/доклад на секции ФК Дней Философии СПб, 22.11.13/  Антонович Е.Н.

           ЛОГИКА ПОЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ, ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ

 

       Трагедия философского познания в том, что, освободившись от сферы бытия более высокой,

     от религии, от откровения, оно попадает в еще более тяжкую зависимость от сферы низшей,

    …научного (и идеологического,- Е.А.) опыта. Философия теряет свое первородство…о своем

     древнем происхождении                                                                                             (Н.Бердяев)

 

     Предлагается логика генодрева ФТС (философии триединого синтеза) способная через логику противоречия отражать универсальные диалектические процессы развития познания

     Ключевые слова: противоречие, тезис, антитезис, единство, множество, дух, материя, логика, синтез, анализ, генодрево, суждение, представление, понятие, умозаключение, идея.

   Познание- непрерывный процесс углубления и расширения системного единства субъекта и объекта (сознания и материи, абстрактного и конкретного), целого и многого, поиска истины, исключающий принятие неподвижных догм. Логика- учение о методах, принципах, законах мышления, защищающих познание от ошибок. Диалектическая логика ФТС– логика противоречия, отражающая в понятиях универсальные процессы: познания, мышления, ведущие к поиску истины и развития – к разрешению противоречия.

 

     Бердяев писал: «Философии вечно угрожает рабство то со стороны религии, то со стороны науки, и трудно ей удержаться в своем собственном месте, отстоять свой собственный путь Но рабство философа  связано … с тем, что религиозная вера и научное знание становятся внешними повелевающими силами для философского познания. И религия и наука могут внутренне оплодотворять философское познание, но они не должны делаться внешним авторитетом для него…Науки имеют дело с частичной отвлеченной действительностью, им не открывается мир как целое, ими не постигается смысл …» [1]. 

      Интуитивные откровения Бердяева о взаимосвязях философии, религии и науки, о необходимости свободы познания и его внутренней духовно-отнологической направленности, во многом перекликаются не только с мыслями других философов, но и идеями, принципами ФТС.

     Основным и единственным принципом метода познания ФТС, изначально принятым, в качестве аксиомы, из которого логично вытекают все остальные, является принцип целостности (единства духа и материи) и всеобщей взаимосвязи явлений, известный во всех древних философиях (см. Рис 49 в [2]). Подробнее о методе генодрева ФТС см. в [2,3,4,5,6].

     Чтобы всем была понятна сущность излагаемого далее материала, мы ниже даем краткие пояснения основ ФТС – философии дуалистического монизма, единства духа и материи (где противоположности: дух и материя, субъект и объект и др. дополняют друг друга до целого) и ее метода познания - генодрева. Нами в ФТС предлагается генодрево единства, взаимодействия системы логически взаимосвязанных противоположностей: принципов, понятий, как универсальная структурная модель исследования процессов познания, развития. В основу всех уровней структуры генодрева положены: древняя идея целостности мира - единства духа и материи (по Ведам, Дао,  Платону, и др.) и обратная триада Гегеля: синтез (логика «и-и») - тезис– антитезис (логика «или-или»). На генодреве ФТС, построенном как  симметричный граф (или как древнекитайская двоичная система счисления ИЦЗИН: монограммы – диаграммы – триграммы -…) процесс диалектического раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуальные противоположности: тезиса (дух, сознание, субъект, добро, волновые свойства материи, теория, порядок, эволюция) и антитезиса (материя, зло, объект, корпускулярные свойства материи, практика, хаос, инволюция). Далее раздвоение единого продолжается на низших уровнях генодрева, на основе принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма), где духовное должно иметь материальное основание (воплощение), а материальное–духовное, образуя «золотую» прогрессию: 1-2-4-8-… .

