Антонович Е.Н.
О
ВЗАИМОСВЯЗИ ЭТАПОВ РЕВОЛЮЦИИ И ЭВОЛЮЦИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
Предлагается новый метод познания – генодрево философии триединого
синтеза
(ФТС), который, на основе синтеза духа и материи, идеализма и
материализма,
позволяет дать новое понимание единства процессов революции и эволюции.
Ключевые слова: дух, материя,
противоположности, единство, синтез, анализ,
развитие, система, генодрево, уровни противоположностей, сферы общества.
Каждое
общество (государство) в ходе своей истории проходило через стадию революции,
смены существующей власти. Почему созданные в результате революции системы
власти имеют разные уровни устойчивости и разные (по длительности) сроки жизни?
Чем существенным разнятся революции в
Америке (приведшей к образованию нового государства - США) и в Западной Европе (сохранивших
старую форму государственности: Англия, Франция, …), создавшие максимально
устойчивые формы государства, от революции в России (приведшей к образованию
принципиально нового государства – СССР), создавшей государство средней
устойчивости (существовавшее около 70 лет) и современных «бархатных, оранжевых,
…» революций, создающих государства однодневки, имеющие низкий уровень
устойчивости и срок жизни?
В попытке
ответить на эти вопросы мы, используя (и критикуя) основы философий идеализма и
материализма, будем опираться на ФТС, синтезирующую в единое целое не только идеализм
и материализм, но отчасти и либерализм и марксизм (подробнее см.[1]).
Для лучшего понимания отличий ФТС от философий
идеализма и диалектического материализма (ДМ), мы вынуждены дать необходимые краткие
пояснения.
Структура генодрева
ФТС основана на развитии даосской философской системы ИЦЗИН, где
противоположности Инь и Ян (материальное и духовное начала), сходятся в монаде
- Тай Цзи или первичном единстве (которая в свою очередь образована из
Беспредельности или хаоса, см. только в [1] Рис 19). В дальнейшем это первичное
единство, при развитии (делении) на дуальные противоположности, превращается в системную
динамическую многоуровневую множественность (две монограммы, четыре диаграммы,
восемь триграмм и т.д.), раскрывающую содержание и взаимосвязи двойственных процессов развития
по вертикали и горизонтали (духовности и материальности) развития. Принцип (динамического)
взаимодействия (и сохранения) противоположностей в ИЦЗИНе (и в ФТС),
отрицающего их борьбу до уничтожения одной из них, соответствует современному
пониманию принципа (закона) дополнительности.
ФТС разработана автором, как диалектическая система дуалистического
монизма. В методе генодрева ФТС принято, что для объективного отражения
окружающего двуединого мира основные философские категории, начиная с духа и
материи, причины и следствия, составляют систему причинно-следственного,
стурктурно-логического, генетического единства динамически взаимосвязанных
противоположностей. Универсальный метод генодрева ФТС может использоваться как
в теории познания (Рис 49,34), так и развития социальных систем (Рис 47 и др.).
На генодреве
причинно-следственных взаимосвязей основных философских категорий (Рис 65)
показаны различные уровни противоположностей динамических взаимосвязей тезиса и
антитезиса (причины и следствия, духа и материи) по горизонтали: 1-2-4-8-… (где
цикличность взаимосвязей: на 2-м уровне -
кольцевая, на 3-м – спиральная) и вертикали: 0, 1-2, 1-2-3-4, 1-…-8
(полная нумерация вертикальных ступеней 3-го уровня дана на Рис 47 и др.). На
0-м уровне противоположностей генодрева показано исходное единство
противоположностей (логика И-И): причины и следствия (активного и пассивного
начала, Ян и Инь, духа и материи), которое является истинной причиной
взаимодействия (всего со всем). На первом уровне (логика ИЛИ-ИЛИ) -
генетическое взаимодействие дуальных противоположностей (объяснимое принципом
дополнительности): Тезиса (активного начала, сознания, духа, причины) и
Антитезиса (пассивного начала, материи, вещи, следствия) за счет разности
потенциалов (различия) создает условия для их последующего изменения, развития.
