Нравственная философия и идеология – основа эволюции общества                                          

                                      Антонович Е.Н., член РФО, antonpet14@yandex.ru

 

В плане Неба и Земли добро – предшествующее, а (индивидуальная) природа последующее … в человеческом плане природа – предшествующее, а добро последующее … В человеке человеколюбие, справедливость, правила поведения … составляют природу                   (Чжу Си)

Пока в государствах не будут царствовать философы, либо … цари и владыки не станут благородно … философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут … отстранены те люди … которые … стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор … государствам не избавиться от зол                 (Платон)

Нравственность есть наука об отношениях между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений … Мораль не имеет ничего общего с религией             (Гольбах)

Большинство людей – животные, они принесли с собой только способность человечности, и ее только нужно воспитывать, воспитывать с усердием и трудами                             (Гердер)

Свободным человек должен стать, т.е. человеком права и нравственности, и он должен стать таким посредством воспитания. Это воспитание определяется … как преодоление зла, тем самым оно положено в сферу сознания … управление и законодательство полностью отдаются во власть правительства и зависят от его произвола … создается полная свобода для произвола, тирании и угнетения. Это особенно отчетливо проявилось в Англии … сферой религии является святость, сферой государства – право и нравственность … Платон на вопрос, что такое справедливость…считал …в устройстве государства как нравственной жизни (Г. Гегель)

В нашем мире иерархия ценностей опрокинута, низшее стало высшим, высшее задавлено ... Жизнь … обществ стоит под знаком господства экономики, техники, лживой политики, яростного национализма. … Подмена целей жизни средствами есть очень характерный процесс человеческой жизни … никто не выставляет прямо злых целей, зло всегда прикрывается добром … Демократия  и есть … форма общественного устройства, наиболее соответствующая греховной человеческой природе … Та степень свободы зла, свободы греховной похоти, которая определяет жизнь буржуазно-капиталистического общества, этически не может быть терпима … трагедия … заключается в том, что "добро" не может победить "зла"… Но "добро" не знает другого способа победы над "злом", как через закон и норму                          (Н. Бердяев)

Двадцать первый век должен стать началом эпохи величайшей духовности, которая неизбежно приведет к единению всех людей, к великому началу процветания нации, и мя которой – человечество. И сбудутся пророчества …Гегеля – «развертывается последнее знамя, вокруг которого собираются народы, знамя свободного духа                                                    (В. Федоров)

 

Аннотация: Предлагается метод универсального, системно-диалектического, структурно-логического генодрева ФТС (философии триединого синтеза) формула которого: синтез-тезис-антитезис-анализ, дает системное более углубленное и широкое, понимание не только взаимосвязи духовного и материального (добра и зла), но и приоритета духовного над материальным в процессе эволюции, иначе человечество обречено на деградацию и гибель.

Ключевые слова: противоположности, дух, материя, противоречия, логика, единство, система, генодрево, добро, зло, ценности: духовные, социальные, культурные, материальные. 

 

Поднимаемая в статье тема не только важна для будущего России, но и сложна для понимания современной философией, отрицающей не только диалектический материализм (ДМ), идеологию марксизма-ленинизма (МЛ), но и древние знания, основанные на единстве духа и материи. Мы в методе генодренва ФТС считаем, что понятия философии (Ф) и идеологии (И) взаимосвязаны между собой как теория и практика, дух и материя (подр. ниже). Мы считаем, что было бы интересным, дать системный анализ методом Генодрева ФТС двух основных разработок, основанных на противоположных научно-философских идеях: 1) материалов Всероссийской научно-общественной конференции - Государственная идеология и современная Россия (22.03.2014, председатель Сулакшкин С.С.); 2) материалов из книги «Философия Гармонии» философа В. Федорова, но и других авторов, идей.

Философ В. Федоров, исходя из единства духовного и материального, приоритета духовного над материальным древней философии и, исходя из закона единства и борьбы противоположностей ДМ, критикует ДМ, ошибки властей России 1995г, приходит к выводам, не утратившим актуальность и сегодня: «философия- наука которая не терпит авторитетов … диалектический материализм – это однобокое понимание реальности …Человечество устало уже колебаться между двумя полюсами – идеальным Духом и идеальной материей, и то, и другое направление одинаково ложны … две философские категории материя и сознание – едины и одинаково отображают единую реальность. Материя есть продукт духа, а дух есть лишь высший продукт материи … Я далек от мысли, что философия единства будет восприниматься быстро и без сложностей, но она есть и эта философия ХХ1 века …

Современная наука, продолжая и далее претендовать на лидерство в общественном развитии, не способна обеспечить совершенный и устойчивый прогресс … завышая значение и роль народных масс в истории, мы тем самым поставили интересы общества и государства над интересами личности … Мы забыли простую истину, что государство необходимо лишь для того чтобы создать условия для раскрытия творческого и духовного потенциала личности … Трагедия же современной личности заключается в том, что личность вынуждена развиваться в тисках аморфного и серого социального образования, с его несовершенным сводом законов, его несовершенным социальным устройством …

Духовное несовершенство, падение нравов, отсутствие морали, беспринципность - вот основные мотивы общественного кризиса. Источником и движущей силой развития общества является идея, на уровне же социальной формы движения действует борьба идей. …

Вопрос не о том, на основе какой общественной теории развивается общество, а вопрос в том, насколько духовны и интеллектуально развиты люди, управляющие этим развитием. … Лженаучные теоретики … превратили общественные учения в догму … обществоведение создало неразрешимые противоречия с практикой, в этом … причина современного кризиса …

