Антонович Е.Н.(СПб ФО, участник клубов: самодеятельных философов, универсалии систем, реалистической философии)

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ МЕТОДОМ ГЕНОДРЕВА

 

      Введение

1.      Отражение системы логических противоречий, дополняющих друг друга противоположностей, и их взаимосвязей  в методах познания различных философий.

2.      Снятие противоречий – синтез противоположностей, развитие противоречий – анализ, удвоение противоположностей.

Заключение.

 

                                                     ВВЕДЕНИЕ

 

  Современные ученые, исследуя окружающий мир, открывают азбучные истины, которые

были известны давно древним мыслителям. Так, в «Экономической и философской газете» (№2-2010) В. Паульман, исследуя принцип дополнительности, пишет: «Идея дополнительности была обнародована выдающимся физиком Нильсом Бором…физика пришла к выводу, что фотон, частица света, обладает свойством, как корпускулы, так и волны, т.е. ему присущ корпускулярно-волновой дуализм. Бор определил принцип дополнительности следующим образом: «Невозможность объединения наблюдаемых при разных условиях опыта явлений в одну-единственную картину ведет к рассмотрению таких, по-видимому, противоположных явлений как дополнительных в том смысле, что они – взятые совместно – исчерпывают все доступные определению сведения об атомных объектах»(1). Далее автор рассказывает об использовании в диалектическом материализме понятий дополнительности, единства противоположностей и противоречия.

  Но, если Бор, открыв принцип дополнительности в физике, указал, что понятие дополнительности, использовалось еще в философии древнего Китая, то современные академические философы, исследуя этот принцип в диалектике (подробнее ниже), почему-то не знают и не упоминают своих предшественников философов (возможно потому, что в академической философии СССР не было принято изучать историю философии глубже древней Греции): “Нильс Бор хорошо знал о том, что его понятие дополнительности имеет соответствие в китайской философии. Посетив Китай в 1937 г., когда его трактовка квантовой теории была уже полностью разработана, он был глубоко поражен тем, что в древней китайской философии существовало представление о полярных противоположностях: это обстоятельство оказало на него сильное воздействие…Через десять лет Бору, было пожаловано дворянское достоинство…и когда ему нужно было избрать символ для герба, его выбор пал на китайский символ ТАЙ ЦЗЫ, который выражает соотношение дополнительности между архетипическими противоположностями ИНЬ и ЯН. Выбирая этот символ для своего герба вместе с изречением: « … Противоположности дополняют друг друга», Нильс Бор признал существование глубокого единства древней восточной мудрости и современной западной науки”(2).

  Н. Бор был вынужден ввести в физике принцип дополнительности, как устраняющий недостатки принципа неопределенности Гейзенберга: «Фундаментальное значение принципа неопределенности заключается в том, что он описывает ограниченность наших классических представлений, выраженных в точной математической форме. Как говорилось выше, субатомный мир предстает перед учеными в виде сети взаимоотношений между различными частями единого целого (выделено нами, эта сеть взаимоотношений между частями целого более глубоко разработана китайскими философами в И ЦЗИНе, и усовершенствована нами в методе генодрева, см. ниже, - Е.А.).

Представления классической физики, почерпнутые ею в макроскопическом окружении человека, не могут адекватно описать этот мир. Начнем с того, что понятие самостоятельной физической сущности – такой, как, скажем, частица, - носит абстрактный характер и не имеет реального содержания. Оно может быть определено только через его связи с целым, а эти связи характеризуются статической природой (материалистическая наука и философия, ввиду односторонности понятия материи, не способного отражать двойственность окружающего мира, просто не могут иметь такой системы взаимосвязей, - Е.А.). Эти связи могут существовать с определенной вероятностью, а могут и не существовать (на этом основано понятие вероятности в материалистической науке, - Е.А.). Если мы попытаемся описать свойства такой сущности в терминах классических понятий – таких, как местонахождение, энергия, импульс и т.д.,- то обнаружим, что существуют пары взаимосвязанных понятий, которые не могут быть одновременно определены с одинаково высокой точностью. Чем больше мы стараемся применить какое-либо понятие к физическому «объекту», тем более неопределенным становится другое понятие; точное соотношение между ними выражает уравнение неопределенности.

  Для лучшего понимания соотношения между парными понятиями классической физики Нильс Бор ввел понятие дополнительности» (3).

