Антонович Е.Н.

             ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОСТИ В ФИЛОСОФИИ ТРИЕДИНОГО СИНТЕЗА

 

   Слепота и глухота это не только физические состояния. Разум тоже имеет эти недостатки

                                                                                                                                 (Лао Цзы)

   Два конца пустеют и наполняются, движутся и находятся в состоянии покоя, собираются

 и рассеиваются, … но, в конечном счете, они едины … это не механическое связывание, в

 результате которого соединяются два для получения одного                             (Ван Фуджи)     

   Единая субстанция с двоякого рода проявлениями, как бы с двумя сторонами, одной

 физической, другой – духовной – двуликое единство – по-видимому, является ключом проблемы

                                                                                                                              (Бэн)

   Подобно математике, где непонимание любого из ее положений устраняет возможность

 понимания всего дальнейшего, в области… мышления неумолимая последовательность

 заключений и совершенство классификации является первым условием возможности познания

                                                                                                                              (В. Шмаков)

   Мир остается одним целым, но лишь в том случае, если ни один элемент не изолирован, ибо все

 части связаны между собой, хотя не непосредственно, но через посредство других…

   Исследователь на крайних границах знания находит часто то, что не может быть гладко и

 немедленно усвоено каждым умом и что тем не менее далеко не бессмысленно    (Э. Мах)   

   Победа какого-нибудь научного взгляда и включение его в мировоззрение не доказывает еще его

 истинности. Нередко видно обратное. Сложным и кружным путем развивается научная истина

                                                                                                                             (В.И. Вернадский)

   Вместо искривления траектории движущегося объекта в математических моделях искривля-

 ется пространство-время, и благодаря способности человека объективировать порождаемые

 им феномены появляются современные научные мифы. Возникает особая современная форма

 знания – мифогенно-математическая… Десятилетия математически красивых описаний без

 физического моделирования породили объемный кризис физики                           (Б. Моисеев)

 Аннотация: Предлагается универсальный, системно-диалектический, структурно-логический

метод генодрева ФТС (философии триединого синтеза) формула которого: синтез-тезис-анти-

тезис-анализ, основанная на единстве: синтеза и анализа, тезиса и антитезиса (иначе: поля, духа и материи, теории и практики), дает системное понимание целостности в познании.

 Ключевые слова: синтез-тезис-антитезис-анализ, дух, поле, материя, противоположности, единство, генодрево, эволюция, инволюция, теория, практика, истина.

  

      Сегодня в науке существует множество подходов к пониманию сложных систем, способам и методам их познания, моделирования, взаимосвязям и содержанию принципов системности. Общая теория систем, не обладая целостностью, не способна синтезировать в единое целое не только процесс познания, как логического движения системы понятий, но и их содержание. Единых и универсальных понятий, принципов системности философия и наука до сих пор не выработали. Философия, отказавшись от древнего знания единства духовного и материального начал, не сумев выработать универсальную систему и метод познания, так и не сумела стать наукой, синтезирующей все виды знания в единое целое. В науке сегодня до сих пор нет общепринятого понятия системы. Существует более 30 определений понятия "система".

     Вершинина Л.П. в учебном пособии по системному анализу дополняет вышесказанное: "В настоящее время не существует общепринятого понятия системы. Термин "система" и связанная с ним "системная терминология" исследуется и подвергается осмыслению философами, биологами, психологами, физиками, математиками … Существует несколько десятков определений понятия "система"… Анализ приведенных определений позволяет разделить их на три группы. В первую группу входят определения системы как некоторых классов математических моделей. Вторая, наиболее значительная по объему, группа включает определения "системы" через понятия "элементы", "отношения", "связи", "целое"… Наконец, в третью группу входят определения "системы" с помощью понятий "вход", "выход", "переработка информации", "управление"… Т.о., в самом общем случае понятие "система" характеризуется: наличием множества элементов; наличием связей между ними; Целостным характером данного объекта или процесса" [1].

     Уфимцев В.А. в материалах по философии систем дает более глубокий анализ состояния системности познания в философии: "В теории систем вместо гегелевских категорий используются не их аналоги. Здесь просто иной способ членения действительности … Философия так и не сумела выйти из зародышевого состояния, она застряла на стадии формообразования, она не сумела стать наукой ни по целям, ни по методам … В действительности философия – это метод универсального, предельно широкого применения. В силу этой широты, этого объема приложений, эффективность метода ограничена, но это метод познания, имеющий прагматическую цель: достижение устойчивости и эффективности результата деятельности в общесистемном категориальном смысле. Сегодня философия выродилась, они никому кроме самих философов не нужна, ее прагматическая ценность рана нулю … За всю историю философии нельзя назвать ни одного научного или общественно значимого мировоззренческого открытия, которое было порождено философским рассуждением, взглядом, методом. Это позволяет поставить философию в один ряд с такими лженауками, как алхимия или астрология. Прагматическая, прогностическая беспомощность философии свидетельствует о том, что философия не сумела стать наукой … Вместе с тем, философские, мировоззренческие поиски готовят философию к ее становлению в качестве науки … Общая теория систем практически не имеет автора, основателя, она собиралась из многочисленных ручейков … Проблема синтеза наук – это скорее методологическая, чем объектная проблема. Попытки создания теории систем … не увенчалась успехом потому, что для проникновения в новые области потребовалась концепция открытой системы понятий и взаимодействия понятий. Теоретико-множественный, алгебраический, топологический, кибернетический подходы – все было перепробовано, все оказалось неподходящим, неадекватным и было отвергнуто самой жизнью. … Общей теории систем … не хватало некоторого единого, цементирующего методологического начала, общефилософской идеи, единых принципов, подходов к формализации" [2].

