УДК - 510. 21

Годарев-Лозовский М.Г. (Смольный институт РАО)  qodarev-lozovsky@yandex.ru

 Числовая определенность фундаментальных понятий на основе решения апорий Зенона в натурфилософии исламского  мыслителя Ибрахима ибн Саййар ан - Наззама.

Впервые в истории науки и философии на основе разрешения апорий Зенона получена числовая оценка фундаментальных понятий: пространство, время, движение и взаимодействие. При этом обнаружилось, что каждому понятию соответствует свое число: времени - целое; взаимодействию - рациональное; среде - иррациональное; пространству - действительное; движению -  чисто мнимое. 

Godarev-Lozovsky M. G. (Smolny Institute of RAO) qodarev-lozovsky@yandex.ru the Numerical certainty of the fundamental concepts on the basis of solution to the paradoxes of Zeno in philosophy the Islamic philosopher Ibn Ibrahim Siyar an - Nazzam.

For the first time in history of science and philosophy based on the resolution of Zeno's aporia, a numerical evaluation of the fundamental concepts of space, time, movement and interaction was obtained. It was found that a specific number corresponds  to each concept: an integer – to time; a rational number – to interaction; an irrational number – to environment; a real number – to space; a purely imaginary number – to movement.

1. Натурфилософия Ибрахима Ибн Саййар Ан - Наззама и апории Зенона

         В качестве отправного пункта обозначенного принципа предлагается принять, в самом общем виде, решение известных апорий Зенона на основе концепции, впервые предложенной Ибрахимом ибн Саййар ан - Наззамом в IX веке н.э. Основные идеи этого философа, обогатившие мировую философию, заключались в следующем. Мельчайшая, неделимая частица в природе отсутствует, а материя в пространстве бесконечно делима. Скачкообразное движение частицы не парадоксально потому, что она может находиться в одном месте, а потом мгновенно оказаться в другом, не проходя через промежуточное место [3, с.91-107].

         Основная проблема парадоксальности движения сегодня заключается в следующем. Мы имеем: а) счетные множества элементов времени и элементов физических взаимодействий; б) несчетные множества элементов реального пространства и среды, его заполняющей; в) недостаток элементов времени у квантовой частицы, чтобы двигаться темпорально и избыток элементов пространства, чтобы двигаться траекторно [1, с. 62-69].

         Логическое решение возникающих трудностей достигается, как и полагал Д. Гильберт, изменением представления о движении в микромасштабах, как мы полагаем с учетом того, что между элементами пространства всегда существуют элементы пространства, а между элементами времени - элементы движения. [2, с.37].  Мы убеждены, что необходимо постулировать невещественность движения, т.е. мнимость вневременного скачка квантового микрообъекта, что, по существу и предложил много веков назад Ибрахим ибн Саййар ан - Наззам.

 2. Принцип числовой определенности фундаментальных понятий.

"По вере твоей воздастся тебе силы и благословения. Такова мера..." (Восточная мудрость).

Ибрахим ибн Саййар ан - Наззам объяснял, что Всевышний Аллах создал существующее единовременно, каким оно существует сейчас - металлами, растениями, животными и людьми...[3, с.101]. В свете современного научного знания эту мысль можно трактовать широко, т.е. как изначальное соответствие в универсуме каждой фундаментальной природной сущности - определенной формы и определенного числа. 

Гипотеза:

1. Для описания идеального будущего времени достаточно множества натуральных чисел (N), а для описания будущего момента времени 10^(-44)с., достаточно числа 1 (N).

2. Для описания идеального прошлого времени достаточно множества целых отрицательных чисел, а для описания необратимости ближайшего прошлого момента времени, достаточно числа -1 (Z).

3. Для описания обладающих свойством дискретности физических (материальных) взаимодействий систем достаточно множества рациональных чисел (Q); для описания отсутствия физических взаимодействий достаточно рационального целого числа 0 (Q); а для описания минимального физического взаимодействия квантовых систем - достаточно определенного рационального числа, т.е. постоянной Планка "h" ( h = 6,626 070 040(81) × 10−34 Дж·c). 

4. Для описания обладающей свойством непрерывности нелокальной материальной среды, заполняющей идеальное мировое физическое пространство, достаточно континуального множества иррациональных чисел (J). При этом: а) для описания изотропности среды и инвариантности закона сохранения момента импульса при взаимодействии со средой достаточно числа "пи" (π = 3,1415926…); б) для описания однородности среды, а также ивариантности законов сохранения энергии и импульса при взаимодействии со средой достаточно константы "е" (е = 2,71828…).

5. Для описания физических взаимодействий систем в пространстве и во времени с учетом взаимодействий с материальной средой достаточно множества действительных чисел (R), а для описания идеального элемента реального непрерывного пространства, мысленно освобожденного от заполняющей его среды, достаточно числа "алеф" א (*R) -  актуально бесконечно малой величины в нестандартном анализе. 

6. Для описания  потенциального движения (элементарного перемещения микрообъекта) достаточно мнимой единицы, т.е. числа вида: i (C), а для описания актуализировавшегося движения - достаточно числа -i (C).

7. Для описания множества движений микрообъектов достаточно чисто мнимых чисел  вида:  0 + bi (C), то есть   комплексных чисел, действительная часть которых равна нулю. 

 8. Для описания множества физических взаимодействий микрообъектов с учетом взаимодействий с материальной средой, достаточно действительной части комплексных чисел вида: а + 0i (C), то есть чисел с нулевым коэффициентом при мнимой части.

9. Для описания физических взаимодействий и движений систем в пространстве и времени, с учетом материальной среды, достаточно всего множества комплексных чисел вида: a + bi (C).

  Фундаментальный принцип:

каждому понятию соответствует свое число: времени - целое;  физическому взаимодействию - рациональное;  материальной среде - иррациональное; пространству - действительное; движению -  чисто мнимое.

Автор полагает, что потенциал восточной, в том числе исламской философии, в плане обогащения точных наук далеко не исчерпан и требует особого внимания ученого сообщества.

 Литература

1. Годарев-Лозовский М.Г.:  Квантовая механика в терминах теории множеств. Труды Конгресса - 2018 "Фундаментальные проблемы естествознания и техники", сер. "Проблемы исследования Вселенной", Т. 38, №1, 2018.

2 ГильбертД., Бернайс П.: Основания математики. Логические исчисления и формализация арифметики. Т.1, М. Наука., 1982.

3. Нофал Ф.О.: Ибрахим ибн Саййар ан - Наззам. Философская мысль исламского мира. М. 2015.