Антонович Е.Н.

СИНЕРГЕТИКА – МЕТОД ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ТРЕБУЮЩИЙ РАЗВИТИЯ

                                  Только со смертью догмы начинается наука                   (Г.Галилей)

                                  Умные не бывают учеными. Ученые не бывают умны     (Лао Цзы) 

                      Предлагается метод генодрева философии триединого синтеза (ФТС) -

                      динамическая система структурных представлений которого позволяет

                      дать более взвешенную оценку и развитие идей синергетики.

                      Ключевые слова: система, единство, противоположность, дух, материя,

                      причина, следствие, анализ, синтез, системный анализ и синтез, генодрево. 

  Многие авторы характеризуют синергетику как науку о: - термодинамике открытых систем вдали от равновесия; - самоорганизации физических, биологических и социальных систем; - неустойчивых состояниях, предшествующих катастрофе; - универсальных законах эволюции в природе и обществе и т.д. Некоторые авторы указывают на ряд недостатков и ошибок синергетики, утверждая, что она: - ошибочно трактует принцип причинности и скачков в философии; - неприменима в отношении таких систем, как общество и т.д. Сильную оппозицию встречает синергетика со стороны ряда физиков, химиков, биологов, занимающихся автоволновыми процессами и ряда философов.  Серьезные и очень интересные критические замечания в адрес синергетики принадлежат Кутырову В.А., представителю материалистической антропологии. Калмыков Р.Б. утверждая, что синергетика – двигатель модернизации детерминизма, создает теорию кольцевого детерминизма: «синергетика продолжает переживать весьма нелегкий, можно даже сказать, мучительный процесс согласования с текущей философской парадигмой. Об этом, в частности, свидетельствует острая критика и нападки со стороны традиционных материалистов. В связи с этим нельзя не согласиться со следующим утверждением академика Степина: Развитие современной научной картины мира под влиянием синергетики, в свою очередь, требует определенной модификации ее философских оснований. Проблемы, которые здесь возникают, связаны с экспликацией генерированного синергетикой нового содержания категорий причинности, пространства и времени, части и целого, случайности, возможности, необходимости и т.п. … В воздухе буквально витает идея модернизация детерминизма в соответствии с требованиями синергетики. … разработанная автором теория кольцевого (вихревого) детерминизма призвана актуально дополнить традиционную теорию прямолинейного детерминизма … вооружить ее действенным инструментом более адекватной интерпретации множества наблюдаемых феноменов, величин и понятий. Суть теории состоит в предположении наличия в недрах каждого отдельного устойчивого природного образования, состоящего из согласованно функционирующих звеньев и элементов, особого детерминирующего начала, своего рода вихря, воздействие которого на само природное образование осуществляется циклически-возобновляемо вдоль замкнутого детерминирующего контура. Простейшим вариантом замкнутого контура является кольцо»[1].

  Такой системной модификацией оснований философии, в большей степени, отвечающей принципам синергетики, чем кольцевой детерминизм, является новый метод познания, развития – генодрево ФТС (подробнее ниже).  

   Но, несмотря на существенные недостатки и незаконченность синергетики, как науки, она уже настойчиво внедряется в сознание человека, преподается в ВУЗах, используется в практике работы систем управления.  Об этом говорит ряд работ. Так, например, Касперович Г.И., отмечая, что «синергетический образ … нелинейного мышления, приобретает все возрастающее значение не только в научном исследовании, но и в системе высшего и среднего образования; не только как предмет, но и как метод учения и обучения», делая выводы, что «он может стать основой для  принятия обоснованных решений и предсказаний в условиях неопределенности, кризисных ситуациях и трансформациях общественных структур», утверждает: “Синергетическая парадигма может успешно служить для моделирования многих процессов социальной жизни – демографических, геополитических, социально-экономических, политико-управленческих и др. … Концептуальный подход к изучению синергетики управления предполагает не просто усвоение ее основных идей и понятий, но и осознание их мировоззренческого и методологического значения…курс «Синергетические концепции управления» является результатом междисциплинарного синтеза комплексного…философского и эволюционно-синергетического подходов к современному управлению”[2]. 

  В России синергетика, претендуя на универсальность применения, слепо поддерживает и рыночные (стихийные) механизмы управления: «Природа обеспечивает стабильность систем, живущих в изменяющейся среде, без четко заданной программы своего совершенствования … Механизм Рынка сохраняет и дальше свое место в эволюции биосферы, т.к. нет другого механизма в самоорганизующейся Вселенной» [3}.

  Мы пока не знаем, к чему приведет овладение новой, не проверенной опытом концепцией управления в Беларуси. Но, несмотря на сложность, противоречивость теории и непредсказуемость результатов, в России, где синергетика в ВУЗах с начала 90-х стала модной заменой диалектическому материализму (ДМ), ее внедрение в практику трансформации систем управления, на основе рыночных механизмов разукрупнения, уже привело не только к численному росту (в разы) бюрократии, дефициту бюджета, системному ухудшению управляемости (что в свою очередь привело к росту числа катастроф), но и тому факту, что по подавляющему количеству показателей уровень производства в России сегодня еще не достиг (по многим – в десятки раз) уровня 1991 г.   

