Антонович Е.Н.
СИНЕРГЕТИКА – МЕТОД ПОЗНАНИЯ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ТРЕБУЮЩИЙ РАЗВИТИЯ
Только со смертью догмы начинается
наука (Г.Галилей)
Умные не бывают учеными. Ученые не бывают
умны (Лао Цзы)
Предлагается метод генодрева философии
триединого синтеза (ФТС) -
динамическая система структурных представлений
которого позволяет
дать более взвешенную
оценку и развитие идей синергетики.
Ключевые слова: система, единство, противоположность, дух, материя,
причина, следствие, анализ, синтез, системный анализ и синтез,
генодрево.
Многие авторы
характеризуют синергетику как науку о: - термодинамике открытых систем вдали от
равновесия; - самоорганизации физических, биологических и социальных систем; -
неустойчивых состояниях, предшествующих катастрофе; - универсальных законах
эволюции в природе и обществе и т.д. Некоторые авторы указывают на ряд
недостатков и ошибок синергетики, утверждая, что она: - ошибочно трактует
принцип причинности и скачков в философии; - неприменима в отношении таких
систем, как общество и т.д. Сильную оппозицию встречает синергетика со стороны
ряда физиков, химиков, биологов, занимающихся автоволновыми процессами и ряда
философов. Серьезные и очень интересные
критические замечания в адрес синергетики принадлежат Кутырову В.А.,
представителю материалистической антропологии. Калмыков Р.Б. утверждая, что
синергетика – двигатель модернизации детерминизма, создает теорию кольцевого
детерминизма: «синергетика продолжает переживать весьма нелегкий, можно даже
сказать, мучительный процесс согласования с текущей философской парадигмой. Об
этом, в частности, свидетельствует острая критика и нападки со стороны
традиционных материалистов. В связи с этим нельзя не согласиться со следующим
утверждением академика Степина: Развитие современной научной картины мира под
влиянием синергетики, в свою очередь, требует определенной модификации ее
философских оснований. Проблемы, которые здесь возникают, связаны с
экспликацией генерированного синергетикой нового содержания категорий
причинности, пространства и времени, части и целого, случайности, возможности,
необходимости и т.п. … В воздухе буквально витает идея модернизация
детерминизма в соответствии с требованиями синергетики. … разработанная автором
теория кольцевого (вихревого) детерминизма призвана актуально дополнить
традиционную теорию прямолинейного детерминизма … вооружить ее действенным
инструментом более адекватной интерпретации множества наблюдаемых феноменов,
величин и понятий. Суть теории состоит в предположении наличия в недрах каждого
отдельного устойчивого природного образования, состоящего из согласованно
функционирующих звеньев и элементов, особого детерминирующего начала, своего
рода вихря, воздействие которого на само природное образование осуществляется
циклически-возобновляемо вдоль замкнутого детерминирующего контура. Простейшим
вариантом замкнутого контура является кольцо»[1].
Такой системной
модификацией оснований философии, в большей степени, отвечающей принципам
синергетики, чем кольцевой детерминизм, является новый метод познания, развития
– генодрево ФТС (подробнее ниже).
Но, несмотря
на существенные недостатки и незаконченность синергетики, как науки, она уже
настойчиво внедряется в сознание человека, преподается в ВУЗах, используется в
практике работы систем управления. Об
этом говорит ряд работ. Так, например, Касперович Г.И., отмечая, что
«синергетический образ … нелинейного мышления, приобретает все возрастающее
значение не только в научном исследовании, но и в системе высшего и среднего
образования; не только как предмет, но и как метод учения и обучения», делая
выводы, что «он может стать основой для
принятия обоснованных решений и предсказаний в условиях
неопределенности, кризисных ситуациях и трансформациях общественных структур», утверждает:
“Синергетическая парадигма может успешно служить для моделирования многих
процессов социальной жизни – демографических, геополитических,
социально-экономических, политико-управленческих и др. … Концептуальный подход
к изучению синергетики управления предполагает не просто усвоение ее основных
идей и понятий, но и осознание их мировоззренческого и методологического
значения…курс «Синергетические концепции управления» является результатом
междисциплинарного синтеза комплексного…философского и
эволюционно-синергетического подходов к современному управлению”[2].
В России
синергетика, претендуя на универсальность применения, слепо поддерживает и
рыночные (стихийные) механизмы управления: «Природа обеспечивает стабильность
систем, живущих в изменяющейся среде, без четко заданной программы своего
совершенствования … Механизм Рынка сохраняет и дальше свое место в эволюции
биосферы, т.к. нет другого механизма в самоорганизующейся Вселенной» [3}.
Мы пока не
знаем, к чему приведет овладение новой, не проверенной опытом концепцией
управления в Беларуси. Но, несмотря на сложность, противоречивость теории и
непредсказуемость результатов, в России, где синергетика в ВУЗах с начала 90-х
стала модной заменой диалектическому материализму (ДМ), ее внедрение в практику
трансформации систем управления, на основе рыночных механизмов разукрупнения,
уже привело не только к численному росту (в разы) бюрократии, дефициту бюджета,
системному ухудшению управляемости (что в свою очередь привело к росту числа
катастроф), но и тому факту, что по подавляющему количеству показателей уровень
производства в России сегодня еще не достиг (по многим – в десятки раз) уровня
1991 г.
