Андрей Ирецкий, Санкт-Петербург.

АРИСТОКРАТИЧЕСКОЕ ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ ДИЛЕТАНТОВ

«В принципе, всякая философия прозаична. И предлагать

   снова философствовать поэтически – то же самое,

что советовать торговцу вести свои книги в стихах»

Иммануил Кант

 

«…В обыденном сознании, нефилософской профессиональной деятельности, в бытовом поведение (поведении?) философов-профессионалов некоторые формы речемыследеятельности квалифицируются с помощью естественного нетерминологизированного языка как философия или философствование» [6].  К какому философствованию, профессиональному или дилетантскому, надлежит отнести эту фразу? Или это «современная психология»?

Апория Зенона «Ахилл и черепаха» в наше время считается иллюстрацией к одному из частных выводов теоремы Геделя о неполноте: строгие бинарные вербальные модели процессов, в отличие от аналоговых математических описаний, быстрее ведут к неразрешимым противоречиям, ограничивающим сферу их корректной применимости. Мы полагаем, что дискретное разделение философии на «профессиональную» и «дилетантскую» есть идеал, недостижимый в реальности, и более содержательными и менее противоречивыми окажутся рассуждения о градусах «профессионализма» и «дилетантизма» на условной и нелинейной шкале. Итак, граница между «профессионализмом» и «дилетантизмом» не дискретна, строго она описывается через соотношение вероятностей высказываний профессиональных и профанных.    Сейчас научные концепции и специальные знания для профессионалов постоянно углубляются и детализируются. С тем же постоянством проводится их упрощение и адаптация к запросам и возможностям «понимания» массовым человеком-потребителем. К сожалению, для авторов и издателей иных популярных переложений, которые входят в «массовый оборот» под видом науки, не стало обязательным включение систем «защиты от дурака». Наоборот, как в первой половине ХХ века, рождаются и поп-культурой воспроизводятся идеи и «частные теории» так называемой «неканонической науки», «науки для масс» (или, на языке начала и середины ХХ века - «пролетарской науки»). Особенно преуспели на поприще «неканонической науки» последователи академиков Бухарина, Быкова и Презента, рассуждающие о философских проблемах в биологии, в медицине и в психологии в том «аристократическом тоне», о котором в XVIII веке писал Иммануил Кант [3]. Рассмотрим некоторые современные философские фрагменты этого «аристократического тона», продуцируемые для «пролетарского» и для «продвинутого» потребителя. Философствующие в этом стиле обычно опираются на плохо освоенные метафоры или на «филологическое» рассмотрение научной терминологии в забавном смешении с бытовыми предрассудками, а латинская терминология разбавляется бытовыми словами и оборотами.  Примеры отыскать нетрудно:  

1.     «В функциональном отношении нейрон является чрезвычайно специализированной клеткой, обладающей свойством полифункциональности и изменчивости своих функций под влиянием внешних факторов (Костюк, 1977; Бехтерева, 1970)» [5, стр. 5]. Нейрон является специализированной клеткой: почти единственная функция  нейронов во взрослом организме - обработка и передача сигналов, но у них возможны много «режимов функционирования». Подозреваю, что в цитированном тексте за применением первых пришедших на ум слов с латинскими корнями скрываются  прочные традиции квазидиалектического и квазиматериалистического резонерства при отсутствии умственной дисциплины, некритичности к своим высказываниям.

2.      «СОН - периодическое функциональное состояние человека и животных со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сфере, характеризующееся отсутствием целенаправленной деятельности…»[4].   Сон вне привычного или предписанного расписания («непериодическое состояние», в частности – сон, наступивший после приема фармакологических средств или хотя бы пива) выпадает из границ данного определения. Почему авторы применили слова «периодическое состояние», вместо более соответствующего обыденному опыту выражения «преходящее состояние»? В других «сферах», исключая вегетативную и моторную, например в сфере образного мышления, сон не имеет «специфических проявлений»?

1.     «БРЕД – не соответствующие реальности представления и умозаключения, в ошибочности к-рых патологически убежденного в них субъекта невозможно разуверить» [4]. Под это определение легко подвести представления, умозаключения и убеждения Пифагора, Сократа, Платона, Лейбница, Ньютона и многих христианских мыслителей и мучеников – достаточно лишь признать их убежденность «патологической», в сравнении с собственной – как бы «здоровой»... Это и теперь совсем не трудно, достаточно вспомнить лозунг из романа Жюля Ромэна «Кнок, или триумф медицины» (1928): «ЗДОРОВЫХ НЕТ! ЕСТЬ ПЛОХО ОБСЛЕДОВАННЫЕ!» и без промедления применить его в практике. 