  Нашей целью не является анализ реальных показателей управления и экономики, поэтому мы более подробно остановимся на осмыслении теоретических положений новой науки синергетики. Новое должно стоять на плечах старого. Но в синергетике вся эта новизна: приоритеты случайности, нелинейности, вариативности развития, новой эволютивности, системности преподноситься ее авторами и соавторами при полном отказе от принципов предшествующих философий, линейного подхода, старого эволюционизма, причинности и необходимости, где механизм взаимодействия элементов, как и в ДМ, не раскрывается: «в основе постнеклассицизма (и синергетики,- Е.А.) лежит идея глобального эволюционизма – всеединой, нелинейной, самоизменяющейся, самоорганизующейся системы Вселенной, в недрах которой возникают и исчезают целостности от физических полей и элементарных частиц до биосферы и более крупных систем. В это понятие также входит идея нелинейности, способности оказывать обратное воздействие, вариативность развития мира. Этот мир состоит не из кирпичиков – элементарных частиц, а из совокупности процессов – вихрей, волн, турбулентных движений. Этот мир как бы “пузыриться” бесконечно разнообразными взаимодействующими открытыми системами с обратной связью» [2].

  Критика – двигатель познания и развития науки, поэтому этим способом мы отчасти и воспользуемся. Наша критика и развитие основных положений синергетики будет опираться на метод генодрева ФТС, системно объединяющем в единое целое не только процессы: развития, основанные на единстве материального и идеального, анализа и синтеза в познании, но и системные принципы, понятия, где новое и старое – синтез, дающий более расширенное и глубокое понимание содержания понятий, процессов, основанных на системных взаимосвязях структуры генодрева (см. ниже Рис 49,65 и др.в[4]).  Для понимания существа критики необходимо ознакомиться с его содержанием.

  Структура генодрева ФТС основана на развитии даосской философской системы ИЦЗИН, где противоположности Инь и Ян, сходятся в монаде - Тай Цзи или первичном единстве (которая в свою очередь образована из Беспредельности или хаоса, см. Рис 19). В дальнейшем это первичное единство, при развитии (делении) на дуальные противоположности, превращается в системную динамическую многоуровневую множественность (две монограммы, четыре диаграммы, восемь триграмм и т.д.), раскрывающую содержание  и взаимосвязи двойственных процессов развития по вертикали и горизонтали. Принцип (динамического) взаимодействия (и сохранения) противоположностей в ИЦЗИНе (и в ФТС), отрицающего их борьбу до победы одной из них, соответствует современному пониманию принципа (закона) дополнительности.  ФТС разработана автором, как диалектическая система дуалистического монизма. В методе генодрева ФТС принято, что для объективного отражения окружающего двуединого мира основные философские категории, начиная с духа и материи, причины и следствия, составляют систему причинно-следственного, стурктурно-логического, генетического единства динамически взаимосвязанных противоположностей. Универсальный метод генодрева ФТС может использоваться как в теории познания (см. Рис 49,34), так и развития открытых социальных систем (см. Рис 47 и др.).

 На генодреве причинно-следственных взаимосвязей основных философских категорий (Рис 65) показаны различные уровни противоположностей динамических взаимосвязей тезиса и антитезиса (причины и следствия, духа и материи) по горизонтали: 1-2-4-8-… (где цикличность взаимосвязей: на 2-м уровне -  кольцевая, на 3-м – спиральная) и вертикали: 0, 1-2, 1-2-3-4, 1-…-8 (полная нумерация вертикальных ступеней 3-го уровня дана на Рис 47 и др.). На 0-м уровне противоположностей генодрева показано исходное единство противоположностей (логика И-И): причины и следствия (активного и пассивного начала, Ян и Инь, духа и материи), которое является истинной причиной взаимодействия (всего со всем). На первом уровне (логика ИЛИ-ИЛИ) - генетическое взаимодействие дуальных противоположностей (объяснимое принципом дополнительности): Тезиса (активного начала, сознания, духа, причины) и Антитезиса (пассивного начала, материи, вещи, следствия) за счет разности потенциалов (различия) создает условия для их последующего изменения, развития. При этом, можно предположить, что в свою очередь для: материального начала (явления, движения, следствия) причиной является энергия; духовного начала (сущности, причины, пространства) высшей причиной должно быть время, идея. Т.о. можно сказать, что: высшей причиной возникновения пространства (или простой причины) является время; для физического времени причиной может быть энергия времени. На втором уровне противоположностей из духа (причины) и материи (следствия) образуются взаимосвязи вторичных формообразующих категорий: времени (идеи) и пространства (понятия, познания), энергии (формы, представления) и движения (опыта, ощущения).

  Нами принято, что сознание и материя – две равноценные противоположности единого целого (сущности). Эволюции и инволюция которых создает четыре возможных направления их развития (см. Рис 66). Сознание первично при эволюции духовного начала (общественной морали), материя – при инволюции материального (индивидуального) начала. Мы понимаем эволюцию, как развитие от материального (индивидуального) к духовному (общественному); инволюцию как обратное движение, что не противоречит воззрениям древних (у древних, например, инволюция это вхождение духа в материю). С началом процесса развития (деления целого на дуальные противоположности) единая сущность сознание-материя (причина-следствие) формирует структуру 4-х уровневой динамической целостности (время-пространство-энергия-движение), взаимодействие и взаимосвязи которых, как философские категории и понятия, даны нами на Рис 65.