     Классики диалектического материализма (ДМ), формально признавая системные принципы идеалистической диалектики Гегеля, принципы развития, раздвоения, основное  противоречие: духовное-материальное, на основе логики или-или, перевернули, что привело в теории - к углублению системного кризиса в познании, на практике - к развалу СССР. Принцип развития диалектических противоречий так и не был соединен с логикой движения понятий (по  Ленину): «диалектика … учение о единстве противоположностей … принцип развития надо соединить, связать … с всеобщим принципом единства мира … вопрос не о том, есть ли движение, а о том, как его выразить в логике понятий … раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть суть … диалектики» [3].

     Однако, бюрократия науки и философий: идеализма (теологии религий), ДМ, обладая узким научным методом познания, соответствующим уровню лженауки, тем не менее, до сих пор контролирует ход развития познания, запрещая через Комитет по борьбе с лженаукой РАН издание и популяризацию альтернативных и новых идей. В 2013г Комитет закрыл научный журнал "Сознание и физическая реальность", где обсуждались новые идеи Волченко В.Н., Дульнева Г.Н., Гаряева П.П., Акимова А.Е. и других ученых.

     Проблема философского познания, особенно академического, в том, что, ограничив узостью и односторонностью правящих идеологий идеализма (религии) и материализма,

изучение древних знаний, учений Вед, Каббалы, Дао, ИЦЗИНа и др., оно не сумело увидеть в нем принципы целостности и универсализма, системности и открытости, при взаимодействии системы развивающихся понятий.

     Для понимания существа проблемы несколько углубимся в суть основного вопроса философии с целью раскрытия взаимосвязи первоначал (духа и материи) в процессах развития. Идеализм утверждает, что дух (сознание) первично, а материя вторична. Материализм наоборот считает материю первичной. Древняя эзотерическая, современная реалистическая и др. философии говорят, что Дух (сознание) и Материя - это единое целое, что является основой единства мира, взаимосвязи всего со всем. Материалисты говорят, что бытие определяет сознание. Идеалисты утверждают, что сознание определяет бытие. Эзотерики считают, что бытие и сознание едины и взаимно влияют друг на друга в процессах развития. Сравнение этих трех философий по критерию основного вопроса, показывает, что древние философии обладали системной целостью и универсальностью понятий. Все древние знания были основаны на системном принципе единства, целостности духовного и материального начал (духа и тела) в процессах развития, идеализм же и материализм разорвав это единство, исходя из своих крайностей, привели современное человечество не только к кризису познания, но и выживания.

    Древняя эзотерическая философия от Египта до Индии и Китая, в отличие от материализма и идеализма, давно утверждает, что дух (сознание) и материя едины, но это единство изменчиво, текуче. В. Шмаков в основах учения о космической энергии приводит высказывание известного восточного философа И. Хана, весьма актуальные и сегодня: «с научной точки зрения дух и материя совершенно различны. С философской точки зрения они составляют одно. Дух и материя различны, как различны между собой вода и снег,- а ведь последние вовсе не различны, ибо снег не что иное как вода. Когда колебания духа становятся более интенсивными, он обращается в материю, а когда колебания материи становятся неуловимее, она обращается в дух» [4].

     Таким единством, вмещающем в себя противоположности духа и материи в древнекитайской философии Дао является понятие Ци. Таким образом, древние философы понимали, что между духом и материей, сознанием и веществом нет резкой грани, что это разные состояния единой субстанции, однако, большинство современных материалистов и идеалистов не понимает и до сих пор не принимает этих простых истин (видимо, по-профански, относя все древние, эзотерические философии к низшему уровню знания).

