Антонович Евгений Николаевич. член РФО,
Единство непрерывности и дискретности в теории
множеств Г. Кантора и основном вопросе в философии триединого синтеза
Здесь одно делится на два, и так происходит
повсеместно, везде, вплоть до бесконечности, одно порождает два…- высший
естественный принцип… Если нет двух, нельзя увидеть одного, и тогда действие
двух прекращается (Чжу
Си)
Непрерывность есть … только частный случай прерывности (Г. Кантор)
Философия без математики бессильна … в философии
проблемы возникают из-за ограниченных возможностей самого языка
(А.В. Исаев)
Если диалектика действительно есть не формальная
логика, тогда она обязана быть вне законов тождества и противоречия, т.е. она
обязана быть логикой противоречия. Она обязана быть системой закономерно и
необходимо выводимых антиномий (А. Лосев)
Почему такое …явление как разделение вещей и событий
на дополнительные Ян и Инь (непрерывность и дискретность, - Е.А.) так поздно
обратило на себя внимание мыслителей Запада. Есть подозрение, что однобокое
мышление было задано логикой Аристотеля, провозглашающей принцип исключенного
третьего, принцип…непримиримости противоположных понятий … любое высказывание
может быть или истинным или ложным
(А.Д. Арманд)
Аннотация: Предмет
исследования – онтология и основной вопрос философии (ОВФ), системная
диалектика, системно-диалектическая логика и математика. Предлагается генодрево
ФТС (философии триединого синтеза) - универсальный, системно-диалектический,
структурно-логический метод познания, формула которого:
синтез-тезис-антитезис-анализ, основана на единстве и генезисе системы
противоречий: синтеза и анализа, тезиса и антитезиса (духа и материи,
непрерывности и дискретности) отражает системную диалектику универсального
процесса развития. Анализ классических и современных представлений об онтологии
методом логики генодрева ФТС позволил дать новые выводы. Генезис генодрева ФТС
позволяет объединить в системную диалектику, онтологическое единство ОВФ: дух и
материю (идеализм и материализм), аксиоматику и логику, методологию и гносеологию.
Ключевые слова: дух,
материя, противоречия, генодрево, развитие, дискретность, непрерывность,
единство, аксиоматика, системная логика, методология, гносеология, онтология.
Сегодня философия
без математики и геометрии пришла к кризису познания.
Существует единство двух
частей ОВФ (основного вопроса философии) – онтологии и гносеологии. Первая –
онтология –дает определение первичности и отношения (единства) бытия и
сознания. Вторая – гносеология – вопрос о познаваемости. Решение проблем философии
- ответ на первый вопрос философии.
В наше время в
философии существуют четыре основные точки зрения на онтологическую проблему
решения ОВФ (кроме агностиков и др.): идеалисты (объективные и субъективные),
материалисты и дуалисты. Идеалисты, по
логике или-или, утверждают, что дух первичен, материалисты же, по логике
или-или, уверены, что первичным является материя. Дуалисты, по логике
тождества, признавая равное и независимое существование двух противоположных
сторон единого бытия – материи и духа, т.о. отрицают возможность их развития,
изменения.
Современная
философия почему-то до сих пор не признает реалистов и эзотериков. Эзотерики и
реалисты, синтезируя понятия, по логике и-и, утверждают, что дух и материя
едины. Но только древние эзотерические учения (Дао и др.), признавая единство
духа и материи, иначе Ян (непрерывности, динамики) и Инь (прерывности,
дискретности в математике), исходят из условия их развития (подробнее ниже).
Следует уточнить,
что философы, при определении первичности ОВФ, решают не научный вопрос о том, что
возникло раньше – материя или сознание, а их соотношение, что является
первичным по отношению друг к другу. При этом, как правило, обходится стороной
проблема логики отношений понятий духа (сознания) и материи, их взаимовлияния
друг на друга. Существует множество различных определений понятий духа,
сознания и материи (см. Приложение 1).
Дфн В.Л. Обухов, в
предисловии к «Манифесту реалистической философии» - дуалистическому монизму,
исходя, как и все древние философии, из единства духа и материи, но отрицая логику
и развитие их отношений, отмечает: «материализм и идеализм являются
односторонними, крайними моментами развития … дающими абстрактные, оторванные
от реальности картины мира» и относит к реалистам (признающим равноправными два
первоначала: материальное и духовное) «не только всех первых философов (от
Демокрита до Платона)», но и современников: В.С. Соловьева, Д.И. Менделеева,
В.И. Вернадского, Н.А. Бердяева и др. … Мир действительно и един, и дуален,
т.е. един в противоречии, т.е. подлинно диалектичен. Дуальны все силы в природе
… все процессы …что наиболее ярко схвачено в полярных парах категорий
диалектики: необходимость и случайность, сущность и явление, форма и
содержание…причина и следствие … материя и дух (непрерывность и дискретность, -
Е.А.) представляют собой не разные субстанции, а разные лики … ипостаси единой
субстанции. Это значит также, что на смену монизму и дуализму приходит
дуалистический монизм» [1]
Шмаков В., инженер
путей сообщения в "Основах Пневматологии" (начало ХХ в.) причины
различий между 4-я крайними философиями материализма, идеализма, метафизики и
эзотеризма (единства духа и материи), без логики их отношений, объясняет
уровнем развития сознания: "Простейшим решением проблемы основной точки
опоры сознания является признание наивным материализмом абсолютной реальности
всех воспринимаемых явлений внешнего мира … Второе решение вопроса - это
критическая философия. Перенося центр тяжести из познаваемого мира в аппарат
познающего субъекта, она тем самым устанавливает понятие о чистом разуме как
первичной основе … Наконец, в третьем случае – метафизические системы, хотя и
смело берутся за решение основных проблем, но оказываются попытками с негодными
средствами, ибо постулируют догматы, обязательность которых они и не пытаются
должным образом доказать. …на пути всей истории философии мы с отчетливостью
можем наблюдать три основные тенденции: в первой человек основополагает внешний
мир, во второй – свой разум, а в третьей – выше него лежащее Безусловное Начало
… абсолютное должно объять в своем целом все эти три тенденции … Таким цельным
знанием и является эзотерическая философия. Она представляет собой синтез всех
трех мировоззрений: материализма, критицизма и метафизики, ибо, по ее учению
каждое из этих трех мировоззрений возникает из целого при соответствующем
сужении сознания и …утверждении … одного …вида восприятий … Эзотерическая
философия есть не только умозрительная система, но и…опытная наука, основанная
на доступных …проверке достоверностях …Как целостное выражение истины,
эзотеризм отрицает относительные теории" [2].