  Такое понимание связи первоначал, отлично от ДМ, синергетики, и развивает теорию Эйнштейна, который считал, что материя определяет и формирует структуру единого 4-х мерного пространства-времени (на Рис 65 4-е элемента в физических процессах можно понимать как одно – время, а 3 - направления пространства). В отличие от ДМ и синергетики, мы понимаем диалектическое развитие как двойственный многоуровнево-иерархический, циклическо-ступенчатый процесс, в котором развитие идет одновременно: по горизонтали (анализа – синтеза), количество уровней которого соответствует числу уровней золотой прогрессии: 1 – 2 – 4 – 8 -… по вертикали (круговое и спиральное движение), которое  происходит на каждом горизонтальном уровне (на: 2-м – циклическо-круговое: 1-2-3-4, 3-м – спирально-циклическое: 1-5,2-6,3-7,4-8).

  Диалектическое развитие познания по горизонтали (1-2-4-8-…) показывает процесс глубины развития  мышления от синтеза к анализу и наоборот, отражая диалектическое  единство и взаимосвязь всех основных философий (и соответствующих им принципов).  Диалектическое развитие можно представить в виде некоей объемной спирали, где познание (развитие) может идти в двух направлениях: к вершине (синтезу – сходящаяся спираль), к основанию (анализу – расширяющаяся спираль). Итоговое развитие (познание) в диалектике ФТС можно представить как триединый синтез (откуда и название ФТС), образованный единством первичного анализа и синтеза. 

  Понимание нами диалектического развития в познании, как последовательно идущего в двух противоположных направлениях анализа (расширяющейся спирали) и синтеза (сходящейся спирали), противоречит исходным принципам, как синергетики, так и ДМ, но примиряет две разные, борющиеся между собой, модели развития в современной науке.

  На генодреве диалектических принципов познания (подробнее см. Рис 49), основанном на единственной аксиоме целостности (двуединстве) мира (исходном универсальном принципе, на котором основан системный подход в ФТС), в отличие от синергетики и ДМ, показаны сами взаимосвязи и отношения всех принципов между собой.

  1.1. Аксиома  целостности (единства) двойственного мира: духа и материи (тезиса и антитезиса) и всеобщей взаимосвязи явлений (объектов), всего со всем, равнозначности процессов анализа и синтеза, единства и борьбы противоположностей (иначе – принцип дуалистического монизма). Иначе можно сказать, что сознание, дух и материя (тезис и антитезис) – это две стороны единой реальности, которые образуют диалектическое противоречие, где обе стороны единого целого одновременно едины и противоречивы. Если в процессе развития возникает одна противоположность, то неизбежна – другая, они раздельно не существуют.

  Следствия аксиомы: 1. Окружающий нас мир – динамическое равновесие двух начал, отражающее принцип двойственности (дуализма), дуальных противоположностей: духа (сознания) и материи, причины и следствия, общественного и индивидуального и т.д. 

2. Все материальные и идеальные объекты, составляющие подвижное единство (которое наглядно отражается в идее китайской монады) находятся во взаимной связи и взаимодействуют друг с другом (в универсальных процессах развития, познания).

 3. Взаимодействие идеальных и материальных объектов (духа и материи) осуществляется через категории движения, изменения, развития (подробнее см. Рис 65), которое в равной мере свойственны  не только материальному, но и духовному началу (сознанию).

 4. Условие развития (движения, изменения) – разность потенциалов духа и материи, энергии и движения и т.д. (тезиса и антитезиса). Активизация одного из начал приводит к двум направлениям развития: эволюции (приоритеты духовного, общественного начала) и инволюции (приоритеты материального, индивидуального начала).

 5. Развитие (движение, изменение) дискретно (в форме объектов и полей), ступенчато и иерархично, циклично и плавно, одновременно происходит в четырех направлениях (синтеза и анализа, тезиса и антитезиса).

6. Ступенчатые процессы развития имеют одностороннюю направленность (во времени): от целого к части, многому (по иерархии уровней: 1-2-4-… системного анализа генодрева ФТС). Двойственность процесса познания требует обратного движения сознания от системного анализа к системному синтезу (…4-2-1, уровням генодрева).

7. Цикличность движения, развития неизбежно рождает не только мировой кругооборот излучения (поля) и вещества, но и превращение одного в другое.

 8. Из-за незавершенности данной стадии и бесконечности циклов развития мира следует сделать кантовский вывод, что мир одновременно имеет начало во времени и ограничен в пространстве (тезис) и не имеет начала во времени и границ в пространстве (антитезис), бесконечен во времени и пространстве.

