MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01CDB90F.711BFCC0" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит, данный браузер или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите браузер, поддерживающий веб-архивы, например Windows® Internet Explorer®. ------=_NextPart_01CDB90F.711BFCC0 Content-Location: file:///C:/AE31CA25/file8597.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="windows-1251"
<=
span
style=3D'mso-spacerun:yes'> =
Антонович Е.Н.
ФИЛОСОФИЯ
ЕДИНСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ – ОСНОВА ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА
=
span>С великим трудом поднимаем мы камень на
гору, а вниз он падает мгновенно – так
так же
влекут нас вверх добродетели, а вниз пороки (афоризмы Вед)
Природа дала человеку в руки оруж=
ие –
интеллектуальную и моральную силу, но
он может пользоваться этим оружием =
и в
обратную сторону; поэтому человек
без нравственных устоев оказывается
существом самым нечестивым и диким,
низменным в
своих … инстинктах =
(Аристотель)
В дурно воспитанном человеке смел=
ость
принимает вид грубости; ученость ста-
новится=
в нем
педантизмом; остроумие – шутовством; простота – неотес=
аннос-
тью, до=
бродушие
– льстивостью =
(Локк)
Воспитание должно опираться на две =
основы
– нравственность и благоразумие;
первая поддерживает добродетель, вт=
орая
защищает от чужих пороков. Если
опорой окажется только нравственнос=
ть, вы
воспитаете одних простофиль или
мучеников; если только благоразумие=
–
одних расчетливых эгоистов (Шамфор)
Подобно тому, как общество произв=
одит
человека, как человека, так и оно и
производится им =
(Маркс)
Предлагается
решение проблем эволюции общества и философии образования методом генодрева философии триединого синтеза (ФТС), синтезирующем в системное целое духовно-нравственные,
социально-экономические знания и сферы общества.
Ключевые слова: система, единство, противоположности, синтез,
анализ, дух, материя, генодрево, сферы общества, система воспитания и
образования, мораль.
Глобальный духовно-нравственный кризис
человеческого общества сегодня уже ставит его перед проблемой выживания,
которая не может быть решена без системного синтеза всех предшествующих и
современных знаний (философий). Только на основе этого синтеза знаний систе=
мой
воспитания и образования, во взаимодействии с остальными сферами общества,
может быть воспитан нравственный и
социально активный, творческий человек, способный решить проблемы своего
выживания на планете.
Многие философы в наше время стали пони=
мать,
что кризис системы образования, ведущий к кризису человека и общества,
обусловлен, прежде всего, кризисом самой философии. Эти проблемы в своей ст=
атье
заостряет преподаватель философии Н. Шлемова, о=
тослав
ее так же и российским власть имущим (А. Фурсенк=
о и Д.
Медведеву). Считая, что современная система отечественного образования наск=
возь
авторитарна, рассчитана на пассивное восприятие учащимися информации, Шлемова видит выход в возврате философии к древним ка=
нонам
единства духовного и материального, которое сохранила эзотерическая философ=
ия:
«Философия и нравственность неразделимы. Философ=
ия и воспитание
эволюционных качеств личности неразделимы … подлинная философия – … явление=
…
глубоко эзотерическое, в смысле сокровенное, внутреннее=
… К
подлинной же Философии я отношу, в первую очередь, Индийскую и Древнегречес=
кую
философии, синтезировавших в себе универсальное и особенное … духовное знание и логос … с=
егодня
эмпирическая наука подошла к тому, что было давно известно в эзотерической
философии Востока … Эзотерическая доктрина опередила современную науку боле=
е,
чем на тысячи лет, ибо оперировала еще и духовными,
синтетическими методами познания, которых не знает точная наука … аппарат
последней однобок, посему вся история науки (и философии в особенности,- Е.=
А.)
состоит из борьбы и смены одних гипотез другими … эволюция человеческой
ментальности неизбежно приведет к рождению Новой науки универсализма и синт=
еза,
одухотворенной науке» [1].
