ОСНОВА КРИЗИСА ЛИНГВИСТИКИ И СЕМИОТИКИ –УЗОСТЬ ФИЛОСОФИИ СИМВОЛОВ

                                                                                                          Антонович Е.Н., член РФО

 

         Когда не знаешь слов, нечем познавать людей                                                 (Конфуций)

         Никто не должен бояться, что наблюдение над знаками уведет нас от вещей: напротив,

      оно приведет нас к сущности вещей                                                                     (Лейбниц Г.)    

         Число один символизировало гармонию, порядок или добрый принцип единого Бога (единства

      мира,- Е.А.) …, число два выражало противоположную идею. С него начиналась наука добра и

      зла. Все, что двойственно, ложно и противоположно единой реальности, обозначалось

      двойкой. Она также выражала контрасты в Природе, которые всегда двойные: день и ночь,

      свет и тьма, холод и тепло…заблуждение и истина, мужское и женское    (Блаватская Е.П.)

      

 Аннотация: предлагается научно-философский метод универсально-диалектического, структурно-логического генодрева ФТС (философии триединого синтеза) формула которого: синтез-тезис-антитезис-анализ, дает более глубокое и широкое, системное понимание взаимосвязи системы знаков и символов в семиотике. На генодреве ФТС построенном как симметричный граф, и древнекитайская двоичная система счисления ИЦЗИН процесс диалектического раздвоения единого (в ИЦЗИНе на символы: 2 монограммы – 4 диаграммы – 8 триграмм -…), начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуальные противоположности: тезиса (знаков: дух, сознание, сущность) и соответственно антитезиса (материя, свойства материи, знака). При развитии генодрева, делении частей целого на новые пары противоположностей работает принцип множественной логики, результатом которого является образование многоуровневой системы символов, структура которой - прогрессия: 1-2-4-8-… , отражает процесс взаимодействия элементов (символов) системы при ее развитии.

Ключевые слова: синтез-тезис-антитезис-анализ, дух, материя, символ, знак, противоречие, единство, логика, процесс, развитие, генодрево, уровень, система, сущность, семиотика. 

 

The heart of the CRISIS of LINGUISTICS AND SEMIOTICS –the NARROWNESS of the PHILOSOPHY of SYMBOLS                                                 Antonovich E. N., a member of the philosophical society

 

Abstract: available scientific and universal philosophical method-dialectical, structural-logical genotiva FCS (philosophy triune synthesis) formula of which is: synthesis-thesis-antithesis-analysis, provides deeper and broader, systemic understanding of the relationship of the system of signs and symbols in semiotics. On geodrive the FCS is constructed as a symmetric graph, and the ancient Chinese binary system of the I CHING dialectical process of splitting a single (Ezzine characters: 2 monograms and 4 diagrams – 8 trigrams -...), starts with the tick mark starting point (vertex) of the dual opposites: thesis (mark: spirit, consciousness, essence) and therefore the antithesis (matter, properties of matter, sign). With the development of gendrive dividing parts of a whole on a new pair of opposites, the principle of plural logic, the result of which is formation of the multilevel system of symbols whose structure is the progression: 1-2-4-8 -... reflects the process of interaction of elements (symbols) of the system during its development.

Key words: synthesis-thesis-antithesis-analysis, the spirit, matter, symbol, sign, contradiction, unity, logic, process, development, gendruwo, level, system, nature, semiotics.

 

      Для понимания темы неспециалистами обратимся к исходным понятиям в словарях:

"Лингви́стика (от лат. lingua — язык), языкозна́ние, языкове́дение — наука, изучающая языки.

Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как его индивидуализированных представителях. В широком смысле слова, лингвистика подразделяется на научную и практическую. Чаще всего под лингвистикой подразумевается именно научная лингвистика. Является частью семиотики как науки о знаках.

      Символ – значение знака. Семиотика – учение о знаках. Семантика – учение об отношениях между знаками".