 Исходя из первопринципа, аксиомы целостности мира, универсальной иерархии структуры генодрева следуют взаимосвязанные системные принципы развития, познания ФТС (Рис 49): 1.2. Принцип дуализма, исходного равенства первичных противоположностей духа и материи (тезиса и антитезиса). 1.3. Принцип двойственности направлений развития. 1.4. Принцип множественности и цикличности процессов развития. 1.5. Принцип отмирания старого, разрушения (инволюции) ожившего. 1.6. Принцип восприятия, рождения нового, новых форм материи-сознания. 1.7.Принцип преемственности в развитии, сохранения старого в новом (догматизма, инволюции духовного начала). 1.8. Принцип создания нового (высшего) уровня единства (синтеза, эволюции духовного начала). 1.9. Принцип общего циклического эволютивно-инволютивного развития, направляемого критерием общественного развития – уровнем норм морали.

   В системно-методологическом плане мы выделяем следующие взаимосвязанные структурой генодрева принципы, более глубоко развивающие идеи системности чем в синергетике и ДМ:

1)      Принцип целостности, взаимосвязи всего со всем, требующий приоритета синтеза над анализом (уровень исходного единства системы дуальных противоположностей), отражающий не только двуединство окружающего мира (логику синтеза И-И), но и  процессов познания: анализа и синтеза, теории и практики, онтологии и гносеологии.

2)      Принцип двойственности, дополнительности, деления (анализа) целого на парные противоположности (Ян и Инь, Дух и Материя и др.), отражающий логику ИЛИ-ИЛИ (первого уровня: тезиса и антитезиса), который на втором их уровне, разделяется на 4-е генетически взаимосвязанных по вертикали принципа:

3)      Принцип структурности.

4)      Принцип иерархичности или целеполагания.

5)      Принцип системного анализа и 6) системного синтеза.

  При этом, первые два принципа: целостности (Тай цзи, единство) и двойственности (Ян и Инь, Дух и Материя) следует отнести к онтологическим принципам, остальные – к гносеологическим.

    Мы считаем, что понятиям: система, принципам: целостности, иерархичности, структурности и другим необходимо дать более широкие и глубокие определения, отражающие их универсальные взаимосвязи на генодреве принципов системности.

  Целостность – основной принцип (высший уровень) системности, отражающий единство двойственного окружающего мира, всеобщей взаимосвязи явлений, системной логики многоуровневого единства противоположных частей, направлений движения процессов анализа и синтеза в развитии и познании.

  Иерархия – принцип структурной организации многоуровневых сложных систем, состоящий в упорядочении взаимодействий и отношений, генетически взаимосвязанных по горизонтали и вертикали уровней развития (познания), отражающих не только процессы удвоения  геометрической прогрессии: 1-2-4-8…, которая по горизонтали образует число уровней глубины развития, по вертикали – число элементов на каждом уровне, но и процессы эволюции или инволюции, целеполагания, перехода с одного качественного уровня развития на другой.

  Системный анализ в ФТС – принцип разделения целого на системно взаимосвязанные противоположности тезиса и антитезиса, ступенчато ведущий развитие, познание от общего к частному, отражающий диалектику процессов развития, познания (по 1-2-4-…уровням генодрева). Например, системный анализ генодрева Рис 47 показывает, что власть общества на первом уровне противоположностей следует разделять на 2-е сферы: духовную и светскую, отражающую: духовно-общественное  и материальное воспроизводство условий жизни.

 Системный синтез – соединение различных противоположностей (частей целого) в единое многоуровневое целое. Системный синтез в ФТС – принцип создания качественно нового уровня глубины процесса развития (познания), единства противоположностей (тезиса и антитезиса), ступенчато ведущий развитие, познание от частного к общему (от анализа к синтезу), отражающий целостность познания, на каждом из последовательно взаимодействующих уровней генодрева (…4-2-1). Системный синтез включает синтез по: уровням глубины генодрева и по вертикали каждого уровня. Так, например, синтез 3-го уровня противоположностей генодрева Рис 47, показывает, что синтез сфер философии (мировоззрения) и идеологии (религии) ведет к их единству–философско-идеологической власти. Вертикальный синтез 2-го уровня противоположностей генодрева Рис 49, показывает, что первичным синтезом старого и нового (снятием) этого уровня является – принцип преемственности (синтеза нового и старого), на генодреве Рис 47 – им является сфера культуры общества (снимающая противоречие сфер: экономики – госвласти). В синергетике эволюционные принципы: изменчивости, отбора и наследственности связаны между собой линейной зависимостью. На третьем уровне противоположностей генодрева Рис 47 снятие противоречий двух вертикальных сфер в процессе эволюции общества осуществляется третьей сферой (синтезирующей): 1-5 (2), 2-6 (3), 3-7 (4), т.е. сферами: образа жизни, БСУ, идеологии. В процессе эволюции общества противоречия сфер: экономики – политики должно сниматься ростом уровня культуры образа жизни; образа жизни – системы воспитания, образования – единством нравственности и компетентности ответственных лиц БСУ (БСУ и ССУ – уравновешивающие друг друга системы управления: бюрократии и самоуправления); БСУ – ССУ – уровнем нравственности идеологии.  В СССР эти требования эволюции не были известны ни ДМ, ни идеологии коммунизма, и поэтому строго не выполнялись на всех уровнях (например, в образе жизни вместо роста уровня культуры стихийно росло пьянство в быту и на работе). Именно поэтому начавшаяся в СССР инволюция общества, сегодня в России, которая вообще не имеет нравственной идеологии, завершается ускоренной его деградацией и углублением кризиса (более подробно о взаимосвязях сфер общества в эволюции см. [4]).

