Антонович Е.Н.

                    СИСТЕМНАЯ ИЕРАРХИЯ В ФИЛОСОФИИ ТРИЕДИНОГО СИНТЕЗА (ФТС)

         

          Подобно математике, где непонимание любого из ее положений устраняет возможно-

        сть понимания всего дальнейшего, в области … мышления неумолимая последовате-

        льность заключений и совершенство классификации являются первым условием возмож-

        ности познания                                                                                                                          (В.Шмаков)

          Владеющие истиной не обладают славой, а владеющие славой не  обладают истиной…

        зовут вперед во имя славы и толкают назад с помощью закона            (Ян Чжу, 440г до н.э.)

          Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние

        цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольет-

        ся воедино – государственная власть и философия… до тех пор… государствам не избави-

        ться от зол                                                                                                                 (Платон, 427 г до н.э.)

         Законы для того и даны, чтобы урезать власть сильнейшего               (Овидий, 43 г до н.э.)

         Мораль есть единственный культ… естественная религия человека на земле  (Гольбах П.)

 

  Предлагается новый универсальный метод познания – генодрево ФТС, который предлагает системное решение научных проблем иерархии.

  Ключевые слова: система, противоположности, дух, материя, единство, иерархия, гендрево, взаимодействие, метод познания, сфера, общество, эволюция, инволюция.

 

  Существующий сегодня в науке системный подход основан на принципах одномерной линейно-дискретной иерархии. В науке, философии, как и в других областях идеологического знания, включая религию, понимание иерархии основано на простом линейном подходе (измерении, перечислении имен в столбике, в таблице, изображении связей на схемах). Этот линейно-дискретный подход можно найти в системном определении понятия иерархии, взятом из любого словаря:  Иерархия (греч hieros  - священный и arche  - власть) – тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах, характеризуемый упорядоченностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Иерархия … – расположение частей и элементов целого в порядке от высшего к низшему. Принцип иерархичности означает, что каждый компонент (часть) целостной системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой системы.

  В современной науке, в управлении процессами также господствуют линейно-дискретные представления об иерархии, взятые из кибернетики. Бондаренко, рассматривая принцип иерархичности, пишет, что конкретизация местоположения элементов в рамках иерархической структуры достигается на основе упорядочения, систематизации… которая является отдельной наукой, которая опирается на другую науку типологию: «Систематика …- область знания, в рамках которой решаются задачи упорядоченного определенным образом обозначения и описания всей совокупности объектов. Решение задач систематики опирается на общие принципы типологии. Типология …- метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. Типология используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов, как сосуществующих, так и разделенных во времени… Существуют два вида типологии: эмпирическая и теоретическая. Эмпирическая типология опирается на индуктивный метод познания (от частного к общему), в основе которого лежит количественная обработка и обобщение данных. Теоретическая типология опирается на дедуктивный метод познания (от общего к частному), в основе которого лежит качественное описание объекта как системы, которое предполагает построение идеальной модели объекта, обобщенное выражение признаков, с выполнением системообразующих связей и формированием представления о структурных уровнях объекта. Иерархия системы изображается с помощью типологической  схемы, напоминающей по виду корневую систему» [1].

  Две науки в итоге развития системного подхода выдали схему простейшей структурной иерархии управления в виде расходящегося древа (система - подсистемы – звенья – элементы) с линейными, одномерными взаимосвязями. 

  Единых и универсальных понятий и принципов системности в познании, иерархии наука и философия еще не выработали. Наш подход, основанный на методе генодрева ФТС, отражающий  универсальные системные принципы познания, обосновывает необходимость принятия монистически двойственной (вертикально-горизонтальной) иерархии сложных систем. [2,3].

  Еще в начале ХХ века русский философ-эзотерик П. Успенский обращал внимание ученых на то, что материалистическая наука, математика, использующие, в основном, одномерные методы познания, определяющие заведомо одномерные отношения: измерение, вычисление, не способны отражать многообразие мира: “Наши данные о вселенной недостоверны и неполны. В «геометрической» трехмерной вселенной это совершенно ясно: мир невозможно вместить в систему трех координат. Вне ее окажутся слишком многие вещи, измерить которые невозможно. Равным образом, ясно это и относительно «мегагеометрической» вселенной четырех координат. Мир во всем его многообразии не вмещается в четырехмерное пространство, какую бы четвертую координату мы ни выбрали: аналогичную первым трем или воображаемую величину, определяемую относительно предельной физической скорости, т.е. скорости света. Доказательством искусственности четырехмерного мира в новой физике является, прежде всего, крайняя сложность его конструкции, которая требует искривленного пространства. Очевидно, что кривизна пространства указывает на присутствие в нем еще одного или нескольких измерений. Вселенная четырех измерений, или четырех координат так же неудовлетворительна, как трех … я вынужден повторить, что к исследованию измерений пространства или пространства-времени нельзя подходить математически … Математика потому так легко и просто отрывается от трехмерной физики и евклидовой геометрии, что в действительности вовсе им не принадлежит. Неверно думать, будто все математические отношения должны иметь физический или геометрический смысл. Наоборот лишь очень небольшая  и самая элементарная часть математики постоянно связана с геометрией и физикой, лишь очень немногие геометрические и физические величины имеют постоянное математическое выражение. Нам необходимо понять, что измерения невозможно выразить математически, и, следовательно, математика не может служить инструментом исследования проблемы времени и пространства. Математически можно выразить только измерения, производимые по заранее согласованным координатам… длина… ширина… высота… Но различие между самими по себе длиной, шириной и высотой выразить невозможно: математически они эквивалентны. Математика не ощущает измерений, как ощущают их физика и геометрия. Математика не в состоянии уловить различие между точкой, линией, поверхностью и телом. Точка, линия, поверхность и тело могут быть выражены математически при помощи степеней, иными словами, просто обозначены: допустим,  а обозначает линию,  а в квадрате (а2) – поверхность,  а в кубе (а3) – тело… Допустим, что … а в четвертой степени (а4) – тело четырех измерений; … можно дать объяснение понятиям  а5 и  а5. Но что в таком случае обозначают  а25, …? Если мы предположим, что измерения соответствуют степеням, значит, показатели степени действительно выражают измерения. Следовательно, число измерений должно быть таким же, как число, выражающее степень; а это явная нелепость… “ [4].