     ИЦЗИН – древнекитайская двоичная система счисления, или Книга Перемен, основана на диалектике философии перемен, структурно-логической системы изменений двух взаимодействующих начал (понятий): Ян и Инь. Ей более 3500 лет, по другим источникам ИЦЗИНу более 9000 лет. Создателем комбинаторной диалектики древних, двоичной системы ИЦЗИН считается Фу Си (жил около 1600 г. до н.э.). Древние китайцы рассматривали вселенную, как систему двух начал (Ян и Инь), управляемую вечными переменами, вовлеченную в извечный круговорот от потенции (УЦЗИ - ничто) к проявлению (ТАЙЦЗИ – одно-единое) и обратно. Двойственные начала отражали в себе динамическое единство: духовного и материального, изменяющегося и неизменного. В философии – диалектика монизма, триады (синтез-тезис-антитезис), построенной на единстве двух начал: Неба и Земли, Ян и Инь, духа и материи, внутреннего и внешнего, идеализма и материализма.

     Структура ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево комбинаторной диалектики древних. Одно-Единое (Великий Предел) раздваивается на две монограммы: Ян, целая черта и Инь, прерывистая черта. В философии за Ян древние китайцы приняли Небо (духовное начало), за Инь – Землю (материальное), за единство (синтез) - Человека. На следующем уровне Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, образуя четыре диаграммы, каждая из которых уже состоит из двух черт нижней (старой) и верхней (новых Ян и Инь), а последние, после накладывания сверху еще новых черт превращаются в восемь триграмм. Т.о., древними была дана логика отношений 2-х главных элементов системы: духа-материи в развитии, времени и пространстве. Это диалектический процесс раздвоения единого, образования логики системы пар противоречий, который идеалисты и материалисты стали понимать по своему, отдавая приоритет одному началу. Китайские мыслители древности видели в логике смены Ян и Инь (духовного и материального начал) единство и содержание всех явлений природы, процессов развития общества и психики человека.  

     Современное знание фрагментарно и узко, построено на логике или-или, разделении целого на части, которые противоречивы и отрицают друг друга: материализм и идеализм, формальная и диалектическая логики (ФЛ и ДЛ), наука и религия, что уже привело к тупику познания, информационному и экологическому кризису выживания.

     Мы в ФТС предлагаем универсальную структурно-логическую модель познания – генодрево единства взаимосвязанных противоположностей: принципов, понятий, начало которого образует перевернутая триада Гегеля, моделирующая логику процесса развития, как целостную систему, от синтеза к анализу: синтез (единство,- логика «и-и») - тезис – антитезис (дух, причина - материя, следствие, - логика «или-или»)- анализ [5,6,7,8,9].

     Метод генодрева - единство логики синтеза (и-и) и анализа (или-или) позволяет, изучить процесс развития противоречий, как целостную, универсальную систему принципов познания: целостности, дуализма, триединства, тетризма, единства синтеза и анализа, духа и материи, идеализма и материализма и др. (подробнее ниже).

     На генодреве ФТС (построенном как симметричный граф, в ИЦЗИНе – система: монограмм – диаграмм – триграмм -… ) процесс диалектического раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуально, попарно связанные противоположности: тезиса (дух, сознание, добро, волновые свойства материи, теория) и антитезиса (материя, зло, корпускулярные свойства материи, практика). На основе принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма): духовное должно иметь материальное основание (воплощение), а материальное–духовное. Например: синтез - электрический ток, тезис – электромагнитное поле, антитезис – электроны, материальные частицы.

     При развитии генодрева, делении образованных частей целого на новые пары логических противоположностей, принцип множественной дополнительности ведет к образованию многоуровневой системы, структуру которой можно представить в виде прогрессии: 1-2-4-8-16-… , где цифры – число элементов на каждом уровне системы.

     Система познания метода гендрева ФТС, созданная  на основе логики метода познания (Рис 1/34), состоит из: 1) принципов диалектического развития ([5] Рис 49); 2) взаимосвязанной системы основных категорий философии ([5] Рис 65); 3) структурно взаимосвязанных логикой процессов познания и развития, частей системы: уровня, ступени, подсистемы, элемента (подробнее см. Рис 1/34); 4) структурных взаимосвязей, прямых и обратных процессов взаимодействия в системе. В отличие от ДМ, абстрактно постулирующего взаимосвязи принципов познания, мы выделяем конкретно взаимосвязанные логикой структуры генодрева не только принципы познания, но и системные принципы: от целостности (логика И-И); двойственности, деления целого на противоположности (логика ИЛИ-ИЛИ), до циклически-ступенчатого (спирального) эволютивно-инволютивного  развития и др., которые разделяется на генетически взаимосвязанные принципы: - структурности; - иерархичности; - первичного анализа; вертикального синтеза и анализа; системного анализа; системного синтеза.

