Юмор - источник долголетия, здоровья и даже бессмертия.

 

 

А.Ф. Кони хорошо сказал, что недостаток юмора, это очень значительный недостаток. Великий, великолепный знаток права А.Ф. Кони хорошо это понимал, но это понимали и в седой древности.

- О, великий сын неба, народ плачет, плачет народ, стонет, - докладывает визирь султану.

- Плачет, но платит?

- Платит.

- Тогда - дави, дави.

И так несколько раз обращался визирь к султану, и все получал одно и тоже в ответе:

- Платит.

- Тогда дави.

И вот однажды визирь сказал: «О, великий сын неба, народ уже стонет, и не только плачет, но и смеется».

- Тогда послабь, послабь немножко.

Вот нынче у нас такая веселая эпоха, она явно выражается в смехе. Любой журнал, газетку заглянь и даже по радио обыкновенно очень много россыпи этого юмора. Правда бывает пустой смех, но все-таки много содержательного. Философия тоже бывает пустая болтовня и неспроста народ говорит: «Во расфилософствовался», т.е. разболтался. Однако, все-таки это факт того, что народ начинает смеяться. И вот если вспомнить еще немножко ни так давние прошлое, и как говорил Салтыков-Щедрин и даже не совсем прошлое, а просто деликатности притворяется прошлым. Вот, например, весна 1953 года меня первый раз арестовали, я еще не знал, что меня задержали КГБ по анекдоту, потом я его скажу, потом я сам его узнал попозже, когда меня значит, отвели эти два молодчика в кутузку и стали допрашивать:

- Молодой человек, (ну мне было 18 лет), что вы такой веселый?

Я говорю: «ну, улыбается мне».

- Ну, как же такое событие, умер великий И.В. Сталин, а вы смеетесь.

Я говорю: «Ну, смешно мне».

Мне долго и упорно объясняли, что так нельзя, что событие очень такое трагическое и надо плакать, как многие плакали, а я смеялся. Потом гораздо позже я узнал, так, когда и сам уже посидел немножко в зоне, в политзоне, тогда значит, я узнал - за что ты сидишь? Я - антисоветски улыбался, так вот я не знал, что это есть антисоветская улыбка, а ты за что сидишь? Я - антисоветски молчал, ну, т.е. это как бы за слова, за какие-то мимические действия, но были и за дела сажали, например, один отсидел почти четвертак, его спрашивают: «Ты чего сидел»? «Да знаешь, это когда был субботничек первый, то когда Ленин нес бревно, я присел, и вот с тех пор четвертак отсидел».

Конечно, все если это вразумить, было бы по истине смешно, если не было так грустно. И все-таки здесь в нашем смехе который усиливается, есть такое знамение времени, мы начинаем смеяться, нам смешно… Ну, например, такие вещи, анекдотик тоже.

 

Сидит дама в садике, подходит к ней мужчина и говорит:

- Простите, мне кажется вы депутат?

Она с удовольствием говорит: «Да, а как вы догадались?».

Да, у вас лицо глупое, – сказал мужчина.

Она обиделась и говорит: «У вас тоже глупое».

Мужчина отвечает: «Понимаете, я ведь тоже депутат».

 

Конечно, оглупляя других надо подумать, не дурак ли ты сам. Ну, не все депутаты такие глупые и потом надо решить еще, что значит умно, что значит глупо. Вот, например, совершенно теплое такое событие, которое происходит, наши думные не такие видно глупые  или … трудно решить.  Ну, пускай я не буду решать. Вот один журналист по радио говорит: «Интересно, в нашем законодательном собрании, так сказать всероссийском собрании принимают решение, что надо всем депутатам и государственным служащим в много порядков повысить оклады, у них и так они не маленькие, не голодные сидят». Это они говорится, выполняют закон по борьбе с бедностью, как же тогда объяснить. Объяснение такое, чтобы эти депутаты и государственные служащие не брали взяток и вообще не крали. Тогда наш журналист, по радио на днях буквально, хорошо прокомментировал это явление, он сказал: «Давайте будем логичными, поймали вора, дадим ему миллиончик, два рублей или долларов, и, скажем, слушай, перестань воровать, на живи». Но не знаю, так ли это получается, т.е. борьба с бедностью обращается борьбой с бедными. Ну, и мы понимаем, что в той же Думе в несколько порядков повышая себе оклады, там дебатируют о том, там дебаты разводят, на 50 рублей или на 30 рублей или на 100 рублей повысить или понизить какие-то там льготы, которые отнимают.