Древние (эзотерические)
философы, в отличие от идеалистов и материалистов, давно утверждали, что не
только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие. т.е. бытие и
сознание едины и взаимно влияют друг на друга. В древних (эзотерических)
философиях от Египта до Индии и Китая, утверждается, что дух (сознание) и
материя едины, но это единство изменчиво, текуче, но эту истину до сих пор не
принимают философии материализма и идеализма.
В. Шмаков приводит
высказывание восточного философа-эзотерика И. Хана, актуальные с научной точки
зрения сегодня: «с научной точки зрения дух и материя совершенно различны. С
философской точки зрения они составляют одно. Дух и материя различны, как
различны между собой вода и снег, - а ведь последние вовсе не различны, ибо
снег не что иное как вода. Когда колебания духа становятся более интенсивными,
он обращается в материю, а когда колебания материи становятся неуловимее, она
обращается в дух» [3].
Таким единством,
вмещающем в себя противоположности духа и материи в древнекитайской философии
Дао является понятие Ци. Древние философы Дао, Вед и др. понимали, что между
духом и материей, сознанием и веществом нет резкой грани, что это разные
состояния единой субстанции, однако, большинство современных материалистов и
идеалистов не понимает этих простых истин.
Сегодня только
меньшинство философов и философий: реалисты, ФТС и др. (не считая древних
философий Дао, Тота, Вед), понимают, что победа одной из противоположностей:
духа или материи (идеализма или материализма) в итоге ведет к тупику, кризису,
остановке в развитии. Основной причиной современного мировоззренческого кризиса
является отказ большинства философов не только от воззрений древних
(эзотерических) философий (Тота, Дао, Вед), основанных на единстве духа и
материи, но и более поздних философов: Дж. Бруно, Н. Кузанского, П.
Флоренского, отчасти В. Вернадского и других о единстве противоположностей,
ученых: физика Н. Бора и др. о принципе дополнительности - единстве волны
(поля) и частицы (материи).
Как утверждает Ф.
Капра, физик Нильс Бор открыв, что на уровне атома материя проявляется и в виде
частиц, и в виде волн, введя понятие дополнительности дуальных
противоположностей, считал, что их борьба (Инь и Ян) не может завершится
победой одной из них, а будет проявлением их динамического взаимодействия: «Он
рассматривал картину частицы и картину волны в качестве взаимодополняющих
описаний одной и той же реальности … Понятие дополнительности прочно заняло
место в мировоззрении современной физики … понятие дополнительности уже две с
половиной тысячи лет тому назад играло важную роль в древней китайской
философии, которая исходила из того, что противоположные понятия связаны
отношениями полярности, или дополнительности. Китайские мыслители обозначали
дополнительность противоположностей при помощи двух архетипических начал Инь и
Ян, рассматривая их динамическое чередование в качестве содержания всех явлений
природы и психологических ситуаций … Нильс Бор признал существование глубокого
единства древней восточной мудрости и современной…науки» [4].
Сегодня в анализе
противоположностей идеализма и материализма к таким же выводам пришел дтн А.
Арманд, который признает, что окружающий нас мир - двуединый мир духа и материи,
построенный на основе принципа дополнительности, требует признание принципа
развития: «В исходном … мировоззрении крайности мысли и материи не
противопоставлялись, а скорее содействовали взаимному развитию ...
Перетягивание каната началось с античности. К новому времени раскол достиг
предела. Философия идеализма укрылась в убежище христианской религии, атеизм
стал орудием светской политики … Это был симптом стагнации, очередного тупика
философии, в целом не преодоленного и сейчас. И в такой же степени показатель
кризиса общества. Узел может быть развязан лишь возвратом, согласно закону
спирали, к синтезу материализма и идеализма на основе новой синтетической
философии (и такая философия - ФТС ниже предлагается нами, - Е.А.). По крайней
мере, к такому решению направляет принцип дополнительности … Логика требует
признать равенство двух начал по их способности влиять на развитие материальных
и идеальных систем … В противном случае развитие давно и неизбежно привело бы
мир или к стагнации, или к хаосу … Универсальный характер принципа
дополнительности … лишь обмен порядка динамического на статистический» [5].
