Антонович Е.Н., член РФО, ФК СПб

 ЭЗОТЕРИКА ЕДИНСТВА ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО В КНИГЕ ПЕРЕМЕН И ФТС

 

      Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождает все существа …

  … переход в противоположность – путь движения дао                                                (Лао Цзы) 

      Одно делится на два, и так происходит повсеместно, везде, вплоть до бесконечности …

  темное и светлое начала – это два конца, но и само темное начало делится на темное  и

  светлое, а светлое начало также содержит в себе темное и светлое начала            (Чжу Си)

      Даосская онтология – это онтология процессов, а не вещей…Однако необходимо более четко

  конкретизировать данную теорию в ее применении к даосскому материализму (Торчинов Е.А.)

      По всей видимости в спирали Дао на макроуровне открыт всеобщий код  телесного, духовного

  и идеального развития всего содержимого космоса … 64 частная генетическая спиральная  

  система … Это наша ДНК  А.Е. Лукьянов … демистифицирует "Книгу Перемен", очищает ее от

  обывательского  дилетанства и ученых спекуляций                                      (Махадео Сах Сванкар)

      Канон Перемен … это не "Книга Перемен" в переводе Ю. Шуцкого …Это учение, на котором

  основана древняя культура Китая … Это библия Китая … появляются авторы, которые

  профанируют канонический перевод афоризмов "Книги Перемен"                      (Дудоров О.Е.)

 

Аннотация: Предлагается универсальный, системно-диалектический, структурно-логический метод генодрева ФТС (философии триединого синтеза) формула которого: синтез-тезис-антитезис-анализ, основанная на синтезе: единого-многого, тезиса и антитезиса (Ян и Инь), дает системное понимание логики процессов познания (развития), как раздвоения единого:1-2-4-8-… (или 2n, где n=1,2,3,4…), аналогично структуре ИЦИНа.

Ключевые слова: синтез-тезис-антитезис-анализ, дух, материя, противоположности, единство, генодрево,ИЦЗИН, эволюция, инволюция, теория, практика, система, принцип, развитие, познание.

 

      Что такое эзотеризм, эзотерическая философия? В российских философских словарях эти понятия появились лишь со середины 90-х, хотя были известны с более древних времен.

      Евгений Колесов, от единства видимого и невидимого миров, дает такое определение понятию эзотеризма: "Эзотеризм, также эзотерика, эзотерический: эти слова происходят от греч… "внутренний". Термин возник в эпоху эллинизма (1У-111 в. до н.э.). Исторически он обозначал тайноведение, "внутреннюю Доктрину" религиозного, философского или иного учения, доступную лишь посвященным…, в отличие от экзотерической, "внешней", …доступной всем" [1].

      Владимир Шмаков, уточняя В.С. Соловьева, считавшего, что мистицизм – верховное начало, а эмпиризм – внешний базис, пишет: "на пути всей истории философии мы с отчетливостью можем наблюдать три основные тенденции: в первой человек основополагает внешний мир, во второй – свой разум, а в третьей – выше него лежащее безусловное Начало. Исторический опыт с достаточной очевидностью показал, что каждая из этих тенденций, взятая в своей исключительности, один6аково оказывается несостоятельной, а потому лишь цельное знание … должно объять в своем целом все эти три тенденции…"свободная философия, или цельное знание не есть одно из направлений или типов философии, а должна представлять высшее состояние всей философии, как во внутреннем синтезе трех ее главных направлений: мистицизма, рационализма и эмпиризма, так равно и в более общей и широкой связи с теологией и положительной наукой". Таким цельным знанием и является эзотерическая философия. Она представляет собой синтез всех трех мировоззрений: материализма, критицизма и метафизики"[2].

      Дфн Виталий Целищев, в предисловии к энциклопедии Мэнли П. Холла подчеркивает, что автор отделяет мистику от философии: "автор формулирует свою задачу довольно четко: "ввести читателя в круг гипотез полностью находящихся за пределами материалистической теологии, философии и науки" …Автор книги считает, что прагматический подход к оккультному (точнее эзотерическому,- Е.А.) знанию является профанацией его. Есть глубокая разница между философией мистицизма и оккультной практикой"[3].