     Генодрево ФТС – метод целостности диалектических принципов - модель процессов познания, развития, основанная на аксиоме целостности мира, имеет 8 вытекающих из него, взаимосвязанных структурно-логических принципов ([5] Рис 49): 1.1. Аксиома (принцип) целостности (единства вибраций) двойственного мира: духа и материи (тезиса и антитезиса) и всеобщей взаимосвязи явлений, всего со всем, равнозначности процессов анализа и синтеза, единства и борьбы противоположностей.  Следствия аксиомы 1.1.: 1. Окружающий нас мир – динамическое равновесие двух, дополняющих друг друга начал (вибраций единой сущности), отражающее принцип диалектического монизма, единства: духа и материи. 2. Все материальные и идеальные объекты, составляющие подвижное единство  находятся во взаимодействии друг с другом (взаимосвязи которых отражаются ритмами прогрессии: 1-2-4-8-…). 3. Взаимодействие идеальных и материальных объектов, понятий осуществляется через категории движения, изменения, которое в равной мере свойственны  не только материальному, но и духовному началу. 4. Условие развития (движения, изменения) – разность потенциалов (вибраций) тезиса и антитезиса (духа и материи). Активизация одного из начал приводит к двум направлениям развития: эволюции (приоритеты духовного, общественного начала) и инволюции (приоритеты материального, индивидуального начала). 5. Развитие (движение, изменение) дискретно (в форме объектов и полей), ступенчато и иерархично, циклично (ритмично) и спирально, одновременно происходит в четырех направлениях (синтеза и анализа, тезиса и антитезиса), в объемном плане составляя расширяющийся и сужающийся конус. 6. Ступенчатые процессы развития имеют одностороннюю направленность (во времени): от целого к части, многому. Двойственность процесса познания требует обратного движения сознания от анализа к системному синтезу. 7. Цикличность ритмов развития неизбежно рождает не только мировой кругооборот излучения (поля) и вещества, но и превращение одного в другое. 8. Мир одновременно имеет начало во времени и ограничен в пространстве (тезис) и не имеет начала во времени и границ в пространстве (антитезис), бесконечен во времени и пространстве. 1.2. Генетической, иерархической взаимосвязи противоположностей тезиса и антитезиса (дающий начало процессам развития при ассиметрии, активизации вибраций одного из начал). 1.3. Двойственности направлений процесса развития (эволюции и инволюции). 1.4. Множественности и цикличности (ритмичности) процессов развития. 1.5. Отмирания старого, разрушения (инволюции материального начала). 1.6. Восприятия, рождения нового, новых форм материи-сознания (эволюции материального начала). 1.7. Преемственности в развитии, сохранения старого в новом (догматизма, инволюции духовного начала, первичного синтеза). 1.8. Создания высшего уровня единства (эволюции духовного начала). 1.9. Циклическо-ступенчатого эволютивно-инволютивного развития.

     Диалектический процесс развития генодрева ФТС (Рис 1/34), основанный на вертикали логики системы противоречий: тезис-антитезис (Я-неЯ, левополушарное – правополушарное мышление, диалектическая-формальная логика, теория-практика), направляет развитие познания по горизонтали: синтез-анализ (единство-множество).  образуя формулу: синтез-тезис-антитезис-анализ. Два направления познания: тезис-антитезис-синтез, антитезис-тезис-анализ требуют единства анализа и синтеза, теории и практики. Единство ДЛ и ФЛ требует единства 4-х видов логик: дедукции-индукции, аналогии-измерения (Я-Я, Я-неЯ, неЯ-Я, неЯ-неЯ). Единство теории-практики на 2-м уровне генодрева (в управлении) требует единства идеи-цели и средства-результата.

На плоскости структура генодрева образует крест, который означает направления процесса развития (познания):-вертикаль: духовное-материальное (эволюция-инволюция), -горизонталь: уровни глубины развития синтеза-анализа духовно-материального (единое-многое). Без понимания единства 2-х направлений познания не может быть единой науки.

Т.о., целостное, научное мышление, исходящее из единства ДЛ и ФЛ, левополушарного и правополушарного мышления требует не только единой философии,- единства духа и материи (идеализма и материализма), но и диалектики единства: синтеза и анализа, 4-х видов логик, 4-х видов познания: количественного (математического), символического (структурного), логического (методологического), системно-целостного.   

     Структура уровней развития противоречий генодрева: 1-2-4-8-…, как и двоичная древнекитайская система ИЦЗИН (единое – монограммы –4 диаграммы –8 триграмм -…) может быть интерпретирована не только в символической, но и математической форме.

