СИСТЕМА определений материи,
информации и разума

© Максим Лозовский 2003

Российское философское общество
тел. (812) 127-8135

На основе аксиомы № 1, согласно которой движение материи воспринимается человеком как информация, и на основе аксиомы № 2, согласно которой человеческий разум обладает свободой воли, а также, исходя из принципа причинности и закона сохранения энергии – предложена следующая система определений:

Информация, в том числе движение материи, – творимое разнообразие.

Материя – это несотворимое однообразие.

Разум – это причина информации.

Maxim Lozovsky. The system of definitions for the matter, the information and the Reason. On the basis of a postulate № 1 in accordance with which the motion of the substance is accepted by the person as the information, and on the basis of a postulate № 2, in accordance with which the man's reason has the free will, and also, basing on the principle of a causality and on the energy conservation law - the following definitions are offered:

The information, including motion of a substance is the created variety of form structuring.

The matter is uncreated uni-structured form.

The reason is the cause of the information.

Введение

В предлагаемой системе определений материи, информации и разума (ОМИР) на основе научных фактов и логических построений предложена система трех базовых философских определений. Изложение предельно конкретизировано и схематизировано. Актуальность проведенного исследования связана с усугубляющейся дифференциацией наук. Учитывая этот процесс, философия призвана объединить фрагментарные знания в непротиворечивой системе на основе общенаучного языка.

В статье [1] эмпирически обоснована идея уникальности явлений квантовой микрочастицы в пространстве в каждый момент времени. Траектория микрочастицы представляет собой набор последовательных единичных ее явлений из эфира. Аналогичный подход объясняет неопределенность импульса микрочастицы и отрицательный результат опытов Майкельсона , квантовый туннельный  и барьерный эффекты, динамические свойства самого эфира. Квантовая нелокальность объясняется не силовой (внеэнергетической) связью явлений. В работе [1] сформулирован принцип иерархичности систем отсчета и законов, им соответствующих. При этом показано, что гипотеза о наличии абсолютной Причины у всеобщей связи явлений гармонично дополняет физическую картину мира.

В заключительной обобщающей схеме настоящей статьи показано, как на основе научного знания строится концепция базовых определений.

Определение информации

«Теория информации, как модный опьяняющий напиток, кружит голову всем вокруг…. За последние несколько лет теория информации превратилась в своего рода бандвагон от науки». Шеннон К.Е. [2].

«В каком только образе не представала информация: информация -выбор; информация – программа; сигнал; сведения; знания; негэнтропия; отражение в сознании, процессы отражения. Неудивительно, что подобная неоднозначность вызывает сомнения в реальности информации “[3]. 

Что же все-таки наиболее характерно для информации как феномена постклассической науки?

1. Автономность информации как целого от своей части, например,  автономность от движения материи.

«Во всем заключается часть всего», Анаксагор.

Обоснование тезиса

В физике известны процессы, (например, поляризация и интерференция света, распространение торсионных волн и другие), которые не изменяют энергетику наблюдаемой системы. И это закономерно. В природе существует информационная связь, независимая от энергии и физических сигналов [4]. А иначе каким образом может быть связана воедино безграничная Вселенная?

2. Несамотворимость информации

Обоснование тезиса

Любой объем информации, заложенной в компьютер, не производит новую. Для производства информации необходима программа, заложенная в компьютер человеком. Таким образом, мы в полном соответствии с логикой имеем право рассматривать информацию, как следствие более совершенной причины [5].

3. Разнообразие

Обоснование тезиса

Не возможно вообразить вне образа. Информация выступает в форме бесконечного количества и качества образов. Традицию так определять информацию запечатлел А.Д. Урсул. «Информация есть отраженное разнообразие» [6]. Однако, если все разнообразие мироздания разделить на естественные и искусственные явления, то причиной вторых является человек, который не просто пассивно отражает мир, но он его творит. Исходя из всех этих аргументов, определим информацию.

Информация, в т.ч. движение материи, – это творимое разнообразие.

Определение материи

Аксиома № 1. Движение материи воспринимается человеком, как информация.

 

Что же существенно для определения собственно материи?

1. Материя существует

«Нет движения без движущегося» Галилей.

 

Обоснование тезиса

Предположение, что предметом научного интереса физики является ничто, пустота, которая двигается, - очевидно абсурдно.

 

2. Материя несамодвижима

«Каждая вещь имеет причину» Авиценна.

 

Обоснование тезиса

У нас нет оснований отождествить причину движения материи с собственно материей, ввиду следующего. Логика утверждает: причина качественно отлична от собственного следствия, ничто и никто не является причиной собственного существования [5]. 

 

3. Специфическим свойством материи является ее однообразие, в отличие от информации, специфическим свойством которой является разнообразие.

 

Обоснование тезиса

Если провести мысленный эксперимент и представить, что в мире никогда не существовало движения, то в этом случае материя предстала бы бесструктурной, аморфной средой, не несущей никакой информации. Наблюдатель в этом случае просто не обнаружил бы ничего. Только отбросив представления о пространстве и времени, а также о причинности, мы можем очень абстрактно    рассматривать материю вне движения. В этом и только в этом случае мы будем вправе определить материю, как однообразие. В причинной механике существует постулат, что причину и следствие всегда разделяет пространственно-временной промежуток [7]. Материю и движение пространственно-временной промежуток не разделяет. Таким образом, категории материи и движения друг по отношению к другу не могут рассматриваться формально логически, т.е. посредством выявления причинно-следственных связей. Действительно, физика как наука справедливо не рассматривает материю вне взаимодействий и взаимодействия вне материи. Однако в данном контексте речь идет о философском определении, а значит о более абстрактном определении, т.е. об абстрагированном от движения определении материи.