      Сегодня эзотеризм, как и в древности, вновь становится широким научным учением, объединяющим в единое целое макрокосмос и микрокосмос, идеализм и материализм. Этот процесс описывает и Колесов: "Самые умные из власть придержащих начали осознавать ценность эзотерической науки. Все исследования, могущие хоть как-то повлиять на расстановку сил

в мире или на престиж государства, стали субсидироваться – и засекречиваться … В целом же, несмотря на очевидное признание, эзотерика до сих пор занимает маргинальное положение … академическая наука, незаметно сменила церковь на посту блюстителя нравов (При РАН, где не все могут отличить эзотерику от мистики, образован даже Комитет по борьбе с лженаукой,- Е.А.)" [4].

      Одной из самых древних книг, сохранившихся благодаря использованию в гадании, стала Книга Перемен (ИЦЗИН), которая скрывает в себе эзотерическо-философскую, одновременно простую и сложную, методологию познания окружающего мира.

      ИЦЗИН – древнекитайское учение,  двоичная система счисления, основана на диалектике философии перемен, структурно-логической системе изменчивости двух взаимодействующих начал (понятий): Ян и Инь. Ей более 3500 лет, по другим источникам - более 9000 лет. Создателем комбинаторной диалектики считается Фу Си (1600 г. до н.э.). Древние китайцы рассматривали вселенную, как систему двух начал (Ян и Инь), управляемую вечными переменами, вовлеченную в извечный круговорот от потенции (УЦЗИ – бесконечность, тайна) к проявлению (ТАЙЦЗИ – одно-единое) и обратно.

      Структура ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево комбинаторной диалектики древних (Рис 1/19). Одно-Единое раздваивается на две монограммы: Ян, целая черта и Инь, прерывистая черта. В философии за Ян древние китайцы приняли Небо (духовное начало), за Инь – Землю (материальное), за единство (синтез) - Человека. На следующем уровне Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, образуя четыре диаграммы, каждая из которых уже состоит из двух черт нижней (старой) и верхней (новых Ян и Инь), а последние, после накладывания сверху  новых черт превращаются в восемь триграмм. Двойственные начала отражали в себе динамическое единство: духовного и материального, изменяющегося и неизменного. Это - универсальное отображение взаимодействия частей целого в процессах развития. Китайские мыслители видели в генезисе смены Ян и Инь универсально-логический процесс развития всех явлений природы, общества и психики человека.

      В основе ИЦЗИНа лежит триада (Дао-Ян-Инь), простота которой сложна для понимания. Начало структуры ИЦЗИН (Рис 1/19) - Одно-единое (Дао), которое разделяясь на Ян (мужское) и Инь (женское), образует два уровня прямой триады: Дао-Ян-Инь, или: синтез-тезис-антитезис (1-2). Обратные триады: Ян-Инь-Дао, тезис-антитезис-синтез (Гегеля и ДМ), закрывая структуру, замкнуты сами на себя,- закрыты для дальнейшего развития.

     Современная философия и религия до сих пор не видят в триаде два уровня структуры целого. Прямые триады религии, не имея уровней структуры (1-2), замкнуты: индийская Брама-Майя-Вишну (отец-мать-сын); а христианская Отец-Сын-Св.дух, потеряла еще и женское начало. Древние философы понимали триаду как единство 2-х уровней: сущности и 2-х субстанций духа и материи (Августин считал, что "один Бог может быть определен как сущность", Арий - "Бог Отец – единственный, а Сын и Дух – высшие существа тварного мира"). Только в ИЦЗИНе триада: Дао-Ян-Инь открыта для развития.

     Прямая триада: семья-отец-мать (1-2-3,- анализ), открыта для развития. В закрытой обратной: отец-мать-семья (1-2-3,-синтез) процесс анализа заканчивается синтезом- это структурное противоречие, разрешаемое  структурой генодрева (семья-отец-мать-дети).  

     Мы в ФТС, разрешая структурное противоречие (анализ-синтез), соединяя в единое целое эзотерику и науку, предлагаем универсальную системно-логическую модель познания – генодрево взаимосвязанных противоположностей (понятий), начало которого - прямая триада, моделирующая логику процесса раздвоения единого, как целостную систему, от синтеза к анализу (и обратно): синтез (единство,- логика «и-и») – тезис (дух, причина) - антитезис (материя, следствие, - логика «или-или»)- анализ [5,6,7,8,9,10,11,12].

