КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ, ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ФТС

                                                                           Антонович Евгений Николаевич, член РФО.

                                                                             antonpet14@yandex.ru.

 

      Законы логики суть отражение объективного в субъективном сознании человека …вопрос не о том, есть ли движение, а о том, как его выразить в логике понятий                                  (В. Ленин) 

     Влияние … французского постмодернизма привело на Западе, а затем и в нашей стране, к переориентации философии с равнения на научный метод познания реальности на художественный, поэтически-метафорический метод ее осмысления                                                            (М. С. Каган)

                                        

Аннотация: Предлагается универсальный, системно-диалектический, структурно-логический, научный метод познания - генодрево ФТС (философии триединого синтеза) формула которого: синтез-тезис-антитезис-анализ, основанная на единстве: синтеза и анализа (единое-многое), тезиса и антитезиса (поля, духа и материи, теории и практики), дает системное понимание категорий познания, целостности и взаимосвязи системы понятий.

Ключевые слова: синтез-тезис-антитезис-анализ, дух, материя, время, пространство, сознание, категории, единство, генодрево, система, познание.

 

                           CATEGORIES: EPISTEMOLOGY, SPACE AND TIME IN THE FCS

                                                           Antonovich E.  N., a member of the philosophical society

 

Abstract: we propose a universal, systematic-dialectical, structural-logical, scientific method of cognition - gendruwo FCS (philosophy triune synthesis) formula of which is: synthesis-thesis-antithesis-analysis based on oneness: synthesis and analysis of (single-many), of thesis and antithesis (fields of spirit and matter, theory and practice), gives a systematic understanding of the types of knowledge, integrity and relationships in the system of concepts.

Key words: synthesis-thesis-antithesis-analysis, spirit, field, matter, time, space, unity, gendruwo, theory, practice, truth, system, principle, cognition.

  

                                 1. Введение. Постановка проблемы и цели исследования.

 

      Диалектический материализм (ДМ) дает описательные определения теории познания (Т.п.), понятию,  категории,  мышлению и противоречию: "Все варианты Т.П. … делятся на материалистические и идеалистические… МД … есть наука об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления…Понятие –одна из форм отражения мира в мышлении с помощью которой познается сущность явлений, процессов … Категории: Осн. понятия, отражающие наиболее общими и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания … Осн. категории ДМ являются: материя, движение, время и пространство, качество и количество, противоречие … и др….Мышление- высший продукт … организованной материи мозга… процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях … Противоречие – категория диалектики … принцип развития" [1].

      В ДМ мышление – продукт материи мозга, Т.п. разделена на материалистическую и идеалистическую, а сознание не относится к философской категории. Значение понятия сознания ограничивается отражением объективной действительности (материи) в психических процессах. Приоритет материи над сознанием, неживого над живым ведет к созданию целой иерархической лестницы приоритетов не взаимосвязанных между собой категорий (бытие определяет сознание и др.), перекашивающим в одну сторону всю систему познания ДМ. В идеализме наоборот все его здание перекошено в обратную сторону, хотя категория материи не отрицается.

      В ДМ основные категории: материя, движение, время, пространство и др. не были связаны логикой не только между собой, но и с развитием противоречий. В. Ленин на это прямо указывает: «диалектика … учение о единстве противоположностей … принцип развития надо соединить, связать … с всеобщим принципом единства мира … вопрос не о том, есть ли движение, а о том, как его выразить в логике понятий … раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть суть … диалектики» [2].

      "Краткая энциклопедия" также дает описательное определение сознанию: "Сознание – в психологии совокупность чувственных и умственных образов, для которой … характерно … отчетливое знание (…осознание) … Восприятие… осознается не всегда … Я и моя душа останавливается перед "потоком сознания" (неправильное мнение) … нерасчлененным, хаотичным многообразием смутных образов … которые воспринимает сознание обладает структурой (системой отношений) … Сознание… контролирует взаимодействие организма с окружающей средой, находясь между … раздражением и … реакцией… (Порог сознания, Подсознание, Бессознательное) … К раскрытию системы отношений… можно прийти лишь косвенным путем, благодаря изучению…единичных восприятий внутри системы"[3] (подробнее о сознании см. Приложение.1).

      В древних философиях: Дао - ИЦЗИН (* , Каббалы и др., в отличие от ДМ и современных философий, в основание системы категорий философии заложена структурная логика симметрии (по горизонтали и вертикали) и взаимосвязи системы понятий процесса развития.

      *) В ИЦЗИНе Ян- легкие, положительные частицы уравновешиваются системой логических связей с Инь - тяжелыми, отрицательными частицами (Рис 19[4]).  Древние китайцы рассматривали Вселенную, как динамическое единство двух начал (подвижного и неизменного): Ян (целая черта) и Инь (прерывистая черта), управляемую вечными переменами, вовлеченную в извечный круговорот от потенции (УЦЗИ - ничто) к проявлению (ТАЙЦЗИ – одно-единое). Древние китайцы видели в генезисе смены Ян и Инь логику универсальных связей понятий, развитие всех явлений от природы до общества, психики человека. Структурная логика ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево комбинаторной диалектики древних. В философии за Ян китайцы приняли Небо (духовное начало), за Инь – Землю (материальное), за единство - Человека. На следующем уровне Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, образуя четыре диаграммы, каждая из которых состоит из двух черт нижней (старой) и верхней (новых Ян и Инь), а, после накладывания сверху новых черт образуется восемь триграмм.

      Наиболее полной философской системой, основанной на структурной логике древней диалектики раздвоения единого, представляющей собой методологию познания мира, заключающуюся в развертке Единого (Дао) через последовательность монограмм, диаграмм, триграмм … гексаграмм к «тьме вещей» (127 типам элементов) следует считать ИЦЗИН.

