Антонович Е.Н., член РФО
Система логики противоречий
П. Успенского и метода генодрева ФТС
Великий предел породил два начала, два начала породили
четыре стихии, четыре стихии породили восемь триграмм … Здесь одно
делится на два, и так происходит повсеместно, везде, вплоть до бесконечности,
одно порождает два, - высший естественный принцип … Если нет двух, нельзя
увидеть одного (Чжу Си)
Все существующее находится в единстве, рассматриваемом
как принцип, и возвращается к единству, как к цели. Одно заключается в одном,
т.е. все во всем … То, что находится вверху, (Гермес), равняется тому, что
находится внизу; двойное служит мерой единству (Э.Леви)
Единство и есть категория, лежащая в основании
философии, а следовательно, и философии природы … Природа должна быть
рассмотрена как система ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из
другой … Истинное же и положительное значение антиномий (Канта,- Е.А.)
заключается вообще в том, что все действительное содержит в себе
противоположные определения и что, следовательно, познание и, точнее,
постижение предмета в понятиях как раз и означает познание его как конкретного
единства противоположных определений … Философствование без системы не может иметь
в себе ничего научного (Гегель)
Раздвоение
единого и познание противоречивых частей его есть суть диалектики. Так именно ставит
вопрос и Гегель… Вопрос не о том, есть ли движение, а о том, как его
выразить в логике понятий … Критерий истины единство понятия и реальности (В. Ленин)
Тезис и антитезис вместе образуют выражение Истины;
другими словами, Истина есть антиномия
(П. Флоренский)
Принципиально неважно, что считать началом: дух или
материю. ВАЖНО ПРИЗНАВАТЬ ИХ ЕДИНСТВО
(П.Д. Успенский)
Если диалектика действительно есть не формальная
логика, тогда она обязана быть вне законов тождества и противоречия, т.е. она
обязана быть логикой противоречия. Она обязана быть системой закономерно и
необходимо выводимых антиномий (А. Ф.Лосев)
Аннотация: Генодрево
ФТС (философии триединого синтеза) в логике системы противоречий отражает
универсальные диалектические процессы развития, познания. Познание- непрерывный
процесс углубления и расширения системного единства тезиса и антитезиса,
субъекта и объекта (сознания и материи, абстрактного и конкретного), целого и
многого. Истина - единство тезиса и антитезиса, теории и практики, - синтез системы
движущихся противоречий, исключающей принятие неподвижных догм. Логика - учение
о методах, принципах, законах мышления, защищающих познание от ошибок.
Диалектическая логика ФТС – научная система движущихся противоречий, отражающая
универсальные процессы: познания, мышления и развития, ведущие к истине - разрешению
системы противоречий в синтезе.
Ключевые слова: противоречие, тезис,
антитезис, единство, множество, дух, материя, логика, синтез, анализ,
генодрево, теория, практика, метод познания, понятие, идея.
В философском
словаре понятие метода познания ограничено законами развития и принципами диалектического
материализма (ДМ): «М. - способ
достижения цели … средство познания, способ воспроизведения в мышлении
изучаемого предмета … принципы научного мышления … индукция, дедукция, анализ и
синтез, аналогия, сравнение, эксперимент … Объективную основу диалектического
М. составляют наиболее общие законы развития материального мира …диалектика
одновременно есть и М. преобразования мира» [1].
Знания
материалистической науки и философии основаны на двоичной, формальной логике
Аристотеля, в основу которой положен закон исключенного третьего. Принятие
этого закона, основанного на логике дуализма: да (Я) или нет (не Я) сегодня
привело к тому, что познание окружающего мира ограничивается не только
приоритетами: материи перед сознанием, анализа перед синтезом, но и узостями
данной логики, ведущими к узостям самого метода познания.
Философия, занимая
особое, привилегированное место среди всех наук, претендует на создание
общенаучного, всеобщего, универсального метода познания. Но современные
философские энциклопедии не признают универсального метода познания: "Метод – способ достижения определенной цели, пути
познания … Попытки найти единый метод, который был бы применим всюду (идеал
"методологического монизма"), показали, что "универсального
метода" не существует и, более того, каждый предмет и каждая проблема
требует собственного метода" [2].
Универсального, научного метода познания у современной
философии до сих пор нет. В отличие от методов естественных наук, использующих
математические расчеты, формулы, графики, ЭВМ и др., философские методы,
выражаемые словами, понятиями, субъективной логикой разговорного языка, не
могут претендовать на научное и объективное отражение сложных процессов
окружающего двойственного мира.
Многие современные
философы, ученые считают, что «ни знаний, ни открытий в философии нет; в ней
накапливаются только мнения». Вырвется ли философия из пространства мнений в
пространство знаний?
Дфн Каган М.С.,
относит философию, без научного метода познания, к художественному знанию: «влияние ставшего весьма популярным в конце прошлого
века французского постмодернизма привело на Западе, а затем и в нашей стране, к
переориентации философии с равнения на научный метод познания реальности на художественный,
поэтически-метафорический метод ее осмысления … поскольку же … техническое
воплощение научных открытий не позволяет считать знания "метафорами",
и остается признать метафорическим содержание одного лишь гуманитарного
знания»[3].