Единство и борьба противоположностей эта глубочайшая философская мысль постепенно начинает овладевать умами современных политиков и государственных деятелей вне зависимости от уровня их философского знания …

Философское знание и понимание закона единства и борьбы противоположностей, есть понимание причин противоречий, в которых происходит развитие человека и общества. Все действия по реформированию российского общества носят бессознательный характер, нынешняя политическая элита просто не понимает, что творит. Противоречия, которые возникли в советском обществе, не носили ярко выраженный антагонистический характер, система внутри себя породила безграмотную элиту, и поражение социализма, как общественно-политической формации, есть результат невежественного управления обществом и экономикой. Однако не были вскрыты глубинные причины существования противоречий, и как результат эта глубинная ломка существующих институтов власти и управления. Нынешние реформаторы не в состоянии предложить обществу более или менее реальную модель развития, ориентация же на чисто капиталистические отношения, при всей безграмотности, создала не только противоречия, а глубинную пропасть между властью и народом.

Непонимание исторической роли советского государства в прогрессивном развитии всего человечества, критика чужих идей, не имея своих, бессознательное охаивание социалистической системы общественных отношений втянуло страну в глубокий политический и социально-экономический кризис. Нынешние политиканы не в состоянии даже понять, что общественное развитие не может иметь обратной направленности, как бы это кому-то и не хотелось. Настоящий эксперимент со страной и ее народами показал всю дикость и бездарность этой политики. Нашему современному обществу невозможно навязывать ни силой, ни тем более демократическими методами, которые носят явно извращенный характер, дикие капиталистические отношения, как это пытаются сделать сегодняшние бездарные руководители и их безграмотные советники. Все пагубное воздействие старой научной парадигмы отчетливо проявилось в методах политического руководства. Политическая безграмотность, есть результат философского невежества. Общественно-экономическая формация социализм это далеко не ошибка природы, как это представляется современным политикам, а вполне закономерный процесс общественного развития …    Причина кризиса в отсутствии знания о природе и обществе. Общественно-экономические и политические формации и капиталистическая, и социалистическая, одинаково ценны для человечества … Новое мышление со всей остротой и определенностью показывает, что прогрессивная общественно-экономическая формация, есть разумный синтез капиталистических и социалистических отношений в обществе (этот путь вывел Китай, на первое место в мире, - Е.А.). Данную общественно-политическую формацию мы называем обществом социальной гармонии. Такие общественные отношения можно успешно развивать лишь на понимании единства противоположностей, а не слепого … копирования, причем неумело, чужого опыта» [1].

В. Федоров в 1995г, дав развернутый социальный анализ общества, состояния сфер управления, образования и др., на основе философского единства духа и материи, без использования логики, идеологии, критикует материализм науки, ДМ. Отмечая духовное несовершенство, падение нравов, отсутствие морали, как основных мотивов общественного кризиса, его анализ актуален и для нашего времени. Ни одна из поднятых проблем до сих пор не решена власть имущими, состояние кризиса и возможного распада России сохраняются до сих пор.

 В материалах конференции 2014г., в анализе идеологии основанном на естественных науках, при отказе от ДМ, МЛ (нет их критики, и философии, упоминается только понятие мировоззрения). Выводы конференции, отмечая необходимость высших ценностей, нравственной идеологии, идентичны федоровским: «Невозможно собрать гуманитарные знания, теории, доктрины, и … прикладные концепции, как твердое, наследуемое, используемое, равно понимаемое всеми интеллектуальное наследие. Каждый исследователь начинает для себя заново: а что же я имею в виду под государственной идеологией? Как будто нельзя договориться раз и навсегда, как это принято и единственно приемлемо в естественных науках. …

В нашем исследовательском контексте идеология - это собрание ценностей. Ценностей как идеалов. Идеалов как предельного выражения сущностей. Идеал един, неделим и абсолютен. И это его свойство. … Отсюда следует, что государственная идеология — это, конечно, не инструкция из ГУЛАГа: «шаг влево, шаг вправо...».  Это цельное, единое собрание ценностей страны, закрепленное нормативно и сакрально, реализуемое и защищаемое государством, выработанное в общественной практике в идентичной цивилизационной версии. …

Государственная идеология — цельное единое собрание ценностей страны, закрепленное нормативно и сакрально, реализуемое и защищаемое государством, выработанное в общественной практике в идентичной цивилизационной версии.

Ценность - жизненно или критически важная характеристика предмета человеческой деятельности. Цель - желаемая характеристика предмета человеческой деятельности. Идеал -  ценность - цель + действие - результат (На Рис 1. Откуда что берется, показаны без логики две цепочки от мировоззрения к целям, действиям и от госидеологии к целям и действиям, - Е.А.) …

У человека цепочка начинается с мировоззрения, которое есть отношение к добру и злу, есть критерий ценностей, представление об идеалах. Они формируют представления человека о мире. Эти представления уже формируют полуактивную интенцию, которая результирует в действие, а действие - это и есть физическое проявление нашего бытия, то, что влияет на развитие. Государство в похожей цепочке, как кооперационная система индивидуумов и социальных страт, отталкивается от аналога мировоззрения, от той самой государственной идеологии. Как говорил классик, без идеи ни человек, ни народ жить не могут, это будут либо полуживотные, либо куча людей без смысла и царя в голове. Поэтому государственная идеология, вновь подчеркиваю, это вовсе не инструкция из ГУЛАГа, что было определяющим мотивом в 1993 году, когда была принята российская Конституция.