     Сварог Б. раскрывает символический и математический смысл взаимосвязей системы  диаграмм и триграмм ИЦЗИНа: "Числовые основания мира уходят в глубину как раз настолько, чтобы быть архетипически выраженными уже в структуре языка и законах мышления. Противопоставление Бога и мира, духа и материи, вечности и времени, единства и множества, "Я" и всего остального отражает дихотомический принцип триады, геометрической иллюстрацией которого может служить отношение вершины и стороны в треугольнике … Вся математика, в общем, сводится к тому, что под одно выражение может быть подведено бесконечное множество случаев: она сама отражает принцип триады, объединяющей единичность (монаду) и множественность (дуаду) в единое целое … Всему сказанному о двоице и триаде нисколько не противоречит тот факт, что символы Перемен можно считать состоящими из нуля и единицы. Основание двоичной системы счисления, описанной Лейбницем как раз … когда в поле зрения европейских исследователей впервые попал китайский ИЦЗИН, заключает в себе все системы счисления по причине ее наибольшей общности. … Непроявленная потенциальность двоицы – это тьма, инь, четное (Кунь=Земля), начало проявления и зримости – это свет, ян, нечетное (Цянь=Небо). Иероглифы тьмы и света составляют пару значений, несущих одновременно символический и математический смысл. … Восемь гуа третьего двоичного порядка (8 триграмм,- Е.А.) могут быть расположены различным образом … Нетрудно увидеть, что триграммы следуют в алгебраическом порядке разложения бинома (а+ b)3. , если в качестве а принять элемент Инь, а в качестве b – элемент Ян … Возведение бинома в квадрат (a+b)2 =  a2 + ab +ba+ b2  образует четыре образа (четыре диаграммы,- Е.А.)" [10].

     Т.о., можно сказать, что математическое отображение процесса развития на каждом из уровней генодрева ФТС – бином (а+б, или тезис + антитезис), степень которого соответствует номеру уровня генодрева (0-1-2-3-4-…).

     Следует отметить, что низший, количественный уровень познания – математический, наиболее распространенный в наше время, имеет существенный недостаток - трудность объяснения полученных результатов, который отмечают ряд ученых (см. афоризмы). Этот недостаток снимается использованием символизма, структурной и системной логики.

     Большинство ученных и философов еще в начале ХХ века понимали, что абстрактные аксиомы математики способны задерживать прогресс познания:  «Первый и важнейший вопрос … это вопрос об отношении физической науки к математике. С общепринятой точки зрения считается признанным, что математика изучает количественные взаимоотношения в том же самом мире вещей и явлений, который изучают физические науки. Отсюда вытекают два положения: первое – что каждое математическое выражение должно иметь физический эквивалент … и второе - что любое физическое явление можно выразить математически. На самом деле ни одно из этих положений не имеет ни малейшего основания: принятие их в качестве аксиом задерживает прогресс науки и мышления … Неверно думать, будто математические отношения должны иметь физический или геометрический смысл. Наоборот, лишь очень небольшая и самая элементарная часть математики постоянно связана с геометрией и физикой, лишь очень немногие геометрические и физические величины имеют постоянное математическое выражение … Математика не в состоянии уловить различие между точкой, линией, поверхностью и телом» [11].

     Мы считаем, что диалектическая логика должна иметь свою систему понятий, принципов, основанных на логике противоречий (Я - не Я), отличных от формальной логики.

     На генодреве сущности диалектической логики ФТС Рис 1/34 и дуальной логики (Рис 35 [5]), как инструмента (механизма) познания, универсального ритма развития, колебательного процесса, заданного прогрессией 2n: 1-2-4-8-…, отражающей все возможные комбинации элементов системы, нами показана необходимость движения логики противоречий (Я,- неЯ) не только по вертикали: материальное-духовное (инволюция-эволюция) и от 1-го уровня (опыта) к 4 (дедукции), но и по горизонтали: единое, синтез – анализ, многое (где: синтез–истина-единство теории и практики; в формуле прогрессии 2n, n–порядк.№ ур. генодрева).

     Мы выделяем 8 принципов многомерной диалектической логики ФТС:

1) единства духовного и материального, абстрактного и конкретного, где единство: теории и практики – истина, цель познания; тезиса и антитезиса - логика И-И– основа процессов познания;

2) развитие, анализ – процесс последовательного раздвоения единого, начало процесса познания, на основе прогрессии: 2-4-8-…, соответствует логике борьбы противоположностей (Или-Или);

3) единства анализа и синтеза (единства и множественности), с приоритетом синтеза в познании;

4) единства процессов развития (истории) и логики;

5) единства индукции и дедукции, одномерной логики и аналогии;

6) единства опыта и предметно-образных представлений, логических понятий и идей.

7) единство противоположностей на 2-м и 3-м уровне генодрева соответствует двумерной (двухслойной) и трехмерной (трехслойной) логикам, где возникают внутренние (2-х и 3-х слойные)  противоречия 4-х (22)  и 8-и (23) элементов системы логики (подробнее ниже);

8) единства философий, учений монизма и плюрализма, вытекающих из целого: монизм (логика синтеза И-И) – дуализм: идеализм-материализм (логика разделения или-или, где тезис и антитезис могут образовать синтез-триединство) – тетризм (2-х значная логика, в ИЦЗИНе – 4 образца диаграмм) – октавизм (3-х значная логика, в ИЦЗИНе – 8 символов триграмм). Подробнее об операциях и терминах многомерной логики ФТС см. Прилож. 1.