Сегодня для непредвзято думающих филосо=
фов
стало совершенно очевидным, что за более чем 2000 лет правящие человечеством
философии, религии и идеологии идеализма и материализма, искажающие своими
крайностями древние принцип единства духовного и материального, так и не су=
мели
избавить человечество от войн и кризисов развития. Все древние (эзотерическ=
ие)
философии и учения (Вед, Тота, Дао и др.) утвер=
ждали,
что эволюция человечества возможна только при приоритете духовного
(нравственного) над материальным (социальным). <=
span
class=3DGramE>Из него логично вытекал приоритет духовно-нравственной власти=
над
религиозно-светской, также утверждаемый всеми древними эзотерическими знани=
ями,
из которых позже вышли все религии и светские идеологии. Но этот
приоритет был неприемлем для всех власть имущих, т.к. подрывал законность и
легитимность их власти. Видимо, поэтому это знание и его носители уничтожал=
ись
ими же, как опасные для их власти, и в древности, и в наше время
(религиозными, идеологическими
фанатиками, террористами, фашистами). Как это происходи=
ло в
начале веков описал В.Шмаков: «Среди дик=
их
воплей черни и исступленных выкрикиваний фанатиков, выдававших себя за лучш=
их
служителей Бога-Света, пал древний Серапис, оплот египетской мудрости. Теон и=
Ипатия запечатлели кровью своей беззаветную преданнос=
ть
знанию на ступенях александрийского храма Мудрости, ставшего последовательно
добычей фанатических орд Омара и епископа Феофана (Александрийская библиоте=
ка,
частью сожженная Цезарем в 48 г. до Р.Х., была почти совершенно уничтожена
христианами в 390 г. от Р.Х. и окончательно докончена Омаром в 640 г. от
Р.Х.)»[2].
Далее Шлемова,
развивая свои мысли о кризисе современной философии, дает предложения по
увеличению числа часов на философию: «на историю, философию, культурологию и
социологию (10 аудиторных часов) часы с каждым годом имеют тенденцию резко
сокращаться, почему? – очевидно, потому, что нашим властям население с
мировоззрением не нужно ! (А=
может
быть, точнее, «плану А. Даллеса это не нужно?) … кому сегодня выгодно подме=
нять
развитие высшего абстрактного мышления у нации консервацией его церковными
догматами и суевериями или штампами-суррогатами массовой поп-культуры?!...
последние 20 лет мы имеем суррогат или профанацию философии в российских ВУ=
Зах
… в У11 книге «Государства» Платон рассуждает об истинном образе жизни,
посвященном истинной философии, и замечает, что именно он позволяет
возвести душу к истинному бытию … Воспитание отдельной души построение
истинного государственного устройства у Платона совпадают по существу…
подлинный правитель – философ – строит всю свою деятельность на основе …быт=
ия и
умения согласовывать ее с общим божественным замыслом мироздания … Касаемо современной философии, то уровня философств=
ования
Платона она не достигла» [1].
Узурпация всех видов власти бюрократиче=
ской
системой управления и беспомощность современной философии, находящейся в
глубоком кризисе, в решении научных и общественных проблем вполне закономер=
но приводят
ее к исключению из образования. Большинство профессиональных философов выра=
жают
сомнения по поводу будущего философии в образовании: «Мы
неизбежно вынуждены принимать навязываемые институтами управления и
администрирования правила игры … проблема состоит … в атаке на университет =
как
таковой, на знание как таковое в пользу его подчиненных несобственных
идеологических форм … Паткуль А.Б. … можно
констатировать стремление нефилософских факультетов отказаться от преподава=
ния
философии … при этом в качестве идеала философии и отношения таковой с
позитивными науками выставляется эклектичное и философски необоснованное
понятие междисциплинарности=
, когда философия ставится на службу не одной только позитивн=
ой
науке, а всем им сразу … именно это и приводит к … презрительному отношению
представителей позитивных наук к философии как всецело дилетантской
деятельности … Громов Р.А. Депрофессионализация
философского образования в России … причины этого процесса докладчик видит в
современном кризисе отечественной философии как образовательного института …
речь идет … об отсутствии современной идеологии профессионального философск=
ого
образования» [1].
М. Гореликова
профессионально и более глубоко ставит диагноз современной философии: «Кажд=
ая
наука имеет базис в виде системы аксиоматических положений. Лишь философия,
унижая себя в существе своем, не имеет устойчивой системы знаний. Все велик=
ие
концепции, учения содержат, имплицитно или эксплицитно, Высшие знания о Зак=
онах
и Принципах Бытия. Имеется необходимость в книгах, содержащих данные
сопоставления различных систем с точки зрения Единства Основ, как-то: Единосущность Бытия, беспредельность бытия и сознания;
Закон эволюции сознания, Закон трансформации, поясняемый системой
диалектических закономерностей»[3].
