Антонович Е.Н., член РФО
ПРИНЦИП
ЦЕЛОСТНОСТИ В УНИВЕРСАЛЬНОМ МЕТОДЕ ПОЗНАНИЯ ФТС
Слепота и
глухота- это не только физические состояния. Разум тоже имеет эти недостатки
(Лао Цзы)
Единая
субстанция с двоякого рода проявлениями, как бы с двумя сторонами, одной
физической, другой – духовной – двуликое единство – по-видимому, является
ключом проблемы (Бэн)
Мир остается
одним целым, но лишь в том случае, если ни один элемент не изолирован, ибо все
части связаны между собой, хотя не непосредственно, но через посредство других (В. Вернадский)
Аннотация:
Предлагается универсальный, системно-диалектический, структурно-логический
метод генодрева ФТС (философии триединого синтеза)
формула которого: синтез-тезис-анти-
тезис-анализ, основанная на единстве целого: синтеза и
анализа, тезиса и антитезиса (иначе: поля, духа и материи, теории и практики),
дает системное понимание целостности в познании.
Ключевые слова:
синтез-тезис-антитезис-анализ, дух, поле, материя, противоположности, целое, единство,
генодрево, эволюция, инволюция, теория, практика, истина, система, познание.
Целостность (холизм) – объективное
свойство окружающего двойственного мира, без которого невозможно его познание. Принцип
целостности (холизма) по-разному трактуется противоположными идеями философий:
идеализма, материализма и науки.
Философский словарь (1972 г) критикует
идеалистический характер холизма: "Холизм
(греч. holos – целое)
– идеалистическая "философия целостности", близкая по своим идеям к
теории эмерджентной эволюции. Это
понятие введено … Я.Х. Смэтсом … в книге "Холизм и эволюция" (1926). Иде6алистически
истолковывая несводимость целого к сумме частей, Смэтс утверждает, что миром
управляет холистический процесс-
процесс творческой эволюции, создания новых целостностей. В ходе эволюции формы
материи непрестанно увеличиваются и обновляются. Холистический процесс …
отменяет закон сохранения материи. "Фактор целостности" Х. считает
нематериальным и непознаваемым, придавая ему мистический характер" [1].
Авторы
словаря, видимо, не знали основ древнего знания, где понятие целого (Дао…)
имеют не мистический, а нематериальный (духовный) характер (подробнее ниже).
Институт философии РАН в своей формуле не
раскрывает суть закона и связей частей целого: "ХОЛИЗМ … – в широком смысле позиция в философии и
науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного
своеобразия целого по отношению к его частям. В онтологии холизм опирается на
принцип: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей …гносеологический
принцип гласит: познание целого должно предшествовать познанию его частей. В
более узком смысле под холизмом понимают «философию целостности», разработанную
… философом Я.Смэтсом … Как мировоззренческая позиция … холизм, как правило,
разделялся мыслителями идеалистического направления ... В Новое время холизм
противостоял механицизму и редукционизму ... В области социальных учений холизм
нашел выражение в … доктринах, обосновывающих примат общества, государства…класса
по отношению к отдельным индивидам ... Т.о., холизм представляет собой широкую
мировоззренческую позицию, по-разному проявляющуюся в…различных областях… Связи между элементами такой совокупности
имеют законоподобный характер и определяют место в ней каждой части (выделено
мною,- Е.А.) … В настоящее время холизм получил… более глубокую разработку в
общей теории систем" [2].
Ганзен
В.А., в отличие от узостей и односторонностей официальных философий, за целое
принимает бессистемное единство принципов причины и структуры: "В зависимости от уровня развития науки и сложности
объекта уровень познания объекта как целого бывает различным. Однако несомненно
и то, что познание объекта как целого является одной из вершин познания, к
достижению которой должна стремиться любая наука. Такое познание может быть
достигнуто на пути объединения двух целевых принципов познания — принципов
причинности и структурности — при доминировании одно из них в каждом конкретном
случае" [3].
Мы, на основе системного метода генодрева
ФТС, считаем, что целостность - единство не только духовного и материального
(причины и следствия, идеализма и материализма), но и: частей целого,
структурных связей частей целого, логики взаимосвязей частей целого и
универсального метода развития, познания частей целого (подробные объяснения ниже).
Сегодня в науке существует множество
подходов к пониманию сложных систем, способам и методам их познания,
моделирования, взаимосвязям и содержанию принципов системности. Общая теория
систем, не обладая целостностью, не способна синтезировать в единое целое не
только процесс познания, как логического движения системы понятий, но и их
содержание. Единых и универсальных понятий, принципов системности философия и
наука до сих пор не выработали. Философия, отказавшись от древнего знания
единства духовного и материального начал, не сумев выработать универсальную
систему и метод познания, так и не сумела стать наукой, синтезирующей все виды
знания в единое целое.