То есть у пенсионеров, которых, к сожалению, называют почему-то как бы не нужными людьми, вообще они лишние, ну, правда в лоб так не говорят, ну, практически так считают, что это какие-то дармоеды, поэтому надо лишить их льгот.

Теперь, если кто-то собирался, вот с нового года видно так и будет, дадут какие-то копеечки, на которые ни в трамваи, ни в автобусе не проедешь, а ему надо в больницу ездить на профилактику или допустим еще что-то, и тогда получится, что он так будет потихонечку вымирать. Интересно, ни такие они уж наверно глупые эти депутаты, правда, разобраться, что значит ум.

Ум.  Говорят, умеешь жить. Да он умен, умеет жить. Но уметь жить, как это понимать? Вот я как-то разговаривал по телефону с одним и говорил ему, он говорит: «Ты знаешь, я был занят, я так был занят, я мало спал, работал». Я говорю: «Я тоже работал, тоже мало спал сегодня». Телефонный разговор. А он мне говорит: «Какая же твоя работа, когда ты не приобретаешь от этого денег». А сам он работает, заведует фирмой одной и выколачивает неплохие денежки. Получается так, что человек оценивает, а другой так сказал мне по телефону, я спрашивал какое метро недалеко от его места, где он живет, а он говорит: «Да, что вы у вас даже машины нет?!», т.е. человек начинает измеряться очень у многих не знаю, умные они или неумные, измеряться ни самой человечностью какой-то, а значит количеством денег, качество человека начинает измеряться количеством его денег, занимаемой должностью и так далее, ну, это тоже старо, это давно  было, было и до революции и даже пораньше. Ну, думаю, что сейчас ни все так безнадежно, если посмотреть, даже читать классиков всех наших там, ну, каких там, да любых…  Чехова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина. Всех наших классиков не надо в историю заглядывать, они хорошо реалистично рисуют прошлую жизнь,  и тогда создается какое-то впечатление, что вроде бы ничего не поменялось, те же  самые минусы, те же самые плюсы, если были какие-то паузы то поменялась какая-то форма, но все-таки перемена идет великая. Я не говорю о загрязнении среды, я не говорю о загрязнении источников и об истощении, о распродаже лесов, все это тоже было, но не в такой мере, но в тоже время сейчас отрадное явление заметно, кроме смеха, появляется у нас правда, т.е. начинаем вслух говорить правду, уже, слава Богу, в дурдом, в тюрьму и под расстрел не посылают тех, кто говорит правду.

И вот я надеюсь, это вот появление смеха и правды должно нас спасти. Дай то Бог.

Предлагаю читателю, глянуть сочинение Салтыкова-Щедрина, том седьмой, Москва, 1969 год, стр. 100.,  вот про это умение жить там хорошо разъясняется. Я немножко как бы покажу: «Нынче, мой друг, народ ни то, что прост, а как-то очень уж глуп, стал, все сам себя обманывает, все сам себя прельщает, даже словно сам у себя украсть хочет. Назовет эту вещь другим именем и думает, что, и вещь другая сделалась, ну одним словом это называется принцип умения жить. А глянешь в глубинку, – это просто мошенничество. Эти слова принадлежат не мне, а бабушке Прасковье Павловне». Ну, и так далее Салтыков-Щедрин внимательно разбирает, вот, например он так замечает вроде бы это им сказано 1868 год. Прошло уже более 100 лет, что как ни посмотришь везде это принцип умения жить. Тот приобрел многоэтажный дом, другой стянул железную дорогу, что интересно, это действительно факт был исторический, там стянул железную дорогу, тут у нас кто-то продаст там лес, продаст не ему принадлежащее еще что-то, ну, короче торгуют, возможно, Россией. И мы это в общем то и сами видим, замечаем, но мы ничего не можем сделать. Так сказать толпа одним словом, как Салтыков-Щедрин говорит. Толпа не бессильна, и в то же время несильна. Ну, в общем, я намекаю просто, чтобы немножко обратить внимание на наших предков, и сравнить, что здесь действительно неголословно я говорю, а серьезно, так действительно перемен-то особых не было с тех пор. Но опять перелистываю. «Как ни несомненно мое уважение к старой бабушке, я ни под каким видом не могу согласиться с нею, принцип умения жить и мошенничества две равные великие, но в то же время совершенно различные силы. Большая разница вырвать у ближнего изо рта кусок наглым образом и вынуть тот же кусок так чтобы никто не заметил. На сколько первое зазорно, невежливо и оскорбительно, на сколько второе естественно и законно». Вот так пишет Салтыков-Щедрин. Мы знаем, как он шутил и дальше, например, хорошее у него есть соображение по поводу газетчика. «Обманщик газетчик и легковерный читатель» так называется его этот этюдик. «Жил-был газетчик и жил-был читатель. Газетчик был обманщик, все обманывал, а читатель был легковерный и всему верил». И так далее. Ну, короче я сокращенно перескажу, приглашаю самим внимательно посмотреть, эту его заметочку. Одним словом так получалось, что когда газетчик на лжи нажил там сколько-то себе состояния, то ему сказали, что слушай, ну, хватит тебе лгать-то, нужно правды, правды не хватает в жизни. Ну, тут газетчик и подумал, что когда к горлу с ножом пристают, правды требуют, так я и сам истосковался по правде. И начал, как говориться, правдой донимать. Ну, на правде еще больше нажил. Вот это такие шуточки, ну, немножко горькие, ну, ладно, ну, что сделаешь. Не горче, чем сама наша жизнь.

