Антонович Е.Н.
СИСТЕМНЫЙ
СИНТЕЗ ПОЗНАНИЯ – ПУТЬ ВЫХОДА ОБЩЕСТВА ИЗ ТУПИКА ГЛОБАЛИЗМА
При построении теорий наука
и философия использует различные методы (принципы) познания (анализа, синтеза и
др.), логики (как правило, противоречащие друг другу): формальная,
математическая, диалектическая, индукции, дедукции (аксиоматический, генетический
методы). В структуре философского метода, как и знания
вообще, близкие понятия принципа и аксиомы занимают исходное место,
определяющее не только само содержание, но истинность той или иной философии,
учения, науки. Множество различных философий и наук в поиске истины, базируются
на свои узкие системы принципов, аксиом. Они во многом противоречат друг другу
т.к., в основном, построены на искусственных системах, опирающихся на
расплывчатые критерии и интуицию ученых. Борьба крайних идеологий либерализма и
марксизма, построенных на
односторонностях философий идеализма и диалектического материализма (ДМ) привела
человечество к победе утилитарного мирового глобализма США - духовно-нравственному
кризису выживания. Очевидно, что отсутствие исходной системы принципов-аксиом,
единой для всех философий и наук, затрудняет не только поиск истины, единого
знания, но и сам процесс эволюции человечества.
Предлагаемый нами в философии триединого синтеза (ФТС) универсальный метод
единства логически взаимосвязанных противоположностей - генодрева
ФТС [1] способен объединить в единое системное целое все принципы развития в
поиске единого знания (философии) и стать альтернативной глобализму стратегией
развития общества, как в России, так и в
мире.
Мы считаем, что в философии истина – единство
(синтез противоположностей) теории и практики. Так как теория
– идеальна (идеализм), а практика – материальна (материализм), то можно
сказать, что истину в познании, аксиоматике следует искать в единстве (синтезе)
аксиом (принципов) идеализма и материализма. Диалектическая логика системы дополняющих друг друга
противоположностей ФТС – развитие идей древнекитайской многоуровневой логики ИЦЗИНа в универсальное, системное единство и логическое взаимодействие
многоуровневых противоположностей: системного синтеза – анализа, тезиса –
антитезиса и триады (синтеза-тезиса-антитезиса). ФТС, соединяя в единое целое
идеальное и материальное, не отрицает материализм и идеализм, а развивает их в
более совершенное единство – триединый системный синтез: синтез единства,
синтез тезиса и антитезиса (подробнее см. только в [1,2] Рис34 или Рис 1).
На структуре генодрева
диалектических принципов познания (Рис 49), основанного на аксиоме целостности
(двуединства) мира (универсальном принципе, известном
во всех древних философиях), показаны
взаимосвязи и отношения всех принципов между собой.
1.1. Аксиома целостности (единства) двойственного мира:
духа и материи (тезиса и антитезиса) и всеобщей взаимосвязи явлений (объектов),
всего со всем, равнозначности процессов анализа и синтеза, единства и борьбы
противоположностей – исходный принцип дуалистического монизма, органично
включающий в себя и принцип дополнительности. Иначе можно сказать, что сознание,
дух и материя (тезис и антитезис) – это две стороны единой реальности, которые
образуют диалектическое противоречие, где обе стороны единого целого
одновременно едины и противоречивы (стремятся к целостности, единству, синтезу
и разделению, борьбе, развитию, анализу). Если в процессе развития возникает
одна противоположность, то неизбежна – другая, дополняющая до целого (принцип
дополнительности), они раздельно не существуют.
Следствия
аксиомы: 1. Окружающий нас мир – динамическое равновесие двух, дополняющих друг
друга начал, отражающее принцип диалектического монизма, единства дуальных
противоположностей: духа, сознания и материи (идеального и материального начал),
причины и следствия, общественного и индивидуального и т.д.
2. Все материальные и идеальные объекты, составляющие
подвижное (диалектическое) единство (наглядно отраженного в идее китайской
монады, ранее известной в Ригведах древних славян),
не только дополняют друг друга, но и находятся во взаимной связи, взаимодействуя
друг с другом (в универсальных процессах развития, познания).