Вершинина Л.П. в учебном пособии по системному
анализу дополняет вышесказанное: "В
настоящее время не существует общепринятого понятия системы. Термин
"система" и связанная с ним "системная терминология"
исследуется и подвергается осмыслению философами, биологами, психологами,
физиками, математиками … Существует несколько десятков определений понятия
"система"… Анализ приведенных определений позволяет разделить их на
три группы. В первую группу входят определения системы как некоторых классов
математических моделей. Вторая, наиболее значительная по объему, группа
включает определения "системы" через понятия "элементы",
"отношения", "связи", "целое"… Наконец, в третью
группу входят определения "системы" с помощью понятий
"вход", "выход", "переработка информации",
"управление"… Т.о., в самом общем случае понятие "система"
характеризуется: наличием множества элементов; наличием связей между ними;
Целостным характером данного объекта или процесса" [4].
Уфимцев В.А. в материалах по философии
систем дает более глубокий анализ состояния системности познания в философии: "В теории систем вместо гегелевских категорий
используются не их аналоги. Здесь просто иной способ членения действительности
… Философия так и не сумела выйти из зародышевого состояния, она застряла на
стадии формообразования, она не сумела стать наукой ни по целям, ни по методам
… В действительности философия – это метод универсального, предельно широкого
применения …Сегодня философия выродилась, она никому кроме самих философов не
нужна, ее прагматическая ценность рана нулю … За всю историю философии нельзя
назвать ни одного научного или общественно значимого мировоззренческого
открытия, которое было порождено философским рассуждением, взглядом, методом.
Это позволяет поставить философию в один ряд с такими лженауками, как алхимия
или астрология … Общая теория систем практически не имеет автора, основателя,
она собиралась из многочисленных ручейков … Проблема синтеза наук – это скорее
методологическая, чем объектная проблема. Попытки создания теории систем … не
увенчалась успехом потому, что для проникновения в новые области потребовалась
концепция открытой системы понятий и взаимодействия понятий.
Теоретико-множественный, алгебраический, топологический, кибернетический
подходы – все было перепробовано, все оказалось неподходящим, неадекватным и
было отвергнуто самой жизнью. … Общей теории систем … не хватало некоторого
единого, цементирующего методологического начала, общефилософской идеи, единых
принципов, подходов к формализации" [5].
Классики диалектического материализма (ДМ),
формально признавая системные принципы идеалистической диалектики Гегеля,
принципы развития, раздвоения, основное
противоречие: духовное-материальное, на основе логики или-или,
перевернули, что привело в теории - к углублению системного кризиса в познании,
на практике - к развалу СССР. Принцип развития диалектических противоречий так
и не был соединен с логикой движения понятий (по Ленину): «диалектика … учение о единстве противоположностей …
принцип развития надо соединить, связать … с всеобщим принципом единства мира …
вопрос не о том, есть ли движение, а о том, как его выразить в логике понятий …
раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть суть … диалектики»
[6].
Мы в ФТС, объединив в единое методологическое
системное целое принципы идеализма и материализма, древнего и современного
знания, соединили логику развития противоречий с логикой движения понятий ([7]Рис
65,35,47,49 и др.).
Проблема философского познания, особенно
академического, в том, что, ограничив узостью и односторонностью правящих
идеологий идеализма (религии) и материализма,
изучение
древних знаний, учений Вед, Каббалы, Дао, ИЦЗИНа и др., оно не сумело увидеть в
нем принципы целостности и универсализма, системности и открытости, при
взаимодействии системы развивающихся понятий.
Для
понимания существа проблемы несколько углубимся в суть основного вопроса
философии с целью раскрытия взаимосвязи первоначал (духа и материи) в процессах
развития. Идеализм утверждает, что дух (сознание) первично, а материя вторична.
Материализм наоборот считает материю первичной. Древняя эзотерическая,
современная реалистическая и др. философии говорят, что Дух (сознание) и
Материя - это единое целое, что является основой единства мира, взаимосвязи
всего со всем. Материалисты говорят, что бытие определяет сознание. Идеалисты
утверждают, что сознание определяет бытие. Эзотерики считают, что бытие и
сознание едины и взаимно влияют друг на друга в процессах развития. Сравнение
этих трех философий по критерию основного вопроса, показывает, что древние
философии обладали системной целостью и универсальностью понятий. Все древние
знания были основаны на системном принципе единства, целостности духовного и
материального начал (духа и тела) в процессах развития, идеализм же и
материализм разорвав это единство, исходя из своих крайностей, привели
современное человечество не только к кризису познания, но и выживания.
Древняя
эзотерическая философия от Египта до Индии и Китая, в отличие от материализма и
идеализма, давно утверждает, что дух (сознание) и материя едины, но это единство
изменчиво, текуче. В. Шмаков в основах своего учения приводит высказывание
восточного философа И. Хана, весьма актуальные и сегодня: «с научной точки зрения дух и материя совершенно
различны. С философской точки зрения они составляют одно. Дух и материя
различны, как различны между собой вода и снег,- а ведь последние вовсе не
различны, ибо снег не что иное как вода. Когда колебания духа становятся более
интенсивными, он обращается в материю, а когда колебания материи становятся
неуловимее, она обращается в дух» [5].