Множество различных философий и наук в поиске
истины, отрицая исходное значение единых первопринципов по логике синтеза (и-и),
базируются по логике анализа (или-или) на свои узкие системы принципов. Они во
многом противоречат друг другу т.к., построены на системах, искусственно
опирающихся на расплывчатые, односторонние критерии и интуицию ученых. В
современной философии, где существует противостояние методов диалектического
материализма, идеализма и метафизики, попытки найти единый метод, как синтез
всех методов познания привели к убеждению, что универсального метода
(методологического монизма) не существует (см. выше). Кризис в современной философии возник из-за
отсутствия научно-универсального метода познания способного системно-логически
проникать в глубину и сущность исследуемого явления, предмета (проблемы).
Философия «идеалиста»
Гегеля, основанная на универсальном монизме, единстве духа и материи («природа
не существует без духа, и дух – без природы») принимает, что диалектический
метод должен быть основан на научной логике - единстве анализа и синтеза,
абстрактного (бытие) и конкретного (идеи).
Все древние философии,
основанные на эзотерике* универсального монизма (УМ), единства духа и материи,
в отличие от идеализма и материализма, давно утверждали, что не только бытие
определяет сознание, но и сознание определяет бытие, т.е. бытие и сознание не
только едины, но и взаимно влияют друг на друга. В древних (эзотерических)
философиях от Египта до Индии и Китая, утверждается, что дух (сознание) и
материя едины, но это единство изменчиво, текуче, но эту истину до сих пор не
принимают философы материализма и идеализма.
* В наше время комиссия РАН относит к лженаукам не
только эзотерическую философию УМ (основанную на единстве духа и материи),
которую они понимают как мистику, но и синергетику, все восточные учения, китайскую
гадательную книгу ИЦЗИН, религию и др. Несмотря на это, сегодня православная
религия фактически занимает место государственной идеологии России. В статье
«Философия как покровительница лженаук» Губин В.Б. (http;//public.wikireading.ru) утверждает,
что члены комиссии по борьбе с лженаукой РАН, видимо, основываясь на
«бульварных» знаниях, считают китайскую Книгу Перемен (ИЦЗИН) гадательной
книгой. Однако ученый, исследователь ИЦЗИНа Лукьянов А.И. («Дао Книги Перемен»,
М Инсан. ь000. 240 с.) научно открыл в ИЦЗИНЕе графическую формулу
генетического кода Дао.
В. Шмаков приводит
высказывание восточного философа-эзотерика И. Хана, актуальные с научной точки
зрения и сегодня: «с научной точки зрения
дух и материя совершенно различны. С философской точки зрения они составляют
одно. Дух и материя различны, как различны между собой вода и снег, - а ведь
последние вовсе не различны, ибо снег не что иное как вода. Когда колебания
духа становятся более интенсивными, он обращается в материю, а когда колебания
материи становятся неуловимее, она обращается в дух» [4].
Таким единством,
вмещающем в себя противоположности духа и материи в УМ древнекитайской
философии Дао является понятие Ци. Древние философы Дао, Вед и др. понимали,
что между духом и материей, сознанием и веществом нет резкой грани, что это
разные состояния единой субстанции, однако, большинство современных
материалистов и идеалистов не понимает этих простых истин.
Дфн В.Л. Обухов, в
предисловии к «Манифесту реалистической философии» - дуалистическому монизму,
исходя, как и все древние философии, из единства духа и материи - УМ, но без логики
развития их отношений, отмечает: «материализм
и идеализм являются односторонними, крайними моментами развития … дающими
абстрактные, оторванные от реальности картины мира» и относит к реалистам
(признающим равноправными два первоначала: материальное и духовное) «не только
всех первых философов (от Демокрита до Платона)», но и современников: В.С.
Соловьева, Д.И. Менделеева, Н.А. Бердяева и др. … Мир действительно и един, и
дуален, т.е. един в противоречии, т.е. подлинно диалектичен. Дуальны все силы в
природе … все процессы …что наиболее ярко схвачено в полярных парах категорий
диалектики: необходимость и случайность, сущность и явление, форма и
содержание…причина и следствие … материя и дух (непрерывность и дискретность в
математике, - Е.А.) представляют собой не разные субстанции, а разные лики …
ипостаси единой субстанции. Это значит также, что на смену монизму и дуализму
приходит дуалистический монизм» [5]
Сегодня только
меньшинство философов и философий: реалисты, ФТС и др. понимают, что победа
одной из противоположностей: духа или материи (идеализма или материализма) в
итоге ведет к тупику, кризису, остановке в развитии. Основной причиной
современного мировоззренческого кризиса является отказ большинства философов не
только от воззрений древних философий (Тота, Дао, Вед), основанных на единстве
духа и материи, но и более поздних философов: Дж. Бруно, Н. Кузанского, П.
Флоренского, А. Лосева о единстве противоположностей, ученых: физика Н. Бора и
др. о принципе дополнительности - единстве волны и частицы.
