Сергей Избаш,

Студент философского факультета СПбГУ

Самодеятельное и профессиональное философствование:
пути достижения общественного восприятия

Если термин самодеятельное философствование существует, то существует и профессиональное философствование. Тогда к группе людей, которые занимаются самодеятельным философствованием можно отнести тех людей, которые философствуют время от времени, возможно, они даже где-то публикуются, участвуют в философских семинарах, но они любители. К группе людей, которые занимаются профессиональным философствованием, то есть которые являются философами, следует отнести тех и только тех людей, которые получили соответствующее образование и активно публикуются, то есть выпускают свои книги, пишут статьи в журналах и т.д.  В чем же разница между этими группами? В чем критерий этого профессионализма?

Главное отличие между группой «любителей» и «профессионалов» является, так называемый фактор восприятия представителей той или иной группы обществом. Разумеется, опыт и соответствующее образование играет большую роль, но ведь правильные, точные, целенаправленные мысли могут быть присущи и многим «любителям» пофилософствовать. К чьему мнению прислушаются, скажем, читатели какого-либо журнала: доктора философских наук или доктор каких-либо наук (экономических, физических и т.д.)? Назовем это «фактором общественного восприятия». Конечно, все зависит от темы статьи, публикуемой в журнале. Но, отойдя от конкретных тем, становится понятно, что ни один специалист в какой-либо конкретной сфере не будет воспринят также как специалист в философии, когда дело касается глобальных или национальных проблем. Но причем здесь самодеятельное или не самодеятельное философствование? Дело в том, люди, прочитавшие статью в таком-то журнале, обратят внимание на автора этой статьи. И не только на то, как зовут автора, сколько на звание автора. И если там, к примеру, под фамилией автора будет написано «кандидат философских наук» или  в книге, в биографии автора, будет написано, в каком университете он защитил диссертацию, например СПбГУ, то обществу сразу станет все понятно и доверие к этой статье или книге будет выше. Как при трудоустройстве работодатель требуют наличие диплома о высшем образовании, так и общество требует наличия подтверждения о профессиональности философа. Другое дело, что работодателю можно просто заявить о наличие диплома в той или иной сфере и не обладая им, он даже не будет проверять. Здесь же ситуация немножко иная, так как солидные издания не будут врать своим читателям, а солидные телеканалы своим зрителям и т.д. 

Таким образом, общество само отсеивает самодеятельное философствование от профессионального. Отсюда следует вопрос: может ли самодеятельное философствование повлиять на общественное мнение, на обстановку и настроение людей в России? Если да, то как? Если нет, то почему?

Можно назвать три способа, позволяющих добиться общественного восприятия самодеятельного философствования:

1. Можно повлиять на мнение большинства, став большинством. То есть, чтобы быть услышанным обществом, нужно найти единомышленников и объединиться с ними по поводу общей идеи. Можно, например, создать партию, какое-либо движение, некоммерческую организацию и т.д.  Здесь действуют такие же законы, как и везде: наиболее слабые должны объединится, чтобы быть услышанными.

2. Передать свои идеи обществу, с помощью популярного искусства. Например, посредством литературного произведения. Ярчайшим примером здесь являются книги, таких популярных в России и во всем мире писателей, как Пауло Коэльо, Ричард Бах и т.д. Не являясь философами в профессиональном смысле этого слова, они добились общественного восприятия путем передачи своего философствования через сюжетную линию миллионам читателей. И, что интересно, во многих книжных магазинах, эти авторы лежат в разделе философии, наряду с известными философами.

3. Добиться общественного восприятия, путем практического применения своей философии с помощью бизнеса. На самом деле, этот способ можно отнести и к первому и второму способу. Он является объединяющим, так как любая бизнес-организация это изначально какое-то общество, объединение людей по общему интересу. И бизнес может относиться к издательскому или к шоу-бизнесу – в этом случае общественное восприятие будет намного больше. Но и не совсем, когда речь идет о большом бизнесе. Большой бизнес может влиять на общество и прививать ему свою философию, хотя бы посредством рекламы.

Конечно, можно самодеятельно философствовать и только для себя, будь то философствование на какие-либо глобальные темы, вроде «смысл жизни» или довольно узкие темы уровня «что делать в такой-то ситуации и как она повлияет на мою жизнь». Но в чем тогда это философствование будет полено обществу, в чем смысл такого самодеятельного философствования, с которым ни с кем не поделиться? Возможно, этот человек и удовлетворит свою потребность в философствовании, как он удовлетворяет свои потребности в пище и во сне. Но как пища и сон служат для восполнения человеческой энергии и сил для дальнейшей физической активности, так и философствование служит своеобразным восполнением сил для душевной активности, для поднятия духа. Можно ли восполнить физические силы и продолжать бездействовать? Наверное, можно, но это будет не полноценная жизнь, жизнь не только вредная для себя, но и абсолютно бесполезная для общества; возможно, даже вредная для общества, так как абсолютно бездеятельного человека кто-то должен содержать, ведь он сам никаких сил не применяет, а только ест да спит. Так же обстоит и с духовными силами: постоянное пополнение их и не использование будет абсолютно бесполезно для общества; а вот вредным для общества такое поведение назвать нельзя, так как тысячи людей затрачивают свою душевную энергию, чтобы питать дух данного человека, но вреда он им, тем, что не делится своими размышлениями, не приносит, как не приносит он вреда и самому обществу. Зато, самому этому человеку, в отличие от общества, это и будет вредно. Каждый день он ходит на работу, возможно, даже занимается любимым делом, но все свои философские размышления он держит в себе. А это очень вредно, потому что держать все эти мысли в себе чрезвычайно трудно, да и потом, при обмене мнениями с кем-либо мысли только оттачиваются и приносят большую пользу их автору, так и его оппоненту.

И так, делиться своим философствованием необходимо для каждого человека. Но как быть тому,  кто в силу каких-либо обстоятельств не может ни объединиться в группу единомышленников, ни выпустить свою книгу или снять фильм, ни открыть бизнес и развить его до такого состояния, когда можно будет влиять на общество? Вообще, если не ставить перед собой колоссальные цели (изменить жизнь к лучшему, чем раньше, тем лучше и т.д.), пофилософствовать с кем-либо, поведать другому свою мысль можно применив современные технологии, которые предоставило нам информационное общество. Прежде всего, имеется ввиду широкие возможности Интернет. Сотни тысяч людей занимаются самодеятельным философствованием именно в Интернет. Они посещают форумы, чаты, философствуют через ICQ, которая позволяет познакомиться с любым человеком с любой точки мира и философствовать с ним в реальном времени пока не надоест. Конечно, к Интернет относится все вышесказанное: высокопосещаемые сайты, книги и т.д. Но как пространство для самодеятельного философствования, как место, где всегда можно найти собеседника он является идеальным. Добиться же общественного восприятия, пусть и не большого, здесь намного проще: достаточно только лишь разместить результат философствования на каком-либо форуме, либо создать свой сайт.

Таким образом, в современном мире, в мире информационного общества, как и профессиональное так и самодеятельное философствование может быть воспринято обществом. Существует множество вышеописанных способов добиться этого.

Несомненно, лучший способ быть услышанным – это стать не просто профессионалом, а больше чем профессионал. Нужно жить философией. На самом деле, грань между любителем пофилософствовать и профессиональным философом довольно тонка. Сегодня человек является студентом Университета и публикуется в местных изданиях и Интернет, завтра он уже профессионал, книги которого публикуются по всей стране, который печатается в лучших журналах и т.д. Остается только найти идеи, которые смогли бы изменить наш мир к лучшему, не так ли?