Антонович Е.Н.

         О ВЗАИМОСВЯЗИ ЭТАПОВ РЕВОЛЮЦИИ И ЭВОЛЮЦИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

 

   Предлагается новый метод познания – генодрево философии триединого синтеза

   (ФТС), который, на основе синтеза духа и материи, идеализма и материализма,

   позволяет дать новое понимание единства процессов революции и эволюции.

  Ключевые слова: дух, материя, противоположности, единство, синтез, анализ,

  развитие, система, генодрево, уровни противоположностей, сферы общества.

 

  Каждое общество (государство) в ходе своей истории проходило через стадию революции, смены существующей власти. Почему созданные в результате революции системы власти имеют разные уровни устойчивости и разные (по длительности) сроки жизни?  Чем существенным разнятся революции в Америке (приведшей к образованию нового государства - США) и в Западной Европе (сохранивших старую форму государственности: Англия, Франция, …), создавшие максимально устойчивые формы государства, от революции в России (приведшей к образованию принципиально нового государства – СССР), создавшей государство средней устойчивости (существовавшее около 70 лет) и современных «бархатных, оранжевых, …» революций, создающих государства однодневки, имеющие низкий уровень устойчивости и срок жизни?

  В попытке ответить на эти вопросы мы, используя (и критикуя) основы философий идеализма и материализма, будем опираться на ФТС, синтезирующую в единое целое не только идеализм и материализм, но отчасти и либерализм и марксизм (подробнее см.[1]).

  Для лучшего понимания отличий ФТС от философий идеализма и диалектического материализма (ДМ), мы вынуждены дать необходимые краткие пояснения.

  Структура генодрева ФТС основана на развитии даосской философской системы ИЦЗИН, где противоположности Инь и Ян (материальное и духовное начала), сходятся в монаде - Тай Цзи или первичном единстве (которая в свою очередь образована из Беспредельности или хаоса, см. только в [1] Рис 19). В дальнейшем это первичное единство, при развитии (делении) на дуальные противоположности, превращается в системную динамическую многоуровневую множественность (две монограммы, четыре диаграммы, восемь триграмм и т.д.), раскрывающую содержание  и взаимосвязи двойственных процессов развития по вертикали и горизонтали (духовности и материальности) развития. Принцип (динамического) взаимодействия (и сохранения) противоположностей в ИЦЗИНе (и в ФТС), отрицающего их борьбу до уничтожения одной из них, соответствует современному пониманию принципа (закона) дополнительности.  ФТС разработана автором, как диалектическая система дуалистического монизма. В методе генодрева ФТС принято, что для объективного отражения окружающего двуединого мира основные философские категории, начиная с духа и материи, причины и следствия, составляют систему причинно-следственного, стурктурно-логического, генетического единства динамически взаимосвязанных противоположностей. Универсальный метод генодрева ФТС может использоваться как в теории познания (Рис 49,34), так и развития социальных систем (Рис 47 и др.).

 На генодреве причинно-следственных взаимосвязей основных философских категорий (Рис 65) показаны различные уровни противоположностей динамических взаимосвязей тезиса и антитезиса (причины и следствия, духа и материи) по горизонтали: 1-2-4-8-… (где цикличность взаимосвязей: на 2-м уровне -  кольцевая, на 3-м – спиральная) и вертикали: 0, 1-2, 1-2-3-4, 1-…-8 (полная нумерация вертикальных ступеней 3-го уровня дана на Рис 47 и др.). На 0-м уровне противоположностей генодрева показано исходное единство противоположностей (логика И-И): причины и следствия (активного и пассивного начала, Ян и Инь, духа и материи), которое является истинной причиной взаимодействия (всего со всем). На первом уровне (логика ИЛИ-ИЛИ) - генетическое взаимодействие дуальных противоположностей (объяснимое принципом дополнительности): Тезиса (активного начала, сознания, духа, причины) и Антитезиса (пассивного начала, материи, вещи, следствия) за счет разности потенциалов (различия) создает условия для их последующего изменения, развития. При этом, можно предположить, что в свою очередь для: материального начала (явления, движения, следствия) причиной является энергия; духовного начала (сущности, причины, пространства) высшей причиной должно быть время, идея. Т.о. можно сказать, что: высшей причиной возникновения пространства (или простой причины) является время; для физического времени причиной может быть энергия времени. На втором уровне противоположностей из духа (причины) и материи (следствия) образуются взаимосвязи вторичных формообразующих категорий: времени (идеи) и пространства (понятия, познания), энергии (формы, представления) и движения (опыта, ощущения).