2.     «Между философией и фармакологией обнаруживается  далеко идущая общность принципа действия, подтвержденная и общностью этимологии… «Лекарь» и «лектор» восходят к одному общему корню, равно как и слова «лекарство» и «лекция»»[7]. Л. Эйлер, правда, по другому поводу, писал: «Таковые нелепости имеют место только в филозофах; всех других, прилепляющихся к подобным сновидениям, должно считать лишившимися здравого рассудка» («Письма к некоторой немецкой принцессе», С-Пб, 1772). Лучшие экземпляры философии этого аристократического тона приближаются (по вербальной технике и остроумию) к скальдической поэзии раннего средневековья, эксплуатирующей устойчивые метафоры наподобие «нож моря» = «корабль».

3.     «Одним из главных недугов…станет невроз маниакального авторствования (комплекс Нерона). Карьера оплачиваемого читателя (зрителя) может оказаться весьма перспективной в списке профессий…двадцать второго  столетия. Первый плацдарм, где опробуется профессия будущего, уже создан – это поприще психоаналитика, получающего деньги за свои чуткие, внимательно слушающие уши» [7]. Что же нам смогут сообщить психоаналитики с «чуткими, внимательно слушающими ушами»?

4.     «Самым важным мне кажется сам факт постановки вопроса, раз он задан, ответы появятся быстро из хорошо знакомого нам материала…Фантазии о всемогуществе, особенно садистского характера, нередко оказываются непосредственно связанными со струей мочи, испускаемой самцом. Как пример этой идеи…я могу рассказать то, что слышала от мальчиков из мужской школы: по их словам, когда два мальчика писают так, чтобы получился крест, человек, о котором они подумают в этот момент, умрет…» [9].

Лучше всего об аристократическом  теоретизировании фрейдистского типа высказался Г.К. Честертон («Гамлет и психоанализ»): «Современный красноречивый лектор изрекает мысли куда более нелепые, чем топорные шутки крестьян и коровниц, не вызывая и тени улыбки… Виной тому – нездоровая торжественность…». Отчего же философы, спекулирующие в русле поп-культуры, с такой легкостью берутся рассуждать именно о медицине, о психоанализе, о психологии? Почему они не занимаются теоретическими упражнениями, скажем, в области химического катализа или теоретической кристаллографии? Дело в том, что медицина начала превращение в позитивную науку намного позднее, чем математика и физика, так что до настоящего времени под благообразным общим названием «научная медицина» в современной культуре благополучно сосуществуют и воспроизводятся три качественно разнородных явления: 

1.       «Медицина как ремесло» («фельдшерская медицина» = совокупность неких готовых правил и рецептов, в ряде случаев ведущих к успеху).

2.       «Медицинская мифология» - иллюзорные теоретические обоснования для «медицинского ремесла».

3.       Собственно «научная медицина» (совокупность диагностических, профилактических и лечебных средств, имеющих обоснование в форме корректных моделей этиологии и патогенеза). 

Аналогичное положение существует в психиатрии и в психологии. Грань между мифологией (медицинской и психологической) и собственно научными медицинскими и психологическими теориями зачастую плохо видна самим пролетариям медицинского и психологического труда. Поэтому «теоретик» с фельдшерским уровнем понимания проблем вполне способен делать академическую карьеру, а на таком фоне самые дремучие и невежественные рассуждения о медицине и психологии могут восприниматься как «благопристойные». Второе условие легкости, с которой дилетанты берутся философствовать о медицине, состоит в том, что большинство людей в том или ином возрасте сталкивается с медиками и медициной «очень среднего уровня»,  поэтому  «посредственные» («нормальные») по способностям люди легко теряют восприятие перспективы и «дистанции» между собственными способностями квалифицированно рассуждать и медицинской проблематикой. Если же человек овладел несложной техникой изъясняться темно и непонятно, то его суждения о медицине и геополитике окончательно ускользают от содержательной критики профессионалов, но способны выиграть в глазах администраторов. Истинных профессионалов в современной медицине не может быть много (их всегда будет меньше, чем «дипломированных специалистов»). Борьбy против медицинского мракобесия политики чаще поручали людям с весьма средними научными способностями, но с яркими административными задатками, чувством конъюнктуры и отсутствием чрезмерной моральной щепетильности. А когда в конце 1980-х годов была отменена «монополия» диалектического материализма на истину в медицине, профессиональные борцы против идеализма быстро и без сомнений сменили «дискурс» и начали пропагандировать «неканоническую медицину». К примеру, академик Н.П. Бехтерева инициировала «фундаментальное изучение феномена А. Кашпировского», а затем (не успев фундаментально изучить «феномен Чумака» и «феномен Глобы») обратилась в спиритуалистическую веру. Ироничный Ст.-Е. Лец в 60-е годы будто предвидел такие идеологические перверсии: «Спиритуалисты ждут материализации духа».