В начале ХХ в. о
единстве феномена и ноумена УМ писал русский философ Успенский П.Д.: «Идея существования явной и скрытой сторон жизни давно
была знакома философии. Явления, или феномены, признавались только одной
стороной мира, … возникающей в нашем сознании в момент нашего соприкосновения с
реальным миром. Другая сторона, ноумены признавались реально существующими сами
по себе, но недоступными для нашего восприятия. Но не может быть большей
ошибки, как считать мир, разделенный на феномены и ноумены чем-то отдельным
одно от другого, существующими самостоятельно друг от друга … Это полная
философская безграмотность, ярче проявляющаяся в дуалистических
спиритуалистических теориях. Разделение феноменов и ноуменов существует только
в нашем познании» [6].
Успенский, исследуя
двумерность познания, обладающего логикой или-или, критикует материализм Маркса,
использующего синтез только на первом уровне дуализма (тезис-антитезис-синтез
Гегеля) для простоты понимания: «Но
двумерное познание существует не только на плоскости. Материалистическая мысль
пытается применить его к реальной жизни … «Экономический человек» Маркса – это
совершенно ясно двумерное и плоское существо, двигающееся по двум направлениям,
производства и потребления, Как можно представить себе человека …в виде такого
явно искусственного существа? И как можно надеяться понять законы жизни
человека с его сложными запросами духа… заключающимся в стремлении к
постижению, пониманию всего кругом себя и в себе, - изучая воображаемые законы
жизни воображаемого существа…? … схема Маркса и его последователей увлекает
людей, как увлекают все простые схемы, дающие короткий ответ на ряд длинных
вопросов. И мы слишком запутались в материалистических теориях и не видим
ничего кроме них» [7].
Успенский критикует
материализм и на клеточном уровне: «Материализм
утверждает, что явления сознания создаются из преломленных в живом организме
внешних раздражений, что вся психическая и духовная жизнь эволюционировала из
простой раздражимости клетки, т.е. из способности отвечать движением на внешнее
раздражение, что все три рода явлений в сущности одно и то же, - и высшие, т.е.
явления жизни и сознания, суть только различные проявления низшего, т.е.
явлений движения. На все это можно возразить одно. Если бы это было верно – это
давно было бы доказано. Ничего не может быть легче, чем доказать
материалистическую гипотезу. Стоит только получить механическим путем жизнь или
сознание. Материализм – это одна из тех «очевидных» теорий, которые не могут
быть верными без доказательства … Материализм допускает возможность объяснения
высшего через посредство низшего, допускает возможность объяснения невидимого
через посредство видимого» [8].
Все верно, наука до
сих пор не доказала получение сознание из материи.
Успенский, как
философ УМ, считал, что мыслить монистически трудно: «Позитивизм (как и ДМ, - Е.А.) был бы совершенно прав,
… если бы в мире не существовало сознания. Тогда Вселенную волей-неволей
пришлось бы признать случайно образовавшейся в пространстве механической
игрушкой, и больше ничем … Приходится или признавать существование двух начал –
сознания и движения, «духа и материи» - или выбирать какое-нибудь одно из них.
Дуализм уничтожается сам собой, потому что если мы допустим отдельное
существование духа и материи и будем рассуждать дальше, то мы очень скоро
придем к заключению, что или дух нереален, а реальна материя, или материя
нереальна, а реален дух, - т.е. что или дух материален, или материя духовна.
Следовательно, нужно выбирать что-нибудь одно- дух или материю. Но мыслить
действительно монистически гораздо труднее, чем кажется (поэтому и применение
синтеза в ДМ идет труднее, чем анализа, есть понятие системного анализа, а
понятия системного синтеза вообще нет, - Е.А.) … Материализм, считающий основой
всего «движение», никогда не может быть «монистическим». Уничтожить сознание он
не может. В этом его главное несчастие … Он может только стараться низвести его
как можно ниже, называя его отражением
действительности, сущность которой заключается в движении» [9].
Действительно
Успенский в начале ХХ в., предугадал определение сознания философскими
словарями ДМ (в середине ХХ в.): «Сознание
– высшая, свойственная лишь человеку форма отражения
действительности (выделено мною, - Е.А.)».
Успенский просто и
понятно доказывает УМ единства материи и духа через движение и время: «Сколько бы мы ни называли сознание – движением, мы
все-таки будем знать, что это две разные вещи, разные по нашему восприятию их,
вещи разных миров … могущие существовать одновременно. Причем сознание может
существовать без движения, а движение не может существовать без сознания,
потому что из сознания идет необходимое условие движения – время. Нет сознания
– нет времени. Нет времени – нет движения (подробнее о связях понятий см. ниже в
[14] Рис 65, - Е.А.). Мы не можем выйти из этого факта и, мысля логически,
непременно должны признавать два начала (на этом начале основана китайская
логика ИЦЗИНа, подробнее ниже, - Е.А.). Если же мы начинаем считать нелогичным
самое признание двух начал, то мы должны признать, как единое начало –
сознание, а движение признать иллюзией сознания.