  То, что открыл Бор – принцип дополнительности, и то что он, и современная наука и философия, не сумели использовать – систему взаимосвязей начал Ян и Инь, и их развития, усложнения в процессе развития, давно известны в древнекитайской двоичной философской системе И ЦЗИН (и успешно используется много веков в различного рода предсказаниях, но т.к. большинство ученых материалистов относятся к таким действиям с предубеждением, то они т.о. выбрасывают вместе с водой и ребенка-истину). Ниже мы подробнее остановимся на решении проблемы дополнительности, взаимосвязи противоположностей, диалектического противоречия не только в древнекитайской философской системе И ЦЗИН, и в современной ее философской интерпретации – ФТС (философии триединого синтеза), но и в других философских системах.

 

    1. Отражение системы логических противоречий, дополняющих друг друга противоположностей, и их взаимосвязей в методах познания различных философий.

 

  ФТС разработана автором, как диалектическая система дуалистического монизма (единства первичных противоположностей: духа и материи, причины и следствия и др.), органически включающая в себя не только принцип единства философии монизма, но и логически взаимосвязанные с ним  принципы множественности: дуализма, триализма, тетризма и др..  В основе ФТС лежит диалектическая система  динамически взаимосвязанных противоположностей, которая представляет собой универсальную структуру генодрева или симметричного графа (4). При этом диалектика ФТС, не отрицая материалистическую и идеалистическую диалектику, представляет собой синтез этих двух систем, в которой генодрево ФТС является методом познания.

  Структура генодрева с некоторыми изменениями (подробнее см. Рис 24, только в книге) соответствует структуре древней китайской двоичной системы И ЦЗИН (Рис 20). Основой системы И ЦЗИН являются две космические силы Ян и Инь, непрерывное взаимодействие которых является движущей силой эволюции. В процессе взаимодействия Ян и Инь, не уничтожая друг друга, образуют сложные структуры и взаимосвязи, отражающие закономерности  всеобщих процессов развития (в т.ч. эволюции и инволюции). В китайской философии понятие Ян обозначает легкие положительные частицы, духовное, мужское, светлое начало, Инь -  тяжелые, отрицательные частицы, материальное, женское, темное начало. Ян и Инь дополняют друг друга до первичного единства (целого) – У ЦЗИ. Китайские философы называли это единство, лежащее в процессе динамического чередования двух дополняющих друг друга противоположностей Ян и Инь,- Дао. В «Дао Де цзин» приводится общеизвестное выражение: «Одно рождает два; два рождает три; три рождает тьму вещей». Ян, Инь и У ЦЗИ составляют китайскую триаду, основание реального мира: Небо, Земля и соединяющий их Человек. В И ЦЗИНе Ян изображается целой чертой, Инь – прерванной (уровень монограмм), диаграммы двумя чертами, триграммы – комбинациями трех (их количество равно восьми: два в степени три).            Каждая монограмма, диаграмма и триграмма имеет три структурных связи (одну входящую, две исходящих (такая структура используется и генодревом ФТС).  

  Современные китайские философы, в отличие от философов диалектического материализма в СССР и России, очевидно, руководствуясь принципом преемственности знания, не отрицают наличия элементов материалистической диалектики у древних философов: “«Бытие» и «небытие» - две основные категории в философии Лао-цзы, а Дао  в его понимании возникло на основе этих категорий…» светлое начало, дойдя до предела, сменяется темным, и темное начало, дойдя до предела, сменяется светлым…в приведенных цитатах, несомненно, присутствуют черты примитивного материализма…

Еще при династии Шан вместе с прогрессом производства и развитием естественных наук, таких, как астрономия, метеорология, начинают появляться зачатки представлений о темном и светлом началах. Согласно этим представлениям, темное и светлое начала рассматривались как свойства, внутренне присущие материальным предметам, противостояние которых вызывает развитие и изменения как в происходящих процессах, так и в вещах… Объяснениям, в которых «Толкования к Книге Перемен» рассказывают о появлении восьми триграмм, также присущ ярко выраженный материалистический характер. В этих объяснениях говорится: «В древности Поднебесной правил Фу-Си. Глядя вверх, он следил за светилами на небе, смотря вниз, искал образы на земле… далекое познавал на предметах, а в результате создал восемь триграмм, чтобы постичь сокровенные добродетели и разделить по группам все существа»…

