УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЦИПЫ ФТС: ДУХОВНОСТЬ - ОСНОВА ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА                                                                               Антонович Е.Н., член РФО

 

         У Неба- сезоны, у Земли- богатства, у Человека- Культура … Природа человека

     зла; его доброта обретается через обучение ... Древние правители ненавидели беспо-

     рядок, поэтому они установили Ли (правила) и И (справедл-ть, мораль)  (Сюнь-цзы)

        Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но

     он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без

     нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным

     в своих … инстинктах                                                                                    (Аристотель)

       Культура- это то, что создано человеком и направлено на его духовное развитие

                                                                                                                                    (А. Блок)

 

      Все древние философии и учения были основаны на принципе единства духовного и материального, при приоритете первого над вторым, что давало эволюции устойчивость развития, а обществу длительность существования.     

      Сегодня верность древних знаний о единстве духовных и материальных факторов, приоритете первых над вторыми подтверждают ряд ученых.

      Дфн Обухов В.Л. утверждает: "Реалистическая философия призвана преодолеть известный разрыв материи и духа, материального и идеального и восстановить ту гармонию между ними, которая в действительности им присуща … дух … нематериальная составляющая мира, связанная с материей и без нее не существующая, но определяющая активность материи, ее способность к самоорганизации, порядку и гармонии" [1].

      Сухонос С.А. пишет о приоритете духовности, нравственности в обществе: "Тезис о нравственности, как об основе прочности любого общества, имеет историческое подтверждение. Чем выше нравственность в обществе, чем строже она выполняется, тем сплоченнее общество, тем сильнее она, и тем большего успеха оно добивается, как внутри себя, так и во внешней политике … воплощение его (высокого уровня,- Е.А.) в жизнь придает устойчивость обществу, формирует его внутреннюю гармонию" [2].

      Беспомощность современных мировоззрений, идеологий и религий, основанных на узости и половинчатости их учений, привела не только к беспомощности власть имущих, не способных силовыми методами остановить терроризм и религиозный фанатизм, но и через приоритет материальных потребностей - к духовно-нравственному кризису и деградации человечества.

      Мы предлагаем основные положения единой философии, обладающей универсальным методом познания – генодревом ФТС (философии триединого синтеза), синтезирующем в единое целое не только духовное и материальное, единое и многое, но идеализм и диалектический материализм (ДМ), древнее и современное знание [3,4,5]. ФТС дает научное обоснование теории конвергенции, третьего (мирного) пути развития человечества, способного синтезировать в единое целое все религии и идеологии.

      Структура генодрева - симметричный граф, развитие которого идет через диалектический принцип раздвоения единого, аналогична структуре ИЦЗИНа.

      Структура ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево комбинаторной диалектики древних. Одно-Единое (Великий Предел) раздваивается на две монограммы: Ян, целая черта и Инь, прерывистая черта. В философии за Ян древние китайцы приняли Небо (духовное начало), за Инь – Землю (материальное), за единство (синтез) - Человека. На следующем уровне Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, образуя четыре диаграммы, каждая из которых уже состоит из двух черт нижней и верхней (новых Ян и Инь), а последние, после накладывания новых черт превращаются в восемь триграмм.

      Уровни процесса развития в метафизике пространства, раздвоения структуры ИЦЗИНа и генодрева ([3] Рис 20, 34) почти идентичны. Правило ИЦЗИНа новая черта, при раздвоении Ян (+) и Инь (-) на новые (+ и -) накладывается на старую сверху, при этом, в ФТС последние знаки: (+) должен быть выше оси генодрева, (-) – ниже оси (Рис 2/34).

      На плоскости структура генодрева образует крест, который означает направления логики развития (познания): -вертикаль: духовное-материальное (эволюция-инволюция), -горизонталь: уровни глубины развития синтеза-анализа духовно-материального (единое-многое). Т.о., в отличие от ДМ, где процесс развития линейный, на генодреве он двойственен, идет от исходной точки по горизонтали (единое-многое,

простое-сложное) и, одновременно, по вертикали (противоположности: тезиса - дух, сознание, и антитезиса - материя), что при дальнейшем развитии образует цикличность.