Слабость и беспомощность философии оказ=
алась
закономерным результатом идеологической политики власть имущих,
приведшей к кризису и философию и общество. Из истории
СССР-России можно привести ряд фактов такой политики, как высылка инакомысл=
ящей
интеллигенции за границу на философских параходах,
запрещение политических фракций, преследование
инакомыслящих, формализм, бюрократизм, догматизм в обществе, науке,
философии, образовании, мышлении, не изжитые до сих пор. Совершенно
очевидно, что такая идеология, политика, основанная на неприятии альтернативного мнения, знания, в логике
философского мышления – антитезиса, не могла не привести к кризису саму
философию, идеологию и общество. Очевидно, поэтому, как это отметили Гореликова и др., философия до сих пор, не имея своей
системы аксиом, принципов мышления, находится в кризисе. Такой метод познания – универсальный ме=
тод генодрева ФТС, синтезирующий в единое целое логически
взаимосвязанные системы аксиом, принципов, категорий философии нами создан,=
но
до сих пор не востребован и не используется в философии [4,5,6,7,8]. Чтобы читателю была понятна сущность
излагаемого далее материала, мы вынуждены дать краткое содержание метода генодрева ФТС.
Мы в ФТС предл=
агаем
универсальную структурно-логическую модель исследования (метод познания) – =
генодрево единства, взаимодействия и взаимопроникнове=
ния
логически взаимосвязанных противоположностей: принципов, понятий, в основу =
всех
уровней структуры которого положены: древняя идея
единства духа и материи (по Платону и др.) и триада Гегеля: синтез (единств=
о,-
логика «и-и») - тезис – антитезис
(логика «или-или»). На генодреве=
span>
ФТС, построенном как симметричный =
граф
(или как древнекитайская двоичная система счисления ИЦЗИН: монограммы –
диаграммы – триграммы -… ) процесс
диалектического раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления
исходной точки (вершины графа) на дуальные противоположности: тезиса (дух,
сознание, добро, волновые свойства материи, теория) и антитезиса (материя, =
зло,
корпускулярные свойства материи, практика). Далее раздвоение единого
продолжается на низших уровнях генодрева, делен=
ие
идет на основе принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма)
духовное должно иметь материальное основание (воплощение), а материальное –
духовное.
ФТС, соединяя в единое целое идеальн=
ое и
материальное, не отрицает материализм и идеализм, а на основе метода систем=
ного
синтеза, развивает их в более совершенное единство – триединый системный си=
нтез
(синтез единства, синтез антитезиса и тезиса).
Системный синтез в ФТС – принцип создан=
ия
качественно нового уровня единства знаний, ведущий логику ступенчатого движ=
ения
системы противоположностей от множества к единству (при сохранении целостно=
сти
системы в процессах познания) теории (духовного) и практики (материального)=
, -
путь к познанию истины.
Наши вывод=
ы о
взаимосвязи добра и зла (в [4] см. Рис 101) подтвержденные принципами
диалектического развития ФТС, позволяют сделать заключение, что усложнение
процессов общественного развития
одновременно создает условия, как для созидания (прогресса), так и для
разрушения (регресса). Т.о<=
/span>.,
неизбежно вместе с новым добром (технологиями,
потребностями и т.д.) возникает и новое зло (нравственные, социальные и др.
проблемы). Поэтому для эволюции общества необходимы приоритеты нравственнос=
ти
не только в мировоззрении, идеологиях, но и во всех сферах общества.
В общем=
виде
нами этот процесс показан на генодреве взаимосв=
язи
сфер общества в процессе воспроизводства и развития (Рис 1/47). Целостность
общества - единство духовной и светской власти на первом уровне
противоположностей генодрева ведет к его второму уровню: единству философско-иде=
ологической
власти и культуры, государственной власти и власти бытия (экономики и
политики). Общество не способно гармонично развиваться (управляться) без
единства и взаимосвязи всех его сфер.
Второй уровень противоположностей показывает уровни и взаимосвязи 4-х
видов власти (по Ведам и Платону): 1) философов (жреческой касты); 2) культ=
уры
(демократии народного собрания, вече); 3) государства (кшатриев- в Индии; князей, бояр- на Руси); 4) бытия (ремеслен=
ников,
торговцев). Сила государства древних славян
была в единстве 2-х высших властей: жрецов (философов того времени) и
народной демократии (общины).