Каковы истоки? Из каких сфер бытия рождается человеческое мировоззрение или общестрановая идеология, которая тождественна государственной идеологии? Конечно, это длительно действовавший институт и религии, и традиции семьи, как межпоколенного механизма переноса ценностей, это цивилизационные институты - идентичные особенности. Образование, за которое государство напрямую отвечает, культура, воспитание. Мировоззрение - вполне определенная категория состояния умов и душ конкретных людей. Но откуда берется государственная идеология? … Особенностью формирования государственной идеологии является научный вклад. Наука всегда вносит свой вклад в государственную идеологию (вкладом, должна быть философия, - ответ на вопрос откуда берется идеология, не раскрываются, - Е.А.) …

Очень важно, что без идеологии невозможно государственное управление. Это не все понимают. Это понимают управленцы. Поставить цель, не имея ценностных критериев, т. е., не имея источника, откуда берутся эти ценностные критерии, невозможно. Если нет цели, то невозможно идентифицировать проблему, которая генерирует задачи управления, и весь аппарат управления мобилизует на их решение. В конце реализации государственно управленческой цепочки возникает момент развития. Получается, что если нет идеологии, то нет развития. …

В жизни общества и государства рядом кроме госуправления есть еще и политические механизмы, они достаточно очевидны. В этом случае возникает промежуточное звено - выбор программы партии, выборы как формирование властных институтов, появление правящей партии и только после этого трансляция программы правящей партии в государственное управление. … Поэтому без идеологии и политический процесс становится суррогатным Конституционное положение в статье 13 фактически запрещает наличие единой, цельной, функциональной (смотри вышеприведенный список неотъемлемых свойств) общестрановой идеологии, так называемой государственной идеологии. При этом определено, что в России имеет место идеологическое многообразие. То есть идеал, как абсолютная, единая, предельно выраженная ценностная сущность, в Конституции фактически запрещен. Это означает, что все остальные процедуры, механизмы, нормативно-правовые акты, положения о госорганах, инструкции о действиях лишены конституционного ценностного истока, лишены единого начала. Поэтому и сами лишены ценностного содержания. Возникает вопрос: что же торжествует в итоге такой квазирыночной идеологической конкуренции, многообразия идеологий? Эта вилка фатальна. Либо это низменные потребности, потребительство, гедонизм, животное начало человека и соответствующих сообществ, либо это истинные ценности, делающие человека человеком, а сообщество человеческим … Фактически классическое функциональное пространство современного российского государства лишено двух важнейших функций. И это дает свои горькие плоды … Государство без идеологии не имеет планирующей развитие и социализирующей функции …

Высшие ценности - это, прежде всего, … всеобщие блага и принципы нравственности, социальной справедливости, служения, долга, ответственности, достоинства и т.д. И это, конечно же, идеология, в том смысле, в котором мы придаем ей ценностное целеобразующее содержание. Россия должна стать нравственным государством, а не только социальным и правовым. Государство обязано форматировать сферы воспитания, пропаганды, образования, культуры, науки, средств массовой информации, исходя из такой картины и такого целеполагания. Ростовщичество должно ограничиваться, как стяжательство, но экономически и психологически должен стимулироваться труд …. Государство и должностные лица должны отвечать за результат своей государственной деятельности. Все эти ценностные выборы в новой конституции страны выписаны как императивные нормы … есть … две картины. Россия деидеологизированная, беспомощная и деградирующая и Россия будущая … Хочется верить, что будущее за вторым обликом нашей страны. Для этого и необходима реидеологизация страны» [2].

Сулакшин в 2014г., без философской логики, исходя из естественно научных знаний, делает вывод, что государство обязано форматировать сферы воспитания, пропаганды, образования, культуры, науки, средств массовой информации, на основе высших ценностей, требуя создания нравственной государственной идеологии на базе достижений науки.

Федоров в 1995г., критикуя науку, из фактов духовного несовершенства, падения нравов, отсутствия морали, общественного кризиса, без использования логики, дал социальный анализ общества, сфер управления, образования, верный и в наше время. Он считает, что необходима философия ХХ1 века - единства духа и материи (по аналогии с древними знаниями). По Федорову будущее человечества - прогрессивная общественно-экономическая формация, - разумный синтез капитализма и социализма, известный в философии - третий путь развития.

Автор в монографии «Третий путь развития философии и общества» предлагает метод познания - генодрево ФТС (подр. ниже), - универсальную систему противоречий, единства духа и материи (по аналогии с Ян и Инь в ИЦЗИНе), ДМ и идеализма. Генодрево ФТС раскрывает логику отношений понятий в познании (которая не дана Федоровым), и взаимосвязи сфер общества в развитии (которые не показал Сулакшин).

Древние китайцы, видели Вселенную (дуальный мир), как динамическое единство двух начал (подвижного и неизменного): Ян (целая черта) и Инь (прерывистая черта), управляемую вечными переменами, вовлеченную в извечный круговорот от потенции УЦЗИ – ничто (хаос) к проявлению ТАЙЦЗИ – одно-единое (Рис 1/19).  (*