 

4. Материя несотворима

 

Обоснование тезиса

На основе наиболее фундаментального физического закона – закона сохранения энергии, в философии рождается принцип неуничтожимости и несотворимости материи. Важно осознавать, что этот справедливый принцип не отменяет вневременную Причину по которой материя существует.

 

Исходя из этого , определим материю следующим образом:

Материя – это несотворимое однообразие

Определение разума

Аксиома № 2. Человеческий разум обладает свободой воли.

 

«Всю жизнь готов дробить я камни,
пока семью кормить пригоден;
свобода вовсе не нужна мне,
но надо знать, что я свободен.»

И.Губерман.

 

Сущность, которая воспринимает абстрактную информацию, перерабатывает ее, и, исходя из поставленной себе цели, производит новую, - мы назовем человеческим разумом. Человеческий разум способен к формально-логическому мышлению. Что же наиболее характерно для проявлений разума вообще?

1. а) В соответствии с принципом причинности существует единая и разумная Причина у всеобщей связи явлений, движения материи и человеческого разума .

«Вполне логично предположить, что сила или данность, являющаяся причиной нашего существования, также может обладать такими атрибутами, как сознание, разум и воля, причем вероятнее всего в гораздо большей степени, чем мы. Единственной альтернативой этому может стать мысль о том, что слепая бессознательная сила, лишенная всякого разума, каким-то образом произвела на свет существо, наделенное сознательным интеллектом.» [8]. 

Рассматривая такие глобальные категории, как информация и разум, необходимо выйти за пределы конкретных или частных явлений и их причин. Ибо одно физическое явление, которое вызывает другое физическое явление, философ рассматривает, как некую закономерность разумно устроенного мира, познаваемого к тому же человеческим разумом.

б) В соответствии с принципом «бритвы Оккама»: не полагай множественность без необходимости – оказывается несостоятельной гипотеза о множественной причине всеобщей единой связи явлений.

2. Человеческий разум не творец природных законов, но он их пользователь. И пользователь творческий – искусственные системы тому подтверждение. «На Бога надейся, а сам не плошай», гласит народная мудрость. Действительно, человек познает законы мироздания, используя их, при этом, не являясь причиной самих этих законов.

3. Искусственный интеллект не способен самостоятельно создавать программы и ставить себе цели. Юридической практике до сих пор не известно факта ответственности компьютера перед судом. Зато фактов ответственности людей перед судом предостаточно. Дело в том, что робот, в отличие от человека, не обладает свободой воли.

И вот мы подошли к определению разума:

 

Разум – это причина информации

Обобщающая схема системы ОМИР

 

Принцип причинности

Взаимодопол-нительность уникального и закономерного характера явлений в некоторой системе координат

Бесконечное разнообразие и иерархичность систем отсчета и законов им соответствующих

Автономность информации, как целого от своей части, например, от движения материи

Закон сохранения энергии

 

 

 

 


    Информация, в т.ч. движение материи, это творимое разнообразие

 

 

 

Аксиома № 1. Движение материи воспринимается человеком, как информация.

 

 

 


Материя – это несотворимое однообразие

 

 

 

Аксиома № 2. Человеческий разум обладает свободой воли.

 

 

 


Разум – это причина информации

Заключение

Предложенная система ОМИР не претендует на роль идеологической системы. Это рабочая гипотеза, которая должна быть полезной, развиваемой, уточняемой, дополняемой, конкурирующей с другими гипотезами. Автор будет благодарен за любые, в том числе критические замечания.  

 

Литература

1. Лозовский М. «Вариант философского решения некоторых постклассических проблем физики». Сб. «Проблемы исследования вселенной. Выпуск 26, Материалы международного Конгресса – 2002 «Фундаментальные проблемы естествознания и техники» СПб, 2003г., Издательство СПбГУ, стр. 130-134.

2. Шеннон К.Е. «Бандвагон»,  «Работы по теории информации и кибернетике», М, ИЛ, 1963г., стр. 667 – 668.

3. Мелик-Гайказян И.В. «Информационные процессы и реальность», М.,  Наука, 1997г., стр.42.

4. Лозовский М. ”Энергоинформационный обмен и основной философский вопрос”. Материалы  международного  Конгресса – 2000. “Фундаментальные проблемы естествознания и техники”, Том 1, cтр. 175-179.

5Ивин А.А., Никифоров А.Л. «Словарь по логике», М,  1998г., стр. 286-287.

6Урсул А.Д. «Отражение, информация, управление», «Ленинская теория отражения и современная наука: теория отражения и естествознание», София, 1973г., стр. 295 – 298.

7Козырев Н.А. «Избранные труды», изд-во ЛГУ, 1991г., стр. 419.

8Хэтчер У.С. «Научное доказательство существования Бога», Киев, 1994г., стр. 16-17.