Что это значит? – Это значит,
что «монистического материализма» быть не может. Материализм может быть только
дуалистическим … как только он признал одно начало, он становится идеализмом
(поэтому реалистическая философия и ФТС, основанные на единстве духа и материи
– философии дуалистического монизма, - Е.А.). …
Наши понятия связаны с
языком. Языке наш глубоко дуалистичен. Это страшный тормоз. … на нашем языке … нельзя
выразить правильного отношения вещей реального мира. Эта трудность может быть
побеждена только путем образования новых понятий ... Пока нам важно установить
одну вещь – необходимость однообразия – монистичность (двойственной, - Е.А.)
Вселенной. В сущности, даже безразлично, что выбрать для обозначения единства -
материю или дух. Можно стоять на том, что все материально, рассматривать мысль
как тонкую материю. И можно стоять на том, что все духовно, рассматривать
материю как создание духа…. Вся задача именно в том, чтобы понять и признать
единство материи и духа. А в каких терминах, под каким флагом будет сделано это
признание – это уже не существенно (древние китайцы в ИЦЗИНе признали единство
Ян и Инь, духовного и материального, - Е.А.)» [10].
Принципы
целостности, единства противоположностей, раздвоения единого философами запада
были взяты из древних, эзотерических учений (см. афоризмы).
Успенский
развертывает понятие целого, исходя из психологии целостности сознания Я: «В каждом целом нашего мира мы видим множество
противоположных тенденций, наклонностей, стремлений ... Каждое целое –… арена
борьбы множества противоположных сил, из которых каждая действует сами по себе,
стремится к своей цели, обыкновенно к разрушению целого. Но взаимодействие этих
сил составляет жизнь целого. И во всем всегда действует нечто, ограничивающее
деятельность отдельных тенденций. Это нечто– сознание целого. Установить существование
этого сознания путем аналогии с собой или при помощи общения с ним и обмена
мыслями мы не можем. Но нам открывает
новый путь. Мы видим отдельную, совершенно определенную функцию (сохранения
целого целым). За этой функцией мы предполагаем отдельное нечто … нечто, имеющее
определенную функцию, невозможно без сознания. Если целое обладает сознанием (и
сознание обладает целостностью, - Е.А.), то и отдельная тенденция или силы тоже
должны обладать сознаниями. Тело или организм является точкой пересечения линий
этих сознаний… может быть, полем битвы. «Я» -это и есть в действительности поле
битвы, на котором в каждый данный момент берет верх та или другая эмоция …
привычка, наклонность, подчиняя себе в данный момент остальные и отождествляя с
«я» [11].
В своей психологии
Успенский дает соотношение эмоций, интеллекта и нравственности (близкие методу
генодрева ФТС, подробнее см. ниже в [14] Рис 84, 85,101 и др., - Е.А.): «Между интеллектом и эмоцией нет резкого различия … Ум
не может победить чувство, потому что чувство может быть побеждено только
чувством. Ум может дать только мысли и картины, которые вызовут чувства,
которые победят чувство данного момента. Духовность не противоположна
«интеллектуальности» или «эмоциональности». Это их высший полет … Мораль нам
необходима. Но в то же время мы должны помнить, что нет ничего опаснее
морализма, пошедшего по неправильному пути. Нигде увлечение деятельностью не
дает таких печальных плодов, как в области морали. Увлекаясь своей
нравственностью и нравственной проповедью (особенно в религии и идеологии, -
Е.А.), человек забывает цель нравственного совершенствования, забывает, что
цель в познании. Он начинает видеть цель в самой нравственности. Тогда
происходит априорное разделение эмоций на хорошие и нехорошие, «нравственные» и
«безнравственные». Вместе с тем окончательно теряется правильное понимание цели
и значения эмоций …У него развивается необыкновенно подозрительное отношение к
чужой нравственности. В пылу прозелитизма, желая распространять свои
нравстенные взгляды, он начинает уже определенно враждебно относиться ко всему,
несогласному с его нравственностью (или идеологией, - Е.А.) … Начав с полной
свободы, он очень легко, несколькими компромиссами, убеждает себя в
необходимости бороться со свободой. Он уже начинает допускать известную цензуру
мысли. Свободное выражение мнений, противоположных его собственным, кажется ему
уже почти недопустимым … Но конец этого нам хорошо известен. Нет тирании
ожесточеннее тирании морали (и идеологии, - Е.А.) [12].
В СССР при Ленине была
свобода выражения мнений (демократический централизм принятия решений), а при
Сталине и позже эта свобода постепенно переросла в растущую нетерпимость к
инакомыслию и жесткую борьбу за власть.
Интересны и близки к
истине принципы и положения логики мышления Успенского: «Трехмерный мир – это есть четырехмерный мир,
наблюдаемый нами через узкую щелку наших чувств … Что такое законы нашей логики?