      Цель исследования- через развитие древней двоичной системы ИЦЗИНа, разработка универсального научного метода познания – синтеза принципов идеализма и материализма.

 

                           2. Универсальный научный метод познания - генодрево ФТС.

 

      Метод генодрева ФТС (Рис 1/34) - единство логики синтеза (и-и) и анализа (или-или) отражает процесс развития системы противоречий (раздвоения единого) структурной логикой, как универсальную систему взаимосвязи принципов познания: целостности, дуализма, триединства, тетризма, единства синтеза и анализа, - научная теория познания, основанная на синтезе духа (сознания) и материи, идеализма и материализма [4,5,6,7,8,9].

      На генодрее ФТС (построенном как симметричный граф, в ИЦЗИНе – система: монограмм – диаграмм – триграмм -…) процесс диалектического раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуально, попарно связанные противоположности: тезиса (дух, сознание, добро, волновые свойства материи, теория) и антитезиса (материя, зло, корпускулярные свойства материи, практика). На основе принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма): духовное должно иметь материальное основание (воплощение), а материальное–духовное.

      При развитии генодрева, делении образованных частей целого (понятий) на новые пары логических противоположностей, принцип множественной дополнительности ведет к образованию многоуровневой системы, структуру которой можно представить в виде прогрессии: 1-2-4-8-16-… (иначе: 2 в степени n, где n – номер уровня системы: 0,1,2,3…, а цифры прогрессии - число элементов на каждом уровне системы).

      Генезис генодрева ФТС (Рис 1\34), - логика движения системы противоречий: 1-2-4-8-…. 1-я вертикаль: тезис-антитезис (Я-неЯ), направляет развитие по горизонтали его оси: влево-синтез, вправо-анализ, образуя формулу: синтез-тезис-антитезис-анализ, единства синтеза и анализа (единство-множество). Генодрево – система структурной логики развивающихся противоречий: 1) ур.: Я- неЯ; 2) ур.:  Я-Я (логики: дедукции), Я-неЯ (индукции), неЯ-Я (аналогии), неЯ-неЯ (опыта).  Противоречие Я-неЯ можно заменить любой парой однородных противоречий (дух-материя, причина-следствие, …). Уровни целостности движутся, отражая взаимосвязи принципов (систем логик): 1 (целое)- 2 (дуализм)- 4 (тетризм)- 8 (октавизм)-… .

      Система познания универсального метода гендрева ФТС, созданная на основе логики метода познания (Рис 1/34), состоит из: 1) принципов диалектического развития ([4] Рис 49); 2) взаимосвязанной системы основных категорий философии (см. ниже Рис 2/65); 3) структурно взаимосвязанных логикой процессов познания и развития, частей системы: уровня, ступени, подсистемы, элемента; 4) структурных взаимосвязей, прямых и обратных процессов взаимодействия в системе.

      В отличие от ДМ, абстрактно постулирующего взаимосвязи понятий, принципов познания, мы выделяем конкретно взаимосвязанные логикой структуры генодрева не только систему понятий, принципов познания, но и системные принципы: от целостности (логика И-И); двойственности, деления целого на противоположности (логика ИЛИ-ИЛИ). (Подробнее см. Рис 35 [4] и ст. [5, 6, 7, 8, 9]).

 

                                    3. Системы категорий у различных философов.

 

       У большинства известных философов система категорий, лежащая в основе их философских воззрений, не отражала структуры и логики взаимосвязи понятий между собой.

      Система Аристотеля опиралась на 10 категорий, из них основными были 3: субстанция, качество, количество, остальные: отношение, пространство, время и др., которые не были связаны между собой логикой отношений.

      У Гегеля тремя основными категориями считались: бытие, качество, количество, которые так же не имели логики связей. Кроме того, он различал: меру, сущность, понятие и др. Гегель считал категории порождениями абсолютной идеи.

      Кант выстроил свои категории в виде некоторой системы, не имеющей логики целостной системы структурных связей: через понимание предиката и понятия по 4-м основным: количество, качество, отношение (под которым он понимал субстанцию и свойство, причину и действие), модальность (возможность, невозможность и др.). Для Канта категории были априорными, неизменными формами рассудка, упорядочивающими опыт и раскрывающими природу не вещей в себе, а самого познающего субъекта.

      Федоров В. создал описательную систему 7 категорий (материя, сознание, пространство, время, движение, энергия, целое), используя древние знания, исходя из единства духа и материи: «Разум человека является лишь узкой полосой поля сознания … Разум одинаково может выдавать как истинную, так и ложную характеристику изучаемого объекта, мы называем это или-или способностью разума … именно эта или-или способность нашего разума на протяжении столетий формировала нашу современную систему знания (сегодня в ВУЗах преподается только логика Аристотеля,- Е.А.), при этом разум занимал то истинную, то ложную позицию. Любое знание формируется лишь в борьбе противоположных разумных взглядов … Разум, т. о., разделил с помощью философских категорий и понятий окружающую реальность. Возводя то одну, то другую философскую категорию в ранг абсолютной … Нет материи, отделенной от Духа, нет пространства без времени - все эти понятия- есть единое и неразделимое целое … необходимо понимать, что разделение на философские категории существует лишь в нашем сознании, а не в самих природных явлениях, существующая природная реальность вне нас не делится - это единое целое» [10].  

