М.В.Быстров

ВЕРА И НАУКА: ПЕРВОЕ РУКОПОЖАТИЕ

 

                                                    Тезисы доклада

 

Фатальное противостояние двух взглядов на мир – научного и религиозного – восходит к абсолютизации или преобладанию либо анализа, либо синтеза. С одной стороны, - расчленение целого на части, классификация и разбор отдельных аспектов, а с другой, - эмоциональное восприятие мира в его единстве и вера в творческую и разумную силу.

Должны ли оба подхода к осознанию мироустройства всегда оппонировать или, наоборот, дополнять друг друга? Если они так или иначе тяготеют к разным полушариям нашего мозга, то, казалось бы, и могут вполне соединиться у нас «под кепкой», стоит лишь нам гармонизировать своё мышление…

Действительно, смыслообразование как раз и начинается при движении от одной «подсистемы» коры к другой, когда между ними возникает своеобразный диалог. Причём, новое и внезапное видение реальности в целом – инсайт – озаряет нас, вероятно, при переходе информации от левого, дискурсивно-дискретного полушария к целостно-образному правому, выполняющему, как полагагают, административно-руководящие функции и над всем мозгом.

В правой половине, по-видимому, совершается и философская рефлексия – осмысление предельных оснований Бытия и «осознание знания», когда мы погружаемся в размышления и отвлекаемся от непосредственных ощущений отдельных вещей. Любопытно, что устремлённость к некому непрерывному первоначалу одинаково прослеживается  в философии (апейрон, пустота или дао), физике (вакуум, различные поля и непременный эфир) и в математике (континуум).

С другой стороны, и безраздельно господствующее в природе второе начало термодинамики неукоснительно продвигает мир в сторону сглаживания  всяких различий – к равномерному и безликому распределению материи, лишённому какой-либо структуры. Но мы же её всё-таки наблюдаем…

Установлено, что как раз наиболее сложные образования, каковыми являются органические, подвержены разрушительному действию термодинамики в наибольшей степени. Следовательно, жизнь как таковая в самих своих глубинах есть постоянная борьба с энтропией и поддержание целостной организации. Поэтому, безусловно, должно существовать активное созидающее и упорядочивающее начало, действующее наперекор всеобщему сползанию к бесформенному хаосу, и главное – непричастное энтропии – этой «тени энергии». Но «безэнтроопийна» только мысль, свободно блуждающая по прошлому и будущему. С неё, например, и начинаются наши творческие потуги и возникает всё рукотворное, вплоть до обычных домашних туфель. В конце концов, разве творчество – не воплощение идеи в материи, а всё великое, достигнутое в мире, разве не было предварительно тщательно обдумано и взвешено?…

Так мы приходим к непрерывному континууму, могущему быть местопребыванием и вместилищем вселенской мысли. Вероятно, там не только набрасывается общий план мироздания, но и обитает тот неуловимый дух, который и питает всё живое.

Оказывается, ещё Зенон Элейский (5 век до н.э.) доказал, что континуум не может состоять из бесконечно малых и неделимых  частей. «Зернистость» свойственна скорее не ему, а уже материи. Заметим, что и Лейбниц разводил непрерывность и прерывность по разным онтологическим сферам. А по Аристотелю «всё само по себе движущееся непрерывно» (!). Но ведь таковы и мысли, перетекающие одна в другую. И оба философа задавались вопросом: почему существует «нечто», а не «ничто»? Скажем теперь, - что в противном случае не было бы всего остального, да и подобный едкий вопрос не пришлось бы никому задавать…

Указанную дилемму можно трансформировать в две альтернативы: (а) абсолютная пустота – безмолвная и безжизненная и (б) пустота плюс непрерывное движение. Здесь мы подходим к ещё одной линии навязчивых философских размышлений о мироустройстве - на базе вихревого движения, о котором писали Эмпедокл, Демокрит, а уже в новое время – Декарт и многие другие. В самом деле, вихри естественны для любой непрерывной среды. В своё время они были обнаружены даже «на кончике пера» в идеальной жидкости. Да и в своей ванне мы наблюдаем спиральное движение при спуске воды,  не говоря уже о воздушных смерчах, торнадо и т.п.

«Наполняющее» пустоту непрерывное движение, очевидно, только тогда будет иметь «права гражданства», когда оно несёт некий смысл, заключающийся, например, в идее целостности. Действительно, может ли целостная организация сама созреть в нашем бренном мире, эволюционировать и как-то доводиться до совершенства или она должна быть внесена в него сразу и во всей полноте? Ответ, думается, очевиден. Ибо целостность, как и вера, может либо быть, либо не быть. Как, впрочем, и беременность…

Обе фундаментальные идеи – непрерывного универсального движения и трансцендентной всеохватывающей целостности – чудесным образом объединяются в знаменитой «золотой пропорции» (ЗП). Этот «априорный», по выражению П.Флоренского, «закон природы» (ЗП!) доминирует повсеместно – и в движении планет Солнечной системы, и в строении пестиков и тычинок у растений. Причём, мы обнаруживаем оба аспекта ЗП – арифметический – в виде «золотых чисел» и ряда Фибоначчи, а также – геометрический – в лице легендарной логарифмической спирали.

Последняя и являет собой то законосообразное вихревое движение, которое и лежит в основании мира. Это и есть тот дух, который, согласно Библии,  «живит» всё сущее. Он несёт идею комплементарного объединения частей в целое – идею, проявляющуюся, безусловно, и тотально во всемирном тяготении, а на уровне сознания – в любви и эмпатии. И хотя «спущенная свыше» и неподвластная нам целостность нынешнего мира безвозвратно уходит, она всё же будет восстановлена, согласно Библии,  в надлежащий момент.