  Исследование процессов развития на генодреве ФТС, изображающем двоичную структуру, в форме симметричного графа, где начало координат обозначает: точку, а в степени 0  равную единице, а количество элементов на уровнях генодрева – количество членов симметричной золотой прогрессии, с основанием равным 2: 1-2-4-8-…, подсказало нам необходимость обоснования и принятия двойственной иерархии (вертикальной и горизонтальной) сложных систем. Синтез вертикальной и горизонтальная иерархии уровней генодрева (1-2-4-…) позволяет понимать развитие не только как динамический процесс (в т.ч. эволюцию фигур пространства), идущий в двух направлениях: точка (или сфера)- прямая (две точки или сферы)- квадрат (4-е сферы)- куб (8-м сфер) -…, но различать и направления их взаимодействия (и по вертикалям и горизонталям). Нами предложена двойственная система иерархии, лишенная неточностей математики и недостатков науки управления (подробнее ниже)[2].

  Принципиально возможны два вида иерархии структуры генодрева с: 1) горизонтальным или 2) вертикальным расположением оси генодрева (уровней золотой прогрессии). При этом нумерация противоположного уровня (вертикального и горизонтального) может быть: циклической, по направлению эволюции или инволюции и последовательная. Нами исследован первый горизонтальный вариант расположения оси генодрева и способы его нумерации (см. только в [2] Рис 14). При вертикальной иерархии уровни генодрева (1-2-4-…) располагаются горизонтально, раскрывая содержание каждого уровня. Если на первом уровне генодрева ось принять за 0, а крайние значения тезиса и антитезиса за: +1 и – 1, сохраняющие потенциал развития через удвоение, то эта система будет способна отражать не только глобальные процессы развития мироздания, но и возможность их отображения на троичном принципе системного компьютера (-1, 0,+1). Структура ветвей генодрева с углом в 900 образует ячеистую структурную симметрию (характерную для процессов развития структур Вселенной), которая после восьмой стадии эволюции образует квадрат (в [2] см. Рис 15,16 - Закрытое дерево Пифагора). Из древних учений эзотерики известно, что в основании жизни на Земле лежит квадрат, или четыре стихии.

  В философии Дао важную роль играют пять чисел: 1, 2, 3, 4, 8. Даосы считают: все, что существует на небесах и земле, можно изобразить в виде одного единого, 2 монограмм, 4 диаграмм, 8 триграмм, … 64 гексаграмм (ИЦЗИН, Книга Перемен). Две космические силы (ЯН и ИНЬ) формируют жизнь и поддерживают ее баланс. Все находится в состоянии динамического равновесия и изменения. Большинство современных  ученых изучающих даосизм считают его формой «религии средневекового Китая, возникшей в начале новой эры» или формой философской традиции, зародившейся во 2-м веке н.э.  Мы считаем, что ИЦЗИН – сложная система понятий, бинарная генетическая структура знаний, которую можно назвать древней двоичной системой счисления, философией дуалистического монизма, уровень развития которого недоступен для понимания сторонникам современного материалистического научного знания.

  Известные немецкие синологи Р. и Г. Вильгельмы, проводя параллели с европейской традицией, просто и образно рассказывают об основах китайской философии: “В то время как в Европе все сводится к категории чистого бытия, в китайской мысли решающую роль играет концепция изменения … По «ИЦЗИН», основа всего существующего - ТАЙ ЦЗИ. ТАЙ ЦЗИ (Великий Предел) – это Верховный Абсолют, выход в феноменальное; Единое, или, другими словами, то, откуда все произошло. Но в отличие от западной традиции, в Китае проявления единого означало рождение его противоположности. Гете как-то сказал, что любое категоричное высказывание несет в себе противоречие. То же и здесь: если Единое представить линией в пространстве, возникает его противоположность. Пространство оказывается разделенным на верхнее и нижнее или, при другом расположении линии, на правое и левое, переднее и заднее (на наш взгляд такой же смысл, утерянный сегодня, имел и символ креста в древнеегипетской и христианской религиях,- Е.А.)… Более того, эта линия вызывает к жизни полярную двойственность; первичный положительный полюс обозначается целой чертой (ЯН), а вторичный отрицательный – прерванной (ИНЬ). Вместе с первоначальной линией они составляют триаду как основание реальности. Поэтому в «ДАО ДЭ ЦЗИН» сказано: «Одно рождает два; два рождает три; три рождает тьму вещей»“ [5].