     Официальная история философии Китая, относя создание ИЦЗИНа к первому тысячелетию до н.э. (по: преданию – около 3300 лет, другим источникам – более 9000 лет) отмечает в нем связи не только с теорией чисел, но и диалектикой противоречий: “Пифагор, живший почти на пять веков позднее составления «И-цзина», считал числа за основу всего существующего, особенностью, присущей всем предметам. Исходя из противоречий четных и нечетных чисел, он вывел по аналогии десять противоречий между природой и обществом и использовал восемь предметов, объединенных в одну группу, как символ гармонии. Все это нашло выражение значительно раньше, в «И-цзине». Знаменитый немецкий философ и математик Лейбниц, считал, что… воичная система счисления в математике, … является огромным достижением. Современные ЭВМ основаны именно на двоичной системе счисления” [7].

   

     Мы считаем, что структура генодрева ФТС, как и ИЦЗИНа, отражает не только логику (анализа-синтеза), диалектики отношений единого-диады-триады-тетрады в понятиях философии, но и процессов познания, мышления, развития сфер общества ([2] Рис 65,34,49,47,101).

     Смена и развитие элементов структуры генодрева (в [2] Рис 35), как и черт в ИЦЗИНе (от монограмм к диаграммам, от них к триграммам, в [2] Рис 24) подчинена той же закономерности, что и смена 1 и 0 в бинарной арифметике.                                                                                      


     Структура генодрева ФТС рассматривает процесс логики познания, развития как единый, универсальный, ступенчатый, идущий в 4-х направлениях по горизонтали и вертикали (Рис 1/34): системного анализа (множественности, логики «или-или»), системного  синтеза (единства, логики «и-и»), абстрактного и конкретного или духовного и материального (тезиса и антитезиса). Начало генодрева – уровень единства противоположностей (логики синтеза и-и); первый уровень генодрева – уровень двойственности: тезиса и антитезиса (логика разделения или-или); второй уровень – уровень деления тезиса и антитезиса на новые тезис и антитезис (подробнее [2,3,4,5,6]).

    Сущность структуры генодрева проста. Точка (начало генодрева) означает принцип логики целого (и-и). Из первопринципа вытекает два рода идей тезиса-антитезиса: 1-0, Ян-Инь, дух-материя, мужчина-женцина, субъект-объект, логики (или-или): , -неЯ, В основу логики развития структуры генодрева положен процесс развития противоречия: Я, неЯ, аналогичный развитию структуры ИЦЗИНа. На 1-м уровне генодрева Я и неЯ раздваиваются на новые Я и неЯ, образуя на 2-м уровне: 4-е элемента системы: Я-Я, Я- неЯ, неЯ- Я, неЯ-неЯ, на 3-м уровне – 8.

    Противоречие между противоположностями тезиса и антитезиса, исходная причина начала процессов познания, развития. Иерархия их развития на каждом уровне генодрева двойственна: вертикальная – логика или-или (1-й ур.: 2-е противоположности тезиса – антитезиса: духовное – материальное, абстрактное – конкретное, эволюция -  инволюция, внутреннее – внешнее и др., 2-й ур. – 4-е противоположности, 3-й ур. – 8 …) и  горизонтальная – уровни глубины познания синтеза-анализа (по оси генодрева: влево – системный синтез, вправо – системный  анализ) или развития системы, раздвоения единого, аналогично анализу.

      Т.о., универсальный процесс развития - раздвоение элементов структуры генодрева по прогрессии: 1-2-4-8-… рождает цикличность, которая в отличие от ДМ, развивается не линейно, а ступенчато. Ступени циклов: 1-й ур.: 1-2; 2-й ур.: 1-3,2-4 (Рис 1/34); 3-й ур.: 1-5,2-6,3-7,4-8 (см. ниже Рис 2/33, 4/47).  На каждом уровне при перемене направления развития происходят процессы снятия (3-й ур.: 5-2, 6-3, 7-4, на Рис 4/47 они показаны неверно), также разрешаемые синтезом.

    Выводы ФТС: 1) Циклы – стихийный многоуровневый процесс, ведущий процессы: познания – к противоречиям, развития – к противоположностям. 2) Чтобы управлять стихией противоречий: в познании требуется метод синтеза (Рис 1/34), в управлении обществом–целостная идеология и СУ, иначе достигаемые цели противоположны, что и случилось в СССР (подр. приложен. 3. Рис 4/47).