Дфн Крапивенский
С.Э., вначале исследуя ОВФ, исходит из линейной структуры философского знания,
связывающего онтологию и гносеологию: «вопрос об отношении мышления к бытию …проходит
через всю историю философии... Так, в течение многих десятилетий традиционной,
наиболее распространенной в нашей литературе оставалась следующая схема
структуры философского знания (схема 1). С х е м а 1 Подобная схема имела свою,
довольно стройную аргументацию: 1. Во главу угла здесь поставлена такая
подсистема философского знания, как онтология, что адекватно отражает
энгельсовское положение о великом основном вопросе всякой философии. 2.
Поскольку гносеология представляет собой ответ на вторую, по Энгельсу, сторону
основного вопроса философии, она непосредственно связана с онтологией. И в то
же время нетрудно заметить, что гносеологии при таком подходе отводится «вторая
роль».
…3. …непосредственно
связана с онтологией … и диалектика, что вполне логично: до конца проведенный
материализм может быть только диалектическим. 4. Особняком … расположена в
схеме логика. Ее связи идут только на гносеологию и диалектику, с онтологией
она связана опосредованно (?, см. Рис 49 [7],- ЕА)» [6].
Подробнее к этой
схеме мы, на основе логики метода генодрева ФТС (см. ниже Рис 1/34), вернемся,
показав необоснованность исключения автором из ОВФ логики.
В наше время многие
философы и ученые приходят к выводу: «религия и наука не противоречат друг
другу», что подтверждает древний эзотерический принцип единства духа и материи,
но, современные догматики диалектического материализма (ДМ) и идеализма до сих
пор не видят в этом синтезе волны и частицы единства духа и материи, идеализма
и материализма. Но, те кто это признает (Обухов и др.), не видят, что в ДМ принцип раздвоения единого– универсальный
процесс развития любой системы. О нем знали еще древние философы (см. выше
афоризм Чжу Си).
Мы предлагаем
универсальную структурно-логическую модель познания – генодрево ФТС, - систему
взаимосвязанных противоречий: принципов, понятий, начало которого образует
перевернутая триада Гегеля, моделирующая логику процесса раздвоения единого,
как целостную систему, от синтеза к анализу: синтез (единство, - логика «и-и»)
- тезис – антитезис (дух, причина - материя, следствие, - логика «или-или»)-
анализ [7,8,9].
Древние китайцы, видели
дуальный мир (Вселенную), как динамическое единство двух начал (подвижного и
неизменного): Ян (целая черта) и Инь (прерывистая черта), управляемую вечными
переменами, вовлеченную в извечный круговорот от потенции УЦЗИ - ничто к
проявлению ТАЙЦЗИ – одно-единое (Рис 19, 20 [7]). В ИЦЗИНе принято, что движение
– изменение, динамическое чередование полярных противоположностей, задано неким
вселенским ритмом. Мы считаем, что Ян -
изменчивость, частицы Духа уравновешиваются с Инь – постоянство, частицами
Материи логикой их связей. Однако все исследователи ИЦЗИНа эту логику не видят
(Приложение 2). Известно, что
Ян, Инь – понятия древних русов (см. Приложение 3).
Структура ИЦЗИНа представляет собой двоичное
дерево комбинаторной диалектики, математики и логики древних. Одно-Единое (Великий Предел) раздваивается
на две монограммы: Ян, целая черта - непрерывность (Н) и Инь, - прерывистая черта
-дискретность (Д) (подробнее о Н–Д и Канторе Г.- Приложение 4). В философии за
Ян древние китайцы приняли Небо (духовное начало), за Инь – Землю
(материальное), за единство (синтез) - Человека. На следующем уровне Ян и Инь
разделяются на новые Ян и Инь, образуя четыре диаграммы, каждая из которых
состоит из двух черт нижней (старой) и верхней (новых Ян и Инь), а последние,
после накладывания сверху новых черт превращаются в восемь триграмм
(1-2-4-8-…64–прогрессия раздвоения единого- конечное множество). Т.о., древними знаниями, была дана логика
дуалистического монизма, отношений 2-х элементов системы: духа-материи,
непрерывности и дискретности в процессах развития и математике.
На генодреве ФТС (в
математике - дерево симметричного графа) процесс диалектического раздвоения
единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины
графа) на дуально, попарно связанные противоположности: тезиса (дух, сознание)
и антитезиса (материя). Дух и Материя, в свою очередь раздваиваются на новые
тезис и антитезис и т.д. При развитии
генодрева, делении образованных частей целого на новые пары логических
противоположностей, принцип множественной дополнительности ведет к образованию
многоуровне-фрактальной системы, структуру которой можно представить в виде
прогрессии: 1-2-4-8-16- …, где цифры – число элементов на каждом уровне (- бесконечное множество, в природе
процессы идут с постоянной скоростью нарастания, например, радиоактивный распад).
Метод генодрева ФТС –обладая единством логики противоречия (Я-неЯ) и математики
(2 в степени n. где n = 0.1.2.3 ... - натуральный ряд чисел, показатель
степени: на 0-м ур. 2 в степени 0 = 1, целому), способен отражать процессы
развития системы (подр-е см Приложение 4).
Диалектический
процесс развития генодрева ФТС (Рис 1/34), основанный на вертикали логики
системы противоречий: тезис-антитезис (Я-неЯ, теория-практика), направляет
развитие познания по горизонтали: синтез-анализ (единство-множество), образуя
формулу: синтез-тезис-антитезис-анализ. Два направления познания:
тезис-антитезис-синтез, антитезис-тезис-анализ требуют единства анализа и
синтеза, теории и практики.