       

      Из единства (синтез истины) теории (тезис) и практики (антитезис), на 2-м уровне генодрева вытекает единство не только 4-х видов логик, но и познания: а) ниже оси генодрева: 1) опыт, 2) логическое доказательство; б) выше оси: 3) учение, 4) гипотеза.

      Научно-философские выводы: 1) любая теория должна иметь доказательство: идея в философии - логика, в идеологии – опыт. 2) метод генодрева способен объединить в единое целое не только все виды логик, но и принципы познания, законы развития.

      Система познания гендрева ФТС, основана на единстве принципов онтологии: категорий философии ([3] Рис 65) и гносеологии ([3-5]), логики противоречий (Я-неЯ)- метода познания (Рис 1/34), принципов диалектического развития ([3] Рис 49).

      Структура Генодрева ФТС, исходя из единства аксиологических принципов, отражает духовно-материальную диалектику познания процессов эволюции-инволюции.

      Из генодрева принципов познания, развития ([3] Рис 49), вытекают 8 взаимосвязанных структурно-логических принципов-аксиом: 1.1. Аксиома (принцип) целостности (единства вибраций) мира: духа и материи (тезиса и антитезиса) и всеобщей взаимосвязи явлений, всего со всем, равнозначности процессов анализа и синтеза, единства и борьбы противоположностей.  Следствия аксиомы 1.1.:

1. Окружающий нас мир – динамическое равновесие двух, дополняющих друг друга начал (вибраций единой сущности), отражающее принцип диалектического монизма, единства: духа и материи. 2. Все материальные и идеальные объекты, составляющие подвижное единство, находятся во взаимодействии друг с другом (взаимосвязи которых отражаются ритмами прогрессии: 1-2-4-8-…). 3. Взаимодействие идеальных и материальных объектов, понятий осуществляется через категории движения, изменения, которое в равной мере свойственны, не только материальному, но и духовному началу.

4. Условие развития (движения, изменения) – разность потенциалов (вибраций) тезиса и антитезиса (духа и материи). Активизация одного из начал приводит к двум направлениям развития: эволюции (приоритеты духовного, общественного начала) и инволюции (приоритеты материального, индивидуального начала). 5. Развитие (движение, изменение) дискретно (в форме объектов и полей), ступенчато и иерархично, циклично (ритмично) и спирально, одновременно происходит в четырех направлениях (синтеза и анализа, тезиса и антитезиса), в объемном плане составляя расширяющийся и сужающийся конус. 6. Ступенчатые процессы развития имеют одностороннюю направленность (во времени): от целого к частям, многому. Двойственность процесса познания требует обратного движения сознания от анализа к системному синтезу. 7. Цикличность ритмов развития неизбежно рождает не только мировой кругооборот излучения (поля) и вещества, но и превращение одного в другое. 8. Мир одновременно имеет начало во времени и ограничен в пространстве (тезис) и не имеет начала во времени и границ в пространстве (антитезис), бесконечен во времени и пространстве.

1.2. Генетической, иерархической взаимосвязи противоположностей тезиса и антитезиса (дающий начало процессам развития при ассиметрии, активизации вибраций одного из начал). 1.3. Двойственности направлений процесса развития (эволюции и инволюции). 1.4. Множественности и цикличности (ритмичности) процессов развития. 1.5. Отмирания старого, разрушения (инволюции материального начала). 1.6. Восприятия, рождения нового, новых форм материи-сознания (эволюции материального начала). 1.7. Преемственности в развитии, сохранения старого в новом, материального в духовном (догматизма, инволюции духовного начала, первичного синтеза). 1.8. Создания высшего уровня единства (эволюции духовного начала, системного синтеза 2-х направлений). 1.9. Процесс циклическо-ступенчатого эволюционно-инволюционного развития.