     Блаватская Е. в «Тайной Доктрине», комментируя идеи Пифагора, Порфирия и логику творения (разделения Единого по логике диады: Дух-Материя) Миров, выделяет Высшие, Идеальные (соответствующие 0-1 уровням генодрева) и Низшие (2-4-8-..): «…каждый индивидуальный природный предмет подлежит делению и вследствие деления теряет свое единство, или перестает быть единицею»… Порфирий, говоря о Монаде и Диаде, высказывает, что только первая считалась субстанциональной и реальной – «тем самым Существом, причиной всего единства и мерой всех вещей» … от … Диады произошли все Искры трех Высших и четырех Низших Миров, или Планов, находящихся в постоянном взаимодействии и соответствии» (т.1, М. Эксмо. Харьков. Фолио. 2013, с 797).

     Ниже на Рис 2/33 нами дано генодрево логики творения миров, где по вертикали идет деление на: видимые миры (духовный и материальный), а по горизонтали – не проявленный и проявленный, не противоречащее древним знаниям (подробнее этапы творения см. в [2] Рис 59).

      Мы утверждаем, что дух (сознание) и материя – едины, но изменчивы. Отличие форм материи и сознания, духа состоит в различии уровней вибрации, частоты излучения (информации). Например, вода может принимать 4-е формы материи: твердой, жидкой, газообразной и плазменной (у древних - 4-е стихии: земля, вода, воздух, огонь). Плазма – разреженная форма материи, управляемая внешним полем (энергией солнечного ветра). Мы считаем, что материя – измененная форма поля (духа). И наоборот: дух (сознание) – измененная форма материи. Дух первичен, если его высокие вибрации увеличиваются, одухотворяются (эволюция духа) или уменьшаются, материализуются (инволюция духа). Материя первична, если низкие вибрации растут, одухотворяются (эволюция материи) или уменьшаются (инволюция) (допол.смрилож.1).

     Сегодня эти простые истины не понимают догматики идеализма и материализма, для них – это психологический барьер в познании, требующий интеллектуальных усилий. Но без его преодоления – осознания единства (синтеза) духовного и материального современная философия не способна выйти их кризиса познания, а человечество – из кризиса развития!   

     Можно построить генодрево единства субъекта – объекта (духа, сознания-материи) в познании, где на 2-м уровне возникает единство 4-х видов познания: 1) философии, религии (субъект– субъект, или дух в духе, эволюция духовного, субъективное, духовное сознание, = идея-интуиция Рис 1/34); 2) материалистической науки (субъект-объект, инволюция духа, объективное сознание, =понятие); 3) социальных наук, системы управления (объект-субъект, эволюция материального, духовная, субъективная материя, = представление); 4) технических наук, экономики (объект-объект, инволюция материального, объективная материя, = ощущения, или вещь, предмет).    *)

    *) Генодрево связывает категории 2-го уровня в дуальную иерархию: идея-понятие-представление-ощущение (вещь). Связи категории понятия с другими категориями многие понимали по-разному: У Платона реальная идея (понятие) присутствует во множестве вещей. Аристотель полагал, что понятия существуют в самих вещах. У Плотина идеи были и причинами вещей. У Августина, Ф. Аквинского божественные идеи рождали все виды вещей.

     На Рис 2/33  4-м видам познания соответствуют: 1) идее –интуиция = мир духа (видимый-невидимый); 2) понятию – левополушарное мышление = мир мысли; 3) представлению – правополушарное мышление = мир чувств; 4) вещи - ощущения = физический мир. Если за внутренний мир человека принять:  мир чувств и мысли (3,2), то внешними для него будут: 1) духовный мир (связь  с внутренним миром ч\з логическое мышление и интуицию) и 4) физический мир (связи: чувственные представления-ощущения). Т.о., все 3 мира связаны между собой через 2-а вида  мышления человека.

     Наши утверждения о единстве духа и материи, 4-х видов познания, где объективны: сознание и материя и субъективны: сознание и материя, подтверждаются другими авторами.