      Федоров дал определение единства как универсальной связи причины и следствия: «современная наука, две философских категории причину и следствие, и взаимосвязь между ними, понимает однобоко, и как существующие независимо от нашего сознания … Причина и следствие- это две противоположные философские категории, и они могут существовать только в единстве … необходимо также понимать, что и следствие способно побуждать причину … Непонимание единства между философскими категориями причина и следствие ведет к непониманию глубинных процессов в природе, сегодняшняя наука утверждает, что все … процессы в природе имеют необратимый характер. Это заблуждение вытекает из неправильного представления о философской категории время, ибо время рассматривается как некая продолжительность процессов, в основном между причиной и следствием. Рассмотрение категорий причины в отрыве от следствия и, наоборот, это … заблуждение материалистов. Они считают, что причина во времени всегда предшествует следствию… если бы современные мыслители … в совершенстве знали бы классическую философию, они бы воздержались от подобных утверждений. Энгельс пишет: «Причина и следствие суть представления, которые имеют значение как таковые, только в применении к данному отдельному случаю; но как только мы будем рассматривать этот отдельный случай в его общей связи со всем мировым целым, эти представления сходятся и переплетаются в представлении универсального взаимодействия, в котором причины и следствия постоянно меняются местами; то что здесь или теперь является причиной, становится там или тогда следствием и наоборот» [11]. 

      Генодрево взаимосвязи основных философских категорий (Рис 2/65), исходя из принципа единства и взаимосвязи всего со всем, структурной логики раздвоения единого, конкретизирует взаимосвязи однородовых противоречий (понятий) по уровням в процессе развития системы.

      Понятие Единой субстанции разделяется на Дух, Сознание (тезис) и Материю (антитезис). Аналогично единство Сознания делится на понятия Времени и Пространства. Понятие Материи отражает его содержание – единство Энергии и Движения. Время отражает духовное начало Сознания, а Пространство-материальное. Энергия отражает духовное начало Материи, а Движение - материальное. Время, пространство, энергия и движение- взаимосвязанные понятия формы существования единой сущности материи-сознания. Пространство- формированная сознанием среда 4-х мерный ОМ (окружающий мир), где движение видимых и невидимых сущностей (полей, материальных частиц) - отражение явлений ОМ.   

 

                                      4. Система понятий и категория пространства в ФТС.

 

      На генодреве Рис 2/65 показано единство на: 1 уровне – сознания и материи; 2-м уровне: движения, изменения и энергии, времени и пространства.  В примечании даны определения:     

 1. Сознание и Материя – две равноценные противоположности единого целого. Сознание первично при эволюции духа, материя – при инволюции материального начала. Время и пространство – свойства сознания. Энергия и движение – свойства единой субстанции материи-сознания (ЕМС). У древних сознание и материя – единая субстанция.

2. Мир триедин. В религии: Отец – Св. Дух-Сын. В науке: материя – единство волны (поля) и корпускулы. Субстанция поле-материя должна обладать свойствами единства: непрерывности и дискретности, причины и следствия (синтез-тезис-а/тезис).  

3. Время, пространство, энергия и движение – взаимосвязанные формы существования единой сущности материи-сознания, которые не способны на отдельное бытие. Признание

этого принципа существенно расширяет понятие взаимосвязи, лежащее в основе реляционной концепции (Энгельса, Эйнштейна).

4. Наличие ЕМС, понимание времени и пространства как не только относительных, но и абсолютных понятий - правильность и идеи субстанциональной концепции (Ньютона).

5. ФТС, подтверждая верность основных принципов как эзотерической, так и реляционной,

субстанциональной концепций, приходит к выводу о неизбежности и необходимости признания единства сознания и материи, религии и науки, идеализма и материализма.

6. Время – энергия изменения (движения) материи-сознания в пространстве, противоположная энтропии.

7. Информация (И.) – мера единства знания о переходе причины в следствие.

8. Дух- это не дуновение, дыхание (как в ДМ), а – высокий (невидимый) уровень вибраций (частоты) ЕМС. Материя – низкий (видимый) уровень этих вибраций.

      В данной статье мы даем более широкое определение И. И.– отражение движущимся сознанием изменений энергии-материи в пространстве и времени.

      Анализ триады: энергия-материя-информация. Эти 3-и элемента относятся к разным (разнородовым) системам понятий. Для информации возможно построение своей системы понятий. Например, 1-й ур.: тезис– субъективная И, антитезис- объективная И.  2-й ур.:- И. от измерений (опыта); - И. чувственных восприятий (представлений); - И. от процесса познания (мышления); - И. от сверхчувственных восприятий (интуиции).

      Рассмотрим взаимосвязанные философские категории пространство и время. Нами по связям понятий на Рис 2/65 даны такие определения Пространства и Времени. П.- мера пассивности сознания. П.- мера движения энергии материи-сознания во времени. Время – единство Мига и Вечности. В. – мера активности сознания.

      Федоров на основе триады дает определение философской категории пространство: «Пространство есть движение материи во времени. В этом определении философской категории пространство изменение материи должно происходить в трех направлениях пространства, изменение во времени также в трех направлениях, движение тоже в трех направлениях» [12].      

      Кант в «Критике чистого разума» сформулировал четыре антиномии чистого разума смысл которых, без структуры связей, сегодня до конца не понят философами, в т.ч. Федоровым.

      Мы рассмотрим 4-е характеристики структуры категорий пространство и время:

1.         Антитезис 1-й антиномии - мир бесконечен во времени и пространстве.

2.         Тезис 1-й антиномии - мир конечен во времени и пространстве.

3.         Антитезис 2-й антиномии - в мире нет простых вещей,- развитие идет от простого к сложному,- т.е. этот антитезис утверждает открытость развития мира.

4.         Тезис 2-й антиномии - мир состоит из простых частей говорит о том, что развитие может идти только через сложение простых частей, или иначе о конечности развития.

        Структура взаимосвязей элементов категории пространство показана на Рис 3/60.