*) В ИЦЗИНе принято, что движение – изменение, динамическое чередование полярных противоположностей, задано неким вселенским ритмом. Ян - изменчивость, частицы Духа уравновешиваются с Инь – постоянством, частицами материи логикой их взаимосвязей. ИЦЗИН – древнекитайская двоичная система счисления, или Книга Перемен, основана на диалектических принципах философии перемен, множественной структурной логики изменения двух взаимодействующих начал: Ян и Инь. Возможно, ИЦЗИНу (имеющему корни в русских Ведах) более 9000 лет, он представляет собой забытое древнее эзотерическое знание, структура и логика которого сохранилась благодаря использованию в гадании. Китайские мыслители видели в ИЦЗИНе не только единство и смену Ян и Инь (духовного и материального) в процессах познания (единства синтеза и анализа), но и содержание всех явлений природы, развития человека, включая циклы развития общества. Структура ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево комбинаторной диалектики и логики противоречий древних (синтез-Ян-Инь-анализ). Одно-Единое (Великий Предел) раздваивается на две монограммы: Ян, целая черта - непрерывность (Н) и Инь, - прерывистая черта -дискретность (Д). В философии за Ян древние китайцы приняли Небо (духовное начало), за Инь – Землю (материальное), за единство (синтез) - Человека. На следующем уровне Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, образуя четыре диаграммы, каждая из которых состоит из двух черт нижней (старой) и верхней (новых Ян и Инь), а последние, после накладывания сверху новых черт превращаются в восемь триграмм (1-2-4-8-…64–прогрессия раздвоения единого- конечное множество). Древними знаниями, была дана логика универсального, дуалистического монизма, отношений 2-х элементов системы: Ян-Инь (духа-материи) в процессах развития.

Сегодня многие ученые (кроме Комитета по борьбе с лженаукой РАН) понимают, что ИЦЗИН не система гадания, а универсальное знание, основанное на целостности и взаимосвязи развивающихся противоречий (Ян-Инь): "И Цзин использует одно из самых мощных и сокровенных знаний о мироздании, правда, не понятное и не осознаваемое в науках … И Цзин базируется на понимании цельности и связности мира, которые в данном случае лучше всего озвучить ленинским тезисом (8-й «элемент диалектики» [Ленин В.И. ПСС. - 5-е изд. – Т. 29. С. 202-203]): «отношения каждой вещи (и т.п.) не только многоразличны, но всеобщи, универсальны; каждая вещь связана с каждой (любой другой)»… И Цзин использует постулат о всеобщности и универсальности отношений в мире… совокупность Дао Дэ Цзин, И Цзин и Ли Цзи можно структурно и, затем, понятийно сопоставить с гегелевской Энциклопедией философских наук, что имеет колоссальное гносеологическое значение … в современной диалектической философии найдена принципиально новая трактовка знаний И Цзин, отличающаяся от китайской традиции и ее исследований, на основе диалектики … Инь и Ян отличны друг от друга в смысле среднего термина, на что ДРЕВНИЕ китайцы указали графическим способом – «---» и «- -», и что ранее нигде не было обозначено и имеет колоссальное онтологическое значение; например, можно установить, что - в смысле известной в диалектической философии игре сил среднего термина И Цзин говорит не о (бессмысленных) ограниченных сочетаниях Инь и Ян и, тем более, не о гаданиях, абсолютно не нужных при наличии (ее) высших знаний, а об их жизни, определяемой колоссальным числом вариаций, не поддающейся учету, тем более, формально-логическим образом;- в снятии пары «Инь-Ян» можно проводить принципиально новые исследования и получать новые знания, в т.ч. для их практического использования"[3].

Мы в ФТС, возвращаем философию с дологического уровня на системно логический научный уровень - структурно-диалектическую модель, отражающую процесс развития логики противоречий – генодрево единства системы взаимосвязанных понятий, отражающую реальные процессы познания (развития) сложных систем. Его начало - обратная триада Гегеля, моделирующая логику процесса раздвоения единого, как целостную систему, от синтеза к анализу по формуле: синтез (единство, - логика «и-и») - тезис – антитезис (дух, причина - материя, следствие, - логика «или-или»)- анализ [4,5,6].   

На генодреве ФТС (построенном как симметричный граф, аналогично системе: монограмм – диаграмм – триграмм -… ИЦЗИНа) процесс диалектического раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуально, попарно связанные противоположности: тезиса (дух, сознание, добро, волновые свойства материи, теория) и антитезиса (материя, зло, корпускулярные свойства материи, практика). На основе принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма): духовное должно иметь материальное основание (воплощение), а материальное–духовное.

Диалектический процесс развития на генодреве ФТС (Рис 2/34), основанный на вертикали логики системы противоречий: тезис (Я)-антитезис (неЯ), (лево – правополушарное мышление), направляет развитие по горизонтали его оси: синтез-анализ (слево-направо), иначе: единство-множество, образуя формулу: синтез-тезис-антитезис-анализ. Два направления познания: синтез-тезис-антитезис, антитезис-тезис-анализ требуют единства анализа и синтеза, теории и практики. Единство диалектической и формальной логик (ДЛ и ФЛ) требует единства 4-х видов утверждений: Я-Я, Я-неЯ, неЯ-Я, неЯ-неЯ. 

 Генодрево – система структурной логики противоречий: 1) ур.: Я- неЯ; 2) ур.:  Я-Я (логики: дедукции), Я-неЯ (индукции), неЯ-Я (аналогии), неЯ-неЯ (опыта).  Противоречие Я-неЯ можно заменить любой парой однородных противоречий (дух-материя, причина-следствие, …).  

Уровни целостности генодрева, отражая взаимосвязи видов логик, движутся по: горизонтали: 1 (целое)- 2 (дуализм)- 4 (тетризм)- 8 (октавизм)-… и вертикали развития по уровням генодрева (подр. о логике см. [5]).