3.
Взаимодействие идеальных и материальных объектов, понятий (духа и материи)
осуществляется через категории движения, изменения, развития (подробнее см.
только в [1] Рис 65), которое в равной мере свойственны не только материальному, но и духовному
началу (сознанию).
4. Условие
развития (движения, изменения) – разность потенциалов тезиса и антитезиса (духа
и материи, энергии и движения и т.д.). Активизация одного из начал приводит к
двум направлениям развития: эволюции (приоритеты духовного, общественного
начала) и инволюции (приоритеты материального, индивидуального начала).
5. Развитие
(движение, изменение) дискретно (в форме объектов и полей), ступенчато и
иерархично, циклично и плавно, одновременно происходит в четырех направлениях
(синтеза и анализа, тезиса и антитезиса), в объемном плане составляя
расширяющийся и сужающийся конус (или два тора).
6. Ступенчатые процессы развития имеют одностороннюю
направленность (во времени): от целого к части, многому (по иерархии уровней:
1-2-4-… системного анализа генодрева ФТС). Двойственность
процесса познания требует обратного движения сознания от системного анализа к
системному синтезу (…4-2-1, уровням генодрева).
7. Цикличность движения, развития неизбежно рождает не
только мировой кругооборот излучения (поля) и вещества, но и превращение одного
в другое.
8. Из-за
незавершенности данной стадии и бесконечности циклов развития мира следует подтвердить
кантовский вывод, что мир одновременно имеет начало во времени и ограничен в
пространстве (тезис) и не имеет начала во времени и границ в пространстве
(антитезис), бесконечен во времени и пространстве.
Исходя из
аксиомы целостности мира, принципа дуалистического (диалектического) монизма и
универсальной иерархии структуры генодрева следуют
взаимосвязанные принципы развития, познания (отчасти известные в ДМ и др.
науках):
1.2. Принцип генетической, иерархической взаимосвязи
первичных противоположностей тезиса и антитезиса (дающий начало процессам
развития при ассиметрии, активизации одного из начал).
1.3. Принцип двойственности направлений процесса развития
(эволюции и инволюции).
1.4. Принцип множественности и цикличности процессов
развития.
1.5. Принцип отмирания старого, разрушения (инволюции
материального начала).
1.6. Принцип восприятия, рождения нового, новых форм
материи-сознания (эволюции материального начала).
1.7. Принцип преемственности в развитии, сохранения
старого в новом (догматизма, инволюции духовного начала) первичного синтеза.
1.8. Принцип создания нового (высшего) уровня единства
(синтеза духовного начала).
1.9. Принцип общего циклического эволютивно-инволютивного
развития, направляемого критерием общественного развития–
уровнем норм морали (единства синтеза и анализа).
В системно-методологическом
плане мы выделяем следующие взаимосвязанные
структурой генодрева ФТС, принципы системности: целостности,
взаимосвязи всего со всем, требующий приоритета синтеза над анализом логика
И-И); двойственности,
деления (анализа) целого на парные противоположности (тезиса и антитезиса: духа,
сознания и материи и др.), отражающий логику ИЛИ-ИЛИ, который на втором их
уровне, разделяется на генетически взаимосвязанных принципы: - структурности
(выражающий одномерную логику познания, измерения, классификации элементов или
одномерного синтеза системы); - иерархичности или целеполагания (отражающий
логику аналогии: как вверху, так и внизу); первичного анализа;
вертикального синтеза и анализа; системного
анализа; системного синтеза.
При этом первые два
принципа: целостности (Тай цзи, единство) и
двойственности (Ян и Инь, Дух и Материя) следует отнести к онтологическим
принципам, остальные – к гносеологическим. В целостном познании
(единство онтологии и гносеологии) процесс мышления должен идти попеременно в
двух направлениях (анализа и синтеза): от 1-го к 6-му принципу и обратно к 1-му
(где нечетные принципы отражают процессы – синтеза, четные – анализа).