Нашей целью не
является анализ реальных показателей управления и экономики, поэтому мы более
подробно остановимся на осмыслении теоретических положений новой науки
синергетики. Новое должно стоять на плечах старого. Но в синергетике вся эта новизна:
приоритеты случайности, нелинейности, вариативности развития, новой
эволютивности, системности преподноситься ее авторами и соавторами при полном отказе
от принципов предшествующих философий, линейного подхода, старого
эволюционизма, причинности и необходимости, где механизм взаимодействия
элементов, как и в ДМ, не раскрывается: «в основе постнеклассицизма (и
синергетики,- Е.А.) лежит идея глобального эволюционизма – всеединой, нелинейной,
самоизменяющейся, самоорганизующейся системы Вселенной, в недрах которой
возникают и исчезают целостности от физических полей и элементарных частиц до
биосферы и более крупных систем. В это понятие также входит идея нелинейности,
способности оказывать обратное воздействие, вариативность развития мира. Этот
мир состоит не из кирпичиков – элементарных частиц, а из совокупности процессов
– вихрей, волн, турбулентных движений. Этот мир как бы “пузыриться” бесконечно
разнообразными взаимодействующими открытыми системами с обратной связью» [2].
Критика –
двигатель познания и развития науки, поэтому этим способом мы отчасти и
воспользуемся. Наша критика и развитие основных положений синергетики будет
опираться на метод генодрева ФТС, системно объединяющем в единое целое не
только процессы: развития, основанные на единстве материального и идеального,
анализа и синтеза в познании, но и системные принципы, понятия, где новое и
старое – синтез, дающий более расширенное и глубокое понимание содержания понятий,
процессов, основанных на системных взаимосвязях структуры генодрева (см. ниже
Рис 49,65 и др.в[4]). Для понимания существа
критики необходимо ознакомиться с его содержанием.
Структура генодрева
ФТС основана на развитии даосской философской системы ИЦЗИН, где
противоположности Инь и Ян, сходятся в монаде - Тай Цзи или первичном единстве
(которая в свою очередь образована из Беспредельности или хаоса, см. Рис 19). В
дальнейшем это первичное единство, при развитии (делении) на дуальные
противоположности, превращается в системную динамическую многоуровневую множественность
(две монограммы, четыре диаграммы, восемь триграмм и т.д.), раскрывающую содержание
и взаимосвязи двойственных процессов
развития по вертикали и горизонтали. Принцип (динамического) взаимодействия (и
сохранения) противоположностей в ИЦЗИНе (и в ФТС), отрицающего их борьбу до
победы одной из них, соответствует современному пониманию принципа (закона)
дополнительности. ФТС разработана
автором, как диалектическая система дуалистического монизма. В методе генодрева
ФТС принято, что для объективного отражения окружающего двуединого мира
основные философские категории, начиная с духа и материи, причины и следствия,
составляют систему причинно-следственного, стурктурно-логического,
генетического единства динамически взаимосвязанных противоположностей. Универсальный
метод генодрева ФТС может использоваться как в теории познания (см. Рис 49,34),
так и развития открытых социальных систем (см. Рис 47 и др.).
На генодреве
причинно-следственных взаимосвязей основных философских категорий (Рис 65)
показаны различные уровни противоположностей динамических взаимосвязей тезиса и
антитезиса (причины и следствия, духа и материи) по горизонтали: 1-2-4-8-… (где
цикличность взаимосвязей: на 2-м уровне -
кольцевая, на 3-м – спиральная) и вертикали: 0, 1-2, 1-2-3-4, 1-…-8
(полная нумерация вертикальных ступеней 3-го уровня дана на Рис 47 и др.). На
0-м уровне противоположностей генодрева показано исходное единство
противоположностей (логика И-И): причины и следствия (активного и пассивного
начала, Ян и Инь, духа и материи), которое является истинной причиной
взаимодействия (всего со всем). На первом уровне (логика ИЛИ-ИЛИ) -
генетическое взаимодействие дуальных противоположностей (объяснимое принципом
дополнительности): Тезиса (активного начала, сознания, духа, причины) и
Антитезиса (пассивного начала, материи, вещи, следствия) за счет разности
потенциалов (различия) создает условия для их последующего изменения, развития.
При этом, можно предположить, что в свою очередь для: материального начала
(явления, движения, следствия) причиной является энергия; духовного начала
(сущности, причины, пространства) высшей причиной должно быть время, идея. Т.о.
можно сказать, что: высшей причиной возникновения пространства (или простой
причины) является время; для физического времени причиной может быть энергия
времени. На втором уровне противоположностей из духа (причины) и материи
(следствия) образуются взаимосвязи вторичных формообразующих категорий: времени
(идеи) и пространства (понятия, познания), энергии (формы, представления) и
движения (опыта, ощущения).
Нами принято,
что сознание и материя – две равноценные противоположности единого целого (сущности).
Эволюции и инволюция которых создает четыре возможных направления их развития
(см. Рис 66). Сознание первично при эволюции духовного начала (общественной
морали), материя – при инволюции материального (индивидуального) начала. Мы
понимаем эволюцию, как развитие от материального (индивидуального) к духовному
(общественному); инволюцию как обратное движение, что не противоречит
воззрениям древних (у древних, например, инволюция это вхождение духа в
материю). С началом процесса развития (деления целого на дуальные
противоположности) единая сущность сознание-материя (причина-следствие) формирует
структуру 4-х уровневой динамической целостности (время-пространство-энергия-движение),
взаимодействие и взаимосвязи которых, как философские категории и понятия, даны
нами на Рис 65.