      Рис 3/60 Диалектическая сущность категории пространство

      Диалектическая сущность категории Пространство -единство противоположностей: поля (структура волновых свойств материи) - тезис, и частиц материи (структура форм материи) - антитезис, которые на 2-м уровне развития противоположностей характеризуют пространство системной логикой взаимосвязи двух пар противоречий: бесконечность- конечность, открытость- замкнутость. Т.о. пространство обладает как бы двумя структурами: - абсолютной (внешней) и относительной (внутренней). Со стороны поля (внешней части) можно характеризовать как обладающее свойствами бесконечности, конечности, а с внутренней стороны (со стороны материи) - открытостью и замкнутостью.

      Мы даем более широкое определение философской категории пространство. Пространство - философская категория, обозначающая двуединство его структуры: абсолютной (внешней) и относительной (внутренней), обладающей волновыми и корпускулярными свойствами единой и изменяющейся реальности материи-сознания в которой раскрываются противоположные качества развития (изменения): - внешнего-бесконечность и конечность,- внутреннего - открытость и замкнутость.

      Под бесконечностью пространства следует понимать не только бесконечную скорость распространения волнового (очевидно, торсионного) поля, но и множественность уровней его структурной организации. Конечность пространства существует для каждого иерархического уровня и обозначает конечную скорость распространения волнового поля или его взаимодействия с другими полями, телами. Замкнутость пространства- движение энергии извне- внутрь. Открытость пространства - движение энергии изнутри- наружу. Сопоставление Рис 6 [4] и Рис 3/60 дает такие выводы: бесконечности пространства соответствуют - торсионные поля, конечности - электромагнитные, открытости- гравитационные, замкнутости – внутриядерные. Очевидно, торсионное поле- излучение вышестоящей структуры пространства, а ядерное поле- излучение нижестоящей структуры.

 

                             5. Понимание категории время у различных авторов.

 

      Исследуя философскую категорию время, Федоров справедливо отмечает, что современные определения этой категории являются разновидностями материалистического монизма. Говоря о Канте, он указывает, что Кант понял двойственный смысл этой философской категории, как единую способность нашего разума оперировать абсолютными и относительными понятиями. Что из себя представляет такое единое мышление философской категории время? И отвечает: «Это есть временное природных явлений и вечности, если угодно единство мига и вечности» [13].       

      Далее Федоров определяет время как движение от прошлого через настоящее к будущему и как триединство категорий: время- распад- созидание: «Время есть распад созданного и время есть созидательный распад … Распад как временное создание … Время есть движение материи … Время- есть движение пространства … Таким образом, время - это изменение или эволюция окружающей реальности, включая и сознательную деятельность человека. Придание же философской категории время релятивного статуса есть не что иное как приостановление эволюции нашего сознания … Будущее, равно как и прошлое, есть процесс изменения материи, и следствие вызывает причину и это есть настоящее, а когда за причиной следует следствие - это уже прошлое. Событие или явление, как следствие уже свершилось на «тонком» материально-пространственном плане и это свершившееся следствие проявляется в виде причины в настоящем и как следствие уходит в прошлое… время - есть философская категория, которая изобретена нашим разумом для обозначения объективной реальности и воспринимаемая человеком как изменение тех или иных природных процессов и явлений [14].        

      Материализм утверждает, что время необратимо и имеет одно измерение; и всякий материальный процесс изменяется в данном направлении от прошлого к будущему.

      В философском словаре описывается словами зависимость времени только от массы и скорости: «Время и пространство существует не само по себе, в отрыве от материи, а находятся в такой универсальной взаимосвязи, в которой они теряют самостоятельность и выступают как относительные стороны единого и неделимого времени-пространства. Наукой доказано, что течение времени и протяженность тел зависит от скорости движения этих тел и что структура или геометрические свойства четырехмерного континуума (пространства-времени) изменяются в зависимости от скопления масс вещества … Открытие неэвклидовой геометрии опровергло кантовское учение о В. и П. как внеопытных формах чувственного восприятия» [1].

      Идеализм связывает двойственное восприятие времени с сознанием человека. Мы, объединяя полярные точки зрения, и развивая их, считаем, что двойственное сознание человека воспринимает время не только с двух, но и с четырех сторон (подробнее ниже).

      У Канта более сложное описательное понимание времени, он считал, что время имеет двойственный характер и взаимосвязано с движением и душой человека. В «Критике чистого разума» Кант пишет: «Понятие времени и вместе с ним понятие движения возможны только через представление о времени и в представлении о времени… т.е. соединяя противоречащее - противоположных предикатов в одном и том же объекте. Только во времени, а именно друг после друга, два противоречаще-противоположных определения могут быть в одной и той же вещи … время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т.е., созерцание нас самих и нашего внутреннего состояния … время… есть непосредственное условие внутренних явлений (нашей души) и тем самым косвенно так же условие внешних явлений» [15].

      Кант не сумел дать четкого определения времени. Но он дал подходы к нему. Утверждая в антиномиях чистого разума. Что время двойственно: конечно (тезис) и, бесконечно (антитезис).

      Мы в ФТС, развивая идеи Канта структурной логикой, считаем, что время не только бесконечно и конечно, но и открыто и замкнуто (подробнее ниже).

      В современной эзотерической философии время двойственно и представляет собой спираль (вихрь). В. Шмаков, поддерживая Канта, критикует узость понимания времени материализмом: «Прошедшее, настоящее и будущее в мире навсегда слились в одно великое мгновение и посему в мире, как в целом, есть все, но мы лишь воспринимаем одно его сечение, двигаем его, и самый процесс этого передвигания называем течением времени… По его (Канта) учению- мы сами создаем время для удобства восприятия внешнего мира в зависимости от свойств нашего воспринимательного аппарата. Этот взгляд получил блистательное подтверждение с открытием «принципа относительности» Эйнштейном, который воочию показал условность наших представлений о природе времени… очевидно, Время не является нуменальной категорией (нечувственного созерцания,- Е.А.) Вселенной, а представляется лишь свойством человеческого сознания, его модусом, его орудием познавания. Все эти доктрины в настоящее время превосходно разработаны трудами М. Аксенова и Г. Минковского» [16].