  Нами принято, что сознание и материя – две равноценные противоположности единого целого (сущности). Эволюции и инволюция которых создает четыре возможных направления их развития (см. Рис 66). Сознание первично при эволюции духовного начала (общественной морали), материя – при инволюции материального (индивидуального) начала. Мы понимаем эволюцию, как развитие от материального (индивидуального) к духовному (общественному); инволюцию как обратное движение, что не противоречит воззрениям древних (у древних, например, инволюция это вхождение духа в материю). С началом процесса развития (деления целого на дуальные противоположности) единая сущность сознание-материя (причина-следствие) формирует структуру 4-х уровневой динамической целостности (время-пространство-энергия-движение), взаимодействие и взаимосвязи которых, как философские категории и понятия, даны нами на Рис 65.

  Такое понимание связи первоначал, отлично от идеализма и ДМ, развивает теорию Эйнштейна, который считал, что материя определяет и формирует структуру единого 4-х мерного пространства-времени (на Рис 65 4-е элемента в физических процессах можно понимать как одно – время, а 3 - направления пространства). В отличие от ДМ, мы понимаем диалектическое развитие как двойственный многоуровнево-иерархический, циклическо-ступенчатый процесс, в котором развитие идет одновременно: по горизонтали (анализа – синтеза), количество уровней которого соответствует числу уровней золотой прогрессии: 1 – 2 – 4 – 8 -… по вертикали (круговое и спиральное движение), которое  происходит на каждом горизонтальном уровне (на: 2-м – циклическо-круговое: 1-2-3-4, 3-м – спирально-циклическое: 1-5,2-6,3-7,4-8).

  Диалектическое развитие познания по горизонтали (1-2-4-8-…) показывает процесс глубины развития  мышления от синтеза к анализу и наоборот, отражая диалектическое  единство и взаимосвязь всех основных философий (и соответствующих им принципов).  Диалектическое развитие можно представить в виде некоей объемной спирали, где познание (развитие) может идти в двух направлениях: к вершине (синтезу – сходящаяся спираль), к основанию (анализу – расширяющаяся спираль). Итоговое развитие (познание) в диалектике ФТС можно представить как триединый синтез (откуда и название ФТС), образованный единством первичного анализа и синтеза. 

  Понимание нами диалектического развития в познании, как последовательно идущего в двух противоположных направлениях анализа (расширяющейся спирали) и синтеза (сходящейся спирали), противоречит исходным принципам, как синергетики, так и ДМ, но примиряет две разные, борющиеся между собой, модели развития в современной науке.

  На генодреве диалектических принципов познания (подробнее см. Рис 49), основанном на единственной аксиоме целостности (двуединстве) мира (исходном универсальном принципе, на котором основан системный подход в ФТС), в отличие от идеализма и ДМ, показаны сами взаимосвязи и отношения всех принципов между собой.

  1.1. Аксиома  целостности (единства) двойственного мира: духа и материи (тезиса и антитезиса) и всеобщей взаимосвязи явлений (объектов), всего со всем, равнозначности процессов анализа и синтеза, единства и борьбы противоположностей (иначе – принцип дуалистического монизма). Иначе можно сказать, что сознание, дух и материя (тезис и антитезис) – это две стороны единой реальности, которые образуют диалектическое противоречие, где обе стороны единого целого одновременно едины и противоречивы. Если в процессе развития возникает одна противоположность, то неизбежна – другая, они раздельно не существуют.