      Известно, что семиотика находится в системном кризисе. Есть много публикаций на эту тему. А. Репьев дает критику подходов в семиотическом анализе: "Единственное в чем сходятся семиотики, говоря об охвате и методологии семиотики – это то, что их наука занимается «изучением знаков». Хотя Saussure мечтал о том, что наступит день, когда семиотика станет частью социальных наук, семиотика все еще не представляет собой единой полнокровной теории. В наихудшем варианте, то что сходит за «семиотический анализ», представляет собой не более, чем претенциозную форму литературного критицизма, основанного просто на субъективной интерпретации и высокопарных утверждениях. Подобные перекосы заработали семиотике незавидную репутацию в некоторых кругах, как последнее прибежище академических шарлатанов. … Семиотический анализ – это просто один из многих методик, которые могут быть использованы для исследования практики применения знаков. Знаки в различных средах различны, поэтому в различных средах к различным типам нужно подходить по-разному ... Семиотики не всегда четко оговаривают ограничения их методик, и иногда необоснованно выставляют, как универсальный инструмент. Семиотика Сосюра основывается на лингвистической модели, но не все согласны с тем, что можно продуктивно рассматривать, например, фотографию и фильмы, как «языки…

     Иногда семиотики выставляют свои анализы таким образом, как будто они представляют собой совершенно объективные «научные» подходы, а не субъективные толкования … большая часть семиотического анализа …в высшей степени бессистемна ... в некоторых случаях семиотический анализ оказывается всего лишь поводом для интерпретаторов продемонстрировать видимость учености, прикрываясь жаргоном, который не дает возможности большинству людей принять участие в дискуссии. На практике, семиотический анализ неизбежно представляет собой набор субъективных оценок … В структуралистской семиотике основное внимание уделяется формальным системам, а не процессам использования и создания … Семиотика считает, что смысл можно объяснить просто через структуры текста. Эта точку зрения критикуют, как проявление лингвистического детерминизма. Чисто структуралистская семиотика не интересуется вопросами создания объектов ... Она игнорирует конкретные практические ситуации, корпоративные контексты и культурные, социальные, экономические и политические контексты … Чисто структуралистская семиотика игнорирует процесс (все выделено мною,- Е.А." [1].

      Ревзина О.Г. из Московского государственного университета критикует лингвистику: "В первые десятилетия ХХ века лингвистика, отмежевавшись от социологии и психологии, провозглашает, в лице Соссюра, своим единственным объектом "язык в самом себе и для себя"1. Одна за другой выходят монографии, именуемые "Язык"2, принимаются критерии научности естественных наук, формируется соссюровская научная парадигма. Выдвинутый Соссюром проект общей семиологии находит частичное воплощение в семиотике, но, вопреки Соссюру, лингвистика не теряет своей суверенности и не становится частью общей науки - семиотики. В вышедшей в 1966 году монографии "Идеи и методы современной структурной лингвистики" Ю.Д. Апресян пишет: "Науку часто сравнивают с кораблем, который время от времени перестраивается сверху донизу, оставаясь все время на плаву" 3. Перестройка, вызванная структурной парадигмой, оценивается Ю.Д. Апресяном как обогатившая, углубившая и расширившая традиционную лингвистическую проблематику; как снабдившая лингвистику "методологией поиска научной истины"; как обещающая придать лингвистике единство целостной науки. И примерно в это же время начинается разрушение не построенного до конца научного здания…К концу ХХ века язык как знаковая система перестает быть в центре исследовательских интересов"[2].

      Мы считаем, что в семиотике самым слабым звеном являются узость символов, знаков, которыми могут быть не только слова разговорных языков, фотографии и фильмы, но и более сложные системы (которые не предлагают критики семиотики), объясняющие процессы познания, развития: как-то: геометрические фигуры, графики, диаграммы и т.п.      

      В отличие от современной семиотики, в древних философиях широко использовались символы геометрических понятий: точки, линии, треугольника, квадрата и др.