      Многое из сказанного В. Шмаковым подтверждается нами в ФТС (см ниже Рис 4/61).

      Интересны мысли о времени у П. Успенского, который считал время четвертым измерением: «Новое высшее измерение должно быть несоизмеримым с низшим измерением и являться для него бесконечностью, как бы повторять его характерные признаки бесконечное число раз (высший уровень кругового хода времени  на Рис 4/61- бесконечность времени, тот уровень с которого возможен переход и на другие уровни времени,- Е.А.)… Линия четвертого измерения всегда и везде является замкнутой кривой, хотя на шкале нашего трехмерного восприятия мы не видим ни того, что эта линия представляет кривую, ни ее замкнутости. Замкнутая кривая четвертого измерения, или круг времени, есть жизнь, существование любого отдельного объекта, любой изолированной системы, которая рассматривается во времени… полый цилиндр с двумя видами нарезки (спиралей) есть модель светового луча, модель трехмерного времени» [17].

      Доктор технических наук Тихоплав В. Ю. описательно критикует точку зрения материалистической науки и философии: «Наука описывает Мир, неадекватный тому реальному Миру, в котором мы живем. «Механика Ньютона и квантовая механика Бора приводят к первому и второму началам термодинамики, поэтому в Мирах, отвечающих этим механикам, возможны процессы, сопровождающиеся ростом энтропии и ведущие к тепловой смерти». В действительности же реальный мир успешно борется со смертью противоположными процессами- процессами жизни, действующими против возрастания энтропии ... Жесткий детерминизм, иссушающий Мир, действительно вытекает из уравнений классической механики и является сущностью ее законов. Уравнения позволяют одинаково точно предвычислять явления как в будущем, так и в прошедшем. Но поскольку причины предшествуют следствиям, такое возможно только при равноценности причин и следствий. Такой принцип противоречит понятию причинности, принятому в естествознании … Принцип равноценности причины и следствия, совершенно исключил возможность ответа на вопрос «почему»? Точные науки отвечают на вопрос «как»?, т.е. каким образом произошла данная цепь явлений?». В результате точные науки все более становятся описательными… Разрыв между точными науками и естествознанием должен исчезнуть, если в основу точных наук будет положен принцип причинности, отличающий причины от следствий … Еще Лейбниц пришел к выводу, что отличие причин от следствий равносильно отличию будущего от прошедшего (в ФТС это требование выполняется, см. ниже Рис 4/61). А это означает объективное существование направленности времени или его течения» [18].

      Разные авторы по-разному понимают взаимосвязь причины и следствия с направлением хода времени. Н. Козырев в рукописи неизданной книги "Человек и природа" пишет: «Ход времени неразрывно связан с причинностью… причина находится всегда в прошлом по отношению к следствию, а следствие в будущем по отношению к причине  (ФТС считает, что здесь оба автора и Лейбниц и Козырев по своему правы, хотя все дело заключается в том, в какой точке кругового направления хода времени, при равнозначности причины и следствия, его замерять. см. ниже Рис 4/61,- Е.А.)… Возрастание энтропии дает знак времени, согласованный с причинностью: будущее наступает тогда, когда появляются следствия, вызванные первоначальной причиной» [19].

      Т.о., Козырев не признает обратный ход времени от Будущего (следствия) к Прошлому (причине), хотя у Лейбница время идет от Причины (Будущего) к Следствию (Прошлому). У В. Федорова время идет от Прошлого (следствия) к Будущему (причине).

      Очевидно, смена направления хода времени происходит по-разному при асимметрии или равновесии левополушарного и правополушарного мышления (см. ниже Рис 4/61).

      В. Тихоплав так поясняет необходимость единства двух крайних точек зрения на причинно-следственную зависимость, определяющую различие времени: «между причинами и следствиями всегда существует сколь угодно малое, но не равное нулю, пространственное различие dx. А поскольку причина предшествует следствию, то между ними всегда существует сколь угодно малое, но не равное нулю временное различие определенного знака dt. Соотношение dX/dt=C2 представляет собой математическое выражение хода времени. Величина С2- скорость превращения причины в следствие… Ходом времени Козырев назвал саму величину С2, имеющую размерность скорости… механика Ньютона отвечает Миру с бесконечно большим ходом времени (С2= бесконечности) … Мир оказывает полностью детерминированным, а время кажется Роком … несокрушимым могуществом… В квантовой механике Бора… С2=0. Причинность становится … запутанной, и явления природы приходится объяснять статистически… механика реального мира, по мнению Козырева, должна быть основана на принципах причинности естествознания. Она должна удовлетворять условиям различия причин и следствий и быть, следовательно, механикой конечного хода времени. Такая механика должна включать в себя, как две крайние системы механику классическую (С2=бесконечности) и механику квантовую (С2=0)» [20].

      Далее Тихоплав описывает взаимосвязи времени и энергии и количественное значение С2, открытое Козыревым: «Теоретически и экспериментально доказав правильность причинной механики… Козырев сделал гениальный вывод: физическое время выступает в качестве "движущей силы" или носителя энергии. Именно энергия времени является «топливом» для нашего Солнца и других звезд (Мы считаем, что такой же вывод можно сделать и для нашего уровня пространства. На Рис 6 [4] и Рис 2/65 видно, что уровень Энергии материи как бы подпитывает снизу уровень Времени,- Е.А.). Между причиной и следствием существует пространственно-временная точка, которая не принадлежит ни причине, ни следствию и является «пустой точкой». Превращение причины в следствие требует преодоления «пустой» точки пространства. Эта точка является бездной, через которую перенос действия может осуществляться только с помощью хода времени (удивительно, но генодрево ФТС так построено, что наглядно отражает вышесказанное, см. Рис 4/65,- Е.А.). Переход причин в следствия со скоростью С2 происходит непрерывно во всем пространстве Мироздания являются одновременно материальными, и «пустыми», и что Континуум, состоящий из «пустых» точек пространства (или, как их называет Козырев- бездна, представляет собой физический вакуум см. Рис 6 [4],- Е.А.).