Анализ –
разделение целого на противоположности, части. Системный анализ – разделение
целого на системно взаимосвязанные противоположности (в современных философиях,
и отчасти науках он происходит, формально, как правило, без конкретизации
направлений, системных взаимосвязей и отношений сторон).
Системный
анализ в ФТС – принцип разделения целого на системно-логически
взаимосвязанные противоположности тезиса и антитезиса, ступенчато ведущие
мышление от общего к частному, отражающий диалектику процессов развития,
познания (по 1-2-4-…уровням генодрева). Например,
системный анализ генодрева Рис 47 показывает, что
власть общества на первом уровне противоположностей следует разделять на 2-е
сферы: духовную и светскую, отражающую: духовно-общественное и материальное воспроизводство условий жизни.
Синтез – соединение частей
(противоположностей) в единое целое (где происходит соединение, формальное
снятие противоположностей: количественных или качественных сторон вещей,
явлений; например, поиск общего знаменателя в математике). Системный синтез –
соединение различных уровней противоположностей (частей целого) в единое, взаимосвязанное системное целое (в
современной философии, науке нет понятия системного синтеза, формальное снятие
противоположностей не преодолено, т.к. нет четкого понимания
направленности и логики взаимосвязей
целого, его уровней и частей в процессах развития).
Системный синтез в ФТС –
принцип создания качественно нового уровня единства и глубины знаний, дополняющей
друг друга логики ступенчатого движения системы множества противоположностей к
единству (тезис – антитезис - синтез), ведущий мышление от частного к общему,
отражающий направление процесса развития, познания (от анализа к синтезу) и
взаимосвязи частей на каждом из последовательно взаимодействующих уровней генодрева (…4-2-1). Системный синтез включает синтез
по: уровням глубины генодрева и по вертикали каждого
уровня.
Рассматривая современное
общество как целостную и сложную систему, с позиций системного синтеза, в двух
противоположных по характеру процессах развития: борьба за власть, приход к
власти – реальная политика, приходится удивляться философской некомпетентности
политиков, шарахающихся от одной крайности к другой, тормозящих процессы его
эволюции. Большевики, придя к власти, отказавшись почти во всем от всего
старого, введя в новую власть систему самоуправления и контроля снизу (Советы,
РАБКРИН) вынуждены были временно сохранить элементы старой царской бюрократии. Но
И. Сталин, введя в 1929 г. принцип единоначалия, тормозящий инициативу снизу, дал
свободу развития бюрократии, которая, без контроля снизу, узурпировав власть, в
свою очередь, дала начало развития процессов инволюции, роста коррупции и др., в
итоге приведших к отрицанию, изменению самой формы власти. Либерал-демократы
в 1991-93гг, придя к власти, отказавшись полностью от всего старого, вместо
синтеза нового и старого, отменив даже саму идеологию, вернули к идеологической
власти даже залежалое старое – религию, но эта замена не сумевшая остановить ни
роста коррупции, ни духовной деградации власти и общества, ведет общество
только к тупику, дальнейшему развалу страны и отсталости в развитии. Диалектически
процесс развития общества на генодреве можно
представить в виде 2-х циклов (революционного и эволюционного) и 4-х этапов
(соответствующих принципам развития на Рис 49): 1) борьбы (мирной или
вооруженной) за власть (борьбы нового и старого); 2) прихода
к власти (восприятия нового, получения свободы развития), революционный цикл
должен продолжаться эволюционным принципом преемственности в развитии,
заключающемся: 3) изменения системы власти на основе принципа синтеза нового и
старого (В. Ленин гениально предугадал, что этот синтез нового и старого для
власти состоит в развитии широкой системы самоуправления, участии всех в
управлении государством); 4) чтобы новое со временем не превратилось в застой,
догмы нового старого этот процесс изменений, на основе диалектического принципа
системного синтеза, должен всегда продолжаться на новом уровне знания; а это
возможно только при развитии сознания индивида, раскрепощении инициативы снизу,
создании широкой системы самоуправления сверху до
низу.