Такое
понимание связи первоначал, отлично от ДМ, синергетики, и развивает теорию Эйнштейна,
который считал, что материя определяет и формирует структуру единого 4-х мерного
пространства-времени (на Рис 65 4-е элемента в физических процессах можно
понимать как одно – время, а 3 - направления пространства). В отличие от ДМ и
синергетики, мы понимаем диалектическое развитие как двойственный
многоуровнево-иерархический, циклическо-ступенчатый процесс, в котором развитие
идет одновременно: по горизонтали (анализа – синтеза), количество уровней
которого соответствует числу уровней золотой прогрессии: 1 – 2 – 4 – 8 -… по
вертикали (круговое и спиральное движение), которое происходит на каждом горизонтальном уровне
(на: 2-м – циклическо-круговое: 1-2-3-4, 3-м – спирально-циклическое:
1-5,2-6,3-7,4-8).
Диалектическое
развитие познания по горизонтали (1-2-4-8-…) показывает процесс глубины
развития мышления от синтеза к анализу и
наоборот, отражая диалектическое
единство и взаимосвязь всех основных философий (и соответствующих им
принципов). Диалектическое развитие
можно представить в виде некоей объемной спирали, где познание (развитие) может
идти в двух направлениях: к вершине (синтезу – сходящаяся спираль), к основанию
(анализу – расширяющаяся спираль). Итоговое развитие (познание) в диалектике
ФТС можно представить как триединый синтез (откуда и название ФТС),
образованный единством первичного анализа и синтеза.
Понимание нами
диалектического развития в познании, как последовательно идущего в двух
противоположных направлениях анализа (расширяющейся спирали) и синтеза
(сходящейся спирали), противоречит исходным принципам, как синергетики, так и ДМ,
но примиряет две разные, борющиеся между собой, модели развития в современной
науке.
На генодреве диалектических принципов познания (подробнее см. Рис 49), основанном на единственной аксиоме целостности (двуединстве) мира (исходном универсальном принципе, на котором основан системный подход в ФТС), в отличие от синергетики и ДМ, показаны сами взаимосвязи и отношения всех принципов между собой.
1.1.
Аксиома целостности (единства)
двойственного мира: духа и материи (тезиса и антитезиса) и всеобщей взаимосвязи
явлений (объектов), всего со всем, равнозначности процессов анализа и синтеза,
единства и борьбы противоположностей (иначе – принцип дуалистического монизма).
Иначе можно сказать, что сознание, дух и материя (тезис и антитезис) – это две
стороны единой реальности, которые образуют диалектическое противоречие, где
обе стороны единого целого одновременно едины и противоречивы. Если в процессе
развития возникает одна противоположность, то неизбежна – другая, они раздельно
не существуют.
Следствия
аксиомы: 1. Окружающий нас мир – динамическое равновесие двух начал, отражающее
принцип двойственности (дуализма), дуальных противоположностей: духа (сознания)
и материи, причины и следствия, общественного и индивидуального и т.д.
2. Все материальные и идеальные объекты, составляющие
подвижное единство (которое наглядно отражается в идее китайской монады)
находятся во взаимной связи и взаимодействуют друг с другом (в универсальных
процессах развития, познания).
3.
Взаимодействие идеальных и материальных объектов (духа и материи)
осуществляется через категории движения, изменения, развития (подробнее см. Рис
65), которое в равной мере свойственны
не только материальному, но и духовному началу (сознанию).
4. Условие
развития (движения, изменения) – разность потенциалов духа и материи, энергии и
движения и т.д. (тезиса и антитезиса). Активизация одного из начал приводит к
двум направлениям развития: эволюции (приоритеты духовного, общественного
начала) и инволюции (приоритеты материального, индивидуального начала).
5. Развитие
(движение, изменение) дискретно (в форме объектов и полей), ступенчато и
иерархично, циклично и плавно, одновременно происходит в четырех направлениях
(синтеза и анализа, тезиса и антитезиса).
6. Ступенчатые процессы развития имеют одностороннюю
направленность (во времени): от целого к части, многому (по иерархии уровней: 1-2-4-…
системного анализа генодрева ФТС). Двойственность процесса познания требует
обратного движения сознания от системного анализа к системному синтезу (…4-2-1,
уровням генодрева).
7. Цикличность движения, развития неизбежно рождает не
только мировой кругооборот излучения (поля) и вещества, но и превращение одного
в другое.
8. Из-за
незавершенности данной стадии и бесконечности циклов развития мира следует
сделать кантовский вывод, что мир одновременно имеет начало во времени и
ограничен в пространстве (тезис) и не имеет начала во времени и границ в
пространстве (антитезис), бесконечен во времени и пространстве.