      Какие же свойства времени рассматривает Козырев в своей теории, опубликованной более 35 лет назад? Вот некоторые из них: -время имеет направленность или ход (от прошлого к будущему), - оно вырабатывает энергию, противодействующую энтропии, - оно способно отражаться подобно световым лучам, - оно имеет плотность. Если в свойствах материи, пространства и времени заключается возможность борьбы с тепловой смертью противоположными процессами (жизни), значит во Вселенной действует принцип недостижимости равновесных состояний, а следовательно, существует различие между будущим и прошедшим … Опыты с различными гороскопами позволили Козыреву определить … C2=~2200 км/сек. Эта величина постоянна и едина для всего Мира… Выяснилось также, что отношение С2/С1=1/137, (где С1 -скорость света), т.е. приблизительно равно постоянной тонкой структуры Зоммерфельда. Происхождение этой фундаментальной константы давно волновало ученых-физиков. Так Р. Фейман писал: «Вам, конечно, хотелось бы узнать, как проявляется это число? Никто не знает. Это одна из величайших проклятых тайн физики: магическое число, которое … человек совсем не понимает» [21].

       Мы предлагаем простой вариант расшифровки этого мистического числа, который заложен в структуре генодрева, отражающего принцип развития (известный в древности: 3+4=7. соответствующий первым 3-м уровням золотой прогрессии: 1-2-4-…). Если предположить, что на 7-м уровне генодрева развитие останавливается или переходит на другой уровень (на 7-й день Бог отдыхает), то прогрессия 2n, при n=7, дает число 128.

       Реальное время- настоящее- миг времени или единство будущего и прошлого (см. Рис 4/61). (**  **) Н.И.Заикин, руководитель Академии развития Сознания (СПб), в теории мига, исследуя психологию сознания человека, пришел к выводу, что средняя длительность восприятия человеком мига времени (концентрации сознания) составляет около 3-11 сек.

 

                                            6. Категория время в ФТС.

   Рис 4/61 Генодрево двойственного восприятия времени дуальным сознанием человека

      Используя структурную логику генодрева ФТС, на Рис 4/61 нами показано двойственное восприятие времени двойственным сознанием человека. Первый уровень генодрева – единство (невидимый нами вихрь) будущего, причины (тезис) и прошлого, следствия (антитезис).  Второй уровень развития противоположностей дает 4-е направления замкнутости хода времени: - замкнутость времени (прошлое в прошлом),-открытость времени (будущее в настоящем),-конечность времени (прошлое в настоящем),- бесконечность времени (будущее в будущем).

      Время - философская категория, отражающая структуру дуального строения мира в сознании человека, воспринимающего окружающий мир двояко: как видимое движение сознания от прошлого к будущему, и как невидимое движение подсознания от будущего к прошлому. Двойственная структура времени отражает логику взаимосвязи 4-х качеств в его развитии: замкнутости-открытости, конечности- бесконечности.

      Анализ диалектической структуры философской категории время на генодреве Рис 4/61 позволил выявить следующие дополнительные свойства (кроме указанных Козыревым):

-время обладает общим и частным триединством; -время имеет дуальную структуру, отражающую дуальное строение мира в сознании человека; -движение (ход) времени происходит по замкнутому кругу (против часовой стрелки).

       При равновесии полушарий мозга (Рис 63[4]) движение в одной половине круга осуществляется: - от прошлого к будущему, за счет предметно-образного и инстинктивного мышления; в другой -от будущего к прошлому, за счет подсознательно-интуитивного и отчасти логического мышления. Движение времени при асимметрии полушарий- Рис 62[4].

      Общее триединство времени заключается в том, что миг времени (настоящего)- единство (синтез) прошлого и будущего. Частное триединство времени заключается в том, что прошлое и будущее также обладает триединством: Прошлое-  синтез замкнутого прошлого (прошлого в прошлом) и будущего в настоящем; Будущее- синтез прошлого в настоящем и вечного будущего (будущего в будущем).

      Прошлое в настоящем (на Рис 4/61 перепутаны прошлое в настоящем и будущее в настоящем) характеризуется открытостью времени, как динамической (активной) стороны настоящего, выражающегося в его способности к восприятию нового (что характерно для капитализма, см. аналогию с Рис 47 [4]).

      Будущее в настоящем характеризуется конечностью времени, пассивными свойствами настоящего, выражающимися в его способности сохранения старого в новом (социализм).

      Вечность будущего (будущее в будущем) характеризует бесконечность времени и выражается в активности будущего. Прошлое в прошлом характеризует замкнутостью кругового хода времени и выражается пассивностью прошлого.

      Дуальная структура мира отражается не только в двойственности восприятия времени, но и в двойственной структуре сознания человека, имеющего два полушария мозга: левое и правое. На втором уровне развития противоположностей генодрева Рис 4/61 следует различать 4-е типа мышления: - подсознательно-интуитивное,- абстрактно-логическое,-предметно-образное,- бессознательно-инстинктивное.

 

 7. Сравнение структурной связи полушарий мозга и хода времени в ФТС с другими авторами.

 

      Наши идеи о возможности функционирования полушарий мозга в разных видах времени подтверждает академик,  ученый-психолог В.М. Кандыба: «Пространственно-противоположные (по правизне-левизне) полушария мозга являются противоположными и по времени их функционирования в парной деятельности… Оба полушария правшей функционируют в настоящем времени так, что правое полушарие как бы опирается на прошлое, левое- на будущее время… Обычное состояние сознания является одномоментным и результирующим активность различных зон обоих полушарий мозга. Поэтому наша результирующая личность непостоянна и все время следует за восприятием и верифицируя получаемую информацию с уже имеющимся приобретенным и наследственным опытом находится в жесткой зависимости от тех устойчивых и одномоментных мозговых процессов, которые характеризуют левополушарную и правополушарную личность на исследуемый момент времени» [22].

