Антонович Е.Н., член РФО
Онтология и основной вопрос философии в методе генодрева ФТС
Здесь одно делится на два, и так происходит
повсеместно, везде, вплоть до бесконечности, одно порождает два…- высший
естественный принцип… Если нет двух, нельзя увидеть одного, и тогда действие
двух прекращается
(Чжу
Си)
Если диалектика действительно есть не формальная
логика, тогда она обязана быть вне законов тождества и противоречия, т.е. она
обязана быть логикой противоречия. Она обязана быть системой закономерно и необходимо
выводимых антиномий (А. Лосев)
Удивительно, почему такое распространенное явление как
разделение вещей и событий на дополнительные Ян и Инь (изменчивость и
постоянство, - Е.А.) так поздно обратило на себя внимание мыслителей Запада.
Есть подозрение, что однобокое мышление было задано логикой Аристотеля,
провозглашающей принцип исключенного третьего, принцип несводимости,
непримиримости противоположных явлений и понятий … любое высказывание может
быть или истинным или ложным. Ничего сверх этого не существует (А.Д. Арманд)
Аннотация: Предмет
исследования – онтология и основной вопрос философии (ОВФ), системная
диалектика, системно-диалектическая логика. Предлагается генодрево ФТС
(философии триединого синтеза) - универсальный, системно-диалектический,
структурно-логический метод познания, формула которого:
синтез-тезис-антитезис-анализ, основана на единстве и генезисе системы
противоречий: синтеза и анализа, тезиса и антитезиса (духа и материи) отражает
системную диалектику универсального процесса развития. Выводы: генезис
генодрева ФТС позволяет объединить в системную диалектику, онтологическое
единство ОВФ: дух и материю (идеализм и материализм), аксиоматику и логику,
методологию и гносеологию.
Ключевые слова: дух,
материя, противоречия, генодрево, развитие, единство, системная диалектика,
аксиоматика, системно-диалектическая логика, методология, гносеология.
Существует две части ОВФ (основного
вопроса философии) – онтологическая и гносеологическая. Первая – онтологическая
– подразумевает определение первичности бытия и сознания. Вторая –
гносеологическая – вопрос о познаваемости. Решение всех философских проблем
начинается с ответа на первый вопрос философии.
В наше время в философии
существуют четыре основных точки зрения на онтологическую проблему решения ОВФ,
разделившие философов на четыре вида – идеалисты (объективные и субъективные),
материалисты и дуалисты. Современная
философия почему-то до сих пор не признает реалистов и эзотериков (в т.ч. агностиков
и др.). Идеалисты утверждают, что природу и все материальное бытие было
порождено духовными сущностями, материалисты же, напротив, уверены, что
первичным являются природа и материя, дуалисты (Декарт) признают равное и
независимое существование двух противоположных сторон единого бытия – материи и
духа. Материальные вещи происходят от материальной субстанции, идеи – от
духовной.
Реалисты и эзотерики, синтезируя понятия, утверждают, что дух и материя едины, и влияют друг на друга. Следует уточнить, что философы, при определении первичности ОВФ, решают не научный вопрос о том, что возникло раньше – материя или сознание, а их соотношение, что является первичным по отношению друг к другу. При этом, как правило, обходится стороной проблема логики отношений понятий духа (сознания) и материи, их взаимовлияния друг на друга. Существует множество различных определений понятий духа, сознания и материи (см. Приложение 1).
Дфн В.Л. Обухов, в
предисловии к «Манифесту реалистической философии» - дуалистическому монизму,
исходя, как и все древние философии, из единства духа и материи, но без логики
их отношений, отмечает: «материализм и идеализм являются односторонними,
крайними моментами развития … дающими абстрактные, оторванные от реальности
картины мира» и относит к реалистам (признающим равноправными два первоначала:
материальное и духовное) «не только всех первых философов (от Демокрита до
Платона)», но и современников: В.С. Соловьева, Д.И. Менделеева, В.И.
Вернадского, Н.А. Бердяева и др. … Мир действительно и един, и дуален, т.е.