  Следствия аксиомы: 1. Окружающий нас мир – динамическое равновесие двух начал, отражающее принцип двойственности (дуализма), дуальных противоположностей: духа (сознания) и материи, причины и следствия, общественного и индивидуального и т.д. 

2. Все материальные и идеальные объекты, составляющие подвижное единство (которое наглядно отражается в идее китайской монады) находятся во взаимной связи и взаимодействуют друг с другом (в универсальных процессах развития, познания).

 3. Взаимодействие идеальных и материальных объектов (духа и материи) осуществляется через категории движения, изменения, развития (подробнее см. Рис 65), которое в равной мере свойственны  не только материальному, но и духовному началу (сознанию).

 4. Условие развития (движения, изменения) – разность потенциалов духа и материи, энергии и движения и т.д. (тезиса и антитезиса). Активизация одного из начал приводит к двум направлениям развития: эволюции (приоритеты духовного, общественного начала) и инволюции (приоритеты материального, индивидуального начала).

 5. Развитие (движение, изменение) дискретно (в форме объектов и полей), ступенчато и иерархично, циклично и плавно, одновременно происходит в четырех направлениях (синтеза и анализа, тезиса и антитезиса).

6. Ступенчатые процессы развития имеют одностороннюю направленность (во времени): от целого к части, многому (по иерархии уровней: 1-2-4-… системного анализа генодрева ФТС). Двойственность процесса познания требует обратного движения сознания от системного анализа к системному синтезу (…4-2-1, уровням генодрева).

7. Цикличность движения, развития неизбежно рождает не только мировой кругооборот излучения (поля) и вещества, но и превращение одного в другое.

 8. Из-за незавершенности данной стадии и бесконечности циклов развития мира следует сделать кантовский вывод, что мир одновременно имеет начало во времени и ограничен в пространстве (тезис) и не имеет начала во времени и границ в пространстве (антитезис), бесконечен во времени и пространстве.

  В системно-методологическом плане мы выделяем следующие взаимосвязанные структурой генодрева принципы, развивающие идеи системности:

1)      Принцип целостности, взаимосвязи всего со всем, требующий приоритета синтеза над анализом (уровень исходного единства системы дуальных противоположностей), отражающий не только двуединство окружающего мира (логику синтеза И-И), но и  процессов познания: анализа и синтеза, теории и практики, онтологии и гносеологии.

2)      Принцип двойственности, дополнительности, деления (анализа) целого на парные противоположности (Ян и Инь, Дух и Материя и др.), отражающий логику ИЛИ-ИЛИ (первого уровня: тезиса и антитезиса), который на втором их уровне, разделяется на 4-е генетически взаимосвязанных по вертикали принципа:

3)      Принцип структурности.

4)      Принцип иерархичности или целеполагания.

5)      Принцип системного анализа и 6) системного синтеза.

  При этом, первые два принципа: целостности (Тай цзи, единство) и двойственности (Ян и Инь, Дух и Материя) следует отнести к онтологическим принципам, остальные – к гносеологическим.

   Системный анализ в ФТС – принцип разделения целого на системно взаимосвязанные противоположности тезиса и антитезиса, ступенчато ведущий развитие, познание от общего к частному, отражающий диалектику процессов развития, познания (по 1-2-4-…уровням генодрева). Например, системный анализ генодрева Рис 47 показывает, что власть общества на первом уровне противоположностей следует разделять на 2-е сферы: духовную и светскую, отражающую: духовно-общественное  и материальное воспроизводство условий жизни.

