М. Г. Теория барионной симметрии / М. Г. Годарев[1]Лозовский // Основания фундаментальной физики и математики : материалы VII Российской конференции (ОФФМ-2023) / Под ред. Ю. С. Владимирова, В. А. Панчелюги. – М.: РУДН, 2023. – С. 46–51. 4. Бабосов, Е. М. Антропный принцип в контексте глобального эволюционизма / Е. М. Бабосов, А. Н. Спасков // Философские исследования: сб. науч. тр. – Минск: Беларус. навука, 2019. – Вып. 6. – С. 7–20.