един в противоречии, т.е. подлинно диалектичен. Дуальны все силы в природе …
все процессы …что наиболее ярко схвачено в полярных парах категорий диалектики:
необходимость и случайность, сущность и явление, форма и содержание … причина и
следствие и т.д. … материя и дух представляют собой не разные субстанции, а
разные лики … ипостаси единой субстанции. Это значит также, что на смену
монизму и дуализму приходит дуалистический монизм» [1]
Шмаков В., инженер путей
сообщения в "Основах Пневматологии" (начало ХХ в) причины различий
между 4-я крайними философиями материализма, идеализма, метафизики и эзотеризма
(единства духа и материи), без логики их отношений, объясняет уровнем развития
сознания: "Простейшим решением проблемы основной точки опоры сознания
является признание наивным материализмом абсолютной реальности всех
воспринимаемых явлений внешнего мира … Второе решение вопроса - это критическая
философия. Перенося центр тяжести из познаваемого мира в аппарат познающего
субъекта, она тем самым устанавливает понятие о чистом разуме как первичной
основе … Наконец, в третьем случае – метафизические системы, хотя и смело
берутся за решение основных проблем, но оказываются попытками с негодными
средствами, ибо постулируют догматы, обязательность которых они и не пытаются
должным образом доказать. …на пути всей истории философии мы с отчетливостью
можем наблюдать три основные тенденции: в первой человек основополагает внешний
мир, во второй – свой разум, а в третьей – выше него лежащее Безусловное Начало
… абсолютное должно объять в своем целом все эти три тенденции … Таким цельным
знанием и является эзотерическая философия. Она представляет собой синтез всех трех
мировоззрений: материализма, критицизма и метафизики, ибо, по ее учению каждое
из этих трех мировоззрений возникает из целого при соответствующем сужении
сознания и …утверждении … одного …вида восприятий … Эзотерическая философия
есть не только умозрительная система, но и…опытная наука, основанная на
доступных …проверке достоверностях …Как целостное выражение истины, эзотеризм
отрицает относительные теории" [2].
Древние (эзотерические)
философы, в отличие от идеалистов и материалистов, давно утверждали, что не
только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие. т.е. бытие и
сознание едины и взаимно влияют друг на друга. В древних (эзотерических)
философиях от Египта до Индии и Китая, утверждается, что дух (сознание) и
материя едины, но это единство изменчиво, текуче, но эту истину до сих пор не принимают философии материализма
и идеализма.
В. Шмаков приводит
высказывание восточного философа-эзотерика И. Хана, актуальные с научной точки
зрения сегодня: «с научной точки зрения дух и материя совершенно различны. С
философской точки зрения они составляют одно. Дух и материя различны, как
различны между собой вода и снег, - а ведь последние вовсе не различны, ибо
снег не что иное как вода. Когда колебания духа становятся более интенсивными,
он обращается в материю, а когда колебания материи становятся неуловимее, она
обращается в дух» [3].
Таким единством, вмещающем в
себя противоположности духа и материи в древнекитайской философии Дао является
понятие Ци. Древние философы Дао, Вед и др. понимали, что между духом и
материей, сознанием и веществом нет резкой грани, что это разные состояния
единой субстанции, однако, большинство современных материалистов и идеалистов
не понимает этих простых истин.
Сегодня только меньшинство
философов и философий: реалисты, ФТС и др. (не считая древних философий Дао,
Тота, Вед), понимают, что победа одной из противоположностей: духа или материи
(идеализма или материализма) в итоге ведет к тупику, кризису, остановке в
развитии. Основной причиной современного мировоззренческого кризиса является
отказ большинства философов не только от воззрений древних (эзотерических)
философий (Тота, Дао, Вед), основанных на единстве духа и материи, но и более
поздних философов: Дж. Бруно, Н. Кузанского, П. Флоренского, отчасти В.
Вернадского и других о единстве противоположностей, ученых: физика Н. Бора и
др. о принципе дополнительности - единстве волны (поля) и частицы (материи).
Как утверждает Ф. Капра,
физик Нильс Бор открыв, что на уровне атома материя проявляется и в виде
частиц, и в виде волн, введя понятие дополнительности дуальных
противоположностей, считал, что их борьба (Инь и Ян) не может завершится
победой одной из них, а будет проявлением их динамического взаимодействия: «Он
рассматривал картину частицы и картину волны в качестве взаимодополняющих
описаний одной и той же реальности … Понятие дополнительности прочно заняло
место в мировоззрении современной физики … понятие дополнительности уже две с
половиной тысячи лет тому назад играло важную роль в древней китайской
философии, которая исходила из того, что противоположные понятия связаны
отношениями полярности, или дополнителльности. Китайские мыслители обозначали
дополнительность противоположностей при помощи двух архетипических начал Инь и
Ян, рассматривая их динамическое чередование в качестве содержания всех явлений
природы и психологических ситуаций … Нильс Бор признал существование глубокого
единства древней восточной мудрости и современной…науки» [4].
В наше время многие философы
и ученые приходят к выводу: «религия и наука не противоречат друг другу», что
подтверждает принцип единства духа и материи, но, современные догматики диалектического
материализма (ДМ) и идеализма до сих пор не видят в этом синтезе волны и
частицы единства духа и материи, идеализма и материализма.
Сегодня в анализе
противоположностей идеализма и материализма к таким же выводам пришел дтн А.