При этом, можно предположить, что в свою очередь для: материального начала
(явления, движения, следствия) причиной является энергия; духовного начала
(сущности, причины, пространства) высшей причиной должно быть время, идея. Т.о.
можно сказать, что: высшей причиной возникновения пространства (или простой
причины) является время; для физического времени причиной может быть энергия
времени. На втором уровне противоположностей из духа (причины) и материи
(следствия) образуются взаимосвязи вторичных формообразующих категорий: времени
(идеи) и пространства (понятия, познания), энергии (формы, представления) и
движения (опыта, ощущения).
Нами принято,
что сознание и материя – две равноценные противоположности единого целого (сущности).
Эволюции и инволюция которых создает четыре возможных направления их развития
(см. Рис 66). Сознание первично при эволюции духовного начала (общественной
морали), материя – при инволюции материального (индивидуального) начала. Мы
понимаем эволюцию, как развитие от материального (индивидуального) к духовному
(общественному); инволюцию как обратное движение, что не противоречит
воззрениям древних (у древних, например, инволюция это вхождение духа в
материю). С началом процесса развития (деления целого на дуальные
противоположности) единая сущность сознание-материя (причина-следствие) формирует
структуру 4-х уровневой динамической целостности (время-пространство-энергия-движение),
взаимодействие и взаимосвязи которых, как философские категории и понятия, даны
нами на Рис 65.
Такое
понимание связи первоначал, отлично от идеализма и ДМ, развивает теорию
Эйнштейна, который считал, что материя определяет и формирует структуру единого
4-х мерного пространства-времени (на Рис 65 4-е элемента в физических процессах
можно понимать как одно – время, а 3 - направления пространства). В отличие от
ДМ, мы понимаем диалектическое развитие как двойственный
многоуровнево-иерархический, циклическо-ступенчатый процесс, в котором развитие
идет одновременно: по горизонтали (анализа – синтеза), количество уровней
которого соответствует числу уровней золотой прогрессии: 1 – 2 – 4 – 8 -… по
вертикали (круговое и спиральное движение), которое происходит на каждом горизонтальном уровне
(на: 2-м – циклическо-круговое: 1-2-3-4, 3-м – спирально-циклическое:
1-5,2-6,3-7,4-8).
Диалектическое
развитие познания по горизонтали (1-2-4-8-…) показывает процесс глубины
развития мышления от синтеза к анализу и
наоборот, отражая диалектическое
единство и взаимосвязь всех основных философий (и соответствующих им
принципов). Диалектическое развитие
можно представить в виде некоей объемной спирали, где познание (развитие) может
идти в двух направлениях: к вершине (синтезу – сходящаяся спираль), к основанию
(анализу – расширяющаяся спираль). Итоговое развитие (познание) в диалектике
ФТС можно представить как триединый синтез (откуда и название ФТС),
образованный единством первичного анализа и синтеза.
Понимание нами
диалектического развития в познании, как последовательно идущего в двух
противоположных направлениях анализа (расширяющейся спирали) и синтеза
(сходящейся спирали), противоречит исходным принципам, как синергетики, так и
ДМ, но примиряет две разные, борющиеся между собой, модели развития в
современной науке.
На генодреве диалектических принципов познания (подробнее см. Рис 49), основанном на единственной аксиоме целостности (двуединстве) мира (исходном универсальном принципе, на котором основан системный подход в ФТС), в отличие от идеализма и ДМ, показаны сами взаимосвязи и отношения всех принципов между собой.
1.1.
Аксиома целостности (единства)
двойственного мира: духа и материи (тезиса и антитезиса) и всеобщей взаимосвязи
явлений (объектов), всего со всем, равнозначности процессов анализа и синтеза,
единства и борьбы противоположностей (иначе – принцип дуалистического монизма).
Иначе можно сказать, что сознание, дух и материя (тезис и антитезис) – это две
стороны единой реальности, которые образуют диалектическое противоречие, где
обе стороны единого целого одновременно едины и противоречивы. Если в процессе
развития возникает одна противоположность, то неизбежна – другая, они раздельно
не существуют.