Принцип раздвоения
единого, как процесс развития, в отличие от ДМ и синергетики (см. ст. СИНЕРГЕТИКА – МЕТОД ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА,
ТРЕБУЮЩИЙ РАЗВИТИЯ и др. [9]).,
системно доработан и развит в универсально-диалектической структурной логике системы
противоречий генодрева ФТС.
Единство ДЛ и ФЛ
требует единства 4-х видов логик: дедукции-индукции, аналогии-измерения (Я-Я,
Я-неЯ, неЯ-Я, неЯ-неЯ). Структура генодрева плоская, образует крест (при
вращении образуется объемная спираль), с направлениями процесса развития: -
вертикаль: духовное-материальное (эволюция-инволюция), - горизонталь: уровни
развития синтеза-анализа (единого-многого). Структура генодрева ФТС отличается
от ИЦЗИНа зеркальной симметрией, черты, со знаком: плюс находятся выше оси
генодрева, минус – ниже. Движение
системы противоречий: по горизонтали – процессы развития (единое-многое),
познания (синтез-анализ) идут по прогрессии:1-2-4-…; по вертикали процессы
развития, познания: эволюция-инволюция (сознание, духовное начало - материя,
материальное начало) идут циклами: 1-й ур.: тезис-антитезис, 2-й ур.: 1-3-2-4
(Рис 1/34). На Рис 47 [7]: 3-й ур.: 1-5-2-6-3-7-4-8.
В методе генодрева
ФТС (Рис 1/34) познание не однонаправленный процесс (как в ДМ), а
взаимосвязанная структурой генодрева –генетика, наполняемая комбинаторной
логикой – системой понятий аксиоматики, онтологии, где циклический процесс
познания (развития) идет по горизонтали и вертикали в четырех направлениях:
синтеза, тезиса-антитезиса, анализа,
Каждая вершина
генодрева, кроме первой, имеет 3 ветви: одна входящая, две выходящие,
образующих по: - вертикали триаду: тезис-синтез-антитезис; - горизонтали
прогрессию:1-2-4-8-… . Иначе, генодрево - система многоуровневых триад. Триада
разрешает противоречие синтезом. Генодрево разрешает систему противоречий в
системе триад. Системный анализ отражает развитие системы противоречий.
Системный синтез дает разрешение многоуровневых противоречий в системе
взаимосвязанных триад логики противоречий генодрева (подробнее [7,8,9]).
Метод познания ФТС
(Рис 1/34), состоит из: 1) принципов диалектического развития ([7] Рис 49); 2)
взаимосвязанной системы основных категорий философии ([7] Рис 65); 3)
структурно взаимосвязанных логикой процессов познания и развития, частей
системы: уровня, ступени.
В отличие от ДМ,
абстрактно постулирующего взаимосвязи принципов познания, мы выделяем конкретно
взаимосвязанные логикой структуры генодрева не только принципы познания, но и
системные принципы: от целостности (логика И-И); двойственности (логика ИЛИ-ИЛИ),
до - структурности; - иерархичности; - первичного анализа; вертикального и
системного синтеза и анализа; (подр. о логике см. [8], ПРОТИВОРЕЧИЯ КАК ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ
ОБЩЕСТВА и др. [9]).
Крапивенский,
опираясь на логику, но без нее, пытается словесно обосновать первичность
гносеологии и включения в ОВФ аксиологии, методологии: «у генезиса … – своя
логика …не во всем совпадающая с логикой развития … сознания, мышления …человека.
Постепенно … гносеологический вопрос … становился – исторически …– первым
основным вопросом …философии ... Ответом на этот вопрос являются рождение …аксиологии
– учения о ценностях … и методологии … структуру современного философского
знания можно представить следующим образом (схема 2).
В наше время
отсутствие логики в научном методе познания ДМ привело философию к кризису. Дфн
Каган М.С. в кризисе современной философии, видел отсутствие научного метода
познания, относя ее к художественному знанию: «влияние … французского
постмодернизма привело на Западе, а затем и в нашей стране, к переориентации
философии с равнения на научный метод познания реальности на художественный,
поэтически-метафорический метод» [10].
В начале своего
текста Крапивенский, не обладая логикой научного метода познания, не отделяет
ДЛ и логику вообще от гносеологии, но далее словесным доказательством ее
исключает. О единстве онтологии, логики и гносеологии говорили классики
идеализма (Гегель), но и ДМ Ленин, Философские тетради). Чтобы логика могла
включить в себя все науки она должна быть универсальной, как логика фрактальной
системы диалектических противоречий генодрева ФТС.
Крапивенский, не
обладая научным методом познания, бездоказательно, метафорами, художественным
языком, исключает логику из процесса познания и далее по тексту без генезиса и
логики, начиная от первобытного человека, выводит связи гносеологии с
методологией. В итоге Крапивенский так же, без системы логики, по линейной
связи, исключает логику, включает в свою метафилософию не только гносеологию
(1-е место) и онтологию, но методологию и аксиологию (см. Схему 2). При этом
он, вопреки Гегелю и классикам ДМ, бездоказательно выделяет возможность
включения в гносеологию ФЛ, исключая ДЛ.
В. Ленин, как и
Гегель, подтверждает взаимосвязи логики и аксиоматики, а не аксиологии:
«практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека
фигурами логики. Фигуры эти имеют прочность предрассудка, аксиоматический
характер именно (и не только) в силу этого миллиардного повторения» [11].