Арманд, который признает, что окружающий нас мир - двуединый мир духа и
материи, построенный на основе принципа дополнительности: «В исходном … мировоззрении
крайности мысли и материи не противопоставлялись, а скорее содействовали
взаимному развитию, расширению кругозора в рамках неразделенного естественно-религиозного
представления о мире. Перетягивание каната началось с античности. К новому
времени раскол достиг предела. Философия идеализма укрылась в убежище
христианской религии, атеизм стал орудием светской политики… С другой стороны,
дошло до физического уничтожения носителей противоположной концепции … Это был
симптом стагнации, очередного тупика философии, в целом не преодоленного и
сейчас. И в такой же степени показатель кризиса общества. Узел может быть
развязан лишь возвратом, согласно закону спирали, к синтезу материализма и
идеализма на основе новой синтетической философии (и такая философия - ФТС ниже
предлагается нами, - Е.А.). По крайней мере, к такому решению направляет
принцип дополнительности … Логика требует признать равенство двух начал по их
способности влиять на развитие материальных и идеальных систем … В противном
случае развитие давно и неизбежно привело бы мир или к стагнации, или к хаосу»
[5].
Дфн Крапивенский С.Э., вначале
исследуя ОВФ, исходит из линейной структуры философского знания, связывающего
онтологию и гносеологию: «вопрос об отношении мышления к бытию …проходит через
всю историю философии... Так, в течение многих десятилетий традиционной,
наиболее распространенной в нашей литературе оставалась следующая схема структуры
философского знания (схема 1). С х е м а 1 Подобная схема имела свою, довольно
стройную аргументацию: 1. Во главу угла здесь поставлена такая подсистема
философского знания, как онтология, что адекватно отражает энгельсовское
положение о великом основном вопросе всякой философии. 2. Поскольку гносеология
представляет собой ответ на вторую, по Энгельсу, сторону основного вопроса
философии, она непосредственно связана с онтологией. И в то же время нетрудно
заметить, что гносеологии при таком подходе отводится «вторая роль».
…3. По этой же причине
непосредственно связана с онтологией в данной схеме и диалектика, что вполне
логично: до конца проведенный материализм может быть только диалектическим. 4.
Особняком в этом отношении расположена в схеме логика. Ее непосредственные
связи распространяются только на гносеологию и диалектику, с онтологией же она
связана опосредованно» [6].
Подробнее к этой схеме мы, на
основе логики метода генодрева ФТС (см. ниже Рис 1/34), вернемся, показав
необоснованность исключения автором из ОВФ логики (см. ниже его схему 2).
Мы в ФТС предлагаем
универсальную структурно-логическую модель познания – генодрево- систему
взаимосвязанных противоречий: принципов, понятий, начало которого образует
перевернутая триада Гегеля, моделирующая логику процесса раздвоения единого,
как целостную систему, от синтеза к анализу: синтез (единство, - логика «и-и»)
- тезис – антитезис (дух, причина - материя, следствие, - логика «или-или»)-
анализ [7,8,9]. На генодреве ФТС (построенном как симметричный граф, в ИЦЗИНе –
система: монограмм – диаграмм – триграмм - …) процесс диалектического
раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки
(вершины графа) на дуально, попарно связанные противоположности: тезиса (дух,
сознание, волновые свойства материи) и антитезиса (материя, корпускулярные
свойства материи).
Древние китайцы,
рассматривали Вселенную, как динамическое единство двух начал (подвижного и
неизменного): Ян (целая черта) и Инь (прерывистая черта), управляемую вечными
переменами, вовлеченную в извечный круговорот от потенции УЦЗИ - ничто к
проявлению ТАЙЦЗИ – одно-единое (Рис 19 [7]). В ИЦЗИНе, принято, что движение –
изменение, динамическое чередование полярных противоположностей, задано неким
вселенским ритмом. Мы считаем, что Ян -
изменчивость, частицы Духа уравновешиваются с Инь – постоянство, частицами
Материи логикой их связей. Однако все
исследователи ИЦЗИНа эту логику не видят (подр. Приложение 2).
Структура ИЦЗИНа представляет
собой двоичное дерево комбинаторной диалектики древних. Одно-Единое (Великий
Предел) раздваивается на две монограммы: Ян, целая черта и Инь, прерывистая
черта ([7] Рис 20). В философии за Ян древние китайцы приняли Небо (духовное
начало), за Инь – Землю (материальное), за единство (синтез) - Человека. На
следующем уровне Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, образуя четыре
диаграммы, каждая из которых уже состоит из двух черт нижней (старой) и верхней
(новых Ян и Инь), а последние, после накладывания сверху еще новых черт
превращаются в восемь триграмм. Т.о., древними знаниями, утерянными сегодня, была
дана логика взаимосвязи всего со всем - отношений 2-х элементов системы:
духа-материи в процессе развития. Сегодня известно: Ян, Инь – понятия древних
русов (подроб-е Приложение 3).