    На генодреве ФТС (Рис 2/34) - симметричном графе, процесс диалектического раздвоения единого, образуя многоуровневую систему логики взаимосвязей элементов генодрева-прогрессии: 1-2-4-8-… (иначе – 2n, где n -ряд: 0,1,2,3…  ), начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуально, попарно связанные противоположности: тезиса (дух, волновые свойства материи) и антитезиса (материя, корпускулярные свойства материи). На основе принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма): духовное должно иметь материальное основание (воплощение), а материальное–духовное.

      Диалектический процесс развития генодрева ФТС (Рис 1/34), основанный на вертикали логики системы противоречий (метафизики структурно-дуалистического монизма): тезис-антитезис (дух-материя, Я-неЯ, левополушарное – правополушарное мышление), направляет развитие познания по горизонтали: синтез-анализ (единство-множество), образуя формулу: синтез-тезис-антитезис-анализ. Два направления познания: синтез-тезис-антитезис, антитезис-тезис-анализ требуют единства анализа и синтеза, теории и практики. Единство ДЛ и ФЛ требует единства 4-х видов логик: дедукции-индукции, аналогии-измерения (Я-Я, Я-неЯ, неЯ-Я, неЯ-неЯ).   

      Из единственно сохранившегося в ИЦЗИНе правила формирования ее структуры, диаграмм из монограмм, …: "новая черта накладывается сверху старой" нами сделано дополнение - введена ось симметрии генодрева. На ур. монограмм выше оси симметрии располагаются положительные черты (ян), ниже - отрицательные (инь). Т.о., на ур. 4-х диаграмм (см. Рис 2/34) сверху оси должны располагаться вел ян (++) и мал ян (-+), а снизу мал инь (+-) и вел инь (--).

      У всех авторов гадательных систем выше оси- вел ян и мал инь, ниже- мал ян и вел инь (см. Рис 1/19). В обычных табличной или круговой схем элементов ИЦЗИНа эта тонкость процесса развития не отражается. На Рис 1/19 это правило симметрии нарушается для средних диаграмм и связей триграмм, положение диаграмм, триграмм по Фу Си и Вэнь-Вану отвечает структуре генодрева.  Различается с Фу Си ([5] Рис 26); и Вэнь Ваном ([5] Рис 29) только порядок взаимодействия элементов.

      Книга Перемен из-за сложности структуры и простоты логики отражаемых процессов развития, профанируется не только древними, но и современными комментаторами. Авторов гадательных систем интересовали, в основном, конечные элементы ИЦЗИНа - гексаграммы, которые они получали через удвоение триграмм, нарушая симметрию структуры и последовательность процессов их образования, развития (подр. Рис 24 [5]).

      Большинство современных исследователей ИЦЗИНа (Шуцкой Ю.К., Торчинов Е.А., Дудоров О.Е. и др., кроме Лукьянова А.Е., рассматривают связи его элементов, как правило, на уровне монограмм, в статике без динамики самого процесса, логики и структуры взаимодействия всех частей развивающейся целостной системы (подр-е см. Приложение 1).

      Другие авторы (Сергиенко П.Д., Ефимов В.П. и др.), наоборот, наделяют динамикой статику принципа целостности – начальную точку (Одно-единое) ИЦЗИНа, сам символ начала процесса раздвоения (S-образный значок в круге), заменяя последующую структуру процесса развития системы, абстрактным математическим символом - лентой Мебиуса (см. ст. "Может ли математика быть универсальным методом познания"[9], сайтах: ФК СПб и автора).  

      Приведенная нами, последовательность формирования элементов структуры генодрева, ИЦЗИНа, отличная от гадательных систем (Рис 24 [5]), дает иную логику взаимосвязей

 

элементов в процессах развития системы. Структура 3-го уровня: генодрева (Рис 35,47 и др. [5]), триграмм ИЦЗИНа (Рис 29 [5]) отражает логику эволюционно-инволюционного (вертикального) развития, идущего поступательно-возвратными циклами: 1-5-2-6-3-7-4-8.    

      Мы считаем, что критерием истины, конечной целью познания должно быть исследование целостной структуры (ИЦЗИНа, генодрева) и самого процесса ее развития - движения и взаимосвязей элементов по структуре системы.  

      Философия Дао определила, что целью является - путь Дао (иначе- процесс развития).  