Таким
единством, вмещающем в себя противоположности духа и материи в древнекитайской
философии Дао является понятие Дао. Таким образом, древние философы понимали,
что между духом и материей, сознанием и веществом нет резкой грани, что это
разные состояния единой субстанции, однако, большинство современных
материалистов и идеалистов не понимает и до сих пор не принимает этих простых
истин (по-профански, не поняв, относят все древние, эзотерические философии к
низшему уровню знания).
ИЦЗИН
– древнекитайская двоичная система счисления, или Книга Перемен, основана на
диалектике философии перемен, структурно-логической системы изменений двух
взаимодействующих начал (понятий): Ян и Инь. Ей более 3500 лет, по другим
источникам ИЦЗИНу более 9000 лет. Древние китайцы рассматривали вселенную, как
систему двух начал (Ян и Инь), управляемую вечными переменами, вовлеченную в
извечный круговорот от потенции (УЦЗИ – ничто, тайна) к проявлению (ТАЙЦЗИ –
одно-единое) и обратно. Двойственные начала отражали в себе динамическое
единство (невидимую многими целостность): духовного и материального,
изменяющегося и неизменного. В философии – диалектика монизма, триады:
Дао-Ян-Инь (синтез-тезис-антитезис), построена на единстве двух невидимых начал:
Неба и Земли, Ян и Инь, духа и материи, внутреннего и внешнего, иначе идеализма
и материализма (подробнее см. [7] Рис 19,20).
Структура
ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево комбинаторной диалектики древних.
Одно-Единое (Великий Предел) раздваивается на две монограммы: Ян, целая черта и
Инь, прерывистая черта. В философии за Ян древние китайцы приняли Небо
(духовное начало), за Инь – Землю (материальное), за единство (синтез) -
Человека. На следующем уровне Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, образуя
четыре диаграммы, каждая из которых уже состоит из двух черт нижней (старой) и
верхней (новых Ян и Инь), а последние, после накладывания сверху еще новых черт
превращаются в восемь триграмм.
Т.о., древними была дана логика отношений
2-х главных элементов системы: духа-материи, синтеза-анализа в развитии,
времени и пространстве. Это диалектический процесс раздвоения единого,
образования логики системы пар противоречий в котором идеалисты и материалисты
отдавали приоритет одному началу и анализу. Синтез (логика и-и) собирает все
ветви анализа в единое целое. Китайские мыслители древности видели в логике
смены Ян и Инь (духовного и материального начал), не только единство синтеза и
анализа, но и содержание всех явлений природы, процессов развития общества и
психики человека.
Современное
знание фрагментарно и узко, построено на логике или-или, разделении целого на
части, которые противоречивы и отрицают друг друга: материализм и идеализм,
формальная и диалектическая логики (ФЛ и ДЛ), наука и религия, что уже привело
к тупику познания, информационному и экологическому кризису выживания.
Мы
в ФТС предлагаем универсальную структурно-логическую модель познания –
генодрево единства (целостности) взаимосвязанных противоположностей: принципов,
понятий, начало которого образует перевернутая триада Гегеля, моделирующая
логику процесса развития, как целостную систему, от синтеза к анализу: синтез
(единство,- логика «и-и») - тезис – антитезис (дух, причина - материя,
следствие, - логика «или-или»)- анализ [7, 9,10,11,12,13].
Метод
генодрева - единство логики синтеза (и-и) и анализа (или-или) позволяет,
изучить процесс развития противоречий, как целостную, универсальную систему
принципов познания: целостности, дуализма, триединства, тетризма, единства
синтеза и анализа, духа и материи, идеализма и материализма и др. (подробнее
ниже).
На
генодреве ФТС (построенном как симметричный граф, в ИЦЗИНе – система: монограмм
– диаграмм – триграмм -… ) процесс диалектического раздвоения единого (системного
анализа) начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуально,
попарно связанные противоположности: тезиса (дух, сознание, добро, волновые
свойства материи, теория) и антитезиса (материя, зло, корпускулярные свойства
материи, практика). На основе принципа дополнительности
(корпускулярно-волнового дуализма): духовное должно иметь материальное
основание (воплощение), а материальное–духовное. Например: синтез -
электрический ток, тезис – электромагнитное поле, антитезис – электроны,
материальные частицы.
При
развитии генодрева, делении образованных частей целого (понятий) на новые пары
логических противоположностей, принцип множественной дополнительности ведет к
образованию многоуровневой системы, структуру которой можно представить в виде
прогрессии: 1-2-4-8-… (иначе: 2n,
где n –
номер уровня системы, а цифры прогрессии - число элементов на каждом уровне
системы).