При развитии генодрева,
делении образованных частей целого на новые пары логических противоположностей,
принцип множественной дополнительности ведет к образованию
многоуровнево-фрактальной системы, структуру которой можно представить в виде
прогрессии: 2 в степени n. где n = 0.1.2.3 ..., или 1-2-4-8-16- …, где цифры –
число элементов на каждом уровне системы.
Принцип раздвоения единого в ДМ– логика дихотомии, открытая Лейбницем в
постепенной смене черт Инь и Ян (ИЦЗИН) – системно доработан и развит в
универсально-диалектической структурной логике противоречий генодрева ФТС.
Диалектический процесс
развития генодрева ФТС (Рис 1/34), основанный на вертикали логики системы
противоречий: тезис-антитезис (Я-неЯ, диалектическая-формальная логика,
теория-практика), направляет развитие познания по горизонтали: синтез-анализ
(единство-множество). образуя формулу:
синтез-тезис-антитезис-анализ. Два направления познания: тезис-антитезис-синтез,
антитезис-тезис-анализ требуют единства анализа и синтеза, теории и практики
Единство диалектической
логики (ДЛ) и формальной (ФЛ) требует единства 4-х видов логик:
дедукции-индукции, аналогии-измерения (Я-Я, Я-неЯ, неЯ-Я, неЯ-неЯ). Структура
генодрева плоская, образует крест (при вращении образуется объемная спираль), с
направлениями процесса развития: - вертикаль: духовное-материальное
(эволюция-инволюция), - горизонталь: уровни развития синтеза-анализа
(единого-многого). Структура генодрева ФТС отличается от ИЦЗИНа зеркальной
симметрией, черты, со знаком: плюс находятся выше оси генодрева, минус –
ниже. Движение системы противоречий: по
горизонтали – процессы развития (единое-многое), процессы познания
(синтез-анализ) идут по прогрессии:1-2-4-…; по вертикали процессы развития/познания:
эволюция-инволюция (сознание, духовное начало - материя, материальное начало)
идут циклами:
1-й ур.: тезис-антитезис, 2-й
ур.: 1-3-2-4 (Рис 1/34). На Рис 47 [7]: 3-й ур.: 1-5-2-6-3-7-4-8.
На генодреве сущности
диалектической логики ФТС (Рис 1/34), как инструмента познания, универсального
ритма развития, заданного прогрессией: 1-2-4-8…, отражающей все возможные
комбинации элементов системы, нами показано движение логики противоречий (Я,-
неЯ) не только по вертикали: конкретное-абстрактное (материальное-духовное,
инволюция-эволюция), но и по
горизонтали: единое–многое (синтез-анализ: 1-2-4-…, где: синтез–истина-единство
теории и практики (от 1-го уровня, опыта, через аналогию и индукцию, к 4-у -
дедукции (1-3-2-4) и обратно).
В методе генодрева ФТС (Рис
1/34) познание не однонаправленный процесс (как в ДМ), а взаимосвязанная
структурой генодрева –генетика, наполняемая комбинаторной логикой – системой
понятий аксиоматики, онтологии, где циклический процесс познания (развития)
идет по горизонтали и вертикали в 4-х направлениях: синтеза, тезиса-антитезиса,
анализа.
Каждая вершина генодрева,
кроме первой, имеет 3 ветви: одна входящая, две выходящие, образующих по: -
вертикали триаду: тезис-синтез-антитезис; - горизонтали прогрессию:1-2-4-8-… .
Иначе, генодрево - система многоуровневых триад. Триада разрешает противоречие
синтезом. Генодрево разрешает систему противоречий в системе триад. Системный
анализ отражает развитие системы противоречий. Системный синтез дает разрешение
многоуровневых противоречий в системе взаимосвязанных триад структурной логики
противоречий генодрева (подробнее [7,8,9]).
Метод познания ФТС (Рис
1/34), состоит из: 1) принципов диалектического развития ([7] Рис 49); 2)
взаимосвязанной системы основных категорий философии ([7] Рис 65); 3)
структурно взаимосвязанных логикой процессов познания и развития, частей
системы: уровня, ступени.
В отличие от ДМ, абстрактно
постулирующего взаимосвязи принципов познания, мы выделяем конкретно взаимосвязанные
логикой структуры генодрева не только принципы познания, но и системные
принципы: от целостности (логика И-И); двойственности, деления целого на
противоположности (логика ИЛИ-ИЛИ), до - структурности; - иерархичности; -
первичного анализа; вертикального синтеза и анализа; системного анализа;
системного синтеза (подр. о логике ФТС см. [8], ПРОТИВОРЕЧИЯ КАК
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
и др.[9]).