      О пути Дао, как взаимодействии алхимических (эзотерических) первоэлементов мира, пишет Виногродский: "Все движения твоего восприятия составляют то пространство, в котором лежит Путь. Структура этих движений, матрица, определяющая траекторию, длительность или силу движений восприятия осознается как основное Качество Дэ Пути Дао…описанное, кодифицированное словесными структурами …Системой ИЦЗИН … В Дао Дэ Цзин … описывается технология алхимического действа, направленного на соединение воды и огня как основных энергетических полей восприятия-внимания в сосуде человеческого феномена. В теории традиционного китайского мировидения единица … соответствует небесной стихии воды, а двойка – это земная стихия огня. Если выразить идею Дао Дэ Цзин с помощью этой метафоры, то необходимо небесную воду поднимать на Небо, а земной огонь опускать на Землю"[13].

      Если вышесказанное соотнести со структурой логики познания генодрева ([5] Рис 33), то на 3-м уровне: небесная вода (2) через ветер (5) поднимается к небу (1), а земной огонь – гром (4) опускается к земле (8), что отражает циклы процесса эволюционно-инволюционного развития генодрева:1-5-2-6-3-7-4-8. 

      Исследование Лукьяновым в "Дао Книги Перемен" круговой развертки и наложения 2-х частей триграмм друг на друга, привело к графической формуле генетического кода Дао: "Получается две пентазвезды: одна непересекающимися сторонами, другая – пересекающимися. Теперь сложим все формы связей зеркальной развертки … обе они помещаются в круг исходной матрицы (рис 32). Перед нами пентариада, … а это есть не что иное, как графическая формула генетического кода культуры Дао" [14].

      В исходном круге матрицы парные номера 8-и триграмм, соответствует той же, обнаруженной нами, цикличности процесса: 1-5,4-8,3-7,2-6 (Рис 23[5]).

      Бреннан так объясняет расположение прежденебесных триграмм по Фуси (в [5]- Рис 25):"противоположные триграммы находятся в совершенном равновесии. Каждая сплошная черта на юго-западе поставлена в соответствие с разорванной чертой на северо-востоке, и наоборот. … Эта схема может многое поведать о доисторической цивилизации … Фу Си. Здесь перед нами воплощение принципа равновесия …попытка древней культуры изобразить невидимы внутренний мир, показать, как взаимодействуют силы духа, … великих вселенских сил, которые кроются в нашем мироздании. Т.о., здесь перед нами предстает … карта, … срисованный с нее сам оракул … является предметом культа, т.е. магии. Этого часто не замечают даже серьезные исследователи"[15].

     Посленебесное расположение триграмм по Вэнь-Вану (в [5] - Рис 27) выражает изменившиеся идеалы сравнительно с действующими физическими.

      Бреннан пишет, что во времена Вэнь-Вана был найден текст, описывающий последовательность триграмм, который приписывают Фу Си: "Правитель прибывает со своим творением в Чжэнь. Он завершает работу в Сюнь. Он заставляет увидеть друг друга в Ли и служить друг другу в Кунь. Он радуется в Дуй и сражается в Цянь. Он наслаждается удобствами и отдыхает в Кань и затем заканчивает свои годичные труды в Гэнь" [16].

      Нами эта же последовательность триграмм, полностью совпадающая на структуре генодрева, с циклами процесса развития (1-5-2-6-3-7-4-8), показана в книге ([5] Рис 29).

       Английский ученый Бреннан, исследуя ИЦЗИН, сделал вывод – он не является способом гадания: "ИЦЗИН предсказывает общее положение дел, а не частности … он … предсказывает общие тенденции … будущее является тем, что мы творим … вы ищите совета, чтобы вызвать нужный исход … Например, в 1962 г, когда мировая дипломатия утрясала кубинский кризис … Китай атаковал границы Индии в спорном районе Гималаев. Индийская армия не совладала с агрессорами…за пару дней китайцы заняли большие… части индийской территории… Блофельд, испытывающий глубокие чувства к обоим народам, решил обратиться за советом к ИЦЗИН … он знал, что лучше спрашивать об исходе сложившейся ситуации … он попросил дать анализ военного положения и рекомендации для участников конфликта, как лучше вести себя. ИЦЗИН ответил … посредством образа успешной армии в горах … Хотя ситуация благоприятствует успешной армии и, похоже, так будет некоторое время, оракул указывал, что, если ее предводители действительно мудры, они приостановят свое движение и отступят. … К большому удивлению тогдашних наблюдателей, именно так и произошло. Имея перед собой свободный проход в Индию, китайцы сначала остановились, а всего несколько дней спустя действительно отступили" [17].