Система
познания метода гендрева ФТС, созданная на основе логики метода познания,
состоит из: 1) структурно взаимосвязанных логикой процессов познания и развития,
частей системы: уровня, ступени, подсистемы, элемента (Рис 1/34); 2) принципов
диалектического развития ([7] Рис 49); 3) взаимосвязанной системы основных
категорий философии ([7] Рис 65); 4) структурных взаимосвязей, прямых и
обратных процессов взаимодействия в системе. В отличие от ДМ, абстрактно
постулирующего взаимосвязи принципов познания, мы выделяем конкретно
взаимосвязанные логикой структуры генодрева не только принципы познания, но и
системные принципы: от целостности (логика И-И); двойственности, деления целого
на противоположности (логика ИЛИ-ИЛИ), до циклически-ступенчатого (спирального)
эволюционно-инволюционного развития и
др., которые разделяется на генетически взаимосвязанные принципы: -
структурности; - иерархичности; - первичного анализа; вертикального синтеза и
анализа; системного анализа; системного синтеза.
Диалектический
процесс развития генодрева ФТС (Рис 1/34), основанный на вертикали логики
системы противоречий: тезис-антитезис (Я-неЯ, левополушарное – правополушарное
мышление, диалектическая-формальная логика, теория-практика), направляет
развитие познания по горизонтали: синтез-анализ (единство-множество). образуя формулу:
синтез-тезис-антитезис-анализ. Два направления познания: тезис-антитезис-синтез,
антитезис-тезис-анализ требуют единства анализа и синтеза, теории и практики.
Единство ДЛ и ФЛ требует единства 4-х видов логик: дедукции-индукции,
аналогии-измерения (Я-Я, Я-неЯ, неЯ-Я, неЯ-неЯ). Единство теории-практики на
2-м уровне генодрева (в управлении) требует единства идеи-цели и
средства-результата.
На
плоскости структура генодрева образует крест, который означает направления
процесса познания, как логики движения понятий: - вертикаль:
духовное-материальное (эволюция-инволюция),- горизонталь: уровни глубины развития
синтеза-анализа духовно-материального (единое-многое). ФТС, не отрицая основные
принципы и законы ДМ, расширяет и углубляет их понимание на основе
динамического единства и комбинаторики понятий: духа и материи, идеализма и
материализма, 2-х направлений познания: синтеза-анализа, представляющее собой
генетическую логику движения понятий по структуре генодрева, без которой не
может быть единой науки и научной философии.
Генодрево ФТС – метод целостности
диалектических принципов - модель процессов познания, развития, основанная на
аксиоме целостности мира, имеет 8 вытекающих из него, взаимосвязанных
структурно-логических принципов ([7] Рис 49): 1.1. Аксиома (принцип)
целостности (единства вибраций) двойственного мира: духа и материи (тезиса и антитезиса)
и всеобщей взаимосвязи явлений, всего со всем, равнозначности процессов анализа
и синтеза, единства и борьбы противоположностей. Следствия аксиомы 1.1.: 1. Окружающий нас мир
– динамическое равновесие двух, дополняющих друг друга начал (вибраций единой
сущности), отражающее принцип диалектического монизма, единства: духа и
материи. 2. Все материальные и идеальные объекты, составляющие подвижное
единство находятся во взаимодействии друг с другом (взаимосвязи которых
отражаются ритмами прогрессии: 1-2-4-8-…). 3. Взаимодействие идеальных и
материальных объектов, понятий осуществляется через категории движения,
изменения, которое в равной мере свойственны не только материальному, но и
духовному началу. 4. Условие развития (движения, изменения) – разность
потенциалов (вибраций) тезиса и антитезиса (духа и материи). Активизация одного
из начал приводит к двум направлениям развития: эволюции (приоритеты духовного,
общественного начала) и инволюции (приоритеты материального, индивидуального
начала). 5. Развитие (движение, изменение) дискретно (в форме объектов и
полей), ступенчато и иерархично, циклично (ритмично) и спирально, одновременно
происходит в четырех направлениях (синтеза и анализа, тезиса и антитезиса), в
объемном плане составляя расширяющийся и сужающийся конус. 6. Ступенчатые
процессы развития имеют одностороннюю направленность (во времени): от целого к
части, многому. Двойственность процесса познания требует обратного движения
сознания от анализа к системному синтезу. 7. Цикличность ритмов развития
неизбежно рождает не только мировой кругооборот излучения (поля) и вещества, но
и превращение одного в другое. 8. Мир одновременно имеет начало во времени и
ограничен в пространстве (тезис) и не имеет начала во времени и границ в
пространстве (антитезис), бесконечен во времени и пространстве. 1.2.
Генетической, иерархической взаимосвязи противоположностей тезиса и антитезиса
(дающий начало процессам развития при ассиметрии, активизации вибраций одного
из начал). 1.3. Двойственности направлений процесса развития (эволюции и
инволюции). 1.4. Множественности и цикличности (ритмичности) процессов
развития. 1.5. Отмирания старого, разрушения (инволюции материального начала).