На третьем уро=
вне генодрево дает 8-м ступеней иерархически взаимосвязан=
ных
между собой сфер современного общества, более сложный процесс гармоничного =
развития которых должен идти циклично и последовательно
(иначе неизбежны кризисы). При общей эволюции процесс революционного
развития начавшийся в: - 1. Эконом=
ике
должен закончиться в сфере - 5. Политики (целью которой должно быть управле=
ние
общественным мнением и разносторонними потребностями человека через
политические партии и общественные организации), далее происходят инволюцио=
нные
процессы снятия (старого безморального образа ж=
изни),
которые заключается в том, что повышение уровня материального потребления
должны вызвать изменения в - 2. Образе жизни
(человека, семьи, нации), который в свою очередь должен быть целенаправлен =
на
моральную эволюцию общественной- 6. Культуры, Науки, Искусства (или
культурную революцию), результаты
которой должны отразиться во втором
снятии (всевластия БСУ) - 3. Улучшение устойчивости управления требует роста
качества (демократичности, культуры, нравственности и компетентности)
управления БСУ, для недопущения неконтролируемого развития которой необходи=
мо
усиление противоположной ей системы управления - 7. Широкой ССУ, отражающей
интересы большинства, выполняющей функции контроля БСУ и принятия решений,
последнее, третье снятие заключается в том, что расширение демократии, своб=
од и
прав большинства при целях социаль=
ной
справедливости должно привести к росту нравственности и творчества масс, -
первому отрицанию функций государства и - 4. Снятию узости идеологий (религ=
ий),
когда слепая вера масс будет замещаться осознанной верой в высшие социально=
-нравственные
идеалы, что в свою очередь даст толчок
развитию - 8. Единого мировоззрения, опирающегося на более высокий
уровень единства морали и бытия
человека, что даст идеи для социально-нравственной революции – полному
отрицанию функций государства. При инволюции (внедрении какой-либо идеи све=
рху
в сознание масс, общество) процесс протекает в обратном порядке
(8-4,7-3,6-2,5-1). В наше время высшими уровнями власти в обществе должны б=
ыть:
1) высшая духовно-философская власть (выбираемая сообществом ученых); 2) сф=
ера
самоуправления – выборная демократическо-законодательная власть народа; 3)
сфера культуры, единства системы воспитания и образования. Исполнительная
власть (6-й уровень - БСУ) должна обладать только техническими функциями. П=
реодоление
кризисов в развитии таких сложных систем как общество возможно только при их
осознанном, целенаправленном развитии, предусматривающем приоритеты
духовно-нравственного начала. Иными словами, на основе
анализа второго уровня противоположностей генодрева,
можно сказать, что эволюционное развитие общества – сложный процесс (прямого и обратного) взаимодействия и
единства материальных и духовных сфер, спираль развития которого идет от эк=
ономики
к госвласти (единству систем самоуправления и
бюрократии) от нее к культуре (еди=
нству
системы воспитания, образования и образа жизни), от культуры к философско-и=
деологической
власти (единству философии и идеологии).
Системный анализ генодрева взаимосвязи сфер общества (см. 2-й уровень =
Рис 1/47)
показывает, что сфера культуры (основу которой составляет на 3-м уровне сфе=
ра
единства системы воспитания, образования), находящаяся в центре генодрева, испытывает воздействие двух, управляющих
эволюцией и инволюцией общества, сил: сверху – философско-идеологическая вл=
асть,
основу которой на 3-м уровне составляет сфера единой философии - высшая
духовно-философская власть; а снизу – госвласть=
,
основу которой на 3-м уровне составляет
бюрократическая система управления (БСУ). От того, какие
приоритеты выберет система управления (единая система
законодательно-исполнительной власти, в свою очередь подчиненная авторитету
знания высшей духовно-философской власти, которая должна избираться научной
общественностью) будет зависеть и общее приоритетное направление развития о=
бщества:
путь духовно-нравственной эволюции, или безнравственной инволюции, основанн=
ой
на приоритетах развития материально-экономических, социально-управленческих
сфер общества. (*
О важности системы единства воспитания и
образования (в [4] на 3-м уровне Рис 24 - категория Л=
span>и),
без которой в государстве возникает смута, писал Лаоцз=
ы:
«После потери Дао следует Дэ, после потери Дэ следует =
Жэнь,
после потери Жэнь следует И=
,
после потери И следует Ли. Вот от того-то Ли –
ничтожность преданности Синь и голова смуты…перед нами неполная запись
плоскостной развертки спирали Дао…: Дэ – добродетели, =
Жэнь- человеко-любия, И- справедливости, Ли- ритуала, Синь- доверия»=
[9].