      Вероятно, что и сами китайцы, в этом случае, так же пользовались услугами оракула.

      В отличие от ИЦЗИНа (где структура дает варианты возможных событий), мы, исходя из структуры общества, единства процессов революции и эволюции (считая, что будущее- направление эволюции), можем дать объяснение е хода развития исторического процесса для СССР и предсказание - для Китая.

      Нами построено генодрево  ([5] Рис 94): единое – революция (материальное начало, антитезис) – эволюция (духовное начало, тезис). Условие эволюции- приоритет духовного над материальным. На 2-м ур. генодрева общество имеет 4-е ступени развития: 1) политико--экономическая революция; 2) социально-управленческая революция (цель создание новой системы управления, повышающей уровень социальной справедливости с приоритетами общественной морали перед индивидуальной); 3) культурно-воспитательная эволюция (цель – на основе общественной морали, воспитание нового человека – нравственной, социально активной личности,-1-й синтез); 4) духовная эволюция личности (осознанная нравственность, самосовершенствование человека). 

     Мы, исходя из научной системы прогрессивной эволюции общества ([5] Рис 94), показали процесс перехода к реальному социализму: 1) отрицание старой власти, мировоззрения, морали; 2) создание новой системы управления (нравственной идеологии, морали на основе приоритета общественной морали перед индивидуальной); 3) создание системы воспитания и образования, способной воспитать нового нравственного человека (синтез нового и старого [5] Рис 49); 4) духовно-нравственная личность (с/синтез-цель эволюции). На генодреве выделен  процесс снятия, перелома сознания от индивидуальной к общественной морали – 3 ступени эволюции. Только нравственная личность, возглавив системы управления (БСУ и ССУ), способна избавив общество от коррупции (что свойственно СУ с ССУ), привести его к реальному социализму и нравственному обществу.

      Исходя из этих требований необходимости приоритетов духовной эволюции, как второго этапа экономическо-социальной революции, следует сделать выводы: если общественная мораль не будет создана и новый человек за три поколения (ступени эволюции) не будет воспитан, то общество будет обречено заменить идеалы на противоположные. В СССР этот процесс произошел точно на третьем поколении (1917-1991). Для Китая – 3-й период может завершиться в ближайшем будущем (1949-2024).  

 Т.о., прогрессивная эволюция общества возможна при: 1) одном необходимом условии – приоритете духовных потребностей над материальными; 2) 3-х достаточных условиях:

  - наличии системно-нравственной идеологии (мировоззрения); - обеспечении социальной справедливости: сменяемости СУ (партий власти), наличии ССУ, контроля БСУ снизу;

 - наличии нравственной системы воспитания и образования (СВО).   

 

     Приложение 1. Анализ структуры мироздания по Дудорову О.Е.

 

      Общепринятая структура мироздания по ИЦЗИН нами показана на Рис 1/19. По ИЦЗИНу начало всего существующего – УЦЗИ,- беспредельность, непроявленный мир. ТАЙЦЗИ –Первичное  единство (Великий Предел), то, откуда все произошло, - выход в феноменальный мир. Далее непроявленный мир по каким-то причинам (мы их здесь не рассматриваем), разделился на проявленные: невидимый (духовный) и видимый (материальный) мир (подр. [5] Рис 6). В Китае проявление Единого означает его раздвоение, рождение противоположных сторон, дополняющих друг друга до целого- Ян (изменчивости) и Инь (постоянства), которые через раздвоение самих себя продолжают процесс развития до бесконечности.  В западном мировоззрении процесс раздвоения заканчивается сразу на первом уровне (см. закон единства и борьбы противоположностей).   

     Описание структуры мироздания по Бреннану, во всем отражая вышесказанное,  не соответствует схеме Дудорова (Рис3/1): "Вначале возникло представление о У-цзи, означающем "беспредельное, то, что предшествует возникновению вселенной". Это невобразимое состояние тождественно Великому Непроявленному Каббалы (Рис 1/18) или квантовому полю современной физики… Оно предшествует не только пространству, энергии и материи, но даже времени. Это явление полевого уровня, выражающего чистую потенцию. Гений древних китайцев выразился не только в признании ими подобного состояния – кое-что о нем стало известно современной науке лишь в последние 50 лет,- но и в самом постижении того, что его единственной чертой является изменчивость. Без изменения, утверждали они, ничто не способно выйти из лона У-цзи. Но нечто вышло из У-цзи – Тай-цзи, Великий Предел, который фактически означает вселенную со всем его содержимым … Однако китайцы полагают, что … изменение … присуще и самому Тай-цзи. Действительно, изменчивость должна быть главенствующей чертой вселенной"[18].