      В. Шмаков дает систему геометрических символов, их смысл и значение в древней философии: "Точка, как и нуль, является естественным символом Абсолюта, навсегда и в принципе недоступного пониманию нашему; нуль выше всякого числа, он всякое из них в себе содержит и, вместе с тем, он навсегда недоступен пониманию и познается лишь путем приближения. Треугольник – это символ Реальности; все, что существует, человеком познается в тернерах … квадрат – это символ мира реализации" [3].                                                           

      Шмаков, описывая единство математики и геометрии, настаивает на преимуществах геометрического отображения реальности: "Разум рождается из чистого духа через утверждение некоторых первичных метафизических соотношений: бинера, тернера, кватернера … Всякое алгебраическое выражение может быть интерпретировано методом геометрическим. Этот способ исследования настолько естественно близок человеческому духу, что, как известно, даже в чистой математике анализ геометрический родился на много веков раньше анализа алгебраического. Всякий геометрический метод имеет то преимущество, что он обладает свойствами наглядности; благодаря которому человек может все время следить за верностью своих построений. Наоборот, метод чисто алгебраический требует от человека большей способности мыслить вполне отвлеченно, что неизмеримо более трудно и является доступным лишь наиболее развитым умам. Все наши представления о величинах и протяжениях, так или иначе, связаны с непосредственно познаваемым трехмерным пространством. При помощи отвлеченных формул математики мы хотя и можем иметь абстрактные представления о пространствах иных качествований, как, например, пространства Лобачевского и Римана …  Переходя к решению отвлеченных проблем методом геометрии, мы хотя и будем пользоваться ее фигурами, но эти последние теперь будут иметь уже иной смысл и значение … Вследствие этого, пространство, в котором эти построения нами совершаются, по самой своей природе отлично от пространства геометрического; это пространство я называю метафизическим пространством"[4].

      Шмаков ниже, уточняя пути к более широкому пониманию символов в философии Таро, приводит высказывание П. Успенского о мышлении в символах метафизических идей: "Таро представляет собой философскую машину, имеющую несколько применений: а) Оно дает возможность откладывать в различных графиках (подобно вышеприведенным треугольнику, точке и квадрату) и символах метафизические идеи, трудно укладывающиеся или совсем не укладывающиеся в слова, б) Оно является орудием ума, необыкновенно усиливающим его способность к метафизической интуиции, в) Оно является неизменным средством гимнастики ума … для расширения сознания, для приучения его к новым расширенным понятиям, к мышлению в мире высших измерений, к пониманию символов" [5] (выделено мною,- Е.А.).

      Знаки – сложные структурные образования, системные методы исследования которых пока не разработаны, поэтому нет и системно взаимосвязанной структурной теории знаков.

      Еще в древнем Египте были известны три способа выражения мысли: - словами, составленными из букв – символов единства вибрации голоса и жеста, зависящих от силы вибрации голоса; - иероглифическими знаками; - геометрическими знаками (точкой, треугольником, квадратом, …). Последние два передавали более сложное содержание, смыслы знаков. Древними философами широко применялись символы единства 4-х стихий (начал Космоса): огня, воздуха, воды, земли, раскрывающие их смысл, забытые сегодня лингвистами и философами.

       Лукьянов А.Е., исследователь древнекитайской структурно-знаковой системы, графико-иероглифического символа ИЦЗИН, которое состоит из: "иерогрлифа и и цзин. Иероглиф и имеет значения "перемена", "изменение"…; иероглиф цзин - … "нить основы",,, отсюда "канон", "каноническая книга". В переводе на русский …"Книга Перемен". Иероглиф цзин несет большую смысловую и структурно-системную (символическую,- Е.А.) нагрузку" [6].

      В древнем Китае использовалась 5-и частная структура взаимосвязи стихий по сторонам света: Юг (Огонь)- Центр (Земля)- Север (Вода) –Восток (Дерево) –Запад (Металл).

      Лукьянов А.Е., описывая варианты древнегреческого пятичастного креста: Воздух-Земля (центр)-Эфир-Огонь- Вода, и др,, приводит его философское понимание Платоном, от тождества к бесконечности, отчасти раскрывающее философский смысл процесса перемен в ИЦЗИНе (подробнее ниже): "В "Софисте", говорит Плутарх, Платон указывает на пять самых главных начал: Различие- Сущее (центр)-Неподвижность- Тождество- Движение (Рис 32) В "Филебе" Платон применяет другой способ разделения пяти главных начал: Разделение – Рождение (центр)- Предел – Бесконечность- Смешение бесконечности и Предела (Рис 33)" [7].