Метод генодрева - единство логики синтеза (и-и) и анализа (или-или), диалектического монизма духа и материи позволяет, отражает процесс развития противоречий, как целостную, универсальную систему принципов познания: монизма и плюрализма: дуализма, триединства, тетризма, и др. В отличие от ДМ, абстрактно постулирующего взаимосвязи понятий, принципов познания, мы выделяем конкретно взаимосвязанные логикой структуры генодрева систему понятий, принципов познания: целостности (логика и-и); раздвоения единого (или-или). Метод генодрева применяется в процессах познания, развития сфер общества (см. МЕТОД ГЕНОДРЕВА ФТС: УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ- МЕРА ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА и др. [6]).

Система познания универсального метода гендрева ФТС, созданная на основе логики системы противоречий (Рис 2/34), состоит из: 1) принципов диалектического развития ([4] Рис 49); 2) взаимосвязанной системы основных категорий философии ([4] Рис 65); 3) уровней логик сознания (Рис 35 [4]); 4) структурно взаимосвязанных логикой процессов познания и развития, частей системы: уровня, ступени, подсистемы, элемента; взаимосвязей, прямых и обратных процессов взаимодействия в системе, обладающих предсказательным аспектом.

К сожалению, Федоров определив, что первично дух или материя, развивать логикой противоречие не стал. Мы, развивая идеи ИЦЗИНа и философии гармонии Федорова, показываем, что процесс логики развития противоречия идет одновременно в 2-х направлениях, не только между противоположностями тезиса-антитезиса (разрешаемыми вертикальным синтезом на каждом уровне познания системы), но и между различными (горизонтальными) уровнями глубины познания синтеза-анализа (по прогрессии раздвоения единого: 1-2-4-…). В основе структуры генодрева лежит логика синтеза (и-и), примирение противоположностей является необходимым условием сохранения целостности системы. В ФТС, как и в ИЦЗИНе, противостояние противоположностей находится в движении, что говорит не только об их изменчивости, взаимопроникновении, но и в смягчении их крайних состояний в "золотой" середине (третьем пути). Противоречие тезис-антитезис (внутреннее-внешнее) разрешаются внутри системы, придавая ей устойчивость.

Противоречие в ДМ – "категория диалектики, выражающая внутренний источник движения", основанная на первом уровне развития противоречия Гегеля: тезис-антитезис-синтез (логика или-или - синтез), - закрытая система, без процесса анализа, не может "видеть" процесс развития. ДМ, признавая противоречие Гегеля основой развития исторических процессов, отрицает не только диалектику дальнейшего развития противоречия, но и затрудняет понимание структурных связей сфер общества в процессах развития. Взаимодействие сфер общества нужно рассматривать как систему противоречий, развитие которых в глубину (тезиса-антитезиса), рождает новые уровни противоречий с удвоением элементов: 1-2-4-8…. Далеко не все философы, ученые изучают общество как систему противоречий.

Применение метода генодрева ФТС (Рис 3/47) к практике развития общества объясняет глубинные причины его эволюции и инволюции, подтверждает основное положение древних знаний, что для эволюции человечества необходим приоритет духовного (морали) над материальным.

На генодреве взаимосвязи сфер общества (Рис 3/47), в отличие от Сулакшина (на его Рис 1 даны две линейные цепочки от мировоззрения к целям, действиям и от госидеологии к целям и действиям), нами на структуре уровней логики развития противоречий сфер общества, показаны иерархия взаимосвязей, возвратно-поступательных связей сфер (1-5-2-6-3-7-4-8) в процессе развития от низшего к высшему (эволюции) и наоборот (при инволюции), которая подтверждает верность древних знаний о приоритете в эволюции духовных факторов над материальными. 

Условие эволюции, сохранения целостности общества - единство духовной и светской власти на первом уровне противоположностей генодрева, при приоритете духовной власти над светской. Единство видов власти на втором уровне генодрева: философско-идеологической власти и культуры, государственной власти и власти бытия (экономики и политики) позволяет сделать два вывода. 1. Общество не способно гармонично развиваться без единства и взаимосвязи всех видов власти и приоритета духовной власти над светской. 2. Ни одна форма власти по отдельности (в т.ч. и госвласть) не должна управлять обществом отдельно.

Мы различаем два вида развития (относительно уровня норм морали-оси генодрева): эволюцию и инволюцию. Эволюция – это внутреннее развитие, идущее снизу - вверх от материального к духовно-идеальному началу. Инволюция – это развитие, идущее сверху вниз от духовного начала к материальному.

В духовных сферах есть материальное начало, в материальных (экономике)–духовное (политическое).

Второй уровень противоположностей показывает единство и иерархию взаимодействия сфер в цикле эволюции (1V-11-111-1): 1) власть бытия - единство политики и экономики (1У), 2) госвласть – единство ССУ и БСУ (11), 3) власть культуры (111) - единство системы образования (СВО), воспитания и образа жизни (СВО и ОЖ), 4) философско-идеологическая (духовная) власть (1) – единство философии и идеологии (мировоззрения и морали).

Общество не способно гармонично развиваться без единства и взаимосвязи всех его сфер. Пассионарный толчок развитию общества дает духовная сфера (1 власть) развитием уровня сложности-единства Культуры (ОЖ, СВО) и единой философии-идеологии.  Но без управления со стороны государства сферой Культуры и СВО (обратная связь 11-111,- снятие материальной сферой - государственной СУ знаний духовной сферы Культуры и СВО) общество не способно эволюционно развиваться.