Краткая философская
энциклопедия, дает новое определение онтологии: «Новая же онтология выработала
… широкое понятие реальности, сообщив полную реальность духу» [12].
Для отражения логики
взаимосвязи элементов ОВФ строим гендрево ОВФ по методу ФТС, где онтология (1-й
ур.), возвращаясь на первое место, направляет развитие гносеологии (2-й
ур.).
0-й ур. генодрева
ОВФ: - универсальная диалектика ФТС (метафилософия).
1-й ур. генодрева –
онтология ОВФ: - исходное равенство (единство): тезиса (Дух) – идеализма и
антитезиса (Материи) – материализма, отражающее приоритеты в развитии (Д или М).
Логику взаимосвязи
по вертикали 4-х понятий онтологии ОВФ даем на 2-м ур..
2-й ур. генодрева –
единство (в процессах развития, познания): 1) аксиоматики и 2) системной логики
противоречий – метода познания (от тезиса); 3) гносеологии и 4) опытного знания
(от антитезиса).
В ФТС онтология - иерархическая структура
целостности и логики взаимосвязи системы взаимодействующих понятий: единства
духа и материи (онтологии), гносеологии, логики метода познания и опыта (см. Рис 49, 65 и др.). Аксиоматика (+)
опирается: на системную логику - метод познания (-); гносеология (+) - на
опытное знание (-). В ФТС, как и ДМ, истина - единство теории и практики.
На Рис 1/34 на 2-м
ур. генодрева аксиоматика соответствует - логике дедукции, логика противоречий-
логике индукции, методология – логике аналогии, гносеология – логике
опыта.
Крапивенский, в ОВФ
бездоказательно заменил аксиоматику аксиологией. Философский словарь
утверждает, что «аксиоматический метод – один из способов дедуктивного
построения научных теорий, при котором: 1) выбирается некоторое множество …
аксиом … 3) фиксируются правила вывода … теории … основное внимание обращается
на установление непротиворечивости системы, ее полноты … Аксиоматизация
является … одним из методов организации научного знания» [13].
В ФТС выбрана исходная аксиома целостности
мира и всеобщей взаимосвязи всего со всем, при этом все аксиомы
системно-логически взаимосвязаны между собой и выводятся из первой структурой
генодрева (Рис 49 [7]). Генодрево ФТС- научное знание, отвечающее условиям
полноты и непротиворечивости системы аксиом.
Онтология ОВФ в ФТС,
исходя из принятого древними философиями, исходного равенства сознания и
материи (иначе, идеализма и материализма), считает, что процессы вертикального
развития двойственны: приоритет духовного начала – эволюция, материального –
инволюция.
На 2-м ур. Рис 66 [7]
(виды эволюции и инволюции) показаны 4 возможных вида вертикального развития:
от тезиса (духа): - эволюция духа (сознания), - инволюция духа; от антитезиса
(материи): - эволюция материи, - инволюция материи.
Метод генодрева (системно-диалектического
монизма, универсальной структурной логики противоречий) ФТС позволяет соединить
в единое целое не только 4-е взаимосвязанные между собой: вида логик мышления,
уровней восприятия окружающего мира, но и две узкие формы познания: философии
идеализма и материализма (которые образовались в результате узости понимания двумерного
окружающего мира: видимого, материального и невидимого, духовного). ФТС -
философия диалектического монизма, единства духа и материи - путь выхода
современных философий материализма и идеализма из кризиса.
В статье «ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА - ЕДИНСТВО ЭВОЛЮЦИИ И
РЕВОЛЮЦИИ» [9] мы сделали вывод: «двигатель эволюции общества зависит от
уровня развития духовно-нравственного мировоззрения, идеологии, морали
общества, дающие духовное основание (причина) содержанию процесса материальной
и социальной эволюции (следствия)» (подробнее процесс развития общества,
зависящий от достигнутого уровня морали, нами показан на генодреве Рис 101 [7],
- иерархия циклов развития видов обществ, их идеологий. Нами показано, что
высшим типом общества является высоко-духовный, свободно-демократический
коммунизм).
К сожалению, в
современной России нет не только идеологии, но и обосновывающей ее
государственной философии (мировоззрения), без которых она не сможет вернуть
лидерство в мире. Но откуда новому мировоззрению взяться, если сегодня в России
ценности религии стоят выше идеалов философии, к которым не прислушиваются
власть имущие. В РФО не изжиты догматизм и бюрократизм, как правило, новое почти
не воспринимается. Какую новую теорию могут дать и обосновать докладчики Философского
Конгресса (Москва, 2020), если время доклада ограничено 800 знаками текста (0,5
стр. А4) (см. 2020.rpcongress.ru).
Приложение 1. Основные
определения духа, сознания и материи.
Философский словарь 1972г
дает такие определения понятий:
«Дух (лат. spiritus.: дуновение…дыхание)– в широком смысле…понятие, к-рое
тождественно …сознанию как высшей форме психической деятельности; в узком
смысле однозначно с понятием мышления…Сознание–высшая, свойственная человеку
форма отражения объективной действит-и. С. …совокупность психических
процессов…участвующих в осмыслении…объективного мира и бытия… Материя (лат. materia)– философская категория для обозначения объективной
реальности, к-рая существует независимо от сознания и отражается в нем» [13].