  Далее на основе системного анализа-синтеза, - метода генодрева ФТС, мы дадим не только взвешенную оценку, но и развитие основным принципам и понятиям, как синергетики, так и ДМ (более подробно о развитии понятий, идей и критике ДМ см. [4]). 

  Касперович так описывает основные положения нового понимания эволюции в синергетике, основанные на отрицании причинности и приоритетах хаоса, случайности, которые предлагается использовать не только в механике, но и в теории управления сложной системой - обществом: «Объект синергетики - самоорганизующаяся система … должен обладать … признаками: Открытость … неравновесность, нелинейность – что выражает непостоянство, многообразие, неустойчивость, отход от положений равновесия… Выход из критического состояния скачком … Самоорганизующиеся системы способны сохранять внутреннюю устойчивость при воздействии внешней среды, они находят способы самосохранения, чтобы не разрушаться и даже улучшать свою структуру …Состояние максимальной хаотичности неравновесного процесса называют точкой бифуркации (от лат. bifurkus – раздвоенный).  … Отрезок эволюционного пути от точки бифуркации до необходимого финала называют аттрактором (от лат. attrahere – притягиваю). Это значит, что конечный пункт развертывания нелинейного процесса, или финал, как бы притягивают к себе, т.е., предопределяют траекторию нелинейного процесса (движения шарика) от точки бифуркации.  Аттрактор уподобляется некоей воронке, или конусу, который своим раструбом обращен к зоне ветвления, а своим узким горлышком -  к конечному результату. Это значит, что шарик, находящийся на выпуклой поверхности, может попасть в раструб воронки не из одной-единственной точки, а из ряда смежных положений зоны ветвления. По мере движения по аттрактору множество возможных вариантов движения сокращается и, в конечном счете, процесс с необходимостью завершается единственным результатом» [2].

  Мы считаем, что эволюция такой сложной и открытой системы как общество (как и системы управления) не может основываться на принципах хаоса и случайности в развитии и описываться многовариантным движением шарика с горки. Сегодня этой точки зрения придерживается большинство ученых и философов. Анализ взаимосвязей сфер общества, как сложных систем (могущих быть открытыми или закрытыми) в процессах развития на его модели, - структуре  генодрева ФТС (Рис 47) показывает, что эволюция общества (основанная на расширении общественного и индивидуального сознания относительно уровня норм морали) возможна при соблюдении приоритетов духовно-нравственного, общественного  начала: мировоззрения и морали. Об этом же говорят все древние философские знания, и философии идеализма, отчасти и ДМ, все, кроме новомодной материалистическо-математической науки - синергетики. На 3-м уровне генодреве ФТС процесс развития (двух исходных сфер: духовной и материальной)  - это последовательное циклическое взаимодействие 8-и сфер общества (1-5, 2-6, 3-7, 4-8). Процессы снятия, происходящие на этапах: 5-2, 6-3, 7-4 требуют как наличия в обществе духовно-нравственного мировоззрения, морали, так и вмешательства в процессы управления сфер идеологии, культуры и системы управления (единства систем самоуправления и бюрократии). И только при их отсутствии в обществе, как правило,  возникают процессы инволюции, деградации, которые ведут к управляемому хаосу, изменениям в сфере управления. Т.о., хаос возникает не сам по себе, а как результат неправильного, бессистемного управления процессами развития общества (эти идеи во многом подтверждаются не только современными идеологическими теориями, но и мировой практикой развития обществ).

  Философы, как ДМ, так и синергетики любят обосновывать закономерности скачков в развитии примитивной интерпретацией примера скачкообразного превращения воды в лед: «Скачок – это крайне нелинейный процесс, при котором малые изменения параметров системы … вызывают очень сильные изменения состояния системы, ее переход в новое качество. Например, при снижении температуры воды до определенного значения она скачком превращается в лед. Около критической точки перехода достаточно изменить температуру воды (управляющий параметр) на доли градуса, чтобы вызвать ее практически мгновенное превращение в твердое тело» [2].

  Мягких Ю.П. (в главе критики классической теории развития), приводя непрерывный график, отражающий процесс развития вещества: лед-вода-пар (процесса смены агрегатных состояний, как качественных скачков в развитии), делает более глубокие выводы, поясняющие этот переход внутренними (эволюционными) процессами кристаллизации и конденсации: “внешний наблюдатель не может заметить процесс превращения объекта из одного качественного состояния в другое, т.к. изменение объекта при этом не регистрируется измерительным прибором, т.е. объект в момент превращения не воздействует или не изменяет своего воздействия на внешнюю среду. Именно этот пробел в информации и создает впечатление скачкообразного изменения объекта по отношению к внешнему наблюдателю. Фактически же, в этом «зазоре» между двумя качественными состояниями вещества происходит его внутренняя перестройка - конденсация и кристаллизация … Т.о. в критических точках оси температур, т.е. в «зазоре» между двумя внешними проявлениями объекта (двумя качественными состояниями вещества), происходит незаметный для внешнего наблюдателя процесс его внутренней перестройки, заключающийся в развитии внутреннего зародыша нового облика объекта. Поэтому сама критическая точка не дает определенного ответа о том, в каком именно агрегатном состоянии находится вещество в данный момент”[5].