  Лукьянов А.Е., анализируя сложную геометрию и логику генетического кода 3-х уровней спирали развития ИЦЗИНа, отмечает, что она, имея два направления иерархии, способна отражать всеобщие пропорции изменений: “двоица и троица символизируют в девятичастной матрице числовые нечетные и четные ряды Неба и Земли. Троица – первое нечетное число, символизирует последовательность нечетных чисел Неба: 3-5-7-9. Двоица – первое четное число, символизирует последовательность  четных чисел Земли: 2-4-6-8. Единица … четно-нечетное число Великого Предела. Оно двуполое … т.к. при сложении с нечетом дает чет, а при сложении с четом дает нечет… Дихотомическая сегментация Великого предела в виде геометрической прогрессии 1-2-4-8-16-32-64 выражает общий принцип вырастания эмбрионального одного-единого через числовые математические и органические стадии в спиральный организм Дао. Двоичный код небесной тройки и земной двойки отображает генерацию Дао со стороны взаимодействия женской четной и мужской нечетной числовых последовательностей. … В каждом горизонтальном пределе стоит триадическая вертикаль и все это построение геометрически выражается объемом, имеющем пятнадцать генетических узлов, а математически числом 15: 3х5=15. Кстати, это число равно сумме числовых выражений символов Инь и Ян 6 + 9 = 15 и числу магического квадрата «системы черепахи» (здесь Лукьянов не отметил два момента: 1) число всех элементов 3-х уровней системы равно 15; 2) нечетные числа Неба совместно с единицей в плане квадрата образуют крест, символизирующий небесную, духовную и земную  или вертикальную и горизонтальную иерархии,- Е.А.).             4   9   2

                                                                            3   5   7

                                                                            8   1   6

(сумма чисел по горизонталям, вертикалям и диагоналям квадрата равна 15) … Наблюдаемое в системе «Перемен» органико-числовое единство говорит о том, что число «Перемен» не есть какя-то абстрактная величина, встраивающаяся в такие же абстрактные прогрессии и пропорции. Оно есть живое органическое число, насквозь телесное, духовное и идеальное, а тело, дух и идея «Перемен» насквозь есть числовая генетическая сущность … Если в  спиралях Перемен мы обратимся к природному организму, то обнаружим экологические гармонические пропорции, а если обратимся к государственной системе, то получим социологические … экономические и политические пропорции” [6].

  Структура генодрева ФТС на втором уровне несколько отличается от традиционных структурных схем ИЦЗИНа. В китайской традиции приняты два правила формирования диаграмм, триграмм, ...: 1) первая черта располагается снизу, вторая (и все последующие) сверху; 2) порядок построения диаграмм соответствует фазам Луны: новолуние (Великая Инь), первая четверть (малый Ян), 3) полнолуние (Великий Ян), 4) последняя четверть (малый Инь). Но при расположении диаграмм на всех схемах ИЦЗИНа великий ян всегда располагается сверху, чем нарушается последовательность циклов. Мы, введя ось симметрии генодрева, строго разделили его структуру на верхнюю, с положительными значениями последних элементов уровня, и нижнюю – с отрицательными (см только [2] Рис 20,24). Это позволило упорядочить систему нумерации в иерархии генодрева (четные числа – снизу, нечетные – сверху оси генодрева) и четко отделить процессы эволюции, с положительными циклами, от процессов инволюции.

  Древними мудрецами в структуру ИЦЗИНа заложен диалектический принцип процесса развития противоречий: без противопоставления (борьбы начал) субъекта (ян) и объекта (инь) невозможно развитие сознания (мышления) и познание вещей. Но эта борьба (противопоставление начал) не абсолютна (как в ДМ), а относительна. Что ставит на первое место познание отношений противоположностей (противоречий) в процессе их развития. Т.о. конфликт двух начал (высшего, внешнего, не зависящего от сознания индивида и низшего) переводится на низший уровень сознания человека. Эта идеология Конфуция по сохранению гармоничных отношений человека и Неба за счет сохранения и расширения его сознания (знаний) живет в Китае и в наше время.

  В «Истории китайской философии» дается объективный анализ этапов ее развития при сохранении предшествующего знания, несмотря на «культурную революцию» в Китае ценится наследие древних и современных философов, в т.ч. Мао Цзедуна. Очевидно, поэтому они не пошли по разрушительному и безнравственному пути «перестройщиков» в СССР и России. Так анализируя неоконфуцианство Чжу Си, современные философы Китая, подчеркивают преемственность идей монизма, единства противоположностей от диалектики Книги Перемен до современной диалектики: “ Великий предел породил два начала, два начала породили четыре стихии, четыре стихии, четыре стихии породили восемь триграмм»,- Чжу Си пишет: «Здесь одно делится на два, и так происходит повсеместно, везде, вплоть до бесконечности, одно порождает два»… Или: «То, что одно всегда порождает два, -- высший естественный принцип»… Затем, идя еще дальше, Чжу Си утверждает, что противоречия существуют не только между предметами и явлениями, но имеются противоречия и внутри каждого явления и предмета и противоречия внутри каждой противоположности» … Все говорят, что темное и светлое начала – два конца, но и само темное начало делится на темное и светлое, а светлое начало также содержит в себе темное и светлое начала». Это означает, что внутри как темного, так и светлого начал содержатся свои темные и светлые начала, т.е. существуют многослойные  противоположности, и эти противоположности нескончаемы … «хотя существуют два, в сущности, они толкают к одному», т.е. противоположности – это противоположности в единстве, без единства нет противоположностей … отношения между познанием и действием находятся в диалектической связи, единстве и борьбе противоположностей ” [7].