Исходя из
первопринципа, аксиомы целостности мира, универсальной иерархии структуры
генодрева следуют взаимосвязанные системные принципы развития, познания ФТС (Рис
49): 1.2. Принцип дуализма, исходного равенства первичных противоположностей
духа и материи (тезиса и антитезиса). 1.3. Принцип двойственности направлений
развития. 1.4. Принцип множественности и цикличности процессов развития. 1.5. Принцип
отмирания старого, разрушения (инволюции) ожившего. 1.6. Принцип восприятия,
рождения нового, новых форм материи-сознания. 1.7.Принцип преемственности в
развитии, сохранения старого в новом (догматизма, инволюции духовного начала).
1.8. Принцип создания нового (высшего) уровня единства (синтеза, эволюции
духовного начала). 1.9. Принцип общего циклического эволютивно-инволютивного
развития, направляемого критерием общественного развития – уровнем норм морали.
В
системно-методологическом плане мы выделяем следующие взаимосвязанные
структурой генодрева принципы, более глубоко развивающие идеи системности чем в
синергетике и ДМ:
1)
Принцип
целостности, взаимосвязи всего со всем, требующий приоритета синтеза над
анализом (уровень исходного единства системы дуальных противоположностей),
отражающий не только двуединство окружающего мира (логику синтеза И-И), но
и процессов познания: анализа и синтеза,
теории и практики, онтологии и гносеологии.
2)
Принцип
двойственности, дополнительности, деления (анализа) целого на парные
противоположности (Ян и Инь, Дух и Материя и др.), отражающий логику ИЛИ-ИЛИ
(первого уровня: тезиса и антитезиса), который на втором их уровне, разделяется
на 4-е генетически взаимосвязанных по вертикали принципа:
3)
Принцип
структурности.
4)
Принцип
иерархичности или целеполагания.
5)
Принцип
системного анализа и 6) системного синтеза.
При этом, первые два принципа: целостности
(Тай цзи, единство) и двойственности (Ян и Инь, Дух и Материя) следует отнести
к онтологическим принципам, остальные – к гносеологическим.
Мы считаем,
что понятиям: система, принципам: целостности, иерархичности, структурности и
другим необходимо дать более широкие и глубокие определения, отражающие их
универсальные взаимосвязи на генодреве принципов системности.
Целостность –
основной принцип (высший уровень) системности, отражающий единство
двойственного окружающего мира, всеобщей взаимосвязи явлений, системной логики
многоуровневого единства противоположных частей, направлений движения процессов
анализа и синтеза в развитии и познании.
Иерархия –
принцип структурной организации многоуровневых сложных систем, состоящий в
упорядочении взаимодействий и отношений, генетически взаимосвязанных по
горизонтали и вертикали уровней развития (познания), отражающих не только
процессы удвоения геометрической
прогрессии: 1-2-4-8…, которая по горизонтали образует число уровней глубины
развития, по вертикали – число элементов на каждом уровне, но и процессы
эволюции или инволюции, целеполагания, перехода с одного качественного уровня
развития на другой.
Системный
анализ в ФТС – принцип разделения целого на системно взаимосвязанные
противоположности тезиса и антитезиса, ступенчато ведущий развитие, познание от
общего к частному, отражающий диалектику процессов развития, познания (по
1-2-4-…уровням генодрева). Например, системный анализ генодрева Рис 47
показывает, что власть общества на первом уровне противоположностей следует
разделять на 2-е сферы: духовную и светскую, отражающую: духовно-общественное и материальное воспроизводство условий жизни.
Системный
синтез – соединение различных противоположностей (частей целого) в единое многоуровневое
целое. Системный синтез в ФТС – принцип создания качественно нового уровня
глубины процесса развития (познания), единства противоположностей (тезиса и
антитезиса), ступенчато ведущий развитие, познание от частного к общему (от
анализа к синтезу), отражающий целостность познания, на каждом из
последовательно взаимодействующих уровней генодрева (…4-2-1). Системный синтез
включает синтез по: уровням глубины генодрева и по вертикали каждого уровня.
Так, например, синтез 3-го уровня противоположностей генодрева Рис 47,
показывает, что синтез сфер философии (мировоззрения) и идеологии (религии)
ведет к их единству–философско-идеологической власти. Вертикальный синтез 2-го
уровня противоположностей генодрева Рис 49, показывает, что первичным синтезом старого
и нового (снятием) этого уровня является – принцип преемственности (синтеза
нового и старого), на генодреве Рис 47 – им является сфера культуры общества
(снимающая противоречие сфер: экономики – госвласти). В синергетике эволюционные
принципы: изменчивости, отбора и наследственности связаны между собой линейной
зависимостью. На третьем уровне противоположностей генодрева Рис 47 снятие
противоречий двух вертикальных сфер в процессе эволюции общества осуществляется
третьей сферой (синтезирующей): 1-5 (2), 2-6 (3), 3-7 (4), т.е. сферами: образа
жизни, БСУ, идеологии. В процессе эволюции общества противоречия сфер: экономики
– политики должно сниматься ростом уровня культуры образа жизни; образа жизни –
системы воспитания, образования – единством нравственности и компетентности
ответственных лиц БСУ (БСУ и ССУ – уравновешивающие друг друга системы
управления: бюрократии и самоуправления); БСУ – ССУ – уровнем нравственности
идеологии. В СССР эти требования
эволюции не были известны ни ДМ, ни идеологии коммунизма, и поэтому строго не
выполнялись на всех уровнях (например, в образе жизни вместо роста уровня
культуры стихийно росло пьянство в быту и на работе). Именно поэтому начавшаяся
в СССР инволюция общества, сегодня в России, которая вообще не имеет
нравственной идеологии, завершается ускоренной его деградацией и углублением
кризиса (более подробно о взаимосвязях сфер общества в эволюции см. [4]).