      Кандыба (как и мы) считает, что левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое и духовно-интуитивное мышление, а правое - за предметно-образное и инстинкты человека.

      Анализ процессов, возникающих в структуре генодрева показывает, что ход времени носит круговой характер. Круговое движение времени (Рис 62,63 [4]), имеет два вида: - проявленное время (две стрелки) и,- непроявленное (одна стрелка).

      Немного авторов поддерживают идею кругового хода времени, но к ним можно отнести известного философа-эзотерика П. Успенского и менее известного современника Г. Бореева. Бореев, выражая философские идеи древнейшего, доведического источника «Гхераида самхита», раскрывает смысл древних представлений о времени: «Все вещи в мире неизменны и существуют всегда. Время создается непрерывным перетаскиванием нашим логическим умом настоящего в прошлое, а прошлого в будущее… Пространство создается нашим подсознательным умом точно так же: совокупность вещей и событий перетаскивается из настоящего в прошлое, а из прошлого – в будущее. Т.е. вещам придается один фактор времени. Если вещам придать несколько факторов, то мы получим многомерное пространство» [23].

      Бореев выделяет у человека 8 чакр, называя их умами, управляющими тонкими телами. ФТС также, рассматривая биополе человека, выделяет 8 тел (чакр, умов) человека: 1-телесный ум, 2- эмоциональный ум, 3-логический ум, 4- подсознание, 5- интеллект, 6-  надсознание, 7-сверхсознание, 8- кармический ум (см. Рис 80, 81 [4]).

      На Рис 4/61 нами показано, что логический ум (или рассудочный ум – манипура по Борееву-3-я ст.,3-го ур. противоположностей) связан со 2-м уровнем через представления.

      Описание Бореевым прохождения луча энергии времени с верхних чакр к нижним во многом соответствует идее Рис 4/61: «итак, луч идет через 8,7,6,5-ю чакры и приносит информацию о вечных картинах мира в 4-й ум. В подсознании всем архетипам придается определенная последовательность просмотра и прочувствования. Неизменные картины мира как бы «нумеруются» Анахатой, четвертой чакрой, и выстраиваются в строгую очередность для просмотра по схеме, определенной кармой человека. Далее энергетический луч с этой новой информацией идет в третью чакру. Здесь логический ум человека закольцовывает цепочку картин, т.е. соединяет голову очереди архетипов с ее хвостом (на Рис 61-63 [4] показано кольцо времени на 2-м уровне генодрева,- Е.А.). Наше рассудочное мышление, находящееся в области живота, в йоге называется Манипура. Манипура перетаскивает всегда существующее настоящее в несуществующее прошлое, а из прошлого эти неизменяемые картины наш логический ум перетаскивает в несуществующее будущее. Кольцо картин вращается, и ум третьей чакры кружится в нем, как белка в колесе, Так создается время. Рассудок может работать только при наличии времени» [24].

      Автор до сих пор более полно не раскрывал процессы хода времени на Рис 4/61, т.к. за него сейчас отчасти это сделал Бореев. 

      Мы считаем, что прохождение луча энергии времени, как и его направление, видимо, будет зависеть от симметрии (равновесия) или асимметрии левополушарного и правополушарного мышления (Рис 62-63 [4]). При равновесии лево- и правополушарного мышления идет согласованная работа полушарий мозга в параллельном режиме, расширяющим сознание. И, наоборот, при асимметрии этих видов мышления их согласованная работа нарушается, а сознание сужается, вводя в восприятие дисгармонию.

 

                                  8. Выводы для общественно-социальной практики.  

 

      На 3-м уровне генодрева Рис 4/61 нами показано его совмещение с генодревом Рис 47 [4], что дает новое понимание некоторых идей, понятий, связанных со временем.

      Из исходного постулата иерархического единства философии и идеологии можно сделать два взаимосвязанных вывода 8-4: - 8. Невозможность полного (конечного) познания будущего или высшей идеи (философии) в настоящем; - 4. Возможность познания части будущего или части идеи (идеологии) в настоящем. Процесс расширения познания идеи идет эволюционно, путем последовательного познания частей идеи во времени. Например, идея свободы, родившаяся с идеи освобождения от рабства, крепостничества в ХХ веке расширилась до осознания необходимости освобождения от власти буржуазии, сегодня многие начинают понимать, что необходимо освобождение и от власти бюрократии (см дополнительно, разд. 3 [4]).

      Из единства систем ССУ и БСУ (Рис 47 [4]) вытекают два суждения (вывода) 7-3: - 7. Невозможность достижения социальной справедливости и самоуправления в будущем, - 3. Необходимость достижения социальной справедливости и самоуправления в настоящем (через ограничение всесилия БСУ, которое должно быть достигнуто при социализме).

     

  Приложение 1. Сознание- единство левополушарного и правополушарного мышления.

 

      В своих исследованиях (Рис 3/65, Рис 80 [4]-виды биополей, Рис 84- типы личностей, 85- виды инстинктов) мы исходили из единства левополушарного (тезис) и правополушарного мышления (антитезис), проявленного и непроявленного миров (Рис 6 и др. [4]).