  Но, автор, незнакомый с системным пониманием эволюционного изменения уровней структуры процесса развития, основанной на единстве духовного и материального начал, ошибся в том, что таких состояний вещества должно быть три. На самом деле их должно быть (на втором уровне противоположностей генодрева) четыре. Еще древние философы,  считая вертикальную и горизонтальную линии креста за духовное и материальное развитие, на этих концах креста размещали 4-е стихии (рода вещества): огонь – земля  и воздух – вода (в разных сочетаниях, подробнее об этом только в [4] см. Рис 17). На генодреве стихий по Иезекилю показано, что духовное развитие (начало) имеет противоположности огня (в современном понятии – плазмы) и земли (твердого вещества, льда), а  материальное – воздуха  (или пара) и воды. При этом процесс взаимного превращения вместо 3-х вышеозначенных состояний: лед-вода-пар (или 2-х: вода-лед у Касперович), образует 4-х значную структурную последовательность: плазма – пар – вода – лед, а к двум известным переходным (внутренним) состояниям: кристаллизации и конденсации следует добавить процесс ионизации вещества, заканчивающийся его дематериализацией, разложением на все более тонкие и мелкие составные частицы, при температурах в десятки миллионов градусов. Не в первый раз приходиться убеждаться, что древнее философское знание несет более глубокое системное содержание, чем положенное в основание существующих философий и идеологий (современные исследования: теория Дрейка и др. показывают, что такой кругооборот вещества: плазма – кристаллы вещества  – пары воды – вода, как и процессы:  дематериализации – ионизации – кристаллизации – конденсации, происходят  во Вселенной).

  Используя метод генодрева ФТС, можно дать философски расширенное системное понимание универсальных процессов эволюции и инволюции (одинаковых для взаимопревращения видов вещества и сфер общества), отличное от ДМ и синергетики, отрицающее скачки в развитии. Процессы инволюции, превращения рассеянных в волновых полях микрочастиц в виды вещества (происходящие при воздействии первичных полей, подробнее см. только в [4] Рис 6) на втором уровне противоположностей имеют 4-е ступени (которые отражают плавные качественные изменения состояния вещества): 1) материализация плазмы (в вакууме), образование ионов атомов; 2) формирование ионов в атомы (образование газа, паров воды); 3) конденсация (паров воды, газа), образование жидкости; 4) кристаллизация жидкости, образование кристаллов (льда, твердого вещества). Процессы эволюции происходят в обратном порядке (упрощенно, для философов, их можно представить как: плавление твердого вещества, льда – образование жидкости, воды – испарение жидкости, образование газа, пара – образование плазмы). Эти 4-х ступенчатые процессы (инволюции и эволюции) взаимопревращения видов вещества (фиксируемых  на крайних стадиях развития как качественные скачки состояний вещества): 1) плазма, 2) газ (пары воды), 3) жидкость (вода), 4) кристаллы твердого вещества (лед), многими философами сильно упрощаются и понимаются как скачки в эволюционном развитии. Скачком в развитии можно условно считать только процесс перехода (конденсации) пара (2) в воду (3) и обратно, когда меняется структура вещества. Пар, как и любой газ, состоит из молекул, отталкивающихся друг от друга (поэтому газ, не имея формы и объема, занимает пространство, ограниченное внешними силами).  При образовании жидкости, связи между молекулами перестраиваются на взаимное притяжение (сохраняющее форму, объем изменчив из-за текучести).

  На генодреве Рис 49 переход от 2-го уровня к 3-му – процесс снятия – сохранения старого в новом (принцип преемственности) – основная содержательная часть процесса циклически спирального развития, структурно взаимосвязанная как с принципом восприятия нового (изменчивости), так и с принципом причинности и др. (в синергетике принципы: изменчивости – отбора – наследственности связаны линейной зависимостью).

  Синергетики, глубоко не вникая в сущность отношений причины и следствия, приняли крайний вариант нелинейного мышления (по логике «или-или»), основанный на отказе от причинности, гипертрофирующем роль случайности. Так, например, Касперович пишет: «Синергетика утверждает принципы нелинейного мышления: - главную роль в мире играет неустойчивость и … случайность; - поведение нелинейных процессов вариативно и однозначно непредсказуемо; - порядок может возникнуть из хаоса случайно» [2].

  Нелинейное, диалектическое, вариативное мышление, развитие, основанное на методе генодрева ФТС, показывает, что используя логику «и-и» (основанную на принципах дополнительности и взаимосвязи всего со всем), объединяя в единое целое причину и следствие (необходимость и случайность), можно получить (на 2-м уровне генодрева) 4-е возможных варианта соотношения причины и следствия: - причина обуславливается причиной; - причина обуславливает следствие; следствие обуславливает причину; - следствие обуславливает следствие. Т.о, только в одном крайнем (и маловероятном случае) из 4-х возможных вариантов может доминировать случайность.