Далее на основе системного анализа-синтеза, - метода генодрева ФТС, мы дадим не только взвешенную оценку, но и развитие основным принципам и понятиям, как синергетики, так и ДМ (более подробно о развитии понятий, идей и критике ДМ см. [4]).
Касперович так
описывает основные положения нового понимания эволюции в синергетике, основанные
на отрицании причинности и приоритетах хаоса, случайности, которые предлагается
использовать не только в механике, но и в теории управления сложной системой - обществом:
«Объект синергетики - самоорганизующаяся система … должен обладать …
признаками: Открытость … неравновесность, нелинейность – что выражает
непостоянство, многообразие, неустойчивость, отход от положений равновесия…
Выход из критического состояния скачком … Самоорганизующиеся системы способны
сохранять внутреннюю устойчивость при воздействии внешней среды, они находят
способы самосохранения, чтобы не разрушаться и даже улучшать свою структуру
…Состояние максимальной хаотичности неравновесного процесса называют точкой
бифуркации (от лат. bifurkus – раздвоенный).
… Отрезок эволюционного пути от точки бифуркации до необходимого финала
называют аттрактором (от лат. attrahere – притягиваю). Это значит, что
конечный пункт развертывания нелинейного процесса, или финал, как бы
притягивают к себе, т.е., предопределяют траекторию нелинейного процесса
(движения шарика) от точки бифуркации.
Аттрактор уподобляется некоей воронке, или конусу, который своим
раструбом обращен к зоне ветвления, а своим узким горлышком - к конечному результату. Это значит, что
шарик, находящийся на выпуклой поверхности, может попасть в раструб воронки не
из одной-единственной точки, а из ряда смежных положений зоны ветвления. По
мере движения по аттрактору множество возможных вариантов движения сокращается
и, в конечном счете, процесс с необходимостью завершается единственным
результатом» [2].
Мы считаем, что эволюция такой сложной и открытой системы как общество (как и системы управления) не может основываться на принципах хаоса и случайности в развитии и описываться многовариантным движением шарика с горки. Сегодня этой точки зрения придерживается большинство ученых и философов. Анализ взаимосвязей сфер общества, как сложных систем (могущих быть открытыми или закрытыми) в процессах развития на его модели, - структуре генодрева ФТС (Рис 47) показывает, что эволюция общества (основанная на расширении общественного и индивидуального сознания относительно уровня норм морали) возможна при соблюдении приоритетов духовно-нравственного, общественного начала: мировоззрения и морали. Об этом же говорят все древние философские знания, и философии идеализма, отчасти и ДМ, все, кроме новомодной материалистическо-математической науки - синергетики. На 3-м уровне генодреве ФТС процесс развития (двух исходных сфер: духовной и материальной) - это последовательное циклическое взаимодействие 8-и сфер общества (1-5, 2-6, 3-7, 4-8). Процессы снятия, происходящие на этапах: 5-2, 6-3, 7-4 требуют как наличия в обществе духовно-нравственного мировоззрения, морали, так и вмешательства в процессы управления сфер идеологии, культуры и системы управления (единства систем самоуправления и бюрократии). И только при их отсутствии в обществе, как правило, возникают процессы инволюции, деградации, которые ведут к управляемому хаосу, изменениям в сфере управления. Т.о., хаос возникает не сам по себе, а как результат неправильного, бессистемного управления процессами развития общества (эти идеи во многом подтверждаются не только современными идеологическими теориями, но и мировой практикой развития обществ).
Философы, как ДМ, так и
синергетики любят обосновывать закономерности скачков в развитии примитивной
интерпретацией примера скачкообразного превращения воды в лед: «Скачок – это
крайне нелинейный процесс, при котором малые изменения параметров системы …
вызывают очень сильные изменения состояния системы, ее переход в новое
качество. Например, при снижении температуры воды до определенного значения она
скачком превращается в лед. Около критической точки перехода достаточно
изменить температуру воды (управляющий параметр) на доли градуса, чтобы вызвать
ее практически мгновенное превращение в твердое тело» [2].
Мягких Ю.П. (в
главе критики классической теории развития), приводя непрерывный график,
отражающий процесс развития вещества: лед-вода-пар (процесса смены агрегатных
состояний, как качественных скачков в развитии), делает более глубокие выводы,
поясняющие этот переход внутренними (эволюционными) процессами кристаллизации и
конденсации: “внешний наблюдатель не может заметить процесс превращения объекта
из одного качественного состояния в другое, т.к. изменение объекта при этом не
регистрируется измерительным прибором, т.е. объект в момент превращения не
воздействует или не изменяет своего воздействия на внешнюю среду. Именно этот
пробел в информации и создает впечатление скачкообразного изменения объекта по
отношению к внешнему наблюдателю. Фактически же, в этом «зазоре» между двумя
качественными состояниями вещества происходит его внутренняя перестройка -
конденсация и кристаллизация … Т.о. в критических точках оси температур, т.е. в
«зазоре» между двумя внешними проявлениями объекта (двумя качественными
состояниями вещества), происходит незаметный для внешнего наблюдателя процесс
его внутренней перестройки, заключающийся в развитии внутреннего зародыша
нового облика объекта. Поэтому сама критическая точка не дает определенного
ответа о том, в каком именно агрегатном состоянии находится вещество в данный
момент”[5].