Диалектика Хань Фэя, представляющая переработанную и получившую дальнейшее развитие диалектику Лао-цзы, служила мировоззрением и методологией возникшего класса землевладельцев. В первую очередь Хань Фэй осознавал, что в каждом предмете содержатся противоречия, что каждый предмет есть единство противоположностей, находящихся во взаимодействии. Понятие «противоречие» как закон противоречий формальной логики впервые выдвинуто Хань Фэем и, хотя не рассматривается им как категория диалектики, тем не менее сыграло положительное значение в развитии диалектики. В Древнем Китае понятие, соответствующее категории «противоречие» в современной диалектике, выражалось главным образом в признании существования темного и светлого начал. Хань Фэй говорил: «Все предметы не процветают одновременно», это видно на примере темного и светлого начал»…Чжу Си считал естественным высший принцип разделения одного на два и всеобщность борьбы противоположностей в предметах и явлениях. Давая ответ на высказывание, содержащееся  в толкованиях к «Чжоуской книге Перемен»,- «Великий предел породил два начала, два начала породили четыре стихии, четыре стихии породили восемь триграмм», - Чжу Си пишет: «Здесь одно делится на два, и так происходит повсеместно, везде, вплоть до бесконечности, одно порождает два,- высший естественный принцип»…Чжу Си утверждает, что противоречия существуют не только между предметами и явлениями, но имеются противоречия и внутри каждого явления и предмета и противоречия внутри каждой противоположности. Он писал: «Находящийся перед глазами предмет имеет лицевую и оборотные стороны, верх и низ, внутреннее и внешнее». Это говорит о том, что в каждом предмете и явлении есть противоречие. Чжу Си отмечает также: «Все говорят, что темное и светлое начала – два конца, но и само темное начало делится на темное и светлое, а светлое начало также содержит в себе темное и светлое начала». Это означает…что существуют многослойные противоположности, и эти противоположности нескончаемы. Выявив существование противоречий между предметами и явлениями и внутренние противоречия в противоположностях, Чжу Си тем самым углубил представление о всеобщем характере противоречий”(5).

  Многослойная (точнее многоуровневая) структура системы противоположностей – основа метода генодрева ФТС (подробнее ниже). Метод генодрева ФТС   используется нами как в теории познания (см. Рис 49, 34 и др.), так и практике развития (эволюции и инволюции) социальных систем (см. Рис 47 и др.).

  Диалектический материализм (ДМ) дал однозначную систему взаимосвязи понятий противоречия и противоположности: «Противоположность – категория, выражающая одну из сторон противоречия. Единство П., противоположных сторон, тенденций образует противоречие, являющееся двигательной силой, источником развития вещей…Противоречие – категория диалектики, выражающая внутренний источник всякого движения, корень жизненности, принцип развития» (Философский словарь). При этом все противоречия ДМ были разделены на антагонистические (в основе которых лежат непримиримые интересы  двух враждебных классов: буржуазии и пролетариата, решаемые через революцию) и неантагонистические (выражающие интересы не враждебных классов: рабочих и крестьян, решаемых без конфликтов, через планомерное развитие экономических и социальных условий). ДМ и марксизм, предельно упростив общественную систему общества, видели в ней системные противоречия только между двумя классами (буржуазией и пролетариатом), не считая полноценным классом крестьянство, игнорируя интеллигенцию и бюрократию (неучтенные ДМ классы бюрократии и интеллигенции доказали свое существование, совершив контрреволюцию в 1991-93гг.). Т.о. система общества, как и  познания ДМ, отражала только первые два уровня системности: противоречие (единство) и две противоположности: тезис и антитезис (буржуазия и пролетариат), что далеко не отражает полноту системы противоречий – противоположностей в окружающем нас мире.