      Лукьянов А.Е. видит символы ИЦЗИНа как генетическую структуру процесса развития сложной системы знаков: единое - 2-х монограмм - 4-х диаграмм - 8-и триграмм-…, образованной из 2-х понятий (Ян-Инь): "Культура Дао "ИЦЗИН" … построена на восьмичастной матрице и в полном виде представляет собой 64-частную спираль (8х8=64). Элементы восьмичастной матрицы "ИЦЗИН" образованы из триграмм. Каждая черта триграммы символизирует определенный уровень космоса – верх, центр и низ, что составляет генетическую триадичность "Перемен". Триадичность приводится в действие диадическим ритмом инь и ян. В графике это выражается чередованием двух черт – прерванной и целой… Если "ИЦЗИН" не отвлеченное изобретение китайских мудрецов, а изображение действительного вселенско-космического генезиса, то "Перемены" должны отображать и нашу сегодняшнюю переходную человеческую генетику. Наша ДНК, например, должна быть составлена из бинарной спирали Инь-Ян и включать в себя 64 генетических гекса-набора (что соответствует действительности,- Е.А.)"[8].

      Лукьянов А. Е, подчеркивает, что структура ИЦЗИНа-спиральные порядки графических (геометрических) и иероглифических символов, созданная древними мудрецами, отражает не только структуру Космоса, но и диалектику социальной философии Дао: "перед нами как будто тот же космос, что и перед совершенномудрыми людьми. Казалось бы, ничего не мешает им непосредственно считывать в узорах Неба и Земли гармонию культуры Даоэ Однако этого они не могут сделать – ключ от Дао утерян … мудрецы-цзи комментируют графические и иероглифические спиральные системы символов перемен. Эта спиральность отображается на спиральной структуре пишущихся ими текстов, на диалектической структуре выражений, включающих понятия противоположностей и их тождества … в творчестве мудрецов-цзы зарождается разработка социальной философии Дао"[9].

      Мы считаем, что утерянным ключом от Дао ИЦЗИНа является диалектическая логика процесса развития системы понятий-символов. Мы ниже предлагаем исследование системы философских понятий диалектико-логическим методом, использующим многоуровневое метафизическое пространство – геометрию симметричного графа и древнекитайского ИЦЗИНа,- структурно-логическим методом генодрева ФТС (философии триединого синтеза), способным отражать процессы развития символов-понятий в сложных системах [10, 11, 12, 13].

       Мы в ФТС предлагаем универсальную структурно-логическую модель исследования диалектики процессов развития, познания – генодрево единства, взаимодействия и взаимопроникновения логически взаимосвязанных противоположностей: принципов, понятий, символов, знаков. В основу структуры которого положены: принцип единства противоположных понятий: Ян и Инь (по ИЦЗИНу), духа и материи, - знаков и символов.

      Древними мудрецами в структуру ИЦЗИНа заложен истинно диалектический принцип процесса развития противоречий - без противопоставления (борьбы начал) субъекта (ян) и объекта (инь) невозможно развитие сознания (мышления) и познание вещей, символов. Но эта борьба (противопоставление) не абсолютна (как в ДМ), а относительна. Что ставит на первое место познание логики отношений противоположностей в процессе их развития.

      На генодреве ФТС построенном как симметричный граф, и древнекитайская двоичная система счисления ИЦЗИН процесс диалектического раздвоения единого (в ИЦЗИНе на символы: 2 монограммы – 4 диаграммы – 8 триграмм -…), начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуальные противоположности символов: тезиса (дух, сознание, сущность) и соответственно антитезиса (материя, свойства материи). При развитии генодрева, делении частей целого на новые пары противоположностей работает принцип множественной логики, результатом которого является образование многоуровневой системы, структура которой - прогрессия: 1-2-4-8-… (2n, где n=1,2,3,…- уровни генодрева), отражает процесс взаимодействия элементов (символов) системы при ее развитии. Но эта структурно-логическая простота трудно воспринимается гуманитариями в философии.