Следствия
аксиомы: 1. Окружающий нас мир – динамическое равновесие двух начал, отражающее
принцип двойственности (дуализма), дуальных противоположностей: духа (сознания)
и материи, причины и следствия, общественного и индивидуального и т.д.
2. Все материальные и идеальные объекты, составляющие
подвижное единство (которое наглядно отражается в идее китайской монады)
находятся во взаимной связи и взаимодействуют друг с другом (в универсальных
процессах развития, познания).
3.
Взаимодействие идеальных и материальных объектов (духа и материи)
осуществляется через категории движения, изменения, развития (подробнее см. Рис
65), которое в равной мере свойственны не
только материальному, но и духовному началу (сознанию).
4. Условие
развития (движения, изменения) – разность потенциалов духа и материи, энергии и
движения и т.д. (тезиса и антитезиса). Активизация одного из начал приводит к
двум направлениям развития: эволюции (приоритеты духовного, общественного
начала) и инволюции (приоритеты материального, индивидуального начала).
5. Развитие
(движение, изменение) дискретно (в форме объектов и полей), ступенчато и
иерархично, циклично и плавно, одновременно происходит в четырех направлениях
(синтеза и анализа, тезиса и антитезиса).
6. Ступенчатые процессы развития имеют одностороннюю
направленность (во времени): от целого к части, многому (по иерархии уровней:
1-2-4-… системного анализа генодрева ФТС). Двойственность процесса познания
требует обратного движения сознания от системного анализа к системному синтезу
(…4-2-1, уровням генодрева).
7. Цикличность движения, развития неизбежно рождает не
только мировой кругооборот излучения (поля) и вещества, но и превращение одного
в другое.
8. Из-за
незавершенности данной стадии и бесконечности циклов развития мира следует
сделать кантовский вывод, что мир одновременно имеет начало во времени и
ограничен в пространстве (тезис) и не имеет начала во времени и границ в
пространстве (антитезис), бесконечен во времени и пространстве.
В
системно-методологическом плане мы выделяем следующие взаимосвязанные
структурой генодрева принципы, развивающие идеи системности:
1)
Принцип
целостности, взаимосвязи всего со всем, требующий приоритета синтеза над анализом
(уровень исходного единства системы дуальных противоположностей), отражающий не
только двуединство окружающего мира (логику синтеза И-И), но и процессов познания: анализа и синтеза, теории
и практики, онтологии и гносеологии.
2)
Принцип
двойственности, дополнительности, деления (анализа) целого на парные
противоположности (Ян и Инь, Дух и Материя и др.), отражающий логику ИЛИ-ИЛИ
(первого уровня: тезиса и антитезиса), который на втором их уровне, разделяется
на 4-е генетически взаимосвязанных по вертикали принципа:
3)
Принцип
структурности.
4)
Принцип
иерархичности или целеполагания.
5)
Принцип
системного анализа и 6) системного синтеза.
При этом, первые два принципа: целостности
(Тай цзи, единство) и двойственности (Ян и Инь, Дух и Материя) следует отнести
к онтологическим принципам, остальные – к гносеологическим.
Системный
анализ в ФТС – принцип разделения целого на системно взаимосвязанные
противоположности тезиса и антитезиса, ступенчато ведущий развитие, познание от
общего к частному, отражающий диалектику процессов развития, познания (по
1-2-4-…уровням генодрева). Например, системный анализ генодрева Рис 47
показывает, что власть общества на первом уровне противоположностей следует
разделять на 2-е сферы: духовную и светскую, отражающую: духовно-общественное и материальное воспроизводство условий жизни.