      Нами на Рис 65 [5] показано, что единая сущность материи-сознания, разделившись на Ян (духовное начало, левополушарное мышление) и Инь (материальное, правополушарное), как и 3-и его формы на 2-м уровне: время, пространство и энергия, основаны на 4-м – принципе движения, изменения. Дудоров в своей структуре мироздания (рис3/1), отрицая материальное начало, не только не отразил основной принцип ИЦЗИНа – изменчивость, но, заменив двойственность мироздания понятием сознания, по своему, разделив его только на очевидное и реальное, не показал самой изменчивости и взаимосвязей видов сознания.  Дудоров, высказывая во-многом оригинальные мысли, к сожалению, зачастую бездоказательно критикует западные теории: "когда западное мировоззрение … использует очевидные понятия … оно совершает ошибку за ошибкой, нагромождая одну нелепицу на другую…мироздание в теориях Запада представляется тупым" [19].

      Изменчивость и взаимосвязи 4-х видов сознания нами показаны на 2-м ур. генодрева Рис 2/34 (дополнительно см. в [5] Рис 77 и др.): 1) измерение, опыт; 2) предметно-образные представления; 3) логические понятия (мышление); 4) интуиция, идеи.

       Структура генодрева ФТС позволяет объединить в единое целое не только идеализм и материализм, религию и науку, но и древнее, эзотерическое (метафизику) и современное западное знание. Мы показали, что древняя метафизика (эзотеризм) является не статикой, а диалектикой, где динамически взаимодействует духовное и материальное начало.

 Литература:

1. Колесов Е. Тринадцать врат. История эзотер-х учений от Адама до наших дней. М. РК,1999, с 7.    

2. Шмаков В. Основы Пневматологии. Система эзотерической философии. К. София. 1994, с 30-31.

3. Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение…символической философии. СПб. Спикс,1994.

4. Колесов, там же, с 13-14.

5. Антонович Е.Н. Третий путь развития.ч.1. ФТС. СПб. Деан, 2007, 542 с., книгу можно скачать на сайте автора: www.universusmetod.ru.

6. Антонович Е.Н. Философия триединого синтеза как теория и методология познания процессов действительности. Научный журнал Общество-Среда-Развитие. СПб. № 2-2008.

7. Антонович Е.Н. Принципы познания и модель системного синтеза в ФТС. Научно-практический журнал Актуальные исследования. Екатеринбург. №1-2012.

8. Антонович Е.Н. Системный синтез принципов познания – метод генодрева ФТС. ж. Сознание и физическая реальность. № 9 -2012.

9. Антонович Е.Н. 24 ст. на сайте РФО: Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика: логика целостности- синтез единого и многого, духовного и материального. Целостность – логика единства множественности. Многоуровневая логика системы диалектических противоречий (уч. пособие)   http://www.dialog21.ru.

10. Антонович Е.Н. Взаимосвязь времени, пространства с видами взаимодействий. Труды Конкгресса-2014 "Фундаментальные проблемы естествознания и техники. т 36-1. СПб. МКУ. 2014.

11. Антонович Е.Н. 13 статей на сайте Виперсон: http://viperson.ru.

12. Антонович Е.Н. Метафизика духа-материи, единого-многого в диалектике ИЦЗИНа – ФТС". ж. Современные концепции научных исследований. ч. 3. № 8- 2015.

13. Виногродский В. Дао Дэ Цзин, пер. с кит. М. София, 2003, с 3-4.

14. Лукьянов А.Е. Дао "Книги Перемен". М. Инсан, 1993, с 116.

15. Бреннан Дж. Х. Таинственный ИЦЗИН. М. Гранд. 2001, с 22-23. 16. Бреннан, там же, с 23-24.

17. Бреннан, там же, с 57,79-80. 18. Бреннан, там же, c 11-12. 19. Дудоров О.Е. Основы Теории Перемен.  М. Флинта, c 80.