      Структура генодрева ФТС позволяет рассматривать логику познания (развития) как единый, многоуровнево-ступенчатый процесс, идущий в 4-х направлениях (2-горизонтали, 2- вертикали): синтеза (единства, логики «и-и») и анализа (множественности, логики «или-или»), тезиса и антитезиса (абстрактного и конкретного или духовного и материального).   Начало генодрева - уровень единства противоположностей (логики синтеза и-и, интеграции знаний); первый уровень генодрева – уровень двойственности: тезиса и антитезиса (логики разделения или-или, раздвоения единого, анализа, дифференциации знаний); второй уровень – уровень деления тезиса и антитезиса на новые тезис и антитезис.

      Уровни процесса развития в метафизике пространства, раздвоения структуры ИЦЗИНа ([10] Рис 24, 34, 33) и генодрева почти идентичны. Правило ИЦЗИНа новая черта, при раздвоении Ян (+) и Инь (-) на новые (+ и -) накладывается на старую сверху, при этом, в ФТС последние знаки: (+) должен быть выше оси генодрева, (-) – ниже оси (Рис 1/33).

      На Рис 1/33 показано единство понятий (символов) не только синтеза и анализа (от единого к многому, и обратно по горизонтали: влево – синтез, вправо - анализ), но и тезиса и антитезиса (Ян-Инь, мужское-женское, Я-неЯ), что отражает единство духовного и материального (невидимого и видимого) миров, известное с древних времен. На 2-м уровне противоположностей отражена последовательность (иерархия) взаимодействия форм сознания, миров, логик, древних знаков стихий в процессе эволюции познания: 1) физиологическое сознание (физический мир, неЯ-неЯ, - -, Вода), 2) чувственно-образное сознание (мир чувств, неЯ-Я, - +, Воздух), 3) низшее логическое сознание (мир мысли, Я-неЯ, + -, Земля), 4) высшее духовное сознание (мир духа, Я-Я, + +, Огонь).

      На плоскости структура генодрева образует крест, который объединяя направления процесса познания, логики и последовательности взаимодействия понятий, знаков по:

- горизонтали: уровням глубины развития синтеза-анализа; и - вертикали: тезис-антитезис, духовное-материальное (эволюция-инволюция), образуя формулу процесса познания: синтез-тезис-антитезис-анализ. Иначе это прогрессия: 1-2-4-8-… - 2 в степени n, где n = 0,1,2,3…- порядковый № ур. генодрева, где его начало (при n=0, 2 в степ. 0=1) - единство.

           

      Структурно-логическая семиотика ФТС отдает приоритет в развитии системы знаков не структуре текста (разговорного языка), а более сложным геометрическо-иероглифическим

символам, отражающим структурно-логические процессы эволюции познания, духовного, социального и других видов развития ([10] Рис 47, 49, 84, 94, 101 и др.).

      Для отражения процесса единства развития символов: разговорных знаков речи и неразговорных знаков (геометрических символов) построим генодрево (по формуле: синтез-тезис-антитезис-анализ).

      1-й уровень генодрева- единства (синтеза) 2-х видов знаков: - разговорные знаки речи (антитезис),- неразговорные знаки, геометрическо-иероглифических символы (тезис, который отражает направление эволюционного развития).

      2-й уровень генодрева – раздвоения единого (анализа) и единства 4-х видов символов: - от антитезиса: 1) символы, буквы разговорного языка; 2) слова, предложения разговорного языка, отражающие значение и смысл речи (письма); - от тезиса: 3) геометрические, иероглифические символы (ГИС), рисунки, схемы; 4) смысловое значение ГИС, отражение процессов познания идей, развития сложных (социальных и др.) систем (*.     