     Т.о., можно сделать выводы, раскрывающие недостатки логик философий идеализма и ДМ, идеологий либерализма и марксизма: 1) логика целостности, синтеза И-И (и взаимосвязи всего со всем) лежит в основе единства и целостности процессов развития природы, общества и мышления; 2) логика анализа Или-Или - основа разделения, борьбы противоположностей; 3) идеология либерализма, политики США - плюрализм - часть монизма, не обладая логикой единства (И-И) мышления, служит целям разрушения общества; 4) 4-е закона формальной логики (тождества, исключения: противоречий, третьего и достаточного основания), основанные на логике Или-Или, не дают целостности знания; 5) 4-е закона логики ДМ (К. Маркса), не дающие приоритет  логике синтеза, являются частными случаями высшей диалектической логики ФТС.                          (*

  *) Приоритет синтеза в познании необходим, иначе будет невозможно собрать части целого в структурное единство. Многие философы не понимают необходимость логики синтеза, в т.ч. синергетики, которые формируют порядок из хаоса странным аттрактором, через случайное поведение шарика на горке. Шмаков в «Основах Пневматологии» (К. София. 1994, с 145) плюрализм называл – неорганизованным множеством и «обожествленным хаосом». Подробнее об этом см. статью автора о толерантности и религии на сайте РФО (http://www.dialog21.ru)

     Подробнее циклический процесс образования на дихотомической структуре генодрева ФТС, системным чередованием тезиса (Ян) и антитезиса (Инь), логик противоречий (по вертикали и горизонтали генодрева), соответствующих стихиям и характеристикам аристотелевых стихий, видам сознаний, показан нами на Рис 35 [5].

     К сожалению, логика синтеза, на понятии которой основаны структуры: триады Гегеля, ИЦЗИНа и генодрева ФТС, не развиваются материалистической теорией познания.

     Гегель, выдвинувший структуру триады (тезис-антитезис-синтез), к сожалению, ее далее нигде не использовал и не применял в теории познания. Об этом очень давно писал еще Л. Спенсер: «Формулировка гегелевской триады стала общепринятой, но следует подчеркнуть, что сам он никогда не пользовался терминами тезис, антитезис, синтез» [12].

     Не раскрывает источник и процесс развития и современная философия, находящаяся в кризисе, в которой самым слабым звеном, способным отнести ее к науке, является логика, особенно формальная, отрицающие логику  последующего процесса дихотомического развития: 1-2-4-8-.., где триада - только начало процессов развития.

     Трудности понимания триады Гегеля, как источника развития противоречия, заключаются в том, что при преподавании философии, видимо, сама триада: тезис – антитезис (логика или-или) - синтеза (логики и-и) раскрывается поверхностно, изначально создавая барьер в развитии сознания, исключая понимание начала процесса развития.

     П. Успенский, изучив древние философские системы, отметил: «Учение о трех силах – корень всех древних систем. Первая сила называется активной или положительной; вторая - пассивной или отрицательной; третья – нейтрализующей (по Гегелю: тезис-антитезис–синтез,- Е.А.) … Две первые силы… понятны нам, … третья сила нелегко доступна прямому наблюдению и пониманию. Причину тому надо искать … в … ограничениях психики …, основных категориях нашего восприятия феноменального мира, т.е. в нашем ощущении пространства и времени, которое является следствием этих ограничений. Люди … неспособны напрямую воспринимать и наблюдать третью силу» [13].

     Философы прошлого понимали триаду более широко, применительно ко всем сторонам жизни. Триада понималась как: 1) активное начало–2) пассивное начало–3) синтез, результирующее начало. Эту идею отражали и числа в арифметике: 1) тезис – 1 (единица, вертикаль, активное духовное начало) – 2) антитезис – 2 (горизонтальная линия, пассивное материальное начало) – 3) троица, тернер (синтез первых двух чисел). Вертикальная и горизонтальная черты в графике образуют крест (в религии это понимается как единство духовного и материального начал). Троица в религии: Отец- Сын– Св. Дух; Брама-Майя-Вишну (Отец-Мать-Сын). Еще триады: отец-мать–дитя; дух-материя-единство;  делитель-делимое-частное; движение-покой–равновесие; кислота-основание–соль; свет-темнота-полутень; будущее-прошедшее–настоящее.  Триада в философии ИЦЗИНа: Небо-Земля-Человек дает начало процессам развития: Одно (единое)-Ян-Инь-4 диаграммы-8 триграмм. В индийской философии Ньяя понятия, выводы, состоящие из 3-х терминов: меньшего, большего, среднего (холм-огонь-дым), основаны на логике триады.

     Философы, исключившие логику «и-и» (синтеза) из понимания триады, психологически не способны  преодолеть барьер синтеза (некоторые философы называют его «завесой» в сознании) в познании, который неизбежно приводит процесс развития к крайним,  искаженным вариантам.