1.6. Восприятия, рождения нового, новых форм материи-сознания (эволюции
материального начала). 1.7. Преемственности в развитии, сохранения старого в
новом, материального в духовном (догматизма, инволюции духовного начала,
первичного синтеза). 1.8. Создания высшего уровня единства (эволюции духовного
начала, системного синтеза 2-х направлений). 1.9. Итоговый процесс
циклическо-ступенчатого эволюционно-инволюционного развития.
Лосев А. Ф. считал, что для отражения
процесса движущейся действительности в логике понятий, необходимо символическое
мышление: "мышление есть смысловое
отражение действительности. Следовательно, должен существовать и специфический
носитель этих смысловых законов и отношений действительности. Такой носитель
есть Я. И, следовательно, философия не есть лишь механическое установление отношения
между мышлением и бытием, но установление отношения между мыслящим Я и неЯ,
т.е. объективной действительностью … сама действительность, и ее усвоение, и ее
переделывание требуют от нас символического образа мышления" [14] (подробнее о недооценке символизма, критике лингвистики
см. ст. ОСНОВА КРИЗИСА ЛИНГВИСТИКИ И
СЕМИОТИКИ –УЗОСТЬ ФИЛОСОФИИ СИМВОЛОВ [11]).
Целостное, научное мышление генодрева ФТС,
основанное на логике единства Я-неЯ, 4-х видов логик, объединяет в систему и
4-е вида познания: количественного (математического), символического,
предметно-образного, логического (методологического), системно-целостного.
Структура
уровней развития противоречий генодрева: 1-2-4-8-…, как и двоичная
древнекитайская система ИЦЗИН (единое – 2 монограммы –4 диаграммы –8 триграмм
-…, где: 1-2 - невидимый уровень триады), может быть интерпретирована не только
в символической, но и математической форме (подробнее о связи символизма и
математики см. ст. ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОСТИ
ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ТРИЕДИНОГО СИНТЕЗА[11]).
Процесс
познания – единство анализа и синтеза. На структуре генодрева (Рис 1/34, 35 [7]):
анализ – движение мышления от единства к множеству, синтез- обратный процесс. В
процессе анализа (раздвоения) тезиса и антитезиса (Я-неЯ,
утверждения-отрицания), выше оси генодрева расположены- утверждения (Я), ниже-
отрицания (неЯ), на 2-м уровне происходит образование 4-х видов суждений: 1)
частноотрицательных (О), 2) общеотрицательных (Е), 3) частноутвердительных (I),
4) общеутвердительных (А) (на Рис 35 [7] два последних перепутаны издателем).
Из анализа связей генодрева (по логическому
квадрату): подчинения – 4-3,2-1; противоположностей – 4-2;
подпротивоположностей – 3-1, можно сделать выводы, что их разрешение возможно
только в обратном двойном синтезе (движении мышления от 2-го ур. к 1-у, и от
1-го к 0-му). Синтез 2-го ур.: 1) противоречий подчинения 4-3, 2-1 (А-I, Е-О))
и 2) противоположностей 4-2, 3-1 (А-Е, I-O), приводит к необходимости исходного
(первичного) синтеза тезиса и антитезиса. Эта логика и-и, единства: Я-неЯ,
тезиса-антитезиса (исходное начало структуры генодрева ФТС), которая в процессе
раздвоения (анализа) отражает движение противоречий от синтеза к анализу и
обратно (формула генодрева: синтез-тезис-антитезис-анализ).
Поэтому
диалектическая логика для отражения содержания движения противоречий должна
иметь свою систему понятий, принципов, основанных на многоуровневой структурной
логике единства: синтеза И-И и анализа ИЛИ-ИЛИ, отличной от ФЛ.
Подробнее
циклический процесс образования на дихотомической структуре генодрева ФТС,
системным чередованием тезиса (Ян) и антитезиса (Инь), логик противоречий (по
вертикали и горизонтали генодрева), соответствующих стихиям и характеристикам
аристотелевых стихий, видам сознаний, показан нами на Рис 35 [7].
Мы выделяем 8 принципов многомерной
диалектической логики ФТС:
1)
единства духовного и материального, абстрактного и конкретного, где единство:
теории и практики – истина, цель познания; тезиса и антитезиса - логика И-И–
основа процессов познания; 2) развитие, анализ – процесс последовательного
раздвоения единого, начало процесса познания, на основе прогрессии: 2-4-8-…,
соответствует логике борьбы противоположностей (Или-Или); 3) единства анализа и
синтеза (единства и множественности), с приоритетом синтеза в познании; 4)
единства процессов развития (истории) и логики; 5) единства индукции и
дедукции, одномерной логики и аналогии;
6)
единства опыта и предметно-образных представлений, логических понятий и идей.