     Дфн Яковлев А.И., анализируя логику познания в религии, так же утверждает, что сознание объективно: «Мысль мышление, будучи отражением внешнего мира, удерживая его образы в сознании, сами тем не менее существуют объективно, независимо от воли и желания человека. Кто-то из богословов (особенно ранних) видел в этом благодать божью. Другие, как Соловьев, усматривали в разуме, мышлении итог исторической эволюции человека, поэтому и считали мышление таким же объективным, как весь мир, природа, вселенная. Дискуссия об объективности мышления, сознания не завершена и по сей день. Философы, признающие сознание вторичным после материи, производным от нее, не могут усмотреть разницу между парами «первичное-вторичное» и «объективное-субъективное». Материя первична и объективна, рассуждают они, следовательно, сознание – вторично и субъективно. Но как раз не следует. Сознание – плод длительной биологической эволюции, и потому объективно»[8].

      О единстве духовного и материального, религии и философии (духа в духе) в познании, пишет и Н. Бердяев. Бердяев довольно много говорил о преодолении раздвоения духа и материи, духовном и материалистическом познании бытия: “Гносеология (материалистическая,- Е.А.) есть раздвоение, подрывающее возможность познания … Речь идет о переходе к самому предмету, к самой жизни, о преодолении раздвоения, подрывающего силу познавательного акта. … Выбрасывание познания из бытия есть роковой плод рационалистического просвещения … Философская антропология должна быть основной философской дисциплиной. Философская антропология есть центральная часть философии духа … Познавать из человека и в человеке (иначе- из духа в духе,- Е.А.) и значит не объективировать… Смысл открывается лишь тогда, когда я в себе, т.е. в духе… Философски я могу познавать лишь свои собственные идеи, делая идеи Платона или Гегеля своими собственными идеями, т.е. познавая из человека, а не из предмета, познавая в духе, а не в объектной природе. Это и есть основной принцип философии … Наука же видит мир вне человека … Бытие, которое не есть дух, которое «вовне», а не «внутри», есть тирания натурализма … Только в этой глубине философия соприкасается с религией, но соприкасается внутренне и свободно… Познание есть духовная активность в бытии … В познании духа, которое и есть философия … должно быть признание реальности духа” [9].

       Анализ логики мышления (Рис 1/34) структуры древа познания ([2] Рис 77) показывает единство не только 2-х видов мышления (ЛПШ – ППШ), но и 4-х видов познания: 1) ощущений, опыта; 2) восприятий, чувственных представлений; 3) логических понятий, 4) интуиции, СЧВ (сверхчувственных восприятий). Но религия, наука и современная философия, раздваивая целое на части, односторонне исследуют только узкие стороны единства окружающего мира. Единство видов познания будет достигнуто, если интуиция (СЧВ) станет проверяться логикой и опытом. 

     Яковлев А.И., исследуя вклад религии в теорию познания, пишет, что религиозные философы  в познании основными считают чувственное познание (ощущения) и интуицию, но ими признаются и логические методы исследования: "Религиозные философы единодушны в одном– познание начинается с чувственного восприятия внешнего мира (по Н. Кузанскому, чувственное познание- ощущения, могут быть обманчивыми,- Е.А.). Дальнейшие ступени у каждого различны. А. Августин выстраивал цепочку познания в следующей последовательности: чувства-память-осмысление. … С. Богослов структуру познания представлял таким образом: ощущения, восприятие, память, осмысление, соединение образов памяти в более общие представления. … Ф. Аквинский также начинает с чувств, памяти, воображения. Но затем … завершает процесс познания божественным знанием, вбирающим в себя весь мир и самого Бога. С. Радхакришнан уже в наше время отмечал, что большинство философских систем признают лишь два источника познания (прамана), а именно чувственное восприятие и логику... у людей есть и другой путь познания, третья прамана, которую он называет интуицией. По его мнению интуиция – фундаментальный источник познания, поскольку  в …(ней) наш разум действует как единое целое" [10].