Но, автор,
незнакомый с системным пониманием эволюционного изменения уровней структуры
процесса развития, основанной на единстве духовного и материального начал,
ошибся в том, что таких состояний вещества должно быть три. На самом деле их должно
быть (на втором уровне противоположностей генодрева) четыре. Еще древние
философы, считая вертикальную и
горизонтальную линии креста за духовное и материальное развитие, на этих концах
креста размещали 4-е стихии (рода вещества): огонь – земля и воздух – вода (в разных сочетаниях,
подробнее об этом только в [4] см. Рис 17). На генодреве стихий по Иезекилю
показано, что духовное развитие (начало) имеет противоположности огня (в
современном понятии – плазмы) и земли (твердого вещества, льда), а материальное – воздуха (или пара) и воды. При этом процесс взаимного
превращения вместо 3-х вышеозначенных состояний: лед-вода-пар (или 2-х:
вода-лед у Касперович), образует 4-х значную структурную последовательность:
плазма – пар – вода – лед, а к двум известным переходным (внутренним)
состояниям: кристаллизации и конденсации следует добавить процесс ионизации
вещества, заканчивающийся его дематериализацией, разложением на все более
тонкие и мелкие составные частицы, при температурах в десятки миллионов
градусов. Не в первый раз приходиться убеждаться, что древнее философское
знание несет более глубокое системное содержание, чем положенное в основание
существующих философий и идеологий (современные исследования: теория Дрейка и
др. показывают, что такой кругооборот вещества: плазма – кристаллы вещества – пары воды – вода, как и процессы: дематериализации – ионизации – кристаллизации
– конденсации, происходят во Вселенной).
Используя метод
генодрева ФТС, можно дать философски расширенное системное понимание универсальных
процессов эволюции и инволюции (одинаковых для взаимопревращения видов вещества
и сфер общества), отличное от ДМ и синергетики, отрицающее скачки в развитии. Процессы
инволюции, превращения рассеянных в волновых полях микрочастиц в виды вещества (происходящие
при воздействии первичных полей, подробнее см. только в [4] Рис 6) на втором
уровне противоположностей имеют 4-е ступени (которые отражают плавные
качественные изменения состояния вещества): 1) материализация плазмы (в
вакууме), образование ионов атомов; 2) формирование ионов в атомы (образование газа,
паров воды); 3) конденсация (паров воды, газа), образование жидкости; 4)
кристаллизация жидкости, образование кристаллов (льда, твердого вещества). Процессы
эволюции происходят в обратном порядке (упрощенно, для философов, их можно
представить как: плавление твердого вещества, льда – образование жидкости, воды
– испарение жидкости, образование газа, пара – образование плазмы). Эти 4-х
ступенчатые процессы (инволюции и эволюции) взаимопревращения видов вещества
(фиксируемых на крайних стадиях развития
как качественные скачки состояний вещества): 1) плазма, 2) газ (пары воды), 3)
жидкость (вода), 4) кристаллы твердого вещества (лед), многими философами
сильно упрощаются и понимаются как скачки в эволюционном развитии. Скачком в
развитии можно условно считать только процесс перехода (конденсации) пара (2) в
воду (3) и обратно, когда меняется структура вещества. Пар, как и любой газ,
состоит из молекул, отталкивающихся друг от друга (поэтому газ, не имея формы и
объема, занимает пространство, ограниченное внешними силами). При образовании жидкости, связи между
молекулами перестраиваются на взаимное притяжение (сохраняющее форму, объем
изменчив из-за текучести).
На генодреве
Рис 49 переход от 2-го уровня к 3-му – процесс снятия – сохранения старого в
новом (принцип преемственности) – основная содержательная часть процесса циклически
спирального развития, структурно взаимосвязанная как с принципом восприятия
нового (изменчивости), так и с принципом причинности и др. (в синергетике
принципы: изменчивости – отбора – наследственности связаны линейной
зависимостью).
Синергетики,
глубоко не вникая в сущность отношений причины и следствия, приняли крайний
вариант нелинейного мышления (по логике «или-или»), основанный на отказе от
причинности, гипертрофирующем роль случайности. Так, например, Касперович
пишет: «Синергетика утверждает принципы нелинейного мышления: - главную роль в
мире играет неустойчивость и … случайность; - поведение нелинейных процессов
вариативно и однозначно непредсказуемо; - порядок может возникнуть из хаоса
случайно» [2].
Нелинейное, диалектическое,
вариативное мышление, развитие, основанное на методе генодрева ФТС, показывает,
что используя логику «и-и» (основанную на принципах дополнительности и
взаимосвязи всего со всем), объединяя в единое целое причину и следствие (необходимость
и случайность), можно получить (на 2-м уровне генодрева) 4-е возможных варианта
соотношения причины и следствия: - причина обуславливается причиной; - причина
обуславливает следствие; следствие обуславливает причину; - следствие
обуславливает следствие. Т.о, только в одном крайнем (и маловероятном случае)
из 4-х возможных вариантов может доминировать случайность.