Это законы нашего восприятия трехмерного мира … Если мы хотим выйти из
трехмерного мира и идти дальше, мы должны прежде всего выработать основные
логические принципы, которые позволили бы нам наблюдать отношения вещей и мире
многих измерений … Мы прежде всего должны сбросить оковы нашей логики … Человек
сбросив оковы «трехмерной логики», уже перешел сознанием в другой мир … Переход
совершается в сознании человека (трехмерная
логика – логика Гегеля и ДМ: тезис-антитезис- синтез, где нет процесса
развития, подробнее ниже, - Е.А.) …
Мир един, - способы познания
его разные …Попытки проникнуть мысленно в … ноуменальный мир, или мир причин, с
логикой феноменального (материального, - Е.А.) мира ,,, давали только один
результат … Одновременное ощущение света и тьмы … как будто символизирует
странную двойственность и противоречивость человеческой природы … Каким же
образом логика может помочь человеку перейти к сознанию … нового, высшего мира?
… Раньше Бэкона и … Аристотеля в древних индийских текстах давались формулы
этой высшей логики …
Беря за образец аксиомы
Аристотеля, мы можем на нашем бедном земном языке выразить главную аксиому
новой логики: А есть и А и не А, или:
всякая вещь есть А, и неА, или: всякая вещь есть Все. (в ФТС- принцип
единства тезиса и антитезиса – синтез по логике и-и- начало системы
противоречий генодрева, - Е.А.) … Это только попытки выразить аксиомы этой
логики в понятиях … Логика Аристотеля и Бэкона в основе своей дуалистична …
вообще всякому А противопоставляется неА … необходимо абсолютное и бесспорное
признание идеи двойственного мира – дуализма …. Мы, для того чтобы постигнуть
мир многих измерений, должны отказаться от идола двойственности … Наш язык не
может выразить единства противоположностей [13].
Мы в философии универсального
диалектического монизма (УДМ), предлагаем структурно-логическую модель познания,
генодрево ФТС, - систему взаимосвязанных противоречий: принципов, понятий. Генодрево
ФТС моделирует логику процесса раздвоения единого, как систему развивающегося
целого, от синтеза к анализу по формуле: синтез (единство, - логика «и-и») -
тезис – антитезис (дух, причина - материя, следствие, - логика «или-или»)-
анализ [14,15,16].
Древние китайцы,
видели дуальный мир (Вселенную), как динамическое единство двух начал
(подвижного и неизменного): Ян (целая черта) и Инь (прерывистая черта),
управляемую вечными переменами, вовлеченную в извечный круговорот от потенции
УЦЗИ - ничто к проявлению ТАЙЦЗИ – одно-единое (Рис 19, 20 [14]). В ИЦЗИНе
принято, что движение – изменение, динамическое чередование полярных
противоположностей, задано неким вселенским ритмом. Мы считаем, что Ян - изменчивость, частицы
Духа уравновешиваются с Инь – постоянство, частицами Материи логикой их связей.
Однако многие философы, кроме научных исследователей ИЦЗИНа, вместо логики
видят систему гадания.
Структура ИЦЗИНа
представляет собой двоичное дерево комбинаторной диалектики и логики противоречий
древних (синтез-Ян-Инь-анализ). Одно-Единое (Великий Предел) раздваивается на
две монограммы: Ян, целая черта - непрерывность (Н) и Инь, - прерывистая черта
-дискретность (Д). В философии за Ян древние китайцы приняли Небо (духовное
начало), за Инь – Землю (материальное), за единство (синтез) - Человека. На
следующем уровне Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, образуя четыре
диаграммы, каждая из которых состоит из двух черт нижней (старой) и верхней
(новых Ян и Инь), а последние, после накладывания сверху новых черт
превращаются в восемь триграмм (1-2-4-8-…64–прогрессия раздвоения единого-
конечное множество). Т.о., древними знаниями, была дана логика универсального
монизма, дуалистического монизма, отношений 2-х элементов системы: Ян-Инь (духа-материи)
в процессах развития, непрерывности и
дискретности в математике.
Диалектический
процесс развития генодрева УДМ ФТС, основанный на вертикали логики системы
противоречий: тезис-антитезис, направляет развитие познания по горизонтали:
синтез-анализ (единство-множество), образуя 4-х значную формулу:
синтез-тезис-антитезис-анализ (Рис
1/34) Два направления познания: тезис-антитезис-синтез, антитезис-тезис-анализ
требуют единства анализа и синтеза, теории и практики (подробнее о логике метода
см. [15]).
На генодреве ФТС (в
математике - дерево симметричного графа) процесс диалектического раздвоения
единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины
графа) на попарно связанные противоположности: тезиса (дух, сознание) и
антитезиса (материя). Дух и Материя, в свою очередь раздваиваются на новые
тезис и антитезис и т.д. При развитии
генодрева, делении образованных частей целого на новые пары логических
противоположностей, принцип множественной дополнительности ведет к образованию
многоуровне-фрактальной системы, структуру которой можно представить в виде
прогрессии: 1-2-4-8-16- …, где цифры – число элементов на каждом уровне. Метод
генодрева ФТС –обладая единством логики противоречия (Я-неЯ) и математики (2 в
степени n. где n = 0.1.2.3 ... - натуральный ряд чисел, показатель степени: на
0-м ур. 2 в степени 0 = 1, целому), способен отражать процессы развития системы.
Генодрево ФТС- бесконечное множество, где процессы идут с постоянной скоростью
нарастания (подробнее см. ст. Единство
непрерывности и дискретности в … ФТС [16]).