А ведь так получается, что у каждой-то шутки есть всегда доля правды.

Правду хоть и уважают, но недолюбливают, а шутку любят все, хотя особым уважением не пользуется она. Но все-таки есть взаимодействие между ними, тут интересно подумать на тему, что шутка как бы идет впереди, и показывает слону дорогу чтоб он в лавке не наломал кое-чего, иначе говорить будет не о чем. Ну, слон в посудной лавке это относится не только к шуточке и к правде, это относится к науке. Я думаю, что наука сегодня много себя показала как слон в посудной лавке, внимательно присмотреться к ней. А почему наука у нас как слон в посудной лавке? И правда, сейчас, тоже как-то немножечко грустно и весело, что научные работники возмущены, что им приходится, вместо того чтобы сидеть в тихом и спокойном кабинетике и нести ахинею, как раньше-то спокойно было, если он хорошо пристроился, то приходится немножко думать, или пойдешь улицу подметать, а то и бутылки собирать на помойке. Да, так вот мне почему-то думается хотя я сочувствую этим нашим интеллигентам, но в то же время верю, что это тоже не спроста и думаю, мы как интеллигенты тоже заслужили такое к себе отношение, потому что часто были слонами в посудной лавке. Ну, посмотрите, что продукция современности, она ведь не просто выскочили откуда-то неизвестно откуда, хлеб растет не в магазине; танки, трактора и автомобили появляются не сами собой везде труд, везде наука. Ну, в этой в науке есть позитивная сторона за которую мы так цепляемся и аплодируем науке. Надо же? А немножечко стоит глянуть, а откуда же у нас тогда те казусы, те неприятности; там и этот парниковый эффект и отравление воздуха, и загрязнение среды и т.д. и т.п. То это тоже получается продукт науки, который осуществляется не просто так, что сидит в кабинете, нарисовал чего-то, а потом само появилось тоже не так, участвуют и те, которые это делают. Вот сейчас ошалели просто от этих автомобилей, везде уже начинают соображать, как говорится «пока гром не грянет, не перекрестимся». Кажется автомобиль это не роскошь – средство передвижения, надо внимательно посмотреть, что иногда пешком легче пройти, чем передвинуться на этом автомобиле. Ну, это все очень известно, я просто намекаю и призываю посмотреть, как говориться, ни только мне одному солоно от этого мне может быть и тоже приятно как в этой ну, это не хорошая приятность, что не мне одному тяжело, ни мне одному трудно, но все-таки когда сообща мы видим это, то вроде бы и сам переживаешь тоже самое.

Есть в этом и практическая польза, например, не зря сказано и не мимо сказано: «народ дунет – будет буря, а плюнет - будет потоп». Когда, наконец, вот так сообща будет приложение сил, то вообще все результат нашей общественной и общей деятельности. Поэтому все мы во общем, в какой мере и грешны, и повинны. Вадим Шефнер хорошо сказал:

Мы все в грехах, как трава в росе.