Более глубоко
процессы синтеза можно показать на генодреве
взаимосвязи сфер общества в процессах системного развития (Рис 47), где
важнейшей сферой общества, от которой зависит его эволюция, является сфера госвласти, заключающаяся в единстве законодательной и
исполнительной власти, при приоритете власти народа, системы самоуправления
(ССУ) над бюрократией (БСУ). Анализ 3-го уровня противоположностей генодрева Рис 47, показывает, что синтез сфер философии
(мировоззрения) и идеологии (религии) ведет к их
единству–философско-идеологической власти. Вертикальный синтез 2-го уровня
противоположностей генодрева Рис 49, показывает, что
первичным синтезом (снятием) этого уровня является – принцип преемственности
(синтеза нового и старого), на генодреве Рис 47 – им
является сфера культуры общества (снимающая противоречие сфер: экономики – госвласти). На
третьем уровне противоположностей генодрева Рис 47
снятие противоречий двух вертикальных сфер в процессе эволюции общества
осуществляется третьей сферой (синтезирующей): 1-5 (2), 2-6 (3), 3-7 (4), т.е.
сферами: образа жизни, БСУ, идеологии. В процессе эволюции общества противоречия
сфер: экономики – политики должно сниматься ростом уровня культуры образа
жизни; образа жизни – системы воспитания, образования – единством
нравственности и компетентности ответственных лиц БСУ; БСУ – ССУ – уровнем
нравственности идеологии. В СССР эти
требования эволюции не были известны ни ДМ, ни идеологии коммунизма, и поэтому
строго не выполнялись на всех уровнях (например, в образе жизни вместо роста
уровня культуры стихийно росло пьянство в быту и на работе). Именно поэтому
начавшаяся в СССР инволюция общества, сегодня в России, которая вообще не имеет
нравственной идеологии, завершается ускоренной его деградацией и углублением
кризиса (более подробно об этом см. [1]).
В свою очередь
систему в философском плане необходимо рассматривать как совокупность
генетически взаимосвязанных понятий,
противоположностей (уровней и элементов генодрева
классификации понятий и связей
философской системы):
1. (0-й
уровень противоположностей) – система, единство, целостность, синтез
взаимосвязанных противоположностей, понятий, принцип генологии
– древнейшего монистического учения о Едином (Генология дает
понимание связей и взаимодействия элементов системы в процессах развития,
познания).
2. (1-й уровень противоположностей) – уровень дуальных отношений противоположностей,
рождающих генетическое противоречие, ведущий их к развитию двух крайних
состояний: 1) сущности вещи, духовному,
внутреннему, субъекту, причине, тезису (понятию ноумена древних); 2) явлению,
материальному, внешнему, объекту, следствию, антитезису (понятию феномена
древних).
3. (2-й уровень противоположностей) – 4-х основных взаимосвязанных
системных понятий целого: 1) цели (идея, теория) развития; 2) функции,
отношения, взаимосвязи, связи (горизонтальные, вертикальные, …) в процессах
развития; 3) структура (законы связи явлений и целей системы); 4)
взаимодействие (движение, развитие системы).
Т.о., системе в общефилософском смысле (познании) можно
дать такие краткие определения. Система – единство
взаимодействующих противоположных понятий (элементов познания: синтеза и
анализа, тезиса и антитезиса: духа и материи, причины и следствия, теории и
практики и др.), ведущих процесс
познания (развития) от синтеза (единства противоположностей) к анализу (разделению,
борьбе противоположностей) и наоборот. Система –
многоуровневая совокупность взаимосвязанных дуальных противоположностей
(понятий познания: синтез – анализ, тезис - антитезис), способная ставить цели
познания (познавать окружающий мир), выявлять взаимосвязи, структуру и процесс
взаимодействия противоположностей, развития противоречий.
ФТС – философия синтеза материализма и идеализма на основе
восстановления универсального первопринципа единства духа и материи, на котором были
основаны все древние философии Дао, ИЦЗИН (Китая), Вед (России, Индии) и др.. Мы
считаем, что ФТС, как учение о генологии единого, где
древнее понятие единого исследуются универсальным методом генодрева,
может иметь широкое использование в процессах развития, познания. Мы
предлагаем в философии, придав понятию единого статус аксиомы, признать приоритет системного синтеза в
познании.
