Заметки к круглому столу: «Наука и феномен человека в эпоху макросдвига»

Годарев-Лозовский М.Г. Институт исследований природы времени

Переход к культуре будущего будет характеризоваться следующими тенденциями.

1. Планетаризация мышления большей части человеческого сообщества, зависящая от скорости осознания людьми универсальной причины будущих глобальных угроз.

2. Утверждение набирающих силу междисциплинарного, поли дисциплинарного и транс дисциплинарного подходов в науке при поиске и оценке нового знания.

3. Формирование единой культуры будущего человечества на основе взаимной дополнительности отдельных культур как светских, так и религиозных. 4. Гармонизация науки как единой системы знания и гармонизация научного и религиозного знания.

5. Осознание онтологического различия фундаментальных типов реальности по В.И. Фалько: материальной (пространственно-временной) идеальной (внепространственно-вневременной), информационной (пространственно-вневременной) и психической (внепространственно-временной). Будет признан приоритет идеальной реальности.

6. Религия тоже эволюционирует, но в масштабах тысячелетий. Мы предлагаем под термином "религия" подразумевать некий универсальный принцип общественного культурного развития, который дает импульс социуму каждый раз с рождением новой конкретной религии. По мере развития человечества меняются формы возникающих религий. Это естественно, ведь каждая из религий возникает в своем определенном социуме. Но человечество со временем подошло к очень тесной зависимости своих частей друг от друга. И в этих условиях, естественно и неизбежно, возникает и будет доминировать универсальная религия уже для всего человечества в целом. А целое прежде частей – принцип, который будет доминировать в философии и науке. 

7. Наука едина. В ней, в духе идей В.П. Шалаева, будет осуществлен постепенный переход к  фундаментализации, которому будет сопутствовать уход от технологизации и прагматизации науки, от узкой специализированности, мелкотемья, формализации, от разрушения научных школ и от утраты преемственности научных поколений.

 

Движущей силой мироздания, включая макро-сдвиг является Единый Бог, это станет в будущем главным объединяющим теистов взглядом на мир, а также принципом, признаваемым в будущем и атеистами как практически полезный. Религия (в широком смысле этого понятия) является инструментом Бога. Искренне верующие люди различных вероисповеданий станут закваской процесса будущей справедливой глобализации на основе новых, более прогрессивных, чем ныне в основе ООН, духовных принципов. Международное законодательство будет четко прописано, лишено двусмысленностей и противоречий, исполнение его будет надежно контролировать международное сообщество, которое постепенно монополизирует вооружения отдельных государств и военных блоков.

Будет нравственным образом решена проблема имущественного неравенства людей, освободившиеся от затрат на оборону государств средства пойдут на здравоохранение, социальные нужды, экологию и прочее. Принцип федерализма восторжествует как мировой принцип управления нашей цивилизацией со стороны международного сообщества.

 

Сущностные сдвиги будут характеризовать следующие тенденции.

1. Духовная сущность человека будущего станет превалировать над его социальной и биологической природой.

2. Общество потребления постепенно сменит общество бескорыстных творцов и созидателей, а потребительство займет подобающее ему место и уйдет на второй план.  

3. Науку будущего будут развивать люди бескорыстные, одухотворенные самостоятельным поиском истинного знания, щедрые в поддержке коллег и воспринимающие науку как живую, развивающуюся систему. Конкуренция научных школ уступит место их сотрудничеству и взаимопроникновению.

4. Будет общепризнано то, что высшей ценностью мироздания является человек, а не свободы, социум, государство или религия, которые должны служить человеку.

5. Вопросы дискуссионного характера в семье, обществе, культуре и науке будут решаться объективно с учетом всех высказанных суждений.