     Наиболее целостное понимание единства всех видов знания было у Ф. Аквинского и С. Радхакришнан. Блаватская поясняет принцип Единой Доктрины, как принцип неизвестного и невидимого Бога: “«Все»,- говорит Каббала,- «произошло из одного великого Принципа, и этот принцип есть неизвестный и невидимый Бог. Из Него непосредственно исходит вещественная сила, которая есть отражение Бога и источник всех последующих эманаций. … Материя есть ни что иное, как наиболее отдаленный результат эманирующей энергии Божества» (Разоблаченная Изида. М. 1992, с 29).

     Древнюю философию (метафизику) можно понимать, как знание о единстве и связи частей целого. Бог понимался как первоначало всего, ничто, тайна, истина, абсолют, единство бесконечного и конечного, невидимого и видимого, духа и материи, первый элемент троицы (тезис-антитезис-синтез). Божественная троица лежит в основе всех религий земли (Отец-Мать-Сын: Осирис-Изида-Гор; Крон-Рея-Зевс; Брама-Майя-Вишну; Отец-Свух-Сын). В основе: Дао лежит УЦЗИ- беспредельность, высшая тайна и ТАЙЦЗИ- первичное единство; Каббалы- АЙН СОФ-безграничное, высший аспект Бога, и КЕТЕР – единство сефир.

 Если за первоначало принять единое знание, то из 1-го ур.: духовное – материальное (тезис-антитезис) на 2-м возникают 4-е его вида: 1) философия; 2) религия (теология); 3) социальные науки; 4) естествознание.

    Раздвоение единого знания на плюс и минус происходит во всех процессах познания (1-2-4-8…), в т.ч. в науке, философии и религии - это закономерные стадии системного анализа, начала познания. Завершение процесса познания – системный синтез, дающий познанию целостность (единство духовного и материального начал, ведущему к единству теории и практики- истине).                                                 

     Не все философы понимают почему завершением процесса познания (развития) должен быть синтез (возвращающий системе целостность - единство духовного и материального начал, заключенного и в истине – единстве теории и практики). В обществе при нарушении единства духовного (нравственного) и материального (социального) происходят процессы нравственной деградации, не замечаемые и не понимаемые материализмом. Эти процессы нравственной деградации общества особенно заметны на «демократическом» Западе – однополые браки, инцест, рост наркомании, преступности, терроризма, социальных противоречий.  Бердяев писал, что демократия «не есть идеал совершенного социального строя и менее всего предполагает победу над первородным грехом. Демократия и есть … форма общественного устройства, наиболее соответствующая греховной человеческой природе и наиболее дающая возможность ей себя выразить» [11].

     Анализ развития истории познания показывает, что духовное познание (философия, религия и мистика-наука), образуя в глубокой древности единство, далее, в средние века, разделяется на: религию, философию и науку. Религия, придя к власти, преследует философов и ученых (казнь Д. Бруно,…). В конце средних веков, философия и религия окончательно разделились, из религии выделилась мистика, из мистики  наука. Философия разделилась на: идеализм и материализм, логика познания – диалектику и виды формальной. Идеология ДМ и наука, став чисто материалистическими, в начале ХХ в., придя к власти (в СССР), преследуют уже религию. Философия, забыв о единстве духа и материи, духовного и материального познания, стала разделять не только дух и материю, но сознание и бытие, понимая последнее только в материалистическом смысле. Материалистические наука и философия, разрушив наивно-целостное воззрение на мир, излагаемое древней и религиозной философиями (Единой Доктриной древних, создавшей устойчивое развитие цивилизации на протяжении тысячелетий), взамен не дали такого же целостного мировоззрения. В результате сегодня человечество пришло не только к духовно-нравственному, но и социально-экономическому и экологическому кризису выживания. Выход из кризиса – создание целостной системы духовно-нравственного знания (мировоззрения),-непротиворечивого единства философии, науки и религии, которое предлагает ФТС.

 

    Приложение:

 Принципы: 1. Гносеологии и логики генодрева. 2. Онтологии (Рис 3/65). 3. Цикличности (Рис 4/47).

1. Принципы гносеологии и диалектической логики ФТС.