  На наш взгляд, наиболее глубокое научно-философское обоснование сложных процессов иерархии развития дал Гладков Б.В. В основание структуры сложной системы он положил не безразмерную точку, а точку обладающую объемом – сфероид, имеющий свои измерения (использование сфероида, положенного в основание генодрева ФТС позволит нам сделать ниже важные выводы): “… точка обладает объемом. А поскольку наиболее устойчивой формой объема служит сфероид, то и в качестве предмета исследования целесообразно выбрать именно сферический объем … Используя числовой метод анализа, необходимо помнить, что число представляет собой количественную меру, в любом случае характеризующую именно объем. Иными словами число и объем адекватны … Проекция на плоскость увеличенного до удобных для исследования размеров точечного сфероида представляет собой круг, ограниченный окружностью радиуса R … Памятуя о том, что точечный сфероид представляет собой нуль-пространство, … можно выделить в нем одномерное пространство в виде окружности … двумерное пространство, представляющее собой поверхность сфероида и, наконец, трехмерное пространство, представляющее собой объем сфероида.при совместном рассмотрении три типа пространств (одномерное, двумерное и трехмерное) сливаются в четвертое – нульмерное. Нульмерность, или четвертая категория мировоззрения предопределяет целостное восприятие предмета, или явления, а не последовательное рассмотрение в тех, или иных аспектах … Очень показательно сравнение характеристик, сформулированных П.Д. Успенским, для четвертой и первой категорий мировоззрений (пути: факира, монаха, йога и сознательный,- Е.А.), которая представляет собой «Чувство одномерного пространства. Мир на линии. Линия как пространство. Все остальное как время. Все, кроме одной неподвижной линии, в движении». И мораль первой категории: «Бессознательные действия (как действия спящего человека). Отсутствие морали. Это сравнение приведено здесь для того чтобы показать, в каком состоянии находится современная научная парадигма (приведшая в общественном развитии к отрицанию важности морали,- Е.А.), узаконившая именно одномерный подход к изучению явлений путем создания всеобъемлющих систем … в которых в качестве основной пространственной единицы принята единица длины (см, м), а остальные пространственные меры оказываются производными от ее … Это предопределяет неспособность охватить явление в целом. Последствия хорошо известны. Так в аспекте общечеловеческой деятельности одномерность приводит к узкой специализации, по сути к умственной ограниченности (в основном на одномерных понятиях, взаимосвязях построены структуры познания как в философии идеализма, материализма, так и материалистической науке,- Е.А.). Исследование проекции точечного сфероида выявляет многие его замечательные свойства. Важно отметить, что необходимым условием существования объекта является его пульсация (в ДМ – одномерная категория движения; в ФТС – разность потенциалов тезиса и антитезиса, рождающая процесс развития: вихревого – на – 1-м уровне генодрева, кругового – на 2-м, спирального – на 3-м. Петров Н.В. [8], разделяя фазы излучения и приема диполя, также отмечает: «Двойственность дает начало колебательному процессу на всех уровнях иерархии материальных форм»)… В зависимости от величины приращения объема пульсирующего сфероида могут возникнуть различные режимы пульсации, а именно: поглощения, поглощения-излучения и излучения … ядро сфероида по своему объему равно приращению объема сфероида в процессе пульсации. … Если в процессе пульсации сфероида приращение его центральной окружности составляет величину «В», то, естественно, приращение половины окружности равно величине В/2. Отношение хорды, стягивающую дугу В/2, к диаметру центрального круга сечения сфероида в аналитической форме может быть проявлено как К = sin (В/4) …  При К = 1, В = 3600. В этом случае оказывается сформированным вибратор поглощения. Величина центрального ядра сфероида … равна самому сфероиду… соотношение объема … сфероида и его центрального ядра b1= 1. При К = ½, В = 1200 . В этом случае оказывается сформированным вибратор поглощения-излучения. Объем центрального ядра сфероида составляет его 1/27 часть. Величина поверхности ядра в 9 раз меньше поверхности сфероида, а длина дуги окружности соответственно меньше в 3 раза… b ½ = 27. При К = ¼, В = 57,910. В этом случае оказывается сформированным вибратор излучения. Соотношение между объемом сфероида и объемом его ядра составляет 240,24. Соотношение поверхностей 38,64, соотношение дуг окружностей 6,2165. ..b1|4 = 240,24=А. … указанные числовые соотношения приобретают т.о. смысл фундаментальных величин, характеризующих трехмерное, двумерное и одномерное пространства. … теоретический предел устойчивости, определяемый в числовом значении А = 240,24, убедительно подтверждается на практике существованием замыкающего ряд устойчивости химического элемента уран-238. … величина А = 240,24 приобретает статус универсальной мировой постоянной. Характеризуя критический объем, она автоматически включает в себя характеристики всех остальных типов пространств и взаимодействий. …  На этой основе оказалось возможным найти математический ключ эзотерической доктрины … (в эзотерике утверждается принцип семеричности Мира,- Е.А.) … Выявить внутреннюю структуру пульсирующего сфероида оказывается возможным, исходя из того факта, что объем ядра пульсирующего сфероида равен объему внешнего слоя сфероида, … между положениями наибольшего и наименьшего объема.в аналитической форме … М т-к = Мт (2/3)к, где: к = 0,1,2,3,…- порядковый номер ступени (ядра); Мт – объем сфероида в относительных единицах; Мт-1 – объем сфероида в единицах поверхностного слоя … при К=1 формула отображает знаменитый третий закон движения планет ... И. Кеплера … (при: к=0, М = 240,24;… к = 6, М = 1,618 = Ф, где ф - отражает принцип золотой  пропорции: 1-2-4-8…,- Е.А.)… Ф в своем числовом значении представляет собой минимально мыслимый объем, отправной момент отсчета, принятый за единицу. Это зерно, которое исследователь бросает в почву познания и из которого произрастает математическое описание процесса познания того или иного явления, предмета … Ф характеризует исключительно метод познания, но предмет исследования. … Аналитически принцип семеричности отображает  … формула, связывающая две фундаментальные величины, а именно критический объем «А» и «золотое ядро» Ф.   А = Ф (3/2)6… это методология познания” [9].