      Наши исследования во многом соответствуют идеям Кандыбы В. М., где он дает философское обоснование своей идеологии: "Единое при переходе из Непроявленного состояния в Проявленное полностью сохраняет волновое и образное единство со всем Проявленным. Это значит, что в Проявленном, видимом человеку мире, сохраняется единство Единой Реальности как целого... Как все видимое и невидимое оказывает влияние на человека, так и каждый человек оказывает влияние на весь видимый и невидимый Мир. Различия работы левого и правого полушарий человека проявляются в двигательной активности лица, рук, ног и половинок тела: левой и правой, а также в неравнозначности восприятия объектов Реальности… в различии и самостоятельной работе психики левого и правого мозгов человека. …

      В каждом человеке, как минимум, внутри обитает два живых независимых друг от друга существа с собственным сознанием, которые по-разному…смотрят на мир, оценивают собственным мышлением и исследуют его, и каждое внутреннее существо принимает свое особое решение, на своем психофизическом языке … Существо, которое базируется в левом полушарии – это человек-теоретик с богатым словарным запасом…логикой, памятью, идеями, установками, целями, способностью верифицировать воспринимаемую информацию и идентифицировать ее с имеющимся опытом.  Левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление и речь … Оно может лгать, нарушая связи и полноту элементов в логических системах преднамеренно, или самообманыватся при непреднамеренном нарушении связей и полноты … Логика может вскрыть только свои же ошибки в конечной системе элементов и их отношений, вывести логику за пределы ограниченности этих элементов и отношений может только образное мышление, единственно способное дать ограниченной конечной системе элементов и формальных преобразований ... новый элемент или новый процесс преобразований (ДЛ ФТС, в отличие от ФЛ и ДЛ ДМ, на генодреве: 1-2-4-8-…, раскрывает процесс преобразований системы,- Е.А.).

      Существо, которое базируется в правом полушарии склонно к практическим видам деятельности, оно медлительно, его языком являются не слова, а эмоции, чувства, образы … Правое полушарие отвечает за предметно-образное мышление. Оно смыслит процессами, целостностями разной степени детальности, но лишенными связями между целостностями…

      В речевой деятельности образное и абстрактно-логическое мышление объединяются, при говорении образное дает содержание, а абстрактно-логическое – дает лексические формы; при слушании и чтении абстрактно-логическое принимает чужие лексические формы, а образное подыскивает к ним в памяти свои образы и создает новые, если не находит …В общении люди могут пользоваться одними и теми же лексическими формами, но не поймут друг друга, если у них разные системы стереотипов образов явлений внешнего и внутреннего миров и отношений между ними; или если они не будут успевать со ОБРАЖАТЬ услышанные ими лексические формы …    

      Ни одно полушарие в обычном состоянии сознания не работает без другого. Между левым и правым мозгом существует непрерывное взаимодействие и взаимообмен и оба мозга в той или иной степени задействованы и в подсознательных процессах, когда доминирует левый мозг, и в бессознательных процессах, когда доминирует правый мозг …

      Левое полушарие осуществляет ее переработку аналитически и последовательно, а правое – одновременно и целостно. Правое полушарие склонно воспринимать наборы элементов, как цельные конструкции … Каждое полушарие имеет свои слабые и сильные стороны и …вносит свой вклад в общее результирующее мышление с сознание" [25].

 

   

  Литература:

1. Философский словарь. М. ИПЛ. 1972.

2. Ленин В.И. Философские тетради. М. ПИ. 1990, с 203.

3. Краткая философская энциклопедия. М. Прогресс. 1994.

4. Антонович Е.Н. Третий путь развития.ч.1. ФТС. СПб. Деан, 2007, 542 с., книгу можно скачать на сайте автора: spb-antonovich.ru.

5. Антонович Е.Н. Многоуровневая логика системы диалектических противоречий.  Пособие по изучению многоуровневой диалектической логики. Серебряная Нить. СПб. 2014. serebryanaya.nitb@mail.ru http://kovcheg.ucoz.ru/forum/64.

6. Антонович Е.Н. Системный синтез принципов познания – метод генодрева ФТС. ж. Сознание и физическая реальность. № 9 -2012.

7. Антонович Е.Н. 36 ст. на сайте РФО: Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика: логика целостности … и др.. http://www.dialog21.ru/biblio/antonovich , 44 ст. на сайте ВИПЕРСОН http://viperson.ru/people/antonovich-evgeniy-nikolaevich, более 65 ст. на сайте СПб философского клуба (philklub1.narod.ru), еще см. ст. на kovcheg.ucoz.ru, и автора: spb-antonovich.ru.

8. Антонович Е.Н. Принципы познания и модель системного синтеза в ФТС. Научно-практический журнал Актуальные исследования. Екатеринбург. №1-2012.

9. Антонович Е.Н. Процесс развития общества- единство эволюции и революции. Российско-китайский журнал Содружество. Научно-теоретические конференции. №1- 2016.

10. Федоров В. Философия гармонии, Гатчина. 1996, с 106,115,130.

11. Федоров, там же, с 125-126.

12. Федоров, там же, с 133.

13. Федоров, там же, с 141.

14. Федоров, там же, с 144, 145-148.

15. Кант. Критика чистого разума. Симферополь, Реноме.1998, с 57- 58.

16. Шмаков В. Священная книга Тота, ч1. М. 1994, с 122.

17. Успенский П. Новая модель Вселенной. СПб. Чернышева. 1971, с 471.

18. Тихоплав В.Ю.   Жизнь напрокат, С-П-г, Весь, 2002, с 96-97.

19. Козырев Н. Человек и природа, журнал «Терминатор», №1-1994.                                                

20. Тихоплав В. там же, с 98-99.

21. Тихоплав В., там же, с 101-102.

22. Кандыба В.М. Ригведа: религия и идеология русского народа, СПб. Макет. 1996, с176-177.

23. Бореев Г.  Рассекреченный первоисточник Йоги. М. Гиперборея. 2004, с 7-8.

24. Бореев Г., там же, с 14.

25. Кандыба В.М., там же, с 169-173.