7)
единство противоположностей на 2-м и 3-м уровне генодрева соответствует
двумерной (двухслойной) и трехмерной (трехслойной) логикам, где возникают
внутренние (2-х и 3-х слойные) противоречия 4-х и 8-и элементов системы логики
(см. ниже);
8)
единства философий, учений монизма и плюрализма, вытекающих из целого: монизм
(логика синтеза И-И) – дуализм: идеализм-материализм (логика разделения
или-или, где тезис и антитезис могут образовать синтез-триединство) – тетризм
(2-х значная логика, в ИЦЗИНе – 4 образца диаграмм) – октавизм (3-х значная
логика, в ИЦЗИНе – 8 символов триграмм).
Т.о.,
можно сделать выводы, раскрывающие
недостатки логик философий идеализма и ДМ, идеологий либерализма и марксизма:
1) логика целостности, синтеза И-И (невидимой многим взаимосвязи всего со всем)
лежит в основе единства и целостности процессов развития природы, общества и
мышления; 2) логика анализа Или-Или - основа разделения, борьбы
противоположностей; 3) идеология либерализма, политики США - плюрализм - часть
монизма, не обладая логикой единства (И-И) мышления, служит целям разрушения
общества; 4) 4-е закона формальной логики (тождества, исключения: противоречий,
третьего и достаточного основания), основанные на логике Или-Или, не дают
целостности знания; 5) 4-е закона логики ДМ, не дающие приоритет логике синтеза, являются частными случаями
высшей диалектической логики ФТС. (*
*)
Приоритет синтеза в познании необходим, иначе будет невозможно собрать части
целого в структурное единство. Многие философы не понимают необходимость логики
синтеза, в т.ч. синергетики, которые формируют порядок из хаоса странным
аттрактором, через случайное поведение шарика на горке. Шмаков в «Основах
Пневматологии» (К. София. 1994, с 145) плюрализм называл – неорганизованным
множеством и «обожествленным хаосом». Подробнее об этом см. статью автора о
толерантности и религии на сайте РФО (http://www.dialog21.ru)
К
сожалению, логика синтеза, на понятии которой основаны структуры: триады
Гегеля, ИЦЗИНа и генодрева ФТС, не развиваются материалистической теорией
познания.
Гегель,
выдвинувший структуру триады (тезис-антитезис-синтез), к сожалению, ее далее
нигде не использовал и не применял в теории познания. Об этом писал еще Л.
Спенсер: «Формулировка гегелевской триады
стала общепринятой, но следует подчеркнуть, что сам он никогда не пользовался
терминами тезис, антитезис, синтез» [15].
Не
раскрывает источник и процесс развития и современная философия, находящаяся в
кризисе, в которой самым слабым звеном, способным отнести ее к науке, является
логика, особенно формальная, отрицающие логику последующего процесса дихотомического
развития: 1-2-4-8-.., где триада (1-2) - только начало (потенция) процессов
развития.
Трудности
понимания триады Гегеля, как источника развития противоречия, заключаются в
том, что при преподавании философии, видимо триада: тезис – антитезис (логика
или-или) - синтез (логики и-и) раскрывается поверхностно, без различия
направлений и 2-х уровней структуры мышления, изначально создавая барьер в
развитии сознания, исключая понимание начала процесса развития (познания).
П. Успенский, изучив древние философские
системы, отметил: «Учение о трех силах –
корень всех древних систем. Первая сила называется активной или положительной;
вторая - пассивной или отрицательной; третья – нейтрализующей … Две первые
силы… понятны нам, … третья сила нелегко доступна прямому наблюдению и
пониманию. Причину тому надо искать … в … ограничениях психики …, основных
категориях нашего восприятия феноменального мира, т.е. в нашем ощущении
пространства и времени, которое является следствием этих ограничений. Люди …
неспособны напрямую воспринимать и наблюдать третью силу» [16].
Философы
прошлого понимали триаду двояко, применительно к анализу или синтезу. Обратная
триада понималась как синтез в направлении анализа: 1) активное начало–2)
пассивное начало–3) результирующее начало. Эту идею отражали и числа в
арифметике, где направление счета-анализ: 1) тезис – 1 (единица, вертикаль,
активное духовное начало) – 2) антитезис – 2 (горизонтальная линия, пассивное
материальное начало) – 3) троица, тернер (синтез первых двух чисел).
Вертикальная и горизонтальная черты в графике образуют крест (в религии это
понимается как единство духовного и материального начал). Обратные триады
сохранилась в религии: Отец- Сын– Св. Дух; Брама-Майя-Вишну (Отец-Мать-Сын). Прямые
триады: дитя-отец-мать; единство-дух-материя; частное-делитель-делимое;
равновесие-движение-покой; настоящее-будущее-прошедшее и др..
Прямая
триада ИЦЗИНа (Человек-Небо-Земля) дает развитие структуре познания: Одно
(единое)-Ян-Инь-4 диаграммы-8 триграмм. Все простое трудно для понимания.