         Святых между нами нет.

         А если ты свят – ты мне не брат.

         Не друг мне и не сосед.

 

Ну, что интересно, если немножко вспомнить и те, сейчас повторяю я уже, что появляются анекдоты, появляются шуточки повсюду, и письменно и изустно, слава Богу, можно пошутить.

Ветеран КПСС так размышляет: «Сплю, - говорит я и снится мне, что я на партийном собрании. Просыпаюсь и впрямь на партийном собрании». А наш  недавний советский оратор говорит: «Во глупые люди! Два часа им объяснял, сам уже понял, а они все еще не понимают».

Теперь такое было; значит, из дурдома выписывают больного. Его вылечили. Сидит профессор и два ассистента, и говорят: «Ну, что Иванов, ты уже не болен. Завтра на выписку ты уже здоров. «Спасибо», - говорит пациент. «Спасибо». «Ты уже знаешь, ты не зерно, тебя никто не склюет». Но пациент глянул в окошко, а там по двору этого дурдома гуляет петух. И он говорит: «А ему вы доказали». Это вроде шуточка, на самом деле здесь тоже есть своя философская мысль. Потому что одно дело я знаю, что я не зерно, а другое – чтоб тот знал, кто меня склевать может.

То есть мое убеждение такое, что серьезные анекдоты, как я уже сказал, это действительно живая философия, народная философия, народная мудрость, как бы народ исчерпал в пословицах, поговорках, загадах и перешел на такие вот формы, как анекдот. Не всякий анекдот удачный, но вообщем- то он шевелит нашу душу, активизирует наш дух и позволяет нам начинать мыслить. Он, - говорят - всю жизнь собирался с мыслями, но собрание так и не состояло. Я все это к тому говорю, что мне тоже хочется поделиться, в свое время мне не так легко было делиться, потому что когда я стал очень активно себя проявлять, то меня отправили подумать в Мордовию. Один мой знакомый, когда его в связи со связью особо опасного государственного преступника, как меня величали, я даже удивлялся, как это так, непросто государственный преступник как Чернышевский, а особо опасный государственный преступник так вот этого моего знакомого, когда объясняли ему в чем суть дела, то он спросил, находясь на допросе в КГБ:

 - Простите, а что же тогда значит «свобода слова», о которой написано у нас в конституции?».

- Свобода, молодой человек, он молодой тогда еще был, это все что услышал по радио, прочитал в газете, свободно сколько угодно раз повторил.

- А если у меня свои мысли?

- Свои мысли можешь только сам себе и сказать, а если скажешь другому, это уже будет пропаганда, распространение. За это мы будем судить и сажать.

Так понималась свобода, свобода слова и т.д. Ну, сейчас, правда, можно говорить, я, повторяя отрадно думать, что это правда – шутки и шуточная правда, нас будет спасать. Вообще правда, она не может повредить. Так я думаю, хотя она глаза колет, хотя она горькая правда, но она все равно пробивает дорогу. Мы живем по правде, живем, так как есть, а не так как мы измышляем.

Вот, ну, опять те недавние времена, которые притворяются так сказать «бывшим», одна пожилая женщина, не пожилая – то же пенсионерка смотрит, куда-то пропал ее старичок, она стала искать везде, звонила и в милицию и в скорую помощь, нигде нет его, тогда ей сказали:

 «Сходи в этот Большой Дом т.е. КГБ».

Она пошла и говорит: «Сынки, случайно нет тут моего старика?»

«Как фамилия?»

«Иванов».

«А, здесь он здесь».

И она всплеснула руками и сказала: «Сколько раз я ему говорила, не болтай ты как радио».

Сейчас нам все смешно и философия и болтовня. И болтовня, бывает выдает себя за философию, а философию - за болтовню, но все таки правда пробивается.

Шуточки, которые я тут употребляю, может найти каждый и во всей прессе и услышать по радио, по телеку даже. Есть большие ассы, я не буду называть их фамилии, чтобы не делать им рекламу, они и так рекламированы хорошо. Очень хорошо, что есть у нас юмористы-ассы. И теперь они бесстрашно выходят, спокойно могут пошутить на любую тему. Вот и, слава Богу!