Исследуем
методом генодрева отношение: открытость – закрытость глубже. Касперович
интуитивно открывает узкую часть истины: «Абсолютно закрытых систем в природе
нет … К условно закрытым системам относятся строго отграниченные образования с
жесткими внутренними и внешними связями, ограниченные в поведении и действиях»
[2].
Генодрево
открытости (О) – закрытости (З) на 2-м уровне противоположностей приводит к 4-м
возможным вариантам развития (общества):
1) З – З; 2) З - 0; 3) О - З; 4) О – О. Если на средние уровни развития:
второй (3-0, соответствующий идеологии открытого дуализма – капитализму, см.
только в [4] Рис 53) и третий (0-3, соответствующий идеологии низшего,
закрытого дуализма – госсоциализма) дополнительно наложить соотношение связей:
внутренние – внешние, то получим два основных варианта развития общества: З
внутр. – О внешн. и О внутр. – З внешн. В развитии капитализму соответствует
внутренняя закрытость и внешняя открытость общества, социализму наоборот:
внутренняя открытость общества и внешняя закрытость. По степени неустойчивости неразвитых обществ
(удаленности от оси симметрии генодрева, гармонии противоположностей) социализм
и капитализм меняются местами, социализм, как новая форма общества менее
устойчив, чем капитализм. На третьем уровне противоположностей генодрева идеологий
и развития типов общества (см. Рис 53, 55 только в [4]), нами показано, что на
втором уровне неустойчивости социализм достиг последней стадии развития –
криминально-бюрократического).
Понятия
системы, сложной системы, хаоса и структуры (как и других заимствованных извне
понятий: аттракторов, точки бифуркации и др.) синергетиками не развиты и взяты
без доработки из различных теорий. Поэтому как из хаоса возникает механизм
сложной структуры, взаимодействующих элементов, требующий устойчивости они
объяснить не могут: «Будучи изучением законов коэволюции сложных систем, она (синергетика,- Е.А.) в
самой своей сути содержит необходимость выработки понимания механизмов
взаимодействия … хаос выступает источником возникновения новых структур … система
– это такое целое, которое образовано множеством взаимосвязанных элементов, где
в качестве элементов выступают сложные, иерархически организованные подсистемы,
связанные со средой … связи которых прочнее внешних … важнейшие характеристики
системы – это целостность, организация, структурность, иерархичность строения,
множественность элементов и уровней… Структура – общенаучное понятие,
выражающее совокупность устойчивых, внутренних связей объекта (системы),
которые обеспечивают его целостность … сохранение основных свойств при
различных внешних и внутренних изменениях»[2].
Такой механизм
взаимодействия элементов в развивающейся структуре из одной точки (первичного
единства, содержащего в себе беспредельность или хаос) к многоуровневой сложной
системе взаимосвязанных элементов (1-2-4-8-…) предлагается генодревом ФТС. В
дополнение к ранее данным определениям взаимосвязанных принципов системности мы
даем такое определение структурности. Структурность – организация иерархии
элементов и уровней (подсистем) системы, образующих под воздействием внутренних
(целей развития) и внешних факторов (воздействий), динамически развивающуюся
систему взаимосвязей образующих многоуровневую (по вертикали и горизонтали:
1-2-4-8-…), динамически развивающуюся целостность. Процессы развития сложных систем могут
отражать как непрерывность (эволюция или инволюция), так и ступенчатость
развития. Но, только достигнув определенно высокого уровня развития (высоких,
духовно-нравственных целей), сложная система (общество и человек), может
перейти к саморазвитию (самоорганизации).
Почему-то
синергетики, не понимая, что эволюция сложной системы (общества) требует
подготовленного предшествующим развитием определенного фундамента (сложных
взаимосвязей сфер: философии, идеологии, экономики, политики, культуры, системы
управления, целей развития в процессах развития, см. Рис 47), сравнивают ее саморазвитие
с механическим движением шарика с горки (точки бифуркации, см. ранее) или
многократным чередованием порядка и хаоса: “Для синергетики же характерно представление
о хаосе как о таком же закономерном этапе развития, что и порядок, Причем, в
отличие от древних наивных представлений о рождении «космоса» (порядка) из
первичного хаоса и о последующем превращении этого «космоса» снова в хаос,
синергетика рассматривает процесс развития как закономерное и притом
многократное чередование порядка и хаоса (так называемый детерминированный
хаос)… синтез порядка и хаоса в понятии диссипативной структуры имеет два
аспекта: а) ее «порядок» существует лишь за счет «хаоса», вносимого в среду; б)
благодаря своему «порядку» она приобретает способность адекватно реагировать на
хаотические воздействия среды … социальная самоорганизация выступает как
чередование двух исключающих друг друга процессов – иерархизации и деиерархизации…(синергетическая
«игра в бисер»)” [6]. Эволюция природы заключается в бесцельной смене
бифуркации, разделения целого на новый аттрактор, предельное количество
элементов системы, или- в бесконечной смене иерархизации (централизации) на деиерархизацию
(децентрализацию). Природе делать нечего и она превращает эволюцию – в некую
синергетическую «игру в бисер».