  Системный синтез – соединение различных противоположностей (частей целого) в единое многоуровневое целое. Системный синтез в ФТС – принцип создания качественно нового уровня глубины процесса развития (познания), единства противоположностей (тезиса и антитезиса), ступенчато ведущий развитие, познание от частного к общему (от анализа к синтезу), отражающий целостность познания, на каждом из последовательно взаимодействующих уровней генодрева (…4-2-1). Системный синтез включает синтез по: уровням глубины генодрева и по вертикали каждого уровня. Так, например, синтез 3-го уровня противоположностей генодрева Рис 47, показывает, что синтез сфер философии (мировоззрения) и идеологии (религии) ведет к их единству–философско-идеологической власти. Вертикальный синтез 2-го уровня противоположностей генодрева Рис 49, показывает, что первичным синтезом старого и нового (снятием) этого уровня является – принцип преемственности (синтеза нового и старого), на генодреве Рис 47 – им является сфера культуры общества (снимающая противоречие сфер: экономики – госвласти). На третьем уровне противоположностей генодрева Рис 47 снятие противоречий двух вертикальных сфер в процессе эволюции общества осуществляется третьей сферой (синтезирующей): 1-5 (2), 2-6 (3), 3-7 (4), т.е. сферами: образа жизни, БСУ, идеологии. В процессе эволюции общества противоречия сфер: экономики – политики должно сниматься ростом уровня культуры образа жизни; образа жизни – системы воспитания, образования – единством нравственности и компетентности ответственных лиц БСУ (БСУ и ССУ – уравновешивающие друг друга системы управления: бюрократии и самоуправления); БСУ – ССУ – уровнем нравственности идеологии.  В СССР эти требования эволюции не были известны ни ДМ, ни идеологии коммунизма, и поэтому строго не выполнялись на всех уровнях (например, в образе жизни вместо роста уровня культуры стихийно росло пьянство в быту и на работе). Именно поэтому начавшаяся в СССР инволюция общества, сегодня в России, которая вообще не имеет нравственной идеологии, завершается ускоренной его деградацией и углублением кризиса (более подробно о взаимосвязях сфер общества в эволюции см. [1]).

  На основе первопринципа, аксиомы целостности мира, универсальной иерархии структуры генодрева мы предлагаем следующие взаимосвязанные системные принципы развития, познания ФТС (Рис 49): 1.2. Принцип дуализма, исходного равенства первичных противоположностей духа и материи (тезиса и антитезиса). 1.3. Принцип двойственности направлений развития. 1.4. Принцип множественности и цикличности процессов развития. 1.5. Принцип отмирания старого, разрушения (революции) 1.6. Принцип восприятия, рождения нового, новых форм материи-сознания. 1.7. Принцип преемственности в развитии, сохранения старого в новом (догматизма, инволюции духовного начала). 1.8. Принцип создания нового (высшего) уровня единства (синтеза, эволюции духовного начала). 1.9. Принцип общего циклического эволюционно-инволюционного развития, направляемого критерием общественного развития – уровнем норм морали.

  Анализ логики многоуровневого процесса развития общества, обеспечивающего его прогрессивную эволюцию (см. только в [1] Рис 94) показывает необходимость единства не только материальных (достигаемых, как правило, через революцию), но и духовных ее условий, которые на втором уровне генодрева приводят к единству 4-х видов эволюции и революции: 1) политико-экономическая революция; 2) социально-управленческая революция; 3) культурно-научная эволюция; 4) духовно-нравственная эволюция. Если первые два вида не требуют длительного периода развития (видимо, поэтому зачастую революции инспирируются извне, что характерно для нашего времени), то вторые два – наоборот, невозможны без длительного процесса саморазвития общества. Поэтому, можно сделать основной вывод, что революции, совершенные без необходимого предварительного развития духовных условий (мировоззрения, идеологии, морали, культуры общества и т.п., которые должны отрабатываться в программах политических партий и на выборах) будут недолговечны и вредны для прогресса общества. Критерием недолговечности отличаются современные «бархатные», «оранжевые» и др. революции, совершаемые с целью захвата власти (смены неугодного режима), не ставящие перед собою долгосрочные цели эволюционного развития общества. Основными причинами относительно недолговечного существования СССР, следует признать недостаточный уровень эволюционного, духовно-нравственного развития общества, его: мировоззрения, идеологии, морали, культуры и ССУ - системы самоуправления, как важнейшей части единой системы управления (подробнее см. [1]).