  Исследуем методом генодрева отношение: открытость – закрытость глубже. Касперович интуитивно открывает узкую часть истины: «Абсолютно закрытых систем в природе нет … К условно закрытым системам относятся строго отграниченные образования с жесткими внутренними и внешними связями, ограниченные в поведении и действиях» [2].

  Генодрево открытости (О) – закрытости (З) на 2-м уровне противоположностей приводит к 4-м возможным вариантам развития (общества):  1) З – З; 2) З - 0; 3) О - З; 4) О – О. Если на средние уровни развития: второй (3-0, соответствующий идеологии открытого дуализма – капитализму, см. только в [4] Рис 53) и третий (0-3, соответствующий идеологии низшего, закрытого дуализма – госсоциализма) дополнительно наложить соотношение связей: внутренние – внешние, то получим два основных варианта развития общества: З внутр. – О внешн. и О внутр. – З внешн. В развитии капитализму соответствует внутренняя закрытость и внешняя открытость общества, социализму наоборот: внутренняя открытость общества и внешняя закрытость.  По степени неустойчивости неразвитых обществ (удаленности от оси симметрии генодрева, гармонии противоположностей) социализм и капитализм меняются местами, социализм, как новая форма общества менее устойчив, чем капитализм. На третьем уровне противоположностей генодрева идеологий и развития типов общества (см. Рис 53, 55 только в [4]), нами показано, что на втором уровне неустойчивости социализм достиг последней стадии развития – криминально-бюрократического).

  Понятия системы, сложной системы, хаоса и структуры (как и других заимствованных извне понятий: аттракторов, точки бифуркации и др.) синергетиками не развиты и взяты без доработки из различных теорий. Поэтому как из хаоса возникает механизм сложной структуры, взаимодействующих элементов, требующий устойчивости они объяснить не могут: «Будучи изучением законов коэволюции  сложных систем, она (синергетика,- Е.А.) в самой своей сути содержит необходимость выработки понимания механизмов взаимодействия … хаос выступает источником возникновения новых структур … система – это такое целое, которое образовано множеством взаимосвязанных элементов, где в качестве элементов выступают сложные, иерархически организованные подсистемы, связанные со средой … связи которых прочнее внешних … важнейшие характеристики системы – это целостность, организация, структурность, иерархичность строения, множественность элементов и уровней… Структура – общенаучное понятие, выражающее совокупность устойчивых, внутренних связей объекта (системы), которые обеспечивают его целостность … сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях»[2].  

  Такой механизм взаимодействия элементов в развивающейся структуре из одной точки (первичного единства, содержащего в себе беспредельность или хаос) к многоуровневой сложной системе взаимосвязанных элементов (1-2-4-8-…) предлагается генодревом ФТС. В дополнение к ранее данным определениям взаимосвязанных принципов системности мы даем такое определение структурности. Структурность – организация иерархии элементов и уровней (подсистем) системы, образующих под воздействием внутренних (целей развития) и внешних факторов (воздействий), динамически развивающуюся систему взаимосвязей образующих многоуровневую (по вертикали и горизонтали: 1-2-4-8-…), динамически развивающуюся целостность.  Процессы развития сложных систем могут отражать как непрерывность (эволюция или инволюция), так и ступенчатость развития. Но, только достигнув определенно высокого уровня развития (высоких, духовно-нравственных целей), сложная система (общество и человек), может перейти к саморазвитию (самоорганизации).

  Почему-то синергетики, не понимая, что эволюция сложной системы (общества) требует подготовленного предшествующим развитием определенного фундамента (сложных взаимосвязей сфер: философии, идеологии, экономики, политики, культуры, системы управления, целей развития в процессах развития, см. Рис 47), сравнивают ее саморазвитие с механическим движением шарика с горки (точки бифуркации, см. ранее) или многократным чередованием порядка и хаоса: “Для синергетики же характерно представление о хаосе как о таком же закономерном этапе развития, что и порядок, Причем, в отличие от древних наивных представлений о рождении «космоса» (порядка) из первичного хаоса и о последующем превращении этого «космоса» снова в хаос, синергетика рассматривает процесс развития как закономерное и притом многократное чередование порядка и хаоса (так называемый детерминированный хаос)… синтез порядка и хаоса в понятии диссипативной структуры имеет два аспекта: а) ее «порядок» существует лишь за счет «хаоса», вносимого в среду; б) благодаря своему «порядку» она приобретает способность адекватно реагировать на хаотические воздействия среды … социальная самоорганизация выступает как чередование двух исключающих друг друга процессов – иерархизации и деиерархизации…(синергетическая «игра в бисер»)” [6]. Эволюция природы заключается в бесцельной смене бифуркации, разделения целого на новый аттрактор, предельное количество элементов системы, или- в бесконечной смене иерархизации (централизации) на деиерархизацию (децентрализацию). Природе делать нечего и она превращает эволюцию – в некую синергетическую «игру в бисер».