  Использование сфероида, положенного в основание генодрева позволит методом генодрева соединить в единое целое все виды познания: геометрии, математики, физики и философии.

  Если в формулу Гладкова подставить значение ф (при а = 2), то мы получаем, что критическое (максимальное) значение числа элементов последнего 6-го уровня в золотой прогрессии - генодреве ФТС должно быть равным 64 (в ИЦЗИНе – количество гексаграмм равно 64). Т.о., следующий 7-й уровень развития должен быть высшим, что и утверждает научная эзотерика.

  Современные ученые показывают, что выбранная в основание ИЦЗИНа и генодрева ФТС золотая прогрессия: 1-2-4-8-… позволяет процессам развития идти с постоянной скоростью: «из всех оснований показательных функций, только основание Ф, позволяет получить разностные прогрессии, члены которых остаются неизменными при любых номерах разности. Это значит, что Природа использует это основание для того, чтобы обеспечить протекание процессов с постоянной скоростью нарастания … Существует еще одна прогрессия, образованная на базе показательной функции с основанием а =2 (y = 2 n), в которой члены, полученные на основе первой и высших разностей от исходной прогрессии, независимо от номера разности, остаются неизменными и совпадают с членами исходной прогрессии. Такая прогрессия имеет вид 1, 2, 4, 8, … Если представить процесс радиоактивного распада в полярных координатах, то экспонента … преобразуется в спираль с основанием а = Ф 2» [10].      

  Многие учения и ученые показывают, что последовательность множества двойственных процессов развития (от радиоактивного распада до развития генома клетки и др.) определяются  прогрессией: 1-2-4-8-… Мы же, дополняя это положение, утверждаем, что иерархия, отражая содержание процессов развития, также должна показывать и иерархическую последовательность развития на двух уровнях сложной системы.

  На основании обоснованных ранее системных принципов ФТС и структуры генодрева [2], в качестве исходной, корневой структуры иерархии систем мы рассматриваем симметричный граф или генодрево ФТС, структура которых отображается прогрессией: 1-2-4-8-…по горизонтали (число уровней) и вертикали (число элементов на каждом уровне). Циклическо-ступенчатый переход от простого единства к сложному (множественному) происходит по иерархическим уровням развития, соответствующим известной прогрессии: 1-2-4-8-… . Развитие одновременно происходит по иерархическим уровням: горизонтального (1-2-4-8-…) и вертикального (на 3-м уровне: 1-5, 2-6, 3-7, 4-8) развития, образуя в плане плоскости крест, а в объеме 3-х мерного пространства циклическую, расширяющуюся спираль.

  Ниже мы даем  определение иерархии и взаимосвязанного с ней понятия взаимодействия (подробнее об остальных системных понятиях см. [2,3]).

  Иерархия – принцип структурной организации многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий и отношений, взаимосвязанных по горизонтали и вертикали уровней развития, отражающий не только пропорции  удвоения  геометрической прогрессии: 1-2-4-8…, которая по горизонтали образует число уровней развития, по вертикали – число элементов на каждом уровне, но и процессы эволюции или инволюции, целеполагания, и др., перехода с одного качественного уровня на другой.

  Взаимодействие - направление взаимосвязей уровней, элементов системы между собой, как по горизонтали, так и по вертикали развития системы, которые отражают ее не только внешние, но и внутренние связи. Связи также могут быть прямыми (управления и подчинения), обратными (с положительной или отрицательной связью), горизонтальными, вертикальными и др. Изображение связи между двумя элементами на генодреве - прямая линия по которой могут осуществляться взаимодействия в обоих направлениях на всех уровнях противоположзностей.

  При этом связи первого (высшего) уровня (которые в философии отражены в понятиях монады, монизма) могут быть только внешними (управляющими в одном направлении и с обратной связью в другом), внутренних связей у 1-го уровня нет, т.к. он, обладая единством противоположностей (монополией власти), не имеет двойственности (нет объекта управления).