Дфн Крушанов А.А. (ИФ РАН): «Под
сознанием в данном контексте можно понимать режим деятельности мышления, при
котором личное «Я» человека способно контролировать деятельность как
предметного мышления, так и человека в целом… что мыслят, как животные, так и
растения? ... как оценивать «мыслительную деятельность» растений? …
Самосознание– это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов
поведения, интересов, своего положения в обществе … тайна нашего «Я», - это как
раз и есть самая трудная проблема сознания» [14].
Заикин Н.И., опираясь на
логику генодрева (целого) и «Теории Мига», дает более широкие и глубокие определения
сознанию, осознанию и пониманию своего «Я» (см. http//genodrevo.ru): Сознание - это то, что видит причинно-следственную
связь. С. – это то, что соединяет разделенное, позволяет в объединенном жить
всем частям, и видит в объединении эти части … Осознание – это всегда построение
целого из отдельных частей… Выводы: -сознание не тождественно осознанию; -при
осознании надо объединить «начало» и «конец», что возможно только в случае
работы в пространстве следующей мерности…если мы представляем мир как
трехмерный, осознание происходит в четырехмерном пространстве … сам факт
осознания ускользает от человека. Он воспринимает только результат осознания …
Развитие сознания базируется на осознанном контакте с окружающей средой … может
идти двояко: - ощутил- пережил- осознал; - осознал- ощутил … Информация,
полученная в результате осознания…опыта, приводит к появлению культуры,
образования, воспитания … Сознание порождает материю и энергию нового уровня
развития … Нет отдельного «Я», а есть «Я-это ты» …Известное изречение «Бытие
определяет сознание» следует дополнить «Сознание определяет бытие» [15].
В ФТС приняты следующие
определения основных понятий:
Дух – невидимая субстанция,
отражающая высокий уровень частоты вибраций ЕМС (единой материи-сознания), в т.
ч. невидимых вибраций физических полей (не обладающих массой покоя), биополей,
сознания, мышления человека. Сознание – процесс духовной эволюции-инволюции
единой сущности материи-сознания (ЕМС). На генодреве сознания (Рис 80 [7])
показано единство 4-х видов миров человека (2-й ур.): духа (человек), души
(животные), чувственного ума (растения) и ощущений физического тела (минералы).
Крушанову отвечаем - у растений есть чувственный ум (сегодня- доказывает наука).
На 3-м ур. - единство 8-и биополей: (1 физическое-5 каузальное, - 2 эфирное- 6
ценностей, -3 астральное -7 высшее духовное, - 4 ментальное –8 кармический ум).
Т.о., С.- единство не только лево- и
право-полушарного мышления, 4-х видов миров человека, но и его 8-и биополей. Материя
– видимая субстанция, отражающая низкий уровень вибраций ЕМС, воспринимаемая
ощущениями человека, выражаемая в понятиях, представлениях (о веществе,
обладающем массой покоя). Инволюция – нисхождение духа в материю, развитие от
духовного к материальному. Эволюция –
развитие от материального к духовному, восхождение духа.
Приложение 2.
Основные положения ИЦЗИНа по Лукьянову и Дудорову.
Лукьянов А.Е. считает, что
структура 64-х элементов ИЦЗИНа образовалась из 9-и элементов Ян и 9-и Инь,
однако далее, исключая логику их отношений числовой математикой, исследует
только первую: «Дихотомическая сегментация Великого Предела в виде
геометрической прогрессии 1-2-4-8-16-32-64 выражает общий принцип врастания …
одного–единого через числовые математические и органические стадии в спиральный
организм Дао … гармония Дао состоит не просто из геометрических и
арифметических пропорций и прогрессий, а из телесных, духовных и идеальных
прогрессий и пропорций … Диалектика и генетика «Перемен» … есть число … число в
«Переменах» присутствует везде, и это число органическое … символическое, т.е.
живое и диалектическое, чудесное, т.е. порождающее» [16].
Дудоров О.Е., опираясь на Лао
Цзы, но без логики, обосновывает плоскую структуру ИЦЗИНа: «Состояние Дао
характеризуется нулевой частотой перемен. В этом состоянии формы отсутствуют, а
пространство и время неотличимы друг от друга и равны единице. Состояние Дао
равно единице … Реальный мир плоский. Реальная модель мира - это волновой
квантовый процесс перемен сущностей: в результате этого процесса «рождаются»
непрерывность и трехмерность … движение точки рождает линию, движение линии
рождает плоскость, движение плоскости рождает объем, движение объема ничего не
рождает! Как проще объяснить истину, что очевидный мир – это вращение
плоскости? … движение в любом направлении реального пространства не может ни на
йоту переместить предмет от центра к периферии. На этом построен основной
принцип Фэн-Шуй: каждый вход открывает новую форму, имеющую свой абсолютный
центр … Движение – это изменение частоты перемен. Чем меньше частота перемен, тем
больше масса. Материя, достигая определенной плотности, теряет отрицательное
время и переходит в излучение. Излучение, «теряя» перемены, переходит в
пространство. Пространство теряя перемены, переходит в Дао» [17].
Приложение 3. Символ
"инь ян" попал в Китай из древней Руси.
О древнерусском происхождении
понятий Ян и Инь говорят и заглавия статей интернета.
«Символ "инь ян"
попал в Китай из древней Руси». Китай древней Руси - украденная быль
славяно-русов. https://www.youtube.com/watch?