 Усложнение системы снижает уровень ее живучести, но единство и гармонизация взаимодействия ее частей – повышает живучесть. Если для первого уровня генодрева дать два понятия борьбы: 1) тактической (антитезис), 2) стратегической (тезис), то второй уровень логики противоречий покажет связи 4-х видов: а) материально-тактических: -экономико-политических, - социально-управленческих; в) духовно-стратегических: - культурно-нравственных, - философско-идеологических

Выводы. Если ДМ и идеология МЛ (марксизма-ленинизма) успешно решила материально-тактические проблемы первого (революционного) этапа развития общества, то не сумела решить духовно-стратегические проблемы второго (эволюционного) этапа. Принятые в МЛ и ДМ принципы логики приоритетов материального перед духовным, борьбы перед единством заложили основу последующих ошибок и стратегического поражения идеологии МЛ в холодной войне.

Все это, вместе с принятием приоритетов формальной логики, отказом от диалектического принципа демократического централизма, привело в дальнейшем не только к разгулу формализма и бюрократизма на практике, формализма и догматизма в теории, но и в конечном итоге, - к развалу СССР.  

Мы считаем, что в развале СССР и деградации общества в России виновны, прежде всего, материалистическая узость правящей философии, идеологии и сами власть имущие, стремящиеся сохранить свою власть, сегодня для этого внедряя в жизнь, западную, безнравственную либеральную идеологию, несмотря на ее отрицательные результаты (рост коррупции, преступности, экономический кризис и вымирание населения).

Взаимозависимость сфер общества (форм власти) на 3-м уровне генодрева. Сферы общества (их иерархия идет сверху от духовных сфер): 8) единая философия и мораль, 7) законодательная власть (самоуправление), 6) единая культура и система воспитания, образования; 5) политики (политических партий), 4) единая идеология (религия), 3) бюрократическая система управления (исполнительная власть), 2) национально-семейный образ жизни, 1) экономика. Т.о., стоящие ниже единой философии сферы общества (законодательная, исполнительная власти, идеология, религии и др.) не обладая полнотой знания, не могут единолично направлять развитие общества. Для управления целостной эволюцией общества должен формироваться высший орган государства – Высший Совет, включающий в себя представителей всех 8-и сфер общества. Очевидно, что его работа должна основываться на принципах демократического централизма.

В процессах развития общества взаимодействие 8-и сфер приводит к тому, что конечное движение происходит в двух направлениях (эволюции или инволюции), которое зависит от приоритета принятых целей развития.

При эволюции высшими целями являются: духовное (общественное) начало (светская власть) – единство философии, идеологии, религии (знания и веры) – единое нравственное мировоззрение, мораль. Эволюционное развитие общества идет по восходящей спирали взаимодействия его сфер: 1-5-2-6-3-7-4-8, где духовные сферы (философия, культура, система воспитания и образования) совместно с законодательной властью (без исполнительной власти и религии, выполняющих технические, второстепенные функции) должны определять приоритеты и направление развития. На третьем уровне снятие (7-4-8) духовного материальным (7-4) заключается в том, что расширение демократии, свобод и прав  большинства при целях социальной справедливости должно привести к росту нравственности и творчества масс, - отрицанию функций государства и - 4. Снятию узости идеологии,  когда слепая вера масс будет замещаться осознанной верой в высшие социально-нравственные идеалы, что даст толчок  развитию - 8. Единого мировоззрения, опирающегося на более высокий уровень  единства морали и бытия человека, идей социально-нравственной революции – полному отрицанию функций государства.

При инволюции общества направляющими целями развития является материальное начало (индивид), политика, экономика, что создает нисходящую спираль развития: 8-4-7-3-6-2-5-1. Тогда экономика управляет политикой, национальный образ жизни - культурой, исполнительная власть (БСУ) - законодательной (ликвидировав саму возможность самоуправления), идеология (или религия) – моралью, мировоззрением, создавая условия для нравственной деградации общества. Сегодня происходит процесс инволюции человечества (и России), начавшийся с деградации идеологии и морали: 8-4, который перешел на завершающую стадию: 5-1, где в процессе глобализации экономика, рынок, частная собственность управляют политикой, идеологией.

Исходя из 2-го уровня генодрева сфер общества (Рис 3/47) мы даем такую иерархию взаимосвязи видов знаний: 1) сф. Мировоззрения (единство философии и религии, идеологии); 3) сфера Культуры общества (нации); 2) сф. Государственной власти (СУ); 1) сф. Бытия (Единство экономики и политики). На 3-м уровне развития общества из: мировоззрения выделяется философия и идеология, - сферы Культуры – наука. Т.о., мы считаем, что наука и идеология могут быть связаны только через философию и Культуру, а связующей сферой может быть только государство (СУ).

Эволюция общества: 1) материальная- развитие экономики должно вести к росту уровня культуры, 2) духовная - развитие культуры должно привести к росту уровня морали общества. Основой (базисом) развития общества на 1-м этапе служит Экономика (в чем был прав марксизм), на 2-м – Культура, в СССР развитие культуры не имело духовной цели –высокого уровня морали членов общества (иначе невозможен коммунизм).

На 3-м уровне генодрева (Рис 3/47) дана иерархия и практической (бытовой) значимости сфер общества, при приоритете материального (инволюции): 1) Экономика, 2) Национально-семейный образ жизни, 3) исполнительная власть (БСУ), 4) Идеология, 5) Политика, 6) Наука, СВО (система воспитания и образования), 7) Законодательная власть и система самоуправления (ССУ),- отвечает за социальное развитие, 8) Единое нравственное мировоззрение- Философия (должна указывать пути идеологического, социального и других видов развития).