Исходя из генодрев=
а
логики ФТС (в [4] Рис 33) категория Ли (небесный
огонь) основана на овладении высшим нравственным сознанием и логическим
мышлением, которые должны преодолеть недостатки чувственного
(предметно-образного) мышления (эмоций) и низшего физиологического сознания=
. Т.о., =
можно
сказать, воспитание – процесс осознанного нравственно-логического управления
эмоциями и инстинктами человека. (=
**
Управление
развитием общества – сложный процесс преобразования его материальных и
социальных ресурсов в духовно-нравственные (человеческие) качества, поэтому=
его
можно доверить только нравственным и компетентным личностям, воспитание кот=
орых
– цель единой сферы воспитания и образования.
В
современной педагогике, несмотря на призывы о единстве философии и воспитан=
ия
утвердился узкий термин философия образования, в которой при нехватке часов=
, нравственность
остается в забвении: «Философия должна инициировать философию образования, а
последняя – адаптировать универсалии Философии к образовательной практике и
методологии»[1].
Философия образования, как и социальная
философия, построенные по Платону, должны отражать единство не только духов=
ного
и материального, но и нравственного и социального. Поэтому для выхода из
кризиса такая философия должна быть руководством, не только для педагогов,
правителей, но и всех сфер и членов общества.
Странное дело, но критикуя недостатки
современной философии, профессиональные философы, как правило, забывают
сказать, что ее основной целью должен быть поиск истины (в ФТС истина –
единство не только теории и практики, но и духовного и
материального, нравственного и социального). Ни Шлемов=
а,
ни Гореликова, в критическом анализе философии,=
о
создании философии, имеющей целью поиск истины, не говорят. Шлемова:
«Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх целей в мире – я=
вить
смысл, охватывающий эти цели» [1]. Гореликова: =
«Цели
предмета должны быть обусловлены …сущностью философии как уникальной формы
разумно-духовной деятельности, так и сущностью будущей педагогической
деятельности» [3].
А.Шопенгауэр, описывая кризис философии середины Х1Х века, как две капли =
воды
похожий на современный, видел его причины в процветании «ложного» мышления,
целей «видимости дела, движения», а не стремлении к идеалам истины: «скрытая
пружина такого движения, несмотря на все торжественные физиономии и уверени=
я,
лежит исключительно в реальных, а не идеальных целях; что здесь имею=
тся
в виду личные, служебные, церковные, государственные интересы; что,
следовательно, только партийные замыслы приводят в столь сильное движение
многочисленные перья мнимых мудрецов и что путеводной звездою для этих шумл=
ивых
господ служат умыслы, а не мысли,- и уж наверное
меньше всего при этом думают они об истине … ни одна эпоха не может быть бо=
лее
неблагоприятна для философии, чем та, когда ею позорно злоупотребляют, дела=
я из
нее, с одной стороны, орудие государства, а с другой – средство наживы»[10]=
.
Значимость духовной, философской власти=
, в
отличие от современности, понимали в прошлом даже религии, когда Магомет
сказал, что чернила философов более драгоценны, =
чем
кровь мучеников. Но современные религии, материалистические философии,
идеологии не оправдали надежд человечества. Истинная философия – единство <=
span
class=3DGramE>идеального (духовного и нравственного) и материального
(социального). Философская власть – единство
духовной и светской власти, основанное на едином знании, из которого
рождаются правильные: мышление, метод познания (единство воспитания и
образования), социальные представления (идеологии) и действия светской влас=
ти
(системы управления).
Пора бы бюрократии от философии, идеоло=
гии,
религии и власти понять, что отсутствие единства воспитания и образования м=
ожет
привести не только к постепенному превращению человека в безнравственное жи=
вотное,
но и гибели человеческого общества.
Литература=
:
1. Шлемова Н. Кризис системы образования – кризис
человека. Сайт РФО: http//www.globalistika.ru/biblio/slemova/htm.
2. Шмаков
В. Священная книга Тота.
Абсолютные Начала Синтетической Философии Эзотеризма=
span>.
М. Десот. 1994, с 13.
3. Гореликова М.В. Философия как фундамент педагогическо=
го
образования. К вопросу о единстве образования и воспитания студентов педвуз=
ов.