  *) Многие философы, особенно редакторы философских журналов, воспитанные на крайних догмах идеализма и материализма (по логике или-или), не воспринимают новые возможности формулы генодрева ФТС. Генодрево дает понимание единства (по логике и-и) не только синтеза и анализа (по горизонтали генодрева, но и единства тезиса и антитезиса (духовного и материального начал- по вертикали), что открывает путь доказательной логике - синтезу основных принципов и законов идеализма и материализма (см. Приложение1). 

      Хотя простота этих принципов была давно известна древнекитайским философам (ИЗЦИНа):

      Одно делится на два, и так происходит повсеместно, везде, вплоть до бесконечности …

    темное и светлое начала – это два конца, но и само темное начало делится на темное и

    светлое, а светлое начало также содержит в себе темное и светлое начала            (Чжу Си)

     Слепота и глухота, это не только физические состояния. Разум тоже имеет эти недостатки

    … Пониманию чужда ученость, ученость далека от понимания … Мои слова понять так просто,

    так просто выполнить. Но их понять никто не может, никто не может выполнить  (Лао Цзы)

      ФТС, не отрицая научные принципы и законы ДМ, расширяет и углубляет их понимание на основе динамического единства и комбинаторики понятий, символов: духа и материи, идеализма и материализма, 2-х направлений познания: синтеза-анализа, генетической логики (иерархии) движения понятий (знаков) по структуре (горизонтальным и вертикальным уровням) генодрева, без которой не может быть единой науки и научной философии. Структурная логика генодрева, способна отражать взаимосвязи (по роду и виду) не только понятий, символов, но и их взаимодействия в процессах развития, познания (см. статьи на Диалог21 РФО [13]).   

      Структура и метод диалектической логики познания ФТС (Рис 1/33, [10] Рис 34, 35, 47, 49) отражает единство не только духовного и материального мира, сфер общества в процессах эволюции-инволюции, символов 4-х видов: стихий, логик, но и универсальные принципы и законы диалектического монизма ФТС (Приложение 1, подробнее см.[13]). 

 

   Приложение 1. Универсальные принципы и законы диалектического монизма ФТС.

      Система научно-философского познания гендрева ФТС, основана на единстве принципов, онтологии: взаимосвязанных категорий (символов) философии ([10] Рис 65) и гносеологии ([10,11,12,13]), логики метода познания, принципов диалектического развития ([10] Рис 49).

      Структура Генодрева ФТС, исходя из единства аксиологических принципов, отражает духовно-материальную диалектику познания процессов эволюции-инволюции.

      Из генодрева принципов познания, развития ([10] Рис 49), вытекают 8 взаимосвязанных структурно-логических принципов-аксиом:

      1.1. Аксиома (принцип, символ) целостности (единства вибраций) двойственного мира: духа и материи (тезиса и антитезиса) и всеобщей взаимосвязи явлений, всего со всем, равнозначности процессов анализа и синтеза, единства и борьбы противоположностей.  Следствия аксиомы 1.1.: 1. Окружающий нас мир – динамическое равновесие двух, дополняющих друг друга начал (вибраций единой сущности), отражающее принцип диалектического монизма, единства: духа и материи. 2. Все материальные и идеальные объекты, составляющие подвижное единство, находятся во взаимодействии друг с другом (взаимосвязи которых отражаются ритмами прогрессии: 1-2-4-8-…). 3. Взаимодействие идеальных и материальных объектов, понятий (символов) осуществляется через категории движения, изменения, которое в равной мере свойственны, не только материальному, но и духовному началу. 4. Условие развития (движения, изменения) – разность потенциалов (вибраций) тезиса и антитезиса (духа и материи). Активизация одного из начал приводит к двум направлениям развития: эволюции (приоритеты духовного, общественного начала) и инволюции (приоритеты материального, индивидуального начала). 5. Развитие (движение, изменение) дискретно (в форме объектов и полей), ступенчато и иерархично, циклично (ритмично) и спирально, одновременно происходит в четырех направлениях (синтеза и анализа, тезиса и антитезиса), в объемном плане составляя расширяющийся и сужающийся конус. 6. Ступенчатые процессы развития имеют одностороннюю направленность (во времени): от целого к частям, многому. Двойственность процесса познания требует обратного движения сознания от анализа к системному синтезу. 7. Цикличность ритмов развития неизбежно рождает не только мировой кругооборот излучения (поля) и вещества, но и превращение одного в другое. 8. Мир одновременно имеет начало во времени и ограничен в пространстве (тезис) и не имеет начала во времени и границ в пространстве (антитезис), бесконечен во времени и пространстве.