 Мы понимаем диалектическое развитие как единый, многоуровневый, спиралеобразный, ступенчатый и циклический процесс, ведущий (первичное единство духовного и материального начал) к росту структурной сложности через рождение нового и увеличение числа и качества составных частей, могущий идти в двух направлениях: - эволюции и инволюции. Циклическо-ступенчатый переход от простого единства к сложному (множественному) происходит по иерархическим уровням развития, соответствующим известной прогрессии: 1- 2- 4- 8-… .  Развитие одновременно происходит по иерархическим уровням: горизонтального (1-2-4-8-…) и вертикального (1-5, 2-6, 3-7, 4-8) развития, образуя в плане плоскости крест, а в объеме 3-х мерного пространства циклическую, расширяющуюся спираль. При этом, развитие сложной (общественной) системы по вертикали всегда приводит к образованию новых признаков, которые выявляют некоторый «иррациональный» остаток, следующий цикл не опускается до прежнего уровня, а начинается с более высокого (1-5-2-…), а отдельные свойства частей, в системе «снимаются» при смене направления развития.

  В качестве примера (в отличие от догматиков ДМ) мы исследуем иерархию сфер общества, раскрывая сущность и направленность процессов взаимодействия в диалектическом развитии. На генодреве (Рис 1/47) взаимосвязи сфер общества показаны иерархическая структура  сфер, их взаимосвязи и взаимодействие в процессе развития от низшего к высшему (и обратно). Анализ генодрева показывает, что некоторому уровню сознания (морали,  мировоззрения) и стабильности общества (государства) соответствует уровень развития: идеологии, культуры, системы управления, экономики (и наоборот). При этом, следует различать два вида развития: эволюцию и инволюцию. Мы понимаем эволюцию как внутреннее развитие, идущее снизу вверх от материального к духовно-идеальному началу, содержание которого определяется уровнем нравственности сфер мировоззрения, философии и культуры. Инволюция – это развитие, идущее сверху вниз от духовно-идеального начала, содержание которого определяется сферами (и догмами) правящей идеологией и системы власти.

  Единство духовной и светской власти (нравственной необходимости и свободы) на первом уровне противоположностей генодрева требует единства философско-идеологической власти и культуры, государственной власти и власти бытия (экономики и политики). Общество не способно гармонично развиваться без единства и закономерной взаимосвязи всех его сфер.

  Развитие на втором уровне противоположностей при единстве революции-эволюции показывает такую иерархию взаимодействия сфер: 1) единство политики и экономики: единство экономических и политических требований (власть бытия) – давшее начало революционным изменениям в обществе ведет к изменениям в сфере 2) госвласти – единстве ССУ и БСУ, которое может направить революционные преобразования в эволюционно-духовные изменения в сфере 3) культуры – единство системы образования, воспитания и образа жизни, которая в свою очередь определяет развитие сферы 4) философско-идеологической власти – единства философии и идеологии (мировоззрения и морали).

  Логика познания (мышления) человека (см. только в [2] Рис 33) имеет 4-е уровня: 1) физиологическое сознание (мышление), 2) чувственное предметно-образное сознание (мышление), 3) духовно-логическое (научное) сознание (мышление), 4) высшее духовно-нравственное сознание. Совместив структуру генодрева логики познания и логики развития сфер общества, можно сделать такой вывод. Уровень сознания сферы госвласти соответствует предметно-образному уровню мышления. В сфере власти, как правило, нет ни советов ученых, ни самих ученых с духовно-логическим, научным мышлением. Очевидно, для самосохранения власти бюрократии (БСУ) не выгодно не только использование знаний ученых, но и не сам процесс обучения, порождающий новые знания и ученых (что и наблюдается сегодня в России).

  На третьем уровне генодрева показано, управляемое единством ССУ и БСУ, взаимодействие 8-ми иерархически взаимосвязанных между собой сфер общества, циклический процесс эволюционно-гармоничного развития которых должен идти в такой последовательности (иначе неизбежны кризисы). Началом мирной эволюции общества является постоянное развитие сферы экономики  (постоянное повышение уровня жизни большинства): - 1. Развитие в Экономике должно закончиться в сфере - 5. Политики (целью которой должно быть управление общественным мнением и социально-политическими взглядами человека), далее происходят инволюционные процессы снятия (старого образа жизни), которые заключается в том, что повышение уровня материального потребления должны вызвать изменения в - 2. Образе жизни (человека, семьи, нации), который в свою очередь должен быть целенаправлен на моральную эволюцию общественной - 6. Культуры, Науки, Искусства (или культурную  революцию), результаты которой должны  отразиться во втором снятии (всевластия БСУ) - 3. Улучшение устойчивости управления требует роста качества (демократичности, культуры, нравственности и компетентности) управления БСУ, для недопущения неконтролируемого развития которой необходимо усиление противоположной ей системы управления - 7. Широкой ССУ, отражающей интересы большинства, выполняющей функции контроля БСУ и принятия решений, последнее, третье снятие заключается в том, что расширение демократии, свобод и прав  большинства при целях социальной справедливости должно привести к росту нравственности и творчества масс, - первому отрицанию функций государства и - 4. Снятию узости идеологий (религий), когда слепая вера масс будет замещаться осознанной верой в высшие социально-нравственные идеалы, что в свою очередь даст толчок  развитию - 8. Единого мировоззрения, опирающегося на более высокий уровень  единства морали и бытия человека, что даст идеи для новой социально-нравственной революции – полному отрицанию функций государства. При инволюции (внедрении какой-либо идеи сверху в сознание масс, общество) процесс протекает в обратном порядке (8-4,7-3,6-2,5-1). Т.о., следует сделать важный вывод – развитие общества, направляемое сферой государственной власти, зависит от взаимодействия всех сфер:   идеологии и культуры, ССУ и БСУ, политики и экономики.  