      Универсальность циклическо-ступенчатого процесса эволюционно-инволюционного развития в ФТС, от единства к системному множеству, идущего по иерархическим уровням генодрева: горизонтального (1-2-4-8-…) и вертикального ([3] 3-й ур. Рис 47: 1-5, 2-6, 3-7, 4-8) доказывается нами в [3] не только применением к процессам развития: от сфер общества (Рис 3/47), до уровней морали (Рис 101), но и познания: логики (Рис 1/34) и др.

      В отличие от 3-х законов диалектики ДМ, в диалектике ФТС приняты 4 закона (отражающих универсальность процессов развития, познания): 1) дополнительности двойственных противоположностей (противоречий) до целого; 2) двойственности двойственных отрицаний; 3) структурных взаимосвязей количественных и качественных изменений; 4) единства и взаимодействия противоположностей.

      Противоречие в ДМ – "категория диалектики, выражающая внутренний источник движения", основанная на одностороннем принципе развития (или-или), который не "видит" всех возможных направлений развития противоположностей и их структурных связей.

      ДМ признавая противоречие или-или (по логике Аристотеля) основой развития исторических процессов, т.о., отрицает не только диалектику дальнейшего развития структуры противоречия, но и затрудняет понимание дуальности процессов развития.

      В ФТС развитие противоречия идет одновременно в 2-х направлениях, не только между противоположностями тезиса-антитезиса (разрешаемыми вертикальным синтезом на каждом уровне познания системы), но и между различными (горизонтальными) уровнями глубины познания синтеза-анализа (различными уровнями структуры генодрева одной системы, взаимодействующими подсистемами единое-многое:1-2-4-8-…).

      Т.к. в основе структуры генодрева (ИЦЗИНа) лежит логика синтеза (и-и), то примирение противоположностей является необходимым условием сохранения целостности системы. В ИЦЗИНе, ФТС противостояние противоположностей находится в движении, что говорит не только об их изменчивости, взаимопроникновении, но и в смягчении их крайних состояний в "золотой" середине (третьем пути). При этом внешние противоречия разрешаются внутри системы, придавая ей устойчивость.

      Рассмотрим развитие противоречий на примере сфер общества. Система противоречий взаимосвязи сфер генодрева (Рис 3/47) в основании имеет ось генодрева – ур. норм морали, сверху которой духовные сферы,- снизу материальные. Т.о., подтверждается древнее знание, утверждающее приоритеты духовного над материальным (подр. см. статью "Уровень морали – мера эволюции общества"[4]). 

     На первом уровне генодрева имеется одно главное (духовное) противоречие– диада: тезис: духовная власть, антитезис-светская власть, которое определяет циклы развития противоречия на всех горизонтальных уровнях.

      Цикличность развития противоречия одновременно ведет не только к: его углублению по горизонтали, но и расширению его вертикального (дух-материя) главного содержания, что неизбежно приводит, при не системном управлении духовно-нравственными процессами, к его обострению, усилению воздействия на систему. Что и происходит в социальных процессах развития. На 2-м, 3-м и последующих горизонтальных уровнях генодрево образует систему вертикальных противоречий: 2-й ур.–2 противоречия (4-х форм власти), 3-й ур.–4 противор-ия (8-и сфер).       

      Разность противоречий тезиса и антитезиса – источник развития генодрева.

      Стукова О.В. отмечает эту идею при формировании Культуры: "Пружиной, источником энергии творчества всегда был разрыв, разность потенциалов между статус кво и Идеалом, реальным и идеальным … . А довольство, успокоенность – как раз роняет эту разность потенциалов до нуля, обесточивая батарею. Чем же можно поднят ее снова? Двумя способами: углубив личную трагедию - или подняв планку идеала" [6].