Ниже мы на основе системного анализа и синтеза проблем глобализации, покажем, к каким результатам, на основе выводов либеральных ученых, может придти развитие человечества.
Большинство исследователей (как российских, так и зарубежных) проблем глобализации, разделяя их на экономические, политические, социальные и др., приходят к выводам, что она проводится в интересах глобальных монополий, за которыми стоят США, и которые средствами либеральной идеологии, манипуляции общественным сознанием через глобальные СМИ, «оранжевые» революции и др. добиваются превращения многополярного мира в однополярный.
Но, оказывается, среди известных российских ученых есть и ярые защитники глобализации мира по-американски, использующие для обоснования своей позиции принципы новой науки - синергетики. Мы предлагаем читателям, используя предлагаемый нами метод генодрева, самим оценить, что есть в этом: научная некомпетентность или сознательное искажение истины.
Авторы монографии, претендуя на
систематический анализ процессов глобализации, начинают его с утверждения
приоритетности либерального идеала: “Смена идеалов с синергетической точки
зрения принимает форму вечного круговорота идеалов, абсолютирующих
порядок (тоталитарные идеалы), и идеалов, абсолютирующих
хаос (анархистские идеалы). При поверхностном … подходе создается впечатление,
что история вращается в порочном круге между тоталитаризмом и анархизмом, делая
акцент то на одном, то на другом, и ни как не может выйти из этого круга. Указанный круг хорошо описан Бальзаком в «Человеческой комедии» … с
точки зрения синергетического критерия прогресса подобный порочный круг
является своеобразным проявлением в истории закона дифференциации и интеграции
идеалов, а именно: взаимоотношения между экстремистскими идеалами,
абсолютизирующими или порядок (тоталитарные идеалы) или свободу (анархистские
идеалы), и оптималистскими («центристскими») идеалами
… (либеральные идеалы различного толка) … при более глубоком анализе
выясняется, что описанный выше круг является иллюзорным, будучи лишь
приближенным фрагментом описанной выше диалектической идеологической спирали
(Рис 5, нижняя схема)”[3].
Авторы монографии, отрицая
все предшествующие социальные знания, включая ДМ, завершают свои «поверхностные» доказательства
Рисунком (№6), где в декартовых координатах по вертикали показан культ порядка
(тоталитарные идеалы, без различения их противоположностей), по горизонтали –
культ свободы, анархистский идеал (замалчивая тот факт, что современной истории
нет государств, носителей идей чистой свободы – анархии), произвольно поместив
в «золотую середину» координат сразу три либеральных идеала. Авторы, не
задумываясь, используют новые научные термины и открывают новые законы. Но «иллюзии»
авторов с научными степенями (видимо
забывших элементарные правила геометрии) настолько велики, что в линейных
взаимосвязях 5-и прямых линий в системе прямоугольных координат им мерещатся
круги. Внизу рис 5 (Эффект Икара … в прямоугольных координатах), они показали
даже не спираль, а линейную зависимость: идеал 1 – идеал 2 – идеал 3.
Оригинально-поверхностно
авторы рассматривают процесс «научно-зримого» доказательства взаимодействия
идеалов и ценностей: “На Рис 7 приведена упрощенная картина взаимодействия
идеалов и ценностей, описывающая реальную закономерность самоорганизации
культуры (на рис исходный идеал 1 под воздействием ценности 1 расщепляется на
два, чтобы потом соединиться в новом идеале 2,- Е.А.)… Здесь спинозовская causa sui (причина
самой себя) становится почти что зримой и осязаемой. На Рис 7. Видно, что именно реализация монолитного идеала способствует
расщеплению его на «еретические» идеалы, а реализация этих «еретических
идеалов, в свою очередь, способствует формированию нового монолитного идеала
(видимо, либерального,- Е.А.) … именно закон самоорганизации социальных
идеалов, т.е. закон дифференциации и интеграции идеалов, который висит как домоклов меч над всеми социальными устремлениями, объясняет
нам, почему именно периодическая смена идеалов и обуславливаемая ею переоценка ценностей являются исторически необходимым процессом …
Утрата веры в идеалы и ценности приводит к полной бездуховности
(внутреннее содержание этого «закона», - самого процесса развития, кроме
принципа смены монизма плюрализмом, и злопыхательств относительно судьбы
Мавзолея Ленина, авторы так и не смогли раскрыть,- Е.А.)”[4].