  Существующие различные теории иерархии, используемые современными социальными идеологиями, которые также приходят к выводам, что современные иерерхии управления подвержены социальным болезням. С. Коренблит давший довольно объективный, достаточно подробный анализ теорий вертикальных иерархий, отмечает общий недостаток социальных систем управления - способность к «перевозбуждению»: «хотя люди и создают иерархии для эффективного достижения определенных целей, эти иерархии стремятся “жить своей жизнью”, … Эти тенденции связаны с имманентным вертикальным – неравновесным характером любых иерархий, и проявляются в стремлении их “верхов” к самовозбуждению, потере ими адекватности в процессе отождествления себя и своих интересов с интересами самой иерархии: “Государство- это я”… Иерархия будет внутренне устойчива сама по себе, если в ней имеются эффективные отрицательные обратные связи, благодаря которым ее “низ” способен предотвращать такое самовозбуждение ее “верха”. Иерархия будет устойчива,… путем полной замены “самовозбудившегося верха”. … Если обратные связи слабы,… то происходит все более жесткое подчинение интересов “нижнего” большинства интересам “верхнего” меньшинства, начинающего отождествлять себя с иерархией в целом. При этом иерархия не просто теряет свою эффективность, как инструмент решения проблем этого “нижнего” большинства, для чего она и была создана, а, наоборот, создает проблемы людям, деформируя и “утрамбовывая” их “под себя”, или просто уничтожая “лишних” и/или неугодных ей людей … В конце концов, … государства,… гибнут вместе с этой…  иерархией» [11].

  Хотя здесь в общих чертах довольно точно показаны взаимосвязи элементов общества при инволюции, но мы считаем, что автор, называя главной причиной увеличения хаоса в управлении обществом – отсутствие «горизонтальной» структуризации общества, не отметил, что важнейшим элементом этой системы является наличие контроля снизу – широкой ССУ.

   Мы считаем, что в сфере управления, лишенной единства ССУ и БСУ, присущ еще один кризис, присущий  либеральной идеологии плюрализма,  что может привести к распаду России.

   Эзотерические авторы, рассматривая иерархию системно, как взаимосвязанное единство духовной, вертикальной и материальной, горизонтальной иерархии, понимают плюрализм как идеологию «обожествленного» хаоса, ведущую к распаду системы: «Во всякой иерархии каждое высшее звено объемлет содержание исходящих из него низших и, в свою очередь, заключается в содержании высших… Всякая эмационная теория предполагает или распадение первичного единства на множество частных, или возникновение параллельно с этим первичным единством множества частных, существующих вне его онтологической сущности и помимо его общих законов. В первом случае  получается плюрализм, который при надлежащем логическом развитии неминуемо приводит к онтологизированию неорганизованного и не могущего быть организованным множества, т.е. обожествлению хаоса (чем и занимаются теории синергетики в либеральном изложении,-Е.А.). Во втором случае возникает дисгармонический дуализм монизма и плюрализма ... все эти заблуждения естественно вытекают из одностороннего утверждения закона иерархизма с полным забвением полярного ему закона всеединства ” [12].

   Наш анализ показал, что для прогрессивного развития общества, исполнительная власть – БСУ, как сфера (3) оперативного управления обществом, кроме контроля снизу и сверху ССУ, требует управления со стороны более высоких сфер стратегического управления (6,7,4,8) – постоянно избираемыми советами ученых (6), законодательной властью (7), правящей идеологией (4) и философским мировоззрением (8). К сожалению, в наше время - узурпации власти бюрократией, ни одна из форм контроля над ней не работает (в новой России бюрократия добилась отмены государственной идеологии в самой конституции, с философией, как и с контролем снизу, она перестала считаться еще при Сталине). Совершенно очевидно, что важные для общества политические решения в сфере госвласти (изменение формы власти, курса развития страны, выборной системы, конституции и др.) должны приниматься расширенной формой законодательной власти (парламента, совета ученых, идеологов, философов), а не органами БСУ, или отдельными политиками (как это произошло в Беловежской пуще, поэтому, современную власть, унаследовавшую свою власть от Б.Ельцина, юридически можно считать не лигитимной).

  Об опасности системы власти предупреждали все древние эзотерические учения. Так Блаватская, пересказывая высказывания древних учений, пишет о том, что церковная догма и светская власть «всегда были проклятием человечества»: “Догма и власть всегда были проклятием человечества, великими гасителями света и истины … всеобщего установления посредством всех существующих общественных и так называемых религиозных институтов узурпированной власти … вытеснившей и затемнившей единственную настоящую, максимальную власть – присущий дух истины … Философы были учеными, и философия была действительной наукой – а не пустословием, как теперь … «Мудрость Любви» или Философия, означала влечение и любовь ко всему сокрытому под объективными феноменами и также познавание его “[13].