  Исходя из необходимости обеспечивать устойчивое, прогрессивно-эволюционное развитие общества, система управления государством (состоящая из единства двух подсистем: законодательной и исполнительной власти, иначе систем: - ССУ и БСУ, подробнее см. только в [1] Рис 110), должна иметь определенную иерархию взаимосвязанных целей: 1) стратегические (мировоззренческие, духовно-нравственные) цели; 2) культурно-воспитательные, научные цели, способствующие развитию и сохранению вышестоящих целей; 3) цели социальной справедливости, укрепляющие социальное единство общества (основная задача системы управления); 4) политико-экономические цели. Совершенно очевидно, что большинство современных государств,  ставя перед собой только одну 4-ю цель (материального потребительства), а не все 4-е взаимосвязанные цели развития, не только сужают спектр собственного развития, но и ведут планету к глобальному экологическому и нравственному кризису выживания.

  Для углубления понимания взаимосвязи процессов революционно-эволюционного развития общества можно составить следующее генодрево. Второй уровень противоположностей (составленный с учетом Рис 49, 94) имеет 4-е взаимосвязанных этапа: 1) политико-экономический кризис старой власти (когда низы не хотят жить по-старому, что приводит к недовольству низов, стихийным массовым выступлениям, беспорядкам); 2) социально-управленческий кризис власти (когда верхи не могут жить по-старому, и вынуждены принимать «ответные» меры, которые, как правило, заканчиваются сменой самой власти); 3) новая власть, для перевода общества на эволюционный путь развития должна начать его культурную эволюцию (основанную на развитии системы воспитания, образования – принцип преемственности, синтеза нового и старого на Рис 49); 4) духовно-нравственная эволюция общества, рост уровня его морали, необходимый для его дальнейшего прогрессивн о-эволюционного развития. На третьем уровне противоположностей углубление данного процесса приводит к 8-и ступеням (взаимосвязи отражены нумерацией Рис 47): 1) массовые выступления стихийного недовольства принимают форму экономических требований к властям; 5) выдвижение политических требований (в котором начинают принимать участие политические партии как внутри страны, так и силы извне); 2) управляемый хаос, образованный противоборствующими силами, ведет революционную ситуацию к росту бытовых проблем и насилия в обществе, что противоречит устоявшимся культурным обычаям нации (нормам морали), это в свою очередь вызывает приход в революцию новых сил; 6) нового слоя общества – интеллигенции, осуществляющей духовное воздействие на власть; 3) в итоге власть имущие принимают «ответные» меры (двух видов: жесткие или мягкие, дающие некоторые уступки низам), от которых зависит дальнейшее развитие ситуации (взятие власти новой политической силой, с соответствующими изменениями в системе управления или сохранения старой системы власти); 7) приход новой власти, всегда ведет к образованию новой (уступки низам требуют изменения в старой) законодательной системы государства (высшей формой которой является широкая система самоуправления); 4) законодательная власть формирует идеологию государства, начиная с ее конституции; 8) конституция, идеология государства для обеспечения дальнейшего прогрессивно-эволюционного развития общества должны дать новый толчок развитию мировоззрения, общественной морали общества.