  Философы древнего Китая, живя в наше время, посчитали бы наивными, оторванными от жизни представления многих «современных» философов, т.к. они считали, что природа, родившаяся из хаоса (беспредельного - УЦЗИ) обладает первичным единством (ТАЙ ЦЗИ), которое сохраняется в проявленном мире, развиваясь по законам расширяющейся спирали Дао (соответствующей структуре ИЦЗИН). Лукьянов А.Е., в результате многолетних исследований ИЦЗИНа, пришел к выводу, что: «в спирали Дао на макроуровне открыт всеобщий код телесного, духовного и идеального развития всего содержимого космоса» [7].

  Структура генодрева ФТС идентична структуре ИЦЗИНа. По аналогии с генодревом процесса развития (Рис 49) на 2-м уровне можно дать 4-е этапа процесса общей эволюции общества: 1) кризис развития форм (отмирание отжившего старого, принцип разрушения, революции); 2) возникновение (в результате мутаций) новых форм (принцип изменчивости); 3) сохранение старого в новом (принцип наследственности); 4) совершенствование новых форм, высшего уровня развития сознания, мышления (принцип отбора для эволюции общества). Т.о. 1-й этап – периодически повторяющийся кризис формы, или принцип разрушения старого, революции (а не полного хаоса), за которым закономерно следуют еще три этапа циклического развития (эволюции) общества.

  В синергетике требует доработки понимание не только эволюции, как необратимого процесса (когда отрицается возможность инволюции, деградации общества, происходящих в наше время повсеместно), но  и информации, понимаемой чисто количественно (энергетически). Отдельные ученые, синергетики, исходя из концепции универсального эволюционизма, считают эволюцию необратимой: «Приведенные выше общие принципы эволюции, пригодные для косного, живого миров и социальных систем, уместно назвать универсальным эволюционизмом … Из-за действия механизмов бифуркационного типа следует необратимость эволюции, что эквивалентно необратимости времени … Итак, по-видимому, бесспорно утверждение, что информация – изменяющийся во времени фактор, находящийся в сложном взаимодействии с различными состояниями материи и энергии. Эти соображения позволяют расширить предложенной Эйшби определение информации: информация – мера изменения во времени и пространстве структурного разнообразия систем… - Вселенная – единая саморазвивающаяся система … - Во всех процессах в этой системе присутствуют случайные факторы …- В мире господствуют законы отбора… – Во Вселенной властвует наследственность; настоящее и будущее зависят от прошлого … Последние три эмпирические обобщения совпадают с Дарвиновской триадой – изменчивость, наследственность, отбор» [8].

  Мы более широко и глубоко понимаем принцип наследственности - как синтез всех накопленных новых и старых знаний и умений, от передачи которых (от поколения к поколению) сферой образования и воспитания зависит скорость и направление развития (эволюции или инволюции) общества (подробнее см. Рис 47,49).

  Касперович видит понятие информации более системно, на основе единства ее качественной и смысловой сторон: «В статической (математической) теории информации К.Шеннона сообщение рассматривается не как осмысленное знание о фактах действительности, а лишь как некоторая последовательность знаков, например, букв алфавита. Для исчисления количества информации важно лишь одно – знаем мы или не знаем, из какого числа и сочетания знаков образовано ожидаемое сообщение. В качестве основного условия выдвигается разделение знаковой (синтаксической) и смысловой (семантической) сторон сообщения при полном абстрагировании от семантики (смысла слова)… Однако, это противоречит представлениям о человеческой коммуникации посредством естественного языка. Здесь логический смысл играет ведущую роль  ... Даже логический строй не исчерпывает всего качества мышления … Т.о., полное отвлечение от качественной стороны информации – существенный пробел математической теории исчисления количества информации, т.к. качество вообще не сводимо к количеству, и одним количеством «бит» не выразить качественной стороны (природы) информации» [2].

  С таким выводом нельзя не согласиться, т.к. только через осознание единства смысла и логики, разрушения и созидания, анализа и синтеза можно сблизить понятия, идеи синергетики и философии. Метод генодрева ФТС, основанный на развитии диалектического единства духа и материи древних философий, углубляя идеи синергетики и ДМ, одновременно примиряет их в системном синтезе более высокого уровня. 

 

Приложения: Рис 19,34, 47,49, 65,66.

Литература:

1. Калмыков Р.Б. Синергетика – двигатель модернизации детерминизма. http://www.globalfolio.net/maihautorz/kalmik

2. Касперович Г.И. Синергетические концепции управления. Курс лекций. Мн. Академия управления при Президенте  Республики Беларусь.. 2005, 258 с.

3. Дульнев Г.Н. Введение в синергетику. СПб. Проспект. 1998, с142-146.

4. Антонович Е.Н. Третий путь развития философии и общества. ч.1. ФТС. СПб. Деан. 2007, 543 с.

5. Мягких Ю.П. Теория развития объектов природы (и общества). гл.1. Критика классической теории развития.  издание см. в интернете (в режиме поиска).

6. Бранский В.П. и др. Глобализация и синергетический историзм. СПб. Политехника. 2004, с 19-21.

7. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф.  М. Инсан. 1992, с 4.

8. Дульнев Г.Н., там же, с 103,138,140.