 «Экономическая и философская газета» напечатав статью В. Пульмана «Диалектика и принцип дополнительности» (№2-2010), очевидно, пытается преподнести ее как творческое развитие системы познания ДМ. Мы считаем, что в статье принцип дополнительности и диалектические противоречия первого уровня: единое-многое, целое-часть, система-элемент, решены принятым в диалектическом материализме методом, без последующего развития системы противоположностей и отражения системы их взаимосвязей. Единственное различие состоит в том, что профессор Л. Столович, заменил понятие многое, понятием плюрализма: “Почетный профессор кафедры философии Тартуского университета Леонид Столович в своей книге «Плюрализм в философии и философия плюрализма» пишет: «Принцип дополнительности как проявление принципа системного плюрализма призван учитывать противоположные, но дополняющие друг друга в единой системе свойства предмета. Подчеркиваю: дополняющие друг друга в единой системе. Это очень важно учитывать, поскольку поверхностное толкование принципа дополнительности и, соответственно, принципа плюрализма приводит к эклектизму, когда одно дополняется другим вне всякой системы (это утверждение автора совершенно верно, но принцип дополнительности в его понимании применим к отношениям только двух элементов системы, поэтому его плюрализм, ограниченный двумя элементами, сторонами, не может быть полноценной развивающейся многоуровневой системой,- Е.А.). Такое бессистемное дополнение и приводит к тому, что народные поговорки определяют как «Не пришей кобыле хвост»…(за народными поговорками, видимо, скрывается неспособность автора методом диалектического материализма рассматривать многоуровневую систему противоположностей, - Е.А.). Следует при этом отметить, что автором идеи системного плюрализма является Леонид Столович, который определил его следующим образом: «Диалектика системного плюрализма основана на диалектике единого и многого, части и целого, элементов и системы. Системный плюрализм не отрицает того, что существует единая ИСТИНА. Но он предполагает движение к ней с разных сторон» (автор, видимо,  не понимает, что содержание этого движения, систему многоуровневых противоположностей материалистическая диалектика, являющаяся узким односторонним методом познания, раскрыть не способна, вынужден содержание, доказательства заменять принятием новых терминов, цитатами или народными поговорками,- Е. А.). И еще одна цитата из названной книги Л. Столовича, которая полнее раскрывает суть названного принципа: «Несомненно, словосочетание «системный плюрализм» является внутренним противоречием. Но это противоречие диалектическое. «Системный плюрализм» есть одно из проявлений единства противоположностей – диалектической закономерности, выявленной еще Гераклитом Эфесским»“(1).

  Сторонники диалектического материализма, ранее полностью отрицавшие понятие плюрализма, введя понятие «системного плюрализма», безусловно сделали шаг вперед, в познании синтеза противоположностей, но пока они так и не сумели сделать главного – глубже раскрыть все уровни противоположностей и систему их взаимосвязей в процессах развития, познания. (Очевидно, редакция ЭФГ публикующая только те статьи, которые восхваляют диалектический материализм, не смотря на их слабое научное или доказательное содержание, не понимает того, что для преодоления застоя в марксизме, необходима прежде всего конструктивная критика его основ - диалектического материализма. Мы считаем, что не понимание ошибок диалектического материализма не будет способствовать выходу из системного кризиса как его самого, так и идеологии марксизма). 

  Мы считаем, что решение проблемы единого и многого, целого и части, системы и элементов необходимо искать не в их формальном противопоставлении, а в составлении многоуровневой системы противоположностей, которая способна вскрывать систему взаимосвязей не только элементов целого, но и самих противоречий системы в процессах развития. Основы такого решения предлагаются ФТС. Ниже мы вначале кратко излагаем основы ФТС и метода генодрева.

 На генодреве причинно-следственных взаимосвязей основных философских категорий (Рис 65) показаны различные структурные уровни, элементы и их взаимосвязи по горизонтали генодрева: 1-2-4-8-…, которые соответствуют уровням: первичного единства, монограмм, диаграмм и триграмм системы И ЦЗИН (где цифрами обозначено количество элементов на каждом уровне генодрева, что соответствует числам данной прогрессии) и вертикали: 1, 1-2, 1-2-3-4, 1-5,2-6,3-7,4-8 (Каждый элемент вертикального уровня имеет одну связь с высшим уровнем и две связи с низшим, направление движения по каждой связи – двойственное: эволюция или инволюция. Варианты нумерации вертикальных ступеней 2-го и 3-го уровня даны на Рис 47, 101 и др.). На исходном (0-м) горизонтальном уровне противоположностей (вершине графа, генодрева, соответствующем первой цифре прогрессии) показано  единство противоположностей (логика И-И): причины и следствия (активного и пассивного начала, Ян и Инь, духа и материи), которое является истинной причиной взаимодействия (всего со всем и причиной целостности окружающего мира).В древней философии целостный мир – синтез взаимодействия дополняющих друг друга двух начал: активного, действующего начала, являющегося причиной, и пассивного - следствия взаимодействия. На первом уровне (логика ИЛИ-ИЛИ) - генетическое взаимодействие дуальных противоположностей (объяснимое принципом дополнительности): Тезиса (активного начала, сознания, духа, причины) и Антитезиса (пассивного начала, материи, вещи, следствия) за счет разности потенциалов (различия) создает условия для их последующего изменения, развития. При этом, можно предположить, что в свою очередь для: материального начала (явления, движения, следствия) причиной является энергия (причина всякого движения - энергия); духовного начала (сущности, причины, пространства) высшей причиной должно быть время, идея. Т.о. можно сказать, что: высшей причиной возникновения пространства (или простой причины) является время; для физического времени причиной может быть энергия времени  (в /1/ мы приводим  подтверждение этого, сделанное еще Козыревым). На втором уровне противоположностей из духа (причины) и материи (следствия) образуются взаимосвязи вторичных формообразующих категорий: времени (идеи) и пространства (понятия, познания), энергии (формы, представления) и движения (опыта).