Психотерапевт В.И. Гарбузов теперь наполняет книги «мичуринскими вегетативными гибридами» из мифологических концепций Индии, Китая и З. Фрейда [2].  М.М. Решетников, много лет доказывавший курсантам Военно-Медицинской академии бесплодность и вредоносность фрейдизма, в итоге стал ректором Восточно-европейского института психоанализа.  Список подобных идеологических перверсий нетрудно продолжать, но во всех случаях они получают праксеологическое оправдание  в фельдшерском духе,  и того же «фельдшерского» уровня философское обоснование и ссылки на прецеденты.

Патопсихографический опыт К. Ясперса, рассмотревшего в первой четверти ХХ века биографию и книги А. Стриндберга с клинических позиций, недавно вдохновил участников некоего московского психиатрического семинара на аналогичное  «исследование» биографии и творчества Исаака Ньютона. Московские психиатры-энтузиасты явно превзошли своего учителя Ясперса, обнаружив у Ньютона в биографии и несколько «шизофренических шубов» (психотических эпизодов), и «схизис» (расщепление). Участники семинара усмотрели нарушения «естественной логики нормального человека» и шизофренические черты мышления в уподоблении состояния покоя состоянию равномерного движения, которое имеет место в I законе динамики Ньютона.  Хорошо, что психиатрам такого сорта не дались в руки Зенон, Коперник, сэр Исаак и Нильс Бор… Джемс Джинс не выходил бы у них из лечебницы как бесперспективный хроник. Всех их бы и подлечили, как лечили Роберта Майера, Петра Григоренко и Андрея Сахарова.

Историкам науки известно, что школьные формулировки законов динамики давно – уже два столетия - не совпадают с оригинальными формулировками автора «Математических начал натуральной философии». И поэтому не поискать ли нам психиатрическую симптоматику в попытках московских психиатров  обнаружить шизофренические расстройства мышления у теоретика из научной области, которая врачам  явно незнакома, непонятна и глубоко чужда? Наше обращение к этой проблеме не является исключительным случаем, в частности, невротическая симптоматика у психиатров описана многократно, не только З. Фрейдом в его полемике против традиционной немецкой психиатрии. В частности, А. Кемпинским в 1978 году [5, стр. 28-31].

В пользу какого диагноза говорит факт, что сами «философствующие психиатры» ищут и находят расстройства логического мышления у Ньютона, опираясь на вербальные описания законов механики из современных школьных учебников? Некоторые особенности данного клинического случая поразительно совпадают с типичными кондициями, давно известными в  клинике «индуцированных бредовых психозов» [3]:

1.     Посредственный (нередко ниже среднего) интеллектуальный уровень больных (индуцированные бредовые психозы психиатры легче диагностируют у людей с пограничными формами олигофрении, а также у лиц, вошедших в возраст инволюции).

2.     Отчетливое снижение общих критических способностей у больного.

3.     Высокая зависимость суждений пациента от конкретных высказываний и «понятных» идей авторитета-«индуктора».

4.     Растерянность и смятение больного перед незнакомой, чуждой, но эмоционально весьма значимой ситуацией (в исследуемом случае это - спровоцированное «индуктором» погружение психиатра в рассуждения о физических «силах», о состояниях механического «покоя» и «равномерного движения»).

Типичные варианты «индуцированных бредовых психозов», описываемые в психиатрических руководствах, чаще проявляются бредом воздействия (больные убеждены, что недоброжелатели для своих вредоносных воздействий используют колдовство, «телевизионные радиоволны», «излучения компьютеров», «радиоактивные излучения» и подобные непонятные им средства научной магии). Для этой патологии характерно, что больные в рассуждениях на обыденные и бытовые темы не обнаруживают никаких болезненных особенностей, разве что некоторую ригидность мышления и тривиальность суждений. 

Что нам помешает расширять границы нозологической формы «индуцированный бредовой психоз» еще за счет некоторых психиатров, рассуждающих о недоступных их пониманию физических законах?  Отсутствие привычной диагностам тематики в бредовых высказываниях пациентов?  Отсутствие бредовых страхов перед «манипуляциями психикой через 25-й телевизионный кадр» и «радиоактивностью» у бутербродов, приготовленных в СВЧ-печке?