Научно-просветительский журнал «Педагогика Культуры»; Pedagogika-kultura.narod.ru.
4. Антонов=
ич
Е.Н. Третий путь развития философии и общества. СПб. Д=
еан.
2007, 543 с.
5. Антонов=
ич
Е.Н. Философия триединого синтеза как теория и методология познания процесс=
ов
действительности. Научный журнал Общесто-Среда-=
Развитие.
СПб. № 2-2008.
6. Антонович Е.Н.
О единстве ценностей в ФТС. Экономическая и философ.
газета. № 46-2011.
7. Антонович Е.Н. Принципы позн=
ания
и модель системного синтеза в ФТС. Научно-практический журнал Актуальные
исследования. Екатеринбург. №1-2012.
8. Антонович Е.Н.Диалектика
ценностей в ФТС. Дни философии в СПб, клуб УС. СПБ. Лема.2011.
9. Лукьянов А.Е. Истоки Дао.
Древнекитайский миф. М. Инсан. 1992, с 126.
10. Шопенг=
ауэр
А. Мир как воля и представление. …Минск. Литература. 1998, с 61.
*) Наши выводы основ=
аны на равнозначности
процессов эволюции и инволюции: если сферы воспитания-образования и управле=
ния
не создали условий для эволюции общества, то происходит его инволюция.
Единство систем воспитания, образования и управления обществом, основанное =
на
приоритете духовного над материальным, - основа
осознанной эволюции общества. П. Успенский («Новая модель Вселенной».СПб
**) К необходи=
мости
единства нравственности и логики можно придти п=
осле системного
анализа генодрева
нравственной (моральной) и материальной (формальной) логик.=
span> Целостная логика – единство формальной, материальной (антитез=
ис) и
нравственной, моральной логик (тезис). В моральной логике часть боль=
ше
целого. В формальной логике часть меньше целого. Логика целого (в ФТС и др.=
)-
когда часть равна целому. Примером
формальной логики нравственности могут служить аргументы, использованные Каиафой, для убеждения синедриона в необходимости каз=
ни
Христа: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь на=
род
погиб» (Ин 11-50). Этот аргумент, основанный на логике принципа часть меньше
целого – элемент формальной (материальной, количественной) логики,
использованный религией иудаизма против Христа (формальная логика - оружие =
не
только отдельных религий, но и материалистических идеологий, власть имущих
разрывающих целое на отдельные части). В целостной логике должен действовать
принцип – часть равна целому (например, нельзя лишить человека одной его ча=
сти
– сердца, т.к. – смерть организма). В
нравственной логике, основанной на приоритете качества (духовности) над
количеством (материей), часть больше целого. Логика морали состоит в том, ч=
то
один Праведник стоит больше чем весь народ.
------------------------------------------------= -----------------------
ДОПОЛНЕНИЕ***) Краткие основы учения П. Успенского =
(его
учение развито в методе генодрева ФТС)=
span>
Успенский считал, что все народы облада=
ли
раньше …лучшими кораблями, лучшими городами, более высокими формами религии.
Тот же факт объясняет превосходство палеолитических, т.е. более древних
рисунков, найденных в пещерах, над неолитическим=
и,
более близкими к нашему времени. И это тоже обыкновенно обходят молчанием и=
ли
оставляют без внимания. Эти факты подтверждаются и дополняются и современной археологией.
Успенский так описывает процесс развития человеческого общества: «Согласно =
идее
эзотеризма в ее применении к истории человечест=
ва, ни
одна цивилизация не начинается сама по себе. Не существует такой эволюции,
которая возникает случайно и продолжается механически. Механически могут
протекать только вырождение и распад. Цивилизация никогда не берет начало в
естественном росте – она появляется благодаря искусственному взращиванию…Ди=
кий
или полудикий народ, даже целая страна, попадает в руки человека, обладающе=
го
силой и знанием. Он начинает воспитывать и наставлять свой народ: дает ему
религию, создает законы, строит храмы, вводит письменность, становится зачи=
нателем
искусства и науки …Пример окультуривания дикого народа членами внутреннего
круга – библейская история от Авраама … до Соломона» (там же, с 42-44).