Принцип раздвоения
единого, как процесс развития, в отличие от ДМ и синергетики, системно
доработан и развит в универсально-диалектической логике системы противоречий
генодрева ФТС.
На Рис 1/34 Единство
диалектической и формальной логик (ДЛ и ФЛ) требует единства 4-х видов логик:
дедукции-индукции, аналогии-измерения (Я-Я, Я-неЯ, неЯ-Я, неЯ-неЯ). Структура
генодрева плоская, образует крест (при вращении образуется объемная спираль), с
направлениями процесса развития: - вертикаль: духовное-материальное
(эволюция-инволюция), - горизонталь: уровни развития синтеза-анализа
(единого-многого). Структура генодрева ФТС отличается от ИЦЗИНа зеркальной
симметрией, черты, со знаком: плюс находятся выше оси генодрева, минус –
ниже. Движение системы противоречий по
вертикали процессы развития, познания: эволюция-инволюция (сознание, духовное
начало - материя, материальное начало) идут циклами: 1-й ур.: тезис-антитезис,
2-й ур.: 1-3-2-4 (Рис 1/34). На Рис 47 [14]: 3-й ур.: 1-5-2-6-3-7-4-8.
В методе генодрева
ФТС (Рис 1/34) познание не однонаправленный процесс (как в ДМ), а взаимосвязанная
структурой генодрева –генетика, наполняемая комбинаторной логикой – системой
понятий аксиоматики, онтологии, где циклический процесс познания (развития)
идет по горизонтали и вертикали в четырех направлениях: синтеза,
тезиса-антитезиса, анализа,
Каждая вершина
генодрева, кроме первой, имеет 3 ветви: одна входящая, две выходящие,
образующих по: - вертикали триаду: тезис-синтез-антитезис; - горизонтали
прогрессию:1-2-4-8- … или 4-х значную формулу: синтез-тезис-антитезис-анализ.
Иначе, генодрево - система многоуровневых триад. Триада разрешает противоречие
синтезом. Генодрево разрешает систему противоречий в системе движущихся триад -
процессе развития. 3-х значная формула Гегеля: тезис-антитезис-синтез закрыта
для процессов развития, познания. Системный анализ отражает развитие системы
противоречий. Системный синтез дает разрешение многоуровневых противоречий в
системе взаимосвязанных триад генодрева ФТС.
Метод познания ФТС
(Рис 1/34), состоит из: 1) принципов диалектического развития ([14] Рис 49); 2)
взаимосвязанной системы основных категорий философии ([14] Рис 65); 3)
структурно взаимосвязанных логикой процессов познания и развития, частей
системы: уровня, ступени.
В отличие от ДМ,
абстрактно постулирующего взаимосвязи принципов познания, мы выделяем конкретно
взаимосвязанные логикой структуры генодрева не только принципы познания, но и
системные принципы: от целостности (логика И-И); двойственности (логика
ИЛИ-ИЛИ), до - структурности; - иерархичности; - первичного анализа;
вертикального и системного синтеза и анализа.
На дихотомической
структуре генодрева (Рис 2/35) нами показан процесс образования не только системы
логики противоречий, соответствующих аристотелевым характеристикам стихий, но и
ее развитие до целостной 3-х мерной логики, соответствующей 3-м уровням роста
сознания человека: “3-й ур.- принцип трехслойной дуальной логики: 8
характеристик стихий, соответствующих: 8-и видам сознания (которые для
наглядности мы показали в трех слоях времени), 8-и основным инстинктам человека
(в [14] см. Рис 84): 1.Огонь теплый, Я=Я=Я, Я везде (бессмертно), когда
духовное сознание человека (с инстинктом мудреца) находится одновременно в
прошлом, настоящем и будущем (что означает переход к 4-х мерной логике
мышления); 2. Воздух теплый, неЯ=Я=Я, Я в настоящем и будущем, сознание
человека с инстинктом естественного доминирования и социальной справедливости
(вождей, признанных общественных лидеров), отрицающего ценности прошлого; 3.
Земля сухая, Я=неЯ=Я, Я в прошлом и будущем, сознание человека с инстинктом
исследования, сознание истинных ученых, не замечающих ценности настоящего; 4.
Вода влажная, неЯ=неЯ=Я, Я в будущем, сознание человека с инстинктом сохранения
достоинства (пионера, революционера), отрицающего ценности прошлого и
настоящего; 5. Огонь сухой, Я=Я=неЯ, Я в прошлом и настоящем, сознание человека
с инстинктом альтруизма, религиозное сознание, отрицающее ценности будущего; 6.
Воздух влажный, неЯ=Я=неЯ, Я в центре (настоящем), сознание человека с
инстинктом ложного доминирования,- сознание бюрократического лидера отрицающего
ценности прошлого и будущего; 7. Земля холодная, Я=неЯ=неЯ, Я в прошлом,
сознание человека с инстинктом продолжения рода,- сознание обывателя,
отрицающее ценности настоящего и будущего; 8. Вода холодная, неЯ=неЯ=неЯ, Я
слабо выражено, сознание человека с инстинктом самосохранения,- неразвитое
рабское (материальное) сознание.