Крапивенский, опираясь на
логику, но без нее, пытается словесно обосновать первичность гносеологии и включения
в ОВФ аксиологии, методологии: «следует сказать…, что было названо у Энгельса
«второй стороной основного вопроса философии» … у генезиса и дальнейшего
развития философского знания … – своя логика …не во всем совпадающая с логикой
развития … сознания, мышления …человека. Постепенно … гносеологический вопрос
приобретал все более развернутое решение и становился – исторически …– первым
основным вопросом …философии ... Ответом на этот вопрос являются рождение …аксиологии
– учения о ценностях … и методологии … структуру современного философского
знания можно представить следующим образом (схема 2).
С х е м а 2. Остается
объяснить исчезновение из новой схемы такого …элемента, как логика
…в последней четверти XIX века
Ф. Энгельс имел все основания включать в философию … наряду с диалектикой и
формальную логику, то к середине XX века ситуация явно изменилась: формальная
логика …благодаря теснейшей связи с математической логикой вышла из пределов …философии…
Что же касается логики диалектической, то она есть срез одного из типов …диалектической
методологии» [6].
В наше время отсутствие логики
в научном методе познания ДМ привело философию к кризису. Дфн Каган М.С. в
кризисе современной философии, видел отсутствие научного метода познания,
относя ее к художественному знанию: «влияние … французского постмодернизма
привело на Западе, а затем и в нашей стране, к переориентации философии с
равнения на научный метод познания реальности на художественный,
поэтически-метафорический метод» [10].
В начале своего текста
Крапивенский, не обладая логикой научного метода познания, не отделяет ДЛ и
логику вообще от гносеологии, но далее словесным доказательством ее исключает.
О единстве онтологии, логики и гносеологии говорили классики идеализма (Гегель),
но и ДМ Ленин, Философские тетради). Чтобы логика могла включить в себя все
науки она должна быть универсальной, как логика фрактальной системы
диалектических противоречий генодрева ФТС.
Крапивенский, не обладая
научным методом познания, бездоказательно, метафорами, художественным языком,
исключает логику из процесса познания и далее по тексту без генезиса и логики,
начиная от первобытного человека, выводит связи гносеологии с методологией.
В итоге Крапивенский так же,
без системы логики, по линейной связи, исключает логику, включает в свою
метафилософию не только гносеологию (1-е место) и онтологию, но методологию и
аксиологию (см. Схему 2). При этом он, вопреки Гегелю и классикам ДМ,
бездоказательно выделяет возможность включения в гносеологию ФЛ, исключая ДЛ.
В. Ленин, как и Гегель,
подтверждает взаимосвязи логики и аксиоматики, а не аксиологии: «практика
человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами
логики. Фигуры эти имеют прочность предрассудка, аксиоматический характер
именно (и не только) в силу этого миллиардного повторения» [11].
Ранее понятие онтологии
определялось «как метафизика бытия и вещей». Краткая философская энциклопедия,
дает новое определение онтологии: «Новая же онтология выработала … широкое
понятие реальности, сообщив полную реальность духу» [12].
В ФТС онтология -
иерархическая структура целостности и логики взаимосвязи системы взаимодействующих
понятий: единства духа и материи (онтологии), гносеологии, логики метода
познания и опыта (отражающих по аналогии взаимосвязи системы аксиом: Рис 49, 65
и др.).
Для отражения логики
взаимосвязи элементов ОВФ строим гендрево ОВФ по методу ФТС, где онтология (1-й
ур.), возвращаясь на первое место, направляет развитие гносеологии (2-й
ур.).
0-й ур. генодрева ОВФ: -
универсальная диалектика ФТС (метафилософия).
1-й ур. генодрева – онтология
ОВФ: - исходное равенство (единство): тезиса (Дух) – идеализма и антитезиса (Материи)
– материализма, отражающее приоритеты в развитии (Д или М).
Логика взаимосвязи по
вертикали 4-х основных понятий онтологии ОВФ дается на 2-м ур..
2-й ур. генодрева – единство
(в процессах развития, познания): 1) аксиоматики и 2) системной логики
противоречий – метода познания (от тезиса); 3) гносеологии и 4) опытного знания
(от антитезиса). Т.о., аксиоматика (+) опирается: на системную логику - метод
познания (-); гносеология (+) - на опытное знание (-). В ФТС, как и ДМ, истина
- единство теории и практики.
На Рис 1/34 на 2-м ур.
генодрева аксиоматика соответствует - логике дедукции, логика противоречий-
логике индукции, методология – логике аналогии, гносеология – логике
опыта.
Мы считаем, что Крапивенский,
в ОВФ бездоказательно заменил аксиоматику аксиологией.
Философский словарь
утверждает, что «аксиоматический метод – один из способов дедуктивного
построения научных теорий, при котором: 1) выбирается некоторое множество …
аксиом … 3) фиксируются правила вывода … теории … основное внимание обращается
на установление непротиворечивости системы, ее полноты … Аксиоматизация
является … одним из методов организации научного знания» [13].