     Рассмотрим триаду: мужчина-женщина – дети, шире в процессе всех возможных вариантов развития. Для этого составим генодрево, всех возможных комбинаций, где: 0) уровень  генодрева– понятие синтеза, единства - семья; 1) уровень генодрева – противоречие: мужчина-женщина; 2) уровень генодрева дает 4-е возможные комбинации его разрешения: - мужчина-мужчина - гомосексуализм, - мужчина – женщина – дочь, - женщина- мужчина – сын, - женщина-женщина- лесбиянство. Природа полноценными вариантами избрала средние, ведущие к разрешению противоречия в синтезе. Крайние варианты избрало, сознание человека, искаженное формальной логикой, отрицающей синтез противоречий. На западе общественное сознание, мировоззрение, искаженное логикой Аристотеля, разрушая семью, принцип развития - синтеза, уже узаконило эти крайние формы развития, там ими увлекаются даже священники.  Какое, из 2-х исходных утверждений: мужчина-женщина - ложно? Формальная логика утверждает, что одно из них ложно. Из приведенного примера ясно, что это полная чушь. О ложности или истинности можно судить только по следующему уровню процесса развития системы противоречий.

     Успенский в поисках ответа на проблемы научного знания в «Третьем Органоне» приходит к необходимости синтеза всех видов знаний: «Мир един,- способы его познания разные. И с несовершенными способами познания нельзя проникнуть в то, что доступно только совершенным способам … Все есть целое … Истинное знание … не может быть достигнуто  путем чувственного восприятия- или путем умозаключений … Философия, психология, математика, естествознание, социология … каждая имеет свою литературу… Каждая «литература» вырабатывает свой собственный язык, свою собственную терминологию и этим еще резче определяет свои границы, отделяет себя от других…Что нам нужно теперь – синтез!» [14].

     Но метода познания, основанного на синтезе Успенские не дал, дает его ФТС - метод генодрева!, который можно считать универсальной моделью, отражающей процесс структурно-логического системного мышления и единства видов познания.

     Не меньшие трудности понимания вызывает и китайская философская система ИЦЗИН. Малоизвестный исследователь ИЦЗИНа Дудоров О.Е., комментируя труды Щуцкого Ю. К. и др., пишет: "Понимание "Книги перемен" до сих пор представляет непреодолимые трудности – столь непривычны и чужды нам те образы, в которых выражены ее концепции … По теории "Книги перемен" весь мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящее от взаимодействия и борьбы сил света и тьмы, напряжения и податливости … Но, изучая синологическую литературу, ни у одного из авторов вы не найдете ни одной попытки рассмотреть "Книгу перемен" с научной точки зрения, с точки зрения фундаментального естествознания. … "Книга перемен" базируется на фундаментальной науке, доведенной до ее прикладного использования. Но признать "Книгу перемен" научной, значит признать нашу полную некомпетентность в вопросах миропонимания (по западному – естествознания). Признать, что вся западная натурфилософия неверна в своей основе. Кто на это решится? Впрочем, основная трудность понимания Канона перемен заключается в том, что наше сознание, создавая образы мира, за этими образами не видит механизма их создания (данного пониманием триады,- Е.А.). Канон перемен раскрывает этот механизм. Все остальные трудности не столь существенны и являются следствиями основной трудности …несмотря на то, что в западной науке существует фундаментальный принцип "бритва Оккама", из которой следует, что теория не должна иметь лишних базовых понятий, т.е. тех, которые можно свести к более элементарным, она их вводит. Вводит такие понятия, как время, пространство, материя (в ФТС это препятствие преодолено онтологией генодрева основных понятий [5]Рис 65].- Е.А.). В этом смысле в Каноне перемен есть только одно фундаментальное понятие: "То, чем является Инь и Ян,- это Дао, это основание, это родители перемен, начало … духа и света, это основа" (Лао Цзы)… Инь + Ян = Дао" [15].

     Нами показано ([5] Рис 20), что структура ИЦЗИН начинается с понятия Одно-единое (Дао), которое раздваивается на Ян и Инь, поэтому эту формулу, в соответствии со структурой ИЦЗИНа и генодрева (синтез-тезис-антитезис-анализ), следует понимать иначе: Дао-Ян-Инь.

     Это та же триада: синтез-тезис-антитезис, возвращает к осознанию ранее поднятой нами  проблемы синтеза, решенной структурой генодрева ФТС.

 

   Приложение 1. Операции и термины в многомерной диалектической логике (МДЛ) ФТС.

   В отличие от ДЛ ДМ, МДЛ ФТС,  рассматривает не 4-е известные  логические операции (отрицание, рефлексия, отрицание-отрицания, снятие), а 9 логических операций: 1) горизонтальный синтез (рефлексия), 2) горизонтальный анализ, 3) утверждение (развитие) тезиса (++), 4) отрицание тезиса (+-), 5) отрицание антитезиса (-+),  6) развитие (утверждение) антитезиса (- -), 7) вертикальный  синтез (снятие), 8) системный анализ (процесс раздвоения единого: 1-2-4-8-…), 9) системный синтез (процесс объединения частей, уровней в целостную систему: …-4-2-1).