Колесов, считал
логику Успенского Третьим Органоном: «Успенский
создал свою модель - или точнее, воссоздал все ту же единую эзотерическую
картину мира, дополнив ее знаниями ХХ века и выразив современным языком. Для
этого ему пришлось построить собственную логику, которую он изложил в книге
«Третий Органон». Как вы помните первый «Органон» принадлежал Аристотелю,
второй лорду Ф.Бэкону. Зачем понадобился еще один? Несколько упрощая ситуацию,
можно сказать так. По Аристотелю Я=Я, а неЯ=неЯ, т.е. все, что есть на свете,
либо принадлежит моему Я, либо не принадлежит (ограничение Я от всего мира при
помощи преграды-хаджаба) (в ФТС–это первый уровень противоречий, одномерной
дуальной логики, Я-неЯ, создающей преграду, барьер в познании, не преодоленный
философами и сегодня, -Е.А.). Это была логика одного уровня. Лорду Бэкону ее
рамки были тесны, поэтому он, не отрицая логики первого уровня, предложил
второй, учитывающий время: то, что было моим Я, будет моим Я. То, что было не
Я, так и останется не принадлежащим моему Я (хаджаб отодвинут, сфера поиска
расширена). П. Успенскому (как и нам с вами) было ясно, что уровней осмысления
мира не один и не два, а гораздо больше. Он снял хаджаб и принял постулат о
множественности (разнородности или разновидности) времени: То, что есть Я,
когда-то не было им и когда-то перестанет быть моим Я; то, что не есть мое Я,
когда-то было им или может стать им. Так
Я и не-Я, микрокосм и макрокосм … слились воедино. Таким образом, все «основные
вопросы философии», как им и положено, превратились в следствия этого
логического постулата (первичность материи и духа, Н – мерность пространства и
времени)” [14, с 191-194].
На Рис 2/35 мы,
приводим уже не 4-е, а 8-м степеней единой системы многомерной дуальной логики
(синтеза противоречий) ФТС. Она отражает не только единство и дуализм строения
мира, единство духа и материи, но и позволяет, наконец, показать логическое
единство процессов развития (анализа и синтеза) и двойственного сознания
(познания) человека (в трех слоях времени) в частности.
На Рис 38 ([14])
нами показано развитие структуры логики противоречий от Аристотеля, Бэкона к
Третьему Органону Успенского. Рис 2\35 –развитие логики системы противоречий ФТС
до Четвертого Органона (см. ст. ЧЕТВЕРТЫЙ
ОРГАНОН–ДИАЛЕКТИКА ДВИЖЕНИЯ СИСТЕМЫ МНОГОУРОВНЕВЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
ФИЛОСОФИИ ТРИЕДИНОГО СИНТЕЗА [16]).
Метод генодрева ФТС,
обладая единством логики противоречия Я-неЯ (в структуре ИЦЗИНа - Ян-Инь, у
Успенского А-неА) и математики (2 в степени n. где n = 0.1.2.3 ... -
натуральный ряд чисел, показатель степени), способен отражать процессы развития
сложных систем в системном анализе и синтезе. О единстве логики и математики в
методе генодрева ФТС подробнее см. ст. Единство непрерывности и дискретности в теории
множеств … и ФТС [16].
Системный анализ –
разделение целого на систему противоположностей. Системный анализ в ФТС –первая часть метода познания, принцип
разделения целого на логически, взаимосвязанные структурой генодрева,
противоположности тезиса и антитезиса, ступенчато ведущие мышление от общего к
частному.
Системный синтез –
соединение различных частей в единое, развивающееся целое (в современной философии,
нет самого понятия системного синтеза). Системный
синтез в ФТС – заключительная часть метода познания, создания качественно
нового уровня единства и глубины знаний, логики ритмов ступенчато-циклического
движения многоуровневой структуры противоположностей генодрева от множества к
единству, отражающем направления взаимодействия частей целого (по вертикали и
горизонтали развития) при сохранении целостности системы.
Философы,
исключившие логику «и-и» (синтеза) из понимания триады, психологически не способны
преодолеть барьер синтеза в познании: «Учение
о трех силах – корень всех древних систем. Первая сила называется активной или
положительной; вторая - пассивной или отрицательной; третья – нейтрализующей
(по Гегелю: тезис-антитезис–синтез, - Е.А.) … Две первые силы… понятны нам, …
третья сила нелегко доступна прямому наблюдению и пониманию. Причину тому надо
искать … в … ограничениях психики …, основных категориях нашего восприятия
феноменального мира, т.е. в нашем ощущении пространства и времени, которое
является следствием этих ограничений». [17].
Успенский в поисках
ответа на проблемы научного знания в «Третьем Органоне» видит необходимость
синтеза всех видов знаний: «Философия,
психология, математика, естествознание, социология … каждая имеет свою литературу…Каждая
«литература» вырабатывает свой собственный язык, свою собственную терминологию
и этим еще резче определяет свои границы, отделяет себя от других …Что нам
нужно теперь – это синтез!» [18].
