УДК -
510. 21
Годарев-Лозовский М.Г. (Смольный институт РАО) qodarev-lozovsky@yandex.ru
Числовая определенность фундаментальных
понятий на основе решения апорий Зенона в натурфилософии исламского мыслителя Ибрахима ибн Саййар ан - Наззама.
Впервые в истории науки
и философии на основе разрешения апорий Зенона получена числовая оценка
фундаментальных понятий: пространство, время, движение и взаимодействие. При
этом обнаружилось, что каждому понятию соответствует свое число: времени -
целое; взаимодействию - рациональное; среде - иррациональное; пространству -
действительное; движению - чисто
мнимое.
Godarev-Lozovsky M. G.
(Smolny Institute of RAO) qodarev-lozovsky@yandex.ru the Numerical certainty of
the fundamental concepts on the basis of solution to the paradoxes of Zeno in
philosophy the Islamic philosopher Ibn Ibrahim Siyar an - Nazzam.
For
the first time in history of science and philosophy based on the resolution of
Zeno's aporia, a numerical evaluation of the fundamental concepts of space,
time, movement and interaction was obtained. It was found that a specific
number corresponds to each concept: an
integer – to time; a rational number – to interaction; an irrational number –
to environment; a real number – to space; a purely imaginary number – to
movement.
1.
Натурфилософия Ибрахима Ибн Саййар
Ан - Наззама и апории Зенона
В качестве отправного пункта
обозначенного принципа предлагается принять, в самом общем виде, решение
известных апорий Зенона на основе концепции, впервые предложенной Ибрахимом ибн Саййар ан - Наззамом в IX веке н.э. Основные идеи этого философа,
обогатившие мировую философию, заключались в следующем. Мельчайшая, неделимая
частица в природе отсутствует, а материя в пространстве бесконечно делима.
Скачкообразное движение частицы не парадоксально потому, что она может
находиться в одном месте, а потом мгновенно оказаться в другом, не проходя
через промежуточное место [3, с.91-107].
Основная
проблема парадоксальности движения сегодня заключается в следующем. Мы имеем:
а) счетные множества элементов времени и элементов физических взаимодействий;
б) несчетные множества элементов реального пространства и среды, его
заполняющей; в) недостаток элементов времени у квантовой частицы, чтобы
двигаться темпорально и избыток элементов
пространства, чтобы двигаться траекторно [1, с.
62-69].
Логическое
решение возникающих трудностей достигается, как и полагал Д. Гильберт,
изменением представления о движении в микромасштабах,
как мы полагаем с учетом того, что между элементами пространства всегда
существуют элементы пространства, а между элементами времени - элементы
движения. [2, с.37]. Мы убеждены, что
необходимо постулировать невещественность движения, т.е. мнимость вневременного
скачка квантового микрообъекта, что, по существу и предложил много веков назад Ибрахим ибн Саййар ан - Наззам.
2. Принцип числовой определенности
фундаментальных понятий.
"По
вере твоей воздастся тебе силы и благословения. Такова мера..." (Восточная
мудрость).
Ибрахим ибн Саййар ан - Наззам объяснял, что
Всевышний Аллах создал существующее единовременно, каким оно существует сейчас
- металлами, растениями, животными и людьми...[3,
с.101]. В свете современного научного знания эту мысль можно трактовать широко,
т.е. как изначальное соответствие в универсуме каждой фундаментальной природной
сущности - определенной формы и определенного
числа.
Гипотеза:
1. Для описания идеального будущего времени
достаточно множества натуральных
чисел (N), а для описания будущего
момента времени 10^(-44)с., достаточно
числа 1 (N).
2. Для описания идеального прошлого времени
достаточно множества целых отрицательных чисел,
а для описания необратимости ближайшего прошлого момента времени, достаточно
числа -1 (Z).
3. Для описания обладающих свойством дискретности
физических (материальных) взаимодействий систем достаточно множества рациональных чисел (Q); для описания отсутствия
физических взаимодействий достаточно рационального целого числа 0 (Q); а для описания минимального
физического взаимодействия квантовых систем - достаточно определенного
рационального числа, т.е. постоянной Планка "h" ( h = 6,626 070 040(81) × 10−34 Дж·c).
4. Для описания обладающей свойством
непрерывности нелокальной материальной среды, заполняющей идеальное мировое
физическое пространство, достаточно континуального множества иррациональных чисел (J). При этом: а) для описания изотропности
среды и инвариантности закона сохранения момента импульса при взаимодействии со
средой достаточно числа "пи"
(π = 3,1415926…); б) для
описания однородности среды, а также ивариантности
законов сохранения энергии и импульса при взаимодействии со средой достаточно
константы "е" (е = 2,71828…).
5. Для описания физических взаимодействий систем
в пространстве и во времени с учетом взаимодействий с материальной средой
достаточно множества действительных чисел
(R), а для описания идеального
элемента реального непрерывного пространства, мысленно освобожденного от
заполняющей его среды, достаточно числа "алеф" א (*R) - актуально
бесконечно малой величины в нестандартном анализе.
6. Для описания потенциального движения (элементарного
перемещения микрообъекта) достаточно мнимой
единицы, т.е. числа вида: i (C),
а для описания актуализировавшегося движения -
достаточно числа -i (C).
7. Для описания множества движений
микрообъектов достаточно чисто мнимых чисел вида: 0 + bi (C), то есть
комплексных чисел, действительная часть которых равна нулю.
8. Для
описания множества физических взаимодействий микрообъектов с учетом
взаимодействий с материальной средой, достаточно действительной части комплексных чисел вида: а + 0i (C), то есть
чисел с нулевым коэффициентом при мнимой части.
9. Для описания физических взаимодействий и
движений систем в пространстве и времени, с учетом материальной среды,
достаточно всего множества комплексных
чисел вида: a + bi
(C).
Фундаментальный принцип:
каждому понятию соответствует свое число: времени
- целое; физическому
взаимодействию - рациональное;
материальной среде - иррациональное; пространству - действительное;
движению - чисто мнимое.
Автор полагает, что потенциал восточной, в том
числе исламской философии, в плане обогащения точных наук далеко не исчерпан и
требует особого внимания ученого сообщества.
Литература
1. Годарев-Лозовский
М.Г.: Квантовая механика в терминах теории множеств. Труды Конгресса -
2018 "Фундаментальные проблемы естествознания и техники", сер.
"Проблемы исследования Вселенной", Т. 38, №1, 2018.
2 ГильбертД., Бернайс П.: Основания
математики. Логические исчисления и формализация арифметики. Т.1, М.
Наука., 1982.
3. Нофал Ф.О.: Ибрахим ибн Саййар ан - Наззам. Философская мысль исламского мира. М. 2015.