Процесс развития (эволюции-инволюции) сфер общества (3-го ур.) идет циклами: 8-4-7-3-6-2-5-1, где идеология, - сфера практического применения теории - нравственной философии, должна руководить, ССУ, БСУ, СВО, ОЖ, политикой, экономикой - всеми сферами общества.  

В статье "Выход из кризиса идеологий в их синтезе – 3-м пути развития" мы раскрываем содержание процесса эволюции: "Процесс эволюции общества на 3-м уровне генодрева ФТС, развивающем идеи Маркса, отражающий противоречия между всеми его классами, идет последовательно по универсальным циклам его структуры: 1-5-2-6-3-7-4-8, осуществляя вертикальный синтез триад: антитезис-тезис-синтез (дополнительно см. выше пояснения к генодреву развития человека). Начальная триада: 1-5-2 (экономика-политика-образ жизни), вторая: 2-6-3 (образ жизни-СВО-БСУ), третья: 3-7-4 (БСУ-ССУ-идеология), четвертая наиболее важная: 4-8-5 (идеология-философское мировоззрение-политика).

Т.о., цикл связей сфер в общественном развитии: экономика-политика-ОЖ-СВО-БСУ-ССУ-идеология -мировоззрение-политика показывает, что: 1) не только экономика, но все сферы общества влияют на конечный результат (политику); 2) наиболее сильное влияние на политику оказывает философское мировоззрение и нравственная идеология".

Отсюда следует вывод: Политика – средство, цели и путь развития дают уровень духовности мировоззрения и нравственности идеологии (общества, человечества).

 Этой истиной, в отличие от современных политиков, владели еще древние мудрецы. Эта истина заключена в известном афоризме Платона: "Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их немного, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор … государствам не избавится от зол"[4].

В России нравственное завещание Платона не выполняется.

Платон в "Государстве" обосновывает необходимость нравственности для власть имущих: "Так вот хорошие люди потому и не соглашаются управлять – ни за деньги, ни ради почета: они не хотят прозываться ни наемниками, открыто получая вознаграждение за управление, ни ворами, тайно пользуясь его выгодами; в свою очередь почет их не привлекает – ведь они не честолюбивы … Если бы государство состояло из одних только хороших людей, все бы, пожалуй, оспаривали друг у друга возможность устраниться от правления, как теперь оспаривают власть. Отсюда стало быть ясно, что по существу подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному (выделено мною, - Е.А.)" [7].

В наше время эти требования к власть имущим: нравственности и необходимости философского обоснования их идеологий следует отнести не только к программам партий, но и проведению предвыборных дискуссий и самих выборов.  

К сожалению, программы всех современных партий и на западе, и в России, кроме КПК и отчасти КПРФ, не имеют философского обоснования (ее имела ранее только КПСС, но на базе узостей ДМ).

В сфере политики программы партий– самое слабое звено, т.к. реальные изменения в обществе возможны только при приходе к власти партии, отражающей в своей идеологии единство духовных и социальных факторов в нравственном мировоззрении.

Философский и нравственный, культурный уровень всех предвыборных дискуссий (как на западе, так и в России) очень низкий. Так в США в 2016 г. предвыборные дискуссии кандидатов в президенты выглядят просто посмешищем, в котором нет разговора ни о философии, ни о нравственности в политике, кроме взаимной критики личных недостатков.

Но вернемся к системному анализу взаимодействия сфер общества в процессе эволюции (по Рис 3/47). При приоритете материальных ценностей (и задаче перераспределения собственности, - Е.А.) в обществе, Политика управляет (ставит задачи) Идеологией. При приоритете нематериальных интересов государства (исполнительной, религиозной власти) идет обратная значимость сфер общества – Идеология будет управлять Политикой.

При системной эволюции общества (единстве духовных и материальных сфер) процесс развития конкретизируется циклами иерархии и другим порядком взаимодействия сфер, где так же высшая сфера управляет низшей (предыдущей), а низшие сферы подчиняются высшим: 1-5-2-6-3-7-4-8. Т.о., сфера Идеологии (4), подчиняясь духовно, в научной теории – Философии, должна практически управлять не только Политикой (5), но и всеми остальными (низшими) сферами общества. Но идеология, как и философия, должна быть целостной и, отражая единство духовного и материального, нравственной и социальной.  

Русские религиозные философы Н. Бердяев, В. Соловьев и др., видели историю человечества как смену типов духовности в духовных революциях. Как и древнее знание, религиозные философы, видели в единстве: духовного и материального, приоритет духовного, дав т.о. основы философии третьего пути развития общества.

Третий путь развития (конвергенция), проповедуемый западом, во времена СССР, сегодня забыт. Китай на этом пути добился больших успехов. Мы предлагаем возрождение идеологии третьего – глобального пути развития, на основе системной методологии и теории генодрева ФТС.