  Нами принято, что сознание и материя – две равноценные противоположности единого целого (окружающего мира). Эволюции и инволюция которых создает четыре возможных направления их развития (см. Рис 66). Сознание первично при эволюции духовного начала (общественной морали), материя – при инволюции материального (индивидуального) начала. Мы понимаем эволюцию, как развитие от материального (индивидуального) к духовному (общественному); инволюцию как обратное движение, что не противоречит воззрениям древних (у древних, например, инволюция это вхождение духа в материю). При инволюции сознание (причина, информация) рождает время и пространство, которые в процессе познания окружающего мира, разделяют материю на энергию и движение (все основные определения и взаимосвязи философских категорий и понятий даны на Рис 65).

    ФТС, как диалектическая система дуалистического монизма с позиций диалектического единства противоположностей (духовного и материального начал) и метода генодрева дала объективную критику не только идеализма, материализма, методов их познания, но и предложила новую методологию познания, развивающую исходную систему двух понятий: противоречие - противоположности на множественное число уровней.

  Преобразовав древнекитайскую философскую систему ИЦЗИН (единства и структурного развития противоположностей Ян и Инь), мы предлагаем стуктурно-универсальный системно-логический метод исследования процессов мышления (Рис 34) познания и развития (Рис 49) – метод генодрева взаимосвязанных дуальных противоположностей, который на различных уровнях глубины анализа и синтеза (1-2-4-8-…) может отражать динамические взаимосвязи не только понятий: тезиса (духа, сознания, причины и др.) и антитезиса (материи, следствия и др.), но и пространства и времени,  энергии и движения  и других (на последующих уровнях противоположностей),  принципов познания и законов развития, дающий универсальную модель логики познания и развития природы и общества (Рис 47). По своей сути генодрево отражает ступенчатую цикличность процессов эволюции и инволюции, где на каждом уровне каждый тезис отрицает антитезис, образуя диалектическое снятие в синтезе (подробнее см. только в /4/ Рис 51).

 На генодреве диалектических принципов познания (Рис 49) нами предлагаются восемь (при объединении 3-го и 4-го принципа) взаимосвязанных принципов развития (познания), расположенных на трех уровнях их синтеза. Высший принцип синтеза – принцип системной целостности мира (великий предел, одно-единое в И ЦЗИН) и всеобщей взаимосвязи явлений, единства противоположностей (истины) из которого логично вытекают остальные взаимосвязанные принципы. Второй по важности принцип  – принцип дуализма противоположностей, их исходного динамического равновесия, симметрии и иерархической, генетической взаимосвязи двух первоначал, условием развития и познания которых является активизация (асимметрия) одного из начал, ведущая их развитие  в направлении эволюции (отношения гармоничности, дополнительности противоположностей до единого целого) или инволюции (дисгармонии, сохранению противоречий, непримиримости борьбы, конкуренции противоположностей).

  ФТС не отвергает принцип ДМ, что в основе развития лежат внутренние противоречия в вещах и явлениях, а уточняет его, в соответствии с древними знаниями. Мы считаем, что источником развития в целостном явлении, живой материальной (общественной) системе (а не материальной вещи) является разность потенциалов противоположных начал: духовного (общественно-морального, культурного) и материального (технического, экономического).

Т.о. уже на втором уровне противоположностей генодрева можно рассматривать 4-е вида взаимосвязанных противоречий, разрешаемых на третьем уровне синтезом 8-и противоположностей (подробнее ниже). Исходя из этого мы считаем, что систему противоречий общества на 2-м уровне его генодрева должны составлять 4-е основных взаимосвязанных элемента (класса, сферы общества, или 4-е вида обществ в мире). Существовавшие у древних четыре основных класса общества: брахманы (жрецы, правители, аристократия); вайшья (змеледельцы, торговцы); кшатрии (воины, бюрократия); шудры (ремесленники, рабочие) во времена Маркса уже можно было разделить на 4-е класса (аристократия, интеллигенция; бюрократия; буржуазия и рабочий класс, крестьянство), которые в наше время образуют 8-м классов общества (подробнее см. Рис 86 только в книге автора /4/).