«Философия "Инь и
Ян". Древнекитайская ли?» … В русском языке выделяются женские понятия -
"ЯН", а мужские содержат в себе "ЯН" вместе с
"ИН"... "ЯН" это ведь людской Творец. Ведь именно женщина
сотворяет людей. Мужчина, конечно, тоже, поэтому он тоже содержит
"ЯН", но основная его роль все же сосредоточена в "ИН" -
духовное развитие. Опять Древнерусская Азбука со своей Системой духовного
развития все разложила "по полочкам"! … Ответ на этот вопрос
содержится в одной из глав книги В. Рогожкина "Эниология", и автор
данной статьи проверил, что это именно так. Восточный и Западный тип
энерообмена разнонаправлен! Что для них голова, то для нас, извините, зад. И
наоборот. Вот и поставили китайцы все с ног на голову. Под себя, как им и
положено. Именно они, а не мы. Как я уже говорил выше, Китай в древности ничего
не мог дать Тартарии. … Все … подтверждает, что философия "Ин" и
"Ян" является славянским наследием, которое китайцы очень давно взяли
на вооружение и приспособили под особенности своего организма. Но хоть
сохранили, и за то им спасибо! https://save-kolbich.livejournal.com.
«КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДА» (по В.М. Кандыбе) …4 тысячи лет тому назад русы
стали интенсивно осваивать Европейский Север, Южный Урал, Сибирь и Дальний
Восток … Именно в это время русы вновь привели к покорности весь мир от Тихого
океана до Атлантического и от Египта до Арктики … В IX веке до н. э. … северные русы совершили
новый крупный военный поход через Месопотамию и через перевал Гиндукуш в Индию…
через 200 лет русы вновь вернулись на северо-запад Индии (район Пенджаба),
прошли в Северный Китай и разрушили его…. Почти вся древнерусская цивилизация
погибла в период 9-12 тыс. лет назад …Троянские русы были …верующими
материалистами. …материя считалась имеющей 12 видов-состояний: твердое вещество,
жидкое, воздушное, огненное (или плазменное) биополе … Природа бога считалась
тройственной и полярной!» http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/kandyiba.
В.М. Кандыба в «Ригведе…» поясняет
философские понятия, известные из ИЦЗИНа (Рис 19,20 [7]): «Природа Единого
Идеального двоична и полярна. Оно содержит в себе Информационное Высшее Идеальное
и Образное Преходящее Идеальное, и когда Идеальное Высшее, по собственному
закону Вечного Ритма, в очередной Великий Цикл порождает Свет, то Преходящее
Идеальное из Мира Непроявленных Образов переходит в Проявленный Мир меняющихся
иллюзорных Форм, который мы называем Миром Времени и Пространства, Миров
Вещества и Жизни и Разума, ибо Идеальные Образы и рождают все Формы. Природа
Единого или всей Единой Вселенной – конечное Проявленное: пульсирующее в
бесконечном вихревом океане Непроявленного … Природа Проявленной Вселенной
Троична и поэтому «три» становится Великим Священным Числом всех русов …» [18].
Приложение 4. Непрерывность
(Ян) и дискретность (Инь) в математике и ФТС.
Шмаков В. в начале ХХ в. отмечает
ведущую роль Кантора в теории множеств: «Понятие «непрерывность» и
«закономерность стали почти синонимами … Флоренский говорит … Если математика
подчеркнула идею непрерывности и конкретизация этой идеи вызвала однобокость
миросозерцания … то можно было ждать, что критика такой идеи уничтожит односторонность…
Столь необходимый переворот был произведен в восьмидесятых годах Х1Х века Г.
Кантором. Он доказал, что непрерывность есть … только частный случай
прерывности … Пространственные образы, вообще говоря, прерывны …более ярко
говорит об этом Кантор: «Гипотеза непрерывности пространства есть … не более
чем предположение, само по себе произвольное» [19].
Современная математика только
в ХХ веке начала создавать теории непрерывности (Н) и дискретности (Д),
фракталов. Дпн Тестов В.А.: «В XIXв большинство математиков, исходя из
потребностей строгого логического обоснования исчисления бесконечных малых … фактически
изгнали идеи дискретности из математического анализа, что отдалило математику
от реальности … во 2-й половине XIXв. русский математик Н. В. Бугаев …писал:
«Изменяться величины могут непрерывно
или прерывно ... Сообразно с этими двумя
способами, функции разделяются на непрерывные и прерывные, а сама математика
распадается на два громадных раздела: теорию непрерывных и теорию прерывных
функций ... При правильной оценке и классификации фактов чистой математики
между ними должны устанавливаться не противоречия, а гармония» ....
Объяснение попыткам свести
математику либо к дискретности, либо к непрерывности можно найти в том, что в
основе взглядов большинства ученых лежит… бинарное мышление (в философии - логика
или-или, - Е.А.) … Элементарные
структуры имели вид бинарных оппозиций: вещество-поле, бытие-сознание,
дифференциация-интеграция, необходимость–случайность, материализм–идеализм и
т.п. … Но если противоречия сосуществуют, то должно быть нечто третье,
обеспечивающее их примирение. Для объяснения синтеза, целостности оказалось
необходимым наличие третьего фактора. Основой нового мышления может стать
тринитарная методология, которая в последнее время все шире используется в
постнеклассическом мировоззрении, хотя ростки этого мышления зародились
значительно раньше, еще в Древней Греции (еще раньше в древнем Китае, - Е.А).