В два часа ночи, у доктора раздался телефонный звонок.

- Приезжайте, пожалуйста, скорее! Наш мальчик проглотил штопор.

Безропотно вздохнув, доктор стал подниматься с кровати и одеваться, когда он уже был почти готов и собрался уходить, раздался опять телефонный звонок.

- Доктор, можете, не беспокоиться. Мы отыскали штопор, так что все в порядке.

Шутки бывают и мрачные. Ну, ладно. Значит все что я говорю, это известно во общем то всем, я повторяюсь и выражаю соучастие, солидарность со всем, что я говорю. И тоже испытываю удовлетворение, потому что отсидев срок и потом меня так сказать немножко помучили после срока, вот … так называемой «свободе» о которой я в свое время мечтал… Поэтому мне приятно видеть какие-то результаты положительные, опять же это правда. Спасительно, если спасающая правда - эта. Я немножко робею об этой правде распространяться, и потому что не могу заявлять монополию на эту правду, не то, что не могу и не должен. Кстати, о долге интересно получается, что есть права и обязанности утверждают юристы, что нет обязанностей без прав и прав без обязанностей, ну, что интересно пронаблюдать, тому, кому удается и кто умеет как говорят жить, стремиться приобрести права без обязанностей. На этом пала в свое время Россия, потому что наше ведущее дворянство все-таки стремилось приобрести все права и ни каких обязанностей. На этом пал и Советский Союз, т.е. административно-командное управление, которое то же стремилось освободить себе от всяких обязанностей и обрести только право. На этом рушатся империи и будут, рушатся потому, что все равно правда побеждает, и как наш великий Кутузов ни только полководец, но и мудрый человек, сказал: «Вы, господа, ищите побед, а я смысла в них». Действительно победы могут быть опять, цена им разная, а истинная цена определяется тем смыслом, которая появляется в победе. Я не собираюсь учить, я извиняюсь перед читателем за свои порывы поучительства. Прав Б. Шоу сказав: «Кто ничего не умеет, берется учить». Но я не учу, я не только намекаю и выражаю свою солидарность, но в то же время мне, как говорится, милость Божья была, и мне кажется, что я нашел способ, которым может каждый пользоваться не надо для этого изучать какой-то специальный язык, не нужно ему изучать компьютерный язык, или язык какой-то другой нации, достаточно владеть собственным родным языком. И тогда уже живьем человек будет улавливать то, что надо. Я пришел к этому очень мучительно и долго. Вообще я долгодум и тугодум, но все равно я благодарен судьбе, жизни и добрым людям которые участвовали в моей жизни. Безусловно, ни какое творчество невозможно без сотворчества, мне помогали. Я благодарен этому. Мне повезло в этом смысле, что я находился в свое время без работы, но не потому, что мне там советская власть, еще что-то, советизм мешал – это было. Но ни это было главное, было главное то, что я так соображал. Я думал ну, хорошо, я услышу, прочитаю, повторю. Что от этого? Как бы мне это удовлетворения не давало. Так надо самому создать что-то такое, что несло бы безвредную пользу. Опять Кутузов – можно достигнуть победы, но какой смысл этой победы будет? Поэтому мне как-то, слава тебе Господи, видимо повезло. Я не рвался сделать какие-то великие открытия, хотя преклоняюсь перед открывателями, перед всеми Ньютонами, особенно перед Д.И. Менделеевым. Но мне не повезло в том смысле, что я ничего не открыл, а как-то само по себе высветилось, я начинал жить так, что как в сказке моя жизнь начиналась и шла. Может так и идет? Я шел туда - не зная куда, искать то – не зная что. Таким образом, я не мог повторять сказанное, особо, иногда повторяя, как сейчас повторял, от этого никуда не денешься, но я не присваиваю совсем мне ничего не принадлежащее. Меня это удовлетворяет. Таким образом, я не мог быть таким интеллигентным, который мог бы за счет этого себе заработок устроить. Я просто работал и считал для себя, что я должен зарабатывать просто обычным трудом. Работягой. Так я и прожил. Потом меня поразило в юности то, что уважаемые люди говорили, вот если бы то-то было, если то-то, я был бы не знаю кем-то. Я думал, не знаю почему? Ты хороший и так, рабочий, ты достаточно полезный человек, почему такое сожаление.