    Система целостного познания - метод гендрева ФТС, основана на единстве принципов: гносеологии: логики метода (Рис 1/34, 2/ 35), диалектического развития (в [7] Рис 49), и онтологии: взаимосвязанных категорий философии (в [7] Рис 65), включает в себя и принципы логики системности: целостности и взаимосвязи всего со всем, двойственности, структурности, иерархичности, системного анализа и синтеза (подробнее [2,3,4,5,6]).

    Мы выделяем 9 принципов логики ФТС, необходимо выводимых друг из друга противоречий, понятий, образующих механизм (метод) целостного системного познания, мышления - генодрево ФТС:

1) единства духовного и материального, абстрактного и конкретного, системно дополняющих друг друга до целостности (логики синтеза и-и) ; 2) последовательного раздвоения единого, - анализа, начала процессов познания, на основе прогрессии: 2-4-8-…, отражающего логику борьбы (или-или), взаимодействия;

3) триединства: синтез-тезис-антитезис, образуемого из первых двух уровней генодрева (0-1);

4) единства системного анализа и синтеза (единства и множественности), с приоритетом синтеза в познании;

5) единства процессов развития (истории) и логики;

6) единства индукции и дедукции, одномерной логики и аналогии;

7) единства опыта и предметно-образных представлений, логических понятий и идей.

8) единства противоположностей на 2-м и 3-м уровне генодрева соответствует двумерной (двухслойной) и

трехмерной (трехслойной) логикам, где возникают внутренние (2-х и 3-х слойные)  противоречия 4-х (22)  и 8-и (23) элементов системы логики (подробнее ниже);

9) единства философий, учений монизма и плюрализма, вытекающих из целого: монизма (логики синтеза И-И)– дуализма: идеализм-материализма (логики разделения или-или, где тезис и антитезис могут образовать синтез-триединство) – тетризма (2-х значной логики, в ИЦЗИНе – 4 образцов диаграмм) – октавизма (3-х значной логики, в ИЦЗИНе – 8 символов триграмм).

2. Принципы и категории онтологии.

Примечания:1. Сознание и Материя – две равноценные противоположности единого целого. Сознание первично при эволюции духа, материя – при инволюции материального начала. Время и пространство – свойства сознания. Энергия и движение – свойства единой субстанции материи-сознания (ЕМС).

2. Мир триедин. В религии: Отец – Св. Дух-Сын. В науке: материя – единство волны и корпускулы.

3. Время, пространство, энергия и движение – взаимосвязанные формы существования единой сущности материи-сознания, которые не способны на отдельное бытие. Признание этого принципа существенно

расширяет понятие взаимосвязи, лежащее в основе реляционной концепции (Энгельса, Энштейна).

4. Наличие единой субстанции материя-сознание, понимание времени и пространства как не только относительных, но и абсолютных понятий - правильность и идеи субстанциональной концепции (Ньютона).

5. ФТС, подтверждая верность основных принципов как эзотерической, так и реляционной,  субстанциональной концепций, приходит к выводу о неизбежности и необходимости признания единства сознания и материи, религии, науки и философий идеализма и материализма.

6. Время – энергия изменения (движения) материи-сознания в пространстве, противоположная энтропии.

7. Информация – мера единства знания о переходе причины в следствие.

8. Дух- это не дуновение, дыхание (как в ДМ), а – высокий (невидимый) уровень вибраций (частоты) единой субстанции (Д-М). Материя – низкий (видимый) уровень этих вибраций, частоты.

9. Цикличность развития видов учений в познании на основе структуры генодрева:

                                                                         / Теизм (Бог-творец,- свстесвен. сущн.- управляет миром)    

 Пантеизм (бог:-безличное      /Духовное      ~субстанционализм (в основе всего-сущность)

начало, во всем)~ Сильный                        \ Деизм (Бог первопричина, мир развивается сам по себе)

антропный принцип                                       /Духовный атеизм (бога нет- есть духовное начало), слабый АП

                                                     \Материал-е

                                                                          \Материалист-й атеизм (бога нет)-реляционизм-познание                   

                                                                            отношений между вещами (понятиями)

10. Возможный вариант единой теории Вселенной на основе структуры генодрева:

                                                                                               / движение (+ )Д/энергии- информация-обр-я время

                                            /ЭМполе + (информ-я?) - 

Точка (Ничто, Вакуум) –   (полож Элт заряд)            \ движение (-) М/энергии – образ-ся Пространство  

Нет: времени, простр-ва \                                                 / движение М/зарядов – Энергия, излучение

(равновесие полей ЕМС)   ЭМполе – (отриц ЭС заряд)-

                                                                                             \эл-т объемной поляризации зарядов- Движение зар

                                                                                                (бесшумный большой взрыв- обр-е матер-х частиц) 

     Структура пустоты, вакуума (поля и виртуальные частицы) в исходном состоянии находится в равновесии, появление информации (слова), видимо, может вызвать цепь объемной поляризации, бесшумного «большого» взрыва, в котором образуются уже реальные частицы материи. Далее начинается материальный цикл развития Вселенной (идея требует более детального развития).

11. Логика единства: бесконечного и конечного (духовного- материального) по структуре генодрева:

                                            / бесконечное развитие духовного (ЛПШ мышления)– идея (интуиция)

                  / Бесконечное

Единство:                          \  конечное духовное развитие (ЛПШ мышл-я)– логика познания (понятие)  

                                           / бесконечное развитие материального (ППШ мышления) - представление

                  \ Конечное  

                                           \ конечное развитие материального (ППШ мышл-я)- ощущения, м/опыт

12. К. Маркс в «Капитале», исследуя отношения, в основном, 2-х формул товарного производства: Т – Д – Т; Д – Т – Д, использует логику Гегеля: тезис-антитезис-синтез, но это по существу есть только 2-е ступени из 8-и от полного цикла процесса логики развития системы противоречий (совершенно очевидно, что неспособность ДЛ ДМ исследовать циклы и глубину социально-экономических процессов развития привела к поражению идеологию коммунизма в СССР). Но этого оказалось достаточно, чтобы многие философы ДМ, до сих пор восхваляли «Капитал», не замечая не полноту его логики  (посредственность любое учение превращает в догму): “Логика «Капитала» Маркса до сего дня остается непревзойденным образцом действия диалектической логики, как науки о построении систем знаний“[12].

    На 3-х уровнях структуры построим генодрево процесса логики развития товарных отношений: Т-Д, показывающего на 3-м уровне 8, а не 2, исследуемых Марксом варианта (логикой ДМ вырванных из восьми возможных), отражающих цикличность процесса их эволюции. 0-й ур. – единство Денег и Товара (тезиса и антитезиса). 1-й ур.: тезис – Деньги, антитезис – Товар. 2-й ур.: Т-Т, Т-Д, Д-Т, Д-Д. На 3-м уровне генодрева последовательность процесса эволюции отношений (Т-Д) дает известная схема: 1-5,2-6,3-7,4-8:

1. Т-Т-Т, - отношения простого товарного обмена, бартера (товар: меняемый-посредника-необходимый);

5. Т-Т-Д – товарный обмен имеющий целью приобретение денег (товар-товар посредника–деньги);  

2. Д-Т-Т – за деньги покупается ходовой товар, обмениваемый на дефицитный или необходимый;

6. Д-Т-Д – формула оборота промышленного капитала Маркса (сегодня ее используют для обогащения и спекулянты на рынке); 3. Т-Д-Т – известная формула Маркса продажи-покупки товара на рынке;

7. Т-Д-Д – формула продажи, обмена одних денег на другие (поездка за границу или спекуляция);

4. Д-Д-Т – формула обмена денег (на другую валюту) для покупки товара (за границей); 8. Д-Д-Д – формула накопления спекулятивного финансового капитала (СФК), денежные  пирамиды СФК, банков, монополий.

     Как мы видим, процесс развития товаро-денежных отношений сегодня отражает последний завершающий этап их эволюции, которая неизбежно вызовет необходимость их изменения  на новые, более глубокие (революционные), дающие пространство для их развития. Возможно, таким периодом станет необходимость их отмены, а на первом этапе - замены на универсальную валюту, обеспеченную золотом.