Системный синтез – соединение различных
противоположностей (частей целого) в единое многоуровневое целое. Системный
синтез в ФТС – принцип создания качественно нового уровня глубины процесса
развития (познания), единства противоположностей (тезиса и антитезиса),
ступенчато ведущий развитие, познание от частного к общему (от анализа к
синтезу), отражающий целостность познания, на каждом из последовательно
взаимодействующих уровней генодрева (…4-2-1). Системный синтез включает синтез
по: уровням глубины генодрева и по вертикали каждого уровня. Так, например,
синтез 3-го уровня противоположностей генодрева Рис 47, показывает, что синтез
сфер философии (мировоззрения) и идеологии (религии) ведет к их единству–философско-идеологической
власти. Вертикальный синтез 2-го уровня противоположностей генодрева Рис 49,
показывает, что первичным синтезом старого и нового (снятием) этого уровня
является – принцип преемственности (синтеза нового и старого), на генодреве Рис
47 – им является сфера культуры общества (снимающая противоречие сфер:
экономики – госвласти). На третьем уровне противоположностей генодрева Рис 47
снятие противоречий двух вертикальных сфер в процессе эволюции общества
осуществляется третьей сферой (синтезирующей): 1-5 (2), 2-6 (3), 3-7 (4), т.е.
сферами: образа жизни, БСУ, идеологии. В процессе эволюции общества
противоречия сфер: экономики – политики должно сниматься ростом уровня культуры
образа жизни; образа жизни – системы воспитания, образования – единством
нравственности и компетентности ответственных лиц БСУ (БСУ и ССУ –
уравновешивающие друг друга системы управления: бюрократии и самоуправления);
БСУ – ССУ – уровнем нравственности идеологии.
В СССР эти требования эволюции не были известны ни ДМ, ни идеологии
коммунизма, и поэтому строго не выполнялись на всех уровнях (например, в образе
жизни вместо роста уровня культуры стихийно росло пьянство в быту и на работе).
Именно поэтому начавшаяся в СССР инволюция общества, сегодня в России, которая
вообще не имеет нравственной идеологии, завершается ускоренной его деградацией
и углублением кризиса (более подробно о взаимосвязях сфер общества в эволюции
см. [1]).
На основе
первопринципа, аксиомы целостности мира, универсальной иерархии структуры генодрева
мы предлагаем следующие взаимосвязанные системные принципы развития, познания ФТС
(Рис 49): 1.2. Принцип дуализма, исходного равенства первичных
противоположностей духа и материи (тезиса и антитезиса). 1.3. Принцип
двойственности направлений развития. 1.4. Принцип множественности и цикличности
процессов развития. 1.5. Принцип отмирания старого, разрушения (революции) 1.6.
Принцип восприятия, рождения нового, новых форм материи-сознания. 1.7. Принцип
преемственности в развитии, сохранения старого в новом (догматизма, инволюции
духовного начала). 1.8. Принцип создания нового (высшего) уровня единства
(синтеза, эволюции духовного начала). 1.9. Принцип общего циклического эволюционно-инволюционного
развития, направляемого критерием общественного развития – уровнем норм морали.
Анализ логики многоуровневого процесса
развития общества, обеспечивающего его прогрессивную эволюцию (см. только в [1]
Рис 94) показывает необходимость единства не только материальных (достигаемых,
как правило, через революцию), но и духовных ее условий, которые на втором
уровне генодрева приводят к единству 4-х видов эволюции и революции: 1)
политико-экономическая революция; 2) социально-управленческая революция; 3)
культурно-научная эволюция; 4) духовно-нравственная эволюция. Если первые два
вида не требуют длительного периода развития (видимо, поэтому зачастую революции
инспирируются извне, что характерно для нашего времени), то вторые два –
наоборот, невозможны без длительного процесса саморазвития общества. Поэтому,
можно сделать основной вывод, что революции, совершенные без необходимого
предварительного развития духовных условий (мировоззрения, идеологии, морали,
культуры общества и т.п., которые должны отрабатываться в программах
политических партий и на выборах) будут недолговечны и вредны для прогресса
общества. Критерием недолговечности отличаются современные «бархатные»,
«оранжевые» и др. революции, совершаемые с целью захвата власти (смены
неугодного режима), не ставящие перед собою долгосрочные цели эволюционного
развития общества. Основными причинами относительно недолговечного
существования СССР, следует признать недостаточный уровень эволюционного,
духовно-нравственного развития общества, его: мировоззрения, идеологии, морали,
культуры и ССУ - системы самоуправления, как важнейшей части единой системы
управления (подробнее см. [1]).