Философы древнего
Китая, живя в наше время, посчитали бы наивными, оторванными от жизни
представления многих «современных» философов, т.к. они считали, что природа,
родившаяся из хаоса (беспредельного - УЦЗИ) обладает первичным единством (ТАЙ
ЦЗИ), которое сохраняется в проявленном мире, развиваясь по законам
расширяющейся спирали Дао (соответствующей структуре ИЦЗИН). Лукьянов А.Е., в
результате многолетних исследований ИЦЗИНа, пришел к выводу, что: «в спирали
Дао на макроуровне открыт всеобщий код телесного, духовного и идеального
развития всего содержимого космоса» [7].
Структура генодрева ФТС идентична структуре
ИЦЗИНа. По аналогии с генодревом процесса развития (Рис 49) на 2-м уровне можно
дать 4-е этапа процесса общей эволюции общества: 1) кризис развития форм (отмирание
отжившего старого, принцип разрушения, революции); 2) возникновение (в
результате мутаций) новых форм (принцип изменчивости); 3) сохранение старого в
новом (принцип наследственности); 4) совершенствование новых форм, высшего
уровня развития сознания, мышления (принцип отбора для эволюции общества). Т.о.
1-й этап – периодически повторяющийся кризис формы, или принцип разрушения
старого, революции (а не полного хаоса), за которым закономерно следуют еще три
этапа циклического развития (эволюции) общества.
В синергетике требует
доработки понимание не только эволюции, как необратимого процесса (когда
отрицается возможность инволюции, деградации общества, происходящих в наше
время повсеместно), но и информации,
понимаемой чисто количественно (энергетически). Отдельные ученые, синергетики,
исходя из концепции универсального эволюционизма, считают эволюцию необратимой:
«Приведенные выше общие принципы эволюции, пригодные для косного, живого миров
и социальных систем, уместно назвать универсальным эволюционизмом … Из-за
действия механизмов бифуркационного типа следует необратимость эволюции, что
эквивалентно необратимости времени … Итак, по-видимому, бесспорно утверждение,
что информация – изменяющийся во времени фактор, находящийся в сложном
взаимодействии с различными состояниями материи и энергии. Эти соображения
позволяют расширить предложенной Эйшби определение информации: информация –
мера изменения во времени и пространстве структурного разнообразия систем… -
Вселенная – единая саморазвивающаяся система … - Во всех процессах в этой
системе присутствуют случайные факторы …- В мире господствуют законы отбора… –
Во Вселенной властвует наследственность; настоящее и будущее зависят от
прошлого … Последние три эмпирические обобщения совпадают с Дарвиновской
триадой – изменчивость, наследственность, отбор» [8].
Мы более
широко и глубоко понимаем принцип наследственности - как синтез всех накопленных
новых и старых знаний и умений, от передачи которых (от поколения к поколению) сферой
образования и воспитания зависит скорость и направление развития (эволюции или
инволюции) общества (подробнее см. Рис 47,49).
Касперович видит понятие информации более системно,
на основе единства ее качественной и смысловой сторон: «В статической
(математической) теории информации К.Шеннона сообщение рассматривается не как
осмысленное знание о фактах действительности, а лишь как некоторая последовательность
знаков, например, букв алфавита. Для исчисления количества информации важно
лишь одно – знаем мы или не знаем, из какого числа и сочетания знаков
образовано ожидаемое сообщение. В качестве основного условия выдвигается
разделение знаковой (синтаксической) и смысловой (семантической) сторон
сообщения при полном абстрагировании от семантики (смысла слова)… Однако, это
противоречит представлениям о человеческой коммуникации посредством
естественного языка. Здесь логический смысл играет ведущую роль ... Даже логический строй не исчерпывает
всего качества мышления … Т.о., полное отвлечение от качественной стороны
информации – существенный пробел математической теории исчисления количества
информации, т.к. качество вообще не сводимо к количеству, и одним количеством
«бит» не выразить качественной стороны (природы) информации» [2].
С таким выводом
нельзя не согласиться, т.к. только через осознание единства смысла и логики, разрушения
и созидания, анализа и синтеза можно сблизить понятия, идеи синергетики и
философии. Метод генодрева ФТС, основанный на развитии диалектического единства
духа и материи древних философий, углубляя идеи синергетики и ДМ, одновременно
примиряет их в системном синтезе более высокого уровня.
Приложения: Рис 19,34, 47,49, 65,66.
Литература:
1. Калмыков
Р.Б. Синергетика – двигатель модернизации детерминизма. http://www.globalfolio.net/maihautorz/kalmik
2. Касперович Г.И. Синергетические концепции управления. Курс лекций. Мн. Академия управления при Президенте Республики Беларусь.. 2005, 258 с.
3. Дульнев Г.Н. Введение в синергетику. СПб. Проспект. 1998, с142-146.
4. Антонович Е.Н. Третий путь развития философии и общества. ч.1. ФТС. СПб. Деан. 2007, 543 с.
5. Мягких Ю.П. Теория развития объектов природы (и общества). гл.1. Критика классической теории развития. издание см. в интернете (в режиме поиска).
6. Бранский В.П. и др. Глобализация и синергетический историзм. СПб. Политехника. 2004, с 19-21.
7. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф. М. Инсан. 1992, с 4.
8. Дульнев Г.Н., там же, с 103,138,140.