Семененко
И.И., заостряя эту мысль, приводит слова Лао Цзы, видевшего в триаде структуру
2-х уровней (1-2): "Мои слова понять
так просто, так просто выполнить. Но их понять никто не может, никто не может выполнить
… Простейшее и оказывается самым сложным. Сложность не в словах, а в нас самих.
Он предлагает взгляд на вещи, отличный от рассудочного и
привычно-практического… триединое число Лаоцзы имеет определенную структуру. Ее
основу составляет единица и двойка" [17].
Философы,
исключившие логику «и-и» (синтеза) из понимания триады, психологически не
способны преодолеть барьер синтеза (некоторые называют его «завесой» в
сознании, "клише", созданными авторитарной системой обучения) в
познании, который неизбежно приводит его к крайним, искаженным вариантам.
О трудностях понимания триады: Дао-Ян-Инь
ИЦЗИНа пишет Дудоров О.Е.: "Понимание
"Книги перемен" до сих пор представляет непреодолимые трудности –
столь непривычны и чужды нам те образы, в которых выражены ее концепции … весь
мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящее от
взаимодействия и борьбы сил света и тьмы, напряжения и податливости …но, ни у
одного из авторов вы не найдете ни одной попытки рассмотреть "Книгу перемен"
с научной точки зрения, с точки зрения фундаментального естествознания …
"Книга перемен" базируется на фундаментальной науке, доведенной до ее
прикладного использования. Но признать "Книгу перемен" научной,
значит признать нашу полную некомпетентность в вопросах миропонимания
(естествознания). Признать, что вся западная натурфилософия неверна в своей
основе. Кто на это решится? … основная трудность понимания Канона перемен
заключается в том, что наше сознание, создавая образы мира, за этими образами
не видит механизма (и структуры,- Е.А.) их создания. Канон перемен раскрывает
этот механизм. …несмотря на то, что в западной науке существует фундаментальный
принцип "бритва Оккама", из которой следует, что теория не должна
иметь лишних базовых понятий, т.е. тех, которые можно свести к более
элементарным, она их вводит. Вводит такие понятия, как время, пространство,
материя (в ФТС это препятствие преодолено онтологией генодрева основных понятий
[7] Рис 65].- Е.А.). В этом смысле в Каноне перемен есть только одно
фундаментальное понятие: "То, чем является Инь и Ян,- это Дао, это
основание, это родители перемен, начало … духа и света, это основа" (Лао
Цзы)… Инь + Ян = Дао" [18].
Нами показано ([7] Рис 20), что начало
структуры ИЦЗИН - Одно-единое (Дао), которое раздваивается на Ян и Инь,
образует формулу прямой триады: Дао-Ян-Инь.
Это триада: синтез-тезис-антитезис, которая возвращает к осознанию ранее
поднятой нами проблемы системного синтеза, решенной структурной логикой
генодрева ФТС.
Современная наука и религия до сих пор не
видят в триаде два уровня структуры целого (подробнее
см. ст. "Генезис и уровни познания структуры триады…"[11]). Отбросив древнюю логику и-и, структурного единства
мира, аристотелевская логика или-или завела в тупик не только религию, но и
философию, разделив ее на идеализм и материализм, что в конечном итоге привело
к кризису и тупику развития и само человечество.
Общие
выводы. Уровень научности познания в современной философии крайне низкий. Чиновники
от науки, отгородившись от поиска нового, научными званиями и степенями,
ограничивая свободу научного творчества, старыми догмами, главные организаторы
системного кризиса познания и развала сферы воспитания и образования, которая
неизбежно приведет к гибели и само государство (подробнее см. ст. автора [11]).
Дудоров
считая, что Перемены – модель сложной реальности, которую западная наука не
понимает, делает схожие выводы: "Все
наши представления о мироздании перевернуты с ног на голову. И эти неверные
представления упорно "вбивают" детям со школьной скамьи … детей в
школе учат ереси. Так стоит ли удивляться, что в мире столько хаоса?
Цивилизация, насаждая неверные представления о мироздании, уничтожает сама
себя" ([18], там же, с 151).
Перевертыванием
занимались многие философы, но только Лао цзы, в Европе Ясперс, возвращались
при этом к исходной целостности, основе
мира (дао): "Противоположности
связаны между собой самыми различными способами: они взаимно производят,
дополняют … удаляются друг от друга, проникают одно в другую, друг за другом
следуют. Например: "бытие с небытием друг друга порождают, трудное и
легкое друг друга образуют … высокое и низкое взаимно соотносятся, тона звучат
в гармонии, переднее и заднее друг другу следуют"… Лаоцзы использует эти различные
виды противоположностей, чтобы косвенно, в отраженном свете, сделать выразимым
невыразимое, бытие в небытии, знание в незнании, деяние в недеянии … В этой
игре противоположности … либо гасят себя как бы до своего полного исчезновения,
либо перевертываются одно в другую … Тут в самом деле находят диалектическую
форму мысли, еще саму по себе методически не продуманную, взаимный переход
противоположностей, появление одной как противоположности другой, парадоксы
единства противоположностей. Она является у Лаоцзы формой высказывания из
первозданной глубины, которое призывает к медитации (выражается в интуиции,-
Е.А.) … Дао (логика синтеза, единства мира,- Е.А.) и то, что посредством него
есть, может мыслиться только в логическом круге" ([17], там же, с 392-393).