В ФТС выбрана исходная аксиома целостности
мира и всеобщей взаимосвязи всего со всем, при этом все аксиомы
системно-логически взаимосвязаны между собой и выводятся из первой структурой
генодрева (Рис 49 [7]). Генодрево ФТС- научное знание, отвечающее условиям
полноты и непротиворечивости системы аксиом.
Онтология ОВФ в ФТС, исходя
из принятого древними философиями, исходного равенства сознания и материи (иначе,
идеализма и материализма), считает, что процессы вертикального развития
двойственны: приоритет духовного начала – эволюция, материального –
инволюция.
На 2-м ур. Рис 66 [7] (виды
эволюции и инволюции) показаны 4 возможных вида вертикального развития: от
тезиса (духа): - эволюция духа (сознания), - инволюция духа; от антитезиса
(материи): - эволюция материи, - инволюция материи.
Метод генодрева (системно-диалектического монизма,
универсальной структурной логики противоречий) ФТС позволяет соединить в единое
целое не только 4-е взаимо-связанные между собой: вида логик мышления, уровней восприятия
окружающего мира, но и две узкие формы познания: философии идеализма и материализма
(которые образовались в результате узости понимания двумерного окружающего
мира: видимого, материального и невидимого, духовного). ФТС - философия
диалектического монизма, единства духа и материи - путь выхода современных
философий материализма и идеализма из кризиса.
В статье «ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА - ЕДИНСТВО ЭВОЛЮЦИИ И
РЕВОЛЮЦИИ» [9] мы сделали вывод: «двигатель эволюции общества зависит от
уровня развития духовно-нравственного мировоззрения, идеологии, морали
общества, дающие духовное основание (причина), содержание процесса материальной
и социальной эволюции (следствия)» (подробнее процесс развития общества,
зависящий от достигнутого уровня морали, нами показан на генодреве Рис 101 [7],
- иерархия циклов развития видов обществ, их идеологий).
К сожалению, в современной
России нет не только идеологии, но и обосновывающей ее государственной
философии (мировоззрения). Но откуда ей взяться, если сегодня в России ценности
религии стоит выше идеалов философии, которая влачит жалкое существование. В
РФО процветает догматизм и бюрократизм, не способные воспринимать ничего
нового. Какую новую теорию могут дать и обосновать докладчики Философского Конгресса
(Москва, 2020), если время доклада ограничено 800 знаками текста (0,5 стр. А4)
(см. 2020.rpcongress.ru).
Приложение 1. Основные
определения духа, сознания и материи.
Философский словарь 1972г
дает такие определения понятий:
«Дух (лат. spiritus. буквально: дуновение … дыхание) – в широком смысле
слова понятие, к-рое тождественно идеальному сознанию как высшей форме
психической деятельности; в узком смысле однозначно с понятием мышления.
Сознание – высшая,
свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. С. …
совокупность психических процессов… участвующих в осмыслении … объективного
мира и …бытия.
Материя (лат. materia) – философская категория для обозначения объективной
реальности, к-рая существует независимо от сознания и отражается в нем» [13].
Дфн Крушанов А.А. (ИФ РАН): «Под
сознанием в данном контексте можно понимать режим деятельности мышления, при
котором личное «Я» человека способно контролировать деятельность как
предметного мышления, так и человека в целом… что мыслят, как животные, так и
растения? ... как оценивать «мыслительную деятельность» растений? …
Самосознание (по Спиркину А.Г.) – это осознание человеком своих действий,
чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе … тайна
нашего «Я», - это как раз и есть самая трудная проблема сознания» [14].
Заикин Н.И., опираясь на
логику генодрева (целого) и «Теории Мига», дает более широкие и глубокие определения
сознанию, осознанию и пониманию своего «Я» (см. http//genodrevo.ru):
Сознание - -это то, что видит
причинно-следственную связь. С. – это то, что соединяет разделенное, позволяет
в объединенном жить всем частям, и видит в объединении эти части. Высшая форма
нервной деятельности – главное условие взаимосвязи и условие обратной связи.
Осознание – это всегда
построение целого из отдельных частей… Выводы: -сознание не тождественно
осознанию; -при осознании надо объединить «начало» и «конец», что возможно
только в случае работы в пространстве следующей мерности. Так, если мы
представляем мир как трехмерный, осознание происходит в четырехмерном
пространстве … сам факт осознания ускользает от человека. Он воспринимает
только результат осознания … Развитие сознания базируется на осознанном
контакте с окружающей средой … может идти двумя путями: - ощутил- пережил-
осознал; - осознал- ощутил … Информация,
полученная в результате осознания…опыта, приводит к появлению культуры,
образования, воспитания … Сознание порождает материю и энергию нового уровня
развития … Нет отдельного «Я», а есть «Я-это ты» …Известное изречение «Бытие
определяет сознание» следует дополнить «Сознание определяет бытие» [15].