Исходя из
необходимости обеспечивать устойчивое, прогрессивно-эволюционное развитие
общества, система управления государством (состоящая из единства двух
подсистем: законодательной и исполнительной власти, иначе систем: - ССУ и БСУ,
подробнее см. только в [1] Рис 110), должна иметь определенную иерархию
взаимосвязанных целей: 1) стратегические (мировоззренческие,
духовно-нравственные) цели; 2) культурно-воспитательные, научные цели,
способствующие развитию и сохранению вышестоящих целей; 3) цели социальной
справедливости, укрепляющие социальное единство общества (основная задача
системы управления); 4) политико-экономические цели. Совершенно очевидно, что
большинство современных государств,
ставя перед собой только одну 4-ю цель (материального потребительства),
а не все 4-е взаимосвязанные цели развития, не только сужают спектр
собственного развития, но и ведут планету к глобальному экологическому и
нравственному кризису выживания.
Для углубления
понимания взаимосвязи процессов революционно-эволюционного развития общества
можно составить следующее генодрево. Второй уровень противоположностей
(составленный с учетом Рис 49, 94) имеет 4-е взаимосвязанных этапа: 1)
политико-экономический кризис старой власти (когда низы не хотят жить
по-старому, что приводит к недовольству низов, стихийным массовым выступлениям,
беспорядкам); 2) социально-управленческий кризис власти (когда верхи не могут
жить по-старому, и вынуждены принимать «ответные» меры, которые, как правило,
заканчиваются сменой самой власти); 3) новая власть, для перевода общества на
эволюционный путь развития должна начать его культурную эволюцию (основанную на
развитии системы воспитания, образования – принцип преемственности, синтеза
нового и старого на Рис 49); 4) духовно-нравственная эволюция общества, рост
уровня его морали, необходимый для его дальнейшего прогрессивн о-эволюционного
развития. На третьем уровне противоположностей углубление данного процесса
приводит к 8-и ступеням (взаимосвязи отражены нумерацией Рис 47): 1) массовые
выступления стихийного недовольства принимают форму экономических требований к
властям; 5) выдвижение политических требований (в котором начинают принимать
участие политические партии как внутри страны, так и силы извне); 2) управляемый
хаос, образованный противоборствующими силами, ведет революционную ситуацию к
росту бытовых проблем и насилия в обществе, что противоречит устоявшимся
культурным обычаям нации (нормам морали), это в свою очередь вызывает приход в
революцию новых сил; 6) нового слоя общества – интеллигенции, осуществляющей
духовное воздействие на власть; 3) в итоге власть имущие принимают «ответные»
меры (двух видов: жесткие или мягкие, дающие некоторые уступки низам), от
которых зависит дальнейшее развитие ситуации (взятие власти новой политической
силой, с соответствующими изменениями в системе управления или сохранения
старой системы власти); 7) приход новой власти, всегда ведет к образованию
новой (уступки низам требуют изменения в старой) законодательной системы государства
(высшей формой которой является широкая система самоуправления); 4)
законодательная власть формирует идеологию государства, начиная с ее
конституции; 8) конституция, идеология государства для обеспечения дальнейшего
прогрессивно-эволюционного развития общества должны дать новый толчок развитию
мировоззрения, общественной морали общества.