На
генодреве ФТС перевертывание тезиса-антитезиса (духа-материи,
причины-следствия, субъекта-объекта…), идет в 2-х направлениях процесса
развития: эволюции или инволюции, но синтез познания возвращает их к единству.
Успенский в поисках ответа на проблемы
научного знания в «Третьем Органоне» приходит к необходимости синтеза всех
видов знаний: «Мир един,- способы его
познания разные. И с несовершенными способами познания нельзя проникнуть в то,
что доступно только совершенным способам … Все есть целое … Истинное знание …
не может быть достигнуто путем чувственного восприятия- или путем умозаключений
… Философия, психология, математика, естествознание, социология … каждая имеет
свою литературу… Каждая «литература» вырабатывает свой собственный язык, свою
собственную терминологию и этим еще резче определяет свои границы, отделяет
себя от других…Что нам нужно теперь – синтез!» [19].
Но
метода познания, основанного на синтезе Успенские не дал, дает его ФТС - метод
генодрева! - универсальная модель, "механизм познания", отражающий процесс структурно-логического целостно-системного
мышления и единства видов познания.
Этот процесс можно показать на генодреве структурно-логической целостности (синтезе)
видов познания. Тезис–духовное начало
(причина, идеализм); антитезис- материальное начало (следствие, материализм).
2-й ур. генодрева- единство: 1) частей целого, 2) структурных связей частей
целого, 3) логики взаимосвязей частей целого, 4) универсального метода
развития, познания частей целого.
Литература:
1.
Философский словарь. М. ИПЛ. 1972.
2.
ИФ РАН Новая философская энциклопедия. Холизм.
http://iphlib.ru.
3. Ганзен
В.А. ВОСПРИЯТИЕ ЦЕЛОСТНЫХ ОБЪЕКТОВ. ddong.narod.ru.
4.
Вершинина Л.П. Системный анализ для гуманитариев. Уч. Пособие. СПбГУКИ. 2007, с
29-31.
5.
Уфимцев В.А. Материалы по философии систем. Econic.chat.ru.
6.
Ленин В.И. Философские тетради. М. ПИ. 1990, с177,202-203, 275.
7.
Антонович Е.Н. Третий путь развития.ч.1. ФТС. СПб. Деан, 2007, 542 с., книгу
можно скачать на сайте автора: spb-antonovich.ru.
8.
Шмаков В. Священная книга Тота. Абсолютные начала синтетической философии
эзотеризма. М. Десот. 1994, с 192.
9.
Антонович Е.Н. МНОГОУРОВНЕВАЯ ЛОГИКА СИСТЕМЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ (уч.
пособие), 2014, издание сайта: kovcheg.ucoz.ru (где автор ведет 8 форумов).
10.
Антонович Е.Н. Системный синтез принципов познания – метод генодрева ФТС. ж.
Сознание и физическая реальность. № 9 -2012.
11.
Антонович Е.Н. 31 статья на сайте РФО: Самое слабое звено в познании-
философия, в философии – логика: логика целостности … и др..
http://www.dialog21.ru., 34 ст. на сайте http://viperson.ru/people/antonovich-evgeniy-nikolaevich,
см. еще статьи на сайтах: СПб философского клуба (philklub1.narod.ru),
kovcheg.ucoz.ru, автора: spb-antonovich.ru.
12.
Антонович Е.Н. Принципы познания и модель системного синтеза в ФТС.
Научно-практический журнал Актуальные исследования. Екатеринбург. №1-2012.
13.
Антонович Е.Н. Процесс развития общества- единство эволюции и революции.
Российско-китайский журнал Содружество. Научно-теоретические конференции. №1-
2016.
14.
Успенский П.Д. Новая модель вселенной. СПб. Чернышева. 1993, с 407-437.
15.
Гегель для начинающих. пер. с англ. Харламова Л.В. Р-на Дону. Феникс. 1998, с
86.
16.
Успенский П. Психология возможной эволюции человека…. СПб. Комплект. 1995, с
81.
17.
Семененко И.И. Лао Цзы. Обрести себя в
Дао. М. Республика. 1999, с 5-6.
18.
Дудоров О.Е. Основы теории перемен. ИЦЗИН. М. Флинта. 2003, с 12-20.
19.
Успенский П.Д. Ключ к загадкам мира. М. Ф-Пресс. 2000, с 321-393.