Экстравагантен принцип «научной» аналогии, на
основе которого, авторы пришли к пониманию процесса возникновения хаоса в
обществе: “Кризис творческой деятельности обычно выражается в появлении
духовного хаоса в психике творческой личности … утрачивается доминирующий
творческий ориентир и начинается «метание» между разными ориентирами,
«беспорядочное перескакивание» … Когда такой хаос охватывает множество людей,
внешний наблюдатель становится свидетелем хаотизации … целого социума … хаотизация деятельности как … естественного
предела новаций. … (далее
рассматривая в гносеологическом плане формы антинаучной деятельности, авторы,
видимо, после экстаза духовного хаоса, приходят к выводам, что опыт не является
критерием истины) Первым, кто поставил под сомнение роль опыта как критерия
истины, был Поппер. В своей книге «Логика научного открытия» (1934) он противопоставил
принцип верификации принципу фальсификации. Согласно последнему теорию нельзя
надежно подтвердить экспериментом, но можно опровергнуть. Отсюда следовало, что
теоретическая гипотеза в результате сопоставления с опытом не может
превратиться в истинную теорию, но может оказаться ложной теорией”[5].
Очевидно, утрирование
авторами аналогии (тезиса – антитезиса вне целостной системы понятий): духовный хаос творческой личности – хаос
общественный, приводит не только к отрицанию практики, как критерия истины, но
и «научному» обоснованию принципа манипуляции (этот принцип переноса хаоса, с
использованием интернета, положен в основу манипуляции сознанием индивида),
который при дополнении психотехниками воздействия на толпу, применяется идеологами
либерализизма (США) в «оранжевых» революциях.
Во второй главе монографии авторы, отрицая диалектику (Гегеля,
Маркса и др.) истории, «исследуют», с помощью старых философских понятий и новых
терминов синергетики, сущность глобализации в свете синергетического историзма,
разделив земной шар на квадраты «гигантской шахматной сферы, в которых общество
находится или в состоянии некоторого порядка или хаоса»: «чередование порядка и
хаоса имеет место не только в онтологическом, но и в гносеологическом и
аксиологическом уровне. Поэтому нет никакого сомнения
в том, что чередование институционального порядка и хаоса тесно связано с
чередованием идеологического порядка и хаоса. Главная трудность, однако,
состоит в том, чтобы понять конкретный механизм этой связи. Здесь возникает
очень сложное и тонкое взаимодействие, без понимания которого смысл локальной
самоорганизации остается китайской грамотой за семью печатями» [6].
Околонаучное манипулирование терминами первого
уровня противоположностей из разных научных систем (либерализма и синергетики, без
построения систем противоположностей), не привело авторов к пониманию сущности
взаимосвязи сфер общества в процессах развития, для них это взаимодействие так
и осталось китайской грамотой. Ранее, при обосновании системного синтеза, мы
приводили в качестве примера генодрево Рис 47, показывающее
механизм взаимодействия сфер общества в процессах развития (более подробно см. [1]).