Но метода познания,
основанного на синтезе Успенские не дал, дает его ФТС - метод генодрева!,
который можно считать философским механизмом, УДМ, отражающим процесс логики
мышления, развития от синтеза к анализу и наоборот.
Анализ сущности
диалектической логики ФТС (Рис 1/34), как универсального метода мышления,
инструмента (механизма) познания, показывает необходимость движения сознания не
только по вертикали (материальное-духовное) от 1-ступени (опыта) к 4
(дедукции), и горизонтали (анализ-синтез) - к истине - синтезу теории и
практики, но и к высшему виду познания: интуиции, о которой говорил и Успенский
(см. [14] Рис 77: ощущения, представления, логические понятия, интуиции).
Системный анализ
сущности логики метода ФТС (Рис 1/34) и ее структуры (Рис 2/35) позволяет на
основе системного синтеза сделать вывод:
диалектическая логика универсального
единства процессов познания, развития – единство и взаимосвязь процессов не
только анализа и синтеза, но и сознания (духа) и материи, не может быть узко
материалистической или идеалистической. Истинная диалектика – единство не
только духа и материи, субъекта и объекта, причины и следствия, но и идеализма
и материализма.
Универсальная логика структуры генодрева ФТС,
построенная на основе комбинации ритмов прогрессии 1-2-4-8-…, позволяет
рассматривать логику познания, развития как единый, целостно-динамический,
ступенчатый процесс, последовательно идущий (по горизонтали и вертикали) в 4-х
направлениях: синтеза (логики «и-и»), тезиса и антитезиса (духовного и
материального) и анализа (логики «или-или»). В ФТС
универсальная логика процессов познания и развития отображает реальность
процессов как в теории познания, так и в развитии любых систем.
Классики марксизма
говорили о единстве диалектики, логики и теории познания. Но на практике ДМ
используя узкий метод познания, основанный на логике разделения, борьбы (или-или),
считая, что «бытие определяет сознание», пришел к кризису познания. Идеализм
утверждает обратное положение: «сознание определяет бытие». Мы считаем (по
логике и-и), что сознание определяет бытие при его эволюции, бытие определяет
сознание при инволюции сознания, духовности.
Автор, участник У1
ФК, исходя из факта, что в современной России нет идеологии и философии, видит
в них кризис познания: не изжиты догматизм и бюрократизм, как правило, новое
почти не воспринимается. Какую новую теорию могут дать и обосновать докладчики
Философского Конгресса (Москва, 2020), если время доклада ограничено 800
знаками текста (0,5 стр. А4) (см. 2020.rpcongress.ru).
Участник У11 ФК
Минаков Г.М., требуя революции в мышлении, обвиняет профессиональных философов
в кретинизме: «Революция в сфере мышления
в свою очередь открывает путь к избавлению от профессионального кретинизма и,
соответственно, к всестороннему развитию для всех, а это уже революция
социальная» [19].
Литература:
1. Философский словарь. М.
ИПЛ. 1972.
2. Краткая философская
энциклопедия. М. Прогресс, 1994.
3. Каган М.С.
Методологические принципы построения современной онтологии. Spkurdyumov.narod.ru>Cagan5.htm.
4. Шмаков В., Св. книга
Тота. ……, кн.1. М. Десот. 1994, с 192.
5. Обухов В.Л. и др. Манифест
реалистической философии. СПб. Химиздат. 2004, с 15-28.
6. Успенский П.Д. Tertium organum. Ключ
к загадкам мира. М. Фаир-Пресс. 2000, с 178.
7. Успенский, там же, с 180.
8. Успенский, там же, с 181.
9. Успенский. Там же, с 233-
234.
10. Успенский, там же, с
235-237.
11. Успенский, там же, с
240-241.
12. Успенский, там де, с 270,
280, 283-284.
13. Успенский, там же, с 315,320-331.
14. Антонович Е.Н. Третий
путь развития.ч.1. ФТС. СПб. Деан, 2007, 542 с., книгу можно скачать на сайте
автора: spb-antonovich.ru.
15. Антонович Е.Н.
Многоуровневая логика системы диалектических противоречий. Пособие по…логике. Серебряная Нить. СПб.
2014. serebryanaya.nitb@mail.ru http://kovcheg.ucoz.ru.
16. Антонович Е.Н. 45 ст. на
сайте РФО: Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика … и
др. http://www.dialog21.ru/biblio/antonovich, 65 ст. на сайте ВИПЕРСОН
http://viperson.ru/people/antonovich-evgeniy-nikolaevich, более 90 ст. на сайте
philklub1.narod.ru, еще см. ст. на: trinitas.ru, kovcheg.ucoz.ru, и автора:
spb-antonovich.ru.
17, Успенский П.Д. Психология
возможной эволюции человека. СПб. Комплект. 1995, с 81.
18. Успенский П.Д. Ключ к
загадкам мира. М. Фаир-Пресс. 200, с 393.
19. Минаков Г.М. О двух
изъянах диалектики Гегеля. https://zen.yandex.ru/media/kinik/o-dvuh-izianah-diale.