Успенский считал, ч=
то
познание мира идет через 4-е формы: религию, философию, науку и искусство (в
ФТС- 4-е основные сферы общества: философии; культуры: СВО, идеологии, религии; управления; экономики). Филос=
офию
он считал высшей формой знания (хотя выше, видимо, по традиции, поставил на
первое место религию): «Истина находится в центре, где
сливаются все 4-е пути (принцип Аввы Дорофея,-
Е.А.) Если мы попытаемся выяснить =
смысл
4-х путей духовной жизни человечества, то сразу же увидим, что они распадаю=
тся
на две категории: философия и наука – это интеллектуальные пути, а религия и
искусство – пути эмоциональные …Философия основывается на размышлении, логи=
ке …
на синтезе того, что мы знаем, на анализе того, чего мы не знаем.
Границы философии должны охватывать полное содержание науки, религии и
искусства… Все что нам известно…под именем филос=
офии,
представляет собой не философию, а «критическую литературу» или выражение
личных мнений, нацеленных … на опровержение и уничтожение других личных
мнений…философия превращается в самодовлеющую диалектику, окруженную
непроходимым барьером терминологии, которая непонятна для непосвященных, и
разрешающую все мировые проблемы без каких бы то ни было доказательств своих
объяснений, без того, чтобы сделать их понятными простым смертным…
Псевдо-религия, псевдо-философия, псевдо-наук и псевдо-искусство – вот
практически и все, что мы знаем»(там же, с 42-48=
).
Успенский считая, чт=
о любые
культуры переживает подъем, эволюцию, цивилизацию и падение, варварство (в
ФТС-эволюция и инволюция), исходил, что начало развития цивилизации начинае=
тся
извне, из внутреннего круга человечества (обладающего эзотерическим знанием=
):
«в любой культуре (как это можно видеть, например, в нашей культуре) одновр=
еменно
развиваются и эволюционируют совершенно противоположные принципы, а именно
принципы варварства и принципы цивилизации. Начало культуры идет из
внутреннего круга человечества, зачастую благодаря насильственным мерам. Ин=
огда
миссионеры внутреннего круга цивилизируют дикие=
расы
огнем и мечом… Далее развиваются принципы цивилизации, постепенно создающие=
те
формы духовного проявления …,котор=
ые
называются религией, философией, наукой и искусством… Э=
то
и есть цивилизация … Но одновременно с началом цивилизации было допущено и
насилие; в результате наряду с цивилизацией растет и варварство … Дикарь уб=
ивал
своего врага дубиной. Культурный человек имеет для этого всевозможные
технические приспособления … аэропланы, подводные лодки, ядовитые газы …значительную часть нашей культуры сост=
авляет
рабство и разные формы насилия во имя государства, религии, во имя идей, мо=
рали
… проявления варварства называются «преступлениями». Но существующая
криминология недостаточна для того, чтобы изолировать варварство … закон
нередко является выражением варварства и насилия… В существующей криминалис=
тике
есть термины «преступник» … «общество преступников». «преступная секта», «преступное содружество»,- но нет п=
онятий
преступного государства, преступного правительства, преступного
законодательства. В результате самые крупные преступлен=
ия не
удается назвать преступлениями….коренная причина развития варварства пребыв=
ает
в самом человеке: ему присущи внутренние принципы, способствующие росту
варварства (мы считаем, что эти принципы может изменить только правильная
система единства воспитания и образования,- Е.А.)… вторая причина победы
варварства над цивилизацией… заключается в том, что первоначальные формы
цивилизации поддерживали и известные формы варварства для защиты
Можно предположить,=
что так
называемы животное и растительное царства суть результаты сложной работы,
проведенной Великой Лабораторией… мы говорим «муха»; следует еще эксперимен=
т,
еще одна пробирка,- и мы говорим: «пчела», затем: «змея», «слон», «лошадь» и
т.д. Все это эксперименты Великой Лаборатории. Самым последим
был проведен сложнейший и труднейший эксперимент – «человек». …
Животный мир в целом являет собой карик=
атуру
на человеческую жизнь. В людях есть много таких качеств, которые необходимо
будет отбросить, когда человек станет настоящим человеком….Свойства,
которым рано или поздно суждено стать достоянием зоопарка, продолжают управ=
лять
нашей жизнью …
был создан первый человек, «Адам» и
«Ева»…Первое человечество не могло начать какую-либо культуру. Тогда еще не
было внутреннего круга, который … мог бы направить его первые шаги. Человек=
у приходилось
получать помощь от создавших его сил…Возникла
культура; и поскольку первый человек не имел еще привычки к ошибкам, не знал
практики преступления и памяти о варварстве, культура развивалась с
необыкновенной быстротой … она развивала только положительные стороны челов=
ека
… животные повиновались ему …В конце концов чело=
век
действительно совершил ошибку … Ошибка состояла в том, что он счел себя
существом более высоким, чем был на самом деле. Он решил, что уже знает, что
такое добро и зло. Он возомнил себя способным самостоятельно, без помощи извне направлять и устраивать свою
жизнь…. Ошибка начала расти и постепенно обрела
гигантские размеры, пока не стала проявляться во всех аспектах человеческой
жизни. Так началось падение человека, волна пошла вниз. Человек быстро
опустился до того уровня, с которого он начал, но уже с совершенным грехом.