      Главное противоречие (ГП): духовная – светская власть на 2-м уровне развития общества выделяет 2 противоречия между 4-я сферами (уровнями) власти: 1) бытия-экономики (4) и государственной власти (СУ-2), духовной власти (1) и уровнем культуры (3). Основное противоречие (ОП) 2 ур. –3-2 (Культура- Госвласть).

      На 3-м уровне развития общества возникают 4-е вида противоречий между сферами: 1) экономики и политики (где возникли и начали развитие классовые противоречия); 2) образа жизни (большинства) и воспитания, образования; 3) БСУ (бюрократической системой управления) и системой самоуправления (ССУ); 4) идеологи, религии и духовностью философии, морали (в наше время обострились противоречия внутри различных идеологий и религий). ОП 3 ур. идеология-политика (4-5).

      3-й ур. генодрева дает цикличность развития сфер в последовательности:1-5,2-6,3-7,4-8.

      Противоречия общества в процессе его развитии неизбежно расширяются и углубляются, т.е. обостряются. Но, содержание ГП 1 ур. (духовная-светская власть) сохраняется: на 2 ур. в ОП (власть культуры-госвласть), на 3 ур. в ОП (идеология-политика). Понимание этого процесса ДМ до сих пор не только не понято, но и не развито системно.

      Обострение ОП 2-го уровня (культура-госвласть) снимается триединством: 1) горизонтальным синтезом высшего 1-го уровня,- обеспечением единства духовной и светской власти (при приоритете духовной над светской); 2) двойным вертикальным синтезом – приоритетами нравственной философии над культурой, СУ (госвласти) над экономикой; 3) Эволюционно-опережающим развитием сфер 3-го ур.: Культуры, СВО и ССУ (законодательной власти).

      Выводы: Сфера Культуры и СВО для устойчивого развития и сохранения суверенитета общества должна иметь опережающее духовное развитие.

      В ДМ существовало два неразвитых понятия эволюции: общепринятое, узко-материалистическое и широкое, малоизвестное и редко используемое философами (для понятия революции такого исключения нет): "Эволюция и революция (лат. evolutio – развертывание; revolutio – поворот, изменение) – неразрывно связанные стороны развития, соответствующие нарастанию количественных изменений в развитии явления (Э.) и более или менее быстрому качественному изменению (Р.)…Понятие Э. употребляется… для характеристики развития в широком смысле этого слова, и в таком случае под Э. понимается движение, включающее в себя и количественные и качественные изменения" [7].

      Т.о., ДМ понимая эволюцию (количество) узко материалистически (только по горизонтали: простое-сложное), вынужден разделять противоречия на двойные виды: антагонистические, - для эксплуататорских, классовых обществ, и неантагонистические – для социализма, разрешаемые путем: борьбы нового и старого, экономических и социальных преобразований (относящиеся, т.о., и к материальному и духовному началам). Ряд авторов успешно развивают общепринятое, узкое понимание Э. и Р.

      Мы понимаем эволюцию и инволюцию в широком смысле, как двойственные процессы вертикального развития противоречия, образующих 2-а вида эволюции и 2-а инволюции духа и материи: эволюции: духа (+,+), материи (-,+); инволюции: духа (+,-), материи (-,-) ([3] Рис 66). Т.о., мы, развивая древние учения, исходя из широкого понимания (что не отрицается и ДМ) процессов эволюции (или инволюции), считаем, что она может быть духовной (качественной) и материальной (количественной). Следует различать два вида революции: прогрессивную (эволюция) и регрессивную, контрреволюционную (инволюция).

      Определения. Эволюция – развитие (внутреннее и внешнее), идущее от низшего к высшему, от материального к духовному, отражающее количественную (материальную) и качественную (духовную) сторону. Инволюция – развитие, идущее от высшего к низшему, от духовного к материальному, отражающая качественную (духовную) и количественную (материальную) его сторону.