  Принцип дополнительности можно двояко выразить математически: положительной обратной связью А+В=1, АхБ=1; или отрицательной, отношениями противоречивости: А-Б= 1, А:Б=1 (Const). Принцип дуализма противоположностей, - не только двигатель развития, ведущий его к гармонии, дисгармонии или триединству, но и – основа всех процессов развития, их бесконечности и разнообразия, в науке известен под принципами или законами: единства и борьбы противоположностей, триединства, дополнительности, противоречивости, маятника, зеркальной симметрии и т.д. Т.о. принцип дуализма, дополнительности можно выразить: в мире – дуализмом непроявленного и проявленного миров,  в природе и обществе - вторым основным законом – законом дуализма (дополнительности). Крайние проявления принципа дуализма, ведущие к борьбе противоположностей и кризису  разрешаются следующим, третьим и последующими уровнями развития. Третий принцип – принцип двойственности направлений развития (непризнаваемый как идеалистами, так и материалистами) заключается в том, что дуализм единства сознания и материи разделяется на дуализм сознания (время, пространство) и дуализм материи (энергия, движение). В физике дуализм волны и частицы рождает дуализм волны (частоты и длины) и частицы (энергии, скорости или длины пробега). Более подробно остальные принципы и их взаимосвязи показаны на Рис 49.

  Материализм понимает развитее как линейный «процесс движения от низшего (простого) к высшему (сложному), главной характерной чертой которого является исчезновение старого и возникновение нового», который происходит в процессе анализа по абстрактно расширяющейся  спирали (детализации этого расширения ДМ не дано).

  ФТС понимает диалектическое развитие (см. Рис 47 и др.) как двойственный многоуровнево-иерархический, циклическо-ступенчатый процесс, в котором развитие идет одновременно: по горизонтали (анализа – синтеза), количество уровней которого соответствует числу уровней золотой прогрессии: 1 – 2 – 4 – 8 -… по вертикали (круговое и спиральное движение), которое  происходит на каждом горизонтальном уровне (на: 2-м – циклическо-круговое: 1-2-3-4, 3-м – спирально-циклическое: 1-5,2-6,3-7,4-8).

  Диалектическое развитие познания по горизонтали (1-2-4-8-…) показывает процесс глубины развития  мышления от синтеза к анализу и наоборот, отражая диалектическое  единство и взаимосвязь всех основных философий (и соответствующих им принципов): монизма – дуализма (их синтез – триединство, триалектика) – тетризма (более подробно см. только в книге /4/ два генодрева видов философий).

  Диалектическое познание (развитие) можно представить в виде некоей объемной спирали, где познание может идти в двух направлениях: к вершине (синтезу – сходящаяся спираль), к основанию (анализу – расширяющаяся спираль).  Процесс познания в диалектике ФТС можно представить как триединый синтез или синтез трех частей познания (откуда и название ФТС), образованного движением мышления: по горизонтали генодрева (ступеням глубины анализа, развития уровней системы противоположностей: 1-2-4-…), вертикальным спиралям генодрева (начиная от первого уровня противоположностей: духа-материи) и результирующим движением к синтезу, единству противоположностей. 

  Понимание нами диалектического развития в познании, как последовательно идущего в двух противоположных направлениях анализа (расширяющейся спирали) и синтеза (сходящейся спирали) примиряет и две разные, борющиеся между собой, модели развития в современной науке.

 

2. СНЯТИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ – СИНТЕЗ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, РАЗВИТИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ – АНАЛИЗ, УДВОЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

 

  Анализ генодрева ФТС показывает, что в соответствии с принципом дополнительности, развитие противоречий, которое происходит в процессе анализа (развития) ведет в полном соответствии с древнекитайской диалектикой, и диалектикой ФТС, к удвоению противоположностей (противоречий). Снятие противоречий происходит в процессе диалектического синтеза противоположностей (на высшем уровне познания), в полном соответствии, с диалектикой Гегеля и ФТС. Т.о., диалектика должна иметь два взаимосвязанных уровня познания: синтез и анализ (тезис-антитезис); и принципа (философии): единство (монизм) и борьба (дуализм) противоположностей.  