После более или менее продолжительного периода устойчивости вновь начался
трудный подъем с помощью высших сил. Главное его отличие состояло в том, чт=
о на
этот раз человек обладал способностью к ошибке, имел грех. Вот почему вторая
волна культуры началась с братоубийства, с преступления Каина, которое легл=
о с
основу новой культуры. Но, не считая «кармы» греха, человек приобрел
определенный опыт благодаря своим прошлым ошибкам. Поэтому, когда повторился
момент фатальной ошибки, ее совершило уже не все человечество – появились л=
юди,
которые не совершили преступления Каина...С этого
момента пути человечества разошлись. Совершившие ошибку начали падение, пока
вновь не достигли самого низкого уровня (вырождаясь, превращались в обезьян=
,-
Е.А.)…Такова краткая схема самых ранних культур (там ж=
е,с 52-67).
Успенский так описывает используемый им метод Аввы Д=
орофея
(изложенный в сочинении мистиков православной церкви «=
Добротолюбие»,
и в книге М.В.Лодыженского «Сверхсознание
и пути к его достижению»): «Представьте себе круг, говорит Авва
Дорофей (У11 век), средину его – центр – и из центра исходящие радиусы, луч=
и.
Эти радиусы, чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются д=
руг
от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между
собою. Положите теперь, что круг сей есть мир; самая середина круга – Бог, а
прямые линии (радиусы0 идущие от центра к окружн=
ости
или от окружности к центру, суть линии жизни людей. И тут тоже – насколько
святые входят внутрь круга к середине оного, желая приблизиться к Богу,
настолько по мере вхождения они становятся ближе к Богу и друг другу…. Так
разумейте и об удалении.- Когда удаляются от Бога ,,,
в такой же мере удаляются друг от друга… Автор «Сверхс=
ознания»
М.В. Лодыженский рассказывал мне, что летом 191=
0 г он
был в Ясной Поляне у Л.Н. Толстого и говорил с ним о мистиках… Л.Н. сначала
очень скептически отнесся к мистике, но когда М.В.Л. прочитал ему приводимый
здесь отрывок из Аввы Дорофея о круге,
Л.Н. пришел в восторг, побежал в другую комнату и принес письмо, в котором =
был
нарисован треугольник. Оказалось, что он самостоятельно
схватил мысль Аввы Дорофея, и писал кому-то, чт=
о Бог
это вершина треугольника, люди – точки в углах; сближаясь друг с другом, они
приближаются к Богу, приближаясь к Богу, сближаются друг с другом» (П.
Успенский «Ключ к загадкам мира. СПб. Андреев и =
сын-я.
1992, с204).
В основе метода ФТС лежит генодрево
(симметричный граф) из вершины (центра круга при угле равном 1800)
которого (под определенным углом) выходят два луча (тезис–антитезис), отраж=
ающие
дуалистичность структуры мира и мышления челове=
ка.
Все сказанное (0 и 1-й уровень генодрева) можно
изобразить и как треугольник: нача=
ло генодрева (как и центр круга)-вершина
треугольника (единство противоположностей, истина, синтез познания, в древн=
ости
философы за ее принимали понятие Бога); две другие его вершины
-противоположности тезиса и антитезиса, с которого начинается анализ в позн=
ании.
Но целью познания должно быть достижение истины, единства противоположностей
или синтеза. Преимуществом генодрева ФТС являет=
ся то,
что оно позволяет последовательно достигать не только различных (горизонтал=
ьных
и вертикальных иерархических) уровней познания (развития сложной
системы):1-2-4-8-… , но и отображать последовательность процессов познания
(развития: эволюции или инволюции) на каждом уровне (например, на 3-м уровн=
е генодрева: 1-5,2-6,3-7,4-8 и обратно).
1