Игнатьев С.В.            

                

              Любительская философия как норма частной жизни

 

Поскольку профессиональная философия оплачивается, она  ангажирована, коньюнктурна и подконтрольна. Это значит, что она невольно фальшивит. Если трактовать философию как любовь к мудрости, то ее продажа как продажа любви сродни проституции (Сократ). Конечно, понятие “любовь” здесь трактуется скорее как образ, но и понятие “проституции” – также образ.

Любительская философия – это философия на досуге. Она ограничена пределеми разумной достаточности. Она не насилуется обязательствами, договорами и запретами. Она поистине самобытна. Амплитуда ее жанров – от “бытологии” до философской лирики. Поле (место) любительской философии – это баня, рыбалка, охота, домашние или клубные встречи. Аудитория ее, как правило, представлена автором (для себя) и  кругом “своих”, близких людей: дети, друзья, соседи, товарищи по походу, путешествию и т.д.

Известный афоризм: “Кто ясно мыслит, тот ясно излагает”, давно опровергнут, и не только З.Фрейдом. Ясно мыслящая философия профессионалов утомляет и вызывает недоверие широкой публики. Это недоверие распространяется не только на ясномыслие рационалистов, но и  на изощренную пытливость иррационалистов. Университетская философия затрагивает не многих. Она не имеет “частной публики”. Философия толстых книг не сответствует времени. В условиях клиповой культуры толстая книга пугает длительностью рассуждений, и возможным коварством чужого духа. Как показывает практика, длительные рассуждения и, тем более, длительные безрассудства в конечном счете уводят от реальности.

Любительсая философия находится, как раз, в рамках “разумной достаточности”, она более доступна для восприятия, свободна от громодья публикаций. Она представляет собой сугубо частное явление. Если сегодня “опубличить”, во всех смыслах, любительскую философию, обозначить ее жанр, формализовать, то лишить ее свободы, непринужденности.

Возникает вопрос, как поддержать любительскую философию со стороны профессиональной общественности, и в тоже время, не формализовать ее? В некоторых городах, например в Великом Новгороде, имеется практика заслушивания любительских концепций на городских общественных собраниях. Хотельсь бы, чтобы университетские издания оставляли отдел для философской самодеятельности. Количество заявок на такие публикации будет показателем уровня культуры частной жизни и выступать каналом коммуникации частного и общего в жизни общества.

Любительская философия сокровенна, и в этом смысле, сравнима с авторской песней, но не с народной. Она сокровенна, но предполагает минимальную аудиторию. Чем отличается любительская и народная мудрость? Народная мудрость представляет собой фольклор, пословицы, поговорки и проч. Любительская философия – это досужие мысли частного человека о себе, жизни, времени. Это освоение как народной мудрости, так и массивов профессиональной философии, но в пределах разумной достаточности. Полистал немного Ф.Ницше – и …хватит, остальное можно домыслить, было бы время и желание.

Любительская деятельность, круг которой достаточно велик и социально значим: любительский спорт, рыбалка, любительское садоводство и многочисленные хобби, имеет под собой ценностное смысловое поле, именуемое культурой, которое осваивается условно теоретически философией частной жизни в сугубо ей присущей непринужденно-лирической и исповедальной форме.

Отсутствие любительской деятельности в частной жизни и в обществе в целом является паталогоческим симптомом.  

 

 

 

 

 

Авторская справка

 

 

Игнатьев Сергей Владимирович – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии С-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Email: iifed@mail.ru     тел.230-22-18