Вышеприведенный
анализ хода общественного развития (еще см. Рис 47,94) показывает не только
единство революции и эволюции (материального и духовного фактора), но и раскрывает
взаимосвязи сфер общества в процессах развития. Развитие общества - циклическое чередование
материальных (1-5, 3-7: политико-экономических и социальных), и духовных (2-6,
4-8) процессов. Эти процессы имеют 4-е уровня, начальные условия развития
которым задают 4-х вида идеологий: 1) экономические – при феодализме; 2)
социально-политические – при капитализме; 3) культурные (система воспитания и
образования) – при социализме; 4) духовно-нравственные (единая общественная
мораль) – при коммунизме, Но, максимального уровня развития эти процессы
получают при следующем виде общества, т.е. материальные процессы, экономика
получают максимальное развитие при капитализме. А духовно-нравственные – при
социализме и коммунизме. По уровню
развития духовных свобод и демократии, как власти большинства общества следует
различать 4-е уровня социально-политического развития: 1) феодализм (тоталитаризм)
– власть одного лица или меньшинства при духовной и материальной несвободе
большинства; 2) капитализм – реальные материальные и духовные свободы для
развития меньшинства при формальных свободах для большинства и диктатуре власти
меньшинства (буржуазии); 3) госсоциализм - реальные материальные и формальные духовные
свободы для развития большинства при реальной диктатуре власти меньшинства
(бюрократии); коммунизм – реальные духовные и материальные свободы для
развития большинства, при
демократической власти большинства (всевластия ССУ). Можно сделать вывод, что всю
полноту социальных процессов развития общества, основанных на единстве
материального и духовного, невозможно не только теоретически описать, используя
узкие философии (идеологии), основанные на противопоставлении этих начал
(идеализма или материализма), но и претворить в жизнь на низших стадиях
развития общества (феодализме, капитализме, госсоциализме). Подтверждение этому
выводу мы находим в истории.
Два основных
вида «ответных» мер на начало развития общества (революцию) власть имущих могут
привести к 4-м возможным видам решений. Первый – самый простой – диктаторский,
который в попытке сохранения старой власти, пытается остановить процесс
развития общества в начале его пути, применением силы (1-5,2=6=3). Местные
партии, интеллигенция, не имея развитой идеологии не готовы взять власть в свои
руки. Поэтому старая власть может упасть только при поддержке извне. Использование
интернета ускоряет революционные процессы организационно, но не идеологически.
Все основные философские, идеологические проблемы развития общества, в т.ч.
культурного и духовного развития, эта революция не способна разрешать, она
может их только задержать. По такому сценарию идет большинство идеологически
неподготовленных, навязываемых извне «бархатных», и поэтому недолговечных, революций. Второй – путь западных «демократий», когда либеральные
идеологические догмы, медленно изменяются, эволюционируют под воздействием
мелких экономических уступок низам, а кризисы власти разрешаются путем «смены» одной (надоевшей
избирателям) партии другой, идеологии которых практически не отличаются (или
отличаются незначительно) друг от друга. В результате чего низы не получают
доступа к законодательной власти – ССУ (1-5,2-6-3=), которую большинство может
взять только революционным путем. Третий путь – попытка низов, используя
материалистическую идеологию, захватив исполнительную и законодательную власть
(1-5,2-6-3=7), построить новое общество (СССР). Неразвитая идеология
марксизма-ленинизма не сумела обеспечить приоритетное развитие власти
большинства – органов ССУ. Органы демократического самоуправления (фабзавкомы,
РАБКРИН и др.), созданные революцией 1917г., в 1929 г. были ликвидированы и заменены бюрократическим
единоначалием. Вместо духовной эволюции, бюрократизация всех сфер общества
закономерно перевела его развитие на путь инволюции, которая закончилась узурпацией
всех видов власти бюрократией и в 1991-93г. ликвидацией самого государства. Основными
причинами поражения социализма в СССР мы считаем теоретическую незавершенность
марксизма-ленинизма, построенного на одностороннем учении ДМ. Процессы духовной
инволюции в современной России еще не закончены, их углубление может привести к
распаду самого государства. Четвертый путь – полный цикл эволюционного развития
общества, когда циклы его развития в материальных сферах продолжаются в духовных
(1-5,2-6,3-7,4-8). Только такое двойственное революционно-эволюционное
(духовно-материальное) развитие общества может привести к - высоко-духовному,
свободно-демократическому обществу (истинному коммунизму), способному разрешить
проблемы выживания человечества в современном глобальном кризисе.
Приложение: Рис 47, 49, 65, 66.
Литература:
1. Антонович Е.Н. Третий путь
развития философии и общества. ч.1. ФТС. СПб. Деан. 2007, 543с.