   3. Цикличность развития общества (Рис 4/47).

     Структура генодрева показывает, что некоторому уровню развития сознания (морали,  мировоззрения) и стабильности общества (государства) соответствует уровень развития: идеологии, культуры, системы управления, экономики (и наоборот). При этом, следует различать два вида развития: эволюцию и инволюцию. Эволюция – это внутреннее развитие, идущее снизу вверх от материального к духовно-идеальному началу, зависящее от нравственного содержания идеологии, философии. Инволюция – это развитие, идущее сверху вниз от духовно-идеального начала к материальному (материально-потребительские идеологии).

     Логика единства духовной и светской власти (нравственной необходимости и свободы) на первом уровне противоположностей генодрева на втором его уровне ведет к: единству философско-идеологической власти и культуры, государственной власти и власти бытия (экономики и политики). Общество не способно гармонично развиваться без единства и взаимосвязи всех его сфер.

     Второй уровень противоположностей при эволюции показывает иерархию единства сфер развития: 1) власть бытия - единство политики и экономики, 2) госвласть – единство ССУ и БСУ, 3) власть культуры – единство системы образования, воспитания и образа жизни, 4) философско-идеологическая (духовная) власть – единство философии и идеологии (мировоззрения и морали).

     Если для первого уровня генодрева дать два понятия борьбы: 1) тактической (антитезис), 2) стратегической (тезис), то второй уровень логики противоречий покажет связи 4-х видов: а) материально-тактических: - экономико-политических, - социально-управленческих; в) духовно-стратегических: - культурно-нравственных, - философско-идеологических. Отсюда можно сделать выводы. Если ДМ и идеология МЛ (марксизма-ленинизма) успешно решила материально-тактические проблемы первого (революционного) этапа развития общества, то не сумела решить духовно-стратегические проблемы второго (эволюционного) этапа его  развития. Принятые в МЛ Лениным принципы логики приоритетов материального перед духовным, борьбы перед единством заложили основу последующих ошибок и стратегического поражения идеологии МЛ в холодной войне. Все это, вместе с принятием приоритетов формальной логики, отказом от диалектического принципа демократического централизма, привело в дальнейшем не только к разгулу формализма и бюрократизма на практике, формализма и догматизма в теории, но и в конечном итоге, - к  развалу КПСС и СССР (подробнее см. ст. автора [6]).

 

 

Литература:

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М. Республика. 1993. с 22-23.

2. Антонович Е.Н. Третий путь развития. ч.1. ФТС. СПб. Деан, 2007, 542 с., см. еще: www.universusmetod.ru.

3. Антонович Е.Н. Философия триединого синтеза как теория и методология познания процессов действительности. Научный журнал Общесто-Среда-Развитие. СПб. № 2-2008.

4. Антонович Е.Н. Принципы познания и модель системного синтеза в ФТС. Научно-практический журнал Актуальные исследования. Екатеринбург. №1-2012.

5. Антонович Е.Н. Системный синтез принципов познания – метод генодрева ФТС. Универсальная диалектика единства процессов развития, познания. Философия единства воспитания и образования- основа эволюции общества. Логика синтеза … журнал Сознание и физическая реальность. № 9 -2012, № 3,5,6- 2013.

6. Антонович Е.Н. 12 статей автора на сайте РФО: Логика синтеза, включенного третьего- основа познания. Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика: логика целостности- синтез единого и многого, духовного и материального. Целостность – логика единства множественности (системный анализ и синтез научной части философии – логики, самого слабого звена в познании) и др.. http://www.dialog21.ru.

7. История китайской философии, пер. Таскина В.С.. М. Прогресс. 1989, с 29.

8. Яковлев А.И. Вклад религии в теорию познания. Статья в интернете. http://rudocs.exdat.com.

9. Бердяев, там же, с 24-25.

10. Яковлев, там же.

11. Бердяев, там же, с 195.

12.  Николаев И.В. Диалектическая логика как продолжение формальной логики. Уч. Пос. СПб. РГПУ. 1998, с 27.