      1.2. Генетической, иерархической взаимосвязи противоположностей тезиса и антитезиса (символов, дающих начало процессам развития при ассиметрии, активизации вибраций одного из начал). 1.3. Двойственности направлений процесса развития (эволюции и инволюции). 1.4. Множественности и цикличности (ритмичности) процессов развития. 1.5. Отмирания старого, разрушения (инволюции материального начала). 1.6. Восприятия, рождения нового, новых форм материи-сознания (эволюции материального начала). 1.7. Преемственности в развитии, сохранения старого в новом, материального в духовном (догматизма, инволюции духовного начала, первичного синтеза). 1.8. Создания высшего уровня единства (эволюции духовного начала, системного синтеза 2-х направлений). 1.9. Процесс циклическо-ступенчатого эволюционно-инволюционного развития.

      Универсальность циклическо-ступенчатого процесса эволюционно-инволюционного развития в ФТС, от единства к системному множеству, идущего по иерархическим уровням генодрева: горизонтального (1-2-4-8-…) и вертикального ([10] 3-й ур. Рис 47: 1-5, 2-6, 3-7, 4-8) доказывается нами в [10] не только применением к процессам развития: от сфер общества (Рис 47), до уровней морали (Рис 101), но и познания: от логики (Рис 33,34) и др.  

      В отличие от 3-х законов диалектики ДМ, в диалектике ФТС приняты 4 закона (отражающих универсальность процессов развития, познания): 1) дополнительности двойственных противоположностей (противоречий) до целого; 2) двойственности двойственных отрицаний; 3) структурных взаимосвязей количественных и качественных изменений; 4) единства и взаимодействия противоположностей (подробнее полный вариант статьи см.[13]). 

   Литература:

1. Репьев Александр. Критика семиотического анализа. Глава из кн. «Семиотика для начинающих» Даниеля Чендлера ("Semiotics for Beginners" by Daniel Chandler) www.aber.ac.uk/media/Documents/S4B/semiotic.html.

2. Ревзина О.Г.  Лингвистика XXI века: на путях к целостности теории языка. ж-л. Критика и семиотика. Вып. 7, 2004. С. 11-20.

3. Шмаков В. Великие арканы Таро. Священная Книга Тота. Ч.1. М. 1994, с 33.

4. Шмаков В., там же, с 29-30.

5. Шмаков В., там же, с 37.

6. Лукьянов А.Е. Дао "Книги Перемен". М. Инсан. 1993, с 8.

7. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф. М. Инсан. 1992, с 50.

8. Лукьянов А.Е. Дао Книги Перемен, там же, с 22-23.

9. Лукьянов А.Е., там же, с 41- 44.

10. Антонович Е.Н. Третий путь развития.ч.1. ФТС. СПб. Деан, 2007, 542 с., книгу можно скачать на сайте автора: www.spb-antonovich.ru.

11. Антонович Е.Н. МНОГОУРОВНЕВАЯ ЛОГИКА СИСТЕМЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ (уч. пособие), 2014, издание сайта: kovcheg.ucoz.ru (где автор ведет 8 форумов).

12. Антонович Е.Н. Системный синтез принципов познания – метод генодрева ФТС. ж. Сознание и физическая реальность. № 9 -2012.

13. Антонович Е.Н. 29 статей на сайте РФО: Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика и др.. http://www.dialog21.ru., сборник статей Проекта на сайте РФО  http://www.dialog21.ru/biblio/konf_ant_ovch/12.%20Antonovich.pdf,  32 ст. на сайте ВИПЕРСОН, см. еще статьи на сайтах: СПб философского клуба (philklub1.narod.ru), kovcheg.ucoz.ru, автора: spb-antonovich.ru.