Триединое начало лежит в основе многих религий. Триады, характеризующиеся
известной формулой
«тезис-антитезис-синтез», широко использовались в гегелевской диалектике (В
ФТС- синтез-тезис-антитезис-анализ, - Е.А.) … В России появилась и общественная
организация, объединяющая приверженцев этой идеи, – Академия Тринитаризма ... Тринитарная
методология может быть применена к анализу самых различных явлений и объектов …
С появлением фракталов со всей очевидностью стала ясна ограниченность
описания природы с помощью гладких
кривых, поверхностей ... Как известно, первые фрактальные множества появились в
конце XIX–начале XX века … Один из создателей теории множеств Георг Кантор
первым построил фрактальное множество из непрерывного объекта – отрезка путем
выбрасывания из этого отрезка бесконечное число раз интервалов разной длины. В
результате получается дискретный объект –канторова пыль. Но большинство из
фрактальных множеств в то время оставались невидимыми для глаз, поскольку
подходящей техники для реализации свойства самоподобия, которым обладают все
фракталы, еще не находилось. И только в конце XX века с появлением компьютера
удалость построить эти множества (структура ИЦЗИНа была построена еще в
древности, - Е.А.). Фрактальная геометрия – это … новый раздел математики, одна
из … составных частей математической картины мира» [20].
Схема канторовой пыли (Схема
3)– линейное, математическое деление отрезка пополам, где элементы, уровни – симметричны,
одинаковы (дискретны). На генодреве ФТС
(единстве математики и логики), элементы системы построены не только на
прогрессии (1-2-4-…), но и на логике противоречия (непрерывны) в прямой триаде (синтез-тезис-а/тезис),
где элементы, уровни не одинаковы, - разные стороны системы развивающихся
противоречий, поэтому отражают логику взаимосвязей уровней, элементов системы в
процессах развития (Рис 19, 33,35 и др. [7], 34).
В наше время. физика доказала,
что свет одновременно обладает и волновыми (Н) и корпускулярными (Д)
свойствами. На 1-м уровне Рис 34 нами показано - единство тезиса (Н) и антитезиса
(Д), на 2-м уровне структура процесса вертикального развития: 1-3 (Н)- 3-2 (Д-
скачок, переход от Н к Д и обратно)- 2-4 (Н).
Тринитарная методология, как
и ДМ, основана на замкнутой триаде Гегеля: тезис-антитезис-синтез, где понятие
синтеза отражает процесс анализа, что не только искажает процесс развития
системы противоречий, но и останавливает
его на первом уровне развития противоречия (тезис-антитезис). Формула генодрева
ФТС: синтез-тезис-антитезис-анализ, система триад (см. ранее с.7), отражает
универсальный процесс развития сложной системы. Подробнее о критике
тринитаризма см ст. «Диалектика генодрева ФТС – логика взаимодействия системы
противоречий: синтез-тезис-антитезис-анализ» и др. на сайтах АТ, Диалог21,
Виперсон, philklub1.narod.ru и др.
Литература:
1. Обухов В.Л. и др. Манифест
реалистической философии. СПб. Химиздат. 2004, с 15-28.
2. Шмаков В. Основы
Пневматологии. К. София. 1994, с 30-33.
3. Шмаков В., Св. книга
Тота. ……, кн.1. М. Десот. 1994, с 192.
4. Капра Ф. Дао физики, К,
София, 2002, с 164.
5. Арманд А.Д. Два в одном.
Закон дополнительности. М. ЛКИ. 2008, с 62, 233-248.
6. Крапивенский С.Э. Еще раз
об основном вопросе философии. https://www.socionauki.ru/journal/articles.
7. Антонович Е.Н. Третий путь
развития.ч.1. ФТС. СПб. Деан, 2007, 542 с., книгу можно скачать на сайте
автора: spb-antonovich.ru.
8. Антонович Е.Н.
Многоуровневая логика системы диалектических противоречий. Пособие по … логики. Серебряная Нить. СПб.
2014. serebryanaya.nitb@mail.ru http://kovcheg.ucoz.ru.
9. Антонович Е.Н. 45 ст. на
сайте РФО: Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика … и
др. http://www.dialog21.ru/biblio/antonovich, 65 ст. на сайте ВИПЕРСОН
http://viperson.ru/people/antonovich-evgeniy-nikolaevich, более 90 ст. на сайте
philklub1.narod.ru, еще см. ст. на: trinitas.ru, kovcheg.ucoz.ru, и автора:
spb-antonovich.ru.
10. Каган М.С.
Методологические принципы построения современной онтологии. Spkurdyumov.narod.ru>Cagan5.htm.
11. Ленин В.И. Философские
тетради. М. ИПЛ. 1990. C 172.
12. Краткая философская
энциклопедия. М. Прогресс.1994.
13. Философский словарь. ИПЛ.
М. 1972.
14. Крушанов А.А. Лабиринты
проблемы сознания. Вестник РФО 2019 1-2 (89-90), с 47-48.
15. Заикин Н.И. Что такое
сознание? АРС СПб. 1997, с 7-8, 10, 14-16.
16. Лукьянов А.Е. Дао «Книги
Перемен». М. ИНСАН. 1993, с 72-73.
17. Дудоров О.Е. Основы
теории перемен. И ЦЗИН. М. Флинта. 2003. с 141-142.
18. Кандыба В.М. Религия и
идеология русского народа. СПб. Макет. 1996, с 4.
19. Шмакрв В. Закон синархии
и учение о двойственной иерархии монад и множеств. Киев. София. 1994, с 20- 21.
20. Тестов В. А. ДИСКРЕТНОСТЬ
И НЕПРЕРЫВНОСТЬ В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net.