В ФТС приняты следующие определения
основных понятий:
Дух – невидимая субстанция,
отражающая высокий уровень частоты вибраций ЕМС (единой материи-сознания), в т.
ч. невидимых вибраций физических полей (не обладающих массой покоя), биополей,
сознания, мышления человека.
Сознание – процесс духовной
эволюции-инволюции единой сущности материи-сознания (ЕМС). На генодреве
сознания (Рис 80 [7]) показано единство 4-х видов миров человека (2-й ур.):
духа (человек), души (животные), чувственного ума (растения) и ощущений физического
тела (минералы). На вопрос Крушанова, отвечаем - у растений есть чувственный ум
(сегодня- доказывает наука). На 3-м ур. - единство 8-и биополей: (1
физическое-5 каузальное, - 2 эфирное- 6 ценностей, -3 астральное -7 высшее
духовное, - 4 ментальное –8 кармический ум). Т.о., С.- единство не только лево- и право-полушарного
мышления, 4-х видов миров человека, но и его 8-и биополей.
Материя – видимая субстанция,
отражающая низкий уровень вибраций ЕМС, воспринимаемая ощущениями человека,
выражаемая в понятиях, представлениях (о веществе, обладающем массой покоя).
Инволюция – нисхождение духа
в материю, развитие от духовного к материальному.
Эволюция – развитие от
материального к духовному, восхождение духа.
Приложение 2. Основные
положения ИЦЗИНа по Лукьянову А.Е и Дудорову О.Е.
Лукьянов А.Е. считает, что
структура 64-х элементов ИЦЗИНа образовалась из 9-и элементов Ян и 9-и Инь,
однако далее, исключая логику их отношений числовой математикой, исследует только
первую: «Дихотомическая сегментация Великого Предела в виде геометрической
прогрессии 1-2-4-8-16-32-64 выражает общий принцип врастания … одного–единого
через числовые математические и органические стадии в спиральный организм Дао …
гармония Дао состоит не просто из геометрических и арифметических пропорций и
прогрессий, а из телесных, духовных и идеальных прогрессий и пропорций …
Диалектика и генетика «Перемен» … есть число … число в «Переменах» присутствует
везде, и это число органическое … символическое, т.е. живое и диалектическое,
чудесное, т.е. порождающее и производящее! [16].
Дудоров О.Е., опираясь на Лао
Цзы, но без логики, обосновывает плоскую структуру ИЦЗИНа: «Состояние Дао
характеризуется нулевой частотой перемен. В этом состоянии формы отсутствуют, а
пространство и время неотличимы друг от друга и равны единице. Состояние Дао
равно единице … Реальный мир плоский. Реальная модель мира - это волновой
квантовый процесс перемен сущностей: в результате этого процесса «рождаются»
непрерывность и трехмерность. Законы геометрии очевидного пространства
подтверждают эту истину … движение точки рождает линию, движение линии рождает
плоскость, движение плоскости рождает объем, движение объема ничего не рождает!
Как проще объяснить истину, что очевидный мир – это вращение плоскости? (ИЦЗИН и
ФТС это подтверждают, - Е.А.) … движение в любом направлении реального
пространства не может ни на йоту переместить предмет от центра к периферии. На
этом построен основной принцип Фэн-Шуй: каждый вход открывает новую форму,
имеющую свой абсолютный центр … Движение – это изменение частоты перемен. Чем
меньше частота перемен, тем больше масса. Материя, достигая определенной
плотности, теряет отрицательное время и переходит в излучение. Излучение,
«теряя» перемены, переходит в пространство. Пространство теряя перемены,
переходит в Дао» [17].
Приложение 3. Символ
"инь ян" попал в Китай из древней Руси.
О древнерусском происхождении
понятий Ян и Инь говорят и заглавия статей интернета.
«Символ "инь ян"
попал в Китай из древней Руси». Китай древней Руси - украденная быль
славяно-русов. https://www.youtube.com/watch?
«Философия "Инь и
Ян". Древнекитайская ли?» … В русском языке выделяются женские понятия -
"ЯН", а мужские содержат в себе "ЯН" вместе с
"ИН"... "ЯН" это ведь людской Творец. Ведь именно женщина
сотворяет людей. Мужчина, конечно, тоже, поэтому он тоже содержит
"ЯН", но основная его роль все же сосредоточена в "ИН" -
духовное развитие. Опять Древнерусская Азбука со своей Системой духовного
развития все разложила "по полочкам"! … Ответ на этот вопрос
содержится в одной из глав книги В. Рогожкина "Эниология", и автор
данной статьи проверил, что это именно так. Восточный и Западный тип
энерообмена разнонаправлен! Что для них голова, то для нас, извините, зад. И
наоборот. Вот и поставили китайцы все с ног на голову. Под себя, как им и
положено. Именно они, а не мы. Как я уже говорил выше, Китай в древности ничего
не мог дать Тартарии. … Все … подтверждает, что философия "Ин" и
"Ян" является славянским наследием, которое китайцы очень давно взяли
на вооружение и приспособили под особенности своего организма. Но хоть
сохранили, и за то им спасибо! https://save-kolbich.livejournal.com.
«КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО
НАРОДА» (по В.М. Кандыбе) …4 тысячи лет тому назад русы стали интенсивно
осваивать Европейский Север, Южный Урал, Сибирь и Дальний Восток … Именно в это
время русы вновь привели к покорности весь мир от Тихого океана до
Атлантического и от Египта до Арктики … В IX веке до н. э. … северные русы совершили
новый крупный военный поход через Месопотамию и через перевал Гиндукуш в Индию…
через 200 лет русы вновь вернулись на северо-запад Индии (район Пенджаба), прошли
в Северный Китай и разрушили его…. Почти вся древнерусская цивилизация погибла
в период 9-12 тыс. лет назад …Троянские русы были …верующими материалистами. …материя
считалась имеющей 12 видов-состояний: твердое вещество, жидкое, воздушное,
огненное (или плазменное) биополе … Природа бога считалась тройственной и
полярной, а также постоянно присутствующей в природе человека и вокруг него. http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/kandyiba.
В.М. Кандыба в «Ригведе…» поясняет
исходные философские понятия, известные из ИЦЗИНа (Рис 19,20 [7]): «Природа
Единого Идеального двоична и полярна. Оно содержит в себе Информационное Высшее
Идельное и Образное Преходящее Идеальное, и когда Идеальное Высшее, по
собственному закону Вечного Ритма, в очередной Великий Цикл порождает Свет, то
Преходящее Идеальное из Мира Непроявленных Образов переходит в Проявленный Мир
меняющихся иллюзорных Форм, который мы называем Миром Времени и Пространства,
Миров Вещества и Жизни и Разума, ибо Идеальные Образы и рождают все Формы.
Природа Единого или всей Единой Вселенной – конечное Проявленное: пульсирующее
в бесконечном вихревом океане Непроявленного … Природа Проявленной Вселенной
Троична и поэтому «три» становится Великим Священным Числом всех русов …» [18].
Литература:
1. Обухов В.Л. и др. Манифест реалистической философии.
СПб. Химиздат. 2004, с 15-28.
2. Шмаков В. Основы
Пневматологии. К. София. 1994, с 30-33.
3. Шмаков В., Св. книга
Тота. ……, кн.1. М. Десот. 1994, с 192.
4. Капра Ф. Дао физики, К,
София, 2002, с 164.
5. Арманд А.Д. Два в одном.
Закон дополнительности. М. ЛКИ. 2008, с 233-248.
6. Крапивенский С.Э. Еще раз
об основном вопросе философии. https://www.socionauki.ru/journal/articles.
7. Антонович Е.Н. Третий путь
развития.ч.1. ФТС. СПб. Деан, 2007, 542 с., книгу можно скачать на сайте
автора: spb-antonovich.ru.
8. Антонович Е.Н. Многоуровневая
логика системы диалектических противоречий.
Пособие по изучению многоуровневой диалектической логики. Серебряная
Нить. СПб. 2014. serebryanaya.nitb@mail.ru http://kovcheg.ucoz.ru/forum/64.
9. Антонович Е.Н. 45 ст. на
сайте РФО: Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика … и
др. http://www.dialog21.ru/biblio/antonovich, 65 ст. на сайте ВИПЕРСОН
http://viperson.ru/people/antonovich-evgeniy-nikolaevich, более 90 ст. на сайте
СПб философского клуба (philklub1.narod.ru), еще см. ст. на: trinitas.ru,
kovcheg.ucoz.ru, и автора: spb-antonovich.ru.
10. Каган М.С.
Методологические принципы построения современной онтологии. Spkurdyumov.narod.ru>Cagan5.htm.
11. Ленин В.И. Философские
тетради. М. ИПЛ. 1990. C 172.
12. Краткая философская энциклопедия.
М. Прогресс.1994.
13. Философский словарь. ИПЛ.
М. 1972.
14. Крушанов А.А. Лабиринты
проблемы сознания. Вестник РФО 2019 1-2 (89-90), с 47-48.
15. Заикин Н.И. Что такое
сознание? АРС СПб. 1997, с 7-8, 10, 14-16.
16. Лукьянов А.Е. Дао «Книги Перемен».
М. ИНСАН. 1993, с 72-73.
17. Дудоров О.Е. Основы
теории перемен. И ЦЗИН. М. Флинта. 2003. С 141-142.
18. Кандыба В.М. Религия и
идеология русского народа. СПб. Макет. 1996, с 4.