      Разжиревшее от материального изобилия население ряда западных стран не замечает за собой нравственной деградации (пропаганду однополой семьи, раннего сексуального воспитания детей, сексуальных извращений, инцеста и т.п.). Видимо, этому способствует и материализм западной, в т.ч. и российской науки. Так, например, РАН вместо изучения явлений невидимого духовного мира создала комитет по борьбе с лженаукой.

      На западе и в России в философских словарях понятия эволюции и инволюции, прогресса и регресса не отражают духовной-нравственных сторон развития общества.

     Анализ логики многоуровневого процесса развития общества, обеспечивающего его прогрессивную эволюцию (Рис 94 [3]) показывает необходимость единства не только материальных (достигаемых, как правило, через революцию), но и духовных ее условий, которые на втором уровне генодрева приводят к единству 4-х видов (этапов) эволюции и революции: 1) политико-экономическая революция; 2) социально-управленческая революция; 3) культурно-научная эволюция; 4) духовно-нравственная эволюция.

      Между 2 и 3 этапами должно происходить снятие - перелом сознания от индивидуальной к общественной морали, иначе – качественный (духовный) скачок в развитии общества, переход революционного развития - экономическо-социального к эволюционному, -культурно-духовному. Если первые два вида не требуют длительного периода развития (видимо, поэтому зачастую революции инспирируются извне, что характерно для нашего времени), то вторые два – наоборот, невозможны без длительного процесса духовно-нравственного воспитания и саморазвития общества.

      Классики ДМ, исходя из приоритетов материализма и вульгарной критики религии, недооценили важность духовно-нравственного развития общества. Очевидно, поэтому причину смены видов обществ они видели не росте уровня морали общества, а в смене частной собственности общественной; но ведь последнее- это следствие, а не причина.

      Перелом сознания от индивидуальной к общественной морали, качественный скачок, -сложный процесс, основание (причина) для развития личности, должен происходить во всех сферах и уровнях развития общества. Начавшись в семье, с дошкольного воспитания, процесс воспитания продолжается в коллективе, с юношеского воспитания, и заканчивается в зрелом возрасте на производстве и в обществе. Внешние условия, национальный образ жизни, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания личности.

      К сожалению, в СССР так и не сумели за три поколения, довести процесс воспитания до логического завершения,- воспитания нравственной и социально активной личности.

      Вывод: революции, совершенные без необходимого предварительного и, особенно, последующего духовно-нравственного развития человека и общества (мировоззрения, идеологии, морали, культуры общества и т.п., которые должны отрабатываться в программах политических партий) будут недолговечны и вредны для прогресса общества.

Литература:

1. Обухов В.Л. Манифест реалистической философии. СПб. Химиздат. 2004, ч. 21.

2. Сухонос С.И. Вселенская сила нравственности. М. Новый Центр. 2005, с. 173.

3. Антонович Е.Н. Третий путь развития. кн.1. Философия триединого синтеза (ФТС). СПб. Деан, 2007, 542 с., (книгу можно скачать на сайте автора: www.spb-antonovich.ru).

4. Антонович Е.Н. 29 статей на сайте РФО: Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика. http://www.dialog21.ru., сборник статей Проекта на сайте РФО  http://www.dialog21.ru/biblio/konf_ant_ovch/12.%20Antonovich.pdf, 32 ст. на сайте ВИПЕРСОН, см. ст. на сайтах: СПб философского клуба (philklub1.narod.ru), kovcheg.ucoz.ru, автора: spb-antonovich.ru.

5. Антонович Е.Н. Процесс развития общества- единство эволюции и революции. Российско-китайский журнал Содружество. Научно-теорет-е конференции. №1- 2016.

6. Стукова О.В. Цивилизация или культура? Кн.8. Цели и смысл Бытия и Пути к нему. Другая Наука. СПб. 2009, с 44.

7. Философский словарь. М. ИПЛ. 1972.