Дэн Можайскова И.В. в статье "Россию – на третий путь" обобщая идеи Зиновьева А., пишет: "Запад бросил колоссальные людские и материальные средства на идеологическую и психологическую обработку населения СССР и его союзников с целью деморализовать людей, оболванить, пробудить и поощрить в них самые низменные чувства и стремления. Этот вывод закономерен в рамках атеистического мировоззрения и материалистического подхода. Но в рамках цивилизационной школы можно трактовать этот катаклизм как "надлом цивилизации", который может быть преодолен духовным подъемом новых поколений … Не исключено, что советская система ценностей, учитывая циклический ход общественных процессов, возродиться в новой облагороженной и мудрой ипостаси на новом витке истории. Она выступит как движение к правде и социально-экономической справедливости, где свобода личности не будет означать себялюбивую вседозволенность и накопление богатства для небольшой части человечества при обеспечении подавляющей массы на нищету и медленную деградацию. Ориентиром для этого возрождения будет русская идея как метафизическая цель русской цивилизации и национальная идея России как государства. Они будут противостоять формам идеологии и государственности, которые навязывает нам запад … анализ, осуществленный на большом историческом фоне цивилизационного развития мира, позволяет понять тот гибельный путь, который предложен человечеству финансовой империей Запада. Необходим альтернативный вариант развития мирового сообщества в социально-экономической сфере, где рыночные отношения приобретают иное качество … должно смениться примерно два поколения, прежде чем будут отвергнуты ложные ценности (выделено мною,-Е.А.), которые были занесены с Запада…"третий путь" развития экономики … повышение роли государственного регулирования, сочетания "плана" и "рынка", определенную закрытость внутренних рынков, чтобы противостоять глобализации как антагонистической форме социально-экономического развития мира" [8]. 

Но либеральные писатели, поддерживая либеральную власть России, не обладая историческим и философским знанием, внутри страны (5-й колонной) выступают за западную безнравственную идеологию: "Конгресс интеллигенции" начал сбор подписей под письмом, призывающим «остановить попытку государственного переворота». Речь в нем идет о преспективе принятия единой государственной идеологии РФ. Остановить попытку государственного переворота! «Мы, российские писатели и журналисты, выражаем свою озабоченность и тревогу в связи с тем, что в стране открыто и даже демонстративно объявлено о намерении изменить существующий общественный и государственный строй или, иначе говоря, совершить государственный переворот. Лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов, не раз выступавший в роли уполномоченного провозвестника политических изменений, инициированных сверху, недавно заявил публично, что вносит в Думу предложение установить единую государственную идеологию и, соответственно, изменить статью 13 Конституции РФ, в которой среди прочего говорится: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [9].

Наши исследования во многом аналогичны идеям Можайсковой, но при нынешней внутренней либеральной политике через два поколения России уже может и не быть. Мы в статье, рассматривающей единство эволюции и революции, исходя из длительности одного поколения в 25 лет, сделали два вывода: "если общественная мораль не будет создана и новый человек за два поколения не будет воспитан, то общество будет обречено заменить идеалы на противоположные. В СССР этот процесс произошел точно на третьем поколении (1917-1991) … основная причина – двигатель эволюции общества зависит от уровня развития духовно-нравственного мировоззрения, идеологии, морали общества, которые дают духовное основание, содержание процесса материальной и социальной эволюции (следствия)"[10].

Если, по аналогии, дать прогноз для России, то через два поколения воспитанных безнравственной идеологии запада (1991-2046), нас может ожидать еще более глубокий кризис - утрата нравственно-национальных корней, которая приведет не только к распаду государства, но и его превращению в безнравственную колонию запада.

Двигателем эволюции человечества и России может быть только нравственные мировоззрение и идеология, основанные на синтезе духовного и материального.

Только более широкое и глубокое понимание процессов эволюции как единства духовной и социальной эволюции, при создании единого нравственного мировоззрения, идеологии, синтеза идеализма и материализма, либерализма и марксизма, - выход человечества из глобального духовно-нравственного кризиса, политики конфронтации, тупика религиозного терроризма, поставившими перед ним проблему выживания. 

Мы понимаем, что на пути создания единого мировоззрения и претворения его в жизнь будет множество трудностей, которые потребуют объединения усилий многих философов, идеологов, политиков и простых людей.

 

Литература:

1. Федоров В. Философия гармонии. Гатчина. 1996, с. 63-73,160-161,164-171.

2. Сулакшин С. С. Идеология - идеал - ценности - цели - действие – развитие. Государственная идеология и современная Россия. Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. Москва, 28 марта зма2014 г. М.: Наука и политика, 2014. 280 с.

3. Ицзин. История и гносеология. АКАДЕМИЯ ДИАЛЕКТИКИ И ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. https://dialectics.ru/480.html.

4. Антонович Е.Н. Третий путь развития.ч.1. ФТС. СПб. Деан, 2007, 542 с., книгу можно скачать на сайте автора: spb-antonovich.ru.

5. Антонович Е.Н. Многоуровневая логика системы диалектических противоречий.  Пособие по изучению многоуровневой диалектической логики. Серебряная Нить. СПб. 2014. serebryanaya.nitb@mail.ru http://kovcheg.ucoz.ru/forum/64.

6. Антонович Е.Н. 49 ст. на сайте РФО: Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика: логика целостности … и др. http://www.dialog21.ru/biblio/antonovich, 65 ст. на сайте ВИПЕРСОН http://viperson.ru/people/antonovich-evgeniy-nikolaevich, около 100 ст. на сайте СПб философского клуба (philklub1.narod.ru), еще см. ст. на: trinitas.ru, kovcheg.ucoz.ru, и автора: spb-antonovich.ru.

7. Платон.  Собрание сочинений в 4-х томах, т.3, М. РАН ИФ, Мысль, 1994, с 104-105.

8. Можайскова И.В. Россию- на третий путь (интервью). Экономическая и философская газета. № 37- 2005.

9. "Конгресс интеллигенции" Остановить попытку государственного переворота (Мир Тесен). 19.11.16.

10. Антонович Е.Н. Процесс развития общества- единство эволюции и революции. Российско-китайский ж-л. Содружество. Научно-теоретические конференции. №1- 2016.