  Однако, такое простое разрешение противоречий, не доступно пониманию большинства академических философов, и они, как правило, занимаются его искусственным усложнением и многословным запутыванием сущности процесса развития (познания): «Перед тем как перейти к исследованию действия принципа дополнительности в суперсистеме, именуемой человечеством, я хотел бы привести еще нижеследующее пояснение о гегелевской диалектике в связи с принципом дополнительности, данное В. Хьюттом (Концепция дополнительности и проблема объективности физического знания. Таллин, 1977, с 22): «…в методологии дополнительности заложен существенно негегелевский тип диалектики снятия: противоречие не разрешается путем снятия в синтезе более высокого порядка прогрессирующей конфронтацией самостоятельных противоположностей. Диалектика дополнительности в противоположность гегелевской реализует нелинейный характер развития, в котором противоположности не лишаются самостоятельности путем снятия. Из логики дополнительности следует возможность такого типа развития научного знания, когда противоположности развиваются в своей самостоятельности и связности путем постоянной конфронтации («диалога»), не поглощая друг друга». К сказанному Хюттом следовало бы, на мой взгляд, добавить следующие методологические замечания: во-первых, речь может идти не только о развитии знания, но также о развитии объекта познания; во-вторых, развязка столкновения противоположностей (во всяком случае, в общественном развитии) происходит, когда противоречие достигает предельно возможной для них остроты. Такая развязка называется в обществоведении революцией» (1).

  Проследим дальше ход размышления Паульмана: «Сегодня в эпоху господства глобального капитализма, это противоречие охватывает не только противостояние наемных работников и капиталистов, но и противостояние развитых капиталистических стран и стран т.н. «третьего мира». Следовательно, мы сталкиваемся с явлением, когда повседневностью общественной жизни на протяжении последних тысячелетий существования цивилизации является постоянное разрешение, или, говоря гегелевским языком, снятие противоречий, не приводящее к уничтожению постоянно возобновляемого единства борющихся сторон. На протяжении известной нам истории развития цивилизации конфронтация классовых противоположностей в силу развития производительных сил неоднократно приводила к революционному разрешению противоречий, которые, однако, лишь меняли форму их единства, но не ликвидировали их раз и навсегда. Т.о., действовал диалектический принцип дополнительности. Противоположности сохранялись, противоречия между ними продолжали воспроизводиться, однако менялась лишь общественная форма их бытия»(1).

  Чтобы понять и осознать процесс развития, взаимодействия противоположностей с процессом снятия противоречий необходимо построить генодрево развития и снятия противоречий в различных видах обществ. За его основу примем два генодрева взаимосвязи сфер общества и развития логики норм морали (Рис 47, 101), используя нумерацию элементов 2-го уровня противоположностей последнего (Рис 101).

  На первом уровне противоположностей возникают два вида противоречий: духовные (тезис) и материальные (антитезис). На втором уровне - 4-е вида основных противоречий 4-х основных видов обществ: 4) основное противоречие коммунизма – противоречие между едиными нравственным мировоззрением, общественной моралью и религиозным мировоззрением и индивидуальной моралью; 2) основное противоречие социализма – противоречие между общественной системой воспитания новой социально активной, нравственной личности  и образом жизни, национально-семейной культурой индивида; 3) основное противоречие капитализма – противоречие между широкой системой самоуправления трудящихся на всех уровнях и сферах общества и бюрократической системой управления буржуазно-олигархического меньшинства общества; 1) основное противоречие феодализма – противоречие между трудом и капиталом, производственными отношениями и производительными силами.