  Современный автор, исследуя две ветви православия, считая политику источником зла,  объясняет причину сокрытия знаний древними учеными, подтверждает выводы Блаватской (на генодреве Рис 1/47 нами показана связь сферы политики с материальным началом или злом): «почему наши предки решили пользоваться, именно, тайнописью?... перед ними стояла очень требовательная проблема … зла. Вот ее краткая суть. Во всякую эпоху к власти может прийти политик, имеющий намерение переписать историю в свою пользу (последнее переписывание и уничтожение прошлых знаний в России осуществляет либеральная власть криминально-олигархической бюрократии,- Е.А.). А значит – примется уничтожить неугодные ему книги, священные предметы и даже храмы. Как можно в условиях такой опасности передавать истину – ценнейшее наследие веков – будущим поколениям? Решение существует. Его подсказывает наблюдение, что политики, как правило, не замечают многоуровневости  нашего бытия. Потому что их жизнь проходит, по преимуществу, лишь в одном его измерении: поверхность, открытый текст. Поэтому очередной переписыватель истории будет уничтожать лишь такие носители информации, на которых она сияет открыто. А тайнопись имеет надежду выжить в первоначальном виде и представляет собой, тем самым, надежную связующую нить эпох» [14].

  В наше время знание, наоборот, должно предохранять общество от невежества политиков и  идеологов. Но их невежество основано на незыблемых догмах философии и правящей идеологии. Самая опасная ложь – обездвиженная истина, превращенная в догму, отрицающую синтез нового и старого. Догмы, ученые звания нужны научной бюрократии для сохранения своего статуса, а не поиска истины. Большинство современных философов материалистов-догматиков Блаватскую и других философов древности не читают, или, поверхностно читая, не понимают. Лаоцзы говорил «Умные не бывают учены; ученые не бывают умны… Будь способен знать начало и путь древности, и это знание позволит тебе увидеть путеводную нить, ведущую к сегодняшнему дню».

  Метод генодрева ФТС – единство не только системного синтеза и анализа в познании, но и двух систем иерархий: горизонтальной (1-2-4-8-…) и вертикальной (1-2, 1-2,3-4; 1-5,2-6,3-7,4-8 и т.д.), отражающий циклическо-спиральный процесс развития, не противоречит древним эзотерическим и современным знаниям. На логическо-методологической системе генодрев взаимосвязанных категорий, принципов развития, сфер общества (Рис 1/47) и развития норм морали и идеологий общества (в [2] см. Рис 101) и др. прослеживается их дуалистическое, возвратно-поступательное развитие в процессах эволюции, основанное на премствености  прошлого опыта, синтезе нового и старого. На генодреве логики развития морали и идеологий показаны не только взаимосвязи в развитии морали и идеологии, но и иерархия уровней развития морали в идеологиях от феодализма до капитализма, социализма и высоко-духовного свободно-демократического коммунистического общества будущего.

  Пора, наконец, всем философам, идеологам, политикам и власть имущим осознать, что любые новейшие теории, основанные на отрицании единства и взаимодействия: двух видов иерарахии,  теории и практики, духовных и материальных сфер общества, и уважительного отношения к прошлому, опыту (философскому, социальному, и др.), синтезу нового и старого не только не эффективны, но и вредны для прогрессивной эволюции общества, государства.

  Приложение: Рис  1 (в [2] Рис 47).

 Список литературы:

 1.  Бондаренко Н.И. Методология системного подхода к решению проблем. СПб. УЭФ. 1997, с               93-94. 

2. Антонович Е.Н. Третий путь развития философии и общества. ч. 1. ФТС. СПб. Деан. 2007, 543с.

3. Антонович Е.Н. ФТС как теория и методология познания процессов действительности.  ж. Общество. Среда. Развитие. № 3- 2008.

4.  Успенский П.Д. Новая модель Вселенной. СПб. Изд. Чернышева. 1993, с 435-437.

5.  Вильгельм Рихард … Понимание «И ЦЗИН»: сборник. М. Алетейя. 2003, с 13.

6.  Лукьянов А.Е.Дао  Книги Перемен. М. ИНСАН. 1993, с 72-73.

7. История китайской философии. под общ. ред. Титаренко М.Л. М. Прогресс. 1989, с 336-342.

8.  Петров Н.В. Живой космос. СПб. Береста. 2011, с 27.

9.  Гладков Б.В. Категории мировоззрения как метод познания. СПб. СуперПлюс,1993,с 6-16.

10. Смирнов В.С. Золотое сечение – основа математики и физики будущего. СПб. ИПТ. 2002, с 80, 89,

11. Коренблит С.Э. О неизбежности возникновения и краха монотеизма с точки зрения статистической термодинамики. Статья в Интернете (http://www.physder.isi.ru/sost/teor_ phi/korend/TDSPh/religiya.htm).

12.  Шмаков В.  Основы пневматологии. К. София. 1994, с 144-145.

13.  Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.3. Новосибирск. Наука.1993, с 116,236.

14. Логинов Д. Конец четырехвекового заблуждения человечества о Христе. М. Альва-1, 2008, с 90-91.