Но эпидемиологические работы, проведенные в США, доказали, что конкретные клинические проявления и течение многих психических расстройств у психиатров сильно отличаются от проявлений тех же расстройств в остальной популяции. В частности, депрессии у психиатров в США довольно часто манифестируют неожиданными - «импульсивными» - попытками самоубийства, именно по этой последней причине профессия психиатра в США расценивается страховыми компаниями как одна из наиболее угрожаемых в плане суицида. По аналогии можем заключить, что индуцированный бредовой психоз у московских психиатров закономерно должен иметь «атипичную» тематику бреда, при сохранении большинства остальных клинических особенностей (таких, как преморбидные характеристики личности больного, посредственный или невысокий уровень интеллекта, некритичность, а также отчетливая связь между недостаточной информированностью больного и тематикой его болезненных высказываний). Особо отметим: эффективная профилактика и терапия индуцированного бредового психоза, в том числе и в случае его развития у психиатров, состоит в изоляции больного от общения с «индуктором», в возвращении пациента в здоровый коллектив, свободный от бредовых идей. А применение психофармакологических средств, электросудорожной и инсулиношоковой терапии в подобных случаях недостаточно эффективно и всегда сопряжено с риском многообразных осложнений.

В заключение попытаемся абстрактно описать предполагаемые структурные градуальные отличия «фельдшерской» теории от теории по-современному научной.

В. Литцман (в начале ХХ века) и В. Брусиловский [2] в середине века предложили, с целью удобства анализа, описывать структуру теоретических моделей графами, в частности ориентированными графами: вершинами обозначаются исходные положения и логические выводы, а ориентированными ребрами обозначены логические связи между ними. Оба автора указывали, что содержательные теоретические модели могут иметь много эквивалентных описаний с идентичными вершинами, но иначе ориентированными ребрами, причем их общая структура относится к классу «сеть». Логические  структуры конкретного мифа, дилетантских философских систем, как и логические структуры параноидального бреда, обычно описываются графами из класса «дерево» или из класса «лес». Выше говорилось о желательности построения оценочной шкалы, позволяющей установить у теоретического построения «градус профессионализма», или хотя бы противоположный ему, на некоей общей оси, «градус мифоподобия» (или «бредоподобия»).

В теории графов (разделе топологии) давно применяются  такие численные характеристики для оценки структуры графов, как «связность» (отношение числа ребер к числу вершин графа) и «цикломатическое число графа» (количество замкнутых циклических трасс, которые можно прочертить на существующем графе).

В настоящей работе автор предлагает формальные процедуры анализа и числовые критерии для сравнительной оценки философских текстов (в 1997 г. они были предложены для скрининга теоретических построений в психологии):

1.     Составляется список исходных теоретических положений, промежуточных и окончательных выводов.

2.     Готовится список логических связей между исходными положениями и логическими выводами.

3.     Вычерчивается ориентированный граф наличной модели, где исходные утверждения и выводы обозначены вершинами, а логические связи между ними – ориентированными ребрами (симметричные логические связи отражаются двумя разнонаправленными ребрами, либо одним ненаправленным).

4.     Граф наличной теории дополняется ребрами, обозначающими неявные (подразумеваемые и латентные) логические связи между теоретическими положениями.

5.     Производятся классифицирование полученного графа (класс «цепь», или «дерево» или «сеть»), и производится подсчет связности полученного графа и его цикломатического числа.

 

Философские построения с меньшей связностью и меньшим цикломатическим числом предлагаем условно считать «более дилетантскими». Такими же топологическими характеристиками логической структуры обладают мифоподобные теории и систематизированный бред параноиков...

В заключение автор находит нужным разграничить незнание, как недостаточную осведомленность, ведущую к некорректным предположениям, добросовестным заблуждениям (изредка – к индуцированному бреду), и дилетантизм, как явление, отражающее определенную этическую позицию. Дилетантизм отличается более «легким», этически безответственным, отношением к разрозненным плодам собственных размышлений. Именно в этом коренное отличие дилетантского философствования от случаев клинической паранойи и индуцированных бредовых психозов, где царствуют сомнения, резонерство и «звериная серьезность».  

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.     В. Брусиловский. «Система теорий и теория систем»// М. 1970. 

2.     В.И. Гарбузов. «Древние и новые каноны медицины»// C-Пб, 1992.

3.     Кант И. «Об аристократическом тоне в современной философии»// ж. «Супени» №2, 1991, стр.161-180.

4.     Краткий психологический словарь// Изд. Политической  литературы, М. 1985.

5.      А. Кемпински. «Познание больного», Минск, 1998.

6.     «Парадигмы философии» сб., В. Чебанов,  С-Пб, 1995. 

7.     Платонов К.К. «Краткий словарь системы психологических понятий»// «Высшая школа», М. 1984.

8.      А.К. Секацкий. «Метафармакология»// еженедельник «Час Пик» № 18, 1999.

9.     К. Хорни «Избранные труды по психологии», Минск, 1995.