  По Марксу антагонистическое, не разрешимое противоречие между трудом и капиталом, производственными отношениями и производительными силами, разрешаемое революцией – основное противоречие феодализма в ФТС (Маркс выявил эти противоречия как раз характерные для большинства государств в период их перехода от феодализма к капитализму). Все 4-е вида противоречий зародились еще при феодализме, они существуют и сегодня  в разных отношениях, пропорциях во всех 3-х основных видах обществ (феодализме, капитализме и социализме), каждое из которых обладает основным, характерным для него противоречием. Относительное разрешение 1-го основного противоречия (возможное только на 1-м уровне) позволило большинству развитых государств перейти от феодализма к капитализму (многие государства и сегодня переживают стадию феодализма). Переход от капитализма к социализму возможен только при разрешении 2-го  основного противоречия – между широкой системой самоуправления большинства и бюрократической системой управления меньшинства. В СССР широкая система самоуправления существовала до 1929 г. (выборные лица: комсорг, парторг, профорг на предприятии, министерстве могли ставить условия руководству, проводить политику в интересах большинства). Но партия большевиков, изменив ленинскому принципу демократического централизма и партийной демократии, при отсутствии истинно научной теории построения социализма и коммунизма, под руководством Сталина (который, очевидно, с благими намерениями защиты страны перед угрозой фашизма и необходимостью форсированного строительства социализма в 1929 г.) ввела единоначалие, передав власть в руки бюрократии, которая, отменив все виды контроля над собой, в начавшемся процессе духовной инволюции общества (который продолжается и теперь) постепенно узурпировала все виды власти и в 1991 г. вполне закономерно изменила форму правления в обществе на обратную.

  Переход к коммунизму возможен на основе разрешения 3-го противоречия - воспитания социально активной, нравственной личности (а не построения материальной базы коммунизма, она должна была быть построена еще на первом этапе). Окончательное снятие всех противоречий (которое происходит при снятии духовных и материальных противоречий, в высшем синтезе) в развитии общества может произойти только после снятия 4-го противоречия. Окончательная победа коммунизма возможна после разрешения 4-го противоречия (на основе всех предшествующих) и воспитания сознательно-нравственной и социально активной личности.

 

                                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Мы считаем, что в развитии системы многоуровневых противоположностей  происходят два последовательно сменяющих друг друга процесса развития, углубления противоположностей, создания противоречий и синтеза противоположностей, разрешения противоречий. На первом уровне развития любой сложной системы (общества) исходное целое (потенциально содержащее в себе монаду 2-х противоположностей: Ян и Инь, духовное и материальное начала) разделяется на две части, образуя тезис и антитезис, а при синтезе (как в познании, так и  для сохранения целостности системы), в соответствии с законом триединства древних и Гегеля, должны объединяться в одно целое. При углублении развития общества (сложной системы) до второго уровня две исходные противоположности удваиваются, образуя 2-а вида противоречий (духовные и материальные), разрешение которых осуществляется 4-я взаимосвязанными противоположностями: сферами общества (см. аналогию на Рис 47). Дальнейшее развитие сложной системы (общества) приводит к удвоению противоречий - возникновению 4-х взаимосвязанных между собой противоречий. Для разрешения 4-х противоречий в системе необходимо рассмотрение и разрешения 8-и взаимосвязанных противоположностей. Разрешение противоречий системы (общества) происходит на ее нижнем уровне, через циклические процессы вертикального развития (эволюции или инволюции общества, подробнее см. Рис 47).

  На приведенном выше примере генодрева развития и снятия противоречий 4-х эволюционирующих друг в друга основных видов обществ (феодализма, капитализма, социализма и коммунизма) нами условно показаны, основные противоположности этого общества, и последовательность их разрешения в процессе развития (без детализации сложности их взаимосвязей на 3-м уровне). При анализе генодрева развития норм морали и видов обществ нами сделан вывод, что переход от низшего общества к высшему должен осуществляться в эволюционном процессе. Ускоренное развитие общества, вызванное революционным переходом от одного общества к другому, допустимо, но невозможно без знания универсальных причин, законов процесса  его развития (единства теории и практики) и создания внешних благоприятных условий, при отсутствии внутренних неблагоприятных условий  (развитие может пойти по пути усложнения все видов взаимосвязей, крайне затрудняющем сам процесс развития, что и произошло в СССР). Поэтому, к сожалению, социалистическому Китаю, в отличие от СССР не справившемуся с этой задачей, необходимо решать ту же четверную задачу: создания единой теории и практики построения нового общества при создании внешних и внутренних благоприятных условий для развития (что пока ему еще  удается).

 

  Приложение: Рис 20, 34, 47, 49, 65, 66, 101.

 

  Литература:

1. Паульман В. Ст. «Диалектика и принцип дополнительности». Экономическая и философская газета. № 2 – 2010.

2. Капра Ф. Дао Физики. К. София. 2002, с 164-165.

3. Капра, там же, с 163-164.

4. Антонович Е.Н. Третий путь развития философии и общества. ч.1. ФТС. СПб, Деан, 2007.

5. История китайской философии. под редакцией Титаренко М.Л..М. Прогресс. 1989, с 49-337.