Данный ранее нами анализ взаимодействия сфер общества и целей
развития [2] следует дополнить важными деталями (конкретизизовать):
реальных результатов (в 4-й сфере: экономике и политике) можно достигнуть
только при наличии и системной взаимосвязи 3-х предшествующих последовательно
взаимодействующих элементов процесса развития,- сфер общества: 1) наличии целостной
духовно-нравственной идеи, на основе которой разрабатывается научная программа
или иначе социальный проект (цели) развития – развитой сферы философии,
идеологии; 2) цели развития через сферу культуры, систему воспитания и образования
доводятся до исполнителей: масс тружеников, субъектов (в СССР эту функцию
выполняли и партийные идеологи, комиссары, целью повседневной работы которых
было раскрепощение деловой инициативы снизу; в сегодняшней России есть только
попы и пиарщики, не способные решать реальные проблемы); 3) средство достижения
целей – сфера системы управления: единство БСУ и ССУ (где широкая система
самоуправления – законодательная власть народа должна иметь приоритет, без
которого самовластие бюрократии ведет не только к коррупции, сколько к кризису
самой системы управления - утере возможности достижения цели). Что и случилось
в СССР (с целью построения коммунизма через 20 лет), сейчас это происходит в
России, когда за заявленным лозунгом «новой»
перестройки – инновациями ничего нет (ни идеологии, ни целей способных увлечь
массы, ни средств их достижения), кроме
амбиций власть имущих, не знающих как сохранить свою власть.
Чрезмерная самоорганизация, как и догматизация социальных идеалов, научных, философских
теорий, без управляющего воздействия свободы мышления и научных принципов,
методов, приведет с одной стороны к творческому хаосу и неуправляемому
плюрализму мнений, с другой - к творческому застою и научно-бюрократическому
тупику в познании. Крайности всегда и во всем, включая познание, наносили вред
прогрессу.
Поппер, используя в познании только логику
разделения (или-или), манипулируя термином демаркации, в противоречивом
принципе фальсификации, отрицая критерий истинности, провел научные границы в
познании между наукой и лженаукой, метафизикой. Это привело к тому, что ряд
наук: история, философия, включая и ненавистный ему марксизм
оказались за бортом науки, а все его оппоненты: К.Маркс, Гегель, Платон, судя по
его политизированной работе «Открытое общество и его враги», стали, т.о., лжеучеными. Сегодня большинство ученых
начинают понимать ошибочность разделения знаний (на науку и лженауку) и
приходят к пониманию необходимости создания науки, основанной на единых,
универсальных принципах, синтезе старого и нового, древнего и современного
знания, основанного на логике синтеза (логике «И-И», -
все во всем).
Мы, не отвергая критерий истины в познании
(единство теории и практики), предлагаем, на основе метода генодрева
ФТС – логики «И-И», его расширение и углубление,
снимающее противоречия в развитии. Исходным условием
прогресса познания является принятие принципа единства всех видов знания,
логики единства (системного) синтеза - логики «И-И» и анализа - логики «ИЛИ-ИЛИ»
(более подробно сущность метода генодрева ФТС нами
дана на Рис 34, где объединяются все виды логик: синтеза и анализа; опыта,
аналогии, индукции и дедукции или иначе: измерений и представлений, логических
понятий и идей). Необходимое условие прогресса знания – разработка
универсально-философского метода познания, способного соединить единое целое
все виды знания. Достаточное условие – разработка, на основе универсального
метода, методов специальных наук, соблюдающих требования единства теории и
практики.
Только придав понятию единого статус аксиомы, и признав
универсальную методологию системного синтеза (генодрева
ФТС, синтезирующего в единое целое древние и современные знания, раскрывающего
механизм развития сложных систем), философия может вернуть себе не только
статус первонауки в познании, но и в изменении
окружающего мира – указать реальные пути выхода не только России, но и
человечества из глобального социально-экономического тупика безнравственной
либеральной политики США. Политика мирового глобального господства США –
путь к 3-й мировой войне и гибели цивилизации в глобальном кризисе, который уже
реально проявляется не только в гибнущей экологии, но и в кризисном нарастании духовно-нравственных
и социально-экономических проблем выживания.
Приложение: Рис 34, 47, 49.
Литература:
1. Антонович Е.Н. Третий путь развития
философии и общества. ч.1.
ФТС. СПб. Деан.2007, 543 с.
2. Антонович Е.Н. Философия триединого
синтеза как теория и методология познания процессов действительности. научный журнал. «Общество.Среда.Развитие». № 3-
2008.
3. Бранский
В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетический историзм. Синергетическая
теория глобализации. СПб. Политехника. 2004, с80-88.
4. Бранский В.П. …, там же с 122-131.
5. Бранский В.П., … там же, с 159-164.
6. Бранский В.П. … ,там же, с 206.