 Вышеприведенный анализ хода общественного развития (еще см. Рис 47,94) показывает не только единство революции и эволюции (материального и духовного фактора), но и раскрывает взаимосвязи сфер общества в процессах развития. Развитие  общества - циклическое чередование материальных (1-5, 3-7: политико-экономических и социальных), и духовных (2-6, 4-8) процессов. Эти процессы имеют 4-е уровня, начальные условия развития которым задают 4-х вида идеологий: 1) экономические – при феодализме; 2) социально-политические – при капитализме; 3) культурные (система воспитания и образования) – при социализме; 4) духовно-нравственные (единая общественная мораль) – при коммунизме, Но, максимального уровня развития эти процессы получают при следующем виде общества, т.е. материальные процессы, экономика получают максимальное развитие при капитализме. А духовно-нравственные – при социализме и коммунизме.  По уровню развития духовных свобод и демократии, как власти большинства общества следует различать 4-е уровня социально-политического развития: 1) феодализм (тоталитаризм) – власть одного лица или меньшинства при духовной и материальной несвободе большинства; 2) капитализм – реальные материальные и духовные свободы для развития меньшинства при формальных свободах для большинства и диктатуре власти меньшинства (буржуазии); 3) госсоциализм -  реальные материальные и формальные духовные свободы для развития большинства при реальной диктатуре власти меньшинства (бюрократии); коммунизм – реальные духовные и материальные свободы для развития  большинства, при демократической власти большинства (всевластия ССУ). Можно сделать вывод, что всю полноту социальных процессов развития общества, основанных на единстве материального и духовного, невозможно не только теоретически описать, используя узкие философии (идеологии), основанные на противопоставлении этих начал (идеализма или материализма), но и претворить в жизнь на низших стадиях развития общества (феодализме, капитализме, госсоциализме). Подтверждение этому выводу мы находим в истории.

  Два основных вида «ответных» мер на начало развития общества (революцию) власть имущих могут привести к 4-м возможным видам решений. Первый – самый простой – диктаторский, который в попытке сохранения старой власти, пытается остановить процесс развития общества в начале его пути, применением силы (1-5,2=6=3). Местные партии, интеллигенция, не имея развитой идеологии не готовы взять власть в свои руки. Поэтому старая власть может упасть только при поддержке извне. Использование интернета ускоряет революционные процессы организационно, но не идеологически. Все основные философские, идеологические проблемы развития общества, в т.ч. культурного и духовного развития, эта революция не способна разрешать, она может их только задержать. По такому сценарию идет большинство идеологически неподготовленных, навязываемых извне «бархатных», и поэтому недолговечных,  революций.  Второй – путь западных «демократий», когда либеральные идеологические догмы, медленно изменяются, эволюционируют под воздействием мелких экономических уступок низам, а кризисы власти  разрешаются путем «смены» одной (надоевшей избирателям) партии другой, идеологии которых практически не отличаются (или отличаются незначительно) друг от друга. В результате чего низы не получают доступа к законодательной власти – ССУ (1-5,2-6-3=), которую большинство может взять только революционным путем. Третий путь – попытка низов, используя материалистическую идеологию, захватив исполнительную и законодательную власть (1-5,2-6-3=7), построить новое общество (СССР). Неразвитая идеология марксизма-ленинизма не сумела обеспечить приоритетное развитие власти большинства – органов ССУ. Органы демократического самоуправления (фабзавкомы, РАБКРИН и др.), созданные революцией 1917г., в 1929 г. были  ликвидированы и заменены бюрократическим единоначалием. Вместо духовной эволюции, бюрократизация всех сфер общества закономерно перевела его развитие на путь инволюции, которая закончилась узурпацией всех видов власти бюрократией и в 1991-93г. ликвидацией самого государства. Основными причинами поражения социализма в СССР мы считаем теоретическую незавершенность марксизма-ленинизма, построенного на одностороннем учении ДМ. Процессы духовной инволюции в современной России еще не закончены, их углубление может привести к распаду самого государства. Четвертый путь – полный цикл эволюционного развития общества, когда циклы его развития в материальных сферах продолжаются в духовных (1-5,2-6,3-7,4-8). Только такое двойственное революционно-эволюционное (духовно-материальное) развитие общества может привести к - высоко-духовному, свободно-демократическому обществу (истинному коммунизму), способному разрешить проблемы выживания человечества в современном глобальном кризисе. 

 

Приложение: Рис 47, 49, 65, 66.

Литература:

1. Антонович Е.Н. Третий путь развития философии и общества. ч.1. ФТС. СПб. Деан. 2007, 543с.