   Определения используемых терминов:

   Система – иерархический, структурно-логический комплекс взаимодействующих по: вертикали и горизонтали противоположностей (противоречий):  подсистем, элементов (уровней, ступеней), ведущий процесс развития (познания) двояко: по вертикали (тезиса-антитезиса, духа-материи) и горизонтали (синтеза-анализа, единства-множества).

   Иерархия - принцип структурной вертикально-горизонтальной универсальной взаимосвязи: систем, элементов, отражающих ритм логики удвоения (разделения) целого: 1-2-4-8-….

   Взаимодействие – процесс взаимосвязей подчинения-управления в системе, ведущий не только к обмену: информацией, энергией и веществом, но и изменению состояния системы (во времени).

   Система может быть 1) подчиненной вышестоящей системе,- входить в нее как часть в целое; 2) быть управляющей,- иметь свои подсистемы, элементы. При этом, система может выполнять функции: 1) внешней среды, материального начала (антитезиса); 2) внутренней среды, духовного начала (тезиса).   Противоречие – логическое отношение между парными противоположностями, исходное основание процессов развития, познания.

   Принцип – основание, первоначало, правило развития системы взаимосвязанных явлений в природе, обществе (элементов в системе).

   Система принципов должна быть целостной и антиномичной, взаимосвязанной не только по вертикали (дух-материя), но и по горизонтали (синтез-анализ), отражая взаимоподчинение в процессах развития, познания.

   Принцип целостности (системности) – высший уровень системности (целостности), отражающий логику единства не только частей целого, но и их взаимосвязей и отношений (ритмов) в циклических процессах развития, познания.

   Процесс познания – единство теории и практики (иначе - истина), которое (на 2-м уровне генодрева познания) состоит из единства 4-х ступеней познания: 1) опыта, измерений, классификации элементов, подсистем; 2) метода познания (в ФТС он универсален); 3) принципов познания; 4) целостной системы принципов познания (учения, теории).

   Метод познания – система используемых принципов познания.   Метод  генодрева ФТС– система единства универсальных методов (теоретических, качественных и практических, количественных), которая (на 2-м уровне) состоит из 4-х основных методов: 1) количественных, статистических, прикладных и т.п.; 2) аналитическо-графических, структурных (диаграммы, графы, и т.д.); 3) логических, аналитических, математического программирования, ….; 4) системных методов, моделей.  Генодрево ФТС моделирует процессы развития сложных систем.

   Системный синтез в ФТС – движение вертикальных синтезов подсистем (уровней) познания от множества к единству (или от сложного к простому), где единство – синтез первого уровня противоречий духа-материи,- теории-практики, ведущий к поиску истины.

 

   Литература:

1. Вершинина Л.П. Системный анализ для гуманитариев. Уч. Пособие. СПбГУКИ. 2007, с 29-31.

2. Уфимцев В.А. Материалы по философии систем. Econic.chat.ru.

3. Ленин В.И. Философские тетради. М. ПИ. 1990, с177,202-203, 275.

4. Шмаков В. Священная книга Тота. Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма. М. Десот. 1994, с 192.

5. Антонович Е.Н. Третий путь развития.ч.1. ФТС. СПб. Деан, 2007, 542 с., см. книгу: www.universusmetod.ru.

6. Антонович Е.Н. Философия триединого синтеза как теория и методология познания процессов действительности. Научный журнал Общество-Среда-Развитие. СПб. № 2-2008.

7. Антонович Е.Н. Принципы познания и модель системного синтеза в ФТС. Научно-практический журнал Актуальные исследования. Екатеринбург. №1-2012.

8. Антонович Е.Н. Системный синтез принципов познания – метод генодрева ФТС. ж. Сознание и физическая реальность. № 9 -2012.

9. Антонович Е.Н. статьи в интернете: Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика: логика целостности- синтез единого и многого, духовного и материального. Целостность – логика единства множественности и др.. http://www.dialog21.ru.

10. Сварог Б. Ход ночного солнца. http://waruna.narod.ru.

11. Успенский П.Д. Новая модель вселенной. СПб. Чернышева. 1993, с 407-437.

12. Гегель для начинающих. пер. с англ. Харламова Л.В. Р-на Дону. Феникс. 1998, с 86.

13. Успенский П. Психология возможной эволюции человека…. СПб. Комплект. 1995, с 81.

14. Успенский П.Д. Ключ к загадкам мира. М. Ф-Пресс. 2000, с 321-393.

15. Дудоров О.Е. Основы теории перемен. ИЦЗИН. М. Флинта. 2003, с 12-20.